Кем быть? (Маяковский)

← Майская песенка Кем быть?
автор Владимир Владимирович Маяковский
Песня-молния →
См. Стихи детям . Источник: Маяковский В. В. Полное собрание сочинений: В 13 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Худож. лит., 1955—1961. Т.10. в ФЭБ

Кем быть?

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

столяры и плотники!

Сработать мебель мудрено́:

сначала
мы
10 берём бревно

длинные и плоские.

Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
20 Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
А если
30 нужен шар нам

на станке токарном

то ящик,
то ножку.

Сделали вот столько

стульев и столиков!

40 а инженеру —
лучше,

я бы строить дом пошёл,

пусть меня научат.

Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.

50 Самое главное,

чтоб было нарисовано

здание
славное,
Это будет
перёд,
Это
каждый разберёт —
60 это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.

Где трудна работка,

там
70 визжит лебёдка;

закаленные в печи́.

По крыше выложили жесть.

И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом

80 на все́ четыре стороны,

и заживут ребята в нём

удобно и просторно.

а доктору —
лучше,

я б детей лечить пошёл,

пусть меня научат.

Я приеду к Пете,

я приеду к Поле.

90 — Здравствуйте, дети!

Кто у вас болен?

Погляжу
из очков

— Поставьте этот градусник

под мышку, детишки. —

И ставят дети радостно

100 градусник под мышки.

— Вам бы
очень хорошо
и микстуру
ложечкой
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
110 компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы

всё, конечно, заживёт. —

а рабочим —
лучше,

я б в рабочие пошёл,

пусть меня научат.

120 Вставай!
Иди!
Гудок зовёт,

и мы приходим на завод.

Народа — уйма целая,

Чего один не сделает —

Можем
железо

130 ножницами резать,

гнёт и рельсы травой.

Я гайки делаю,
140 а ты
для гайки
делаешь винты.
И идёт
работа всех

прямо в сборочный цех.

Болты,
лезьте
части
  • 150
  • вместе
    сбей
    огромные.
    Там —
    дым,
    здесь —
    гром.
    Гро-
    мим
    весь
  • 160
  • дом.
    И вот
    вылазит паровоз,
    чтоб вас
    и нас
    и нёс
    и вёз.

    На заводе хорошо,

    а в трамвае —
    лучше,

    170 я б кондуктором пошёл,

    пусть меня научат.

    Кондукторам
    езда везде.

    С большою сумкой кожаной

    ему всегда,
    ему весь день

    в трамваях ездить можно.

    180 билеты разные,

    зелёные,
    красные

    и слезли у леса мы,

    садись
    и грейся.

    190 Кондуктору хорошо,

    а шоферу —
    лучше,

    я б в шоферы пошёл,

    пусть меня научат.

    Фырчит машина скорая,

    хороший шофер я —

    200 вам куда надо —

    без рельсы
    жителей

    доставлю на дом.

    Е-
    дем,
    ду-
    дим:
    «С пу-
    ти
    210 уй-
    ди!»

    Быть шофером хорошо,

    а летчиком —
    лучше,

    я бы в летчики пошёл,

    пусть меня научат.

    Наливаю в бак бензин,

    «В небеса, мотор, вези,

    220 чтобы птицы пели».

    Бояться не надо

    ни дождя,
    ни града.

    Белой чайкой паря,

    полетел за моря.

    230 «Вези, мотор,
    чтоб нас довёз
    до звезд
    и до луны,
    хотя луна
    и масса звезд
    а матросу —
    лучше,

    240 я б в матросы пошёл,

    пусть меня научат.

    У меня на шапке лента,

    на матроске
    якоря.

    Я проплавал это лето,

    Напрасно, волны, скачете —

    на реях и по мачте,

    250 карабкаюсь кошкой.

    Сдавайся, ветер вьюжный,

    сдавайся, буря скверная,

    открою
    полюс
    Южный,
    а Северный —
    наверное.

    намотай себе на ус —

    260 все́ работы хороши,

    выбирай
    на вкус!

    Примечания

    Черновой набросок строк 197—200 в записной книжке 1928 г., № 56 (БММ); беловой автограф с поправками (ИМЛИ); неавторизованная машинописная копия (ИМЛИ); Сочинения, т. 4; отдельное издание.

    Приводится по тексту отдельного издания.

    В беловом автографе и 4 томе Сочинений озаглавлено «Что делать?»

    Написано не позднее первой половины июня 1928 г. С чтением этого стихотворения Маяковский выступал в Москве на празднике детской книги 11 июня 1928 г.

    В сентябре 1929 г. вышло отдельным изданием с рис. худ. Н. Шифрина.

    Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

    Тема поэта и поэзии весьма обширно представлена в творчестве Владимира Владимировича Маяковского. Данная тематика волновала поэта, трогала его. В стихотворении “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” поэтический стиль поэта раскрывается ярко и своеобразно.

    Яркие образы, можно сказать неповторимые появляются в лирике Маяковского:
    “В сто сорок солнц закат пылал,
    в июль катилось лето…”

    Как точно и тонко передает атмосферу жаркого июльского дня поэт, словно талантливый художник с

    “А за деревнею —
    дыра,
    и в ту дыру, наверно,
    спускалось солнце каждый раз…”

    Этими строчками передает всю полноту близости человека к природе, понимание земного мироустройства, прелесть заката.

    Лирический герой стихотворения бросает вызов самому дневному светилу, он сравнивает себя с ним. Поэт – это светило поэзии. Отсюда и назначение самой этой творческой профессии, а также сам смысл творчества. “Светить”, освещать жизнь светом добра, любви и красоты. В этом предназначение

    Стихотворение заканчивается оптимистичными строчками, и действительно прекрасная, талантливая поэзия остается в памяти людской, любимой на века. Она “светит” всегда, согревая сердца людские.

    Это знаковое стихотворение Владимира Владимировича Маяковского о творчестве. о предназначении поэзии в целом. Поэзия – солнце, которое светит людям.

    И хоть создано данное поэтическое произведение в 1920 году прошлого столетия, изучают, перечитывают и любят его почитатели безграничного таланта поэта и сегодня.

    Роль поэта в общественной жизни, как гражданина своей родной страны во многом волновала Маяковского. Безусловно, что и воспитательная роль поэзии занимала его мысли.

    Данное стихотворение можно поставить эпиграфом ко всему творчеству этого великого поэта нашей страны.

    п≤п╥п╡п╦п╫п╦я┌п╣, п╡п╟п╪ п╫п╣ я─п╟п╥я─п╣я┬п╣п╫п╬ п©я─п╬п╢п╬п╩п╤п╦я┌я▄

    Your request looks suspiciously similar to automated requests from spam posting software or it has been denied by a security policy configured by the website administrator.

    If you believe you should be able to perform this request, please let us know.

    «Все профессии важны – все профессии нужны»

    Цели и задачи:

    • расширение кругозора учащихся и привитие уважения к рабочим профессиям;
    • привлечение к совместной работе родителей учащихся;
    • воспитание дружбы и коллективизма в классном коллективе.

    Предварительная работа:

    1. Пригласить на классный час родителей учащихся, которые в ходе разговора расскажут о своих профессиях.
    2. Выпуск газеты на тему «Все профессии важны – все профессии нужны!». Дети собирают занимательный материал о профессиях, берут интервью у родителей.

    Оборудование: несколько выпусков газеты, фонограмма частушек, презентация, мультфильм «Кем быть?» по В. Маяковскому.

    ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Учитель: Когда-то известный нам всем поэт Владимир Маяковский задумался над очень важной проблемой:

    «У меня растут года,
    будет и семнадцать.
    Где работать мне тогда,
    чем заниматься?»

    Ученица: «Кем я буду»

    Хочу я стать врачом. Зубным.
    И улыбаться всем больным.
    – Не дёргайся, голубчик,
    Вот твой молочный зубчик!
    И продавцом хочу я быть.
    Но за прилавком – не грубить.
    – Пройдите, бабушка, вперед.
    А этот мальчик подождет.
    Быть парикмахером хочу:
    Девчонкам косы отхвачу
    И сделаю им стрижку
    Под плюшевого мишку!

    Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о профессиях, узнаем какие из них самые нужные.
    Встаньте те, кто
    – Хочет стать врачом?
    – У кого папа – милиционер?
    – Кто знает профессию художника?
    – А какие профессии нужны в нашей сельской местности?
    – Так что же означает слово «профессия»? (Ответы детей)

    «Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования».
    Существует пять типов профессий.

    «Человек – природа»
    «Человек – техника»
    «Человек – человек»
    «Человек – знаковая система»
    «Человек – художественный образ»

    Учитель: Сейчас я буду загадывать загадку, вы внимательно прослушав, дадите правильный ответ: какая это профессия, к какому типу ее отнесем и какими качествами должен обладать человек данной профессии.

    Кто у больной кошки сидит?
    И как лечиться говорит;
    Кто болен – он капли предложит принять,
    Тому, кто здоров, – разрешит погулять.

    Дети: Ветеринар – «человек – природа»

    – Какими качествами должен обладать человек этой профессии?

    Дети: Любовь к животным, внимательность, физическая выносливость, чуткость и т. д.

    – А вот у Вики дедушка – ветеринар.

    Вика.

    Я подумала о том:
    Хорошо бы стать врачом,
    Но не детским, а кошачьим!
    Детям больно – мы заплачем,
    Разревемся сгоряча,
    Мама вызовет врача.
    А бродячему коту
    Если вдруг невмоготу?
    Кто зовет к нему врачей?
    Он бродячий – он ничей!

    Учитель: Ребята, давайте попросим дедушку Вики, В. С., рассказать о своей профессии.

    Учитель: Специалист, владеющий ножницами и расческой?

    Дети: Парикмахер – «человек – человек»

    – Какими качествами должен обладать парикмахер?

    Дети: Внимательность, вежливость, аккуратность и т. д.
    – А у кого у нас в классе мама – парикмахер?

    Полина.

    Папа к зеркалу садится:
    – Мне подстричься и побриться!
    Старый мастер все умеет:
    Сорок лет стрижет и бреет.
    Он из маленького шкафа
    Быстро ножницы достал,
    Простыней укутал папу,
    Гребень взял, за кресло встал,
    щелкнул ножницами звонко,
    Раз, другой взмахнул гребенкой,
    От затылка до висков
    Выстриг много волосков,
    Расчесал прямой пробор.
    Зашипело в кружке мыло,
    Чтобы бритва чище брила,
    Фыркнул весело флакон
    С надписью «Одеколон».

    Учитель: Все мы часто пользуемся услугами Полининой мамы. Но, давайте спросим Л. Б. почему она выбрала именно эту профессию?

    Учитель:

    Цифры – расчеты.
    Цифры – отчеты.
    Кто с компьютером на «ты»
    Эта профессия хоть куда,
    И сбывается мечта!

    Дети: Бухгалтер – «человек – знаковая система». Качества: внимательность, трудолюбие, честность, общительность и т. д.
    – А вот у Димы мама – бухгалтер.

    Дима.

    Есть бухгалтер в ресторане,
    И на фабрике, и в бане.
    Он деньгам ведет учет:
    Где расход, а где приход.
    Математику он знает,
    Цифры быстро сосчитает,
    Здесь расход, а здесь приход –
    Ничего не пропадет!

    Учитель: Попросим Димину маму, Н. В., рассказать о своей профессии.

    Учитель:

    Дети: «Человек – человек»; храбрость, смелость, честность и т. д.

    – У Леры папа – инспектор ГАИ.

    Лера.

    Он главный на дороге.
    Он важный, как директор.
    И смотрит взглядом строгим
    На всех автоинспектор.
    Чтоб правила движения
    Шоферы соблюдали,
    Стоит он днем и ночью
    У края магистрали.
    Машины непослушные
    Он в ровный ряд построит,
    И знают нарушители,
    Что спорить с ним не стоит.
    Следит он за порядком
    Обгона, поворота.
    Сигналы светофора
    Не пропустил ли кто-то?
    Он лихача накажет,
    Чтоб ездил тот потише,
    Не подвергал опасности
    Девчонок и мальчишек.
    А если вдруг по рации
    Получит сообщение,
    То сразу за бандитами
    Помчит без промедления.
    И их, рискуя жизнью,
    Он задержать поможет.
    В обязанность инспектора
    Погоня входит тоже.
    Ремнем не пристегнулись?
    А он уже на страже:
    Выпишет квитанцию
    И штраф возьмет сейчас же.
    Ошибки не допустит
    Ни разу в протоколе.
    Хочешь так работать?
    Учись получше в школе!

    Учитель: Спросим у А. Г.: соблюдают ли наши ребята правила дорожного движения?

    Учитель:

    Наших душ, ума строитель –
    Мудрый школьный наш … (учитель)

    Дети: «Человек – человек»: выносливость, чуткость, внимательность, …

    Учитель: Яна сочинила про свою маму стихотворение.

    Яна.

    Я хочу, как мамочка, учительницей стать.
    В школе ребятишкам знания давать.
    А пока я кукол дома поучу.
    Посажу за столик, сказку расскажу.
    Покажу, как буквы разные писать,
    Солнышко и домик как нарисовать.
    Куклы лишь «пятерки» будут получать!
    И свою учительницу радостно встречать!

    Музыкальная пауза (частушки)

    1. Говорю я всем знакомым,
    Что хочу быть астрономом.
    Не люблю я ночью спать,
    Лучше звезды изучать.

    2. Я люблю перед всем классом
    На уроках отвечать.
    Этот опыт пригодится –
    Я хочу артисткой стать!

    3. Если, Петя, ты потом
    Будешь депутатом,
    То дневник твой может стать
    Жутким компроматом!

    4. Я решил, что ни к чему
    Боксом заниматься –
    Стану я зубным врачом,
    Все его боятся!

    5. Вовка хвалится ребятам,
    Что он станет адвокатом.
    А пока не адвокат,
    Он колотит всех подряд.

    6. Стану мастером по стрижке
    И Лариске отомщу –
    Обстригу аж под мальчишку,
    А потом тогда прощу.

    7. Быть разведчиком хочу я,
    Ведь находчив я и смел.
    Мама спрятала конфеты,
    Я разведал где – и съел!

    Учитель: Существует еще очень много профессий, всего около 40 тысяч. И вы можете выбрать любую из них. Главное, чтобы профессия нравилась, и вы с удовольствием ходили на работу. А для этого сейчас нужно хорошо учиться. Из рассказов своих родителей вы еще раз убедились, что знания нужны при выборе любой профессии. Об этом говорят и пословицы.

    Игра «Доскажи пословицу»

    «Кто рано встает, … (тому Бог подает)»
    «Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда)»
    «Была бы охота, а … (работа найдется)»
    «Есть терпенье – … (будет и уменье)»
    «Кто не работает, тот … (и не ест)».

    Просмотр мультфильма по стихотворению В. Маяковского «Кем быть?»

    Учитель: Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни!
    А пока мы говорим: (Приложение 1. Слайд 7)

    Дети (хором):

    Все профессии важны
    Все профессии нужны!

    Детям и родителям раздается выпуск газеты на тему «Все профессии важны – все профессии нужны!» (Приложение 2)

    Используемая литература: «Стихи и загадки о профессиях»

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: