Михаил Лермонтовстихотворение«Осень»

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

Одно из первых стихотворений Лермонтова, написано в 1828 году. Сохранившийся текст его не полон: стихотворение, написанное на обороте листа 1, по-видимому, имело продолжение на листе 2, который вырван.

Известный нам текст «Осени» представляет собой пейзажную зарисовку, выполненную неопытной рукой юного поэта. Можно предположить, что в целом стихотворение имело вид традиционной «унылой» элегии, распространенной в 10-20-е годы XIX века: за описанием осенней поры, поры увядания и смерти, должна была следовать концовка, содержащая душевные излияния страдающего героя, соотносимые с изображением умирающей природы.

Стихотворения Михаила Лермонтова для детей

Эти стихотворения подойдут для более взрослых детей (от 7 лет). Стихотворения Лермонтова входят в обязательную школьную программу изучения литературы. Поэтому детям, уже знакомым с некоторыми его стихотворениями, будет значительно легче на уроках чтения.

«Стихи Лермонтова» — Стихи поэта Лермонтова.

«Стихи Лермонтова» — это избранные стихотворения Лерионтова.

«Стихи»

«Стихи Лермонтова»

«Лермонтов»

Стихи Лермонтова

Лермонтов

Бородино

— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго полча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушке на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег я вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой.
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой.

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять.
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

Парус

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы, — он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднице чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.

Запоминающиеся стихи лермонтова

РГДБ приглашает библиотеки и другие учреждения культуры и образования присоединиться ко Всероссийской Неделе детской книги, которая пройдет с 21 по 29 марта, и объявляет об открытии регистрации

Библиотеки Белгородской области – активные участники Всероссийской Недели безопасного Рунета

Начиная с 2008 года библиотеки Белгородской области – активные участники Всероссийской Недели безопасного Рунета.

Неделя безопасного Рунета в Тамбовской областной детской библиотеке

С 11 января по 19 февраля 2020 года Тамбовская областная детская библиотека в десятый раз стала участницей Недели безопасного Рунета – главного российского события, посвященного проблеме безопасного и позитивного использования цифровых

Проектная деятельность как инструмент развития публичной библиотеки

В 2019 году Новосибирская областная детская библиотека им. А.М. Горького добилась рекордных показателей в проектной деятельности. 1 января 2019 года создан отдел культурных программ и проектной деятельности.

XIII Межрегиональная инновационная лаборатория

Пензенская областная библиотека для детей и юношества открыла регистрацию на XIII Межрегиональную инновационную лабораторию.

Приглашение на межрегиональный форум библиотекарей, работающих с детьми

26 марта 2020 года в Галерее им. Ильи Глазунова (г. Москва) состоится Межрегиональный форум библиотекарей «Импульс», работающих с детьми. Организатором Форума выступает Детский центр Московской губернской универсальной библиотеки при поддержке РБА.

Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей 2020

7-8 апреля РГДБ в соответствии со Сводным планом основных профессиональных мероприятий РБА проводит Всероссийский семинар для специалистов библиотек РФ, обслуживающих детей, на тему «Фонд детской литературы в библиотеке: создание эффективной

М.Ю. Лермонтов. XXI век.ru

Одним из самых ярких событий Года культуры в нашей стране стал 200-летний юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова – великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Его богатое литературное наследие – порядка трех десятков поэм, четырех сотен стихотворений, ряда прозаических и драматических произведений – составляет неприкосновенный запас русской культуры и остается актуальным в наши дни. Между тем, у каждого из нас, читателей, есть свой неповторимый Лермонтов: свои незабываемые впечатления от встречи с его поэзией, личные переживания о судьбе его литературных героев, в том числе, и о трагической судьбе самого автора.

Некоторые особенности современного читательского восприятия личности и творчества М. Ю. Лермонтова были выявлены специалистами Волгоградской областной детской библиотеки в ходе тест-опроса «М. Ю. Лермонтов. XXI век.ru» 15 октября 2014 года в день празднования 200-летнего юбилея писателя.

Тест-опрос проводился среди читателей-учащихся 5-9 классов школ Волгограда, их родителей и специалистов библиотеки разных возрастов. Всего на вопросы теста ответили 78 человек, среди них респонденты 11-15 лет составили 43%,16 — 24 лет – 10 %, 25 — 35 лет – 12 %, 36 — 45 лет – 7%, 46 и старше – 26%.

Результаты тест-опроса показали, что около 26% респондентов знакомы с фактами биографии и творчеством Михаила Лермонтова достаточно хорошо (могут дать общую оценку его творчеству и рассказать о его жизни), более 46% опрошенной аудитории отметили, что знакомы с основными датами и произведениями, могут наизусть прочитать знакомые строки, в то время как 28% респондентов призналась в недостаточных знаниях о жизни и творчестве юбиляра.

На вопрос: «Когда произошло Ваше знакомство с творчеством поэта?» большинство опрошенных (75 %) ответили – «В школе», и лишь 25% указали, что знакомство произошло в раннем детстве («читала мама»).

Наиболее читаемые произведения М.Ю. Лермонтова разместились по почетным местам читательской десятки в соответствии с ответами респондентов:
I место – роман «Герой нашего времени»;
II место – поэма «Мцыри»;
III место – стихотворение «Бородино»;
IV место – поэма «Демон»;
V место – драма «Маскарад»;
VI место – поэма «Кавказский пленник»;
VII место – стихотворение «На смерть поэта»;
VIII место – стихотворение «Парус»;
IX место – поэма «Беглец»;
X место – стихотворение «Утес».

Респонденты отметили также актуальные в наше время, созвучные с современностью произведения М. Ю. Лермонтова, среди которых: роман «Герой нашего времени» (35% респондентов); драма «Маскарад» (19%); поэма «Демон» (16 %); поэма «Мцыри» (11%). Часть опрошенных в возрасте 46 лет и старше отметили, что «…в настоящее время актуальны большинство произведений Лермонтова, если не все…» (11%), в то время как некоторые респонденты в возрасте 12-15 лет вообще затруднились ответить на этот вопрос (8%).

Ответы на вопрос о самых запоминающихся героях произведений М. Лермонтова составили достаточно большой список известных лермонтовских персонажей: Печорин, княжна Мери, Грушницкий, Бэла, Максим Максимыч, Арбенин, Нина, Демон, Мцыри, княгиня Лиговская и др.

Однако самый эмоциональный отклик получил вопрос: «Чем привлекает Вас личность поэта?». И мы размещаем «без купюр» все мнения респондентов о выдающемся юбиляре 2014 года – М. Ю. Лермонтове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Короткая справка