Михаил Лермонтовстихотворение«Тамара»

В глубокой теснине Дарьяла,
Где роется Терек во мгле,
Старинная башня стояла,
Чернея на черной скале.

В той башне высокой и тесной
Царица Тамара жила:
Прекрасна как ангел небесный,
Как демон коварна и зла.

И там сквозь туман полуночи
Блистал огонек золотой,
Кидался он путнику в очи,
Манил он на отдых ночной.

И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.

На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух:
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный Евнух.

На мягкой пуховой постели,
В парчу и жемчуг убрана,
Ждала она гостя. — Шипели
Пред нею два кубка вина.

Сплетались горячие руки,
Уста прилипали к устам,
И странные, дикие звуки
Всю ночь раздавалися там.

Как будто в ту башню пустую
Сто юношей пылких и жен
Сошлися на свадьбу ночную,
На тризну больших похорон.

Но только что утра сиянье
Кидало свой луч по горам,
Мгновенно и мрак и молчанье
Опять воцарялися там.

Лишь Терек в теснине Дарьяла
Гремя нарушал тишину;
Волна на волну набегала,
Волна погоняла волну;

И с плачем безгласное тело
Спешили они унести;
В окне тогда что-то белело,
Звучало оттуда: прости.

И было так нежно прощанье,
Так сладко тот голос звучал,
Как будто восторги свиданья
И ласки любви обещал.

Стихотворение написано между маем и началом июля 1841 года. Впервые опубликовано в 4-ом номере «Отечественных записок» за 1843 год.

Стихотворение «Тамара» свидетельствует о знакомстве Лермонтова с грузинским фольклором. В Грузии сохранилась легенда о коварной царице Дарье, замок которой находился в Дарьяльском ущелье. Царица волшебной силой заманивала путников к себе в замок и после ночи любви убивала их, сбрасывая затем трупы в Терек. Французский путешественник Ж. Гамба приводит эту легенду в своей книге, которую Лермонтов упоминал в «Герое нашего времени».

Дарьяльское ущелье с замком Тамары
(рисунок М. Ю. Лермонтова)

Однако, в истории Грузии не было царицы Дарьи, Лермонтов, возможно, слышал другой вариант легенды, связанный с именем имеретинской царицы Тамары, жившей во второй половине XVII в. и соединявшей в себе редкую красоту и очарование с хитростью и вероломством.

«Мой демон» М. Лермонтов

Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.

Анализ стихотворения Лермонтова «Мой демон»

«Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829 годом. К тому же периоду времени относится начало работы над поэмой. В произведении нашлось место большинству мотивов, впоследствии встречающихся в «Демоне» и являющихся отражением трагического мировосприятия Михаила Юрьевича. Юный поэт страдает от одиночества, не верит в существование искренней любви и в силу добра, скептически относится к окружающей действительности. К осмыслению природы демонизма он обращается на протяжении всей жизни. Косвенно или напрямую тема присутствует в поэмах «Азраил», «Ангел смерти» и «Сказка для детей», романе «Герой нашего времени», балладе «Тамара», драмах «Два брата» и «Маскарад», незавершенном произведении «Вадим».

Своим стихотворением Лермонтов продолжает развивать мотив демонизма, придерживаясь классической европейской традиции. Она восходит к библейской истории о падшем ангеле, восставшем против бога и превращенным им в духа зла. Вариации этой легенды встречаются в творчестве Мильтона, Гете, Клопштока, Байрона, Виньи, Мура. В России одним из первооткрывателей темы считается Пушкин, написавший в 1823 году стихотворение «Демон». Оно настолько впечатлило пятнадцатилетнего Михаила Юрьевича, что тот сочинил своего рода ответ. Важнейшее отличие в восприятии демонической темы у двух поэтов отражается уже в названии. У Лермонтова к слову «демон» прибавляется местоимение «мой».

Первые восемь строк стихотворения Михаила Юрьевича — изображение духа зла через описание пейзажа. Важнейшую роль здесь играет ощущение движения — Демон носится между облаков. Он наслаждается роковыми бурями, пеной рек и шумом дубрав. Его мятежная душа постоянно стремится к действию. Трон Демона, осмелившегося отказаться от власти бога, находится средь желтых облетевших листьев. Дух зла, унылый и мрачный, подвержен страстям, но старается подавить их в себе. Всесильность Демона сочетается с тотальным одиночеством. Только «онемевшие ветры» способны существовать рядом с ним. Лермонтов явно восхищен главным героем стихотворения. Поэту импонирует его мятежность, сила духа, умение управлять собственными страстями. Величие образа духа зла передается Михаилом Юрьевичем при помощи высокой лексики и устаревших слов.

«Демон», анализ поэмы Лермонтова

Образы нечистой силы всегда тревожили сердца поэтов и писателей. Сила добра, воплощенная в Боге, не имела другого обличья. А вот посланец Ада каких только имен не носил: и Дьявол, и Сатана, и Люцифер. Это доказывало, что зло многолико, а человек должен быть настороже, ведь он может поддаться искушению, и тогда душа прямиком попадет в ад.

Однако в романтической литературе начала XIX века, особенно русской, образы нечистой силы становились не столько злодеями, сколько тираноборцами, а тираном, как это ни парадоксально, становился сам Бог. Ведь именно он требовал от человека страданий, заставлял слепо следовать его воле, принося в жертву порой самое дорогое, что у него было.

Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон» не стала исключением. За основу сюжета поэт берет известную библейскую легенду о духе зла, низвергнутом Богом с неба за бунт против его власти. Образ Демона, преступившего законы добра и оставшегося одиноким в пустыне наскучившего ему мира, волновал Лермонтова всю жизнь. Над поэмой Михаил Юрьевич работал 12 лет.

В начале работы поэт сочувствовал своему герою. Стремление Демона быть безграничным в чувствах и действиях, вызов обыденности существования, дерзость бунта против божественных установок были притягательны для юного Лермонтова. Демон — необычный герой: он презирает ограниченность людского существования и во времени, и в пространстве. Когда-то он «верил и любил», «не знал ни злобы, ни сомненья», но теперь «давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта».

Пролетая над долинами роскошной Грузии, он видит, как танцует молодая княжна Тамара. В этот миг Демон испытывает неизъяснимое волненье, потому что «немой души его пустыню наполнил благодатный звук» и «вновь постигнул он святыню любви, добра и красоты». Но его любовь не нужна Тамаре, ведь она ждет своего жениха — отважного князя Синодала.

Все герои поэмы, кроме Демона, замкнуты в пространстве своей судьбы. Трагические обстоятельства управляют ими, и сопротивление им бесполезно. Отважный князь спешит на брачный пир и минует часовню, где всегда приносил «усердную молитву». Как только «презрел удалой жених обычай предков своих», как только он перешел границу предписанного, смерть от «злой пули осетина» настигла его. Может быть, это месть Демона?

Создавая свою поэму, Лермонтов вспомнил услышанную им на Кавказе старинную легенду о горном духе Гуда, полюбившем прекрасную грузинку. Когда дух Гуда узнал, что Нино любит земного юношу, не в силах терпеть муки ревности, накануне свадьбы он засыпает саклю влюбленных огромной снежной лавиной. Но Лермонтова не устраивает принцип: «Так не доставайся же ты никому!» Его Демон действительно ради любви готов преобразиться: он лишен энергии зла и жажды мести, и в нем нет ревности.

Любовь к Тамаре для Демона — попытка освобождения от холодного презренья к миру, на которое обрек его бунт против Бога. «Зло наскучило ему» оттого, что он не встречает ему сопротивленья в людях, которые охотно используют подсказки Дьявола. Демон «сеял зло без наслажденья», он лишен тщеславного удовлетворения от своей власти над ничтожными людьми.

Когда Тамара горюет о погибшем женихе, Демон

. К ее склонился изголовью;
И взор его с такой любовью . на нее смотрел.

В этот момент он не был ни ангелом-хранителем, ни «ада духом ужасным». Когда Тамара решает сузить свою жизнь до мрачной кельи монастыря, Демон хочет вернуть ей всю широту свободы и подарить пространство вечности. Он обещает Тамаре рай всезнанья, рай свободы:

Я опущусь на дно морское,
Я полечу за облака,
Я дам тебе все, все земное —
Люби меня.

Но цена такой свободы слишком высока — отказ от всего ничтожного земного, то есть смерть. Поэтому Тамара и хочет спастись от «неотразимой мечты» лукавого духа. На помощь ей приходит Ангел, не верящий в преображение Демона, поэтому он возвращает его к прежней роли злодея. Таким образом, у Неба не хватило веры в добро, сознания его силы в душе Тамары и возможности его в Демоне. Тамара же оказалась способна не только полюбить Демона, но и позаботиться о спасении своей души. После ее смерти «грешная душа» Тамары омыта слезами Ангела, ведь она «ценой жестокой искупила» возможность того, чтобы рай ей все-таки открылся.

Смерть Тамары — победа любви к Демону, но сам он не спасен этой победой, ведь она отнята смертью, а душа взята Небом. Увидев, как душа Тамары, «молитвой ужас заглуша», ищет спасения на груди Ангела, Демон окончательно побежден:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои.

Причину поражения Демона Лермонтов увидел в ограниченности чувств Демона, в том числе и к Тамаре, поэтому он сочувствует своему герою, но и осуждает за надменное ожесточение против мира. «Вечный ропот человека» как гордое желание его встать вровень с природой запечатлен в образе Демона. Божественный мир могущественнее мира личности — такова позиция поэта.

Критика по-разному оценила образ Демона. Символический образ лучше всех раскрыл В. Белинский. Он писал, что Демон наводит на человека сомнение в истине: «Пока истина для вас только призрак, мечта, — вы добыча Демона, потому что должны узнать всю пытку сомнения».

Сакля — хижина, жилище кавказских горцев.

Анализ поэмы «Демон» — не единственное сочинение, связанное с Лермонтовым:

Стих демон лермонтов текст

Великий Русский Поэт — Михаил Лермонтов. Гений! Убит на дуэли 26 лет отроду. Ярчайшая, редкостная звезда. Если его краткий юношеский путь так ослепителен, то какой бы немыслимой высоты достиг он в зрелые годы!
Что бы ни говорили – он был ближе всех к Господу.

Лермонтов. У него в сокровенном — не любование, а именно – любовь-страдание-мука. Прозорливость – легко видел то, что иным непонятно.

А современники, даже глядя на него в упор, видели разное: «едок и заносчив»; «скучен и угрюм»; «прост и ласков»; «воплощение шума, буйства, разгула, насмешки»; «грустен, задумчив, мягок»; «пошлости не терпел»; «имея славу льва-писателя, в свете не мог отделаться от застенчивости»; «огромные печальные глаза»; «глаза-щели, полные злости и ума»…

А вот из воспоминаний, когда Лермонтов был убит. Раевский: «Все плакали, как малые дети». Эрастов: «Все смеялись!»
Кто не содрогнется от таких воспоминаний?

Бездонность, непостижимость гения. Гордый, отверженный, одинокий, вроде бы презирающий всех, а сквозь стихи – нежная тоска по отцовству. У самого – ранняя гибель матери (умерла от чахотки в 22 года), жизнь вдали от отца.

Чувство любви. Сквозь всю его Поэзию потрясающее – однолюб, трагическое, властное, высокое чувство, которое было сильнее его. Многим стихи посвящает – а образ вырисовывается единственный…
Приступы ярости, отчаянья, ревности: «Кинжалом в нетерпении изрезал я ковер, я жду…»; «Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал!» А впрочем, всё не так просто и однозначно в его Поэзии, тут одновременно и Вселенная и бездна земная… Странный вихрь и дыхание звезд. Увидев ландыш – узрел в небе Бога.

Всё перепутано – и сон и явь. Лермонтов легко переходит из одного мира в другой. Не надо искать ответы о неопознанном у сомнительных гадальщиков (у них свой бизнес!), а загляните в отрешенную от алчного быта – высокую Поэзию. Взять Лермонтовские стихи – всё кратко и зримо: выход астрального тела и жизнь после смерти, и прочее… Всё запечатлено Лермонтовым – давно, легко, ранимо, чисто, ясно… Послание в Будущее. Видимо, адресаты не в нашем поколении.

А Лермонтовский Демон? Из него хотели сделать революционера. Бесполезно! Он отвержен от Божьего света, но сам отверг и черный. «То не был ада, дух ужасный, порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!»

Я в детстве слышала от своей прабабушки (она Лермонтова не читала, а я еще не успела прочесть) такое таинственное сообщение: «Запомни. Есть некий демон – заблудившийся, отверженный Ангел, их было много сметено в гневе Господом на землю. Он ищет земной любви, летая над деревнями, сёлами и городами. Рассыплется снопом искр над крышей – и пропала девица, он ее избрал. Одно спасение – умереть, отдать Богу душу свою. Все до единой и умирали – чистота побеждала».

Умирает и прекрасная черноволосая Тамара. (Кстати, в ранних редакциях поэмы – она была русоволосая затворница монастыря, о Грузии и вовсе не упоминалось). А теперь гляньте на одухотворенную картину Врубеля «Демон и Ангел с душой Тамары» (эта иллюстрация не включалась в мои детские годы в книги Лермонтова, да и конец поэмы о душе Тамары отсекался цензурой). Тамара (не Муза ли Поэзии Лермонтова?) попадает в объятия Ангела, как две капли воды похожего на Демона, но – ослепительно-белого, чистого, светлого… Тут еще многое не понято, это создано для вечности…

И еще. Насколько противоположен Лермонтовский Демон презренному Фаусту. Фауст – продает, ищет выгоду для себя. А Демон Лермонтова ищет особый свет (Из «Паруса»: «Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит!»), он пренебрегает собой и бессмертием, он не идет в услужение Люциферу, не продает свою душу, он его люто ненавидит и верит в Божий суд; это сквозит через всю лирику Лермонтова: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата!»
Но Демон и в святые не рядится – слишком честен, открыт: вот они, грехи мои! Это редкость – обнаженное до боли и безумия сознание своей вины в чем-то… Причем вины такой, что многие люди и за вину не считают.
А «Черный человек» – еще одного пресветлого Поэта? Он прилюдно ударяет себя тростью по лицу, да как! «И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу…» Кто сможет еще подняться на такую духовную высоту душевной честности? Вот и гляньте в зеркало…

Лишь прошедший через великие, душевные страдания видит необозримую даль. «Не смейся над моей пророческой тоскою…», «Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт…». Поэты от Бога — предсказывают в своих стихах Будущее. Лермонтов. Убитый на дуэли 27 июля 1841 года в 6 часов вечера у подножия горы Машук. В ангельском возрасте он ушёл.

Но словно – он и в Настоящем присутствует: «Печально я гляжу на наше поколенье…». Именно – наше, и говорит в этом стихе именно о нашем поколении. Но – для каждого отдельно. А и стоит ли мне объяснять то, что передается не на словесном, а духовном уровне?

Думаю, среди нынешних отроков уже есть посланцы Будущего, которые углядят истинные сокровища Поэзии. Зачем открывать покорно рот (не младенцы!), когда Вас кормят непотребством? А ведь Вы и блаженно летать умеете… Почувствуйте свои крылья.

——
©Татьяна Смертина. О поэзии и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэма Лермонтова «Демон». Лермонтовская печаль. 1993. Предисловие к сборнику стихов М.Ю. Лермонтова «Предсказание». Статья о Лермонтове, портреты Михаила Лермонтова. Tatiana Smertina
© Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник П.Е.Заболотский. 1837.
©Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова (скан Татьяны Смертиной, этот портрет висел в ее комнате с детских лет).
©Картина слева — Михаил Врубель «Тамара и Демон», к поэме Михаила Лермонтова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Короткая справка