Мертвые души, Столкновение экипажей

«Вся Русь явится в нем!» — говорил Гоголь о сюжете «Мертвых душ». Монументальное эпическое полотно своей поэмы автор составил из бытовых зарисовок, портретов, пейзажей, лирических отступлений.

Вот, например, момент из 5 главы первого тома. Чичиков, спасаясь бегством от Ноздрева, велит кучеру ехать быстрее. Селифан, видимо, погруженный в свои неприятные размышления, не замечает встречный экипаж. Происходит столкновение. О том, как герои выходят из этого досадного недоразумения, автор рассказывает довольно подробно. Почему? Ведь здесь мы не встречаем ни значительных для сюжета лиц, ни фактов.

Однако тот самый момент содержит множество интересных деталей, раскрывающих характеры русских людей, особенности быта. Случай с экипажем только на первый взгляд кажется не важным для сюжета поэмы. Рассмотрим тот самый момент. Что он таит в себе?

Сцена начинается диалогом Селифана с чужим кучером. Гоголь с иронией описывает происходящее: «Селифан почувствовал свою оплошность, но так как русский человек не любит сознаться перед другим, что виноват, то тут же вымолвил он, приосанясь: «А ты что так расскакался? глаза-то свои в кабаке заложил, что ли?» «Брань» и «угрозы» в адрес героя совершенно справедливы, но он не даем себя в обиду, защищает свое достоинство, отвечая на оскорбления.

Далее Селифан показывает, что спор не только на слова, но и на дело. Он в данный момент же начинает исправлять свою ошибку. «Не тут-то было, — комментирует автор, — все перепуталось». Пока кучер занят работой, праздный взор Чичикова замечает сидящих в коляске дам, своих подруг по несчастью. Здесь повествование становится более лирическим, хотя Гоголь по-прежнему не обходится без иронии. Вот как он описывает одну из дам: «молоденькая, шестнадцатилетняя, с золотистыми волосами, весьма ловко и мило приглаженными на небольшой головке. Хорошенький овал лица ее круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною, когда свежее, только что снесенное, оно держится против света в смуглых руках испытующей его ключницы и пропускает сквозь себя лучи сияющего солнца; ее тоненькие ушки также сквозили, рдея проникавшим их теплым светом. При этом испуг в открытых, остановившихся устах, на глазах слезы – все это в ней было так мило, что герой наш глядел на нее несколько минут…» Приспособленцу и плуту, расчетливому мошеннику, Чичикову отнюдь не чужда поэзия. Конечно, она особого рода. Об этом свидетельствует «гастрономическое» сравнение лица героини с яичком. Вот проявление хищнической сути Чичикова. Ведь смотрим мы на девушку его глазами, не гоголевскими. Правда, испуг и слезы героини трогают душу черствого дельца.

Автор обращает наше внимание не только на людей. Мы наблюдаем за интересным поведением лошадей, которое Гоголь уподобляет человеческому. Зарисовка получается забавная: «…чубарому коню понравилось новое знакомство… и, положивши свою морду на шею своего нового приятеля, он…что-то нашептывал ему в самое ухо, вероятно, чепуху страшную, потому что приезжий беспрестанно встряхивал ушами». Сцена достоверна, она позволяет ослепительно представить картину и … от души посмеяться над людьми и животными. И тех и других Гоголь изображает личностями, у каждой из которых свои интересы.

События разворачиваются стремительно. Столкновение, подобно представлению, собирает «бездну» народа из деревни. Видимо, мужикам больше нечего было делать, раз всю свою энергию они направляли на советы и прочее участие в инциденте. «Дядя Митяй» и «дядя Миняй» бросились помогать с таким рвением, что чуть не замучили лошадей. Изображая мужиков, автор вновь иронизирует. «Дядя Митяй» у него напоминает как «деревенскую колокольню», так и «крючок, которым достают воду в колодце», а «дядя Митяй» — совсем другой, похож на «тот исполинский самовар, в котором варится сбитень для всего прозябнувшего рынка». Самое смешное, что ни один ничего «не достал», ни другой ничего «не сварил». Мужики не смогли помочь кучерам. Дело кончилось тем, что лошадей освободили от несносных седоков, и животные, отдохнув минуту, пошли сами собой.

Кульминационная сцена с мужиками очень хорошо демонстрирует, как мне кажется, основные качества народа – активность, энергию, которые тратятся порой бестолково, желание все решить силой, как следует не разобравшись в деле, и «мудрую» надежду «на авось» — ведь все закончилось само собой довольно неожиданно. Что тут скажешь? И смех и грех. А ведь так и живем до сих пор, только брички на автомобили поменяли.

Таким образом, момент со столкновением экипажей, как и другие, прямо не относящиеся к сюжету сцены, помогают всестороннему освещению жизни Российской Федерации XIX века. «Мертвые души» — это вся Русь с ее добром и злом.

maxsochinenie.ru

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Столкновение цивилизаций

Понятие «столкновение цивилизаций» появилось в 1993 году с подачи американца С. Хантингтона. С тех пор его теория развития цивилизаций будущего поддавалась всестороннему рассмотрению и критике. Со времени своего появления она находится под пристальным вниманием всей мировой общественности.

Наверное, наиболее важный вопрос, который волнует всех, – каким будет мир будущего. Будут ли государства развиваться каждое своим путем или же существует перспектива объединения человеческих сообществ в несколько цивилизаций, определяемых по религиозному,

Многие критики работы Хантингтона усматривают в ней очередную концепцию, взятую как основу для действий Соединенными Штатами. Ведь после распада Советского Союза, США, как главному оплоту западной общественности в холодной войне против могучего врага, грозила потеря господствующего положения. После того, как прогрессивные

Всего, по классификации Хантингтона, существует 9 цивилизаций. Главным определяющим признаком для такого деления стала религия. Статья «Столкновение цивилизаций», опубликованная в солидных изданиях по всему миру, стала опосредствованным способом оповещения общественности об усилении влияния не западных стран и возможной угрозы безопасности западным.

Исламская и конфуцианская цивилизации – главные противники. Америка последовательна в своих действиях: сначала теория, объясняющая необходимость действий, а потом и сами действия – военное противостояние. И даже разжигание межнациональных и межрелигиозных противоречий – целиком оправданно, если это поможет сохранить лидирующие позиции.

Многие утверждают, что никаких «столкновений цивилизаций» не было и быть не может. Конфликтами на религиозной почве продолжают прикрывать целиком материальные интересы господствующей элиты: природные ресурсы, которые, к сожалению, не бесконечны, плодородные земли. Простые люди, какую бы веру они не исповедовали, не станут ненавидеть представителей других цивилизаций, если только не разжечь в них такие чувства, преследуя определенные цели.

Новые психологические технологии позволяют с легкостью манипулировать сознанием толпы. И главным инструментом в этом является так называемая «унификация культуры», что вот уже несколько лет с успехом работает и в России. Молодежь, с аппетитом поглощая западную субкультуру, теряет связь со своей, исконно русской. А значит, и утрачивается идентификация индивидуума, как личности. А без нее человек – просто единица, готовая строить новый мир, некую западную цивилизацию, стремящуюся к мировому господству.

Сочинение: Столкновение экипажей анализ эпизода главы 5 й первого тома поэмы Гоголя Мертвые души

Столкновение экипажей анализ эпизода главы 5 й первого тома поэмы Гоголя Мертвые души

Нужно отметить, что эпизод столкновения экипажей распадается на две микротемы. Одна из них – это появление толпы зевак и «помощников» из соседней деревни, другая – мысли Чичикова, вызванные встречей с молоденькой незнакомкой. Обе эти темы имеют как внешний, поверхностный пласт, касающийся непосредственно персонажей поэмы, так и пласт глубинный, выводящий на масштаб авторских размышлений о России и ее людях.

Итак, столкновение происходит внезапно, когда Чичиков про себя посылает проклятия Ноздреву, думая, что мог бы и со свету сгинуть в его имении, если бы не появление капитана?исправника. Тем же занят Селифан, рассерженный тем, что Ноздрев не дал коням овса, даже кони, и те были не в духе. Столкновение – и чужой кучер, не смущаясь присутствием в коляске дам, бранит Селифана: «Ах ты мошенник эдакой; ведь я кричал в голос: сворачивай, ворона, направо! Пьян ты, что ли?» Селифан же, будучи согласно авторской характеристике истинно русским человеком, не любящим сознаваться в своей оплошности, не уступает «коллеге»: «А ты что так расскакался? Глаза?то свои в кабаке заложил, что ли?» Попытки высвободить запутавшихся лошадей не приводят к успеху, слышатся брань кучеров, визг хлыстов, но кони стоят на месте. Стоят до тех пор, пока вокруг них не собрались мужики и не приняли горячее участие в разведении лошадей. Начинается настоящая круговерть: дядя Митяй, дядя Миняй и некий Андрюшка усаживаются по очереди то на коренного, то на пристяжного, остальные мужики хором выкрикивают советы и в конце концов помогают они только тем, что измучивают и лошадей, и кучера, и тот прогоняет их, разводит лошадей, и бричка уезжает.

Весь эпизод сопровождается авторскими не столько рассуждениями, сколько намеками на то, что столкновение это не есть только выдумка, нужная, чтобы повеселить читателя. Здесь подключается мотив толпы, во многом бездумного коллективного действа, будто освобождающего каждого отдельного его участника от ответственности, мотив скуки, царящей в русских деревнях: «…подобное зрелище для мужика сущая благодать, все равно что для немца газеты или клуб», переплетающийся с мотивом какой?то детскости, непосредственности, свойственной русскому человеку.

Наш главный герой тоже был отвлечен от своих мыслей о Ноздреве, но не столько самим столкновением, сколько тем, что в другой коляске рядом со старухой увидел он молоденькую женщину с золотистыми волосами, с милым свежим лицом. Но, как уже мы знаем, в герое нашем отсутствует романтическая составляющая: и возраст уже не тот, и присущая ему практичность заставляет его рассматривать любую молодую женщину с точки зрения ее пригодность на роль жены не именно для него, а вообще. Поэтому Чичиков не стоит, «вперивши бессмысленно очи вдаль» и мечтая о знакомстве с молодой прелестницей, а деловито сам себе замечает: «Славная бабешка!» И тут автор отдает Чичикову размышления над проблемой, может быть, менее актуальной для современных девушек, но чуть ли не основной для молоденьких выпускниц пансионатов и институтов того времени. Это проблема воспитания, осуществляемого маменьками и тетушками, направленного на формирование «правильного» поведения в свете: «с кем, и как, и сколько нужно говорить, как на кого смотреть». Воспитания, прививающего чопорность и приводящего к выбору «вранья» линией жизненного поведения. Этой теме, теме предопределенности судьбы светской женщины XIX в., теме необходимости соответствовать «вытверженным наставлениям» и единственной целью видеть замужество, посвящены многие повести того времени. И сам Чичиков, несмотря на то что девушка совершенно ему не знакома, рассматривает ее вовсе не как самостоятельного человека, но как «очень лакомый кусочек», женщину, способную «составить…счастье порядочного человека» при условии, что за ней дадут «тысчонок двести приданого».

Так на первый взгляд только юмористический эпизод выводит читателя к темам важным, неизбывным: к размышлению над особенностями национального характера, над воспитанием, над отношением мужчины к женщине, их ролями в обществе в любой период его исторического развития.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector
Название: Столкновение экипажей анализ эпизода главы 5 й первого тома поэмы Гоголя Мертвые души
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 11:53:17 22 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 16 Комментариев: 5 Оценило: 1 человек Средний балл: 3 Оценка: неизвестно Скачать