СОДЕРЖАНИЕ
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) — Поэт, художник, прозаик, драматург. Один из самых известных русских поэтов, произведения которого входят в классику русской литературы. Творчество М. Ю. Лермонтова относится к романтизму, особенно сильное влияние на поэта оказали Байрон и А. С. Пушкин.
Родился Михаил Юрьевич в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814. Его родители — Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, неродовитый дворянин, и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, принадлежавшая к богатому и знатному роду Столыпиных. Через два года после рождения Михаила его мать умерла от чахотки, и бабушка, страстно любившая внука, забрала его к себе, нимало не заботясь о чувствах и интересах отца. До смерти отца в 1831 году М. Ю. Лермонтов виделся с ним один единственный раз, когда уже учился в университете.
В 1828 Лермонтова зачислили в 4 класс Московского благородного пансиона. Именно в это время Лермонтов начинает сочинять стихи. Ранние стихотворные опыты Лермонтова являются в большей степени подражаниями романтикам, в них встречаются целые куски, заимствованные из сочинений других авторов. Особенно сильное влияние на Лермонтова оказало творчество Байрона. В 1828-1832 годах Лермонтов пережил ряд романтических увлечений, которые также отразились в его творчестве.
Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, — это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков — даёт нам возможность оценить его художественное наследие.
В сентябре 1830 года Лермонтов поступил на «нравственно-политическое отделение» Московского университета, затем перевелся на словесное. К этому периоду творчества Лермонтова относятся уже вполне самостоятельные поэмы «Измаил-бей» (1832), «Литвинка» (1832), «Исповедь» (1831) — прообраз будущей поэмы «Мцыри». В 1832 году поэт подал прошение об уходе из университета. Согласно наиболее достоверной версии, причиной ухода стали неприязненные отношения с некоторыми профессорами. Лермонтов уехал в Санкт-Петербург с намерением продолжить обучение, однако ему отказались засчитать два года обучения в Москве и предложили поступить на первый курс. Лермонтова это не устроило, и он под влиянием родственников поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Два года, проведенные в этом заведении, Лермонтов потом назвал «злополучными». В стенах школы царствовала муштра, литературных книг воспитанникам вовсе не позволяли читать. За пределами этих стен юнкера были известны своими похождениями, гулянками и дебошами, в которых принимал участие и Лермонтов. В этот период он начал ряд серьезных работ (роман «Вадим», несколько поэм), однако ни одной не довел до конца. В 1834 году Лермонтов закончил школу и, получив звание корнета, был направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Вообще в 1832-1836 лирическое творчество Лермонтова почти угасло, зато возросло число произведений иных жанров: он отдает свои силы поэмам, драмам, прозе. Вершинным достижением Лермонтова в этот период его творчества можно признать драму «Маскарад». Однако ни одна его попытка напечатать драму не увенчалась успехом. Первая «серьезная» публикация Лермонтова относится к 1835 году, когда его товарищ без его ведома, забрал повесть «Хаджи-Абрек» (1834) и отдал ее в журнал «Библиотека для чтения». Публикация, хотя и была встречена положительно, не снискала Лермонтову особой славы, и к 1837 году он оставался малоизвестен публике и литературным кругам.
Известность пришла к Лермонтову вместе со стихотворением «Смерть Поэта» (1837) — откликом на последнюю дуэль Пушкина. Смерть Пушкина произвела на Лермонтова огромное впечатление, и тон его стихотворения по тем временам был очень резок. Стихотворение вызвало возмущение Николая II, и Лермонтов был арестован. Дело завершилось повелением императора: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевести с тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Фактически это была ссылка — поэта отправляли на Кавказ в действующую армию. В марте 1837 года Лермонтов выехал из Петербурга.
Бабушка поэта, пользуясь своими связями, хлопотала за внука, и в том же году поэт был прощен и переведен в Гродненский гусарский полк, который находился в Новгородской губернии, а затем в свой прежний лейб-гвардии Гусарский полк. Лермонтов вернулся в «большой свет», снова играл в нем заметную роль. В это же время Лермонтов установил связи с пушкинским кругом, его произведения публиковались в «Современнике», «Отечественных записках» и других изданиях. В печать вышли поэмы «Тамбовская казначейша», «Песня про царя Ивана Васильевича…», повесть «Бэла», вошедшая позднее в роман «Герой нашего времени». В 1839 Лермонтов закончил работу над одним из своих главных произведений — поэмой «Мцыри». По свидетельствам современников, Лермонтов обладал непростым характером и его отношения с окружающими (особенно приближенными ко двору) были очень натянутыми.
В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль произошло столкновение поэта с сыном французского посла де Баранта. Последствием ссоры стала дуэль, а последствием дуэли – военный суд. Лермонтов снова был отправлен на Кавказ — в Тенгинский пехотный полк в действующую армию. С июня по ноябрь поэт принимал участие в боевых сражениях, проявил отвагу и был даже представлен к награде, однако император вычеркнул его имя из наградных списков. Лермонтов получил отпуск и на короткое время вернулся в Петербург. Это время было временем творческого подъема: завершена работа над поэмой «Демон», собран в отдельную книжку роман «Герой нашего времени», написано, как никогда, много стихов. В октябре 1840 вышел единственный прижизненный сборник поэта «Стихотворения М. Лермонтова». Сам Лермонтов хотел выйти в отставку и посвятить себя литературе, однако уступил настояниям бабушки, которая еще надеялась на то, что внук сделает военную карьеру.
В мае 1841 Лермонтов вернулся на Кавказ. В Пятигорске он задержался для лечения на минеральных водах. Здесь произошла роковая ссора с бывшим сокурсником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым, приведшая 15 июля 1841 к последней дуэли у подножия Машука. Пуля Мартынова попала Лермонтову в грудь и поэт скончался на месте.
По словам кн. Васильчикова, в Петербурге смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П. Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I отозвался об этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».
На обвинения в том, что он убил солнце русской поэзии он отвечал: «Господа, если бы вы знали, что это был за человек! Он был невыносим. Если бы я промахнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом. Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке».
Весной 1842 г. Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
Топ-5 — лучшие стихи о детстве
5 место. Детство – один из самых светлых и беззаботных периодов жизни каждого человека, когда мир сулит множество новых открытий. Каждая мелочь достойна внимания ребенка, который в состоянии понять и оценить шепот травы и пение птиц, ласковое тепло весеннего солнца и упоительную сладость легкого ветерка. Эти воспоминания, как правило, настолько ярки и образны, что даже спустя много лет люди мысленно возвращаются в свое детство, черпая в воспоминаниях радость и утешение. Поэт Николай Гумилев в своем стихотворении «Детство» проводит параллель между растениями и людьми, отмечая, что сорванная травинка испытывает не меньше боли, чем раненый человек. Но при этом луговые травы, в отличие от людей, могут быть настоящими друзьями, поверяя детям свои маленькие тайны и уча их самому главному в жизни – состраданию.
Я ребенком любил большие,
Медом пахнущие луга,
Перелески, травы сухие
И меж трав бычачьи рога.
Каждый пыльный куст придорожный
Мне кричал: «Я шучу с тобой,
Обойди меня осторожно
И узнаешь, кто я такой!»
Только дикий ветер осенний,
Прошумев, прекращал игру, —
Сердце билось еще блаженней,
И я верил, что я умру
Не один, — с моими друзьями
С мать-и-мачехой, с лопухом,
И за дальними небесами
Догадаюсь вдруг обо всем.
Я за то и люблю затеи
Грозовых военных забав,
Что людская кровь не святее
Изумрудного сока трав.
4 место. Воспоминания о детстве являются лейтмотивом творчества многих русских поэтов. Когда значительная часть жизни уже прожита, и человеку есть, с чем сравнить свое настоящее, прошлое неотвратимо врывается в его повседневность, вызывая чувство легкой грусти и ностальгии. Ими пронизано стихотворение Александра Кожейкина «Земляничные поля», в котором он признается, что с радостью вернулся бы в собственное детство, но сделать это, к сожалению, можно лишь в мечтах.
«Земляничные поля» А.Кожейкин
Земляничные поля…
Детства призрачные дали.
Дно истоптанных сандалий
грела тёплая земля.
Земляничные поля…
Жизнь была необозрима,
облака летели мимо
парусами корабля.
Земляничные поля…
Пляшут солнечные блики
по лицу, а земляники
столько, что глаза горят…
Земляничные поля…
Понял я, что за границей
нет таких цветов, и птицы
по-другому говорят.
Земляничные поля…
Аромат, достигший сердца…
приоткрою в детство дверцу –
обращу туда свой взгляд.
Земляничные поля…
Я приду для разговора,
упаду в кровать простора.
Но нельзя начать с нуля…
Земляничные поля…
Я покой ваш не нарушил,
но свою очистить душу
сны и призраки велят.
Земляничные поля!
Я ловлю себя на слове!
На рубашке пятна крови –
я себя здесь расстрелял.
3 место. Рождение ребенка – это настоящее чудо. Но каждого малыша с первых дней жизни подстерегает множество искушений, начиная от чрезмерной родительской любви и заканчивая попытками самоутвердиться в этом мире за счет других людей. Всем малышам и их родителям поэт Михаил Лермонтов посвятил своеобразное стихотворение-напутствие «Ребенка милого рожденье…», в котором предостерегает маленького человечка от соблазнов, которыми наполнена жизнь.
Ребенка милого рожденье
Приветствует мой запоздалый стих.
Да будет с ним благословенье
Всех ангелов небесных и земных!
Да будет он отца достоин,
Как мать его, прекрасен и любим;
Да будет дух его спокоен
И в правде тверд, как божий херувим!
Пускай не знает он до срока
Ни мук любви, ни славы жадных дум;
Пускай глядит он без упрёка
На ложный блеск и ложный мира шум;
Пускай не ищет он причины
Чужим страстям и радостям своим,
И выйдет он из светской тины
Душою бел и сердцем невредим!
2 место. Но даже самые строгие родители не в состоянии сдержать чувства умиления, когда наблюдают за своими детьми и получают истинное наслаждение, видя, как они делают первые неумелые шаги или же пытаются произнести новые слова. Спящий ребенок наполняет сердце теплотой и волнением, хочется защитить его от предстоящих жизненных трудностей и невзгод. Но каждый малыш поддерживает незримую связь с окружающим его миром, который может о нем позаботиться, подарив ощущение радости и безопасности. Этой удивительной особенности ребенка тонко чувствовать природу и общаться с ней на одном языке посвятил свое стихотворение «Огни погасли в доме…» Алексей Плещеев. Каждый малыш, постигая мир, отправляется в свое первое путешествие в чистым сердцем и широко распахнутыми глазами. Он – естественная и неотъемлемая часть природы, которая платит ему заботой и любовью до тех пор, пока он не научится причинять ей вред. И чем позже это произойдет, тем дольше малыш будет находиться под покровительством высших сил.
Огни погасли в доме,
И все затихло в нем;
В своих кроватках детки
Заснули сладким сном.
С небес далеких кротко
Глядит на них луна;
Вся комнатка сияньем
Ее озарена.
Глядят из сада ветки
Берез и тополей
И шепчут: «Охраняем
Мы тихий сон детей;
Пусть радостные снятся
Всю ночь малюткам сны,
Чудесные виденья
Из сказочной страны.
Когда ж безмолвной ночи
На смену день придет,
Их грезы песня птички
Веселая прервет…
Цветы, как братья милым,
Привет пришлют им свой,
Головками кивая,
Блестящими росой…»
1 место. Детство наполнено радостью, которую дарят простые и доступные вещи. Вырастая, человек забывает о том, что можно быть счастливым, довольствуясь малым. Но это чувство сохраняется в его душе на долгие годы и может превратиться в волшебные поэтические строки. Пример тому – стихотворение «Детство» Ивана Сурикова, наполненное теплотой, беззаботностью, грезами и ощущением безграничного счастья.
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой…
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь — воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку, —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
Точно жар, горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я…
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Стихотворения Михаила Лермонтова для детей
Эти стихотворения подойдут для более взрослых детей (от 7 лет). Стихотворения Лермонтова входят в обязательную школьную программу изучения литературы. Поэтому детям, уже знакомым с некоторыми его стихотворениями, будет значительно легче на уроках чтения.
Стихи Лермонтова для детей. Известные детские стихотворения в школу.
И снится ей всё, что в пустыне далекой —
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
Мы лучший сок навеки извлекли.
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Нам миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
1838
Лилейная рука тебя мне поднесла
В знак памяти, в минуту расставанья,
И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла,
Но светлая слеза — жемчужина страданья.
И черные глаза, остановясь на мне,
Исполненны таинственной печали,
Как сталь твоя при трепетном огне,
То вдруг тускнели, то сверкали.
Ты дан мне в спутники, любви залог немой,
И страннику в тебе пример не бесполезный:
Да, я не изменюсь и буду тверд душой,
Как ты, как ты, мой друг железный.
1838
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.