Михаил Лермонтовстихотворение«Смерть поэта»

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде. и убит!
Убит. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать. —

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Стихотворение является откликом на смерть А. С. Пушкина; написано в 1837 году.

Пушкин Александр Сергеевич
(Великий русский поэт)

Стихотворение «Смерть поэта» занимает в истории отечественной литературы особое место: это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина.

Стихотворение имело широкий общественный резонанс. Дуэль и смерть Пушкина, клевета и интриги против поэта в кругах придворной аристократии вызвали глубокое возмущение среди передовой части русского общества. Лермонтов выразил эти настроения в мужественных, исполненных поэтической силы стихах, которые разошлись во множестве списков среди современников.

Однако, в придворных кругах стихотворение было расценено как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».
На Лермонтова было заведено дело «О непозволительных стихах. »; в середине февраля 1837 года он был арестован, а уже 25-го стало известно решение Николая I перевести Лермонтова «тем же чином в Нижегородский драгунский полк» (ссылка на Кавказ).

Дуэль стих лермонтова

В первый раз М.Ю.Лермонтов приехал на Горячие Воды в 1825 г., десятилетним мальчиком, со своей бабушкой Е.А.Арсеньевой. В 1837 г. сосланный на Кавказ Лермонтов некоторое время жил в Пятигорске, и впечатления этого периода отражены в повести «Княжна Мери». ВоПамятник М. Ю. Лермонтову. время своего последнего пребывания в этом городе в 1841 г. он написал «Пророк», «Выхожу один я на дорогу» и другие, ныне широко известные, стихотворения. Здесь трагически оборвалась его жизнь. Ни один гость Пятигорска не забывает поклониться памятнику поэту, побывать в Домике Лермонтова, на месте роковой дуэли.

Музей «Домик Лермонтова» (ул. Лермонтова, 4). Проезд трамваем или автобусом до остановки «Цветник», далее пешком вверх по улице Анджиевского. М.Ю.Лермонтов приезжал в Пятигорск несколько раз — в детские годы и во время ссылки на Кавказ. Последние месяцы своей жизни великий поэт провел в небольшом домике на тогдашней северной окраине города. Сюда же Дом-музей М.Ю.Лермонтова было привезено тело поэта после роковой дуэли 15 июля 1841 г. В 1884 г. по инициативе русского драматурга А.Н.Островского здесь была установлена мраморная доска: «Дом, в котором жил поэт М.Ю.Лермонтов». С 1912 г. этот домик стал музеем. В 1973 г. на базе музея «Домик Лермонтова» создан Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова. В него входит старейший квартал Пятигорска, а также лермонтовские места в Кисловодске и Железноводске. В Домике Лермонтова представлены личные вещи поэта, воссоздана обстановка его времени.

Памятник М.Ю.Лермонтову (сквер имени Лермонтова). В центре Пятигорска установлен этот памятник, средства на сооружение которого собирались по подписке более 10 лет. Автор — скульптор А.М.Опекушин (1838-1923), создатель памятника А.С.Пушкину в Москве. Лермонтов изображен сидящим, устремившим взгляд на цепь Кавказских гор. У ног — раскрытая книга. Фигура великого поэта отлита из бронзы, пьедестал изготовлен из гранита. На лицевой стороне пьедестала — бронзовая лира и надпись: «М.Ю.Лермонтову. 16 августа 1889 года». 16 августа 1889 г. состоялось открытие памятника.

Дом Верзилиных — литературный отдел музея «Домик Лермонтова». Находится недалеко от Домика Лермонтова. В этом доме жила семья генерал-майора П.С.Верзилина, здесь собиралась молодежь и часто бывал М.Ю.Лермонтов. Поэт любил повеселиться, посмеяться, потанцевать. Иногда он развлекал себя и других остроумными экспромтами. Вечером 13 июля 1841 г. здесь, в гостиной, произошла ссора Лермонтова с Мартыновым, послужившая поводом для дуэли. Первый биограф Лермонтова П.А.Висковатов писал: «Нет никакого сомнения, что г. Мартынова подстрекали со стороны лица, давно желавшие вызвать столкновение между поэтом и кем-либо из не в меру щекотливых или малоразвитых личностей». В доме Верзилиных развернута экспозиция «Лермонтов на Кавказе», включающая исторические документы, автографы поэта, его картины и рисунки.

Эолова арфа (отрог горы Машук). В 10 минутах ходьбы от музея «Домик Лермонтова». Проезд автобусом до остановки «Пироговские ванны». На возвышенной точке восточной оконечности отрога горы Машук по проекту архитекторов братьев Бернардацци в начале 30-х гг. прошлого века была сооружена круглая беседка с колоннами. В каменный пол ротонды был вмонтирован деревянный футляр с двумя арфами, флюгер на куполе беседки, поворачиваясь под действием ветра, приводил в движение устройство, касавшееся струн, — раздавались мелодичные звуки. Потому-то беседка и получила название «Эолова арфа». Беседка упоминается в повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Ныне Эолова арфа оснащена электромузыкальным инструментом.

Академическая галерея . От беседки «Эолова арфа» сюда можно спуститься по кольцевой тропинке, а от вокзала в сторону галереи ходит автобус. В серединеАкадемическая галерея. прошлого века в верхней части ущелья, разделяющего гору Горячую и Михайловский отрог Машука встало, словно соединяя их, легкое белокаменное здание Елизаветинской галереи. Свое название галерея получила по наименованию открытого в 1811 г. Ф.П.Гаазом источника. «Пойду к Елисаветинскому источнику, — читаем в повести М.Ю.Лермонтова «Княжна Мери», — там, говорят, утром собирается все водяное общество. Наконец вот и колодец. На площадке близ него построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя». В правом крыле новой галереи были установлены ванны, которые назывались тогда Товиевскими. В левом крыле имелся зал для отдыха. Около галереи выставили древние каменные изваяния, найденные на Кавминводах археологами-энтузиастами. Ныне в галерее, названной в честь двухсотлетия Академии наук (1925) Академической, — бюветы минеральных (углекислых и угле-кисло-сероводородных) источников. С площадки перед галереей, куда ведет широкая каменная лестница (построена в 1935 г.), открывается прекрасная панорама Пятигорска и его окрестностей.

Грот Лермонтова (близ Академической галереи). Несколько ниже Эоловой арфы в крутой скале на отроге горы Машук находится Грот Лермонтова, к которому можно подойти от Академической галереи. В 1831 г. архитекторы братья Бернардацци придали декоративный вид естественной пещере, сделав ее излюбленным местом уединенного отдыха курортников. Бывал здесь М.Ю.Лермонтов. В «Княжне Мери» этот грот — место встречи Печорина с Верой: «Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот. подошел к самому гроту. Смотрю: в прохладной тени его свода, на каменной скамье сидит женщина. Я хотел уже вернуться, чтоб не нарушить ее мечтаний, когда она на меня взглянула — Вера! — воскликнул я невольно». На своей картине «Вид Пятигорска» (1837) Лермонтов изобразил отрог горы Машук и ведущую к гроту аллею, по которой идет человек в цилиндре.

Лермонтовские ванны (просп. Кирова, 21). Это здание, построенное в 1826-1831 гг. по проекту братьев Бернардацци, — старейшее из числа подобных сооружений в России. Но оно известно и тем, что здесь лечился М- Ю. Лермонтов. Во время первой ссылки на Кавказ поэт писал другу: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить — в месяц меня воды совсем поправили . » До того в письме М.А.Лопухиной он сообщал: «Я теперь на водах, пью и принимаю ванны, словом, веду жизнь настоящей утки». Раньше эти ванны назывались Николаевскими. Одноэтажное здание ванн построено из машукского камня, оно отличается строгой простотой, характерной для зодческой манеры Бернардацци.

Грот Дианы (парк «Цветник»). Проезд городским транспортом. Эта искусственная пещера в парке на северном склоне горы Горячей сооружена по проекту братьев Бернардацци в 1829г. в ознаменование первого восхождения на Эльбрус участников экспедиции под руководством генерала Емануеля. У входа в грот были установлены две чугунные доски с текстами (на русском и арабском языках) об этом восхождении. М.Ю.Лермонтов, по свидетельству современников, был частым посетителем Грота Дианы. А за неделю до трагической гибели на дуэли поэт был организатором бала в этом гроте, о чем осталось немало воспоминаний участников веселья.

Ресторация (просп. Кирова, 30). В 1828г. у парка «Цветник» под руководством братьев Бернардацци (по проекту архитектора Шарлеманя) была построена гостиница — Ресторация. В этом украшенном шестью колоннами здании останавливались приезжавшие на воды, здесь в двусветном зале они развлекались. М.Ю.Лермонтов в повести «Княжна Мери» дает описание бала в Ресторации: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались. Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». В последний свой приезд на Кавминводы М.Ю.Лермонтов жил поначалу в этой гостинице, а потом перебрался в домик, известный ныне как музей. В 1943г. фашистские оккупанты, отступая, взорвали здание Ресторации. Восстановлено оно было с некоторыми отклонениями от прежнего плана.

Провал (южный склон горы Машук). Сюда можно пройти от Академической галереи и Грота Лермонтова. От вокзала к Провалу ходит автобус. О Провале в повести «Княжна Мери» сказано: «По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал. » В лермонтовское время не было тоннеля (пробит в 1858г.) к небольшому, карстового происхождения, озеру в Провале. Поэтому приходилось взбираться вверх к воронке, чтобы заглянуть в таинственную глубину. В самом начале XX в. благоустроили дорогу от Елизаветинской галереи к Провалу, превратили ее в бульвар. Кроме прогулочных аллей, здесь проходила экипажная дорога, а в 1903г. был пущен трамвай. По обе стороны бульвара еще раньше отводились участки под частные дачи. Дачи строились по индивидуальным проектам, по заказу людей состоятельных. В них-то и были организованы первые санатории в 20-е гг. Провальская зона была объявлена курортным городком. Сейчас старинные причудливые особняки чередуются с современными постройками санаториев «Ласточка», «Труженик», «Родник», расположенных на бульваре, носящем теперь имя Ю.А.Гагарина. Бульвар оканчивается площадью, на которой и находится вход в тоннель Провала.

Место дуэли (подножие горы Машук). Можно доехать трамваем до конечной остановки, от которой до места дуэли 1,5км (столько же и от станции Лермонтовская железной дороги). Дуэль состоялась вечером 15 июля 1841 г. Лермонтов считал повод для дуэли ничтожным и выразил свое нежелание стрелять, а противник целился старательно. В 1881г. на месте дуэли была установлена небольшая каменная пирамида, в 1901г. поставили временный памятник из гипса и дерева. Нынешний памятник сооружен по проекту известного скульптора Б.М.Микешина в 1915г. Это каменный обелиск с горельефом поэта в центре.

Место первоначального погребения М.Ю.Лермонтова (старое кладбище). До него можно пройти от музея «Домик Лермонтова». Тело М.Ю.Лермонтова было погребено на пятигорском кладбище, у подножия горы Машук, 17 июля 1841 г. После долгих хлопот Е.А.Арсеньева, бабушка Лермонтова, получила разрешение перевезти его прах в свое имение — село Тарханы Пензенской губернии, где прошло детство поэта. Весной 1842г. свинцовый гроб с останками поэта был увезен из Пятигорска. В 1903г. на месте первоначального погребения М.Ю.Лермонтова установлен памятник-обелиск, на ограде — мемориальная доска. Путь к памятнику обозначен указателями.

М.Ю.Лермонтов

Смерть поэта. Погиб поэт! — невольник чести.

Смерть поэта

Эпиграф к «Смерти поэта» взят из трагедии французского драматурга Ж. Ротру «Венцеслав» (1648) в неопубликованном русском переводе А. А. Жандра (1789—1873).

Найти официальный Вулкан для андроид с рабочими слотами не так сложно, как вы можете подумать, так что начинайте получать свои деньги без проблем. Зарабатывайте вместе с официальными клубами и не тратьте время на левые заведения.

Основная часть «Смерти поэта» (ст. 1—56) была, вероятно, написана 28 янв. 1837 г. (дата в деле «О непозволительных стихах. »). Пушкин умер 29 янв., но слухи о его гибели распространялись в Петербурге накануне. В воскресенье 7 февр., после посещения Лермонтова его двоюродным братом — камер-юнкером, чиновником министерства иностранных дел Н. А. Столыпиным, — были написаны заключительные строки, начиная со слов «А вы, надменные потомки. ». Сохранились свидетельства современников о том, что эти строки — ответ Лермонтова на спор со Столыпиным, разделявшим позицию великосветских кругов, которые, оправдывая поведение Дантеса и Геккерна, утверждали, что они «не подлежат ни законам, ни суду русскому» (Воспоминания. С. 390). В своем «объяснении» на суде С. А. Раевский стремился свести смысл заключительных строк к спору со Столыпиным о Дантесе и отвести внимание от их политического содержания: отвечают за гибель Пушкина высшие придворные круги, «жадною толпой стоящие у трона». За девять дней, отделяющих первые 56 строк от заключительной части, произошло много событий, и Лермонтов сумел полнее оценить политический смысл и масштаб национальной трагедии. Теперь он с полным основанием мог назвать высшую знать «наперсниками разврата». Лермонтов узнал о трусливой позиции правительства, распорядившегося тайно похоронить Пушкина, запретившего упоминать о его гибели в печати. По свидетельству П. П. Семенова-Тян-Шанского, Лермонтов побывал у гроба Пушкина в доме поэта на набережной Мойки (это могло быть только 29 янв.). Даже самые близкие друзья покойного до 10—11 февр. не знали о важнейших эпизодах его семейной драмы: оберегая репутацию Натальи Николаевны, Пушкин скрывал многие факты. Это выясняется из писем П. А. Вяземского и др. материалов (см.: Абрамович С. А. Письма П. А. Вяземского о гибели поэта. ЛГ. 1987, 28 янв.). В события, предшествующие дуэли, автор «Смерти поэта», видимо, был посвящен лицами из пушкинского круга (возможно, В. Ф. Одоевским, А. И. Тургеневым), сослуживцами по лейб-гвардии гусарскому полку, среди которых было много знакомых Пушкина, а также доктором Н. Ф. Арендтом, посещавшим болевшего в это время Лермонтова. Особо следует сказать о поручике Иване Николаевиче Гончарове (брате Натальи Николаевны). Недавно опубликованное его письмо к брату («Лит. Россия». 1986, 21 нояб.) и сделанные Лермонтовым портретные зарисовки Гончарова 1836—1837 гг. (установлено А. Н. Марковым в 1986 г.), свидетельствуют о товарищеских отношениях между ними. Гончаров участвовал в попытке предотвращения дуэли, был в курсе аудиенции в Аничковом дворце 23 нояб. 1836 г.

По рассказам современников, один из списков стихотворения с надписью «Воззвание к революции» был доставлен царю (Воспоминания. С. 186—187). Николай I в ярости «велел старшему лейб-медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он» (Воспоминания. С. 393). 25 февр. 1837 г. последовало высочайшее повеление о ссылке Лермонтова на Кавказ в Нижегородский драгунский полк и о месячном аресте с последующей ссылкой в Олонецкую губернию С. А. Раевского. Стихотворение «Смерть поэта» разошлось по России во множестве списков и создало его автору репутацию смелого вольнодумца и достойного преемника Пушкина. По силе обличительного пафоса оно намного превзошло стихотворения других поэтов об этой трагедии (см.: Федоров А. В. «Смерть поэта» среди других откликов на гибель Пушкина «Рус. литература». 1964, № 3. С. 32—45). Необычен характер лермонтовского стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем и образов придают особую убедительность позиции Лермонтова как наследника пушкинской музы. Ст. 2. «невольник чести» — цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник»; ст. 4. «Поникнув гордой головой» — реминисценция стихотворения «Поэт»; в ст. 35 «Как тот певец неведомый, но милый» и далее Лермонтов вспоминает о Владимире Ленском (из «Евгения Онегина»); ст. 39 «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной» и след. близки к элегии Пушкина «Андрей Шенье» («Зачем от жизни сей, ленивой и простой, Я ринулся туда, где ужас роковой. »). Концовка стихотворения перекликается с «Моей родословной» Пушкина (характеристика новой знати).

Место дуэли Лермонтова и первоначального погребения в Пятигорске

Место дуэли Лермонтова в Пятигорске

В 1841 году Михаил Лермонтов захотел уйти в отставку с военной службы. Он мечтал посвятить себя полностью литературе. Взяв отпуск, он отправился в Петербург навестить любимую бабушку. Однако бабушка никогда не разделяла литературное увлечение своего внука. Она всегда надеялась, что Михаил сможет сделать себе хорошую военную карьеру. Лермонтов не смел ослушаться бабушки и после отпуска он был вынужден вернуться на Кавказ в свой полк. Тогда поэт служил в Тенгинском пехотном полку. Ему очень не хотелось уезжать, он чувствовал плохое. Из Петербурга он поехал сперва в Ставрополь, именно там стоял его полк. В июле Лермонтов приехал для лечения в Пятигорск. В этом курортном городе поэт и поссорился с майором в отставке Николаем Мартыновым. Ссора эта, как многие знают, имела трагический исход.

Лермонтов впервые увидел Мартынова в Школе гвардейских подпрапорщиков, которую тот окончил на год позже поэта. В 1837 году Лермонтова перевели из гвардии в Нижегородский полк. Всему виной стали стихи, которые он написал после гибели Александра Пушкина. Тогда Мартынов, который отправлялся на Кавказ и Лермонтов провели две недели в Москве и вместе они часто завтракали у Яра. Поэт также посещал дом родителей Мартынова в Москве. Впоследствии современники поэта утверждали, что сестра Мартынова – Наталья Соломатина, стала прототипом княжны Мэри.

Николай Мартынов, прослужив в кавалергардах и затем перейдя в линейный казачий полк, в 1841 году оставил службу. Внешне он был хорош собой, имел блестящее светское образование. Нося по привычке и удобству черкесский костюм, Мартынов любил утрировать вкусы горцев и, тем самым он навлекал на себя насмешки друзей. Надо отметить, что Лермонтов из них был неумолимее всех. Пока шутливые высказывания в адрес Мартынова были в границах приличия, все было замечательно, но, как известно вода точит камень, и, когда поэт стал позволять себе нелицеприятные шутки в обществе представительниц слабого пола, подобные шутки Мартынову показались обидными. Он достаточно скромно дал понять об этом Лермонтову. Но тот и не думал их прекращать. Однажды Мартынов и Лермонтов оказались вместе на приеме в доме Верзилиных. Поэт продолжал всячески насмехаться и язвить Мартынову, который, выйдя из терпения, заявил, что он надет средство заставить замолчать своего обидчика. Любимчик публики, Лермонтов не унимался и в ответ заявил, что он не боится ничьих угроз, и поведение свое он менять не намерен.

Судьбоносная дуэль произошла в июле. Громкий выстрел дуэльного пистолета, который предательски прогремел в предгрозовом небе у подножия живописной горы Машук, оборвал жизнь Лермонтова, полную мучительных раздумий, неразделенной любви, беспрестанных скитаний по дорогам Кавказа и России. По основной версии поэт выстрелил вверх, а его противник – прямо ему в грудь.

Присутствующий на дуэли князь А. Васильчиков, который был секундантов Мартынова, оставил воспоминания о дуэли. Он решил поведать подробности того июльского вечера лишь спустя тридцать лет. Васильчиков писал, что в июле 1841 году поэт приехал в Пятигорск, и они вместе поселились в одном доме. Они жили весело, дружно и даже несколько разгульно. В поэте, по его словам, было два человека: один – веселый и добродушный только для небольшого круга ближайших друзей и той немногой группе людей, к которым он питал особое уважение. Со всеми остальными Лермонтов был задорным и заносчивым. До последнего друзья поэта, да, пожалуй, и он сам думали, что дуэль закончится благополучно, прозвучать лишь выстрелы в воздух и противники помириться, а потом поедут ужинать.

О причинах дуэли рассказал и сам Николай Мартынов. Его слова, сказанные писателю А. Игнатьеву, которые служил в посольстве во Франции, можно найти в книге Андрея Кончаловского. На вопрос о том, зачем он убил солнце русской поэзии и не стыдно ли ему за это, Мартынов сухо ответил, что, если бы вы лично знали его, то никогда не задали подобного вопроса. Мартынов утверждал, что Лермонтов был просто невыносим и если бы он тогда на дуэли промахнулся, то непременно убил бы его потом. Когда поэт появлялся в приличном обществе, его единственной целью было всем подпортить настроение. Все веселились, танцевали, а он обычно усаживался где-то в уголке и начинал хохотать над кем-то, посылать записки с отвратительными эпиграммами. В результате получался скандал, кто-то обязательно рыдал, а у остальных присутствующих портилось настроение. А Лермонтов себя при этом чувствовал в порядке.

Лермонтова не смогли похоронить по церковным обычаям, невзирая на все хлопоты его друзей. Примечательно, что официальное известие о его гибели гласило примерно так: «15 июля разразилась большая буря с молнией и громом. В это самое время прямо между горами Бештау и Машук, умер М. Лермонтов, проходивший в Пятигорске лечение». Князь Васильчиков вспомнил, что в высшем обществе Петербурга его смерть приняли отзывом: «Туда ему и дорога». А Николай Первый об этом отозвался также нелицеприятно, заявив: «Собаке – собачья смерть».

Конкретное место дуэли спустя сорок лет, в 1881 году определила специальная комиссия. В ее состав вошел первый биограф Лермонтова П. Висковатый, а также свидетели дуэли Е. Чалов, державший лошадей, на которых приехали Мартынов и поэт, А. Чухнин, перевозивший тело убитого Лермонтова в Пятигорск с места дуэли. Тогда на месте дуэли была поставлена маленькая пирамидка из камня. Через два десятка лет она заменена была на памятник из дерева. Однако вскоре он разрушился. Каменный памятник-обелиск появился только к 1915 году. Его автором стал В. Микешин.

В истории смерти поэта достаточно много загадок. Лермонтов будто искал свою смерть. В последние месяцы своей жизни он руководил летучим отрядом и постоянно ввязывался в такие перипетии, из которых обычному человеку выйти живым было сложно. Находясь в гостях у Верзилиных, поэт по привычке подтрунивал над хозяйкой, но внезапно, оказавшись с ней наедине, он молвил: «Эмилия! Я вас хочу пригласить на один тур вальса, который будет последним в моей жизни». Тогда ссоры с Мартыновым еще не было, и Верзилина этим словам не предала особого значения.

Условия дуэли были весьма жестки – всего три выстрела с семи шагов. Эта дуэль против правил, на ней не присутствовал врач. Мартынов весьма долго целился. Вдруг полил дождь. Раздался громовой раскат, а за ним и выстрел Мартынова. Поэт рухнул на землю. Секунданты поехали за медиком, но поднялась буря и лишь поздним вечером тело поэта перевезли на его квартиру. Сомнения вызывает и траектория пули в теле погибшего поэта. Будто в него стрелял не Мартынов, а кто-то иной. Но никто из участников дуэли так и не решился приоткрыть завесу над случившимся, унеся тайну драмы под Пятигорском с собой в могилу.

Место первоначального погребения Лермонтова

Могила поэта находится на старом кладбище (пятигорский некрополь). В метрической книге пятигорской церкви «Скорбящей богородицы» за 1841 год была сделана такая запись: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». 27 марта 1842 года тело М. Ю. Лермонтова было перевезено в Тарханское имение Е. А. Арсеньевой, бабушки поэта, и похоронено в семейном склепе.

В 1903 году было принято решение об установке на месте первоначального погребения Лермонтова памятника, но необходимого количества денежных средств в местной казне не нашлось, активировался сбор пожертвований, которых было собрано крайне мало. Некий господин Шульц согласился выделить средств, но при условии, если в путеводителе по Кавказским Минеральным Водам будет явно выражено, что памятник воздвигнут при его непосредственной поддержке. Ему лестно было видеть свою фамилию рядом с именем великого М. Ю. Лермонтова.

Памятник был разработан местным архитектором И. И. Байковым. Архитектурно он представлял собой небольшой 4-гранный бетонный обелиск с венком, крестом и с высеченной датой и надписью: «Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова».

В 1941 году обелиск отреставрировали, построили металлическую ограду. К 150-летию рождения поэта на ограде установили чугунную мемориальную доску.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Короткая справка