МЕРТВЫЕ ДУШИ (1960)

Энциклопедия кино . 2010 .

Смотреть что такое «МЕРТВЫЕ ДУШИ (1960)» в других словарях:

Мертвые души — Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма[1], прозаическая поэма[2]) Язык оригинала: Русский … Википедия

Мертвые души (фильм, 1960) — Мёртвые души Жанр комедия Режиссёр Леонид Трауберг Автор сценария Леонид Трауберг В главных ролях Оператор Константин Бровин … Википедия

Мертвые души (фильм) — Мёртвые души экранизации одноимённого произведения Н.В. Гоголя: Мёртвые души (фильм, 1909) Мёртвые души (фильм, 1960) Мёртвые души (фильм, 1984) Дело о «Мёртвых душах» (телесериал) … Википедия

Мёртвые души — Эта статья о поэме Н. В. Гоголя. Об экранизациях произведения см. Мёртвые души (фильм). Мёртвые души … Википедия

Мёртвые души (поэма) — Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма[1], прозаическая поэма[2]) Язык оригинала: Русский … Википедия

БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович — Мертвые души . 1960 год. Архив М. Ф. Сегиды … Энциклопедия Кольера

ЗУЕВА Анастасия Платоновна — (1896 1986), актриса. Лауреат Государственной премии СССР (1952, театральные работы); Народная артистка СССР (1957). Окончила школу драматического искусства под руководством Н.Г.Александрова, Н.О.Массалитинова и Н.А.Подгорного (1915). С 1916… … Энциклопедия кино

ЛИВАНОВ Борис Николаевич — (8 мая 1904, Москва 23 октября 1972, там же), российский актер и режиссер, народный артист СССР (1948), лауреат Сталинских премий (1941, роль Пожарского в фильме «Минин и Пожарский»; 1947, роль Руднева в фильме «Крейсер «Варяг»; 1942, 1949, 1950 … Энциклопедия кино

СТАНИЦЫН Виктор Яковлевич — (наст. фам. Гёзе) (02.05.1897, Екатеринослав 24.12.1976, Москва), актер и режиссер, народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинских премий (1944, 1947, 1951, 1952 за театральную работу; 1949 за роль генерала армии Толбухина в фильме «Третий… … Энциклопедия кино

ГРИБОВ Алексей Николаевич — (31 января 1902, Москва 26 ноября 1977, Москва), актер; народный артист СССР (1948), герой Социалистического труда (1972); лауреат Государственных премий СССР (1942, 1946, 1952 за театральную работу; 1951 за участие в фильме «Смелые люди»);… … Энциклопедия кино

Мертвые души николай васильевич гоголь фильм

«Мёртвые души» — кинофильм 1909 года. Экранизация одноимённого сатирического романа-поэмы Н. В. Гоголя. Чёрно-белый фильм. Фильм перешёл в общественное достояние. Для любой зрительской аудитории.

Содержание

Сюжет

Комедия в пяти сценах.

Владельцем театра «Марс» г. Сарапул приглашены артисты-декламаторы Ждановы. — Говорящие картины здесь еще новинка, которая и сделала свое дело, дав полные сборы. Были поставлены картины «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Свадьба Кречинского» и «Не в духе», рассказ Чехова. Надо отдать справедливость, что полное совпадение дало полную иллюзию.

Съемки следующих картин — «Мертвые души» и «Женитьба» по Гоголю — мы провели в железнодорожном клубе, где сцена была больше и лучше оборудована. Кроме того, там были большие окна, дававшие много дневного света. На него-то мы и рассчитывали. Подготовка съемок и репетиции были поручены одному из актеров Введенской труппы — Чардынину. Он очень быстро стал постигать разницу между театром и кино. Кроме того, он работал с таким увлечением, что сразу же расположил меня к себе. Теперь-то, казалось мне, дело в надежных руках. Но я ошибся. Гоголевские картины вышли неудачными. Доверившись обманчивому дневному свету, мы мало применяли электрическое освещение, все негативы оказались недодержанными…

Зимой, к наступающим гоголевским празднествам, я снял отрывки из «Мертвых душ» и «Женитьбу», а на весну мы готовили целый план работ и решили построить павильон. Первый павильон в Москве, на Тверской, в доме № 29. Это был первый и единственный год без конкуренции. Со следующего заработало множество фирм, и все заграничные стали снимать русские сюжеты, так как наша конкуренция была им не по нутру.

Мы обратили внимание на картину «Мертвые души», которая шла среди других немых картин. Нам бросилось в глаза, что актеры действительно как будто говорили текст из «Мертвых душ», что в те времена считалось совсем необязательным. А так как картина была снята не очень отчетливо (не совсем в фокусе), то артикуляция актеров была не слишком заметной, и мы поняли, что нам нетрудно будет ее озвучить. И действительно, просмотрев ее несколько раз и выучив текст, мы увидели, что у нас получается довольно хорошо. Тогда я поехал в Москву и приобрел два экземпляра этой картины, которую мы включили в свой репертуар.

Гоголь Николай Васильевич

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) – писатель. Автор комедии «Ревизор», поэмы в прозе «Мёртвые души».

Впервые Гоголь приехал в Москву летом 1832 г. После выхода из печати «Вечеров на хуторе близ Диканьки» он встретил восторженный прием.

Петербургская премьера «Ревизора» в апреле 1836 г. вызвала у многих недоброжелательное отношение к Гоголю. Писатель уехал за границу. Московская премьера прошла без него и тоже не принесла радости.

В Москву Н.В. Гоголь вернулся через три года и поселился в доме Погодина. У него же Гоголь останавливался после возвращения из Италии в 1841 г.

Весной 1842 г. Николай Васильевич Гоголь опять уехал из Москвы и следующие шесть лет провел в заграничных странствиях.

Окончательно Николай Гоголь поселился в Москве осенью 1848 г. Вначале остановился у Шевырёва, потом перебрался к Погодину. Не ужившись с хозяином, переехал к графу А.П. Толстому на Никитский бульвар. Здесь в ночь с 11 на 12 февраля 1852 г., Гоголь сжёг в камине свои рукописи. Через десять дней он умер.

Мелочи жизни

  • В комедии «Ревизор» Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное в России. и за одним разом посмеяться над всем». Так что, «Ревизор» – комедия или сатира? Там есть хоть один комедийный персонаж?
  • Николай Гоголь прожил 43 года. Из них около 12 лет провёл за границей. Больше всего ему понравился Рим. Под «италийским» небом он начал писать поэму о России «Мёртвые души».
  • У Гоголя не было своего дома. Он всегда у кого-то гостил. Зачастую заботы о себе он возлагал на хозяев. Николай Берг вспоминал о жизни Н.В. Гоголя у А.П. Толстого: «Здесь за Гоголем ухаживали, как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет».
  • После смерти Гоголя Тургенев написал: «Для нас он был больше, чем просто писатель – он открыл нам самих себя. » Интересно, что открыл в себе Тургенев? Или он имел в виду Россию?
  • Николай Васильевич Гоголь никогда не был женат, у него не было романов. Он не любил и боялся женщин.
  • В 1934 г. К.В. Мочульский написал: «Своим кликушеством, своим юродством. он (Гоголь) разбил гармонию классицизма. От Гоголя всё ‘ночное сознание’ нашей словесности: нигилизм Толстого, бездны Достоевского, бунт Розанова».

Биография Гоголя

  • 1809. 20 марта – в местечке Большие Сорочинцы родился Николай Васильевич Гоголь.
  • 1818-1819. Гоголь в Полтавском уездном училище.
  • 1820. Жизнь в Полтаве на дому у учителя Г. Сорочинского.
  • 1821-1828. Учёба в Нежинской гимназии высших наук кн. Безбородко.
  • 1825. 31 марта – смерть отца Гоголя Василия Афанасьевича Гоголя Яновского.
  • 1828. Конец декабря – приезд Гоголя в Петербург.
  • 1829. Служба в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий.
  • 1830. Гоголь – писец в Департаменте уделов. В «Отечественных записках» анонимно напечатан «Вечер накануне Ивана Купала».
  • 1831-1835. Гоголь – учитель истории в Патриотическом институте.
  • 1831. Май – знакомство с А.С. Пушкиным. Выход первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
  • 1832. Выход второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
  • 1834-1835. Гоголь – адъюнкт-профессор по кафедре всеобщей истории при Петербургском университете.
  • 1835. Вышли «Арабески» и «Миргород». Начаты «Мёртвые души». Ноябрь — декабрь – написан «Ревизор».
  • 1836. 19 апреля – премьера «Ревизора» в Александрийском театре. 6 июня – отъезд Гоголя за границу.
  • 1839. Гоголь в России. Знакомство с В.Г. Белинским.
  • 1840. 9 мая – знакомство с М.Ю. Лермонтовым.
  • 1840. Болезнь Гоголя в Вене.
  • 1842. Май – вышли «Мёртвые души».
  • 1844. Создание фонда для помощи нуждающимся молодым студентам. Смерть сестры Гоголя М.В. Трушковской.
  • 1845. Весна – болезнь Гоголя во Франкфурте. Лето – сожжение одной из редакций второго тома «Мёртвых душ».
  • 1848. Февраль – Гоголь в Иерусалиме. Осень – начало «романа» с А.М. Виельгорской. Знакомство с Гончаровым, Некрасовым, Григоровичем. Гоголь поселился в Москве.
  • 1850, осень — 1851, весна – жизнь в Одессе.
  • 1852. 26 января – смерть Е.М. Хомяковой. Ночь с 11 на 12 февраля – сожжение второго тома «Мёртвых душ». 21 февраля в 8 часов утра Н.В. Гоголь умер. 24 февраля – похороны Гоголя на кладбище Данилова монастыря.

Фильмы по Гоголю

Вий. Мосфильм, 1967
Мёртвые души. Мосфильм, 1984
Ревизор. Мосфильм, 1952
Тарас Бульба. АРК-Фильм, 2009

Гоголь в Москве

  • Арбат Новый, 6. Церковь Симеона Столпника. Н.В. Гоголь был прихожанином этой церкви.
  • Армянский, 2. Николай Гоголь бывал в находившемся здесь Лазаревском институте.
  • Афанасьевский Б., 12. Дом С.Т. Аксакова, где в 1832 г. Н.В. Гоголю, впервые приехавшему в Москву, устроили радушную встречу.
  • Басманная Старая, 15. Городская усадьба П.Я. Чаадаева. Его посещали А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, A.И. Герцен, И.С. Тургенев.
  • Гоголевский бульвар. Назван в 1924 г., в 115-летний юбилей Николая Васильевича Гоголя. Существующий памятник установили в 1952 г., в 100-летнюю годовщину смерти писателя. Скульптор Н.В. Томский.
  • Грузинская Б., 39. Центральная библиотека № 46 имени Н.В. Гоголя.
  • Дегтярный, 4. Дом С.П. Шевырёва. Первая квартира Гоголя после возвращения в Москву в 1848 г. Литературный критик Степан Петрович Шевырёв читал корректуру сочинений Гоголя, вёл его финансовые дела, налаживал связи с книготорговцами. После смерти Н.В. Гоголя принимал участие в разборе бумаг писателя и хлопотал о посмертном издании его сочинений.
  • Казакова, 8 А. Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя.
  • Калитниковская Б., 36. Здесь находилось Городское училище имени Н.В. Гоголя, построенное в 1902 г.
  • Красноворотский, 3. Дом С.Т. Аксакова. Авторское чтение комедии «Женихи» в 1835 г.
  • Лёвшинский, 8. В доме А.Ф. Вельтмана на литературных «четвергах» бывали А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Ф.И. Глинка.
  • Мясницкая, 7. Николай Васильевич Гоголь посещал находившуюся по этому адресу Чертковскую библиотеку, на литературных вечерах читал свои произведения.
  • Никитский бульвар, 7 А. Усадьба графа А.П. Толстого. У Гоголя здесь были кабинет и приёмная. Сюда приезжали Аксаковы, Щепкин, Тургенев, Айвазовский. Устраивались вечера украинских песен, проходило авторское чтение «Ревизора» для актёров Малого театра. Писатель жил в этом доме последние четыре года. В камине приёмной за 10 дней до смерти Николай Гоголь сжёг рукописи. Во дворе находится памятник, выполненный к 100-летию со дня рождения писателя. Скульптор Н.А. Андреев, 1909 г. До 1952 г. памятник стоял на Гоголевском бульваре.
  • Петроверигский, 4. Дом купца-чаеторговца П.К. Боткина. На вечерах бывали Николай Гоголь, Иван Тургенев, Лев Толстой, Александр Герцен, Афанасий Фет. Здесь в 1841 г. Гоголь передал Белинскому рукопись «Мёртвых душ», взявшему на себя хлопоты по изданию.
  • Погодинская, 10-12. Дом писателя-историка М.П. Погодина. Н.В. Гоголь поселился у него после возвращения из-за границы в 1839 г. Здесь в мае 1840 г. отмечались именины Николая Васильевича. В числе гостей был М.Ю. Лермонтов, читавший поэму «Мцыри».
  • Покровка, 22. Н.В. Гоголь посещал салон В.Д. Корнильева, который знаменит именами М.И. Глинки, Е.А. Баратынского, племянника хозяина – Д.И. Менделеева.
  • Садовая-Кудринская, 15. Литературный салон Евдокии Ростопчиной. Его посещали Н.В. Гоголь, М.П. Погодин, Ф.И. Тютчев, молодые А.Н. Островский и Л.Н. Толстой, Я.П. Полонский, А.М. Майков, Л.А. Мей, актёры М.С. Щепкин и И.В. Самарин.
  • Сивцев Вражек, 30. На литературных вечерах в доме писателя и литературного критика С.Т. Аксакова не раз читал свои произведения Николай Гоголь. В 1849 г. в этом доме Н.В. Гоголь отметил 40-летие.
  • Смоленская-Сенная площадь, 27. Авторские чтения глав из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя.
  • Хоромный, 4. Дом Елагиной. В 1838 г. Н.В. Гоголь посещал литературный салон А.П. Елагиной. Здесь он читал свои произведения для В.А. Жуковского.

Образ Чичикова — «Рыцаря копейки» Сочинение. Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души»

В поэме «Мертвые души» Н. В. Гоголь показал, что старая патриархальная дворянская Россия начинает разрушаться. Образы помещиков, в частности Плюшкина, — яркие тому свидетельства. Появление людей иной жизненной ориентации вызвано неумолимым ходом истории. Таков Павел Иванович Чичиков — человек новой формации, делец-приобретатель.

Характер Чичикова непрост, понять его читателю нелегко. В начале повествования автор рисует внешний облик героя: «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок», «человек средних лет», — подчеркивая неопределенность и непредсказуемость этого образа.

Раскрывая читателю главного героя как социально-психологический тип, Гоголь повествует о происхождении, воспитании и жизненных условиях формирования личности Чичикова. Павел Иванович — единственный персонаж, история жизни которого раскрыта во всех деталях, всесторонне художественно исследована. Он относится к типу «сквозных» героев («здесь он полный хозяин»), хотя с его биографией мы знакомимся лишь в конце первого тома.

Что же за человек Чичиков? Входит ли он в общую картину российской жизни или выпадает из нее? Хотя Чичиков отчасти чиновник и отчасти помещик (правда, помещик «херсонский», но все-таки дворянин), Гоголь отделяет его от этого мира, присоединяя к Руси «с одного боку». Своеобразие героя заключается в том, что он являет собой существо новое, в своей новизне неясное, возможностей своих не исчерпавшее, как помещики и чиновники.

В одиннадцатой главе поэмы писатель открывает перед нами историю жизни Чичикова. Автор отмечает «темное и скромное» происхождение героя. Его начальное воспитание и обучение протекали в «маленькой горенке с маленькими окнами», которые никогда не открывались. Отец оставил в наследство Павлуше полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам, сторешиться друзей и самое главное — беречь и копить копейку. В завещании батюшка ничего не сказал сыну о моральной ответственности перед людьми, о чести и достоинстве. Идя по дороге жизни и вырабатывая свои житейские принципы, Чичиков понял, что эти понятия только мешают достижению корыстных целей.

Свое благополучие Чичиков строил за счет других: оскорбление учителя, обман повытчика и его дочери, взяточничество, присвоение казенного, махинации на таможне. Причем, всякий раз терпя поражение, он с еще большей энергией осуществлял очередное мошенничество. Интересно вспомнить, какие мысли занимали гоголевского героя после неудавшейся сделки с контрабандистами. Чичиков сетовал на то, что все пользуются своей должностью, «все приобретают», если бы не взял он, то взяли бы другие. Это Павел Иванович называет «угрызениями совести», размышляя о своих детях, которым он не сможет оставить достойного состояния. Гоголь, пристально следящий не только за поступками героя, но и за его мыслями, отмечает, что в чичиковских рассуждениях «была некоторая сторона справедливости». Грустно звучит гоголевская ирония, как страшно понимать, что такое поведение чиновников в России было естественно.

Мы не можем отрицать, что Чичиков — человек дела, не опускающий руки перед трудностями, что его судьба во многом драматична. Отрадно замечать в таких людях проявление искренних чувств. При встрече на балу с таинственной незнакомкой, губернаторской дочкой, с Чичиковым произошло что-то такое странное» («. видно, и Чичиковы на несколько минут жизни обращаются в поэтов»). Однако грустно осознавать неразвитость души героя, ее неспособность воспринимать высокое и возвышенное («. но слово «поэт» будет уж слишком»).

Гоголю удалось показать характер сложный, который выписан с такой психологической точностью и обобщенностью, что узнаваем и сегодня. Называя Чичикова «подлецом», писатель не только высказывает свое отношение к типу таких людей, но и ясно осознает, что приобретательство становится страшным бичом общества.

Приступая к самому грандиозному проекту — покупке «мертвых душ», Павел Иванович пытался учесть опыт предшествующих неудач, потому действия его были неторопливы и в то же время целенаправленны и масштабны. Он постиг «великую тайну нравиться», производя неотразимое впечатление на губернское дворянство. Ему не откажешь в знании людей, как тонкий психолог, беседует он с помещиками. Наконец, Гоголь не отказал Чичикову в таких качествах, как энергия и воля, чего лишены совершенйо «мертвые души» чиновников и помещиков. Однако «живая душа» героя «Мертвых душ» несет миру не меньшее зло. На смену косности и пошлости приходит воинствующая подлость.

Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит глубокое проникновение Чичиковых в общество, что ведет за собой потерю человечности. Исследования характера приобретателя («приобретение — вина всего») автор заканчивает горьким раздумьем о том, что «миллионщик», новоявленный Наполеон — Чичиков живет в каждом человеке. И потому задача писателя помочь избавиться людям от пороков: «Я думал, что. лирическая сила. поможет мне так ярко изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом» («Авторг екая исповедь»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: