Медный всадник пушкин сочинение 7 класс

Поэма была написана в Болдине осенью 1833 г. В рукописях ее начало помечено 6 октября, конец &#151 31 октября. Полностью поэма не была разрешена Николаем I к печати, и лишь ее начало Пушкин напечатал в «Библиотеке для чтения», 1834, кн. XII, под названием: «Петербург. Отрывок из поэмы» (от начала и кончая стихом «Тревожить вечный сон Петра», с пропуском четырех стихов, начиная со стиха «И перед младшею столицей»). О запрещении «Медного всадника» Пушкин писал в своем дневнике 14 декабря 1833 г. Он пробовал изменить строки, на которых остановилось внимание Николая I, но бросил исправления, не доведя их до завершения. Переделывал все эти места уже Жуковский после смерти Пушкина и напечатал поэму в томе 5 «Современника», 1837 г.

Поэма явилась результатом размышлений Пушкина об историческом значении реформ Петра и развитии новой, послепетровской России. Поэта волновала мысль о том, что поступательное движение истории вызывает жертвы в лице таких людей, как Евгений, деклассированный дворянин, обреченный на гибель всем ходом вещей. Жестокое столкновение исторической необходимости с обреченностью частной личной жизни и натолкнуло Пушкина на разработку сюжета, намеченного уже в неоконченной поэме «Езерский». Возможно, что тема наводнения и памятника Петру вызвана произведениями Мицкевича, упоминаемыми в примечаниях: «Олешкевич» и особенно «Памятник Петра Великого» («Дзяды»). В последнем стихотворении Мицкевич описывает себя с другим поэтом, в котором узнавали Пушкина, у памятника Петру, причем русский поэт в беседе с Мицкевичем так истолковывает аллегорию памятника: «Уж пьедестал готов, летит медный царь, царь-кнутодержец, в тоге римлянина, вскакивает конь на гранитную стену, останавливается на краю и вздымается на дыбы». И поэт, сравнивстатую с застывшим водопадом, заключил: «Скоро блеснет солнце свободы и западный ветер согреет эту страну: что же будет тогда с водопадом?» Отрицательному отношению Мицкевича к Петру Пушкин противопоставил свое, положительное, и в этом можно видеть полемическую цель Пушкина.

«Медный всадник»: два героя

Средняя оценка: 3.4

В центре повествования поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» образы Петра I и дворянина Евгения.

Во вступлении к поэме мы можем видеть Петра-реформатора, «полного великих дум», который сумел покорить стихию и построить великий город Петербург, затмивший даже Москву. Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью и не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Простого человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.

Далее в поэме Пушкин уже показывает Петра I не как живого человека, историческую личность, а как памятник, «кумир на бронзовом коне». Поэт отмечает непреодолимую мощь Петра. Он находится в непоколебимой вышине: его не могут испугать бушующая Нева, порывы ветра, горами встающие волны.

Евгений — бедный дворянин, живет на окраине старого Петербурга, в Коломне, где-то служит и не думает о своих знатных предках. Он вечно испытывает нужду и лишь мечтает об удобном местечке да о женитьбе на такой же бедной девушке, как он сам. Его мечты — мечты самого обыкновенного человека о семье, доме, работе. Герой надеется, что «кое-как себе устроит / Приют смиренный и простой / И в нем Парашу успокоит». Но наводнение разрушает мечты Евгения, смыв домик его невесты. Причину своего несчастья Евгений видит в «роковой воле» того, кто основал город на «топи блат».

В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство, олицетворенное Петром I и обычного человека с его желаниями и потребностями. Вот почему, в финальной сцене он изобразил фантастическую погоню Медного всадника за несчастным безумцем Евгением. Пушкин показал нам, что «правда» человеческая не менее важна, чем «правда» власти.

См. также: Литературная композиция по поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (реж. Наталья Бондарчук, 1982 г.)

Вместе с сочинением ««Медный всадник»: два героя» часто ищут

Популярность темы: 11680 | Оценка: 3.4 | Закладки:

Поэма «Медный всадник»

И жизнь ничто, как сон пустой,

Насмешка неба над землей.
А. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин не раз обращался к образу Петра Г и тесно связанного с ним Петербурга. Поэма «Медный всадник» — это своеобразный гимн городу и его основателю, но одновременно и осуждение Петра I за строительство столицы в гиблом месте. Здесь Пушкин встает на позицию «маленького человека», который судит об окружающем с точки зрения своей выгоды, своего видения мира.

Во вступлении к поэме дан величественный образ Петра I и великолепного города: И думал он:

Отсель угрожать мы будем шведу.

Здесь будет городишко заложен

Назло надменному соседу.

Природой в этом месте нам суждено

В Европу прорубить окно.

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам.

Пушкин любит северную столицу с ее европейской планировкой, мощной и неукротимой Невой. Этот городишко прекрасен, и поэт признается в любви ему:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье. Береговой ее гранит.

Вступление звучит торжественно и величаво, но в конце автор как бы нечаянно бросает фразу, настораживающую читателей, создающую некую интригу, заинересовывающую и одновременно предостерегающую:

Была ужасная пора,

Об ней свежо воспоминанье.

Об ней, друзья мои, для вас

Начну свое повествованье.

Главный герой поэмы — мелкий чиновник Евгений, размышляя о жизни, хотел бы быть умнее и богаче, как «ума недальнего ленивцы». Герой мечтает о счастье, он не прочь жениться:

Но что ж, я молод и здоров.

Трудиться день и ночь готов;

Уж кое-как себе устрою

Приют смиренный и простой

И в нем Парашу успокою.

Евгений реально оценивает свои возможности. Ему немного надобно от жизни: покой и семейное счастье. Нехитрые мысли, но сколько в них житейской мудрости. Мысли героя прерываются тревогой по поводу непогоды. Дурные предчувствия гнетут Евгения. Описывая наводнение, поэт прибегает к экспрессивной лексике, появляется обилие глаголов, резкие и рубленые фразы. Этот же метод он применял при описании Полтавского боя в поэме «Полтава». Это прекрасно сообщает динамику быстро сменяющегося действия.

Описывая бурную Неву, Пушкин применяет инверсию (обратный порядок слов), отрывочные, непоследовательные фразы, создавая атмосферу тех дней, паническое состояние людей, применяя порой военную лексику:

Осада! приступ! злые волны.

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

. и всплыл Петрополъ.

Поэтическое красивое сравнение, но сколько за ним драматизма, поломанных судеб и жизней:

Зрит божий гнев и казни ждет.

Увы! все гибнет: кров и пища!

Где будет взять?

В повествовании отчетливо слышится сочувственный звук автора, он не сторонний наблюдатель разбушевавшейся стихии, а участник драматических событий, правдиво рассказывающий о пережитом. Мы снова встречаемся с Евгением, сидящим на мраморном льве, страшащемся более того полагать, что могло произойти с его любимой Парашей, живущей у самого залива:

Но вот, насытясъ разрушеньем

И наглым буйством утомясъ,

Нева обратно повлеклась.

Своим любуясь возмущеньем.

Как только смирившаяся стихия позволила, Евгений устремился к дому возлюбленной и не нашел ничего. Все снесено и разрушено волнами. Не выдержав увиденного, герой сходит с ума:

Увы! его смятенный ум

Против ужасных потрясений

Теперь Евгений живет в своем, неведомом людям мире, влача жалкое существование. Наш герой бродит бесцельно по городу, чуждому его страданиям и потерям. Герой на короткий миг вспоминает об ужасном горесть, постигшем его. Во всем он винит «героя, сидящего на коне». Слова автора заменяют сумбурные мысли и чувства безумца. Поэт спрашивает от лица всех россиян:

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной.

На высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?

Да, Петербург прекрасен, но какой дорогой ценой он дался народу! Мы знаем из истории, сколько поколений крестьян положено на его строительство! И теперь он стоит великолепный и холодный к людским страданиям. Город, ставший символом обновленной России, стремящейся стать достойно в ряд с европейскими столицами. Это удалось. Но простым людям, населяющим тот самый городишко, живется тяжело и трудно. Они страдают и мучаются, плачут и умирают, и Пушкин, как подлинный художник-гуманист, не мог остаться равнодушным к их страданиям.

Школьные сочинения по литературе

Мы в vkontakte.ru

Сочинение на тему Краткий анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»

Сочинение по произведению Медный всадник автора Пушкин А.С.

«Медный всадник» (1833) был создан спустя пять лет после «Полтавы». За это время взгляд Пушкина на Петра и смысл его деятельности во многом углубился. «В «Полтаве» был один герой — Петр. Другие исторические персонажи — Мазепа, Карл XII — в идейно-эстетическом отношении ему явно проигрывали, что, конечно, входило в задание автора. В «Медном всаднике» уже два героя — Петр и бедный чиновниш Евгений. При всей их несоизмеримости в социально-историческош плане они равноправны в гуманистическом и эстетическом отношениях. С одной стороны, Петр дан в поэме как воплощение величия русской государственности, что находит у Пушкина понимание и поддержку. Отсюда поэтические картины величественногю Петербурга, высокий речевой стиль, сопутствующий образу Петра, прямые авторские высказывания:

* «Красуйся, град Петров, стой
* Неколебимо, как Россия…»

Однако образ Петра в «Медном всаднике» (в отличие от поэмы «Полтава») дан в диалектическом противоречии. Он «кумир», «державец полумира», но он же и «истукан», который «уздой железной Россию поднял на дыбы». Так оправдывается бунт Евгения, отстаивающего свое право на существование, на человеческое счастье. Еще Валерий Брюсов в статье, специально посвященной «Медному всаднику», очень точно отметил, что в сцене бунта Евгений вырастает, становясь вровень с самим Петром: «Важно то, что малый и ничтожный, тот, кто недавно сознавался смиренно, что «мог бы бог ему прибавить ума», чьи мечты не шли дальше скромного пожелания: «местечко выпрошу», внезапно почувствовал себя равным Медному всаднику, нашел в себе силы и смелость грозить «державцу полумира».

Характерны выражения, какими описывает Пушкин состояние Евгения в эту минуту. Торжественность тона, обилие славянизмов (чело, хладный, пламень) показывают, что «черная сила», которой обуян Евгений, заставляет относиться к нему иначе, чем раньше. Это уже не «наш герой», который «живет в Коломне, где-то служит»; это соперник «грозного царя», о котором должно говорить тем же языком, как и о Петре».

На чьей же стороне сам поэт — Петра или Евгения? Ответить на этот возрос невозможно. И Петр, и Евгений — каждый по-своему прав и в то же время неправ. «Медный всадник» — образец философской поэмы, ставящей важнейшие проблемы соотношения общего и частного в жизни людей, личности и государства. И даже то, что здесь больше вопросов, чем ответов, пробуждает читательскую мысль, заставляет вновь и вновь обращаться к проблематике пушкинской поэмы, спорить о ней. Споры эти не прекращаются и в наши дни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector