Михаил ЛермонтовпоэмаДемон

Великий Русский Поэт — Михаил Лермонтов. Гений! Убит на дуэли 26 лет отроду. Ярчайшая, редкостная звезда. Если его краткий юношеский путь так ослепителен, то какой бы немыслимой высоты достиг он в зрелые годы!
Что бы ни говорили – он был ближе всех к Господу.

Лермонтов. У него в сокровенном — не любование, а именно – любовь-страдание-мука. Прозорливость – легко видел то, что иным непонятно.

А современники, даже глядя на него в упор, видели разное: «едок и заносчив»; «скучен и угрюм»; «прост и ласков»; «воплощение шума, буйства, разгула, насмешки»; «грустен, задумчив, мягок»; «пошлости не терпел»; «имея славу льва-писателя, в свете не мог отделаться от застенчивости»; «огромные печальные глаза»; «глаза-щели, полные злости и ума»…

А вот из воспоминаний, когда Лермонтов был убит. Раевский: «Все плакали, как малые дети». Эрастов: «Все смеялись!»
Кто не содрогнется от таких воспоминаний?

Бездонность, непостижимость гения. Гордый, отверженный, одинокий, вроде бы презирающий всех, а сквозь стихи – нежная тоска по отцовству. У самого – ранняя гибель матери (умерла от чахотки в 22 года), жизнь вдали от отца.

Чувство любви. Сквозь всю его Поэзию потрясающее – однолюб, трагическое, властное, высокое чувство, которое было сильнее его. Многим стихи посвящает – а образ вырисовывается единственный…
Приступы ярости, отчаянья, ревности: «Кинжалом в нетерпении изрезал я ковер, я жду…»; «Тебе я душу отдавал; Такой души ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал!» А впрочем, всё не так просто и однозначно в его Поэзии, тут одновременно и Вселенная и бездна земная… Странный вихрь и дыхание звезд. Увидев ландыш – узрел в небе Бога.

Всё перепутано – и сон и явь. Лермонтов легко переходит из одного мира в другой. Не надо искать ответы о неопознанном у сомнительных гадальщиков (у них свой бизнес!), а загляните в отрешенную от алчного быта – высокую Поэзию. Взять Лермонтовские стихи – всё кратко и зримо: выход астрального тела и жизнь после смерти, и прочее… Всё запечатлено Лермонтовым – давно, легко, ранимо, чисто, ясно… Послание в Будущее. Видимо, адресаты не в нашем поколении.

А Лермонтовский Демон? Из него хотели сделать революционера. Бесполезно! Он отвержен от Божьего света, но сам отверг и черный. «То не был ада, дух ужасный, порочный мученик – о нет! Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!»

Я в детстве слышала от своей прабабушки (она Лермонтова не читала, а я еще не успела прочесть) такое таинственное сообщение: «Запомни. Есть некий демон – заблудившийся, отверженный Ангел, их было много сметено в гневе Господом на землю. Он ищет земной любви, летая над деревнями, сёлами и городами. Рассыплется снопом искр над крышей – и пропала девица, он ее избрал. Одно спасение – умереть, отдать Богу душу свою. Все до единой и умирали – чистота побеждала».

Умирает и прекрасная черноволосая Тамара. (Кстати, в ранних редакциях поэмы – она была русоволосая затворница монастыря, о Грузии и вовсе не упоминалось). А теперь гляньте на одухотворенную картину Врубеля «Демон и Ангел с душой Тамары» (эта иллюстрация не включалась в мои детские годы в книги Лермонтова, да и конец поэмы о душе Тамары отсекался цензурой). Тамара (не Муза ли Поэзии Лермонтова?) попадает в объятия Ангела, как две капли воды похожего на Демона, но – ослепительно-белого, чистого, светлого… Тут еще многое не понято, это создано для вечности…

И еще. Насколько противоположен Лермонтовский Демон презренному Фаусту. Фауст – продает, ищет выгоду для себя. А Демон Лермонтова ищет особый свет (Из «Паруса»: «Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит!»), он пренебрегает собой и бессмертием, он не идет в услужение Люциферу, не продает свою душу, он его люто ненавидит и верит в Божий суд; это сквозит через всю лирику Лермонтова: «Но есть и Божий суд, наперсники разврата!»
Но Демон и в святые не рядится – слишком честен, открыт: вот они, грехи мои! Это редкость – обнаженное до боли и безумия сознание своей вины в чем-то… Причем вины такой, что многие люди и за вину не считают.
А «Черный человек» – еще одного пресветлого Поэта? Он прилюдно ударяет себя тростью по лицу, да как! «И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу…» Кто сможет еще подняться на такую духовную высоту душевной честности? Вот и гляньте в зеркало…

Лишь прошедший через великие, душевные страдания видит необозримую даль. «Не смейся над моей пророческой тоскою…», «Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт…». Поэты от Бога — предсказывают в своих стихах Будущее. Лермонтов. Убитый на дуэли 27 июля 1841 года в 6 часов вечера у подножия горы Машук. В ангельском возрасте он ушёл.

Но словно – он и в Настоящем присутствует: «Печально я гляжу на наше поколенье…». Именно – наше, и говорит в этом стихе именно о нашем поколении. Но – для каждого отдельно. А и стоит ли мне объяснять то, что передается не на словесном, а духовном уровне?

Думаю, среди нынешних отроков уже есть посланцы Будущего, которые углядят истинные сокровища Поэзии. Зачем открывать покорно рот (не младенцы!), когда Вас кормят непотребством? А ведь Вы и блаженно летать умеете… Почувствуйте свои крылья.

——
©Татьяна Смертина. О поэзии и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэма Лермонтова «Демон». Лермонтовская печаль. 1993. Предисловие к сборнику стихов М.Ю. Лермонтова «Предсказание». Статья о Лермонтове, портреты Михаила Лермонтова. Tatiana Smertina
© Портрет М.Ю.Лермонтова. Художник П.Е.Заболотский. 1837.
©Портрет Михаила Юрьевича Лермонтова (скан Татьяны Смертиной, этот портрет висел в ее комнате с детских лет).
©Картина слева — Михаил Врубель «Тамара и Демон», к поэме Михаила Лермонтова.

Михаил ЛермонтовпоэмаДемон

Анализ поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»

Демоны — это падшие ангелы, служащие Сатане и обладающие огромной силой, но они ограничены Богом в своих действиях. Так говорит Св.Писание: «И все ужаснулись, так что друг друга спрашивали: что это? что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (От Марка 1:27). В Откровении 12:9 записан текст, наиболее отчетливо характеризующий демонов: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним». Падение сатаны с небес описано в книгах Исаии 14:12-15 и Иезекииля 28:12-15. В Откровении говорится, что сатана забрал с собой треть ангелов, когда согрешил. В Послании от Иуды 6 также упоминаются согрешившие ангелы. Поэтому, вероятно, что демоны — это ангелы, последовавшие за сатаной в грехе против Бога.
Теперь сатана и его демоны стремятся обмануть и уничтожить последователей Бога (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 11:14-15). В Библии демоны называются злыми, нечистыми духами (Матфея 10:1; Марка 1:27) и ангелами сатаны (Откровение 12:9). Сатана и его демоны вводят в заблуждение мир (2 Коринфянам 4:4), атакуют христиан (1 Петра 5:8; 2 Коринфянам 12:7) и воюют со святыми ангелами (Откровение 12:4-9). Демоны — духовные существа, но они могут обретать физические формы (2 Коринфянам 11:14-15). Демоны / падшие ангелы являются врагами Божьими, но врагами поверженными. Тот, Кто в нас, намного могущественнее того, который в мире (1 Иоанна 4:4).
Главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» является падшим ангелом. Очевидно, что Лермонтов, каким-то образом изучал и впоследствии умело оперировал знаниями и фактами, изложенными в демонологии (спорная наука о демонах). Демон Лермонтова — образ собирательный.
Среди многочисленных, описанных в разной литературе демонов, наиболее характерные черты, схожие с Демоном Лермонтова имеют:

— Агиросион. Он отвечает за смерть детей от 13-ти до 20-ти лет, видит у них «признаки» будущего греховного поведения и лишает жизни, чтобы они попали на тот свет, не отягощенные большим количеством грехов.
— Азазель (Азаэль) — падший Херувим, вступавший в браки с земными женщинами (Книга Еноха, ок. 2 в. до н. э.).
— Ами (Авнас). Появляется изначально в виде жаркого пламени, но через некоторое время принимает форму человека. Его полномочия — наделять чудесным знанием.
— Абигор (Элигос) — великий Герцог, который появляется в образе прекрасного рыцаря, открывает тайные вещи и знает о делах будущего. Он вызывает любовь Властителей и великих персон.
— Араквиэль (Арасиэль, Аркиэль,Аркас, Сараквуаэль) Один из предводителей падших ангелов, которые сожительствовали с «дочерьми человеческими». Согласно некоторым источникам, Араквиель — один из 5 ангелов, которые поведут человеческие души на Страшный Суд. Его имя приблизительно означает «осуществляющий господство над землей».
— Асмодей (Асмодеус, Ашмедай, Сидонай). Демон вожделения, блуда, ревности и одновременно мести, ненависти и разрушения. Персам он был известен по меньшей мере три тысячи лет назад как Айшма-дэв, один из духов, составляющих верховную триаду Зла.

Что же за образ создал М.Ю.Лермонтов в своей поэме?
Михаил Юрьевич работал над «Демоном» практически всю свою недолгую творческую жизнь, с 1829 г. по 1841г., имеется пять редакций этого произведения, читая которые интересно наблюдать творческое взросление самого поэта.
Лермонтов использовал в «Демоне», с одной стороны, библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а с другой — фольклор кавказских народов, среди которых, были широко распространены предания о горном духе, поглотившем девушку-грузинку. Это придает сюжету «Демона» иносказательный характер. Под пеленой фантастики сюжета скрывается глубокий психологический, философский и социальный смысл.
Демон притягивает, завораживает и возбуждает фантазию своей мощью, силой, планетарным масштабом образа, поражает трагичной глубиной.
Сущность внеземного происхождения соседствует в нем с приземленными, понятными человеку противоречиями:

С одной стороны:
— гордое утверждение личности, противопоставленное не гуманному миропорядку;
— бунтарь, романтик, индивидуалист и революционер, стремящийся к бесконечному расширению границ познания. В Священном Писании, в книге Екклесиаста мысль о познании мира звучит так: «во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» [Еккл.1, 18]);
— пламенный борец за справедливость.

«…гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенья бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего».

С другой стороны:
— изгнанник, несущий страшное наказание (Бог-тиран страшным проклятием испепелил и опустошил его душу, сделав ее холодной и мертвой). ОН возложил на Демона ответственность за все зло мира, его прикосновение смертельно для всего живого;
— одинокое бессмертное существо, чьей жизни нет конца.

«Моя ж печаль бессменно тут,
И ей конца, как мне, не будет…»

«… прежними друзьями
Я был отвергнут; как эдем,
Мир для меня стал глух и нем».

И все-таки, Демон поражает читателя ощущением огромной силы и правоты, невероятным пафосом образа и деятельного начала. Его страсть губительна, но устоять перед ней невозможно. Безлюбовность мира породила в Демоне ненависть и отрицание, следовательно главная определяющая стихия его — любовь. Ненависть Демона — это оскорбленная любовь равнодушного мира.
Пожалуй, лучше Белинского сказать невозможно: «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины как истины, красоты как красоты, блага как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага… он тем и страшен, тем и могущ, что едва родит в вас сомнение в том, что доселе считали вы непреложною истиною, как уже кажет вам издалека идеал новой истины. И, пока эта новая истина для вас только призрак, мечта, предположение, догадка, предчувствие, пока не сознали вы её, не овладели ею, — вы добыча этого демона и должны узнать все муки неудовлетворенного стремления, всю пытку сомнения, все страдания безотрадного существования».

Поэма «Демон» имела многочисленные авторские варианты.
Первая редакция, как и две последующих, не сильно отличаются друг от друга, сюжет несколько сумбурен, герои не в полной мере выразительны, слог и даже рифмы не совершенны (что вполне простительно для пятнадцатилетнего юноши). Действие происходит в неопределенном месте, Демон влюбляется в безымянную монахиню, ревнует ее к ангелу, очаровывает и отправляет ее душу в ад.
В четвертой и пятой редакциях все несколько иначе. Образы героев поэмы «весомы, грубы, зримы», музыкальность стихотворных строк завораживает и погружает в астрал (параллельный, тонкий мир). Объект страсти Демона не абстрактная монахиня, а конкретная княжна Тамара. Полагаю, что имя выбрано не случайно, ибо на рубеже 12-13 вв. в Грузии действительно правила такая царица, сравнить по значимости которую можно, пожалуй, с Екатериной II или английской Елизаветой I. Благодаря проведенным Царицей Тамарой реформам 13 век в истории Грузии считается «золотым веком» .Тамара дважды выходила замуж (первый супруг был из русских князей, брак был расторгнут вследствие творившихся князем бесчинств), была необычайно красива, умна, религиозна и трудолюбива. В ее правление было создано множество памятников искусства и словесности (поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре).
После смерти Грузинская церковь причислила Царицу Тамару к святым, грузины-горцы считают ее святой-целительницей всех недугов, предметом религиозного почитания и вместе с тем идеалом волшебной красоты.

М.Ю.Лермонтов, вложивший всего себя, всю силу и страсть своей души в Демона, создал новый символический образ на все времена, образ разрушителя и созидателя, особенно востребованный в революционные периоды истории.
Спустя несколько десятилетий образ Демона был визуализирован Врубелем, которому в уникальной технике живописи удалось с фантастической точностью донести до зрителя всю мощь и трагизм, революционность и романтизм образа, созданного гением Лермонтова.

То не был ангел-небожитель.
Ее божественный хранитель:
Венец из радужных лучей
Не украшал его кудрей.
То не был ада дух ужасный,
Порочный мученик — о нет!
Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!

Революционное, бунтарское начало Демона вдохновили многих новаторов русского искусства Серебряного Века. Не на крыльях ли Демона Горьковский буревестник «.. реет гордо и свободно над седой равниной моря…» в ожидании скорой бури.
Демон покровительствует индивидуалистическому творческому началу Серебряного Века: литераторам (Хлебников, Блок, Маяковский, Булгаков и др.), художникам (Врубель, Кандинский, Малевич и др.), композиторам (Рахманинов, Прокофьев, Стравинский и др.).
Рождаются новые формы, новые направления, новые идеи, новые средства выражения в искусстве. Идеи революционной романтики охватывают и всю общественно-политическую жизнь российского общества.
А если дать волю полету безудержной фантазии и предположить, что Демон, бросив Кавказ, направил свой полет на север, где узрел другую прекрасную деву по имени Российская Империя, очаровал и поцеловал ее, ввергнув в адскую пучину революций и хаоса?! (развитие событий согласно первой редакция поэмы).
Поцеловав Деву-Россию в 1991 г. Демон отдал ее на растерзание демону Мамону — демону скупости и богатства (согласно второй редакции поэмы отправив поцелованную возлюбленную в преисподнюю).
Третья редакция поэмы тоже не обещает возлюбленной Демона райских кущ…

Михаил ЛермонтовпоэмаДемон

Любой интеллигентный человек, серьезно интересующийся русской культурой и искусством, не может не заметить поразительную духовную и творческую взаимосвязь двух великих русских гениев XIX века — поэта Михаила Лермонтова и художника Михаила Врубеля. Трагические жизненные пути обоих постоянно перекликались в образах их искусства, творческих муках и озарениях. Одной из центральных тем в творчестве обоих художников стала тема Демона — падшего ангела, в гордом одиночестве блуждающего по просторам вселенной. Гениальная поэма Лермонтова «Демон» и поразительные врубелевские рисунки к ней стали вершинами в творчестве обоих мастеров.

На страницах этого сайта мы постараемся глубже и серьезнее, чем принято, проследить творческие пути Врубеля и Лермонтова с их неотвратимым возвращением к теме падшего ангела. В разделе «Анализ творчества» вы можете ознакомиться с серьезным материалом, посвященным жизни этой загадочной троицы — Врубеля, Лермонтова и Демона. В разделе «Иллюстрации Врубеля» мы предлагаем вам уникальную, не имеющую аналогов в рунете, подборку рисунков Врубеля к произведениям Лермонтова, в первую очередь, к поэме «Демон». Поиски образа Демона продолжились Врубелем и в его знаменитых картинах, которые вы можете увидеть в разделе «Демон Врубеля».

В следующем разделе мы сопроводим гениальные строки Лермонтова наиболее подходящими иллюстрациями Врубеля, и, наконец, в разделе «Фото архив» предложим вам подборку прижизненных фотографий Врубеля, его автопортретов, а также всех известных сохранившихся портретов Лермонтова. Надеемся, что наш сайт поможет вам глубже и серьезнее взглянуть на творчество, казалось бы, уже всем знакомых художника и поэта.

Бывают в жизни странные совпадения событий, непостижимые стечения обстоятельств, знаменательных дат, которые как будто ничем не связаны между собой и могут казаться чудесными, как проявление высшей воли или таинственного предопределения. Но проходят десятилетия, века, и то, что казалось странным, чудесным, становится доступным пониманию явлением необходимой преемственности в истории культуры. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка Михаила Юрьевича Лермонтова, и в том же году в Омске, в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка Александра Михайловича Врубеля родился сын — будущий художник Михаил Врубель, жизнь которого сложилась так, что будто бы к его колыбели прилетал лермонтовский Демон, избравший новорожденного своим новым пророком.

Все, кто знал Врубеля при жизни, и все, кто потом писал о его характере и творчестве, не могли не задуматься о существе очевидной глубокой связи и духовном родстве необыкновенного, ничем не похожего на других русского художника конца XIX века и великого русского поэта тридцатых годов прошлого столетия. Иллюстрации Врубеля к поэзии и прозе Лермонтова, рисунки и картины художника, напоминающие замыслы и образы поэта, приводили некоторых литературоведов к мысли о конгениальности образов обоих великих творцов и даже к неверному утверждению, будто Врубель был просто иллюстратором Лермонтова. Конечно, здесь прежде всего имели в виду «Демона», который был программным образом-символом, художественной формой философского мировосприятия и лирическим героем многих произведений обоих художников.

В наше время задача сравнительного изучения искусства художника и поэта понимается сложнее, чем регистрация иллюстрационных связей, фактов влияния тех или иных лермонтовских образов и сюжетов на художественное представление Врубеля. Серьезная задача состоит в том, чтобы понять и осветить путь развития личности и творческого «духа», природы художественного мышления и грез, понимания жизни и искусства у обоих художников; понять, что взял Врубель у автора «Ангела», «Демона», «Пророка», «Героя нашего времени», чем он обязан Лермонтову в формировании своего поэтически-образного мира, живописного мифотворчества и что принадлежит ему самому как личности и художнику своей эпохи. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала. » — в этой строке слышится исповедь юного поэта-романтика. И Врубель с детских лет искал вокруг себя чудесное, необычайное, сказочное; подобно Лермонтову, он родился с романтической душой, но через пятнадцать лет после ранней гибели поэта и совсем в другое для истории России время.

В их детстве были схожие черты: и тот и другой рано лишились матерей, от которых наследовали душевную хрупкость и одновременно затаенную пылкость; обоих зачаровывала музыка, которую они могли слушать часами, оба предпочитали всем другим театрализованные игры с переодеваниями в героев сказок и романов. Подруга детских игр Врубеля В.Д.Александрова вспоминала: «Игры наши были всегда в высшей степени романтичны и носили на себе яркий отпечаток влияния тогдашней ходовой детской литературы — Купера, Майн-Рида и т. п., но много было в них Мишиной выдумки; его фантазия была неистощима. Премьером, героем всех приключений на суше и на море, конечно, всегда был Миша». В них рано проснулось и росло ненасытное воображение; они становились настоящими героями вымышленных историй и, отдаваясь со всей пылкой страстью игре, которая для них была совсем не игрой, а скорее детской поэзией, творчеством, увлекали за собой сверстников, покоряли их силой своей фантазии. Но нередко они впадали в мечтательность и тогда покидали всех для уединения: Лермонтов убегал в беседку с акациями в саду, Врубель незаметно уходил в свою комнату или в дедовскую библиотеку. Внезапная отрешенность и задумчивость, молчаливость и стремление к одиночеству, возникавшие независимо от условий и обстоятельств, когда пылкое воображение вдруг захватывает сознание человека Целиком и переносит его в иной мир,- все это было и у поэта, и у художника еще в годы детства как следствие сходной наследственности их романтических натур.

Нельзя не обратить внимания на черты сходства и различия в том, как происходило воспитание будущих великих художников: Лермонтов был окружен в доме своей бабушки сверстниками, с которыми учился, играл и которыми верховодил; домашнее воспитание Врубеля шло под наблюдением отца и мачехи — хорошей пианистки. Разумеется, в крупном имении Столыпиных Тарханы Лермонтов был слишком ласкаем бабушкой, а в многодетной семье небогатого офицера, в казенных квартирах в Омске, Астрахани, Саратове, Одессе, куда служба отца перемещала семью, Врубель не мог быть так балован. И, все же, и Врубель был верховодом братьев, сестер и товарищей домашних игр, хотя старшей из детей в семье была его сестра Анна Александровна, посвятившая потом всю свою жизнь брату-художнику. Еще в детские годы и Лермонтов, и Врубель могли почувствовать широту мира благодаря поездкам и путешествиям: с Урала в Москву и на Кавказ — Лермонтов; из Сибири в приволжские города, в Петербург и Одессу — Врубель. Потом художник много ездил и по своей стране, и за границей, он жил в Германии, Италии, Франции, видел Грецию, путешествовал по Средиземноморью, и хотя мало писал чисто пейзажных картин, но природу он любил и понимал не менее глубоко, чем поэт.

И Лермонтов, и Врубель получили основательное образование, но художник имел возможность учиться больше и разностороннее в гимназии, университете, Академии художеств. И все же, при всех различиях эпох и классовых привилегий, имущественного положения, их обучение, их интересы имели много сходного: домашние учителя, увлечение историей и литературой — античностью, средневековьем, эпосом, одни и те же любимые произведения и авторы: Данте, Шекспир, Гёте, Байрон и Вальтер Скотт. Пушкин был кумиром обоих, но у Врубеля были еще Лермонтов, Тургенев, Толстой и Достоевский.

Оба с детства с увлечением рисовали и писали красками, однако это увлечение не исключало других; их огромные дарования вовсе не проявлялись в любви к чему-либо одному — литературе или живописи, они живо вникали в науки. Лермонтов одно время был увлечен математикой, Врубель — геологией, оба добросовестно учили латынь, чтобы читать античных писателей в оригиналах, французский, немецкий, а Врубель еще изучал самостоятельно английский и итальянский языки. В университете будущие поэт и художник проникали в глубины классической философии, главным образом немецкой, — Шеллинг, Гегель, Кант, Шопенгауэр. При этом интерес Лермонтова к Шеллингу, свойственный университетскому студенчеству в конце 20 — начале 30-х годов, и штудирование Канта в конце 70-х, а позднее и Шопенгауэра Врубелем не привели к тому, что первый стал шеллингианцем, а второй — кантианцем, хотя на Врубеля философия с ее вечными вопросами бытия и сознания имела большее влияние, и недаром еще в детстве его прозвали «молчуном и философом».

Общая характерная черта формирования мировоззрения Лермонтова и Врубеля может быть отмечена и в том, что философия, равно как история и другие области мысли, воспринималась ими не отвлеченно, не в чистом теоретическом виде, а как руководство к действию, как путь размышления, на котором обретали целостную идейную программу их эстетические взгляды и стремления: «Идея, мысль представляет в глазах Лермонтова ценность не сама по себе, но как форма и основание изменяющего человека и жизнь действия». О действии, о «жизни Деятельной», подчиненной светлому человеческому идеалу, писал Врубель. Еще в гимназические годы его обуревает жажда деятельности, подвига, он мечтает о жизни в «свежем городе». Отвлеченная мысль, если она не переходит в жизненную программу, эстетический или этический принцип деятельности, не являлась для них существенной; для них на первом плане были воля, стремление к великой цели, которая является «венцом стремления, когда она необходима». И эта черта глубоко национальная, характерная для русского писателя и художника, при том, что Врубель ощущал в себе польскую, а Лермонтов — шотландскую наследственность. Однако первенство воли и «практического разума», о котором здесь идет речь, в разное время приводило и к разной общественной направленности и разума и самой деятельности. Романтическое мироощущение Лермонтова возникло из непримиримого отрицания всей системы николаевской тирании, всей злосчастной атмосферы порабощения и преследования, в которой, по словам Герцена, «высшее общество» в годы, следовавшие за казнями декабристов, «с подлым и низким рвением поспешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей». Оно раскрылось в обнаженно бунтарской политически заостренной поэзии и прозе.

Биография

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) — великий русский поэт. Учился в Московском университете (1830-1832). Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1834). В 1837 за стихотворение «Смерть поэта» (о гибели А. С. Пушкина) был сослан в армию на Кавказ. Убит на дуэли в Пятигорске. Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали его ранние романтические стихи, а в зрелой лирике и мечта о душевном покое («Дума», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу»; поэма «Мцыри», 1839; драма «Маскарад», 1835). Многие произведения Лермонтова пронизаны гражданским пафосом, патриотическим чувством [неоконченный социально-исторический роман. «Вадим» (1832-34), стихотворения «Бородино», «Поэт», «Родина». Поэма «Демон» (закончена в 1839) символическое воплощение идеи бунта против «мирового порядка», трагедия одиночества. Лермонтов ввел в русскую поэзию стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью. Роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубокой социальной рефлексией и психологическим содержанием, вершина реализма Лермонтова.

С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 март 1830), позднее в Московском университете (сентябрь 1830 июнь 1832) на нравственно-политическом, затем словесном отделении. Оставив по не совсем ясным причинам университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии занимает непечатное стихотворство («Юнкерские поэмы»), место трагического избранника циничный бретер, сниженный двойник «демона». В то же время идет работа над романом «Вадим» (не закончен), где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство «ангела» и «демона», «поэзия безобразности», языковая экспрессия) сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева). «Демоническая» линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни «Княгиня Лиговская» (1836) и драме «Маскарад». Последней Лермонтов придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды переделывает.

К началу 1837 у Лермонтова нет литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами «Ангел», 1831; «Парус», 1831; «Русалка», 1832; «Умирающий гладиатор», 1836; поэма «Боярин Орша», 1835-1836) в печать не отданы, романы не закончены, «Маскарад» не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма «Хаджи Абрек» (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима «невстреча» с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта» (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

С апреля 1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая «большой свет» и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в «Современнике» в 1838 печатается поэма «Тамбовская казначейша») и А. А. Краевским (публикация «Песни про царя Ивана Васильевича. » в редактируемых Краевским «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду», 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным Краевским в 1839 журналом «Отечественные записки»). Лермонтов входит в фрондерско-аристократический «кружок шестнадцати». В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума», 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт», 1838; Не верь себе», 1839; «Журналист, читатель и писатель», 1840), скептически оценивая жизнь как таковую («И скучно, и грустно. », 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича. », где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре («Казачья колыбельная песня», 1838), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен. », 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие («Памяти А. И. О», 1839; , 1840). Богоборчество («Благодарность», 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты («Три пальмы», 1839; «Утес», «Тамара», «Листок», «Морская царевна», все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией («Родина», «Спор», оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности («Выхожу один я на дорогу. », 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).

В 1838-1840 написан роман «Герой нашего времени»: первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в «Отечественных записках» и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича. », 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль 1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях (сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении «Я к вам пишу случайно, право. »), за что представляется к наградам (вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14 апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» (В. В. Розанов) и гибели поэта..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: