Михаил Лермонтов«Как часто, пестрою толпою окружен»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

«Как часто пестрою толпою окружен», анализ стихотворения Лермонтова

«Железным стихом» выплеснута трагичность лермонтовской лирики в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен», написанном в 1840 году под впечатлением от маскарада, устроенного в петербургском Большом театре в честь празднования Нового года. Там, среди шумной толпы, спрятанной под затейливые личины, находился сам Николай Первый. Именно поэтому, проставленная Лермонтовым дата, 1-ое января 1840 года, вызвала ярость у самодержца, прекрасно понимавшего, в чей адрес бросает поэт громкие обвинения.

Категорически заявленный пессимизм, трагичность мироощущения передается через контраст между тремя частями стихотворения.

Две первые строфы — мир, «враждебный» для лирического героя. В нем все дисгармонично: звуки («дикий шепот затверженных речей», «шум музыки и пляски»), цвета («пестрая толпа») и люди («маски», «бездушные образы»). Мучительное взаимодействие героя с миром лжи, где каждый носит маску, убивающую жизнь настоящую, передано через ряд эпитетов(«дикий шепот», «бестрепетные руки»).

Мертвенность, бездушие, статика маскарада показана через синтаксические средства. Сложные предложения с многочисленными обособленными конструкциями замедляют движение: и шумный бал не пульсирует жизнью, интенсивно здесь только мучительное переживание настоящего лирическим героем.

«Как будто бы сквозь сон» видится в стихотворении мир иной. Центральная часть произведения переносит читателя в «царство дивное». Мечта-воспоминание о родном доме и саде, «спящем пруде», «темных аллеях» живописна и многокрасочна. Гармония и чистота сквозят в каждом образе. Именно здесь, в потерянном «свежем островке», предмет грез героя — прекрасная девушка, о которой он плачет и тоскует.

К этой милой старине устремлен герой «вольной, вольной птицей». Двойной повтор эпитета говорит о неуёмной жажде свободы и гармонии.

Даже здесь, в своем мире, герой бесконечно одинок:

Я долгие часы просиживал один.

но это одиночество амбивалентно, оно и благо, и проклятие одновременно.

Композиционное искусство антитезы в стихотворении ярко подчеркивает пронзительный психологизм лермонтовского творчества. Третья часть произведения, перекликаясь с первой и создавая тем самым рамочную композицию, синтезирует в себе содержание предшествующих строф. Осознанный лирическим героем обман укрепляет его гнев, дающий силу не поддаться общей инертности жизни, а противопоставить ей деятельность. Восклицательные интонации и междометие показывают, как стремление к мечте, испуганной шумом безликой толпы, сменяется на жажду мщения, которая вырабатывает новый образ поэзии, «железный стих, облитый горечью и злостью».

«Как часто пестрою толпою окружен» — стихотворение, в котором бесконечная амплитуда трагических колебаний от душевного подъема до отчаяния, исполненного яростью, помогает понять первоосновы всего творческого мироощущения поэта.

База
стихотворений

Авторы стихов

Наша группа

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки,-

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться,- памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —

Я долгие часы просиживал один,

И память их жива поныне

Под бурей тягостных сомнений и страстей,

Как свежий островок безвредно средь морей

Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незванную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Обсуждение стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен. »

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен. » (восприятие, истолкование, оценка)

Михаил Юрьевич Лермонтов является уникумом в истории русской литературы. За отведенный ему кратчайший срок жизни (прожил всего лишь двадцать семь лет) он создал большое количество поистине гениальных, бессмертных произведений. Причем это тот редкий случай, когда человек одинаково талантливо пишет как прозу, так и стихи. Эпоха Лермонтова – это 30-ые годы 19-го века, время застоя, отсутствия в обществе высоких духовных и нравственных идеалов.

Это стихотворение было написано по поводу новогоднего бала-маскарада. Поэт воссоздает картину высшего общества, которое он презирает:

Как часто пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Лирическому герою крайне неприятен и чужд этот псевдомир пустых людей. Это он подчеркивает такими эпитетами, как «при диком шепоте затверженных речей», «образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски». Поэт как бы абстрагируется, находится вне окружающей суеты:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки, —

Наружно погружась в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

Ничего, кроме скуки и отвращения, не испытывает автор к людям «высшего света». Внешне красавицы, а внутренне похожи на кукол-марионеток женщины на этом балу. Их нарочито небрежная кокетливость способна лишь только раздражать лирического героя. Каждый их жест давно отрепетирован перед зеркалом и не содержит в себе ни капли живых эмоций. Руки этих женщин «давно бестрепетны», не знают ни волнения чувств, ни смущения. Ничто в этом мире не способно их удивить. Эти городские красавицы знают себе цену и ложно предполагают, что никто не способен устоять перед их «очарованием». Но нашему герою скучно среди них. И вот в своих мыслях он уносится в родные, милые его сердцу края. В воспоминаниях он видит Тарханы, где провел детство.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, — памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…

Здесь идет явное противопоставление бездушного мира высшего общества истинно живой природе:

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Этот край безмерно дорог Лермонтову своей простотой и живостью. Автору чужда мишура окружающих его людей. Его душа тянется к естественности и искренности, давно забытыми в «высшем свете». Природа не может играть, лукавить, лицемерить, обманывать ради собственной выгоды или в угоду мелкому тщеславию. И идеал его возлюбленной подобен по своей естественности природе:

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Для того, чтобы описать это светлое видение, автор использует эпитет «с глазами, полными лазурного огня», сравнивает улыбку с «молодым днем». Это одухотворенная красота неискушенного создания. Через природу автор описывает нам этот идеал. Тем самым он еще раз подчеркивает всю пошлость окружающих его на балу людей.

Но вот видение рассеивается, и он вновь оказывается среди ненавистной ему толпы:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью.

Мечтания, живые, свежие мысли чужды на этом балу лицемерия, глупости, интриги, пустой самонадеянности. Очнувшись от своего видения, автор еще острее видит всю пустоту окружающих людей. Усиливается его неприятие чуждого ему мира «высшего общества». Его чистые мечты, светлые воспоминания детства внезапно рассеиваются, лирического героя вырывают из естественного мира природы, и он уже не может выносить удушающую атмосферу вечной игры. Ему хочется «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью!…», тем самым покончить с их пошлым самолюбованием.

Стоит заметить, что стихотворение отличается кольцевой композицией. Произведение начинается и заканчивается описанием картины «высшего света». В середине же мы видим, как лирический герой переносится в детство, снова окунается в естественный мир гармонии. Для этого стихотворения характерно сочетание двух контрастных мотивов – элегии и сатиры.

Произведение оказывает на читателя сильнейшее впечатление. Оно подобно крику души человека, задыхающегося в замкнутой атмосфере вечной лжи. Тоска по недостижимому идеалу дополняет это стихотворение острой драматической ноткой.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен. » (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: