Михаил ЛермонтовпоэмаМцыри

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Мцыри. Сочинение, Лермонтов

Мцыри. Сочинение, Лермонтов. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова

Мцыри. Сочинение, Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Мцыри» рассказывает о человеке, который горячо любит свою Родину, народ, но тяжело страдает вдали от них, не имея возможности и надежды вновь вернуться в родные края. В мрачных стенах монастыря юноша весь иссох и измучился от тоски и печали. Внимая своим душевным терзаниям, Мцыри решает ценою риска собственной жизнью покинуть монастырь. Даже неминуемость смерти (в случае неудачи) не пугает его — так велика мечта вновь увидеть Родину.

В первый день побега Мцыри наслаждается прекрасной природой родного Кавказа: «Крутом меня цвел божий сад». Он восхищается красотой виноградных лоз, пугливыми птицами, порхающими вокруг, он с благоговением отдается всем голосам природы, которые «как — будто речь свою вели о тайнах неба и земли». Любуясь потоками воды, Мцыри увидел очаровательную грузинку -и поток чувств оглушил его. Ему, монастырскому затворнику, открылось самое чарующее и манящее — красота юной девы. О, пыл страстей и жажда чувств! О, жизнь! Ты счастье наше! Но нет! Улягся, страсть, уймись, желанье. Не время отдаваться вам. Ведь Мцыри «цель одну — пройти в родимую страну — имел в душе». И потому юноше приходится превозмочь свои чувства к девушке и продолжить свой путь.

А там еще одно испытание — встреча с барсом. Красив и могуч дикий барс. Страшна была схватка, но Мцыри вышел победителем из боя, т. к. сердце его «зажегся жаждою борьбы и крови. «. Борясь с могучим зверем, Мцыри понял, «что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сильный, ловкий, полный неиссякаемого желания жить свободно и счастливо, Мцыри еще раз остро испытал непреодолимое желание вернуться в землю отцов и еще раз с ненавистью вспомнил свою тюрьму — монастырь, где рос и был несчастлив.

Мцыри презирал людей, примирившихся с жизнью в тюрьме -монастыре. Страстно желая покинуть монастырь, он хотел «узнать, — прекрасна ли земля, узнать для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы». Прожив всю жизнь на чужой земле, в заточении, среди ненавистных ему монахов, Мцыри горит сильным желанием увидеть свою родную землю, свои горы, свой дом. Но, к сожалению, не свершилась мечта пленника, не дошел он до дома родного. Изведав вкус свободы, Мцыри был готов еще раз заплатить столь высокую цену за те чудесные мгновенья, которые он прожил на воле.

Он счастлив тем малым, что пришлось ему испытать в жизни.

Мцыри.
Мцыри, в переводе с грузинского — послушник.
Это герой одноименной поэмы.
Кавказский юноша попал к русским. Во время пути он заболел и его оставили в монастыре для излечения. М. мечтает обрести свободу, сбежать из монастыря, где чувствует себя в рабстве. Все произведение построено как исповедь-монолог юноши. Перед смертью он рассказывает старику-монаху о трех счастливых днях, проведенных им на воле. М. близка природа как царство естественного бытия, свободы и красоты.
Природа в поэме полна одушевления, огромной и таинственной жизни. М. окружен голосами, шепотами и мыслями природы, и он умеет понимать их. М. не удалось достигнуть своего идеального отечества и даже найти дорогу к нему. Но дни, проведенные юношей вне монастырских стен, на воле, в поисках этой дороги, даются как средоточие всех возможностей жизни — ее радостей, опасности, борьбы. Его взволновала встретившаяся на пути молодая грузинка, он победил барса. Тем не менее, после трех дней, проведенных на воле, М. вновь попадает в монастырь.
Его стремление к свободе не угасает, и для него есть лишь один выход — умереть.

Картина развалин монастыря в Грузии. Русский генерал везет с собой пленного ребенка лет шести «из гор к Тифлису».
Тот в пути занемог, «он знаком пищу отвергал и тихо, гордо умирал».
Один из монахов оставляет мальчика у себя. Тот вначале живет в стороне от всех, «бродил безмолвен, одинок, смотрел, вздыхая, на восток». Его окрестили, скоро он должен принять монашеский обет. Но однажды осенней ночью юноша исчезает. Три дня его ищут, потом «в степи без чувств нашли». Мцыри слаб, худ и бледен, «как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал». «И близок стал его конец, тогда пришел к нему чернец». Мцыри исповедуется: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну я променял бы, если б мог». Его душа звала «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».
Мцыри не просит о прощении, говорит, что смерть его не страшит, спрашивает, зачем старик спас его от смерти еще в детстве. . я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ — могил! Тогда, пустых не тратя слез, В душе я клятву произнес: Хотя на миг когда-нибудь Мою пылающую грудь Прижать с тоской к груди другой, Хоть незнакомой, но родной. Увы! Теперь мечтанья те Погибли в полной красоте, И я как жил в земле чужой, Умру рабом и сиротой. Затем добавляет, обращаясь к старику: Пускай теперь прекрасный свет Тебе постыл: ты слаб и сед, И от желаний ты отвык. Что за нужда? Ты жил, старик! Тебе есть в мире что забыть, Ты жил, я также мог бы жить! Мцыри рассказывает, что он видел на воле — пышные поля, зеленые холмы, темные скалы, а вдали, сквозь туман, покрытые снегом горы своей далекой отчизны.
Мцыри говорит, что убежал из монастыря ночью в грозу. В то время как распростертые на земле монахи молят бога защитить их от опасности, бурное сердце Мцыри живет в дружбе с грозой. Как сон, проносятся перед ним воспоминания о родных горах, встает образ отца, отважного воина с гордым взором. Мцыри представляется звон его кольчуги, блеск оружия. Вспоминает Мцыри и песни своих юных сестер и решает во что бы то ни стало найти путь домой. «Ты хочешь знать, что делал я на воле? Жил — и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей». На воле Мцыри любуется дикой природой, спускается р горному потоку, чтобы утолить жажду, видит молодую прекрасную грузинку. Ее «мрак очей был так глубок, так полон тайнами любви, что думы пылкие мои смутились. » Девушка исчезает.
Мцыри засыпает и видит ее во сне. Проснувшись, продолжает путь, сбивается с дороги. На поляне видит барса, вступает с ним в бой, побеждает его. «Но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю: «Как будто сам я был рожден в семействе барсов и волков».
Мцыри уважает своего противника: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!» Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому Мцыри понимает, что до родного дома ему уже не добраться и суждено погибнуть «во цвете лет, едва взглянув на божий свет» и «унесть в могилу за собой тоску по родине святой» . Мцыри впадает в беспамятство. Его находят. Мцыри не страшится смерти, опечален лишь тем, что его не похоронят в родной земле. «Увы! — за несколько минут между крутых и темных скал, где я в ребячестве играл, я б рай и вечность променял. » Просит похоронить его в саду, откуда «виден и Кавказ».

Мцыри. Сочинение, Лермонтов

Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.

Михаил ЛермонтовпоэмаМцыри

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814—1841)

Тема «Изучение поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» — одна из самых разработанных в нашей методике. Так, например, уже в 1905 году вышло шестое издание «Пособия для литературных бесед» Ц. П. Балталона с главой «Мцыри» (1839), в которой были весьма примечательные задания:

1. Выяснить реальные, правдоподобные черты в характере молодого горца: его воспоминания о родном ауле, любовь к родине, к кавказской природе, ряд душевных волнений, переживаний во время бегства, его болезнь и смерть как следствие физического недуга.

2. Выяснить романтические, неправдоподобные черты, не соответствующие условиям жизни изображаемого горца: необыкновенно могучий дух в ребенке, утонченно развитое поэтическое воображение, недостаточно мотивированную ненависть к монахам и ко всему человечеству.

3. Сравнить эти черты, приписанные Мцыри, с мотивами, господствующими в лирической поэзии Лермонтова, с идеями и стремлениями, выраженными в его стихотворениях (в нашем случае уместно было бы взять для сравнения те произведения Лермонтова, с которыми учащиеся знакомились ранее по программе, т. е. с такими стихотворениями, как «Бородино», «Тучи», «На севере диком. », «Утес», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва», «Ангел» и, конечно, с поэмой «Песня про царя Ивана Васильевича. »).

В пособии «Методические указания к хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» (1950) коллектив авторов под редакцией М. Н. Салтыковой представил свой вариант изучения поэмы. Авторы предложили вначале рассказать об истории создания произведения, а после этого вступительного слова выразительно прочитать поэму в классе. Анализ поэмы предлагается вести в хронологической последовательности. При этом возможна постановка таких вопросов:

— Какую картину рисует Лермонтов в самом начале поэмы?

— Какое впечатление производил пленный мальчик?

— Как Мцыри объясняет причины своего бегства из монастыря

— Что рассказывает Мцыри о трех днях своей вольной жизни? Почему только эти дни он считает подлинной жизнью?

— Какие предсмертные желания высказывает Мцыри?

Последовательный анализ глав поэмы завершается обобщающей беседой: образ Мцыри, своеобразие композиции поэмы, оценка поэмы читателями. Сообщается и примерный план характеристики Мцыри:

1. Стремление Мцыри к родине и свободе, жажда борьбы как основные черты его личности.

2. Впечатление, которое производит Мцыри-ребенок.

3. Как проявляются в монастыре стремление Мцыри к свободе, его любовь к родине?

4. Как характеризует Мцыри его бегство из монастыря?

5. Как раскрываются ведущие черты характера Мцыри в описании трех дней его жизни на воле?

6. Предсмертные желания Мцыри, подчеркивающие цельность его натуры.

В записках словесника Г. К. Бочарова «За сорок лет» (1972) предложен еще один вариант, отличающийся от традиционного. В нем подчеркивается лирический характер поэмы, когда даже повествовательные эпизоды так густо насыщены переживаниями юноши, что следы эпоса здесь почти не ощущаются. С этим автор связывает и особенности вступительного слова учителя, и характер выразительного чтения поэмы. Эмоциональная напряженность монолога Мцыри выражается в стихе прерывистостью его речи, обилием вопросов, восклицаний, что должно прозвучать в интонациях чтения.

Лирическая природа произведения подсказывает и то, что никаких комментариев и вопросов при этом первом чтении не должно быть. Но первое чтение хоть и оставляет у слушателей целостное впечатление, но оно же и достаточно поверхностное. Методист считает необходимым «еще раз пройти по тексту», углубить его восприятие. Учитель вновь ведет учащихся по первым восьми главам. Уместным при этом оказываются вопросы:

— В поэме 26 маленьких глав. Зачем же Лермонтову понадобились еще 24 главы, когда обо всех событиях жизни юноши уже рассказано в двух первых главах?

— А если главное — это не события, то что же главное в этой поэме? И как это главное выражается?

— Почему лирическая часть поэмы начинается как бы с конца? Почему свою речь Мцыри называет исповедью? И почему он исповедуется старому монаху, который, по мнению Мцыри, не может понять его тоску, его печаль?

— Что это за «чудный мир тревог и битв», о котором тосковал Мцыри? О ком и о чем он вспоминает с тоской?

— Чем более всего поразили Мцыри впечатления трех дней на воле по сравнению с жизнью в монастыре? Каково значение в этих воспоминаниях картин природы?

Учитель предлагает учащимся самостоятельно перечитать дома остальные главы, кроме трех последних, и попробовать уяснить, что видит и слышит Мцыри на воле, что испытывает он, наблюдая за девушкой-грузинкой, как он борется с препятствиями, что переживает он, вернувшись в свою «тюрьму», что означает его предсмертный бред и песня рыбки.

В беседе на уроке прозвучали следующие вопросы:

— Почему в поэме так много описаний кавказской природы?

— Почему Мцыри подавляет в себе влечение к девушке?

— Чем был для Мцыри «вечный лес» и борьба с ним?

Три последние главки перечитываются в классе и определяют ход беседы:

— Только ли от истощения и ран гибнет Мцыри?

— Что же теперь печалит юношу и о чем он просит старого монаха?

— Почему же Лермонтов героем своей поэмы избрал мятежного юношу?

Ответ на последний вопрос подвел учащихся к пониманию личности самого поэта, к словам В. Г. Белинского: «Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности». Традиционная характеристика Мцыри не составлялась, хотя автор не отрицает возможности ее применения при других вариантах изучения поэмы.

Так, например, один из методистов предлагает учащимся написать сочинение на тему «Характеристика Мцыри» и даже дает примерный план такой самостоятельной работы:

1. Биография Мцыри.

2. Основные черты характера юноши; его мечты о свободе, о борьбе, о Родине и родном доме.

3. Чем нам близок Мцыри?

Пособие «Литература в 8 классе. Урок за уроком» предлагает свой вариант системы уроков по данной теме:

1-й урок . Значение эпиграфа. Обсуждение циклов глав, например

— Что значит «жить» в понимании Мцыри?

— Зачем Мцыри бежит из монастыря?

— Что узнал Мцыри о себе за «три блаженных дня»?

— Почему в рассказе Мцыри о трех днях свободы так много пейзажных зарисовок?

— Почему Мцыри называет спасительный монастырь то тюрьмой, то пленом? Ведь монахи дважды пытались спасти ему жизнь, дали ему кров и пищу.

2-й урок . Идейное содержание поэмы. Ее композиция.

— Можно ли назвать исповедью страстный монолог Мцыри?

— Докажите, что Мцыри ведет полемику с молчащим старым монахом.

— Подготовьте рассказ о Мцыри — главном герое поэмы Лермонтова по плану:

а) Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
б) Что увидел и узнал Мцыри во время своих скитаний?
в) Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за «три блаженных дня».
г) Почему Мцыри не достиг родины?
д) Как вы думаете, что личного внес Лермонтов в свою поэму?

Темы предполагаемых сочинений могут определить характер обобщающего заключения:

— Что значило «жить» в представлении Мцыри?

— Почему Мцыри перед смертью из всей жизни вспоминает только «три блаженных дня»?

— Почему Мцыри не нашел пути на родину?

— Какую роль играют картины природы в рассказе Мцыри?

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11).

После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Создается цитатный план исповеди Мцыри На втором уроке завершается чтение учителем поэмы. Определяются тема и идея поэмы. Третий урок посвящен анализу особенностей стиля поэмы. Предлагаются вопросы для беседы в классе:

— Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком?

— Что является главной особенностью формы поэмы?

— Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме?

— Определите художественные средства, применяемые автором в поэме.

Осмыслению нравственно-духовного смысла поэмы посвящена статья В. Влащенко «Трагедия Мцыри» (Литература. — 2000. — № 44). Автор выделяет в литературе о поэме Лермонтова три основные трактовки Мцыри: 1) «естественный человек»: а) цельный, с любовью к свободе и жаждой деятельности; б) противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и звериным; 2) герой с демоническими чертами; 3) поэма — это исповедь христианина. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Своеобразно толкование и других эпизодов: «Если раньше Мцыри отказался от духовного служения в монастыре, то теперь ради главной «пламенной страсти» заглушает в себе пробуждающееся чувство любви к той, чей «мрак очей был так глубок». Неоднозначно и другое заключение: «Несмотря на победу над барсом, именно здесь Мцыри, оказавшись во власти звериных инстинктов, терпит свое главное поражение: в нем зверь побеждает человека, дьявол побеждает Бога».

Автор считает, что трагедия Мцыри в значительной степени возрастная, что она связана с состоянием души в юности, которое он трактует как эпоху проявления таких опасных для человеческой души пороков, как гордыня и эгоизм, стремление к безграничной свободе и освобождению от всех запретов.

На уроке можно сравнить приведенные выше мнения с высказыванием З. Абрамовой , которая анализирует эпиграф к поэме, восходящий к Ветхому Завету, и спрашивает:

— Почему погиб Мцыри? Что это: восстание против судьбы? против Бога? Или это оправдание непокорности?

— В Библии более всего осуждается гордыня. Так почему погиб герой Лермонтова? Может быть, он тоже понес наказание?

— Что же дала Мцыри желанная свобода? Как нужно ею пользоваться?

— Что такое свобода? Что сейчас нам дала свобода?

Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода». ».

Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой . Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы:

— Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи?

— О чем рассказал Лермонтов в поэме? Как поэт относится к Мцыри? Какова основная мысль (идея) поэмы?

Развернутую систему изучения поэмы «Мцыри» предлагает Л. Крылова, ряд вопросов и заданий которой представляют безусловный интерес:

— В рукописи Лермонтов начал поэму с эпиграфа: «У каждого бывает только одно отечество». Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

— В одном из вариантов поэмы Мцыри говорит:

Я слезы горькие глотал,
И детский голос мой дрожал,
Когда я пел хвалу тому,
Кто на земле мне одному
Дал вместо родины — тюрьму.

Поэт потом снял эти строки, но в окончательном варианте есть такие слова Мцыри:

Увы! — за несколько минут
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял.

Далее автор предлагает следующие вопросы (часть из них весьма спорна):

— Чьи это слова, по вашему мнению: язычника или христианина? В чем состоит внутренний конфликт лермонтовского героя? О чем говорит ему память детства? Как проявляется в поэме мятежный дух горного Кавказа? Что внесли в душу Мцыри десять лет жизни в христианском монастыре?

— В мифологии горцев через лес проходит путь в мир. Случайно ли Мцыри находит родство у «зубчатого леса» с «зубчатыми стенами монастыря»?

— Первый день на воле связан с образом молодой грузинки, второй день — с поединком с барсом. Как вы понимаете смысл этих встреч Мцыри с жизнью? Что принес Мцыри третий день побега? Какой эпизод кажется вам наиболее важным и почему?

— Каковы в поэме элементы мифологии и истории?

— Поэма почти целиком представляет собой монолог героя. Что это придает повествованию?

— Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса: ведь тот не сразу почуял его? Можно ли сказать о самом Мцыри, как он сказал о барсе: «Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу. »? Обоснуйте ваше мнение.

— Какое значение приобретает в поэме повторяющийся образ огня, пламени, палящего зноя? Случайно ли Мцыри говорит в конце исповеди: «Прощай, отец. дай руку мне: ты чувствуешь, моя в огне. Знай, этот пламень. И он прожег свою тюрьму»?

— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж», где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли?

Естественным завершением изучения поэмы Лермонтова мог бы быть вывод, сделанный В. Коровиным :

«Мятежный и страдающий романтический герой прославляет действительность, открывающую перед ним высокую цель и предоставляющую необозримые возможности для героической деятельности. Трагическая потерянность героя, который заблудился в поисках родины, не обесценивает ни смысла цели, ни значения поисков, а выражает реальное сознание лермонтовского поколения».

Следует согласиться с мнением ученого: «Герой томится тоской по родине, но он одинок в своем стремлении. Отьединенность личности характерна и для «естественного человека», и для демонического героя. Одиночество личности становится болезнью века».

(Использованы материалы З. Абрамовой, Ц. Балталона, З. Блиновой, С. Бочарова, Е. Виноградовой, Л. Гороховской, Л. Крыловой, В. Коровина, О. Петровой, Б. Турьянской, М. Салтыковой и др.)

Сюжет, проблематика, образы поэмы “Мцыри” М. Лермонтова

«Эрагон» — приключения только начинаются

Тетралогия Кристофера Паолини «Наследие» — уникальное явление не только в мире фентези, но и в мире литературы. Создать в столь юном возрасте (напомню, что автору было всего четырнадцать лет, когда он написал первую книгу цикла «Эрагон») целый мир, захвативший внимание миллионов читателей, не каждому опытному писателю под силу.
3 книга Эрагон уже переведена на русский язык. Уже сейчас можно узнать о новых приключениях легендарного всадника Эрагона.

Смысл жизни в поэме «Мцыри»

Поэма «Мцыри» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году и напечатана в поэтическом сборнике 1840 года. Публикацию своего произведения молодой поэт застал еще при жизни.

Сюжет поэмы прост, но в то же время трагичен. Российский генерал, чьи солдаты захватили в плен маленького мальчика, уроженца гор, следует в столицу Грузии Тифлис. В дороге ребенок заболевает, и генерал, чтоб спасти жизнь пленнику, оставляет его в мужском монастыре в Мцхете.

Монахи выхаживают ребенка и оставляют его при себе. Ему дают образование, обращают в христианскую веру,

Но как-то раз во время сильной грозы, которая жутко пугает обитателей монастыря, молодой пленник сбегает. Он бежит в горы, ощущая зов предков, ему хочется отыскать тропу, ведущую в родной аул, где жили его прадеды, где покоятся их кости, где родился он сам, и откуда его похитили вассалы русского генерала.

Ночью в горах Мцыри встречается с властителем горных лесов – барсом. В жилах молодого горца вскипает кровь охотника, и он вступает в смертельную схватку с хищником. Зверь наносит юноше множество ран, не совместимых с жизнью, но человек побеждает зверя.

Монахи-наставники, не очень настойчиво искавшие своего беглеца, зовут к нему старца, спасшего в детстве мальчика от смерти. Между ними вновь завязывается диалог, в котором Мцыри изливает свою душу.

Жить в монашеском плену, ему, сыну охотников-горцев было не выносимо. Да, от безысходности, он овладевал всеми знаниями, которые давали ему монахи, но в глубине души юноше мечталось о свободе. Горцы не могут жить в клетке, горцы испокон веков были свободолюбивым народом, безжалостно сражавшимся со своими поработителями.

Мцыри почувствовал себя свободным и сильным человеком, когда вступил в неравную схватку с барсом. И победил хищника, потому что ему хотелось жить.

Историей доказано, что люди, попавшие в неволю, долго не живут в ней. Они либо умирают от тоскливой безысходности, либо с боем пытаются вырваться на волю и свободу, которую у них отняли.

Смысл жизни Мцыри видел не в служении христианскому богу, а в своей собственной независимости. И, умерев в расцвете сил и лет, он ее получил, не приняв веру завоевателей и поработителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: