Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, 1 И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, 1 От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.
1 речь идет о жандармах III отделения.
Михаил Лермонтов стихотворение «Прощай, немытая Россия»
Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа Укроюсь от твоих пашей, От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей.
Короткая справка
Предположительно, написано в апреле 1841 года, перед отъездом Лермонтова из Петербурга на Кавказ. Впервые опубликовано (с цензурными искажениями) в 12-ом номере «Русской старины» за 1887 год.
База стихотворений
Авторы стихов
Наша группа
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Укроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Обсуждение стихотворения «Прощай, немытая Россия»
«Прощай, немытая Россия», анализ стихотворения Лермонтова
В 1841 году М. Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Родина», где рисует неповторимый образ России и признается ей в своей «странной любви». Резким контрастом звучат строки, вышедшие из под пера поэта в том же году: «Прощай, немытая Россия». С бескомпромиссной жестокостью, мощно и пронзительно обличает Лермонтов страну, где власть распоряжается личной жизнью граждан, где делятся люди на рабов и господ, страну, где за мундирами нет воинов, а за безвольными марионетками следит всевидящее и всеслышащее третье отделение.
В основе композиции стихотворения «Прощай, немытая Россия» лежит яркая антитеза: объективное повествование первой части сменяется субъективной окраской второй.
Лирический герой обличает деспотизм и бесправие, дерзко и метко используется эпитет «немытая» Россия, особенно выпукло звучащий на фоне книжной лексики.
Введение инверсии и градации в первой строфе усиливает интонационное напряжение, через которое передается ярость и боль. Резкий контраст «мундиров голубых» и «преданного народа» придает звучанию ноты трагизма.
Но стоит обратить внимание на обращение в первой строчке: «Прощай. » Словно к живому существу обращается поэт к родине. Осуждаются лирическим героем и владыки мира сего, не меньшего осуждения вызывает покорность и раболепие народа. Местоименный параллелизм в одинаковых позициях чертит картину всеобъемлющей трагичности российского быта, она же дополняется обезличивающей метонимией«мундиры». Бессилие от сложившейся ситуации передается через горькую иронию: гротескно звучат образы «пашей», «ушей» и «глаз». А слово «прощай» подчеркивает глубинную скорбь поэта по своей многострадальной родине. Любовь и горечь слиты воедино в лирическом сознании.
Закабаленная Россия противопоставляется вольному Кавказу, который всегда мыслился поэтом символом свободы духа и мысли.
Метрический рисунок стихотворения — четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями, которые берут на себя эмоциональную нагрузку, т.к. приходятся на эпитеты.
Протянутая через весь текст аллитерация на звук Р в первой строфе и на шипящие во второй согласуются с общей тональностью, усиливая тревожность от первой строчки к последней.
Масштабность видения, заключенная всего в 8 строчках стихотворения, отточенность слова и энергетика лирических раздумий делают это произведение Лермонтова культурным достоянием нашей литературы.