Михаил Лермонтовстихотворение«Портрет»

Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, — и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных — пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.

Юношеское стихотворение Лермонтова написано в 1831 году в жанре «надписи к портрету», которое было довольно распространенным в поэзии XVIII века, но сохранившем свое значение и в 1-ой трети XIX века.

«Надписи» обычно не имели в виду реальные портреты, а являлись эпиграмматической характеристикой определенного лица, как правило, известного. Своей психологической установкой жанр «надписи» в полной мере отвечал глубокому интересу Лермонтова к внутреннему миру человека.

«Расстались мы, но твой портрет…» М. Лермонтов

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

Анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»

У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15 лет, находясь в гостях у своей кузины Александры Верещагиной, и уже через несколько дней признался Сушковой в своих чувствах, которые вызвали у юной барышни бурю насмешек. Однако именно в этот период Лермонтов буквально засыпал возлюбленную стихотворными признаниями, а она, при всей взбалмошности своего характера и склонности постоянно подтрунивать над избранником, бережно их хранила.

Им довелось вновь встретиться лишь в 1834 году в Москве. На одном из балов известный баритон Михаил Яковлев исполнил романс на стихи Александра Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может», который произвел на молодого поэта неизгладимое впечатление. Однако Екатерина Сушкова заверила Лермонтова, что его любовные стихи ничуть не хуже и даже процитировала по памяти несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей». Поэт был изумлен и обескуражен тем, что девушка, к которой он испытывает самые нежные чувства, помнит наизусть его стихи. Вместе с тем Лермонтов испытал неловкость за то, что сам начисто их позабыл. Поэтому он попросил Сушкову, чтобы она передала ему стихи, и тогда он сможет их улучшить. Но – получил отказ, так как девушка не хотела что-либо менять в произведениях, которые глубоко запали ей в душу.

Тем не менее, в 1837 году Лермонтов частично восстановил по памяти стихотворение «Я не люблю тебя; страстей» и на его основе создал совершенно другое произведение, которое было опубликовано в 1840 году под названием «Расстались мы, но твой портрет…». К тому времени во взаимоотношениях Сушковой и Лермонтова действительно были расставлены все точки над «i». Поэт сумел перебороть свое болезненное и безответное чувство к блистательной светской львице. Более того, он жестоко отомстил кокетке, заставив ее в себя влюбиться, а после публично заявив, что не испытывает к Сушковой никаких чувств. Однако стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» все же свидетельствует об обратном. В этом произведении поэт признается, что бережно хранить на своей груди портрет той, к которой долгие годы испытывал безответную любовь. Действительно, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с нательным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим дорогом для него украшением лишь незадолго до гибели на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной «бледный призрак лучших дней», которые согревает его душу воспоминаниями о беззаботной юношеской поре, когда, казалось, весь мир лежит у его ног.

Кроме этого, автор признается, что «новым преданный страстям, я разлюбить его не мог», Этой фразой Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему влюблен, однако не в нынешнюю первую красавицу Санкт-Петербурга, а в беззаботную юную особу, которой была Сушкова много лет назад. Поэт любит саму память о ней, прекрасно отдавая себе отчет, что его избранница в своей нынешней ипостаси, увлеченная балами и поисками состоятельного супруга, не имеет с той кокетливой девочкой, которую он помнит, ничего общего.

Но, в то же время, Лермонтов отмечает, что «храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог». Финальная фраза стихотворения означает, что чувства, которые доводится испытать человеку в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь угасла и ушла безвозвратно, воспоминания о ней, овеянные легкой грустью, по-прежнему будут согревать сердце и дарить ощущение радости.

Стихи Лермонтова

С именем Лермонтова открывается новая страница в истории русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что поэт был зеркалом эпохи 30-х годов девятнадцатого века — эпохи безвременья. После поражения декабристов на Сенатской площади в стране наступила жесточайшая реакция. Укрепляя свою власть, самодержавие жестоко расправлялось не только с людьми, непосредственно участвовавшими в восстании, но и с сочувствующими им. Николаевский режим преследовал не только недозволенные действия, но и недозволенные мысли. Жестокая реакция сделала свое дело — страна погрузилась в состояние апатии, в равнодушие, в бездействие. И все же остановить развитие общественной мысли вообще реакция не могла. Хоть изредка, но печатались произведения поэтов-декабристов, Кюхельбекера, Одоевского; начали свою литературную деятельность Н. В. Гоголь, критик В. Г. Белинский; смело шагнул в литературу юный Лермонтов. Написанное на смерть Пушкина стихотворение

«Смерть Поэта» прогремело на всю страну и сделало имя автора известным.

С восторгом относящийся к поэзии Пушкина, молодой Лермонтов не смог обуздать свой гнев, вызванный предательским убийством гениального поэта, и высказал своим стихотворением дерзкое обвинение всем виновным, назвав их «палачами». Кроме того, поэт напоминает о существование Божиего суда, который «не доступен звону злата» и от которого невозможно скрыть не только подлые поступки, но и подлые мысли. Перед этим «грозным судом» обязательно окажутся все, кто толкал «дивного гения» на смерть:

  • Но есть и Божий суд, наперсники разврата!
  • Есть грозный суд: он ждет;
  • Он не доступен звону злата,
  • И мысли и дела он знает наперед.
  • Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
  • Оно вам не поможет вновь,
  • И вы не смоете всей вашей черной кровью
  • Поэта праведную кровь!

Лермонтов выступал от лица целого поколения, живущего в эпоху безвременья, он осмыслил, суммировал многие горькие и трагические судьбы. Время навевало грустные мысли, которые, в свою очередь, выливались в печальные стихи.

Полны трагизма и скорби лермонтовские стихи о России и русском народе. С болью и сожалением в стихотворении «Жалобы турка» поэт вынужден признать, что отечество его — «дикий край», «где хитрость и беспечность злобе дань несут», где процветает унижающее человеческое достоинство крепостничество:

  • Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
  • Там за утехами несется укоризна,
  • Там стонет человек от рабства и цепей.
  • Друг! Этот край. моя отчизна!

Гордость звучит в словах поэта, когда он говорит о лучших людях России, называя их «умы и хладные и твердые, как камень», и в то же время Лермонтов с горечью признает, что они не могут реализовать себя, эпоха подчиняет их всеобщему равнодушию и апатии, «мощь их давится безвременной тоской, и рано гаснет в них добра спокойный пламень».

Как и Пушкин, Лермонтов обращается к славному прошлому отечества, к образам людей, храбро и мужественно сражавшихся против французских захватчиков. Так появляется стихотворение «Бородино» — гимн величию и отваге соотечественников. Воспевая могучий дух воинов прошлых лет, автор тут же скорбит об отсутствии такового у современников.

Патриотическими чувствами проникнуто и стихотворение «Родина». «Люблю отчизну я, но странною любовью!» — говорит поэт и дальше поясняет, что любит не богатырей «Бородино», не героические страницы русской истории, которых не вернуть, — ему милы картины мирной деревенской жизни, неброская красота родной природы, обычаи простых людей:

  • Люблю дымок спаленной жнивы,
  • В степи ночующий обоз
  • И на холме средь желтой нивы
  • Чету белеющих берез.
  • И в праздник, вечером росистым,
  • Смотреть до полночи готов
  • На пляску с топаньем и свистом
  • Под говор пьяных мужичков.

Бездействие его поколения, равнодушие соотечественников ко всему возмущают Лермонтова. Как не похоже его поколение на современников Пушкина, отчаянных, обуреваемых действием, вольнолюбивыми мечтами, жаждой служения отечеству и славы! С грустью и отчаянием в стихотворении «Дума» говорит поэт о том, что современники не оставят никакого следа в истории и за это будут справедливо осуждены и осмеяны потомками:

  • И прах наш, с строгостью судьи
  • и гражданина,
  • Потомок оскорбит презрительным стихом,
  • Насмешкой горькою обманутого сына
  • Над промотавшимся отцом.

С детства мечтая быть поэтом, Лермонтов рано стал задумываться о роли поэта в жизни общества. Какой должна быть поэзия и что должен поэт передать людям — эти вопросы волновали его на протяжении всего творческого пути. Уже в стихотворении 1830 года («О, полно извинять разврат. ») Лермонтов создает образ поэта-гражданина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни». Но позже тема поэзии получила в творчестве Лермонтова новое звучание. Появляется целый цикл стихов, в которых автор

объявляет свое поэтическое кредо, Среди них «Поэт», «Пророк» и другие. В первом автор сокрушается, что в эпоху далеко не героическую поэзия стала всего лишь пустой, забытой побрякушкой, подобно кинжалу, украшающему стену в доме. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился со своей участью. Не позор ли это для настоящего поэта? В заключительной строфе автор говорит от имени поэта, тяготящегося бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:

  • Проснешъсяль ты опять, осмеянный пророк
  • Иль никогда, на голос мщенъя,
  • Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
  • Покрытый ржавчиной презренья.

В «Пророке» затрагивается проблема непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о судьбе поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в «злобе и пороке».

Через всю поэзию Лермонтова проходит мотив свободы, к которой поэт так стремился и которая недостижима для него. От осознания этой недостижимости поэту «и скучно и грустно». Он, разуверившись и в дружбе, и в любви, приходит к выводу, что жизнь — это всего лишь «пустая и глупая шутка». Как и в гражданской, в интимной лирике Лермонтова мало светлого, радостного. Трагический характер любви в его стихах во многом обусловлен единственной и неразделенной любовью поэта к Варе Лопухиной:

  • Душа моя должна прожить в земной неволе
  • Не долго. Может быть, я не увижу боле
  • Твой взор, твой милый взор,
  • Столь нежный для других.

В отличие от Пушкина, в стихах которого любовь — всегда радость, счастье, свет, у Лермонтова — это чувство высокое, светлое, но всегда неразделенное и потому не приносящее счастья. В связи с личными неудачами через всю любовную лирику поэта проходит образ неверной возлюбленной, недостойной глубокого и настоящего чувства:

Мне грустно, потому что я тебя люблю.

Стихи Лермонтова — это напряженный внутренний монолог. Взгляд поэта не столько сосредоточен на окружающей действительности, сколько обращен внутрь души. Чувство, которое трудно выразить словами, лежит в основе стихотворения «Выхожу один я на дорогу. ». Содержание его философское и состоит в сопоставлении спокойной, умиротворенной природы и неспокойного, страдающего человека, бесконечно ищущего ответы на вечные вопросы. Лирический герой томится от невозможности понять самого себя, от несбыточности желаний. В нем нет природной гармонии:

  • В небесах торжественно и чудно!
  • Спит земля в сиянье голубом.
  • Что же мне так больно и так трудно ?
  • Жду лъ чего? Жалею ли о чем?

Не принимавший равнодушия и безразличия, не понятый современниками, не нашедший любви, Лермонтов отдавал себя творчеству. Стихи его грустные, иными они быть не могли: слишком в безрадостное время выпало жить поэту. Но в стихах Лермонтова мы находим отклики на самые важные вопросы жизни.

Предыдущий реферат из данного раздела: Любовь в творчестве Лермонтова

Следующее сочинение из данной рубрики: РАЗНООБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА

Тема Родины в лирике Лермонтова

Тема Родины в лирике Лермонтова

В лирике Пушкина отражены чувства и настроения поэта в период с 1814 по 1837 год. Творческий путь поэта длился 23 года. Многообразие взглядов на жизнь, любовь и на поэта и поэзию претерпевало изменения. Даже в “Онегине” много изменено. Пушкинские взгляды эволюционизировались. В лирике Лермонтова такой эволюции нет. Лермонтов пишет с 1828 до 1841-й — 11 лет. При жизни его было опубликовано не более 30 стихотворений. Лермонтов был очень требователен и строг к себе. Тематика лирики его очень разнообразна, а настроение устойчиво. И Пушкин, и Лермонтов — выразители идей своей эпохи.

“Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”. И. Андроников.

Творчество Лермонтова приходится на переходный период в развитии русского общества — от дворянской революционности к разночинно-демократическому мышлению. Лермонтов — продолжатель идейно-художественных традиций Пушкина. Они оба представители того направления литературы, в котором отразились размышления, сомнения, отрицания. Эти поэты — создатели героя своего времени, лишнего человека (Онегин и Печорин).

Творчество Лермонтова необычайно своеобразно. Грань, разделяющая Пушкина и Лермонтова, — это 14 декабря 1825 года. Лермонтов вошел в литературу, когда революционные надежды были разрушены. Отсюда и своеобразие его лирики — безотрадность поэзии, одиночество, предчувствие трагической гибели. Однако вера в народ, в его могучие силы во многом помогали поэту побеждать эти настроения, и в лирике его утвердились тема поэта и поэзии, тема родины, природы; многие его произведения — горькая дума о судьбах молодого поколения эпохи.

Патриотическая лирика занимает важное место в поэзии Лермонтова. По мнению поэта, отношение к родине определяет положение и человека, и поэта. Лермонтов горячо любил Россию, любил ее так, как лучшие люди его времени — Белинский, Герцен, как позже Чернышевский, Некрасов, Добролюбов. Любовь к России соединялась в нем с ненавистью к врагам русского народа, с протестом против тирании, крепостного права, насилия над личностью. Мотивы любви к родине встречаются уже в ранних стихотворениях поэта. Боль за любимую родину звучит в стихотворении “Жалобы турка”:

Там рано жизнь тяжка бывает для людей,

Там за успехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей.

Друг! этот край. моя отчизна!

В 1831 году поэт пишет “Поле Бородина”, на ту же тему, что и позднейшее “Бородино”. Это стихотворение — первое воплощение мыслей и чувств, живущих в душе поэта-патриота. Написанное в 1837 году Лермонтовым, достигшим политической зрелости, “Бородино” стало одним из любимейших стихотворений читателей. Стихотворение написано в связи с двадцатилетней годовщиной Бородинской битвы. Написано оно в форме разговора молодого солдата с ветераном — участником войны 1812 года. По существу, “Бородино” — рассказ рядового солдата о Бородинском сражении, так как только первые 7 строк принадлежат его собеседнику. Рассказ ведется эпически, спокойным тоном человека, гордого за свое героическое поколение, но в то же время не склонного к хвастовству и ложным фразам. Лишь изредка речь героя-бойца звучит торжественно:

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Истинный патриотизм русских людей, без позы, без хвастовства отражен в стихотворении. Настроение русских солдат перед сражением показано в четырех выразительных строках.

Что ж мы? на зимние квартиры!

Не смеют что ли командиры

Чужие изорвать мундиры

О русские штыки!

Ореолом высокого героизма окружен образ полковника. В его уста вложены слова, которые столько раз повторяли советские воины в 1941 году:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали.

Симпатию вызывает и образ самого рассказчика: в его рассказе отражены те качества, которые мы до сих пор ценим в русском солдате: готовность умереть за родину, храбрость, вера в победу, гордость русским военным искусством, гордость за свое поколение. Однако подлинный герой Бородина — это русский народ, “могучее, лихое племя”, это одержавшие победы в войне с французами простые солдаты. Именно народу поет славу в своем стихотворении Лермонтов, выступающий как народный поэт.

Своеобразен стих “Бородина”, он звучит, как разговорная речь, написан четырехстопным ямбом. Это первое стихотворение, которое Лермонтов хотел показать Пушкину и напечатать в “Современнике”.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто юношеское стихотворение Лермонтова “Два великана”, в котором также нашли художественное отражение события 1812 года. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” — “старый русский великан” — спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” — воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” — проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Многие стихи Лермонтова стали новым явлением в русской поэзии, ибо в них звучат гражданское негодование и протест против окружающей его николаевской действительности, которая губит самых талантливых. Трагической гибели Пушкина посвящено стихотворение “Смерть поэта”, первая часть его напоминает элегию, где автор скорбит о гибели дивного гения, который был славой и гордостью России. Лермонтов хорошо знал не только творчество Пушкина, но и последние, трагические несколько лет его жизни. Потому он пишет и о его неравной борьбе со светом, с высокопоставленными чиновниками, знавшими “его свободный смелый дар”, потворствовавшими убийству великого гения русской поэзии. Боль, горечь и ненависть к свету выразил автор во второй части стихотворения.

Высший свет, по мнению Лермонтова, — это “приличьем стянутые маски”, и часто мечтой поэт уходит от них в прекрасное прошлое. “Как часто, пестрою толпою окружен”, — вспоминает Лермонтов о дорогих, родных тархановских местах:

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

Когда-то здесь поэт плакал и любил, но он знает, что невозможно жить только привязанностью к “недавней старине”! Как бы ни была она прекрасна. Автор-борец, он не может быть пассивным в жизни, улетать мечтой в прошлое. Его оружие — поэтическое слово, и, пользуясь им, он написал одно из самых сильных политических стихотворений “Прощай, немытая Россия”. Оно проникнуто ненавистью к царю, жандармам — “голубым мундирам”, и горечью патриота, упрекающего народ за послушание. Итак, Лермонтов в конце своей жизни воспринимал Россию “страной рабов, страной господ”. В лирике Лермонтова истинное чувство любви к отечеству противопоставляется казенному патриотизму. Он осуждает официальную Россию. Большое место в поэзии Лермонтова занимает и прямое выражение любви к родине. Если в стихотворении “Прощай, немытая Россия” звучит ненависть, сарказм, сатирическое обличение господствующих классов, то в ряде других стихотворений поэт выразил свою любовь к подлинной России, к России-Отчизне. Одним из лучших образцов патриотической лирики поэта является стихотворение “Родина”.

18 марта 1841 года Белинский писал Боткину: “Если будет напечатана его “Родина” — то, Аллах-Керим, — что за вещь — пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”.

Тема стихотворения определяется самим названием: “Родина”. Это уже не Россия в “голубых мундирах”, а страна русского народа, отчизна поэта. Поэт называет свою любовь “странной”.

Люблю Отчизну я, но странною любовью.

Эта любовь не похожа на казенный патриотизм правящих классов. Она слагается из горячей любви поэта к русскому народу и любви к родной русской природе. Стихотворение воссоздает картины родной природы: холодное молчание степей, “лесов безбрежных колыханье”, “подобные морям” разливы рек. Родная природа величественна.

Далее мысль поэта обращается к народу: “Проселочным путем люблю скакать в телеге”. “Проселочный путь” приводит нас в деревню, и возникает образ жизни русских людей, трогательный, грустный образ русской деревни:

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень.

Поэту близка и понятна жизнь простого русского народа, дорого все, что связано с жизнью русского крестьянина:

С отрадой многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно.

Перед взором лирического героя предстает народ в будни и в праздник.

И в праздник, вечером росистым

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Лексика стихотворения, вначале литературно-книжная (“рассудок”, “слава, купленная кровью”), в последней части сменяется простой разговорной речью (“скакать в телеге”, “дымок жнивы”, “говор пьяных мужичков”). Русская природа, вначале представленная в ее суровом величии, потом предстает в трогательном образе “четы белеющих берез”. Шестистопный и пятистопный ямб сменяется в стихотворении четырехстопным. Разнообразна и рифмовка — чередующаяся, охватывающая и парная рифма.

Образ поэта в “Родине” — образ глубоко любящего родину русского передового человека 40-го. Белинский назвал “Родину” пушкинским стихотворением, потому что Пушкин первый показал, что значит подлинный реализм в поэзии, а Лермонтов в “Родине” — поэт-реалист. Стихотворение это высоко оценил Добролюбов: “Лермонтов обладал, конечно, талантом и, умевший рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение “Родина”, в котором он становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к Отечеству истинно, свято и разумно. Стихотворение “Родина” говорит о повороте творчества Лермонтова в сторону революционно-демократической поэзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Короткая справка