Михаил Державин

Участвовал 9

Его коллеги по цеху

Видео 4

Михаил Державин — советский и российский актёр театра, кино, эстрады и телевидения, Народный артист РСФСР.

Михаил Михайлович Державин родился 15 июня 1936 года в Москве, в семье Михаила Степановича и Ираиды Ивановны Державиных. Его отец был одним из ведущих актеров Театра имени Вахтангова, известным также своими киноработами («Сталинградская битва«, «Глинка«, «Великий перелом«, «Дело Артамоновых«). Михаил — второй ребенок в семье, у него есть две сестры — старшая Анна и младшая Татьяна.

Будущий артист вырос в театральной атмосфере: в доме в Вахтанговском переулке, где жила его семья, проживало много актеров, в том числе «вахтанговцев», работавших с Державиным-старшим, а в соседнем подъезде располагалось Щукинское театральное училище.

С началом Великой Отечественной войны семья Державиных переехала в Омск, куда был эвакуирован Театр Вахтангова. Любимым занятием маленького Миши было посещение спектаклей с участием отца. Больше всего мальчику нравилась пьеса «Фельдмаршал Кутузов«, монолог из которого он выучил наизусть и даже выступал с ним перед ранеными в госпитале.
В 1943 году Державины вернулись в Москву, в свою прежнюю квартиру, и Миша пошел учиться в школу, расположенную в Серебряном переулке.

Заканчивать среднее образование пришлось в вечерней школе: отец умер, когда Михаилу было 15, и ему пришлось подрабатывать на «Мосфильме«, чтобы помочь матери прокормить семью.

В 1954 году Михаил поступает в Театральное училище им. Щукина. Несмотря на то, что со многими педагогами он был давно знаком — одни были коллегами его отца, другие — соседями, Михаил поступил на общих основаниях, успешно пройдя все туры.

Михаил Державин на театральной сцене

По окончании училища, в 1959 году, молодой актер был принят на работу в Московский театр имени Ленинского комсомола, где к тому времени уже работал окончивший «Щуку» тремя годами ранее друг детства Михаила Александр Ширвиндт.

Там же, в Ленкоме, Державин познакомился с пришедшим в театр в 1963 году Анатолием Эфросом, чьи спектакли по пьесам молодого драматурга Эдварда Радзинского «Снимается кино«, «Вам 22, старики«, «Сто четыре страницы про любовь» приобрели огромную популярность.

В 1965 году Державин вместе с Эфросом перешел в Театр на Малой Бронной, но задержался там всего на пару лет — в 1968 году он уже играл на сцене Театра сатиры, где начал с ролей в спектаклях «Последний парад» Александра Штейна и «Банкет» Григория Горина и Аркадия Арканова. За своим приятелем сначала на Малую Бронную, и затем и в МГАС последовал и Александр Ширвиндт.

Державин активно участвует в антрепризных постановках. В спектаклях «Ханума» и «1002-я ночь» вместе с Михаилом Михайловичем играла его жена Роксана Бабаян.

Кинематографическая карьера Михаила Державина

Еще будучи студентом, Державин стал сниматься в кино. Его первыми заметными появлениями на экране стали эпизод в мелодраме «на производственную тематику» «Разные судьбы» и роль в историко-революционной драме «Они были первыми«. Обе картины вышли в 1956 году.

Затем, уже в 1960-х, последовали картины «Лушка«, «Сон«, «Спасите утопающего«, «Лебедев против Лебедева«.

В 1977 году Державин снялся в комедии Леонида Гайдая «Инкогнито из Петербурга» по мотивам гоголевского «Ревизора«.

В 1980-х годах Михаил Михайлович практически оставил кино, отдав предпочтение театральным работам. Он появился лишь в эпизоде в музыкальной картине «Зимний вечер в Гаграх» и принял участие в нескольких телепроектах.

В 1990-е Михаил Державин вновь приходит в кинематограф. В это непростое для отечественного кино десятилетие он снимается в основном в комедиях Анатолия Эйрамджана: «Бабник«, «Моя морячка«, «Новый Одеон«, «Жених из Майами«, «Третий не лишний«, «Настоящий мужчина«, «Импотент«, «Примадонна Мэри«, «Ночной визит«.

С наступлением 2000-х Михаил Михайлович реже стал показываться на киноэкране. Он вновь снялся у Эйрамджана — в комедии «Агент в мини-юбке«, появился в эпизодических ролях в «Старых клячах» и «Карнавальной ночи-2» Эльдара Рязанова.

«Кабачок «13 стульев»» и другие телевизионные проекты

Всесоюзную известность и всенародную любовь принесло Михаилу Державину (как и другим актерам, участвовавшим в создании программы) роль пана Ведущего в телевизионном музыкально-юмористическом сериале «Кабачок «13 стульев»«, выходившем в эфир с 1966 по 1981 год.

С некоторыми «завсегдатаями» «Кабачка» (Спартаком Мишулиным, Борисом Рунге, Натальей Селезнёвой, Валентиной Шарыкиной) несколькими годами ранее, в 1964 году, Державин снимался в картине «Женский монастырь«, поставленной главным режиссёром Московского театра сатиры Валентином Плучеком.

В 1969 году выходит телефильм «Швейк во второй мировой войне» с участием Державина, в 1973-м — «Эффект Ромашкина«, где актер сыграл одну из ведущих ролей.

Широкую популярность получила вышедшая на экраны в 1979 году музыкальная комедия «Трое в лодке, не считая собаки«, поставленная Наумом Бирманом по одноименному произведению Джерома К. Джерома (Jerome K. Jerome). В этой картине Михаил Державин снимался со своими товарищами по театру Александром Ширвиндтом и Андреем Мироновым. Актеры, в жизни часто разыгрывавшие друг друга, и на съемках не изменили своей привычке — многие шутки и скетчи, вошедшие в фильм, были чистой импровизацией.

Михаил Михайлович принимал участие в создании не только телефильмов, но и в телевизионных версий спектаклей («Ревизор«, «Маленькие комедии большого дома«, «Самоубийца«), сериалов («Следствие ведут знатоки«, дело №15 — «Ушел и не вернулся«), участвовал в музыкальных и юмористических программах («Утренняя почта«, «Вокруг смеха«, «Бенефис Ларисы Голубкиной«, «Бенефис Савелия Крамарова«).

В 1997 году в новогодней музыкальной программе «Старые песни о главном 2» Державин вновь предстал перед зрителями в образе пана Ведущего из «Кабачка «13 стульев»«.

Михаил Державин за кадром и вне сцены

Михаил Державин был трижды женат. Первый раз — на своей однокурснице Екатерине Райкиной, дочери великого Аркадия Райкина, с которой он прожил всего два года — с 1958 по 1960-й.

Второй женой актера в 1961 году стала дочь известного советского маршала, легендарного командира Первой конной армии Семена Михайловича Буденного Нина. Этот брак, в котором родилась дочь Мария, продлился гораздо дольше предыдущего: супруги прожили вместе 16 лет.

В 1981 году Державин связал свою судьбу с популярной эстрадной певицей Роксаной Бабаян. В 2009 году, после почти 30 лет совместной жизни, Михаил Михайлович и Роксана Рубеновна обвенчались в храме Преображения Господня на Арбате.

Михаил Державин скончался 10 января 2018 года после продолжительной болезни. Его супруга Роксана Бабаян прокомментировала случившееся: «Он очень давно и тяжело болел. В больнице находился с начала декабря. Врачи делали все возможное, поддерживали как могли. Но, к сожалению, организм уже не справлялся с болезнью…».

Артист длительное время страдал от комплекса хронических заболеваний, наиболее серьезными из которых были ишемия и гипертония. Также известно, что у Михаила Державина были проблемы с сердцем.

Интересные факты о Михаиле Державине

— Настоящая фамилия актера — Захаров. Михаил Михайлович сделал своей фамилией псевдоним своего отца. Михаил Степанович же стал Державиным, взяв девичью фамилию своей матери, чтобы отличаться от двух учившихся с ним на одном курсе Захаровых.
— За всю жизнь Михаил Михайлович не выкурил ни одной сигареты, в отличие от своего друга Александра Анатольевича Ширвиндта, заядлого курильщика.
Михаил Державин — шурин Бориса Владимирова, «половинки» знаменитого дуэта Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны.
Михаил Державин — не единственный пан Ведущий «Кабачка «13 стульев»«. Актер сменил на этом «посту» Андрея Миронова, а тот, в свою очередь, — автора идеи шоу и одного из сценаристов Александра Белявского.

Фильмография Михаила Державина

  • Криминальный блюз (2015)
  • Мексиканский вояж Степаныча (2012)
  • Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)
  • Привет от Цюрупы! (фильм-спектакль) (2004); роль: американец

Агент в мини-юбке (2000); роль: Александр Николаевич
Нам — 75! (ТВ) (2000); роль: Счастливцев
Старые клячи (1999); роль: секретарь райкома по идеологии
Примадонна Мэри (1998); роль: Михаил Михайлович, владелец фирмы «Фокус-интернешнл»
Ночной визит (1998); роль: Михаил
Старые песни о главном 2 (ТВ) (1997); роль: пан Ведущий
Импотент (1996); роль: Михал Михалыч
Третий не лишний (1994)
Жених из Майами (1994); роль: дядя Миша
Нам все еще смешно (ТВ) (1994); роль: трансвестит
Новый Одеон (1992); роль: диспетчер лифтов, официант
Чокнутые (1991); роль: Булгарин
Моя морячка (1990); роль: Михаил Гудков
Бабник (1990); роль: Михаил Дмитриевич
Джамайка (ТВ) (1987); роль: Заботин
Брэк! (1985); роль: белый тренер, озвучка
Зимний вечер в Гаграх (1985)
Вместе с Дунаевским (ТВ) (1984)
Ревизор (ТВ) (1982); роль: Бобчинский
Следствие ведут знатоки: Ушел и не вернулся (ТВ) (1980); роль: Илья Петрович Валетный, начальник ОТК
Поездка через город (1979); роль: Эдуард Матвеевич Митрушкин
Трое в лодке, не считая собаки (ТВ) (1979); роль: Джордж
Инкогнито из Петербурга (1977)
Бенефис Ларисы Голубкиной (ТВ) (1975)
Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) (1974); роль: Печников, руководитель кружка
Бенефис Савелия Крамарова (ТВ) (1974)
Эффект Ромашкина (ТВ) (1973); роль: Баламутников
Швейк во второй мировой войне (ТВ) (1969); роль: Прохазка
Кабачок «13 стульев» (сериал) (1969); роль: пан Ведущий
Спасите утопающего (1967); роль: Квадрачек
Колумб причаливает к берегу (1967) (озвучка)
Сон (1965); роль: Карл Брюллов
Лебедев против Лебедева (1965); роль: Борис Грановский
Лушка (1964); роль: Кирилл
Женский монастырь (ТВ) (1964)
Разные судьбы (1956); роль: Костя
Они были первыми (1956); роль: Евгений Горовский

Михаил Державин

ДЕРЖАВИН Михаил Михайлович

Народный артист России, лауреат Национальной кинематографической премии «Ника»

Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец – Державин Михаил Степанович (1904–1951), народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Евг. Вахтангова. Мать – Державина Ираида Ивановна (1916–2000). Супруга – Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь – Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).
Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени
Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь всегда было весело и шумно, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, здесь пели, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера. Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.
К Державиным часто приходили знаменитые вахтанговцы – Р.Н. Симонов,
В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве кроме театра есть еще места, куда можно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, который был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины вместе с другими актерами Театра имени Евг. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился «Фельдмаршал Кутузов», в котором Державин-старший играл главную роль. В свои
5 лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.
Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара отца, но в его творчестве проявились «семейные черты»: сильный драматизм, яркий юмор, колоритность бытовых деталей.
Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мать не работала, в семье были еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на «Мосфильме», 10-й класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.
В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Евг. Вахтангова, которых он помнил еще с детства.
Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе он уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, Михаил сыграл семь эпизодических ролей. А после возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую роль в пьесе-фельетоне «Опасный возраст» Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел гигантский успех у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.
В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и
М. Захарова он перешел в Московский академический театр сатиры, где работает до настоящего времени.
Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в «Последнем параде» А. Штейна (1968), в котором он вместе с Анатолием Папановым исполнял написанные специально для этого спектакля песни Владимира Высоцкого, в том числе и очень популярную впоследствии «Утреннюю гимнастику».
Всего за время работы в Московском академическом театре сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов.
В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек добрый, веселый, открытый (например, Елисеев в «Банкете» А. Арканова и Гр. Горина, 1968; Велосипедкин в «Бане» В. Маяковского, 1970; Телятев в «Бешеных деньгах» А. Островского, 1981; Николай Буркини в «Прощай, конферансье!» Гр. Горина, 1984) и человек агрессивный, ироничный, жестокий (например, Красная кепка в «Ремонте» М. Рощина, 1975; Скалозуб в «Горе от ума» А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся»
А. Гельмана; Виктор Викторович в «Самоубийце» Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.
По словам Михаила Державина, сатира для него – это прежде всего высокая гражданственность, ее назначение – помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение, и если роль написана одной краской, старается найти в ней еще и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обычно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с почти мистическим обаянием, исходящим от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа – литератора Виктора Викторовича («Самоубийца»), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.
Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в «Ревизоре»
Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в «Ревизоре» в постановке Театра сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый план, отношения их резко конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут существовать один без другого. При этом для актеров важно было показать причины, породившие отчаянное соперничество их героев: сознание собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.
Работая над ролью, Державин всегда старается играть живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, абсолютно уверенный в собственной непогрешимости Скалозуб в «Горе от ума» Грибоедова (1976), по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в «Вишневом саде» Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и смех, и жалость.
В 1970-х – начале 1980-х годов на сцене Театра сатиры, помимо уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца (1971), Иванова в «Феноменах» Гр. Горина (1979), Брауна в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (1980).
Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина отчетливо проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого «Бремя решения» (1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина – не реакционер и милитарист, как этот персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а прежде всего честный, интеллигентный человек, преданный своей стране и своему долгу.
В пьесе «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл роль Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ – философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина вне своей должности, за пределами своей социально-политической функции – жизнелюбивый, приятный, остроумный человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить жизнь заканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как грустный символ давно исчерпавшего себя государственного аппарата.
В спектакле «Прощай, конферансье!» Гр. Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом одновременно смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини – тонкий, добрый, интеллигентный человек – перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле «Прощай, конферансье!» Державин – не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он постепенно усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.
Среди работ Михаила Михайловича Державина в Театре сатиры – Американец в спектакле «Привет от Цюрупы!», Мартын Нароков в «Талантах и поклонниках», Маштю в спектакле «Орнифль», генерал Пуркрабек в постановке «Швейк, или Гимн идиотизму»; участие в спектакле-обозрении «Андрюша», посвященном Андрею Миронову, и театральном ревю, посвященном 80-летнему юбилею театра, «Нам все еще смешно».
Есть в творческом портрете актера Державина еще одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась уже во времена «капустников», когда родился знаменитый дуэт Ширвиндт–Державин. Она позволила ему стать настоящим мастером точной и тонкой репризы – в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин – так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре сатиры в спектакле Ширвиндта «Молчи, грусть, молчи. » (1985), который изначально делался как «капустник» к юбилею театра, а в результате шел на его сцене более 15 лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля «Счастливцев – Несчастливцев» Гр. Горина. Это был спектакль для двух исполнителей – Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.
Первой киноработой Михаила Державина стала роль в картине «Они были первыми».
В последующие годы он снялся в фильмах «Джамайка», «Жених из Майами», «Бабник», «Импотент», «Лебедев против Лебедева», «Моя морячка», «Настоящий мужчина», «Новый Одеон», «Ночной визит», «Следствие ведут знатоки. Дело 15. Ушел и не вернулся», «Сон», «Спасите утопающего», «Старые клячи», «Третий не лишний», «Трое в лодке, не считая собаки», «Чокнутые», «Агент в мини-юбке» и других, принимал участие в киноконцерте «Старые песни о главном-2».
Еще одна яркая страница творчества Державина неразрывно связана с телевидением. Это – знаменитая передача «Кабачок
13 стульев», которая в течение долгих лет была одной из популярнейших передач на отечественном «голубом экране». В ней артист играл роль пана Ведущего.
Михаил Державин удостоен звания народного артиста России. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Отмечен Национальной кинематографической премией «Ника», премиями «Золотой Остап», «Золотой Дюк».
Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит петь. Готовит к изданию автобиографическую книгу «Бесполезные воспоминания».
Живет и работает в Москве.

Михаил Державин

фотографии >>

биография

Державин Михаил Михайлович

Родился 15 июня 1936 года в Москве в семье известного артиста Михаила Степановича Державина, народного артиста РСФСР, который был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова.

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

В 1954 году поступил в театральное училище им. Щукина (курс Л.М. Шихматова), после окончания которого с 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола, в 1967 года актер выступал на сцене театра на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом, и в том же году пришел в Московский Театр Сатиры, где работал до последних лет жизни.

Огромную популярность актеру принесла телевизионная передача «Кабачок «13 стульев», в котором ему досталась роль пана Ведущего.

В кино дебютировал еще будучи студентом второго курса, сыграв главную роль в фильме «Они были первыми». Одна из наиболее запомнившихся ролей — в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана по произведению Джерома К. Джерома, где актер сыграл вместе со своими партнерами по театральной сцене Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. В 90-х годах снимался во многих комедиях режиссера Анатолия Эйрамджана, таких как «Бабник», «Моя морячка» и других.

С 1957 года выступал на эстраде с юмористическими интермедиями в дуэте с Александром Ширвиндтом, в 1985-1987 они вместе вели телевизионную музыкальную программу «Утренняя почта».

Ушёл из жизни 10 января 2018 года в госпитале г. Одинцово. Московской области.

Театр им. Ленинского комсомола
Бубусь («Опасный возраст» Семена Нариньяни, постановка С. Л. Штейна, 1960)
Молодой муж («Огонь твоей души» А. Араксманяна, постановка Р. Капланяна)
Конь Карагуш, заколдованный джигит («Чудесная встреча» Л. Черкашиной, режиссер — А. А. Муатов)
Киноартист («Снимается кино. » Э. Радзинского, постановка А.В. Эфроса)
Комментатор и репортер («Центр нападения умрет на заре» Агустина Куссани, постановка Б. Н. Толмазова)
Ведущий («Аттракционы», представление в 2-х отделениях по киносценариям А. Володина, постановка Феликса Бермана)
Алеша Переверзев («До свидания, мальчики» Б. Балтера, В. Токарева)
Алексей («Гамлет из квартиры № 13» А. Вейцлера и А. Мишарина, постановка О.Я. Ремеза)
Печорин («О Лермонтове. » О. Ремеза и Т. Чеботаревской, Постановка О. Ремеза)
Пистер («Каждому свое» С. Алешина, постановка А. В. Эфроса и Л. К. Дурова)
Полуянов, прокурор («Судебная хроника» Я. Волчека, постановка А.М. Адоскина и А.В. Эфроса)
Юрий Куницин («Чемодан с наклейками» Дм. Угрюмова, постановка С.Л. Штейна)

Театр Сатиры
Марсиаль («Интервенция» Л.И. Славина; режиссёр В. Плучек, 1967)
Марич («Последний парад» А. Штейна, 1968)
Елисеев («Банкет» А. Арканова и Гр. Горина, 1968)
Велосипедкин («Баня» В. Маяковского, 1970)
Медведь («Обыкновенное чудо» Е. Шварца, 1971)
Бобчинский («Ревизор» Н. Гоголя, 1972)
Красная кепка («Ремонт» М. Рощина, 1975)
Скалозуб («Горе от ума» А. Грибоедова, 1976)
Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера, 1977)
Иванов («Феномены» Гр. Горина. 1979)
Браун («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1980)
Телятев («Бешеные деньги» А. Островского, 1981)
Семенов («Мы, нижеподписавшиеся. » А. Гельмана, 1982)
Виктор Викторович («Самоубийца» Н. Эрдмана, 1982)
Епиходов («Вишневый сад» А. Чехова, 1983)
Николай Буркини («Прощай, конферансье!» Гр. Горина, 1984)
Роберт Макнамара («Бремя решения» Ф. Бурлацкого, 1985)
«Молчи, грусть, молчи. » (1985)
Ответственный, член Особой комиссии («Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ, 1986)
Американец («Привет от Цюрупы!»)
«Маленькие комедии большого дома»
Мартын Нароков («Таланты и поклонники» А. Островского)
Генерал Пуркрабек («Швейк, или Гимн идиотизму» по Я. Гашеку)
Цукерман («Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э.С. Радзинского)
Маштю («Орнифль» Ж. Ануя)
«Андрюша» (спектакль-обозрение, посвященное Андрею Миронову)
«Нам все еще смешно» (ревю, посвященное 80-летнему юбилею театра)
Счастливцев («Счастливцев – Несчастливцев» Гр. Горина, 1997)

последнее обновление информации: 15.12.19

источники информации

публикации

И тут появился Джордж – словно из шляпы фокусника. Бац! И в кресле – старый добрый друг. Его не по годам кличут молодым человеком – миловидный, округлый, с брюшком, любитель как поесть, так и приготовить знаменитое ирландское рагу. С этого момента ясно, что фильм «Трое в лодке, не считая собаки» стряхнёт с себя наваждение меланхолии (как искупавшийся в реке пёс отряхивает с шерсти воду) и превратиться в то, чем ему и положено быть – в комедию.Джордж в исполнении Михаила Державина сияющим выражением лица задавал позитивную ноту. Прочь уныние из «безнадёжно больных джентльменов». Пускай английский автор приписывает им самые, что ни на есть, экзотические недуги – от воспаления коленной чашечки до плясок святого Вита, Джордж найдёт, чем удивить и порадовать товарищей – у него, как у профессионального эстрадника, легко отыщется рояль в кустах, точнее, сковородка со струнами, а именно банджо.

Из всей троицы джеромовских героев персонаж Михаила Державина самый неунывающий участник речного «роуд-муви». Если в лице Харриса (А. Ширвиндт) мы сталкиваемся нос к носу с маской суховатого джентльмена, точно проглотившего за ланчем выпуск «Спортивного листка». А в лице Джи (А. Миронов) – с веером масок, за которыми и уследить непросто, то Джордж равен самому себе – как воздух над живописной долиной Темзы, как лёгкий бриз, как речная волна.

Михаил Державин и был тем самым воздухом, которого обычно не замечают. Киноролей у Михаила Михайловича, потомственного театрального актёра, немного – среди них нет ни Гамлета, ни Павки Корчагина. Если жулик, то по фамилии Валетный, мелкий и незлобный, способный на пакости в не особо крупных размерах на текстильной фабрике (сериал про ЗнаТоКов). Если сплетник, то от доброты душевной, как Бобчинский в телеверсии «Ревизора». Но вот обычный курортник незаметно превращается у него в необычного – упрямого аккордеониста, который назло козням перетягивает на свою сторону симпатии публики и выигрывает музыкальный конкурс (фильм «Моя морячка»). Откуда в рядовом отдыхающем нефтянике такая воля к победе? Откуда это наполоновское? Или это чисто державинское? Как жаль, что артист с державинской фамилией не сыграл нашего анти-наполеона – фельдмаршала Кутузова. Роль, которая пришлась бы ему в пору, хоть в комедии, хоть в батальной драме. Роль, которая могла соединить комическую краску с игривым величием, лукавство с простотой. Но, увы, когда Державин подошёл к возрасту Кутузова, наступил спрос на «импотентов» и «женихов из Майами».

Самым постоянным экранным образом Державина был пан Ведущий в передаче-спектакле «Кабачок «13 стульев», но как артиста его запомнят, в первую очередь, участником парного конферанса с Александром Ширвиндтом на «Новогодних огоньках» да «Утренних почтах» и «Кинопанорамах». Эпизоды с их выступлениями без перерыва кочуют по интернету, показывают в современных передачах на ТВ. О эта участь скомороха! Однако – «попробуй, рассмеши», когда ты ни слова не говоришь по-русски, а только лопочешь не по-нашему и лучезарно улыбаешься в зал.

Если актёр Михаил Державин и был воздухом, то воздухом, в котором нуждаются все – приятным и немного опьяняющим, дающим всем вокруг быть собой и тонко чувствующим меру допустимых веществ в атмосфере. И потому, как обычный зритель я говорю: «Мне за Державина не обидно». Обидно, что ролей в кино немного.

Михаил Державин попал в реанимацию

Народного артиста РСФСР Михаила Державина экстренно госпитализировали в одну из столичных больниц ранним утром, пишет LifeNews.

78-летний Державин попал в реанимацию с левосторонней пневмонией. Артист плохо себя чувствовал и вызвал медиков на дом. Супруга актера, певица и актриса Роксана Бабаян, сопровождала Державина по дороге в больницу.

Михаил Державин родился в 1936 году в актерской семье. Творческую карьеру он начал в 1959 году в театре имени Ленинского комсомола, куда Державин попал после окончания Щукинского театрального училища. С 1968 года Державин выступает на сцене Театра сатиры и является ведущим его актером.

Хорошо известна работа Державина в кино по ролям в фильмах «Трое в лодке, не считая собаки» (в картине по произведению Джерома К. Джерома он играет одного из главных героев, Джорджа), «Моя морячка» и другим. Также Державин на протяжении более 10 лет участвовал в телепередаче «Кабачок 13 стульев», где ему была отведена роль пана Ведущего.

Дополнение: Директор театра Сатиры Мамед Агаев уточнил, что Державин находится в Боткинской больнице. Об этом пишет ТАСС. Агаев также сообщил, что полтора месяца назад актер сделал операцию на одном глазу, а накануне ему оперировали второй глаз, после чего поднялось давление, и было принято решение о госпитализации. Державин находится в обычной палате, не в реанимации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Михаил Державин

фотографии >>

биография

Державин Михаил Михайлович

Родился 15 июня 1936 года в Москве в семье известного артиста Михаила Степановича Державина, народного артиста РСФСР, который был одним из ведущих актеров Театра имени Е. Вахтангова.

Заслуженный артист РСФСР (16.10.1974).
Заслуженный деятель культуры Польши (1976).
Народный артист РСФСР (1.06.1989).

В 1954 году поступил в театральное училище им. Щукина (курс Л.М. Шихматова), после окончания которого с 1959 года работал в Московском театре имени Ленинского комсомола, в 1967 года актер выступал на сцене театра на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом, и в том же году пришел в Московский Театр Сатиры, где работал до последних лет жизни.

Огромную популярность актеру принесла телевизионная передача «Кабачок «13 стульев», в котором ему досталась роль пана Ведущего.

В кино дебютировал еще будучи студентом второго курса, сыграв главную роль в фильме «Они были первыми». Одна из наиболее запомнившихся ролей — в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» Наума Бирмана по произведению Джерома К. Джерома, где актер сыграл вместе со своими партнерами по театральной сцене Андреем Мироновым и Александром Ширвиндтом. В 90-х годах снимался во многих комедиях режиссера Анатолия Эйрамджана, таких как «Бабник», «Моя морячка» и других.

С 1957 года выступал на эстраде с юмористическими интермедиями в дуэте с Александром Ширвиндтом, в 1985-1987 они вместе вели телевизионную музыкальную программу «Утренняя почта».

Ушёл из жизни 10 января 2018 года в госпитале г. Одинцово. Московской области.

Театр им. Ленинского комсомола
Бубусь («Опасный возраст» Семена Нариньяни, постановка С. Л. Штейна, 1960)
Молодой муж («Огонь твоей души» А. Араксманяна, постановка Р. Капланяна)
Конь Карагуш, заколдованный джигит («Чудесная встреча» Л. Черкашиной, режиссер — А. А. Муатов)
Киноартист («Снимается кино. » Э. Радзинского, постановка А.В. Эфроса)
Комментатор и репортер («Центр нападения умрет на заре» Агустина Куссани, постановка Б. Н. Толмазова)
Ведущий («Аттракционы», представление в 2-х отделениях по киносценариям А. Володина, постановка Феликса Бермана)
Алеша Переверзев («До свидания, мальчики» Б. Балтера, В. Токарева)
Алексей («Гамлет из квартиры № 13» А. Вейцлера и А. Мишарина, постановка О.Я. Ремеза)
Печорин («О Лермонтове. » О. Ремеза и Т. Чеботаревской, Постановка О. Ремеза)
Пистер («Каждому свое» С. Алешина, постановка А. В. Эфроса и Л. К. Дурова)
Полуянов, прокурор («Судебная хроника» Я. Волчека, постановка А.М. Адоскина и А.В. Эфроса)
Юрий Куницин («Чемодан с наклейками» Дм. Угрюмова, постановка С.Л. Штейна)

Театр Сатиры
Марсиаль («Интервенция» Л.И. Славина; режиссёр В. Плучек, 1967)
Марич («Последний парад» А. Штейна, 1968)
Елисеев («Банкет» А. Арканова и Гр. Горина, 1968)
Велосипедкин («Баня» В. Маяковского, 1970)
Медведь («Обыкновенное чудо» Е. Шварца, 1971)
Бобчинский («Ревизор» Н. Гоголя, 1972)
Красная кепка («Ремонт» М. Рощина, 1975)
Скалозуб («Горе от ума» А. Грибоедова, 1976)
Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера, 1977)
Иванов («Феномены» Гр. Горина. 1979)
Браун («Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1980)
Телятев («Бешеные деньги» А. Островского, 1981)
Семенов («Мы, нижеподписавшиеся. » А. Гельмана, 1982)
Виктор Викторович («Самоубийца» Н. Эрдмана, 1982)
Епиходов («Вишневый сад» А. Чехова, 1983)
Николай Буркини («Прощай, конферансье!» Гр. Горина, 1984)
Роберт Макнамара («Бремя решения» Ф. Бурлацкого, 1985)
«Молчи, грусть, молчи. » (1985)
Ответственный, член Особой комиссии («Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ, 1986)
Американец («Привет от Цюрупы!»)
«Маленькие комедии большого дома»
Мартын Нароков («Таланты и поклонники» А. Островского)
Генерал Пуркрабек («Швейк, или Гимн идиотизму» по Я. Гашеку)
Цукерман («Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э.С. Радзинского)
Маштю («Орнифль» Ж. Ануя)
«Андрюша» (спектакль-обозрение, посвященное Андрею Миронову)
«Нам все еще смешно» (ревю, посвященное 80-летнему юбилею театра)
Счастливцев («Счастливцев – Несчастливцев» Гр. Горина, 1997)

последнее обновление информации: 15.12.19

источники информации

публикации

И тут появился Джордж – словно из шляпы фокусника. Бац! И в кресле – старый добрый друг. Его не по годам кличут молодым человеком – миловидный, округлый, с брюшком, любитель как поесть, так и приготовить знаменитое ирландское рагу. С этого момента ясно, что фильм «Трое в лодке, не считая собаки» стряхнёт с себя наваждение меланхолии (как искупавшийся в реке пёс отряхивает с шерсти воду) и превратиться в то, чем ему и положено быть – в комедию.Джордж в исполнении Михаила Державина сияющим выражением лица задавал позитивную ноту. Прочь уныние из «безнадёжно больных джентльменов». Пускай английский автор приписывает им самые, что ни на есть, экзотические недуги – от воспаления коленной чашечки до плясок святого Вита, Джордж найдёт, чем удивить и порадовать товарищей – у него, как у профессионального эстрадника, легко отыщется рояль в кустах, точнее, сковородка со струнами, а именно банджо.

Из всей троицы джеромовских героев персонаж Михаила Державина самый неунывающий участник речного «роуд-муви». Если в лице Харриса (А. Ширвиндт) мы сталкиваемся нос к носу с маской суховатого джентльмена, точно проглотившего за ланчем выпуск «Спортивного листка». А в лице Джи (А. Миронов) – с веером масок, за которыми и уследить непросто, то Джордж равен самому себе – как воздух над живописной долиной Темзы, как лёгкий бриз, как речная волна.

Михаил Державин и был тем самым воздухом, которого обычно не замечают. Киноролей у Михаила Михайловича, потомственного театрального актёра, немного – среди них нет ни Гамлета, ни Павки Корчагина. Если жулик, то по фамилии Валетный, мелкий и незлобный, способный на пакости в не особо крупных размерах на текстильной фабрике (сериал про ЗнаТоКов). Если сплетник, то от доброты душевной, как Бобчинский в телеверсии «Ревизора». Но вот обычный курортник незаметно превращается у него в необычного – упрямого аккордеониста, который назло козням перетягивает на свою сторону симпатии публики и выигрывает музыкальный конкурс (фильм «Моя морячка»). Откуда в рядовом отдыхающем нефтянике такая воля к победе? Откуда это наполоновское? Или это чисто державинское? Как жаль, что артист с державинской фамилией не сыграл нашего анти-наполеона – фельдмаршала Кутузова. Роль, которая пришлась бы ему в пору, хоть в комедии, хоть в батальной драме. Роль, которая могла соединить комическую краску с игривым величием, лукавство с простотой. Но, увы, когда Державин подошёл к возрасту Кутузова, наступил спрос на «импотентов» и «женихов из Майами».

Самым постоянным экранным образом Державина был пан Ведущий в передаче-спектакле «Кабачок «13 стульев», но как артиста его запомнят, в первую очередь, участником парного конферанса с Александром Ширвиндтом на «Новогодних огоньках» да «Утренних почтах» и «Кинопанорамах». Эпизоды с их выступлениями без перерыва кочуют по интернету, показывают в современных передачах на ТВ. О эта участь скомороха! Однако – «попробуй, рассмеши», когда ты ни слова не говоришь по-русски, а только лопочешь не по-нашему и лучезарно улыбаешься в зал.

Если актёр Михаил Державин и был воздухом, то воздухом, в котором нуждаются все – приятным и немного опьяняющим, дающим всем вокруг быть собой и тонко чувствующим меру допустимых веществ в атмосфере. И потому, как обычный зритель я говорю: «Мне за Державина не обидно». Обидно, что ролей в кино немного.

Михаил Михайлович Державин

ДЕРЖАВИН Михаил Михайлович

Народный артист России, лауреат Национальной кинематографической премии «Ника»

Родился 15 июня 1936 года в Москве. Отец – Державин Михаил Степанович (1904–1951), народный артист РСФСР, был одним из ведущих актеров Театра имени Евг. Вахтангова. Мать – Державина Ираида Ивановна (1916–2000). Супруга – Державина (Бабаян) Роксана Рубеновна (1946 г. рожд.), известная эстрадная певица, народная артистка России. Дочь – Державина Мария Михайловна (1963 г. рожд.).
Михаил Державин вырос в уникальном доме на улице Вахтангова. В нем жили актеры, художники, музыканты, в соседнем подъезде находилось Театральное училище имени
Б.В. Щукина. На первом этаже в маленькой квартирке жила семья замечательного чтеца Д.Н. Журавлева. Здесь всегда было весело и шумно, для детей устраивались балы, вечера шарад и импровизаций, здесь пели, читали и танцевали под аккомпанемент С. Рихтера. Среди постоянных гостей были Михаил Державин и Александр Ширвиндт.
К Державиным часто приходили знаменитые вахтанговцы – Р.Н. Симонов,
В.Г. Кольцов, А.И. Горюнов, Н.П. Охлопков, А.Л. Абрикосов и другие. В детстве Михаил и не подозревал, что в Москве кроме театра есть еще места, куда можно ходить на работу. Вся жизнь заключалась в театре, который был для него центром Вселенной. Дома дети ставили сказки, сами придумывали декорации, с азартом распределяли роли, шили костюмы. Кулисами для домашней сцены служили огромные географические карты, привезенные из Омска, где во время Великой Отечественной войны Державины вместе с другими актерами Театра имени Евг. Вахтангова жили в эвакуации в здании школы. Там, в Омске, Михаил не пропускал ни одного спектакля отца. Особенно ему нравился «Фельдмаршал Кутузов», в котором Державин-старший играл главную роль. В свои
5 лет Михаил выучил наизусть монолог Кутузова, читал его в госпитале перед ранеными.
Хотя в дальнейшем Михаил Державин не сыграл ни одной роли из репертуара отца, но в его творчестве проявились «семейные черты»: сильный драматизм, яркий юмор, колоритность бытовых деталей.
Отец ушел из жизни, когда Михаилу исполнилось всего 15 лет. Мать не работала, в семье были еще две младшие сестры. Михаил помогал семье как мог: снимался в массовке на «Мосфильме», 10-й класс окончил в вечерней школе, так как днем приходилось подрабатывать.
В 1954 году Михаил Державин поступил в Театральное училище имени Щукина, где его учителями стали замечательные актеры Театра имени Евг. Вахтангова, которых он помнил еще с детства.
Работа на сцене для молодого актера началась с гастролей. В 1959 году, по окончании училища имени Б.В. Щукина, его пригласили в Московский театр имени Ленинского комсомола. Однако в то время когда Михаил Державин сдавал выпускные экзамены, театр уехал на гастроли по Волге. Присоединился к труппе он уже в Куйбышеве. В спектакле, посвященном молодым годам Ленина, Михаил сыграл семь эпизодических ролей. А после возвращения театра в Москву сыграл свою первую большую роль в пьесе-фельетоне «Опасный возраст» Семена Нариньяни, посвященной стилягам. Спектакль имел гигантский успех у зрителей. Стиляга по прозвищу Бубусь принес молодому актеру широкую известность.
В 1967 году Михаил Державин короткое время работал в Театре на Малой Бронной, куда в числе других актеров перешел вслед за режиссером А.В. Эфросом. В том же году под влиянием старых друзей А. Миронова и
М. Захарова он перешел в Московский академический театр сатиры, где работает до настоящего времени.
Первой ролью Державина в новом театре стал Марич в «Последнем параде» А. Штейна (1968), в котором он вместе с Анатолием Папановым исполнял написанные специально для этого спектакля песни Владимира Высоцкого, в том числе и очень популярную впоследствии «Утреннюю гимнастику».
Всего за время работы в Московском академическом театре сатиры Державин сыграл более 60 ролей. Следуя на сцене традициям реализма, он естественен и органичен и в классике, и в пьесах современных авторов.
В многообразии характеров, воплощенных актером, сосуществуют и взаимодействуют две линии: человек добрый, веселый, открытый (например, Елисеев в «Банкете» А. Арканова и Гр. Горина, 1968; Велосипедкин в «Бане» В. Маяковского, 1970; Телятев в «Бешеных деньгах» А. Островского, 1981; Николай Буркини в «Прощай, конферансье!» Гр. Горина, 1984) и человек агрессивный, ироничный, жестокий (например, Красная кепка в «Ремонте» М. Рощина, 1975; Скалозуб в «Горе от ума» А. Грибоедова, 1976; Тартюф в одноименной пьесе Ж.Б. Мольера, 1977; Семенов в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся»
А. Гельмана; Виктор Викторович в «Самоубийце» Н. Эрдмана, 1982). Всем без исключения героям Державина присущи жизнелюбие и внутренняя активность.
По словам Михаила Державина, сатира для него – это прежде всего высокая гражданственность, ее назначение – помочь людям разобраться в сложных житейских ситуациях, искоренить все плохое, что есть в жизни. Создавая образы, актер балансирует на грани смешного и серьезного, смешного и грустного, смешного и уродливого. На сцене Державин любит театральность, само состояние игры, перевоплощение, и если роль написана одной краской, старается найти в ней еще и другую, нащупать в характере неоднозначность. Так, Тартюф в исполнении Державина начисто лишен ханжества, с которым обычно связывают представление об этом персонаже. Его Тартюф становится героем психологической драмы, он берет не обманом и лицемерием, а открытой наглостью, грубой силой в сочетании с почти мистическим обаянием, исходящим от его нарочито замедленных жестов, ровного и властного голоса, от взгляда, завораживающего собеседника. Актеру удалось передать весь трагизм финального краха своего героя. Жестокость другого своего персонажа – литератора Виктора Викторовича («Самоубийца»), стремящегося довести до самоубийства другого человека, Державин скрывает под маской простодушия, изображая его в иронически комедийной, шаржированно бытовой манере.
Неожиданные краски привносит Михаил Михайлович в роль Бобчинского в «Ревизоре»
Н. Гоголя (1972), наделяя его болезненным честолюбием и агрессивностью. Вообще, в «Ревизоре» в постановке Театра сатиры Бобчинский и Добчинский (Александр Ширвиндт) выдвигаются на первый план, отношения их резко конфликтны и основаны на взаимной ненависти. В течение всего действия Бобчинский морально угнетает Добчинского, но при всем накале соперничества они не могут существовать один без другого. При этом для актеров важно было показать причины, породившие отчаянное соперничество их героев: сознание собственной нереализованности, пустоту и тоску существования.
Работая над ролью, Державин всегда старается играть живого человека, во всей его сложности и противоречивости. Так, его властный, амбициозный, абсолютно уверенный в собственной непогрешимости Скалозуб в «Горе от ума» Грибоедова (1976), по-своему умен, корректен, изящен. Епиходов в «Вишневом саде» Чехова (1983) вызывает у зрителя одновременно и смех, и жалость.
В 1970-х – начале 1980-х годов на сцене Театра сатиры, помимо уже упомянутых ролей, Державин сыграл Медведя в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца (1971), Иванова в «Феноменах» Гр. Горина (1979), Брауна в «Трехгрошовой опере» Б. Брехта (1980).
Интеллектуальная, аналитическая сторона творчества Михаила Державина отчетливо проявилась в образе Роберта Макнамары в исторической пьесе журналиста-международника Ф. Бурлацкого «Бремя решения» (1985) об Америке времен карибского кризиса. Министр обороны США Макнамара у Державина – не реакционер и милитарист, как этот персонаж долгое время трактовался в отечественной прессе, а прежде всего честный, интеллигентный человек, преданный своей стране и своему долгу.
В пьесе «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ (1986) Михаил Державин в тонкой иронической манере сыграл роль Ответственного, члена Особой комиссии. Пьеса И. Друцэ – философская притча, близкая театру абсурда: конкретные, жизненно достоверные характеры помещены в причудливую, нереальную ситуацию. Герой Державина вне своей должности, за пределами своей социально-политической функции – жизнелюбивый, приятный, остроумный человек. Но застывшие в его сознании догмы воздвигли стену между ним и реальной действительностью, все его попытки улучшить и перестроить жизнь заканчиваются ничем. Герой Державина воспринимался зрителем как грустный символ давно исчерпавшего себя государственного аппарата.
В спектакле «Прощай, конферансье!» Гр. Горина (1984) в постановке Андрея Миронова соединились воедино эстрадная и драматическая грани актерской индивидуальности Державина. Миронов и Державин посвятили спектакль памяти своих отцов. В этом одновременно смешном и трагическом повествовании о жизни актеров в годы Великой Отечественной войны герой Державина конферансье Николай Буркини – тонкий, добрый, интеллигентный человек – перед лицом смерти обнаруживает несокрушимую мощь духа и разума. В спектакле «Прощай, конферансье!» Державин – не только центральный герой пьесы, но и ведущий представления, вступающий в непосредственное живое общение со зрителем. Начав спектакль в иронично лирической манере, он постепенно усиливает драматизм, переходя в финале к открытому, пронзительному трагизму.
Среди работ Михаила Михайловича Державина в Театре сатиры – Американец в спектакле «Привет от Цюрупы!», Мартын Нароков в «Талантах и поклонниках», Маштю в спектакле «Орнифль», генерал Пуркрабек в постановке «Швейк, или Гимн идиотизму»; участие в спектакле-обозрении «Андрюша», посвященном Андрею Миронову, и театральном ревю, посвященном 80-летнему юбилею театра, «Нам все еще смешно».
Есть в творческом портрете актера Державина еще одна черта, которая дала ему особую популярность. Она проявилась уже во времена «капустников», когда родился знаменитый дуэт Ширвиндт–Державин. Она позволила ему стать настоящим мастером точной и тонкой репризы – в эстрадном диалоге, конферансе, сценке, розыгрыше. Сдержанный иронист Ширвиндт и бойкий юморист Державин – так распределены их роли в творческом дуэте. Позднее они выступали в этом качестве не только на эстраде, но и в Театре сатиры в спектакле Ширвиндта «Молчи, грусть, молчи. » (1985), который изначально делался как «капустник» к юбилею театра, а в результате шел на его сцене более 15 лет. В 1997 году состоялась премьера спектакля «Счастливцев – Несчастливцев» Гр. Горина. Это был спектакль для двух исполнителей – Державина (Счастливцев) и Ширвиндта (Несчастливцев). В этой пьесе, повествующей о жизни актеров, есть и игра со зрителем, и буффонада, и цирк, и водевиль, и драма.
Первой киноработой Михаила Державина стала роль в картине «Они были первыми».
В последующие годы он снялся в фильмах «Джамайка», «Жених из Майами», «Бабник», «Импотент», «Лебедев против Лебедева», «Моя морячка», «Настоящий мужчина», «Новый Одеон», «Ночной визит», «Следствие ведут знатоки. Дело 15. Ушел и не вернулся», «Сон», «Спасите утопающего», «Старые клячи», «Третий не лишний», «Трое в лодке, не считая собаки», «Чокнутые», «Агент в мини-юбке» и других, принимал участие в киноконцерте «Старые песни о главном-2».
Еще одна яркая страница творчества Державина неразрывно связана с телевидением. Это – знаменитая передача «Кабачок
13 стульев», которая в течение долгих лет была одной из популярнейших передач на отечественном «голубом экране». В ней артист играл роль пана Ведущего.
Михаил Державин удостоен звания народного артиста России. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Отмечен Национальной кинематографической премией «Ника», премиями «Золотой Остап», «Золотой Дюк».
Михаил Михайлович увлекается спортом (футбол, хоккей), рыбалкой. Любит петь. Готовит к изданию автобиографическую книгу «Бесполезные воспоминания».
Живет и работает в Москве.

Михаил Михайлович Державин

Выпускник Театрального училища им. Б.В. Щукина (1959, курс Л.М. Шихматова), по окончании которого был принят в труппу театра им. Ленинского комсомола. С 1967 года работает в театре Сатиры, где сыграл более сорока ролей. Мягкий юмор, иронично-непринужденная манера сценического поведения и огромное обаяние позволяют Державину с равным успехом выступать и в произведениях современных авторов, и в проверенной годами классике. Среди лучших театральных работ:

  • Бобчинский («Ревизор» Н.В. Гоголя),
  • Скалозуб («Горе от ума» А.С. Грибоедова),
  • Тартюф в одноименной комедии Мольера,
  • Телятев («Бешеные деньги» А.Н. Островского),
  • Конферансье («Прощай, конферансье» Г.И. Горина),
  • Епиходов («Вишневый сад» А.П. Чехова),
  • Браун («Трехгрошовая опера» Б. Брехта),
  • Цукерман («Поле битвы после победы принадлежит мародерам» Э.С. Радзинского),
  • Маштю («Орнифль» Ж. Ануя) и др.

Огромную популярность Михаилу Державину принесла телевизионная передача «Кабачок 13 стульев», в котором ему досталась роль Ведущего. Любовью зрителей пользуются эстрадные выступления дуэта Державин—Ширвиндт.

Одной из несомненных удач последних лет стала для Державина роль трогательного маленького человека Нарокова («Таланты и поклонники» А.Н. Островского), трепетно влюбленного в театр и с юмором переживающего все житейские неурядицы. Восторженные монологи Нарокова-Державина — это подлинные гимны театральному искусству.

Михаил Михайлович Державин

Приглашаем к сотрудничеству артистов разных жанров и подрядчиков, исполнителей услуг в различных направлениях. Предложения по сотрудничеству, просьба высылать на электронный адрес: info@aptvisit.ru с пометкой «сотрудничество».

Державин Михаил Михайлович

Заказать Державин Михаил Михайлович

Державин Михаил — организация выступлений, по телефонам на сайте

Михаил Михайлович Державин, сын знаменитого вахтанговца Михаила Степановича Державина, родился 15 июня 1936 года на Арбате.
Михаил Михайлович вспоминает: «Детство, наверное, самая счастливая пора в моей жизни. Арбат для меня был микромиром, в котором умещалось все — и музеи, и театры, и кинотеатры. В Театре им. Вахтангова служил мой папа Михаил Степанович Державин, народный артист. Его знаменитые коллеги жили в одном с нами доме, в котором я живу до сих пор. Со всеми актерами я был знаком.
В нашей школе учились актерские дети и будущие актеры Театра им. Вахтангова.
Рядом со школой были театральное училище имени Щукина и мой дом. Мне ничего не оставалось, кроме как перейти в соседний подъезд и выучиться на артиста. Правда, отец хотел, чтобы я был художником. Я иногда брал кисти в руки, и ему нравились мои работы. Я даже ходил в художественную школу. Эти занятия мне потом помогли — я делал смешные гримы. До сих пор иногда люблю написать какой-нибудь пейзаж. Просто для души».
Тогда же, еще в детстве, зародилась знаменитая дружба между Михаилом Державиным и Александром Ширвиндтом. Дело в том, что Ширвиндты жили неподалеку, и родители Миши и Шуры нередко встречались у общих знакомых. Впоследствии дружба Державина и Ширвиндта переросла в творческий союз.

Проблемы с выбором профессии у Михаила Державина не было. «Я просто не представлял, чем бы я мог еще заниматься в жизни. С детства вся жизнь училища проходила на моих глазах. Я окончил школу и просто перешел из одного подъезда нашего дома в другой», — признается он.
Итак, в 1954 году Державин поступил в Театральное училище им. Щукина на курс к Иосифу Моисеевичу Толчанову (В то же самое училище тремя годами раньше поступил и Александр Ширвиндт). «Педагоги училища все были актеры Театра им. Вахтангова, друзья моего папы. Но я поступал на общих основаниях. Хотя, наверное, меня жалели, потому что папа, ведущий актер театра, умер рано — в 1951 году» — вспоминает Михаил Михайлович.
Долгое время Державин был сугубо театральным актером. В 1959 году, сразу после окончания училища, он пришел работать в Театр им. Ленинского комсомола, где уже играл Александр Ширвиндт. В 1963 г. в Ленком пришел режиссер А.В.Эфрос. «При нем гремели такие спектакли как «Снимается кино», «Вам 22, старики», «Сто четыре страницы про любовь». Это была великолепная школа актерского мастерства» — вспоминает Михаил Михайлович.
В 1965 году Михаил Державин перешел в Театр на Малой Бронной. В 1969 году Андрей Миронов и Валентин Плучек переманили Михаила Державина в Театр сатиры. Здесь ему сразу предложили главную роль в спектакле «Банкет» по пьесе Г.Горина и А.Арканова. А в 1970 году в театр пришел и Александр Ширвиндт.
В те годы в Доме актера нередко проходили театральные капустники. В них принимали участие такие выдающиеся актеры, как: Леонид Марков, Всеволод Ларионов, Никита Подгорный, Михаил Козаков, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт. В то же время возник и дуэт Ширвиндт-Державин, а знаменитыми на всю страну их сделал «Кабачок 13 стульев».
В 1979 году пришел и долгожданный триумф Михаила Державина в кино. И это событие вновь было неразрывно связано с Александром Ширвиндтом. Они вместе с Андреем Мироновым составили восхитительное, неподражаемое и удивительно смешное трио в комедии Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» (по одноименному Джерома К. Джерома).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: