Образ России и народа в поэме Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» Н. В. Гоголя — это не только сатира на Россию Чичиковых и Собакевичей, но это также и лирическая поэма о России — родине великого народа. Гоголь писал «Мертвые души» не как спокойный созерцатель жизни, а как горячий патриот, уверенный в великом будущем России, понимавший свой народ и ненавидевший все то, что мешало развитию народных сил.

В помещичьей и чиновничьей среде Гоголь не обнаружил ни одного порядочного человека. Она населена мерзавцами, мошенниками и пошляками. Полным контрастом предстает в изображении

Интересен рассказ Собакевича о достоинствах умерших крестьян, «словно бы они все живы и здоровы». Давно уже нет на свете непревзойденного умельца — печника Милушкина, или искуснейшего каретника Михеева, или чудо-сапожника Максима Телятникова, или Пробки Степана, могучей силищи мужика, или бойкого Еремея Сорокоплехина, приносившего оброку до пятисот рублей, а память о них жива. Чичиков, возвратившись в город, с необычным для него искренним волнением и юмором размышляет о горестной судьбе мужиков. Конечно, понимаешь, что это рассуждения не Чичикова, это лирический голос самого автора, который восхищается русским народом.

Человек из народа овеян у Гоголя поэзией, часто вызывает ассоциации с песней. Песня, в которую народ вкладывал свое сердце, свою печаль и свою мечту о свободной, счастливой жизни, проходит лирическим лейтмотивом через все эпизоды, где предстает перед нами образ Руси и ее народа. Любовь писателя к своей родине и к своему народу наиболее полно выразилась в пророческом уподоблении России со стремительно несущейся тройкой: «Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все что ни есть на земле, и косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Герцен высоко ценил патриотизм Гоголя, он писал, что «Мертвые души» — «удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный». Интересно, что Гоголь сам дал эскиз обложки для своей книги. Слово «поэма» он выделил самыми крупными буквами на фоне голов двух богатырей. Это был как бы подзаголовок. А весь рисунок представлял бричку Чичикова, бутылки, бокалы, танцующую пару и вьющиеся вокруг завитки со зловещими черепами — весь этот рисунок сделан черным по светло-желтому. И лишь слово «поэма» нарисовано светлым по черному.

Обложка точно передавала основную идею произведения. Черной силе «мертвых душ» противостояло светлое, жизнеутверждающее начало — мечта о счастливой России и свободном русском народе. «Широкие черты человека величаво носятся и слышатся по всей русской земле», — писал Гоголь.

Мертвые души

Это вершина творчества Гоголя и, по словам В. Кожинова, наименее понятое и освоенное произведение из всех великих классических творений русского искусства слова. Начато оно в 1835 г. Когда Гоголь в письме Пушкину 7 октября 1835 г. просит сюжет, у него уже написаны три главы. Однако первоначальный замысел комического романа не получает развития, а после премьеры «Ревизора» резко меняется. Гоголь об этом писал в «Авторской исповеди» и в письме Н. Языкову: «Сатира теперь не подействует и не будет метка, но высокий упрек лирического поэта «будет много значить». Осенью 1836 г. в письме Жуковскому Гоголь назовет жанр нового произведения — поэма, и определит содержание: «Вся Русь явится в нем».

Главная идея гоголевской жизни и творчества — служение добру. Идея добра в художественных образах превращается в идеал, но путь к идеалу может лежать через отрицание зла, через его сатирическое изображение. В поэме Гоголя сатиры как отрицания нет, но есть иронический смех, цель которого — излечить, исправить. Это, соответствует авторскому убеждению: «Многое бы возмутило человека, быв представлено в наготе своей; но озаренное силою смеха, несет уже примирение в душу». Оценка произведения как сатиры встречается в статьях и высказываниях Белинского неоднократно, но лишь свидетельствует о той острой литературной борьбе, которая велась за Гоголя по выходе «Мертвых душ».

Внимание к душе, отраженное в названии (возникшее сразу, оно не менялось Гоголем), характеризует философские интересы гоголевского времени. Романтизм, обратившийся к внутреннему миру человека, обнаружил душу в самых разных состояниях. Для реалистического творчества Гоголя душа стала категорией, непосредственно связанной с положительным идеалом (вспомним начало «Невского проспекта», где идут не люди, а вещи, части одежды). Наличие души выражает у Гоголя полноценность человека (Е. Смирнова). Гибель, страдания и возрождение души определяло структуру задуманного трехтомного произведения.

Философ и теоретик романтизма Шеллинг рекомендовал строить произведения по образцу «Божественной комедии» Данте: ад, чистилище, рай. Та же идея у Гоголя, но завершен только первый том. Название поэмы символично. Мертвые души — это не вычеркнутые из ревизского списка умершие крестьяне, это омертвелые души помещиков, чиновников, несчастного, забитого народа. Символический подтекст важен для понимания поэмы.

Так символический смысл приобретает дорога: по ней движется бричка Чичикова, она связывает поместья, деревни, города, она — путь всей России, по ней летит Русь-тройка. Символичен образ сада в главе о Плюшкине. Символическую нагрузку несет проходной эпизод — смерть прокурора; городской бал и т.д.

Символический смысл произведения подсказывался при его первом издании необычной обложкой — это был рисунок Гоголя. Художественный язык обложки отражает особенности творческого мышления автора. Разнообразные бытовые предметы (бутылки, рюмки, рыба на блюде), жанровые сценки (подгулявший мужик, танцующая пара), в декоративных завитках обнаруживаются черепа, в центре обложки скелет; стул, похожий на трон, женская головка в крестьянском головном уборе напоминает корону; сапог, лапоть, мчащаяся тройка — все это есть в поэме, но не в беспорядочном виде, а во взаимозависимом движении.

Русь с одного бока открывается в четкой композиции: главы помещичьи, главы чиновничьи, последняя глава — о Чичикове, история его жизни. Организация помещичьих глав подчиняется одинаковым принципам. В них повторяется описание дома, комнаты, еды, акта купли-продажи. В то же время каждому помещику дан неповторимо оригинальный портрет с авторской подписью (дубинноголовая, исторический человек и т. д.), индивидуальный характер, субъективная реакция на происходящее. Помещики даются в окружении других лиц (семья, крестьяне и т. д.). Каждая из этих глав как законченная повествовательная история.

Чиновничьи главы построены иначе. Здесь нет имен, как у помещиков, нет индивидуальности. Чиновники не должны отличаться друг от друга (мухи на сахаре), они воплощают государство, безликую власть.

Завершающая первый том глава детально, хронологически воспроизводит и объясняет характер Павла Ивановича Чичикова, ибо такого героя ни русская жизнь, ни русская литература не знала. Композиционную стройность поэмы объясняют разными причинами. По Гуковскому, например, она связана с акцентированием зла, проступающего в персонажах. Поэтому первые даны помещики, чья власть, а, следовательно, и зло, ограничены рамками имения. Чиновники творят зло от имени государства, они могущественнее и поэтому расположены вторыми. Замыкает эту иерархию зла Чичиков, представляющий активное зло (по Гоголю — подлец). С точки зрения Аксакова, помещичья галерея начинается с Манилова потому, что именно Манилов, мечтатель, — положительное лицо.

Среди персонажей поэмы особая роль принадлежит автору. Лирические отступления — одна из форм выражения авторской позиции. Другая связана присутствием в поэме вставного эпизода — Повести о капитане Копейкине Ее толкование исследователями (Ю. Лотманом, И. Золотоусским и др.) достаточно различно.

Творческий взгляд Гоголя в «Мертвых душах» полон, целен, неразложим (А. Григорьев). Разлагать его творчество и обособлять какие-то отдельные мотивы недопустимо, ибо вне целого они теряют смысл. Национальная самокритика в поэме представляет не отрицание русской жизни, или сатирические разложение ее, а объективное раскрытие ее неразумного состояния, при котором народная субстанция не нашла себе ни осознания, ни определенной формы (В. Кожинов).

Первый том будет опубликован в 1842 г., и с этого же времени Гоголь пишет продолжение, обещание которого предсказывается в последней главе. Однако история Создания второго тома — трагические страницы биографии творчества писателя. До нас дошли отдельные главы и страницы ранней редакции, и делать решительные выводы на их основании — дело неблагодарное.
Путь проповедничества, на который вступил Гоголь, приведет к созданию сборника публицистического характера, составленного из писем автора разным адресатам. «Выбранные места из переписки с друзьями» представляют религиозно-нравственную программу возрождения человека и общества. Ее высоко ценили Л. Толстой и А. Блок.

Урок литературы по теме «»Мертвые души» — это…»

Разделы: Литература

Цели:

  • Помочь учащимся разобраться в замысле, композиции, смысле названия, жанре произведения Н.В.Гоголя.
  • Развивать интерпретаторские умения, увлеченность исследованием текста.
  • Воспитывать духовно-нравственную личность, адаптированную к современным условиям жизни общества.
  • Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, репродукция обложки первого издания поэмы, тексты «Мертвых душ», карточки-схемы.

    Тип урока: введение в произведение.

    Стадия вызова (предкоммуникативная фаза).

    Какое из высказываний ассоциируется у вас с этим произведением? Почему?

    «Мертвые души» часто сравнивают с «Иллиадой». Да и сам Гоголь не очень спорил с теми, кто сопоставлял его творение с поэмой Гомера. Косвенно он давал понять, что сходство есть — не в материале, а в масштабе, в замысле, в духовном просторе. Поэтому на первом уроке аналитического чтения произведения мы поговорим :о чем?

    Тема урока на доске, но как видите, она определена не полностью: в конце урока дополните предложение.

    Сформулируйте цель урока, определите для себя задачи, запишите их в тетрадь.

    Стадия осмысления (коммуникативная фаза).

    1. Прочитайте еще раз высказывания Гоголя о работе над «Мертвыми душами» (учебник «В мире литературы» под редакцией А.Г.Кутузова для 10 класса, стр. 141 — 142), при этом используйте метод инсерта: знаками укажите, как менялся замысел произведения, как относился Н.В. Гоголь к своей работе. Заполните схему:

    Самостоятельная работа, обмен мнениями в парах.

    2. К какому выводу вы пришли? Выводы записать в тетрадях.

    (В течение семи лет менялся замысел писателя относительно жанра произведения, идеи. Он считал, что это священное завещание А.С.Пушкина, это главный труд его жизни, в котором должен показать всю православную Русь, это то, ради чего он живет на свете.)

    3. Внимательно рассмотрите обложку первого издания поэмы Н.В.Гоголя, выполненную по его рисунку. Как вы думаете, что и почему было важно выделить на ней автору?

    Крупными буквами выделено «поэма».

    О жанре гоголевского произведения спорят многие литературоведы:

    Нравоописательная повесть — Поспелов А.

    Роман — Храпченко, Ермилов

    Поэма — Чуковский К.И.

    Роман — утопия — Елистратова Н.

    Вспомните особенности каждого названного жанра, выскажите свою точку зрения.

    Среди завитков узора мы видим черепа и лица живых людей, явно выделено «Мертвыя души», а мелким шрифтом -«Похождения Чичикова», и над всем рисунком несется бойкая тройка. Н.В.Гоголь хотел подчеркнуть, что перед нами — путешествие души, (только какой?), «позади мертвых душ души живые»).

    4. Что же значит «мертвые души»? Каков смысл названия поэмы?

    (класс составляет кластер, при затруднениях обращаемся к учебнику, стр.145-147)

    Вывод: «Мертвые души» — это особый художественный образ, отражающий противоречивую картину русской жизни.

    5. Можем ли мы применять это высказывание к нашей современной действительности?

    Вывод: «Мертвыми» можно назвать тех людей, кто ведет бессмысленный образ жизни, кто замер в своем развитии, кто духовно обнищал и омертвел.

    Н.В.Гоголь задумал произведение в трех томах по подобию «Божественной комедии» Данте, желая провести своего героя через Ад, Чистилище, Рай, так как верил в духовное возрождение каждого. Этот путь открыт всем, даже Плюшкиным, если они того захотят.

    Стадия рефлексии. (посткоммуникативная фаза)

    Вместе с Чичиковым мы попадаем в губернский город, в котором видим картину духовного обнищания и омертвения. Гоголь — мастер, и он при помощи разных стилистических приемов подчеркивает мертвенность и бессмысленность города и его обитателей. Проведем исследование стиля по первой главе, а дома, готовя по группам заочные экскурсии «В гостях у помещиков», продолжите эту работу.

    Название приема.

    Примеры из текста. 1. Деталь. Смытые дождем вывески, дома были в один, два и полтора этажа, ларчик Чичикова, афиша, оторванная Чичиковым со столба 2. Формула обобщения. «покой был известного рода», «. общие залы — всякий проезжающий знает очень хорошо», 3. Введение в мир животных или неодушевленных предметов. Тараканы, как чернослив; «черные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся мухи:» 4. Сопоставление несопоставимых понятий. «покойная комната с тараканами», «молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего», «..улицам, озаренным тощим освещением из кое-где мелькавших окон»» 5. Мотив автомата. «:шла ли речь о лошадином заводе, он говорил и о лошадином заводе; говорили ли о хороших собаках, . «; «Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек, прокурор — что он дельный человек:» 6. Цветопись. «:кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных перемен и грязноватых уже самих по себе»; «желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных» 7. Алогизм. «Все разговоры прекратились, как случается всегда, когда наконец предаются занятию дельному» (вист)

    (учитель называет приемы, учащиеся находят примеры в тексте)

    Вывод: стилистические приемы подчеркивают внешнюю суету и внутреннее окостенение, жизнь в городе бессмысленна и мертва. Бездеятельность и пустота жизни — это особенность не только героев «Мертвых душ», это может завладеть любым человеком, если он потеряет свою живую душу, если он встанет на путь бездуховности и безнравственности.

    Таким образом, «Мертвые души» — это.

    Оцените свою работу на уроке. Достигли ли цели, решили ли задачи, поставленные в начале урока? Что вам удалось выполнить лучше, чем на предыдущих уроках? Что получилось неудачно?

    Бібліотека школяра вітає тебе!

    Свою роботу ми розпочали в березні 2008 році і весь цей час ми плідно працюємо над розширенням можливостей нашої електронної бібліотеки. Наш сайт стане у нагоді тим, хто навчається і тим, хто постійно намагається здобути нові знання. Ми намагались зібрати інформацію, яка стане у нагоді учню при підготовці домашніх завдань чи складання іспитів, студенту — під час підготовки до сесії. Для Вашої зручності, «Бібліотека школяра» розділена на шістнадцять розділів, серед яких ми зможете знайти: твори з мови, з української та зарубіжної літератури, сочинения по русскому языку и литературе, стислі перекази творів, біографії письменників та історичних діячів, рефетати та багато іншого. Сподіваємось, що «Бібліотека школяра» стане Вам у нагоді. Дякуємо, що завітали до нас!

    Анонс основних розділів сайту:

    «Біографії» — інформація про життя та творчість великих письменників, політиків, художників, видатних людей, які внесли значний вклад в розвиток культури, української та зарубіжної літератури.

    «Реферати» — велика колекція докладів, доповідей, рефератів з різноманітних наукових проблем, а також цікаву та пізнавальну інформацію.

    «Зарубіжна література» — коллекція шкільних творів з зарубіжної літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

    «Українська література» — коллекція шкільних творів з української літератури. На сайті максимально підібрані твори з літератури, які допоможуть Вам в стислі строки написати чудові роботи та отримати вищій бал. Всі твори викладені відповідно до шкільної програми учнів українських шкіл.

    «Твори з мови» — це велика коллекція нових учнівських творів з української мови.

    «Русский язык» — шкільні твори російською мовою. Твори орієнтовані для школярів українських шкіл, які вивчають російську мову.

    «Сочинения» — коллекция сочинений по русской и зарубежной литературе на русском языке. Данная коллекция ориентирована на украинских школьников, которые изучают русский язык и литературу.

    «Стислі перекази» — стислий, але вичерпний переказ творів великого розміру. Після ознайомлення з переказами Ви матимите повну уяву про зміст повного твору, його головних героях, сюжетні лінії, тему, ідеї.

    «Прислів`я та приказки» — прислів’я та приказки українського народу.

    «Крилаті вирази» — крилаті вислови народної творчості та вислови з творів української літератури.

    «Фразеологізми» — це фразеологічні вирази української народної творчості.

    «Цитаты» — в разделе представлено более 5000 цисяч цитат почти пятисот авторов.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: