СОДЕРЖАНИЕ
- 1 Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Поле Бородина»
- 2 «Поле Бородина»
- 3 Лермонтов полтава стих
- 4 Урок-исследование в 10-м классе «Авторская позиция в изображении батальных сцен. (А.С. Пушкин – поэма «Полтава»; М.Ю. Лермонтов – стихотворение «Бородино»; Л.Н. Толстой – «Севастопольские рассказы», роман-эпопея «Война и мир»)»
Всю ночь у пушек пролежали
Мы без палаток, без огней,
Штыки вострили да шептали
Молитву родины своей.
Шумела буря до рассвета;
Я, голову подняв с лафета,
Товарищу сказал:
«Брат, слушай песню непогоды:
Она дика как песнь свободы».
Но, вспоминая прежни годы,
Товарищ не слыхал.
Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел,
И от врагов удар нежданый
На батарею прилетел.
И вождь сказал перед полками:
«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали»
И мы погибнуть обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.
Что Чесма, Римник и Полтава?
Я вспомня леденею весь,
Там души волновала слава,
Отчаяние было здесь.
Безмолвно мы ряды сомкнули,
Гром грянул, завизжали пули,
Перекрестился я.
Мои пал товарищ, кровь лилася,
Душа от мщения тряслася,
И пуля смерти понеслася
Из моего ружья.
Марш, марш! пошли вперед, и боле
Уж я не помню ничего.
Шесть раз мы уступали поле
Врагу и брали у него.
Носились знамена как тени,
Я спорил о могильной сени,
В дыму огонь блестел.
На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Живые с мертвыми сравнялись.
И ночь холодная пришла,
И тех, которые остались,
Густою тьмою развела.
И батареи замолчали,
И барабаны застучали,
Противник отступил:
Но день достался нам дороже! —
В душе сказав: помилуй боже!
На труп застывший, как на ложе,
Я голову склонил.
И крепко, крепко наши спали
Отчизны в роковую ночь.
Мои товарищи, вы пали!
Но этим не могли помочь. —
Однако же в преданьях славы
Все громче Римника, Полтавы
Гремит Бородино.
Скорей обманет глас порочный,
Скорей небес погаснут очи,
Чем в памяти сынов полночи
Изгладится оно.
Короткая справка |
Смотреть онлайн |
Слушать онлайн |
Кто онлайн? | ||||||||||||
Описание: Читает — Денис Семенов.
ВНИМАНИЕ! Размещение наших материалов на сторонних сайтах без разрешения администрации — запрещено. Урок-исследование в 10-м классе «Авторская позиция в изображении батальных сцен. (А.С. Пушкин – поэма «Полтава»; М.Ю. Лермонтов – стихотворение «Бородино»; Л.Н. Толстой – «Севастопольские рассказы», роман-эпопея «Война и мир»)»Разделы: Литература I. Вступительное слово учителя. Сегодня мы с вами перенесемся в неспокойные военные времена – побываем на знаменитых на весь мир полях сражений под Полтавой и Бородином; увидим героических защитников Севастополя; испытаем вместе с русской армией горечь поражения в битве под Аустерлицем. Войны везде и всегда одинаковы, в каком бы веке и году они ни произошли – ведь от этого они не становятся менее страшными и жестокими. Сегодняшний урок мы посвящаем всем павшим российским воинам на полях всех сражений, — тем, кто ценой собственной жизни отстоял честь и независимость Родины. Звучит фрагмент песни “ А на войне как на войне” (группа “Любэ”). II. 1. Как вы думаете, какую основную задачу мы должны будем решить в связи с темой урока? Сравнивая и сопоставляя батальные сцены у разных авторов, мы должны будем выяснить, чему отдавали приоритеты Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой в изображении войны, определим специфику их творческого метода. Форма нашей работы на уроке – самостоятельное исследование текстового материала (работа в парах) и коллективная беседа. 2. Война и весна. Наверное, символично, что Великая Отечественная война закончилась 9 мая 1945 года, в самый разгар весны. А весна – это надежды, пробуждение, счастье, солнце, пение птиц по утрам. Такие ассоциации всегда вызывает это слово. И слово “война” — совершенно ему противоположное. Какие оно вызывает у вас ассоциации? Война – это горе, ужас, страдания, смерть, кровь, несчастья. Я запишу на доске этот ряд, а вы в своих тетрадях. В конце урока мы выясним, кто из перечисленных авторов ближе всего подошел к этому ряду ассоциаций, изображая войну. III. 1. Первый этап нашего урока посвящен сравнению и сопоставлению батальных сцен в поэме А. С. Пушкина “Полтава” и стихотворении М. Ю. Лермонтова “Бородино”. Будем следовать плану анализа, записанному на доске. 1а). Чьими глазами мы видим сражение? — У Пушкина описание боя ведется от лица автора; у Лермонтова – от лица старого ветерана, участника Бородинского сражения. б). Как вы думаете, почему Лермонтов выбирает именно такой способ изображения войны? — Война показана изнутри, глазами солдата, поэтому представляется более достоверной. Лермонтов написал стихотворение в 1837 году, к 25-летию Бородинского сражения, когда еще были живы участники битвы, и, по всей вероятности, общался с ними. Кроме того, рассказ о важнейшем историческом событии автор доверяет простому солдату, а не историку, а это уже авторская позиция. С точки зрения поэта, настоящими героями сражения были простые люди, народ. А вот историческая наука во времена Лермонтова славу великого сражения приписывала исключительно полководцам. 2 а). Давайте послушаем, как “звучат” картины боя у Пушкина и Лермонтова. Есть ли в их звучании что-то общее? Два подготовленных ученика читают выразительно по очереди отрывки из поэмы Пушкина “Полтава” (со слов “И с ними царские дружины…”) и стихотворения Лермонтова “Бородино” (со слов “Вам не видать таких сражений!. . ”). — Эти картины очень похожи. Они динамичны, так как оба поэта использовали множество глаголов движения: У Пушкина:
У Лермонтова:
Это создает ощущение стремительности, скорости, натиска. Известно, что Полтавское сражение, например, длилось не более двух часов. б). Приведите примеры аллитерации. Для чего она используется? У Пушкина:
У Лермонтова:
Повторяющиеся согласные (б, р, ж, н – у Пушкина – и з, ч, р, ж – у Лермонтова) создают эффект присутствия, ощущение близко звучащего боя. 3. Заметили ли вы, что в этих отрывках есть почти текстовые совпадения на уровне слова, словосочетания, предложения? Попробуйте найти их. В чем причина таких совпадений?
На Лермонтова, безусловно, оказала влияние поэма Пушкина, появившаяся девятью годами ранее стихотворения “Бородино”. Но здесь, конечно, нет плагиата. Просто оба поэта гениально точно увидели картины сражений и постарались их запечатлеть наиболее зримо, используя необходимый арсенал выразительных средств. 4. Кому в описании батальных сцен авторы отдают предпочтение: полководцам или простым солдатам? Пушкин выдвигает на первый план фигуру Петра I, отдавая ему всю славу победы в Полтавском сражении. Поэт боготворил Петра как реформатора, который сумел поставить Россию на одно из первых мест в Европе, и именно после Полтавской битвы. Поэма “Полтава” была, по сути, героической поэмой о Петре. Поэтому он нарисован с нескрываемым восхищением автора. (Ребята приводят примеры). А солдаты описаны достаточно скупо: “ швед, русский…” У Лермонтова на первом плане – простые люди, мы слышим их недовольные голоса при отступлении, видим, как обстоятельно, без суеты готовятся они к утреннему сражению. Мы слышим подлинную народную речь: враги – это “басурманы”, “у наших ушки на макушке”, “постой-ка, брат мусью”, “уж мы пойдем ломить стеною”. Поэт совсем не показывает фигуру Кутузова, мы видим только ближайших к солдатам командиров, разделяющих с ними всю тяжесть сражения. Заслуга Лермонтова в том, что истинным героем битвы он делает именно простого солдата. 5. Каковы итоги сражений? Насколько велика “цена” победы или поражения? У Пушкина: “И падшими вся степь покрылась, как роем черной саранчи…” У Лермонтова: “Немногие вернулись с поля…” Историческая справка: В Полтавском сражении шведская армия потеряла убитыми 9234 солдата и офицера, русская – 1345 воинов; В Бородинском сражении у французов убито и ранено 58 тысяч человек, у русских – 45 тысяч. (Обратите внимание, насколько кровопролитнее становятся войны, как увеличиваются потери). 6. Сделаем выводы. Что в изображении батальных сцен у Пушкина и Лермонтова на первом плане: прославление русского оружия и подвига или отрицание войны? У обоих поэтов все-таки отдана дань славы русскому оружию и величию подвига. Ужасы и тяжесть войны отступают на второй план. Сам тон описания – торжественный, возвышенный: Пушкин:
Лермонтов: Недаром помнит вся Россия про день Бородина! II часть. Совсем иные принципы изображения войны у Л. Н. Толстого. ( Интересное совпадение: писатель родился в 1828 году, когда Пушкин писал поэму “Полтава”). В 1854 году, в возрасте 26-ти лет, Толстой станет участником героической обороны Севастополя. Может быть, потому, что войну он видел собственными глазами, батальные сцены писатель рисует уже совсем в ином ключе. 1. Работа в группах и парах. (Ребята одного ряда образуют группу и работают со своим текстовым материалом). 1 группа – Оборона Севастополя (“Севастопольские рассказы”), 2 группа – Аустерлицкое сражение (“Война и мир”), 3 группа – Бородинское сражение (“Война и мир”). В ходе самостоятельного исследования ребята должны будут заполнить таблицу, найдя общее и отличия в изображении батальных сцен у Пушкина, Лермонтова и Л. Н. Толстого. А затем сделать выводы. Батальные сцены в изображении Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Заключение. Выводы. Писатель рисует батальную сцену в зависимости от авторской задачи. В поэме “Полтава” тяжесть сражения ярче подчеркивает значимость Петра I, сумевшего разгромить непобедимых шведов. В стихотворении “Бородино” Лермонтов вызывает у читателя чувство гордости за славные страницы истории. Однако, навоевавшись в 1840 году на Кавказе, Лермонтов перестанет поэтизировать войну в любых ее проявлениях. В стихотворении “Родина” (1840 г. ) он напишет:
Л. Н. Толстой уже с самого начала своей писательской деятельности отказался от романтического взгляда на войну. В “Севастопольских рассказах” он раз и навсегда определил свой творческий метод: “Вы увидите войну в настоящем ее выражении – в крови, в страданиях, в смерти”. Писатель отвергает военное искусство, отвергает и привычную военную лексику: не “воевать”, а “убивать людей”, не “знамена”, а “палки с кусками материи”. “Война – это противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”, — напишет он в величайшем антивоенном романе “Война и мир”. По пути Толстого пойдут писатели-фронтовики XX столетия: В. Кондратьев, В. Астафьев, К. Воробьев, В. Некрасов. Создавая летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, они покажут горькую, неприкрытую правду, потому что “война – это не любезность, а самое гадкое дело в жизни”, и вся тяжесть битвы лежит на плечах рядовых ее участников. |