Мертвые души, Галерея помещиков в поэме Н

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души», написанная в 1841 году, стала одним из замечательных произведений не только русской литературы XIX века, но и последующего времени. Несомненно, что по силе и художественному мастерству, по глубине идей и мастерству их воплощения, бессмертное творение великого русского писателя стоит в одном ряду с такими шедеврами русской литературы, как «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

В своей незавершенной поэме автор хотел показать всю Русь, все ее пороки, недостатки и достоинства. Известно, что художественный замысел был «подарен» Гоголю Пушкиным. Нельзя говорить о том, что автору удалось нарисовать картину жизни Руси «лишь с одного боку», создав галерею помещиков, образы чиновников губернского города и крепостных крестьян.

Образы помещиков нарисованы Гоголем наиболее полно и многогранно. Их описанию посвящены пять глав (со второй по шестую). В них автор создал пять различных портретов, столь непохожих друг на друга, хотя черты типичного российского помещика проступают в каждом из них.

При описании каждого из помещиков Гоголь идет следующим путем: описание деревни, господского дома, портрет хозяина, интерьер, в котором наиболее точно проявляется сущность помещика.

Первым владетелем крепостных, к которому приезжает Чичиков, оказывается Манилов. Уже в его фамилии проступают черты его характера. Как описывает Гоголь, «черты его были не лишены приятности, но в эту приятность. чересчур было передано сахару». Манилов — человек сентиментальный, живущий в мире своих мечтаний и фантазий, далекий от реальной действительности. В его воображении жизнь является некоей идиллией, картиной довольства с разнообразными «храмами уединенного размышления».

Когда-то в молодости Манилов слыл в армии образованным человеком, между тем в его кабинете лежит книга, заложенная на четырнадцатой странице уже два года. Манилов представляет собой пародию на героя сентиментальных романов, а его беспочвенные мечтания и «прожекты» (к примеру, о постройке моста) дают повод Гоголю сравнить помещика со «слишком умным министром». Подобное сравнение означает, что иной министр может и не слишком отличается от мечтательного и бездеятельного Манилова, а «маниловщина» является типичным явлением этой пошлой жизни. Ирония Гоголя вторгается в запретные зоны.

Впрочем, Манилов — далеко не самый отрицательный персонаж поэмы, так как излишняя слащавость, сентиментальность, пошлость не являются худшими чертами человеческого характера. У этого помещика нет сумасбродства Ноздрева, торгашества Собакевича, прижимистости Коробочки, скупости Плюшкина.

Надо заметить, что при описании помещиков Гоголь идет от лучшего к худшему: от Манилова к Плюшкину, «прорехе на человечестве, обладающему самой омертвелой душой «.

После встречи с Маниловым Чичиков отправляется к Собакевичу, но, заблудившись в пути, оказывается у Коробочки. Описывая Коробочку, автор сравнивает ее с «одной из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи. а между тем набирают понемногу деньжонок». Основной жизненный принцип «дубинноголовой» Коробочки (так характеризует ее Чичиков) — «не продешевить». Впоследствии она и приезжает в город узнать стоимость на мертвые души.

Характеризуя помещицу, Гоголь не может удержаться и не добавить, что «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка», тем самым подчеркивая типичность помещицы.

Совершенно другой тип помещика представляет собой Ноздрев, которого встречает в трактире по пути к Собакевичу Чичиков. Это «исторический человек», «мастер лить пули», шулер, картежник, готовый менять кого угодно на что угодно. Он — несусветный враль со своеобразной «широтой души», имеющий «страстишку — нагадить ближнему». Интересно то, что все об этом знают и тем не менее Ноздрева везде принимают. Как едко замечает Гоголь, «такое на одной Руси могло случаться». Ноздрев ведет себя вызывающе, даже агрессивно (чего только стоит сцена игры в шашки). Своим хозяйством он не занимается, единственное место, которое содержалось у него в образцовом порядке, — это была псарня, где он был «совершеннейший отец среди семейства». Он является родоначальником такого социального явления, как «ноздревщина».

После чудесного спасения с помощью капитана-исправника Чичиков, наконец, добрался до деревни Собакевича. При описании характера данного персонажа Гоголь прибегает к приему одушевления неодушевленного. Уже сама деревня, построенная добротно, из массивных бревен (даже колодец срублен из бревен, которые идут только на мельницы и корабли), кажется, олицетворяет самого Собакевича. Так же и интерьер господского дома: все массивно, прочно, тяжеловесно, кажется, что каждый предмет говорил: «И я тоже Собакевич». Чичикову помещик напоминает «средней величины медведя «.

По своему характеру Собакевич является циником, не стыдящимся морального уродства ни в себе, ни в других. Общаясь с чиновниками города NN. играя с ними в вист, ведя с ними свои дела, он дает им крайне нелестные характеристики (губернатора он называет разбойником, полицмейстера — мошенником).

Этот помещик представляет собой тип помещика-торгаша, «кулака». Из всего он пытается извлечь выгоду, даже из продажи «-мертвых душ», в конечном итоге он подсовывает Чичикову некую Елизаветъ Воробей, выдавая ее за крепостного. Он и о своих крестьянах заботится постольку, поскольку это его крепостные, которые приносят ему прибыль.

Последним помещиком, которого посещает Чичиков, является Плюшкин. Он — единственный персонаж поэмы, прошлое которого нам показано (за исключением Чичикова). Собакевич, Манилов, Ноздрев, Коробочка — все они застыли в своем развитии, их образы статичны. Образ же Плюшкина динамичен, он претерпевает некую эволюцию, правда, от лучшего к худшему. Ранее он был неплохим, рачительным хозяином, даже соседи ездили к нему поучиться хозяйствованию. Но жена умерла, старшая дочь вышла замуж за военного, сын стал делать карьеру в армии (Плюшкин крайне неприязненно относился к военным), вскоре умерла и младшая дочь, и он остался один. В результате началась та моральная деградация личности, которая сделала из хорошего хозяина «прореху на человечестве», болезненного скрягу, собирающего всякий хлам, будь то старое ведро, листок бумаги или перо. Плюшкин превратился в некое бесполое существо (Чичиков долго не может понять, кто перед ним, баба или мужик, наконец решает, что это ключница). Деревня и хозяйство помещика находятся в полном упадке, везде заметна «какая-то особенная ветхость». Но все-таки даже этому помещику автор оставляет шанс на перерождение. Его душа напоминает сад возле дома: «Такая же мрачная, заросшая, заглохшая». Однако в саду Чичиков замечает, что солнце, каким-то образом проникшее в тот самый сад, освещает одну ветвь клена так, что она становится «прозрачной и огненной, чудно сиявшей в этой густой темноте». Огненная ветвь клена в саду чем-то схожа с подобием чувства, промелькнувшего на лице Плюшкина при упоминании его школьного товарища. Вполне возможно, что в последующих частях поэмы автор хотел показать моральное перерождение не только Чичикова, но и Плюшкина, душа которого все-таки не умерла до конца («на этом деревянном лице. выразилось. какое-то бледное отражение чувства»).

Но все-таки и помещики, и их быт неподвижны, они застыли все в своем развитии.

Гоголь в своей бессмертной поэме «Мертвые души» показал неприглядную картину жизни поместных дворян, их моральное вырождение, упадок. Галерея помещиков представляет собой галерею «мертвых душ», «ока-менелостей». Они уже не способны выполнять свое прямое предназначение — способствовать процветанию государства Российского. Они мертвы не только морально, но и духовно.

Обобщающий урок по теме «Галерея образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»»

  1. Обобщить знания учащихся о помещиках поэмы, выявить в них типичное, что объединяет их в галерею мёртвых душ, современное значение таких понятий, как “маниловщина”, “ноздрёвщина” и другие;
  2. Показать воспитывающее значение поэмы;
  3. Продолжить развитие умения доказательно отстаивать собственное мнение.
  • Портрет Н.В.Гоголя.
  • Портреты помещиков.
  • Высказывания критиков.
  • Формы работы. Представлены разные модели совместной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

    Действительно, каждый из нас,
    какой бы он ни был хороший человек,
    если вникнет в себя с тем беспристрастием,
    с каким вникает в других, —
    то непременно найдет в себе,
    в большей или меньшей степени,
    многие из элементов многих героев Гоголя.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Работа по теме:

    Тема сегодняшнего урока — “Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя “Мертвые души”. Слово “галерея” в переносном значении имеет значение “длинный ряд, вереница типов”, так значит, цель нашего урока – найти то общее, что роднит помещиков Н.В.Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из помещиков, с которыми встречается Чичиков, обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. С понятием “тип” мы также знакомы. Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово “тип”, мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нём увидеть многих знакомых людей. К героям “Мёртвых душ” это имеет непосредственное отношение.

    В.Г.Белинский писал: “Действительно, каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет с тем беспристрастием, с каким вникает в других, — то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя”.

    Таким образом, герои Н.В.Гоголя имеют, с одной стороны, общечеловеческое значение, с другой стороны, — это помещики определенной эпохи и представители широких слоёв крепостнической России.

    1. Итак, что же, по вашему мнению, объединяет всех помещиков, нарисованных Н.В.Гоголя? (Ответы учащихся)

    2. Вы представили разные мнения, что же объединяет помещиков. Помогут углубить ваши знания сведения о приёмах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков.

    Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке. В чем же смысл такого расположения глав?

    Манилов
    Коробочка
    Ноздрёв
    Собакевич
    Плюшкин

    Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях? Или же они, герои, представлены читателю по принципу контраста? Сентиментальный Манилов – заземленная Коробочка, собирательница Коробочка – транжир Ноздрёв, кулак Собакевич и прореха на человечестве Плюшкин:

    Манилов – Коробочка
    Коробочка – Ноздрёв
    Собакевич – Плюшкин

    Примерный ответ: Гоголь даёт эти главы в определенном порядке. Бесхозяйственного помещика Манилова (2 глава) сменяет мечтательная скопидомка Коробочка (3 глава), безалаберного прожигателя жизни Ноздрева (4 глава) – прижимистый Собакевич (5 глава). Завершает эту галерею Плюшкин – скряга, доведший своё имение и крестьян до полного разорения. Даже крепкие хозяйства Коробочки и Собакевича в действительности нежизнеспособны, поскольку такие формы ведения хозяйства уже отживали свой век.

    Ещё с большей выразительностью в “портретных главах” показана картина морального упадка помещичьего класса. От праздного мечтателя, живущего в мире своих грёз Манилова к дубинноголовой Коробочке, от неё к бесшабашному моту, вралю и шулеру Ноздрёву, далее к оскотиневшемуся кулаку Собакевичу и, наконец, к утратившему все моральные качества Плюшкину (“прорехе на человечестве”) ведет нас Гоголь, показывая всё большее моральное падение, разложение представителей помещичьего мира.

    3. Мы выяснили, как композиция помогает понять характеры героев, их духовную декларацию.

    4. Но и речь героев тоже прекрасно характеризует помещиков. Гоголь пользуется речевой характеристикой как приёмом заострения характеров.

    Ответ заранее подготовленных учащихся: Гоголю присуща многослойная характеристика героев: посредством своих вещей, через отношение к людям, через собственную речь. В речи Манилова поражает пустота содержания. Вот один из образцов его речи: “Конечно, другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым бы в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…”. Речь Манилова похожа на него самого. Такая же сладкая, неопределенная, бессодержательная.

    Речь Коробочки примитивная по содержанию и форме, насыщена словами и оборотами деревенского просторечия: ихний, исподнее, нешто, маненько, каково почивали, прихлебнете чайку, забранки пригинаешь, заседателя подмаслила. Характерно радушное “батюшка”, “отец мой”, с которыми она обращается к Чичикову как радушная хозяйка. Для её речи характерны интонации жалобы, неуверенности, естественные у старосветской помещицы, чувствующей, что условия жизни меняются.

    Речь Ноздрева, как и он сам, отличается стремительностью и неуправляемостью. У него слова бегут друг за другом, без обязательной связи, без всякой логики: “…Поручик Кувшинников…Ах, братец, какой премилый человек. Этот, братец, и в гальбик, и в банчишку, и во все, что хочешь. Эх, Чичиков, ну что бы тебе стоило приехать? Право, свинтус ты за это, скотовод эдакой! Поцелуй меня, душа, смерть люблю тебя. ”

    У Ноздрева слова без внутренней цензуры – как и он сам, без внутреннего контроля.

    Речь Собакевича представляет резкий контраст речи Манилова и Ноздрева. Собакевич говорит, “как рубит”. Его реплики лаконичны, слова и выражения откровенно грубы. Он не терпит многословия, расплывчатых фраз, неточности в выражениях. В ответ на длинную речь Чичикова о “несуществующих” душах Собакевич “без малейшего удивления, словно шла речь о хлебе”, спросил: “Вам нужно мертвых душ? Извольте, я готов продать”.

    Речь Плюшкина напоминает непрерывное брюзжание. За исключением тех случаев, когда Плюшкин выражает свою радость по поводу неожиданной удачной сделки и ещё нескольких реплик, проникнутых человеческими чувствами, его речь – сплошные жалобы: жалобы на бедность, на дворовых, на беглых, на родственников. Его речь пересыпана бранными словами: какая рожа, глуп ведь, как дерево; дурак, мошенница, каналья, разбойники; черти тебя припекут, бессовестные тунеядцы. В то же время, говоря о предметах неодушевленных, Плюшкин часто пользуется уменьшительными и ласкательными существительными: ликерчик, графинчик, рюмочка, денежки, реестрик. Совершенно естественно, что язык помещика, многие годы общающегося с крестьянами, насыщен просторечными словами и выражениями: бают, здоровенный кукиш, напичкались, подитка, эхва, ужо снесу.

    5. Итак, мы увидели, как композиция и речевая характеристика помогают Гоголю глубже раскрыть характеры героев, показать их полное оскудение души. И с учётом уже сказанного вернёмся к вопросу, с которого мы начали урок: что же объединяет помещиков, нарисованных Гоголем? Надеюсь, ваши первоначальные мнения также стали глубже.

    Примерный ответ: Они предстали перед читателем в качестве торговцев крестьянами. Тот факт, что они торгуют не реальными, а мертвыми душами – не смягчает остроты нарисованных Гоголем сцен. Наоборот, он эту остроту увеличивает. Получается, что все помещики, в том числе и такие “милые”, как Манилов, готовы не только торговать людьми, но и пойти на весьма сомнительные сделки.

    Все они представители сословия, занимающего высокую, руководящую роль в обществе. Они должны быть людьми образованными, просвещёнными, деятельными, умными и заботиться об интересах общества.

    На самом деле перед нами невежественные, ограниченные обыватели, жизнь которых проходит в пустой болтовне или пустой активности (полная бездуховность, отсутствие высоких побуждений, притупление всех человеческих чувств, отсутствие общественно-полезной деятельности). Все они – мёртвые души.

    6. Это наш с вами вывод. А как же критики ответили на этот вопрос? По этому поводу мнения критиков разделились. Одни считают, что “ни тени добра, ни единой светлой мысли, ни одного человеческого чувства нет в них”. (Г.А.Гуковский. Реализм Гоголя. 1959.)

    Другие утверждают, что гоголевские герои и не добродетельны, и не порочны. Это “обыкновенные”, “средние” люди, но воссозданные с уникальной – гоголевскою – “яркостью, силой и крупностью”; они пошлы, но, по убеждению этих критиков, в первой половине XIX века слово “пошлый” означало “обыкновенный”; Гоголь показал “обыкновенность обыкновенного человека”.

    (В.В.Кожинов. Поэма Гоголя. 1995)

    “Гоголь проводит Чичикова сквозь строй истинно русских людей, каждый из которых – эпическая фигура. И Манилов, и Собакевич, и Коробочка, и Плюшкин – все они пришли из мира сказки. В них легко узнать Кощея Бессмертного или Бабу Ягу. …Величественные в своих страстях и пороках…эти былинные герои представляют Русь страной сказочной, чудесной, абсурдной. Безумие заменяет им здравый смысл и трезвый расчёт. Здесь нет нормы – только исключения. Здесь каждая мелочь важна и таинственна”. (П.Л.Вайль, А.А.Генис. Родная речь. 1991)

    Ответы учащихся: “Думаю, что это обыкновенные люди, которые живут и сейчас. Плюшкин и Коробочка – скупые в разной степени; Манилов и Ноздрев – мечтатели, не умеющие воплотить свою мечту в реальность, поэтому они лгут, чтобы возвысить себя в обществе. А Собакевич – это человек, думающий только о себе и своей выгоде”.

    “Я согласен с мнением Вайля и Гениса, потому что тоже вижу в гоголевских помещиках сказочные образы: Плюшкин – Кощей Бессмертный; Коробочка – Баба Яга; Собакевич – Медведь, вышедший из русской сказки; Манилов – кот Баюн, завлекающий в своё сонное царство; Ноздрёв – это былинный Соловей-разбойник. Имена героев Гоголя, как и сказочные персонажи, стали нарицательными. Так же, как герои сказок, помещики Гоголя просты и понятны читателю, который словно возвращается в детство, когда читает о злом Кощее или неуклюжем Михайле Потапыче. Как и в сказках, важную роль играет и обстановка в жилищах героев. Например, дом Коробочки, в котором есть снадобья и отвары, в нашем воображении сразу становится избушкой Бабы Яги, а дом Плюшкина с его затхлостью, сыростью, пылью – дворцом Кащея Бессмертного”.

    (Учащиеся готовили ответ на этот вопрос как домашнее письменное задание.

    Ответы, которые совпадали с традиционной точкой зрения, здесь не представлены).

    7. Сам Гоголь тоже говорит о типичности своих героев в лирических отступлениях. (Выступление заранее подготовленного учащегося)

    8. О том, что гоголевские характеры типичны для того времени, подтверждает и роман Пушкина “Евгений Онегин”. Вспомним сцену приезда гостей на именины к Татьяне Лариной:

    С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;
    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов, считая
    От тридцати до двух годов;
    Уездный франтик Петушков,
    Мой брат двоюродный, Буянов,
    В пуху, в картузе с козырьком
    (Как вам, конечно, он знаком),
    И отставной поручик Флянов,
    Тяжелый сплетник, старый плут,
    Обжора, взяточник и шут.

    Чем похожи гоголевские герои на персонажей пушкинского романа? (Ответы учащихс)

    9. Но оказывается, и в современном обществе живы такие типы людей, как герои Н.В.Гоголя. В чём же современное значение образов помещиков “Мёртвых душ”? (Ответы учащихся)

    III. Заключительное слово учителя.

    Итак, ребята, сегодня на уроке шел разговор о типичности гоголевских героев для того времени и для нашего, недаром эпиграфом являются слова В.Г.Белинского. Мнения ваши разделились, и это правильно: сколько людей, столько и мнений.

    Я желаю, чтобы вы не были похожи на этих героев.

    Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

    В настоящее время трудно себе представить мировую литературу без имени Николая Васильевича Гоголя. Этот мастер слова создал много великолепных произведений. Но делом всей своей жизни Гоголь все же считал именно поэму «Мертвые души». Она писалась на протяжении долгих семнадцати лет.

    Сюжет этого произведения Гоголю подарил Пушкин. Сюжетные действия поэмы довольно просты. Главный герой, Павел Иванович Чичиков, ездит практически по всей Руси, покупая души умерших или беглых крестьян. В дальнейшем Чичиков намеривался получить за них деньги как за живых. Благодаря этому замыслу перед глазами читателя разворачивается целая галерея помещичьих образов. Они следуют один за другим, демонстрируя степень деградации человеческой души: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и, наконец, Плюшкин.

    От одной главы к другой нарастает обличительный пафос Гоголя. От Манилова к Собакевичу неумолимо усиливается омертвение помещичьих душ, завершающееся в почти уже совсем окаменевшем Плюшкине.

    О Плюшкине Чичиков впервые услышал от Собакевича. Внимание героя привлекло не то, что Плюшкин – мошенник и скряга, какого себе представить трудно. Важно то, что он массу людей переморил голодом и что люди у него «мрут, как мухи». С этого момента мысль о Плюшкине завладела Чичиковым. Да и читателю очень интересно узнать, что же это за персонаж, стоящий самым последним в галерее духовно мертвых людей.

    Главу о Плюшкине Гоголь считал одной из самых трудных. Именно в этой главе тон повествования резко меняется: возрастают мотивы грусти, печали. Важно отметить, что Плюшкин отличается от других образов тем, что Гоголь дает его в развитии, точнее, показывает деградацию его души. Начало шестой главы – это элегия об уходящей молодости и жизни. Все, что есть лучшего в человеке – его «юность», его «свежесть» — невозвратно растрачивается на дорогах жизни. Так автор готовит читателя к восприятию гибели человеческой души.
    Как всегда, появлению самого персонажа на страницах поэмы предшествует описание его поместья, самого дома. Владения самого богатого помещика отличаются самой чудовищной разрухой.

    Въезд в поместье полуразрушен, бревна вдавливаются, как фортепьянные клавиши. Всюду видна особенная ветхость, крыши напоминают решето, окна заткнуты тряпьем. Из-за изб видны огромные клади лежалого хлеба, похожего цветом на выжженный кирпич. Здесь все безжизненно. Господский дом, «сей странный замок», расположен посреди капустного огорода, похож на «дряхлого инвалида».
    Описанию жилища богатейшего помещика Гоголь отводит особое место: «Местами был он в один этаж, местами в два; на темной крыше, не везде надежно защищавшей его старость, торчали два бельведера…. Стены дома ощеливали местами нагую штукатурную решетку…. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками».
    В этом имении нет места симметрии, цельности, равновесию. Тем самым автор подчеркивает, что и сознание Плюшина все «перекошено», захламлено всевозможным мусором. Он позабыл о главном и сосредоточился на третьестепенном. Плюшкин давно уже не знает, сколько, где и чего производится в его обширном и загубленном хозяйстве. Зато он следит за уровнем старой наливки в графинчике: не выпил ли кто-нибудь. Запустение «пошло на пользу» одному лишь плюшкинскому саду, который, начинаясь близ господского дома, пропадает в поле. Все остальное погибло, омертвело.

    Встретив Плюшкина по дороге к дому, Чичиков не может понять, кто перед ним – баба или мужик, ключник или ключница: «Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один голос показался ему несколько сиплым для женщины».
    У этого существа даже стерлись грани пола! Узнав, что эта «ключница» и есть богатый помещик, владелец тысячи душ, Чичиков долго не может прийти в себя.

    Невероятно важно в раскрытии образа Плюшкина не только описание его одежды, но и его внешности. Хотя Гоголь и пишет, что лицо этого персонажа не представляло собой ничего особенного, оно выделяется из галереи прежних лиц. Важно то, как автор описывает глаза своего героя: «маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из темных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».
    У Плюшкина самые живые из всех героев глаза. Пусть не человеческие, но живые! Получается, что самый мертвый, самый отвратительный персонаж из помещиков оказывается и самым «непотухнувшим».

    Далее автор использует уже совсем необычный для описания помещика прием: рассказывает биографию Плюшкина, показывает, как тот стал «прорехой на человечестве».

    Важно обратить внимание на то, что у всех помещиков до Плюшкина нет прошлого. О прошлом Коробочки известно лишь то, что у нее был муж, который любил, когда ему чесали пятки. О прошлом Собакевича не сообщается ничего. Известно лишь, что за сорок с лишним лет он еще ничем не болел и что отец его отличался таким же отменным здоровьем. Про Ноздрева читатель узнает, что в тридцать пять лет он был такой же, каким был в восемнадцать и в двадцать. Про Манилова говорится мельком, что он служил в армии, где считался скромнейшим и образованнейшим офицером. Кажется, и Манилов, и Собакевич, и Ноздрев, и Коробочка уже родились такими, какими их застает действие поэмы.

    Но с Плюшкиным все по-другому. В далеком прошлом он был образцовым хозяином, прямой противоположностью всем другим помещикам «Мертвых душ»: «А ведь было время, когда он только был бережливым хозяином! Был женат и семьянин, и сосед заезжал к нему пообедать, слушать и учиться у него хозяйству и мудрой скупости… Слишком сильные чувства не отражались в чертах лица его, но в глазах был виден ум; опытностию и познанием света была проникнута речь его, и гостю было приятно его слушать».
    Становится понятно, что сначала Плюшкин был совершенно другим человеком. В раннем Плюшкине есть только возможность его будущего порока. На это намекают «мудрая скупость» и отсутствие «слишком сильных чувств». Что же случилось в дальнейшим с этим человеком? Жена его умерла, спустя какое-то время одна из дочерей сбежала со штабс-ротмистром кавалерийского полка, сын уехал из дома, а младшая дочь спустя время умерла. Плюшкин послал сбежавшим детям свое отцовское проклятие и стал жить один: «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, …мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине». Так описывает Гоголь умирание изначально неплохого человека.

    Очень интересно то, что персонаж, символизирующий собой полный распад человеческой личности, стоящий самым последним в череде «мертвых» душ, тем не менее, имеет все-таки слабые намеки на существование души. О Плюшкине, услышавшем имя своего школьного приятеля, говорится: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего». Пусть это только «бледное отражение чувства», но все же «чувства», то есть истинного, живого движения, которым прежде был одухотворен человек. Получается, что Плюшкин не мертвее, а живее предшествующих персонажей. Поэтому он закрывает галерею образов помещиков.

    Очень важно знать задумку второго и третьего томов «Мертвых душ». Ведь в дальнейшем Гоголь собирался возродить душу не только Чичикова, но и Плюшкина. Пропустив героев через череду страданий, автор хотел расшевелить их, оживить их лучшие качества. Но второй том был сожжен, а третий просто не написан. Теперь читателю остается только догадываться, через какие очистительные страдания должна бы была пройти душа Плюшкина, чтобы возродится.

    Плюшкин стоит последним в галерее помещичьих образов не только потому, что он дошел «до такой ничтожности, мелочности, гадости», но и потому, что он, пожалуй, самый живой персонаж поэмы. Он не родился мертвым, к такой жизни его толкнула душевная трагедия.
    Гоголь с большим юмором и иронией описывает внешний вид Плюшкина и его хозяйство. Но это смех сквозь горькие слезы. Ведь, как это не удивительно, этот образ оказался невероятно реалистичным. Подобных Плюшкиных всегда было много. Этим персонажем Гоголь предупреждает молодое поколение: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!».

    0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Почему Плюшкин изображен последним в галерее помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

    Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

    Урок литературы в 9 классе. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

    урока литературы в 9А классе /урок-презентация/

    Программа под редакцией В.Я.Коровиной.- М.:Просвещение,2007.

    Учебник. Литература: 9 кл. Авт.-сост. В.Я.Коровина.- М.: Просвещение, 2003.

    Л.И.Устюгова, учитель русского языка и литературы

    высшей категории МБОУ СОШ с. Дуван муниципального

    района Дуванский район Республики Башкортостан

    Тема. Галерея образов помещиков в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

    Цели: — воспитание интереса учащихся к литературе и творчеству Н.В.Гоголя

    через самостоятельную работу по поиску информации об образах

    помещиков в поэме «Мёртвые души»;

    — раскрыть многозначность понятия «мёртвые души», показать

    контрастный образ дороги;

    — работать над развитием устной речи учащихся, над умением работать

    с компьютером и проектором, над умением представить свою работу

    Оборудование: портрет Н.В.Гоголя, поэма «Мёртвые души», медиапроектор,

    компьютер, диски учащихся с презентациями, иллюстрации к поэме,

    … Не ревизские – мёртвые души,

    а все эти Ноздрёвы, Маниловы

    и все прочие – вот мёртвые души,

    и мы их встречаем на каждом шагу.

    — Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости.

    2. Сообщение темы и целей урока. Слово учителя.

    — Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о бессмертном творении Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». На уроке мы должны с вами раскрыть значение понятия, данного в названии поэмы, поговорить о контрастном образе дороги и представить образы помещиков, с которыми встречается Чичиков на пути своего следования.

    3. Раскрытие понятия «мёртвые души».

    — Первоначально название «Мёртвые души» не было пропущено цензурой, так как царские чиновники были напуганы тем, что автор таким названием высмеивает религиозные догматы, христианские представления о бессмертии души либо таким образом он выдвигает протест против крепостного права. Н.В.Гоголь переделывает название и появляется такое дополнение «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; вторая часть названия была напечатана более крупно, что означало, что именно эту сторону поэмы автор считает главной.

    Символикой заглавия задано противопоставление живого и мёртвого, таким образом, Гоголь хотел донести до читателя мысль о том, что живое как возможность скрыто в мёртвом.

    — Как вы думаете, ребята, кто такие «мёртвые души»?

    — Это умершие, за которыми нет никакого лица, но когда мы читаем поэму, мы видим, что за ними стоят реальные крестьяне, конкретные люди, которых помещик властен и продать, и купить. Н.В.Гоголь мог бы назвать своё произведение «Ревизские души», т.е. души, представляемые в ревизской сказке – именном списке крепостных крестьян, представляемых помещиком во время подушных переписей (ревизий).

    — А какое ещё значение имеет это выражение?

    — У русского прозаика и публициста Герцена Александра Ивановича мы находим такие слова /чтение эпиграфа/: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».

    Действительно, читая поэму, мы убеждаемся в том, что мёртвыми душами можно назвать хозяев жизни, помещиков и чиновников. Второе значение понятия «мёртвые души» — метафорическое. Они живые, но как они живут? Об этом нам сегодня расскажете вы, ребята. Вашим домашним заданием к данному уроку была подготовка проектов-презентаций помещиков, с которыми судьба сводит Чичикова.

    — Запишите в тетради число – 5.02.2009г., тему урока (на доске) и эпиграф – слова А.И.Герцена.

    — Одним из главных мотивов в поэме является мотив дороги.

    Образ дороги расслаивается на контрастные образы: это и «прямой путь», и «заносящие далеко в сторону дороги», и дорога, пролегающая по необозримым русским просторам, это и жизненный путь Чичикова.

    Сегодня мы отправимся вслед за Чичиковым.

    5. Образы помещиков в поэме /представление презентаций учащихся/.

    — Перед вами лежит таблица. По мере того, как ваши одноклассники будут представлять нам того или иного помещика, вы должны делать в ней отметки, записи и заполнить её к концу урока, старайтесь отобразить в таблице основные детали.

    Вещный мир героя (местность, пейзаж, интерьер, одежда)

    Отношение к покупке и продаже мёртвых душ

    Обед, манера поведения, характер героя

    Что показывает на их мертвенность и бездуховность?

    Значение имени, фамилии

    Кого из помещиков Чичиков навещает первым и почему?

    Визитная карточка Манилова /Приложение 1./

    Беседа по показу презентации.

    — Какое впечатление можно составить о Манилове?

    ( «Маниловка не могла заманить своим местоположением». Серость, скудость, неопрятность всего, что окружает Манилова.)

    — Как описание обстановки дома помогает понять характер героя?

    ( «В доме его чего-нибудь вечно недоставало…», пустые мечты, не ведущие ни к какой деятельности. Время проводит в беседке с надписью «Храм уединённого размышления.)

    — Как о нём отзывается автор?

    («Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».)

    — В чём смысл фамилии Манилова?

    (Очаровывает своей обходительностью и любезностью, приятное лицо, «выражение лица не только сладкое, даже приторное…».)

    — Что показывает на мертвенность и бездуховность Манилова?

    (Серые тона, скудость, бесхозяйственность, неопрятность, отсутствие задора, пустые мечты – всюду горки золы из трубки, в книге 2 года закладка на 14 странице. Нет никаких запросов, страстей, увлечений, никакой деятельности.)

    Визитная карточка Коробочки / Приложение 2./

    Беседа по показу презентации.

    Как Гоголь подчёркивает типичность Коробочки?

    ( «… одна из тех матушек , небольших помещиц», которых на Руси много, плачется на неурожай, а сама копит деньги в мешочках.)

    — Чем отличается Коробочка от Манилова в ведении хозяйства?

    (Обилие псов в деревне говорит о том, что хозяйка заботится о сохранности своего состояния. Двор полон всякой птицы, просторные огороды с овощами, «есть яблони и другие фруктовые деревья.)

    — Каково значение фамилии Коробочка?

    ( Фамилия метафорически выражает её сущность: бережливая, недоверчивая, боязливая, скудоумная, упрямая и суеверная, деньги не только в мешочках, но и в комоде. Комод – аналог Коробочки, тождественна ей и шкатулка Чичикова с различными ящичками. Её тарантас, на котором она прибывает глухой ночью в город, похож на арбуз, набитый всякой снедью – ещё один аналог её образа. Она как бы заключена в «коробочку» своего пространства и понятий, ни о каком Собакевиче она не слышала.)

    — Что показывает на её мертвенность?

    ( У неё нет индивидуальности, Гоголь показывает типичный образ помещицы, не описывая её лица; одни и те же детали одежды, деньги лежат в мешочках «мёртвым грузом»; нет развития, хотя она хозяйственная.)

    Визитная карточка Ноздрёва /Приложение 3./

    Беседа после просмотра презентации.

    — Почему Н.В.Гоголь называет его историческим человеком?

    (С ним постоянно «случаются» какие-либо истории из-за его скандального характера.)

    — Чем отличается Ноздрёв от Манилова и Коробочки?

    (В отличие от них, он непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола; он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа».)

    — Какого хозяйство Ноздрёва?

    (Хозяйство запущено, в отличном состоянии у него только псарня. Всё выращенное его крестьянами продаётся на ярмарках по самой выгодной цене, но он может прокутить и проиграть за один вечер.)

    — Каково значение фамилии Ноздрёва, с чем она соотносится?

    ( Метонимия носа (происходит абсурдное отделение ноздрей от носа, носа – от тела; с его образом и характером можно соотнести поговорку «держать но по ветру»; Гоголь о нём пишет: «Чуткий нос его слышал за несколько вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами».)

    — В чём заключается его мертвенность, ведь он кажется таким жизнедеятельным?

    ( Бесхозяйственность, продаёт и покупает не ради выгоды, а ради самого процесса; во всём бесшабашный, даже в еде; отсутствие его развития: в 35 лет такой же, как и в 18-20.)

    Визитная карточка Собакевича /Приложение 4./

    Беседа после просмотра презентации.

    — Чем отличается Собакевич от других помещиков?

    ( Расчётливый хозяин, хитрый торгаш, прижимистый кулак. Вокруг него всё прочно, всего в изобилии. В деревне всё добротно, ценит труд мужиков.)

    — Что настораживает в описании крепкого хозяйства Собакевича?

    ( Сравнение с казармой, тюрьмой, военным поселением. Каждая вещь имеет отпечаток его характера.)

    — Каково значение фамилии Собакевича?

    ( Фамилия ассоциативно соответствует характеру и портрету: у него «бульдожья» хватка и лицо, к людям относится, как цепной пёс; после согласия продать души говорит: «Да уж нрав такой собачий: не могу не доставить удовольствие ближнему. Имя Михайло Семёнович указывает на фольклорного медведя, да и сам, как медведь.)

    — Какие детали подчёркивают мертвенность Собакевича?

    (Его внешность жизнь «рубила со всего плеча» — рубить можно дерево, этим подчёркивается неживая (деревянная) сущность героя. Истинный медведь, неуклюжий, нет реакции ни на какие известия, вещи срослись с хозяином, мёртвых расхваливает как живых.)

    Визитная карточка Плюшкина /Приложение 5./

    Беседа после просмотра презентации.

    — В чём смысл фамилии этого гоголевского героя?

    ( Как и название поэмы, фамилия имеет метафорический смысл: плюшка – символ довольства, радостного пиршества, весёлого избытка — противопоставлена дряхлому, угрюмому, бесчувственному и безрадостному существу. Она подчёркивает «сплющенность», искажённость героя и его души. У него одна забота – собирает всякое добро и гноит его, да ещё и следит, чтобы никто не украл.)

    — Какая деталь в портрете Плюшкина особенно значима?

    ( Глаза: «маленькие, ещё не потухнули… как мыши…». Она подчёркивает не человеческую живость, а животную бойкую юркость и подозрительность маленького зверька.)

    — Какая деталь в описании дома показывает, что жизнь в доме Плюшкина умерла?

    ( В доме темно, пыльно, тянет холодом, как из погреба; часы остановились – остановилась жизнь. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон, сухарь от кулича, зубочистка. Бюро, куда он прячет деньги Чичикова, символизирует гроб, где похоронена его душа.)

    — Почему Н.В.Гоголь дал биографию только этому герою, рассказав о его прошлом?

    ( 1. Гоголь показывает процесс деградации человека, но имеет надежду, что его нравственно изменится.

    2. Среди помещиков он заражён смертельной болезнью более других.

    3. Гоголю важно показать, как человек превратился в «прореху на человечестве», поэтому показывает его в развитии.)

    — Мы рассмотрели с вами образы помещиков, представленных в поэме Н.В.Гоголя. Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

    — Ответьте на вопрос, по какому критерию Гоголь расположил помещиков?

    — Что нового и полезного для себя вы взяли с урока?

    — К чему нас призывает Н.В.Гоголь, чтобы не стать мёртвыми душами?

    — Мне бы хотелось закончить сегодня наш разговор словами известного литературоведа Ю.М.Лотмана: «Мёртвые души» — это галерея застывающих, стареющих, теряющих жизненные соки душ». Н.В.Гоголь верил в то, что его герои переродятся и «избавятся от скверны», надо только верить.

    7. Оценивание учащихся.

    — Выставление оценок за проекты-презентации и за работу учащихся на уроке: дополнения, ответы на вопросы.

    8. Домашнее задание.

    1) Написать ответ на вопросы, просмотрев записи в таблице, заполненной на уроке: что объединяет героев глав о помещиках? Для чего Гоголь строит главы 2-6 примерно по одному плану?

    2) Подготовиться к обсуждению образа Чичикова, повторить главы 2, 11.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector