Прощанье — В

«Прощанье» Владимир Маяковский

Анализ стихотворения Маяковского «Прощанье»

Владимир Маяковский был одним из немногих поэтов, которому советская власть разрешила спокойно путешествовать и бывать за границей. Все дело в том, что автора патриотических стихов и поэм, восхваляющих достижения революции, идеологи социализма считали вполне благонадежным человеком, которому даже в голову не придет мысль стать политическим эмигрантом. Расчеты людей, которые в СССР отвечали за идеологию, полностью себя оправдали: Маяковский и мысли не допускал о том, чтобы навсегда покинуть Россию, хотя возможностей остаться за границей у него было предостаточно. Здесь его творчество пользовалось огромной популярностью среди первой волны эмигрантов, которые еще помнили Маяковского по дореволюционным литературным вечерам. Действительно, его стихи тогда были в моде, и поэт такого ранга смог бы легко заработать себе на жизнь в любой стране мира. Но он предпочел неустроенный быт на родине, чем роскошь заграничных отелей.

В 1924 году Владимиру Маяковскому впервые довелось побывать в Париже, который произвел на поэта неизгладимое впечатление. При этом стоит добавить, что поездка носила не только рабочий, но и весьма романтический характер. Именно в этом удивительном городе произошло окончательное примирение Маяковского с Лилей Брик, которая сопровождала его в поездке. Несколькими годами ранее муза поэта увлеклась другим мужчиной и даже на несколько месяцев рассталась с Маяковским, который очень сильно переживал измену и не мог понять, почему его так жестоко предал самый близкий и дорогой человек. Однако со временем он все же смог простить возлюбленную, а пребывание в Париже укрепило уверенность поэта в том, что он все еще может быть счастлив с этой женщиной.

Именно по этой причине стихотворение «Прощание», написанное в 1925 году и рассказывающее о последних минутах пребывания поэта в Париже, пронизано такой легкостью и сентиментальностью. Автор отмечает, что за окнами автомобиля этот город «бежит, провожая меня, во всей невозможной красе». Чувство утраты чего-то важного и дорогого заставляет «разлуки жижу» подступать к глазам. Маяковский искренне хочет умереть в Париже – городе, в котором он по-настоящему был счастлив. Но при этом отмечает, что с радостью бы осуществил свою мечту, если бы на земле не было другого, не менее прекрасного, города. Это – Москва, которой принадлежит сердце поэта, и где спустя 5 лет он и был похоронен.

Поэзия и поэты серебряного века, биографии и стихи поэтов

Серебряный век

На стыке XIX и XX веков русская поэзия пережила второе рождение, которое впоследствии было названо ее серебряным веком. Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые русские поэты в этот период написали свои лучшие творения.

Свежее слово в русскую поэзию стремились внести символисты — романтики серебряного века, видевшие преображение человечества в слиянии прекрасного и божественного — искусства и религии. Ветвь, отошедшая от ствола символизма — акмеисты — напротив, стали воспевать земное существование во всей красоте его многообразия. Футуристы же с их тяготением к словотворчеству шли в ногу с европейскими авангардистами от искусства. Футуристический экспрессионизм, стремление к эпатажу, дух бунтарства привнесли свежую струю энергии в поэзию этого периода, сделав серебряный век русской поэзии еще богаче.

Сайт о поэзии и поэтах серебряного века будет полезен не только преподавателям словесности, школьникам и студентам-филологам, но и всем любителям русской поэзии. Вы сможете узнать чем отличаются младосимволисты от символистов первой волны, какие идеи несли в жизнь объединения «Центрифуга» и «Мезонин поэзии», кто такие крестьянские поэты, почему Бунин, Цветаева, Ходасевич, Эренбург не входили в сложившиеся группы поэтов, какие вехи биографии каждого из поэтов стали определяющими на пути выбора того или иного поэтического течения и о многом другом, а самое главное — насладиться прекрасной поэзией.

Маяковский список стихов

Стихотворения (1912-1917) [1917]
Собрание из 71 стихотворения

Стихотворения (1917-1921) [1921]
Сборник из 31 стихотворения, с приложением 25 иллюстраций Маяковского к «Сказке о дезертире».
Иллюстрации/приложения: 25 шт.

Стихотворения (1922 — февраль 1923) [1923]
Сборник из 23 стихотворений

Стихотворения (март-декабрь 1923) [1923]
Сборник 38 стихотворений с приложением 16 иллюстраций Маяковского
Иллюстрации/приложения: 16 шт.

Стихотворения (1924 — первая половина 1925) [1925]
Сборник 38-ми стихотворений

Париж (1924-1925) [1925]
Цикл стихотворений:
Еду
Город
Верлен и Сезан
Notre-Dame
Версаль
Жорес
Прощание (Кафе)
Прощанье

Стихотворения (Вторая половина 1925 и 1926) [1926]
Сборник из 69 стихотворений

Стихотворения (1927) [1927]
Сборник 66 стихотворений

Стихотворения 1928 года [1928]
Сборник 126 стихотворений

Стихотворения (1929-1930) [1930]
Сборник 70-ти стихотворений.

Стихи детям (1925-1929) [1929]

Облако в штанах [1915]

Война и мир [1917]
Иллюстрации/приложения: 7 шт.

150 000 000 [1919]
Поэма

Поэмы (1922-февраль 1923) [1923]
Люблю
IV Интернационал
Пятый Интернационал
Про это

Владимир Ильич Ленин [1925]
Иллюстрации/приложения: 1 шт.

Летающий пролетарий [1925]
Иллюстрации/приложения: 1 шт.

Хорошо! [1927]
Октябрьская поэма

Во весь голос [1930]
Поэма

Владимир Маяковский [1913]
Трагедия
Впервые поставлена была в декабре 1913 года в Петербурге в театре «Луна-парк» обществом художников «Союз молодежи». Декорации П. Филонова и И. Школьника.
Иллюстрации/приложения: 1 шт.

Мистерия-буфф [1918]
Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи
Иллюстрации/приложения: 3 шт.

Мистерия-буфф [1921] 188k Поэзия, Драматургия
Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи
Второй вариант.

А что, если. [1920]
Первомайские грезы в буржуазном кресле

Пьеска про попов, кои не понимают, праздник что такое [1920]

Как кто проводит время, праздники празднуя [1920]
(На этот счет замечания разные)
Пьеса была поставлена в 1922 г. в клубе полигона военной школы «Выстрел».

Чемпионат всемирной классовой борьбы [1920]
Написана для цирка осенью 1920 г. Тогда же поставлена во Втором государственном цирке (Москва) артистом цирка В. Е. Лазаренко, для которого она и предназначалась.

Вчерашний подвиг [1921]
(Что сделано нами с отобранными у крестьян семенами)
Театральный отчет

Киносценарии и пьесы (1926—1928) [1927]
Дети
Слон и спичка
Сердце кино
Любовь Шкафолюбова
Декабрюхов и Октябрюхов
Как поживаете?
История одного нагана
Товарищ Копытко, или Долой жир!
Позабудь про камин

Клоп [1929]
Феерическая комедия
Девять картин

Баня [1930]
Драма в шести действиях с цирком и фейерверком.

Москва горит [1930]
(1905 год)
Героическая меломима

Неоконченное [1930]
Бенц No 22 (сценарий)
Комедия с убийством (наброски сцен).

Изложение сценария 1928 года [1928]

Коллективные киносценарии и пьесы (1926-1930) [1930]
Евреи на земле (совм. с В. Шкловским).
Радио-Октябрь (совм. с О. Бриком).
Инженер д’Арси (на тему «Борьба за нефть» В. Горожанина)

Либретто фильмов 1918 года [1918]
Не для денег родившийся
Барышня и хулиган
Закованная фильмой

Критика и публицистика:

Статьи 1913-1915 годов [1915]
Театр, кинематограф, футуризм
Уничтожение кинематографом «театра» как признак возрождения театрального искусства
Отношение сегодняшнего театра и кинематографа к искусству
Живопись сегодняшнего дня
Два Чехова
Штатская шрапнель
Штатская шрапнель. Поэты на фугасах
Штатская шрапнель. Вравшим кистью
Теперь к Америкам!
И нам мяса!
Не бабочки, а Александр Македонский
Россия. Искусство. Мы
Без белых флагов
Война и язык
Будетляне
Как бы Москве не остаться без художников
Поэзовечер Игоря Северянина
Бегом через верниссажи
О разных Маяковских
Капля дегтя

Тезисы докладов. 1912 -1914 [1914]
О новейшей русской поэзии
Пришедший сам
Перчатка
Достижения футуризма
Бабушкам академий
Первая олимпиада российского футуризма

Письма в редакцию [1916]
Письмо в редакцию газеты «Новь»
Письмо в редакцию газеты «Биржевые ведомости»

Очерки 1922-1923 годов [1923]
Париж. (Записки Людогуся)
Париж. Театр Парижа
Париж. Быт
Парижские очерки. Музыка
Семидневный смотр французской живописи
Парижские провинции
Сегодняшний Берлин

Очерки 1925 — 1926 годов [1926]
Мое открытие Америки.
Мексика.
Американское кое-что.
Свинобой мира.
Америка в Баку.
Как я ее рассмешил.
Америка.

Очерки (1927) [1927]
Ездил я так
Немного о чехе
Чешский пионер
Наружность Варшавы
Поверх Варшавы

Рожденные столицы [1928]

Из бесед с Маяковским [1930]
Беседа с сотрудником газеты «День»
Беседа с сотрудником газеты «Бiльшовик». Положение Лефа в СССР
Беседа с сотрудником одесской газеты «Известия»
Вл. Маяковский об искусстве вообще и Лефе в частности
Из беседы с сотрудником «Ле журналь литерер»
Из беседы с сотрудником газеты «Мехикен ньюс»
Из беседы с американским писателем Майклом Голдом
Из беседы с редактором газеты «Фрайгайт» Беседа с сотрудником «Новой вечерней газеты»
Беседа с сотрудником газеты «Заря Востока». Литературная и культурная жизнь Америки
Из беседы с немецким писателем Ф.-К. Вейскопфом
Из беседы с сотрудником газеты «Прагер пресс»
Из беседы с сотрудником газеты «Эпоха». Визит известного русского поэта
Из беседы с редактором журнала «Польска вольность»
Беседа с сотрудником «Литературной газеты». «Баня» Маяковского идет на следующей неделе

Статьи и заметки (1918-1930) [1930]
Второму изданию
Открытое письмо рабочим
Братская могила
Эту книгу должен прочесть каждый!
Открытое письмо народному комиссару по просвещению тов. Луначарскому
Любителям юбилеев
Открытое письмо А. В. Луначарскому
Умер Александр Блок
В. В. Хлебников
Кино и кино
Можно ли стать сатириком?
Революционный плакат
Собирайте историю
С неба на землю
За что борется Леф?
В кого вгрызается Леф?
Кого предостерегает Леф?
Предиполсловие
Товарищи — формовщики жизни!
Агитация и реклама
Мелкий нэп (Московские наброски)
О мелочах
До
Леф и МАПП
Подождем обвинять поэтов
Как делать стихи?
«А что вы пишете?»
[О киноработе]
Предисловие
Читатель!
Караул!
Корректура читателей и слушателей
Что я делаю?
[Записная книжка «Нового Лефа»]
(«Сейчас апрель. «)
Польскому читателю
[Записная книжка «Нового Лефа»! («Я всегда думал. «)
[О кино]
[О «Двадцать пятом»]
Только не воспоминания
Расширение словесной базы
«Вас не понимают рабочие и крестьяне»
Стихи с примечаниями
Письмо Равича и Равичу
[О «Лефе»]
Клоп
[О «Клопе»]
Казалось бы, ясно
[Ответ В. Баяну]
Наше отношение
[О «Бане»]
[Изложение двух действий «Бани»]
Некоторые спрашивают
Что такое «Баня»? Кого она моет?
В чем дело?
[Товарищи!]
Прошу слова
Окна сатиры РОСТА
Открывая выставку «20 лет работы Маяковского», объявляем.
Удивительно интересно!

Список произведений Маяковского, произведения маяковского, перечень произведений Маяковского, список стихов маяковского

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930) — советский поэт, драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ» («Левый Фронт»), «Новый ЛЕФ».
Родился в семье лесничего. Отец Маяковского происходил из дворянской семьи. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В 1906, после внезапной смерти отца, от заражения крови, семья Владимира Маяковского переехала в Москву. В Москве он поступил в IV класс 5-й классической гимназии (ныне московская школа № 91), где учился в одном классе с братом Б. Л. Пастернака. В марте 1908 года был исключен из V класса за неуплату.
Увлекшись идеями социал-демократии, вступил в 1908 в РСДРП и принимал участие в подпольной работе. Маяковский трижды арестовывался, но в конце концов, в 1910 был отпущен на поруки матери, как несовершеннолетний, после чего вышел из рядов коммунистической партии и, вопреки распространенному мнению, впоследствии в нее не вступал.
В 1911 Владимир Маяковский становится учащимся «Школы живописи, ваяния и зодчества» в Москве. Через учившегося там же Давида Бурлюка, одного из лидеров группы кубофутуристов «Гилея», Маяковский познакомился с миром московского литературно-художественного авангарда. Бурлюк, которого Маяковский познакомил со своими стихами, высоко оценил их и рекомендовал продолжить занятия поэзией. Первые публикации Маяковского (стихотворения «Ночь», «Утро») появились в конце 1912 именно в издании «Гилеи»: «Пощечина общественному вкусу».
В мае 1913 был напечатан литографским способом в количестве 300 экземпляров первый сборник Маяковского — «Я!» с иллюстрациями автора и его товарищей по «Школе живописи, ваяния и зодчества» — В. Чекрыгина и Л. Шехтеля.
Метрика стихов Маяковского (кроме немногих, написанных традиционными силлабо-тоническими размерами) характерна для поэзии 1910-х, в целом — это, как правило, тонические размеры — акцентный стих, тактовик. Большинство произведений Маяковского «свободно меняет размер от строфы к строфе», а «четыре типа стиха» — ямб, хорей, дольник и акцентный стих — «составляли основной метрический репертуар Маяковского…».
Маяковский, вместе с Бурлюком, В. Каменским и другими членами группы кубофутуристов активно участвует в «футуристических турне» по России — коллективных выступлениях с лекциями и чтением стихов. В выступлениях были сильны элементы театрализации, эпатажа (вызывающая манера поведения, необычные одежда, грим). За эти публичные выступления Маяковский и Бурлюк были исключены из училища в феврале 1914 года. В 1914 в петербургском театре «Луна-парк» была поставлена, при участии автора, трагедия Маяковского «Владимир Маяковский», в которой поэт исполнил главную роль — поэта Владимира Маяковского. Аллегорические персонажи пьесы сопоставимы с персонажами пьес Велимира Хлебникова.
Отзываясь на начало Первой мировой войны, Владимир Маяковский, которому было отказано во вступлении в действующую армию по причине политической неблагонадежности, пишет ряд «антивоенных» произведений. Однако крупнейшим произведением Маяковского того времени является поэма «Облако в штанах» (1914-1915, первоначальное название — «Тринадцатый апостол»). В предисловии ко 2-му изданию в 1918 (первому без цензурных изъятий) автор так определял содержание поэмы: «долой вашу любовь, долой ваше искусство, долой ваш строй, долой вашу религию».
Маяковский дореволюционного периода активно занимался созданием мифа вокруг собственной личности, объединяющего черты «проклятого поэта» и ницшеанского «сверхчеловека». «Ницшеанская» линия в творчестве раннего Маяковского ярче всего представлена именно в поэме «Облако в штанах» (Я над всем, что сделано, / ставлю nihil).
Стихи Маяковского в большой мере предназначались для устной декламации. Его «эпатажные» произведения («Нате!», (1913); «Вам!», (1915)) были рассчитаны как раз на авторское чтение в традиционалистски настроенной аудитории, вне которой не могли произвести подразумевавшегося автором шокового эффекта.
В 1915 Маяковский сотрудничал в журнале «Новый Сатирикон», где опубликовал ряд сатирических и юмористических стихотворений («Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду», «Вот так я сделался собакой» и др.). В них сильно влияние образности и стилистики поэтов-«сатириконцев» (Саша Черный и др.), проявлявшееся впоследствии и в сатирических стихах Маяковского советского периода.
В 1915 Маяковский познакомился с семьей Лили и Осипа Бриков. Брик финансировал публикацию книг поэта и альманаха футуристов «Взял», а Лиля стала адресатом множества стихов и поэм Маяковского.
В начале сентября 1915 Маяковского призвали на военную службу, он был определен в тыловую Военно-автомобильную школу под Петроградом, где и служил до 1917 года. Во время службы Маяковский продолжал печататься (благодаря помощи О. Брика).
Поэмы Маяковского 1910-х («Флейта-позвоночник» (1915), «Война и мир» (1915-1916), «Человек» (1916-1917)), отталкиваясь от ситуации, реально присутствовавшей в жизни автора, продолжали работу по созданию «мифа Маяковского». К нему добавился новый аспект — безнадежная любовь к женщине, наделенной именем и узнаваемыми чертами внешности и биографии Лили Брик, которая предпочитает лирическому герою-поэту человека, способного обеспечить ей бытовое благополучие.
Февральская революция, а впоследствии — октябрьская революция были первоначально восприняты Маяковским скорее как выплеск стихийных сил. Поэт приветствовал не просто социальный переворот, а обновление всей тверди, мироздания в целом, а значит, и искусства.
Пьеса «Мистерия-Буфф» была написана в 1917-1918 (2-я редакция — 1921) и поставлена к первой годовщине октябрьского переворота самим автором. В ней вновь используются библейские сюжеты и образность, довольно прозрачно соотнесенные с современными событиями (Всемирный потоп — революция, Земля обетованная — осуществленный коммунизм).
К 1918 относятся опыты Маяковского в области кино (всего снято три фильма) Маяковский выступил в роли сценариста, режиссера и актера. Впоследствии Маяковский неоднократно писал киносценарии, часть которых была реализована.
В 1919 Маяковский перебрался из Петербурга в Москву где начал активно сотрудничать в РОСТА (1919—1921), оформлял (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты («Окна РОСТА»). В 1919 году вышло первое собрание сочинений поэта — «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919».
В 1920 Маяковский закончил поэму «150 000 000» в которой отражена тема мировой революции. С начала 1920-х постепенно наметился отход Маяковского от традиций футуризма; в поздних стихах о них напоминают практически лишь свободная метрика, составные рифмы и обилие окказионализмов (слов, связанных с определенным случаем, поводом, и не зарегистрированных как языковая норма).
В 1923 году Маяковский организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), толстый журнал «ЛЕФ» (в 1923—1925 годах вышло семь номеров). В группу входили как литераторы (Маяковский, Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Третьяков) и филологи (В. Шкловский, О. Брик), так и представители других областей искусства (С. Эйзештейн, Дзига Вертов, А. Родченко, В. Степанова). В это время издаются поэмы «Про это» (1923), «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского» (1923) и «Владимир Ильич Ленин» (1924).
Поэма «Про это» (1923), напечатанная в первом номере журнала «Леф», содержавшем декларацию группы, подавалась как образец «литературы факта» (первое отдельное издание поэмы было проиллюстрировано фотомонтажами Родченко с использованием фотографий Маяковского и Л. Брик).
В 1920-х работал (в сотрудничестве с А. Родченко) над рекламой и дизайном упаковки (трест «Моссельпром», «Резинотрест», ГУМ и др.; Серебряная медаль и диплом Выставки декоративно-прикладного искусства в Париже, 1925).
В 1922—1926 годах активно сотрудничал в «Известиях», в 1926—1929 годах — в «Комсомольской правде». Печатался в журналах: «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк», «Крокодил», «Красная нива» и др. Работал в агитке и рекламе, за что подвергался критике Б. Пастернака, В. Катаева, М. Светлова.
Являясь штатным или внештатным корреспондентом множества советских газет, Маяковский часто писал стихи к определенным событиям, датам агитационного, пропагандистского содержания. Как журналист и как рекламный представитель треста «Моссельпром», он довольно часто бывал за рубежом, «буржуазная» действительность также становилась темой пропагандистских стихов. Также много писал для детей.
В 1922—1924 годах Маяковский совершает несколько поездок за границу — Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях. В 1925 году состоялось самое длительное его путешествие: поездка по Америке. Маяковский посетил Гавану, Мехико и в течение трех месяцев выступал в различных городах США с чтением стихов и докладов.
В 1925—1928 годах он много ездил по Советскому Союзу, выступает в различных городах с чтением собственных стихов. Обязательным элементом таких вечеров были ответы-импровизации на записки из зала, сопровождавшиеся шутками, рассчитанными зачастую на самый невзыскательный вкус. В эти годы поэт опубликовал произведения «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» (1926); «По городам Союза» (1927); «Рассказ литейщика Ивана Козырева…» (1928).
В 1927 году Маяковский восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ». Всего вышло 24 номера. Летом 1928 года Маяковский разочаровался в ЛЕФе и ушел из организации и журнала. В этом же году он начинает писать свою личную биографию «Я сам». В ноябре вышел в свет I и II том собрания сочинений.
В конце 1920-х Маяковский вновь обратился к драматургии. Его пьесы «Клоп» (1928, 1-я пост. — 1929) и «Баня» (1929, 1-я пост. — 1930) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского — воскрешения и путешествия в будущее.
Сатирические пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) были поставлены В. Мейерхольдом. Сатира поэта, особенно «Баня», вызвала травлю со стороны рапповской критики. В 1929 году поэт организовал группу «РЕФ», но уже в феврале 1930 года ушёл из неё, вступив в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам, критики называли его «попутчиком», а не «пролетарским писателем».
В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу/Рефу.
Провал выставки, провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда, трения с другими членами РАПП, опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления, неудачи в личной жизни, стали причиной того, что 14 апреля 1930 Маяковский застрелился.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: