Михаил Лермонтовстихотворение«Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.

Я счастлив был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ.

Стихотворение раннего Лермонтова, написано 1830 году. «Кавказ» одно из первых обращений к теме и образам Кавказа. Произведение отличается особо нежным лиризмом: воспоминание о величии и красоте кавказского пейзажа переплетается здесь с сокровенными переживаниями поэта — воспоминанием о матери и воспоминанием о первой отроческой любви.

Воспоминание о Кавказе
(Картина Михаила Лермонтова)

Искусное развертывание этих трех поэтических тем позволило Лермонтову «отразить» свое, близкое к жизни объективного мира природы, восприятие, напряженное переживание которого, в свою очередь, становится глубоко личным фактом духовной биографии поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Короткая справка
Псевдонимы —въ, Ламвер, Гр. Диарбекир, Lerma
Дата рождения 15 октября 1814 года
Дата смерти 27 июля 1841 года
Род деятельности поэт
Годы творчества 1828—1841
Направление Романтизм, реализм
Жанр Поэзия, проза

Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт XIX века, прозаик и драматург, художник (графика, акварель), офицер. Является классиком русской литературы и часто признаётся вторым поэтом в неофициальной иерархии (после А. С. Пушкина). Некоторые даже считают, что Лермонтов превзошёл Пушкина.

Содержание

[править] Биография

Родился в ночь со 2-го на 3 октября (по новому стилю — с 14-го на 15-е) 1814 года в Москве, в доме около Красных ворот. Его родители, капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) и Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) (1795—1817), были дворянами. Род Лермонтовых шотландского происхождения и восходит к барду и предсказателю XIII века Томасу Лермонту (Рифмачу). Основателем русского рода Лермонтовых стал Джордж Лермонт, воевавший в Cмутное время на стороне поляков и попавший в плен при осаде крепости Белой. Затем Лермонт сделался офицером в армии князя Дмитрия Пожарского. В 1621 году царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал Джорджу Лермонту 8 деревень в Галическом уезде Заболоцкой волости. Лермонт стал называться Юрием Андреевичем, царь приказал ему обучать «рейторскому строю новокрещенных немцев старого и нового выезда, равно и татар» (немцами тогда назывались все западные иностранцы). Лермонт был поручиком или ротмистром, погиб во время войны с поляками зимой 1633—1634 года [1] [2] [3] [4] .

По материнской линии Лермонтов принадлежал к роду Столыпиных (бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева носила в девичестве именно эту фамилию). Знаменитый премьер-министр Российской империи Пётр Аркадьевич Столыпин был Лермонтову троюродным братом, хотя родился на 48 лет позже. Племянник Елизаветы Арсеньевой Аркадий Дмитриевич завёл самого известного из своих детей в 40 лет, состоя во втором браке [2] [5] .

Весной 1815 года семья возвратилась в поместье Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии, принадлежавшее Елизавете Алексеевне Арсеньевой. 24 февраля (по новому стилю — 8 марта) 1817 года, когда её сыну было только два года, 21-летней скончалась от туберкулеза болезненная с детства мать Лермонтова [6] [1] .

«…была песня, от которой я плакал… Ее певала мне покойная мать»

Мария Лермонтова обладала музыкальными способностями и часто играла на фортепиано, посадив сына к себе на колени [1] . Она также рисовала. Отец же Лермонтова писал стихи [7] . Сам Лермонтов ещё в детстве увлекался лепкой фигур [1] , а его первый сохранившийся рисунок относится к десятилетнему возрасту [8] .

Переживая смерть дочери, Елизавета Алексеевна приказала снести в Тарханах большой барский дом. На его месте была построена церковь Марии Египетской. Затем последовала ссора отца и бабушки будущего писателя (Елизавета Алексеевна с самого начала не одобряла любовь своей дочери к Юрию Лермонтову и пыталась помешать их свадьбе) (см. подробнее Отношения Лермонтова с его отцом).

В 1820-м и в 1825 годах Михаил Лермонтов ездит на Кавказ вместе с бабушкой (иногда указывают, что Лермонтов ездил на Кавказ в 1818 году, но этот факт не имеет строгого документального подтверждения) [9] . Поездка 1825 года оказала большое влияние на мальчика. (См. подробнее Лермонтов на Кавказе и Пребывание Лермонтова на Дону).

Летом, ещё тринадцатилетним, он написал в уездном городе Чембары (недалеко от Тарханов) поэму «Черкесы». Начал Лермонтов именно с поэмы, его первое стихотворение «Осень» было явно создано именно осенью того же года [1] [10] . (См. подробнее Ранние поэмы Лермонтова).

Несмотря на неизбежное для начинающего поэта влияние, уже в ранних стихах просматривается собственный стиль Лермонтова. Так, стихотворение 1829 года «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…») [11] исследователи считают предваряющим идею, «образный и поэтический строй» стихотворения 1838 года «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье…») [12] [13] . Образ из строки «Монолога» («И нам горька остылой жизни чаша…») позже стал основой для отдельного стихотворения «Чаша жизни» (1831) [14]

1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в Благородный пансион при Московском университете (как полупансионер, то есть ночевал дома). В этом пансионе в разное время воспитывались Денис Фонвизин, Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Владимир Одоевский и другие. Поэт и его бабушка переехали с Поварской на Малую Молчановку, где по соседству жила семья Лопухиных — Александр Лопухин, его дочери Мария, Варвара и Елизавета, сын Алексей. Как впоследствии писал друг и родственник поэта А. П. Шан-Гирей, «они были… как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». В марте 1829 года начал выходить альманах Благородного пансиона «Цефей», где Лермонтов печатал некоторые свои ранние произведения. Он был также активным участником рукописной газеты «Утренняя заря», где опубликовал свою поэму «Индианка», которую затем сжёг и она не сохранилась [15] [16] [1] .

Лето Лермонтов провёл в усадьбе бабушки Середниково под Москвой. За экзаменами в декабре («испытания в языках и науках») последовали «испытания в искусствах». Михаил прочитал стихотворение Жуковского «Море» и сыграл на скрипке [17] [1] .

29 марта (по новому стилю — 10 апреля) 1830 года император Николай I приказал закрыть Благородный пансион и сделать из него гимназию. Лермонтов, как и многие другие, находясь в старшем отделении, подал прошение об отчислении и был отчислен 16 (по новому стилю — 28) апреля [1] .

В 1829 году Лермонтов, знавший, помимо обязательного для дворян французского, английский и немецкий, испытывал большой интерес к творчеству Фридриха Шиллера. Лермонтов перевёл фрагмент из переложения Шиллером шекспировского «Макбета», стихотворение великого немецкого драматурга и поэта «К Эмме» (под названием «К Нине») [18] , первую половину его стихотворения «Встреча» [19] , балладу «Перчатка» (через два года вышел знаменитый перевод Жуковского) [20] , двустишие «Дитя в люльке» [21] . Эти переводы носят ученический характер, они содержат вольности, пропуски и даже ошибки. В последующем Лермонтов не переводил произведений Шиллера, и тот не оказал влияния на творчество поэта в зрелые годы [18] (ранее трагедия Шиллера «Дон Карлос» повлияла на поэму «Преступник») [1] . Однако, переводя «К*» Шиллера, Лермонтов превратил двухстрочную классическую «спокойную» надпись в резкую четырёхстрочную эпиграмму [22] [23] .

В собственной «Балладе» Лермонтова («Над морем красавица-дева сидит…») юный поэт соединил сюжеты «Перчатки» и «Ныряльщика» (в переводе Жуковского — «Кубок») Шиллера [24] . Уже тогда начал складываться подход Лермонтова — не переводить произведения с иностранных языков, а создавать на их основе собственные.

В том же году, в стихотворении «Жалобы турка», Лермонтов, прикрывшись названием, высказал свои переживания происходящим в родной стране [1] .

Ещё в 1829 году Лермонтов решил обратиться к драматургии [1] . (См. подробнее Драматургия Лермонтова).

В 1830 году он пишет стихотворение «Предсказание», которое посвящено судьбе русской монархии.

В сентябре 1830 года Лермонтов стал студентом Московского университета. 18 июня 1832 года Лермонтов покинул университет, не завершив обучение. После этого уезжает в Петербург, где пытается снова поступить в университет. В итоге там поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В то время он пишет известное стихотворение «Парус».

М.Ю.Лермонтов

Биография М.Ю.Лермонтова

Биография М.Ю.Лермонтова

Лермонтов Михаил Юрьевич (3(15) октября 1814 года — 15(27) июля 1841 года) — выдающийся русский поэт.

Родился Лермонтов в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817)(по матери Арсеньевой), единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой (1773-1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был крайне несчастливым. Маленький Миша рос в обстановке постоянных семейных ссор и несогласий. После ранней смерти матери Лермонтова его воспитанием занялась бабушка, полностью исключив участие отца.

Детство Лермонтова прошло в бабушкином имении «Тарханы» Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 года бабушка повезла Лермонтова на воды на Кавказ. Детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве («Кавказ», 1830; «Синие горы Кавказа, приветствую вас. «, 1832). В 1827 семья переехала в Москву, а в 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется преимущественная ориентация Лермонтова на А.С. Пушкина, байроническую поэму. Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 гг. он пишет поэмы «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Последний сын вольности», «Измаил-Бей», «Демон». В центре байронической поэмы — герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы.

В марте 1830 года Московский пансион по указу Сената был преобразован в гимназию. В 1830 году Лермонтов увольняется «по прошению» и проводит лето в подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково. В том же году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей приятельницы А.М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический «цикл» 1830 [«К Сушковой», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор. «), «Ночь», «Подражание Байрону» («У ног твоих не забывал. «), «Я не люблю тебя: страстей . «]. По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф. Иванова. В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает жанр «отрывка» — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831 содержат и социальные мотивы и темы. Московский университет жил философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского). О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако он, возможно, разделял свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Эти идеи нашли у него выражение еще в «Жалобах турка» (1829) и серии стихов, посвященных европейским революциям 1830-1831 [«30 июля. (Париж) 1830 года», «10 июля. (1830)»], событиям Великой французской революции («Из Андрея Шенье», 1830-1831) и эпохе пугачёвщины («Предсказание», 1830). Так подготавливается проблематика первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832-1834) с широкой панорамой крестьянского восстания 1774-1775 годов.

Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В.А. Лопухина (1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища Лермонтова по университету. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и продолжительным. Лопухиной были адресованы как ранние стихи [«К Лермонтов» («У ног других не забывал. «, 1831), «Она не гордой красотою. «, 1832, и другие], так и поздние произведения: «Валерик», посвящение к VI редакции «Демона». Её образ проходит в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю», в «Княгине Литовской» (Вера). В 1830-1831 раннее лирическое творчество поэта достигает вершины. Далее можно заметить спад.

После 1832 года Лермонтов обращается к балладе («Тростник», 1832; «Желанье» — «Отворите мне темницу», 1832; «Русалка», 1832) и прозе.

В поэмах Лермонтова в это время определяются две основные тематические группы: одна тяготеет к средневековой русской истории («Последний сын вольности», 1831; «Литвинка», 1832), другая — к экзотическим кавказским темам («Измаил-Бей»,1832; «Аул Бастуиджя». 1833-1834; «Хаджи-Абрек», 1833).

В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург, где надеется продолжить образование в Петербургском университете. Однако ему отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба, дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт школы отразился в так называемых юнкерских поэмах — «Петергофский праздник», «Уланша», «Гошпиталь» — все 1834). В сентябре 1834 года Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии Гусарский полк. В этом же году выходит поэма «Хаджи Абрек» — первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы «Маскарад», работает над поэмами «Сашка», «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Известно о знакомстве Лермонтова с А.Н. Муравьёвым, И.И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С.А. Раевским и А.А. Краевским. В романе «Княгиня Литовская» Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию, предвосхищающему «физиологии» 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным обнародования. Он трижды подавал её в драматическую цензуру и дважды переделывал, но драма, несмотря на все старания автора, была запрещена к публикации.

В период 1836-1837 годов. Лермонтов создает «Боярина Оршу» (1835-1836), первую оригинальную и зрелую поэму. Орша — первая попытка Лермонтова создать исторический характер — феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской чести. Эта тема была продолжена в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838). Своего рода аналогом «Песни. » в лирике Лермонтова было «Бородино», отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения (1837) — «микро-эпос» о народной войне 1812 года.

В 1835-1836 Лермонтов ещё не был знаком с Пушкиным. Тем более принципиальный характер получает его стихотворение «Смерть Поэта» (1837), написанное сразу же по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был арестован, началось политическое дело о «непозволительных стихах». Под арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед»), «Узник», положивших начало блестящему «циклу» его «тюремной лирики»: «Соседка», «Пленный рыцарь» (оба — 1840) и другие.

В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. В марте он выехал через Москву. Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске. По пути следования в полк он «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов. «, в ноябре побывал в Тифлисе. В 1837 году Лермонтов записывает народную сказку об Ашик-Керибе («Ашик-Кериб»), стремясь передать колорит восточной речи и психологию «турецкого» сказителя. Народный характер поэт раскрыл в «Дарах Терека», «Казачьей колыбельной песне», «Беглеце». В Пятигорске и Ставрополе он встречается с Н.М. Сатиным, знакомым ему по Московскому пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С.И. Кривцовым, В.М. Голицыным, В.Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А.И. Одоевским («Памяти А.И. Одоевского», 1830).

Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки, пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры. Лучшие из них связаны с Кавказом. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А.X. Бенкендорфа. В октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Во 2-й половине января 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. 1838-1841 — годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетнёвым, В.А. Соллогубом, его принимают в семействе Карамзиных. У Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал «Тучи». В 1840 в Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники «Стихотворения» и «Герой нашего времени».

Наследие Лермонтова к 1840 году включало уже около 400 стихотворений, около 30 поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно. В 1838-1840 поэт входит в «Кружок шестнадцати» — аристократическое общество молодежи, объединенное законами корпоративного поведения и политической оппозиционностью участников. В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако основы прозы и поэзии Лермонтова, во многом противоположны пушкинским: ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и «гармоническая точность» в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не всё принимают в его творчестве. Столь же «выборочно» принимают его и формирующиеся московские славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к деятельности будущих славянофилов (А.С. Хомякова, Ю.Ф. Самарина), поддерживал с ними личные связи, напечатал в «Москвитянине» (1841) балладу «Спор», но остался холоден к социально-философским основам их учения («Родина», 1841). Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом «Отечественные записки». Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций лермонтовских стихов, а также «Бэла», «Фаталист» и «Тамань».

В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошел конфликт с сыном французского посланника Э. Барантом. Непосредственным поводом стало светское соперничество — предпочтение, отданное Лермонтову княжной М.А. Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов. Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся примирением. Лермонтов тем не менее был арестован и предан военному суду. Под арестом состоялось новое объяснение Лермонтов с Барантом, усугубившее ссору. В апреле 1840 года был отдан приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего войсками Кавказской линии генерала П.X. Граббе, а в июле уже участвовал в стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.

В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием. Он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и погрузиться с головой в литературную деятельность. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе. В нескольких своих произведениях он касается проблем «восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»). 14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга. «, «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. «, «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов. Не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен Лермонтов в фамильном склепе в Тарханах.

«Сон» М. Лермонтов

В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.

Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня — но спал я мёртвым сном.

И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.

Но в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;

И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.

Анализ стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон», написанное в 1841 году, относится к последнему периоду творчества поэта. Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель и старался в полной мере выполнить наказ друга Владимира Одоевского. Все дело в том, что накануне отъезда поэт подарил Лермонтову изящную записную книжку, попросив, чтобы он вернул ее после поездки, полностью исписанную стихами. Этот жест поддержки и участия был рассчитан на то, чтобы укрепить веру Михаила Лермонтова в свои силы, однако Одоевский даже не предполагал, что видит своего друга последний раз.

Само стихотворение «Сон» существенно выбивается из ряда произведений, которые были созданы поэтом в этот непростой для него период. Автор мысленно поставил крест на своей карьере, понимая, что после второй ссылки на Кавказ вынужден будет уйти в отставку. Вместе с тем, состоявшись как поэт, Михаил Лермонтов также осознавал, что при нынешнем царском режиме и обострении взаимоотношений с правительством его произведения вряд ли будут опубликованы. Поэтому стихи этого периода отличаются остротой и неприкрытым сарказмом, чего не скажешь о лирическом и преисполненном трагизма произведении «Сон». В нем автор отождествляет себя с главным героем, который в долине Дагестана «с свинцом в груди лежал недвижим». Жизнь вытекала из него по капле и, постепенно проваливаясь в небытие, герой увидел необычный сон. В нем он снова был дома, и прекрасные девы, собравшись на «вечерний пир», живо обсуждали его персону. Лишь одна из девиц, внезапно погрузившись в сон, увидела его, лежащим в солнечной долине Дагестана, осознав, что герое девичьих споров и грез убит.

Это стихотворение имеет весьма нестандартную и нетипичную форму для произведений Михаила Лермонтова, оно окутано неким мистицизмом и фатализмом. Фактически, поэт с точностью до мельчайших подробностей предсказал собственную смерть, хотя вторая часть произведения, где героиню стихотворения посещает странный сон-видение, является лирическим отступлением, желанием выдать вымысел за действительность. Увы, в «родной стороне» кроме престарелой бабушке, которая воспитала будущего поэта, и немногочисленных друзей, верящих в талант Лермонтова, его никто не ждал. Видимо, осознание этого заставило автора слегка приукрасить свое произведение, которое, тем не менее, по сей день вызывает споры среди литературоведов.

Многие исследователи творчества Михаила Лермонтова склонны считать, что поэт обладал не только литературным даром, но и умел видеть будущее. Ведь «Сон» — далеко не единственное произведение этого автора, в котором содержатся рифмованные предсказания. Близкие друзья Лермонтова утверждали, что он действительно мог заглянуть в потусторонний мир и иногда ронял в присутствии множества свидетелей странные фразы, которым впоследствии суждено было стать пророческими.

Поэтому никто не удивился, когда в записной книжке, подаренной поэту Одоевским, уже после гибели Лермонтова на дуэли было обнаружено стихотворение «Сон», предвосхитившее события, которым суждено было произойти всего через несколько месяцев после написания этого произведения.

Более того, очевидцы утверждают, что Михаил Лермонтов не только знал о своей гибели, но и не пожелал что-либо менять, считая, что такой поступок недостоин человека, чья участь предрешена. Поэтому во время дуэли, когда выяснилось, что право первого выстрела принадлежит поэту, он направил дуло пистолета в небо и, тем самым, показал, что готов смириться с собственной участью, которую весьма красочно и достоверно описал в стихотворении «Сон», не указав лишь имени человека, которому было предначертано свыше выполнить эту тяжелую и печальную миссию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: