Михаил Лермонтов«Как часто, пестрою толпою окружен»

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.

Как часто пестрою толпою окружен, анализ стихотворения Лермонтова

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1‑е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки…»

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.
Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.
С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.
Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно‑предметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места – высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…»

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

…О, как мне хочется смутить веселость их
и дерзко бросить им в глаза железный стих,
облитый горечью и злостью.

Справочный материал для школьника:

Лермонтов Михаил Юрьевич – представитель плеяды наиболее выдающихся и заслуженных поэтов и писателей России.
Годы жизни: 1814-1841.
Наиболее известные труды и произведения:
«Хаджи-Абрек» («Библиотека для Чтения», 1835, том IX);
«Бородино» («Современник», 1837, т. VI);
«Песня про царя Ивана Васильевича» («Литературные Прибавления» к «Русскому Инвалиду», 1838, № 18; с подписью -в);
«Дума» («Отечественные записки», 1839, т. I);
«Бэла» (там же, т. II);
«Ветка Палестины» (там же, т. III);
«Три Пальмы» (там же, т. IV);
«Фаталист» (там же, т. VI);
«Дары Терека» (там же, т. VII);
«Тамань» (там же, 1840, т. VIII);
«Воздушный корабль» (там же, т. X);
«Ангел» («Одесский Альманах», 1840);
«Последнее новоселье» («Отечественные записки», 1841, т. XVI);
«Парус» (там же, т. VIII);
«Спор» («Москвитянин», 1841, ч. 3);
«Сказка для детей» («Отечественные записки», 1842, т. XX).
После смерти поэта появились:
«Измаил-Бей» («Отечественные записки», 1843, т. XXVII);
«Тамара» (там же);
«На смерть Пушкина» (альманах Герцена «Полярная звезда» на 1856 год; «Библиографические Записки», 1858, № 20; до стиха: «И на устах его печать») и многое другое.
Отдельные издания:
«Герой нашего времени» (СПб., 1840; здесь же впервые «Максим Максимыч» и «Княжна Мери»; 2 изд., 1842; 3 изд., 1843);
«Стихотворения» (СПб., 1840; впервые: «Когда волнуется желтеющая нива», «Мцыри» и др.);
«Сочинения» (СПб., 1847, издание Смирдина); то же (СПб., 1852; изд. Глазунова); то же (СПб., 1856; изд. его же);
«Демон» (Б., 1857 и Карлсруэ, 1857);
«Ангел смерти» (Карлсруэ, 1857);
«Сочинения» (СПб., 1860, под редакцией С. С. Дудышкина; впервые помещён по довольно полному списку «Демон», дан конец «На смерть Пушкина» и др.; 2 изд., 1863);
«Стихотворения» (Лпц., 1862);
«Стихотворения, не вошедшие в последнее издание сочинений» (В., 1862);
«Сочинения» (СПб., 1865 и 1873 и позднее, под редакцией П. А. Ефремова; к изд. 1873 вступительная статья А. Н. Пыпина).

  • Бесплатное сочинение;
  • Лермонтов М.Ю.;
  • Скачать сочинение бесплатно;
  • Как часто пестрою толпою окружен.

Анализ стихотворений Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен» и «Молитва»

Одной из главных тем в творчестве М.Ю. Лермонтова является отношение поэта к окружающим его людям и, наоборот, восприятие самого поэта обществом. Здесь он продолжает традицию, заданную в конце творчества Пушкиным в теме поэта и поэзии, т.е. считает, что поэт не нужен обществу, что он должен творить исключительно для самого себя.

Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен. »

Примером такого отношения к обществу является стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен. », написанное после новогоднего бала в Дворянском собрании в 1840 году.

В этом стихотворении поэт говорит о том, что он чувствует себя одиноким среди завсегдатаев светских салонов. Он презирает их, считая, что руководит их жизнью исключительно понятие о приличиях и хорошем тоне, а не искренние чувства. Маскарад, как считает Лермонтов, это всегда ложь. Отдохнуть от подобной фальши он может, только погрузившись в воспоминания о детстве.

Именно на фоне этих светлых воспоминаний его конфликт с обществом выглядит особенно ярким. Лермонтов не может примириться с той фальшью и духовной нищетой, что царит в высшем свете, он бунтует против них. И, как следствие, считает, что таким людям вовсе не нужен поэт-проповедник, поскольку они все равно не смогут оценить его творчества по достоинству.

Но именно этот поэтический дар, данный свыше, и позволяет ему открыто выступать против общества, в котором присутствуют и царские особы. После публикации это стихотворение вызвало гнев и самого императора Николая I, и графа Бенкендорфа.

Анализ стихотворения «Молитва»

О назначении поэта и поэзии Лермонтов начал рассуждать еще в юношеские годы. В стихотворении «Молитва» он говорит о трагической судьбе поэта: творить его заставляют земные грехи и соблазны, и он не в силах бороться с творческой стихией.

Помочь ему в этом может только сам бог, который должен направить поэта на верный путь, чтобы он как можно более полно воплотил в жизнь свой потенциал. Лермонтов общается к богу, перечисляя свои грехи и прося за них прощения.

Главный грех любого поэта, по его мнению, — то, что при погружении в творчество он так увлекается, что забывает о боге и пропускает время молитвы. Однако Господь должен понять это, ведь только путем постоянного творчества душа поэта может спастись от мук, которые причиняет ей невысказанное.

Самостоятельно отказаться от необходимости писать стихи он не может: это дар ему — от бога, значит, только бог и может его отнять. А иначе земной мир так и останется слишком тесным для поэта.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Тема любви в мировой литературе: «cквозные» сюжеты
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspФет «Шепот», «Это утро, радость эта», «Сияла ночь», «Еще майская ночь»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Как часто пестрою толпою окружен анализ стихотворения Лермонтова

«Как часто пестрою толпою окружен…» – одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1?е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки…»

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры – Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод.

Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, – ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно?предметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места – высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…»

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

…О, как мне хочется смутить веселость их

и дерзко бросить им в глаза железный стих,

облитый горечью и злостью.

Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.

Одним из первых произведений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова с которым я познакомился еще в детстве было стихотворение. Парус. Еще в те годы оно произвело на меня большое впечатление своей образностью поэтической красотой глубокими пере.

Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества. Страна рабов страна господ. Именно о России говорит поэт в стихотворении.

“Поэт совсем другой эпохи” — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на непонятность окружающих и одиночество. В раннем творчестве Лермонтова тема одиночества раскрывается в традициях романтизма.

Прежде чем перейти к стихотворению, разбор которого является темой сочинения, хотелось бы вспомнить отношение поэта к людям его круга: Как часто, пестрою толпою окружен,

И звезды слушают меняЛучами радостно играя. М. Ю. Лермонтов Для раннего периода творчества. Лермонтова характерны тревога чувство не успокоенности. Он ждет борьбы. Это настроение с наибольшей выразительностью проявилось в стихотворении.

И скажите, В чем загадка чередования периодов истории? В одном и том же народе за каких-нибудь десять лет спадает вся общественная энергия, и импульсы доблести, сменивши знак, становятся импульсами трусости. А. Солженицын («Раковый корпус»)

Важное место в творчестве М. Ю. Лермонтова занимает тема. Родины. Она проходит через все его творчество и является одной из центральных в лирике поэта. Уж постоим мы головою. Простой отнюдь не выдающийся человек умирающий от пулевого ранения в грудь дает поручение боевому товарищу в стихотворений.

М. Ю. Лермонтов жил в эпоху которая получила название эпохи безвременья наступившего после поражения восстания декабристов. Это был период жесточайшей политической реакции. Время мужания поэта пришлось на самые мрачные годы.

Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти. Пушкина вся. Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии выпавшее из рук. Пушкина когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение.

Жизнь Лермонтова была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но не дожив и до 27 лет, он прошел весь круг жизни со взлетами вдохновения и горечью разочарования. Лирика Лермонтова богата и разнообразна событиями, порой противоречива. Какую бы сторону жизни мы ни взяли, всюду у Лермонтова видна полярность отношении к жизни, почти взаимоисключающие чувства.

Мне кажется что главной темой в творчестве Лермонтова была тема одиночества. Она прошла через все его творчество и звучит практически во всех его произведениях.

Есть стихи, которые трудно, а подчас просто невозможно забыть. Они будят, заставляют вникнуть в каждое слово, чтобы понять, осмыслить, почувствовать чьи-то души, сокровенные желания. Но есть другие стихи. Их можно забыть. То есть забыть слова, которые несут в себе состояние, настроение человека. Но само ощущение стихотворения забыть нельзя.

Здравствуй, Саша! Сегодня получил твое письмо и, не поверишь, обрадовался, как ребенок. Каждый день с нетерпеньем жду я весточки из дома, с тоской и надеждой смотрю на почтовый ящик, а там пусто… И вдруг, совсем потеряв веру в чудо, бросаю взгляд, а там… Невозможно описать, как я был счастлив!

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.

Вот уже в который раз, но всегда с волнением и трепетом открываю томик стихотворений Лермонтова. На первой странице портрет поэта. Больше всего в нем поражают глаза — глубокие, умные, проникающие в душу, глаза, которые производили неотразимое впечатление на современников. Снова и снова перечитываю любимые стихи, они звучат во мне, я как будто слышу низкий, бархатистый голос Лермонтова, читающий о пламенной страсти к свободе — страсти, испепелившей душу гордого Мцыри:

Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе.

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Два великана» Автор: Лермонтов М.Ю. В шапке золота литого Старый русский великан Поджидал к себе другого

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: «оклеветанный молвой», «жажда мести», «поникнув гордой головой», «восстал. против мнений света», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок».

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Парус» Автор: Лермонтов М.Ю. Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой?

Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А.С.Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был болен. Лермонтов первый, кто написал правду о гибели А.С. Пушкина. Даже пушкинские друзья боялись это сделать.

Сравнение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» и А.А.Блока «Россия» Автор: Лермонтов М.Ю. Тема Родины имела большое значение для многих поэтов XIXи начала XX века. Через свои стихи поэты пытались выразить любовь к Родине, показать её красоту, величие. Эта тема также играла не второстепенную роль в творчестве Лермонтова и Блока.

Автор: Лермонтов М.Ю. Спустя 15 лет после написания Пушкиным стихотворения «Пророк», Лермонтов, которого многие считают преемником Пущкина, пишет новое стихотворение «Пророк» — своё продолжение истории путника, наделённого пророческим даром.

Автор: Лермонтов М.Ю. «Поэт совсем другой эпохи, — так говорил о Лермонтове Белинский, сравнивая его с Пушкиным. Трагизм судьбы М Ю Лермонтова в светском обществе представлен в стихотворениях «Смерть поэта», «Как часто пестрою толпою окружен..», «Свет». Светское общество в них не просто скучно а преступно, оно убивает поэтов.

Автор: Лермонтов М.Ю. Где не погибло слово, там и дело еще не погибло. А. И. Герцен М. Ю. Лермонтов — духовный преемник Пушкина. Он отразил в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались “из пламя и света”, то есть из бури чувств и напряженно бьющейся мысли.

Анализ стихотворения «Родина» Лермонтова Автор: Лермонтов М.Ю. В этом стихотворении Лермонтов противопоставляет свой патриотизм патриотизму официальному, казённому. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной ему природой, с русским народом, «горестями и радостями его жизни.

Горькая дума о судьбах молодого поколения, тема ненависти к самодержавию, тема инертности молодого поколения, тема Родины и тема о назначении поэта и поэзии.

Лермонтов и его поэзия — это до конца не изведанная страна, где все огромно, беспредельно и необозримо в своей неповторимости и величии. Читаю снова и снова стихи поэта. Что влечет меня к ним?

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта» написано в 1837 году. Оно связано со смертью Пушкина. Основная тема стихотворения — конфликт поэта и толпы.

Автор: Брюсов В.Я. Стихотворение Брюсова «Кинжал» отсылает сразу к двум классическим стихотворениям — пушкинскому «Кинжалу» и стихотворению Лермонтова «Поэт». От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.

Автор: Лермонтов М.Ю. (мотив одиночества в лирике Лермонтова) «Солнцем нашей поэзии» называют Пушкина. В таком случае, Лермонтова по праву можно назвать нашим месяцем, или, вернее, падающей звездой. Ибо, как и у падающей звезды, жизнь его была коротка, но она навеки озарила литературный небосвод наш гениальными произведениями.

До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.

Система основных мотивов лирики М.Ю.Лермонтова, проходит через абсолютно все стихотворения великого русского романтика.

«Дума» — стихотворение зрелого Лермонтова, обнажающее общественно-духовный кризис последекабрьского поколения. Центральная идея «Думы» — осуждение духовной апатии поколения, неспособного «угадать» свое предназначение и найти высокие нравственные идеалы.

Смело выступив против тирании самодержавия, молодой Лермонтов продолжал дело погибшего Пушкина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: