Михаил Лермонтовстихотворение«Звуки»

Что за звуки! неподвижен внемлю
Сладким звукам я;
Забываю вечность, небо, землю,
Самого себя.
Всемогущий! что за звуки! жадно
Сердце ловит их,
Как в пустыне путник безотрадной
Каплю вод живых!
И в душе опять они рождают
Сны веселых лет
И в одежду жизни одевают
Все, чего уж нет.
Принимают образ эти звуки,
Образ милый мне;
Мнится, слышу тихий плач разлуки,
И душа в огне.
И опять безумно упиваюсь
Ядом прежних дней
И опять я в мыслях полагаюсь
На слова людей.

Раннее стихотворение Лермонтова, написано в 1830 году. Посвящено известному московскому гитаристу М. Т. Высотскому, с которым Лермонтов встречался в 1830 г. и которому преподнес данное стихотворение после одного из концертов.

Высотский Михаил Тимофеевич
(гитарист-семиструнник и композитор)

В. А. Русанов, знаток истории гитары в России, пишет: «Высотский поражал слушателей не одной необыкновенной техникой своей игры — он поражал их своим вдохновением, богатством своей музыкальной фантазии. Он как бы сливался с гитарою; она была живою выразительницею его душевного настроения, его мыслей».

Стихотворение Лермонтова интересно и как свидетельство глубины переживания поэтом музыки, и тем, что в нем своеобразно преломляются некоторые типично лермонтовские мотивы: музыка оживляет для него «пустыню» жизни, воскрешает любовь и веру в добро.

«Итак, прощай! впервые этот звук…» М. Лермонтов

Итак, прощай! Впервые этот звук
Тревожит так жестоко грудь мою.
Прощай! — шесть букв приносят столько мук!
Уносят всё, что я теперь люблю!
Я встречу взор ее прекрасных глаз,
И, может быть, как знать… в последний раз!

Анализ стихотворения Лермонтова «Итак, прощай! впервые этот звук…»

Впервые Михаил Лермонтов влюбился в 16-летнем возрасте. Его избранницей стала юная Екатерина Сушкова, которая не воспринимала всерьез своего поклонника, считая его ребенком. Тем не менее, чувства ее поклонника были настолько сильны, что именно Сушковой Лермонтов посвятил наибольшее количество любовных стихов. Сперва они носили романтических характер. Однако со временем в произведениях появились нотки ревности, которые вскоре переросли в глубокие душевные терзания.

Поэт понимал, что для этой девушки он не представляет интереса, но побороть свои чувства к ней был не в состоянии. Екатерина Сушкова же умышленно дразнила своего ухажера, позволяя себе флиртовать у него на глазах с другими молодыми людьми или же публично унижала Лермонтова, доводя его этим до бешенства. Тем не менее, когда осенью 1830 года пара рассталась на долгих 4 года, поэт испытал не чувство облегчение, а горечь безвозвратной потери. Его избранница покидала Москву по желанию родственников, и отныне ей предстояло жить в Санкт-Петербурге, где девушку хотели выдать замуж. Поэтому Лермонтов понимал, что должен забыть о любимой.

Но одно дело – принять подобное решение, а другое – выполнить его вопреки собственному желанию. Накануне отъезда Екатерины Сушковой поэт пишет стихотворение «Итак, прощай! Впервые эти звуки…», которое успевает передать избраннице. Впоследствии она переписывает его в свой дневник, указывая точную дату любовного послания – 1 октября. В этом коротком стихотворении Лермонтова нет ни одного слова о любви. Тем не менее, о чувствах, которые он испытывает к Сушковой, не сложно догадаться. «Прощай! – шесть букв приносят столько мук!», — восклицает автор, и уже не возникает сомнений в том, что именно происходит в его душе.

Лермонтова пугает не столько разлука с возлюбленной, сколько вероятность того, что он больше никогда ее не увидит. Ведь ни для кого не секрет, что Сушковой пытаются устроить выгодную партию – ее семья просто мечтает породниться с династией Лопухиных. Поэтому поэт с горечью отмечает: «Я встречу взор ее прекрасных глаз и, может быть, как знать… в последний раз!». Лермонтов даже не предполагает, что пройдет несколько лет, и они сперва подружатся с Сушковой, а после он заставит ее влюбиться в себя и жестоко отомстит ветреной кокетке за все унижения, обиды и насмешки, которые ему довелось терпеть без малого десять лет.

Когда волнуется желтеющая нива.

Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зелёного листка; Когда, росой обрызганный душистой, Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо кивает головой; Когда студёный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, — Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу бога.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»

Одно из последних стихотворений Лермонтова, лирический итог многочисленных исканий, тем и мотивов. Белинский относил это стихотворение к числу избраннейших вещей, в которых «все лермонтовское». Не будучи символическим, с мгновенной непосредственностью запечатлевая настроение и чувство в их «лирическом настоящем», оно тем не менее сплошь состоит из высокозначимых в лермонтовском мире эмблематических слов, каждое из которых имеет долгую и изменчивую поэтическую историю.

В запеве – тема одинокой участи. «Кремнистый путь» во второй строке,

Тема песни («сладкий голос», или голос «отрадный» из чернового варианта), возникающая при поддержке гармоничной звукописи в последней строфе, но разлитая в напевном строе всего стихотворения (начиная с «Ангела»), связывается с тем особым лермонтовским Эдемом, которому он присвоил имя «отрады», с идеальной полнотой бытия, недостижимой в земных борениях, однако включающей в себя музыкально преображенные земные ценности (цветенье природы, женскую любовь). «Темный дуб» примыкает к той же цепи образов блаженства.

Девятая и десятая строки перекликаются с одиннадцатой и двенадцатой строками «Демона» и с седьмой строкой стихотворения «И скучно и грустно» («…прошлого нет и следа…»), отличаясь от них новым настроением задумчивой грусти. Ключевая формула «свободы и покоя», по видимости, совпадает с пушкинской: «…ищу забвенья и свободы…». Мотив побега в «обитель мирную» у Лермонтова лишен пушкинской уравновешенности и «превратился в тему романтически универсального избавления» приобщения к неувядающей жизни.

Все эти прежние смысловые моменты лермонтовской лирики вступают здесь в новое трепетно‑сложное соотношение – душевная тончайшая вибрация, совмещающая восторг пред мирозданием с отчужденностью от него, печальною безнадежностью с надеждой на сладостное чудо.

Природа в стихотворении – не безучастная и не «равнодушная» к человеческой бренности. Герой, казалось бы, готов к ней припасть и, однако, едва прозвучал вопрос‑вздох: «Что же мне так больно и так трудно?», как прекрасный мир, чьей реальности воздано должное в первых шести строках, словно бы меркнет для героя, болезненно ощутившего свое неутоленное «я», и он с неожиданной силой желания прорывается, куда‑то прочь, в блаженную область.

«Психологическая и моральная утопия свободы и покоя» как вечно длящегося блаженства получила в литературе разноречивые философские оценки: для них это «деятельный покой» в едином ритме с жизнью целого, для других напротив, «дремотная нирвана», растворение в «космической безмятежности». В стихотворении, действительно, есть тон глубокой и трагичной усталости, однако «мир и отрада» всегда были для Лермонтова высокими ценностями и подчас пределом бурных стремлений; они противостоят деятельности жизни. В стихотворении желанные «мир и отрада» облекаются в образ вечного расцвета, обретают, по замечанию Д. Максимова, черты «космического эроса» – это «природы жаркие объятия» («Демон»), которые, быть может, в ином плане бытия вновь раскроются навстречу давнему изгнаннику.

Даже среди богатств русской лирической поэзии стихотворение остается непревзойденным по музыкальности. Как и в «Тучах», но с большей выразительностью, стиховой строй сочетает черты элегичной медитации и песни. К типично песенным приемам относятся повторы‑подхваты, сочленяющие строфы.

По словам В. О. Ключевского, пьеса «своим стихом почти освобождает композитора от труда подбирать мотивы и звуки»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Короткая справка