Михаил Лермонтовпоэма«Черкесы»

Подобно племени Батыя,
Изменит прадедам Кавказ, —
— Забудет брани вещий глас,
Оставит стрелы боевые.
. И к тем скалам, где крылись вы,
Подъедет путник без боязни,
И возвестят о вашей казни
Преданья темные молвы.
(А. С. Пушкин)

Уж в горах солнце исчезает,
В долинах всюду мертвый сон,
Заря блистая угасает,
Вдали гудит протяжный звон,
Покрыто мглой туманно поле,
Зарница блещет в небесах,
В долинах стад не видно боле,
Лишь серны скачут на холмах.
И серый волк бежит чрез горы;
Его свирепо блещут взоры.
В тени развесистых дубов
Влезает он в свою берлогу.
За ним бежит через дорогу
С ружьем охотник, пара псов
На сворах рвутся с нетерпенья;
Все тихо; и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги; лишь там
Весенний ветерок играет,
Перелетая по кустам;
В глуши кукушка занывает;
И на дупле как тень сидит
Полночный ворон и кричит.
Меж диких скал крутит, сверкает
Подале Терек за горой;
Высокий берег подмывает,
Крутяся, пеною седой.

Одето небо черной мглою,
В тумане месяц чуть блестит;
Лишь на сухих скалах травою
Полночный ветер шевелит.
На холмах маяки блистают;
Там стражи русские стоят;
Их копья острые блестят;
Друг друга громко окликают:
«Не спит казак во тьме ночной;
Чеченцы ходят за рекой!»
Но вот они стрелу пускают,
Взвилась! и падает казак
С окровавленного кургана;
В очах его смертельный мрак:
Ему не зреть родного Дона,
Ни милых сердцу, ни семью:
Он жизнь окончил здесь свою.

В густом лесу видна поляна,
Чуть освещенная луной,
Мелькают, будто из тумана,
Огни на крепости большой.
Вдруг слышен шорох за кустами,
Въезжают несколько людей;
Обкинув все кругом очами,
Они слезают с лошадей.
На каждом шашка, за плечами
Ружье заряжено висит,
Два пистолета, борзы кони;
По бурке на седле лежит.
Огонь черкесы зажигают,
И все садятся тут кругом;
Привязанные к деревам
В лесу кони траву щипают,
Клубится дым, огонь трещит,
Кругом поляна вся блестит.

Один черкес одет в кольчугу,
Из серебра его наряд,
Уздени вкруг него сидят;
Другие ж все лежат по лугу.
Иные чистят шашки остры,
Иль навостряют стрелы быстры.
Кругом все тихо, все молчит, —
Восстал вдруг князь и говорит:
«Черкесы, мой народ военный,
Готовы будьте всякий час,
На жертву смерти — смерти славной
Не всяк достоин здесь из вас.
Взгляните: в крепости высокой
В цепях, в тюрьме мой брат сидит,
В печали, в скорби, одинокой,
Его спасу, иль мне не жить.

Вчера я спал, под хладной мглой,
И вдруг увидел будто брата,
Что он стоял передо мной —
И мне сказал: минуты трата
И я погиб, — спаси меня: —
Но призрак легкий вдруг сокрылся;
С сырой земли поднялся я;
Его спасти я устремился;
И вот ищу и ночь и день;
И призрак легкий не являлся
С тех пор, как брата бледна тень
Меня звала, и я старался
Его избавить от оков;
И я на смерть всегда готов!
Теперь клянуся Магометом,
Клянусь, клянуся целым светом.
Настал неизбежимый час,
Для русских смерть, или мученье,
Иль мне взглянуть в последний раз
На ярко солнца восхожденье».
Умолкнул князь. И все трикратно
Повторили его слова. —
«Погибнуть русским невозвратно,
Иль с тела свалится глава».

Восток алея пламенеет,
И день заботливый светлеет.
Уже в селах кричит петух;
Уж месяц в облаке потух.
Денница, тихо поднимаясь,
Златит холмы и тихий бор;
И юный луч, со тьмой сражаясь,
Вдруг показался из-за гор.
Колосья в поле под серпами
Ложатся желтыми рядами.
Все утром дышит; ветерок
Играет в Тереке на волнах,
Вздымает зыблемый песок.
Свод неба синий, тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струей, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.
Но вот приметя свет дневной,
Черкесы на коней садятся,
Быстрее стрел по лесу мчатся,
Как пчел неутомимый рой,
Сокрылися в тени густой.

О если б ты, в прекрасный день,
Гнал так же горесть, страх, смятенья,
Как гонишь ты ночную тень
И снов обманчивых виденья!
Заутрень в граде дальний звон
По роще ветром разнесен;
И на горе стоит высокой
Прекрасный град, там слышен громкой
Стук барабанов, и войска,
Закинув ружья на плеча,
Стоят на площаде. И в параде
Народ весь в праздничном наряде
Идет из церкви. Стук карет,
Колясок, дрожек раздается;
На небе стая галок вьется;
Всяк в дом свой завтракать идет;
Там тихо ставни растворяют;
Там по улице гуляют
Иль идут войско посмотреть
В большую крепость. — Но чернеть
Уж стали тучи за горами,
И только яркими лучами
Блистало солнце с высоты;
И ветр бежал через кусты.

Уж войско хочет расходиться
В большую крепость на горе;
Но топот слышен в тишине.
Вдали густая пыль клубится.
И видят, кто-то на коне
С оглядкой боязливой мчится.
Но вот он здесь уж, вот слезает;
К начальнику он подбегает
И говорит: «Погибель нам!
Вели готовиться войскам;
Черкесы мчатся за горами,
Нас было двое, и за нами
Они пустились на конях.
Меня объял внезапный страх;
Насилу я от них умчался;
Да конь хорош, а то б попался».

Начальник всем полкам велел
Сбираться к бою, зазвенел
Набатный колокол; толпятся,
Мятутся, строятся, делятся;
Вороты крепости сперлись. —
Иные вихрем понеслись
Остановить черкесску силу,
Иль с славою вкусить могилу.
И видно зарево кругом;
Черкесы поле покрывают;
Ряды как львы перебегают;
Со звоном сшибся меч с мечем;
И разом храброго не стало.
Ядро во мраке прожужжало,
И целый ряд бесстрашных пал;
Но все смешались в дыме черном.
Здесь бурный конь с копьем вонзенным,
Вскочивши на дыбы, заржал;
Сквозь русские ряды несется;
Упал на землю, сильно рвется,
Покрывши всадника собой, —
Повсюду слышен стон и вой.

Пушек гром везде грохочет;
А здесь изрубленный герой
Воззвать к дружине верной хочет;
И голос замер на устах.
Другой бежит на поле ратном;
Бежит, глотая пыль и прах;
Трикрат сверкнул мечем булатным,
И в воздухе недвижим меч;
Звеня, падет кольчуга с плеч;
Копье рамена прободает,
И хлещет кровь из них рекой.
Несчастный раны зажимает
Холодной, трепетной рукой.
Еще ружье свое он ищет;
Повсюду стук, и пули свищут;
Повсюду слышен пушек вой;
Повсюду смерть и ужас мещет
В горах, и в долах, и в лесах;
Во граде жители трепещут;
И гул несется в небесах.
Иный черкеса поражает;
Бесплодно меч его сверкает.
Махнул еще; его рука,
Подъята вверх, окостенела.
Бежать хотел. Его нога
Дрожит недвижима, замлела;
Встает и пал. Но вот несется
На лошади черкес лихой
Сквозь ряд штыков; он сильно рвется
И держит меч над головой;
Он с казаком вступает в бой;
Их сабли остры ярко блещут;
Уж луг звенит, стрела трепещет;
Удар несется роковой.
Стрела блестит, свистит, мелькает,
И в миг казака убивает.
Но вдруг толпою окружен;
Копьями острыми пронзен.
Князь сам от раны издыхает;
Падет с коня — и все бегут,
И бранно поле оставляют.
Лишь ядры русские ревут
Над их, ужасно, головой.
По-малу тихнет шумный бой,
Лишь под горами пыль клубится.
Черкесы побежденны мчатся,
Преследоваемы толпой
Сынов неустрашимых Дона,
Которых Рейн, Лоар и Рона
Видали на своих брегах,
Несут за ними смерть и страх.

Утихло все; лишь изредка —
Услышишь выстрел за горою;
Редко видно казака
Несущегося прямо к бою,
И в стане русском уж покой.
Спасен и град, и над рекой
Маяк блестит, и сторож бродит;
В окружность быстрым оком смотрит
И на плече ружье несет.
Лишь только слышно: кто идет,
Лишь громко слушай раздается;
Лишь только редко пронесется
Лихой казак чрез русский стан.
Лишь редко крикнет черный вран
Голодный, трупы пожирая;
Лишь изредка мелькнет, блистая,
Огонь в палатке у солдат.
И редко чуть блеснет булат,
Заржавый от крови в сраженьи,
Иль крикнет вдруг в уединеньи
Близ стана русский часовой;
Везде господствует покой.

Лермонтов М.Ю.

Продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 году. Детство его прошло в Тарханах — имении бабушки, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Мать Лермонтова умерла, когда ему еще не было трех лет.
В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о его воспитании. Он владел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи.
Поэтическое дарование Лермонтова обнаружилось необычайно рано. До нас дошли стихи и поэмы четырнадцатилетнего юноши — «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». Начинающего поэта привлекают прежде всего Пушкин и русская «байроническая поэма». Поэтому для первых поэм Лермонтова характерна центральная фигура героя — волевая, сильная личность, обуреваемая страстями и враждующая с обществом. Обязательный мотив в такой поэме — трагическая любовь. Именно любовь является для героя единственным средством найти выход из одиночества.
В 1830 году Лермонтов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. Для поэта и его поколения характерно стремление осмыслить окружающее в категориях философии, психологии и морали; в противопоставлениях покоя и деятельности, земного и небесного, жизни и смерти, добра и зла. Поэтому в лирике Лермонтова появляется жанр лирического размышления напоминающего отрывок из дневника, иногда он
прямо носит название «Отрывок» или, как дневниковая запись, обозначен датой. Поэт как бы ставит себя в центр созданного им поэтического мира, который предстает ему как чужой и враждебный. В это время Лермонтов ощущает Байрона как особенно близкого себе поэта и внимательно изучает не только его сочинения, но и биографию («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья», «Нет, я не Байрон, я другой. »). Поэтому его стихи 1830—1831 годов и драмы, где ясно звучат автобиографические мотивы, нельзя считать автобиографией в точном смысле этого слова: они достоверны как свидетельство о внутренней жизни поэта, но не так, как биографический документ.
В 1830—1831 годах раннее лирическое творчество Лермонтова достигает вершины. После 1831 года он чаще предпочитает писать не от собственного имени, а от третьего лица «лирического героя», не совпадающего с автором ни биографически, ни психологически. Лермонтов обращается к лиро-эпическим формам, к балладе, которая сохраняла драматичность сюжета, но давала поэту большую свободу в использовании поэтических тем, сюжетов, образности («Тростник», «Русалка», «Желание», 1832). Это стремление отойти от чисто лирических форм и расширить
повествовательные элементы сказывается на всем творчестве Лермонтова. Именно в 1832 году он обращается к прозе и начинает писать роман о крестьянской войне 1773—1775 годов под руководством Пугачева; ему приходится обращаться к изображению быта, сцен крепостного угнетения и помещичьего произвола, очерчивать характеры крестьян, помещиков, повстанцев. Вместе с тем этот роман («Вадим») еще тесно связан с поэтическим творчеством поэта.
В 1832 году Лермонтов оставляёт университет и предполагает продолжить образование в столице. Однако в Петербургском университете ему отказались зачесть прослушанные в Москве предметы; чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Начались «два страшных года» обучения в закрытом учебном заведении.
Творческая деятельность оживилась в 1835 году, когда, окончив школу, Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. В этом году появляется в печати поэма «Хаджи-Абрек», поэт работает над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша», начинает роман «Княгиня Лиговская». Проза определяет теперь основное направление его литературной деятельности. Одновременно Лермонтов работает над «Маскарадом» (1835—1836) — самым значительным своим драматическим произведением. В сюжете улавливаются и следы влияния Шекспира, «Горя от ума» Грибоедова, «Цыган» Пушкина. От Грибоедова идет живость сатирических диалогов и острые зарисовки света с его психологией и нормами поведения. Имя поэта Лермонтова стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», в котором назвал истинных виновников гибели Пушкина. Светское общество погубило талантливого поэта эпохи. Лермонтов выразил боль и негодование целого поколения России. «Смерть поэта» мгновенно распространилась в списках. Заключительные 16 .строк стихотворения были восприняты при дворе как призыв к революции. Лермонтов был арестован, началось политичёское дело о «непозволительных стихах». Будучи под арестом, поэт пишет несколько стихотворений, из которых затем выросли шедевры его «тюремной лирики», такие, как «Узник», «Соседка», «Пленный рыцарь». В марте 1837 года Лермонтов, переведенный из гвардии в Нижегородский драгунский полк, выехал из Петербурга на Кавказ. Началась первая кавказская ссылка. Она была тяжелым испытанием для поэта; но чрезвычайно расширила диапазон его творческих впечатлений. Знакомство и общение со многими интересными людьми дало Лермонтову возможность осмыслить социально-психологические признаки своего поколения и оценить их как исторически закономерное явление. Результаты этих наблюдений будут обобщены в образе Печорина и в «Думе» (1838). Проблемы исторической судьбы поколений ставятся в «Бородине» (1837), где обрисован контраст между «богатырями» 1812 года и «нынешним племенем». Кавказская ссылка Лермонтова была сокращена хлопотами бабушки и влиятельных знакомых. Уже в январе 1838 года он возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице — 1838 — 1840 и часть 1841 года были годами его литературной славы. На Лермонтова смотрят теперь как на поэтического наследника и защитника имени Пушкина. В 1837 году увидела свет «Песня про царя. Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Лермонтов создает эпическую поэму по фольклорным образцам, стремясь передать не сколько формы, сколько дух народной поэзии и национальный характер. Калашников — «невольник чести» ХVI века, движимый народными представлениями о чести, законе и обычае, которыми не может поступиться и перед лицом смерти. Страдание для Лермонтова есть мера внутренней ценности личности, оно играет очищающую, искупительную роль: Эта идея прослеживается в поздних редакциях «Демона». Начав работу над поэмой в 1829 году, поэт в 1829—1831 годах пишет четыре редакции ее, в 1833—1834 годах — пятую, а в 1838 — шестую. В шестой редакции Лермонтов нашел окончательное место действия — Кавказ, сюжет оказался погруженным в атмосферу народных преданий и обогащен деталями быта и этнографии, а княгиня Тамара предстала как живой и полнокровный образ. Образ Тамары так же важен, как и образ Демона. Она наделена той полнотой переживания которая исчезла в современном мире; любовь ее самоотверженна и соединена с искупительным страданием. Поэтому, погубив Тамару, Демон не только наказан одиночеством, но и побежден в момент своей мнимой победы, потому что его жертва возвысилась над ним. Но демон остался существом бунтующим и страдающим; в его монологах звучало отрицание существующего миропорядка, и его голос стал сливаться с голосом автора. В1839 году Лермонтов считал замысел «Демона» исчерпанным. В 1840 году в «Сказке для детей» он вспоминал о «безумном, страстном, детском бреде, мучившем его много лет, от которого он, наконец, отделался стихами». К 1839 году относится последняя редакция «Демона», и в том же году Лермонтов пишет новую поэму — «Мцыри». Художественный опыт Лермонтова — лирика, автора поэм, драматурга и прозаика — сконцентрировался в романе «Герой нашёго времени», который он начал писать в 1839 году на основе кавказских впечатлений. За участие в дуэли в марте 1840 года Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. В июне 1840 года ссыльный поэт прибывает в Ставрополь, а в июле уже участвует в постоянных стычках с горцами и кровопролитном сражении при реке Валерик. Очевидцы писали об отчаянной храбрости Лермонтова, удивлявшей кавказских ветеранов. Получив двухмесячный отпуск, в феврале 1841 года поэт приезжает в Петербург. Он проводит в столице три месяца, окруженный вниманием, он полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться литературной деятельности. Но не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В его записной книжке один за другим появляются шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга. », «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу. », «Морская царевна», «Пророк». В Пятигорске на одном из вечеров в семействе Верзилиных шутка Лермонтова задела Мартынова, человека неумного и болезненно самолюбивого. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значёния размолвке, поэт принял его, твердо решив не стрелять в товарища. Поэт был убит 15 июля 1841 года. Смерть Лермонтова была тяжелым ударом для русской литературы и имела широкий общественный резонанс. Ее рассматривали как убийство. Однако Лермонтов явился жертвой той общественной атмосферой, которой он был враждебен направлением и пафосом своего творчества. Творческая жизнь Лермонтова продолжалась 13 лет, за это время он успел занять одно из выдающихся мест в русской литературе, завершив развитие русской романтической поэмы, создав непревзойденные лирические шедевры и заложив основы русского реалистического романа XІX века.

/ Биографии / Лермонтов М.Ю.

Смотрите также по Лермонтову:

Лермонтов стихи и поэмы

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или «читалке».

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Михаил Лермонтов: Стихи и поэмы

«Классная классика» — это книги, которые каждый должен прочитать в детстве. Каждый народ гордится своими гениями, как Англия гордится Байроном, Германия — Гейне, Россия гордится Лермонтовым. Явившись вслед за гением Пушкина, он прожил всего двадцать семь лет, но успел создать немало шедевров. В нашей книге собраны стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова, которые составляют золотой фонд русской литературы. Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова входят в школьную программу. Книги этой серии содержат вступительные статьи, которые помогут подготовиться к урокам литературы. Статьи знакомят с жизнью и творчеством писателей, позволяют понять, как они работали, что их вдохновляло, а также дают представление о том литературном наследии, которое классики оставили своим читателям. Для среднего школьного возраста.

Год выпуска: 2013 г.
Страниц: 160 (Офсет)
Тип обложки: 7Б — твердая (плотная бумага или картон)
Иллюстрации: Цветные
Автор: Лермонтов Михаил Юрьевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector