Маяковский — поэт-новатор (второй вариант)

Масштаб личности Владимира Маяковского был огромен. Его лирический герой, который был вторым «Я» поэта, мечтал о скором прекрасном будущем, но эти мечты разбивались о пошлость быта, и этот конфликт был доведен до трагизма.

Переживания лирического героя Маяковского находили сильный эмоциональный отклик у читателя. Этому способствовала и экспрессивность поэтического слова поэта, его эксперименты в стихосложении. Значительно преобразовав традиционную силлабо-тоническую систему стихосложений, которая сложилась еще в XVIII веке, Маяковский создал новый стих — тонический. Этот стих резко менял ритмический рисунок стихотворения, каждое слово в нем было четко выделено. Графически это выразилось в замене «столбика» «лесенкой»:

Новаторство в языке поэзии Маяковского было многосторонним. Поэт призывал к расширению поэтического словаря. Язык классической русской литературы богат, но, по мнению Маяковского, не отражает изменившейся жизни, которая «требует слов быстрых, экономных, отрывистых». Он смело вводит в свои стихи «разговор улиц», ведь «о новом надо говорить и новыми словами». Некоторые неологизмы Маяковского вошли в нашу речь, например, такие как «прозаседавшиеся»; «мерехлюндия»; «планов громадье»; «серпастый, молоткастый» паспорт; «бронзы многопудье». Маяковский широко использует прием аллитерации, то есть повторения букв или буквенных сочетаний: «Гриб. Грабь. Гроб. Груб»; «Пей. Пой!»; «колибри выбрил»; «уготовано логово»; «вопрос — прост». Еще один его излюбленный прием — построение фразы, где есть слова с разными ударениями: «полка́ми по по́лкам книжным», «превращусь не в Толсто́го, так в то́лстого. За этим словесным жонглированием, помимо прекрасного знания языка, стоит колоссальная работа.

Своеобразны не только словотворчество и выбор средств поэзии Маяковского, но также и ее синтаксис. «Стихи, обращенные к народу, должны читаться вслух», — утверждал Маяковский. Многие произведения поэта построены на разговорных, дружески задушевных, митинговых интонациях. Поэтому в них часто встречаются восклицания, вопросы, обращения, повелительные обороты, междометия, паузы («Нате!»; «А вы. могли бы?»; «Послушайте!»; «Знаете, что, скрипка? Давайте — будем жить вместе! А?»). Материал с сайта //iEssay.ru

Новаторство Маяковского проявилось и в разнообразии рифм. Наряду с классической рифмой (совпадение окончаний) — «неплохой — чепухой»; «омывая — трамвая»; «учинил — чернил» и т. д. — он использует рифму «для слуха», а не «для глаз». Причем часто рифмует только самое важное слово. Примеры — в любом произведении: «вызмеив — при социализме»; «святцы — снятся»; «ваши — не страшен»; «греется — канареица» и т. д.

Маяковский считал труд поэта таким же нужным обществу, как труд столяра, рыбака или сталевара. Он причислял себя к пролетариям духа. В его поэтических произведениях выбор слов и средств языка, содержание произведения, форма, в которую облекаются мысли и чувства, неразрывно связаны между собой. Он стремился разговаривать на языке, доступном миллионам людей, — и он этой цели добился. Его поэзия дала всестороннее представление о времени, в котором он жил, и о нем самом. И потому Маяковский занял одно из ведущих мест в русской поэзии.

Владимир Маяковский как писатель и человек

Основные моменты жизненного и творческого пути Владимира Маяковского. Роль семьи и полученного образования. Формирование политических взглядов. Участие в литературных движениях и особенности написанных произведений. Некоторые аспекты личной жизни.

Подобные документы

Творчество Владимира Маяковского как одно из самых примечательных литературных явлений ХХ века. Строфика стиха поэта, неологизмы. Проблемы изучения идеологической составляющей стихотворений Маяковского. Советский подход, современная оценка его творчества.

курсовая работа, добавлен 08.06.2015

Краткий очерк жизни В. Маяковского как великого российского поэта-революционера, этапы его личностного и творческого становления в годы юности и отрочества. Анализ самых известных произведений данного автора, их критика в советское время и на сегодня.

презентация, добавлен 17.04.2011

Биография и начало творчества Владимира Маяковского. Организация выпуска «Окон РОСТА». Годы гражданской войны. Путешествие в Гавану, Мехико, США. Публичные выступления футуристов. Сотрудничество с газетами и журналами. Постановка сатирических пьес поэта.

презентация, добавлен 20.11.2012

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления В.В. Маяковского как русского советского поэта, одного из крупнейших поэтов XX в. Факторы, повлиявшие на формирование литературного стиля поэта. Знакомство и значение в его жизни Л. Брик.

презентация, добавлен 25.01.2015

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Особенности таких произведений русского поэта, как «Приказ №2 по армии искусств», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», предсмертного письма «Всем», поэма «Во весь голос».

презентация, добавлен 17.04.2011

Владимир Владимирович Маяковский и его ранние дореволюционные произведения. Крымские стихи Маяковского периода гражданской войны. Публичные выступления во время поездок. Маяковский и Советский Крым. Выступления перед больными в санаториях Евпатории.

курсовая работа, добавлен 16.11.2008

Тема любви в творчестве Владимира Маяковского. Описание глубины любви, величины страданий в его лирических произведениях. Автор с восхищением рассматривает специфику стиля, гиперболизм, грацозность лирики В.Маяковского.

сочинение, добавлен 03.06.2008

Экскурс в русскую классически поэзию, рассмотрение воплощения темы Родины в творчестве известных советских поэтов. Особенности воплощения патриотических мотивов в творчестве Владимира Владимировича Маяковского, посвященных СССР и зарубежным странам.

курсовая работа, добавлен 18.06.2014

Краткая биография В.В. Маяковского. Наиболее известные стихи. Споры, ушел ли поэт из жизни добровольно или был убит. Автограф смерти (предсмертное письмо поэта). О виртуозном расследовании экспертов рассказывает один из его участников А.В. Маслов.

презентация, добавлен 10.12.2010

Краткий биографический очерк жизненного и творческого пути Анатолия Вениаминовича Калинина — известного русского писателя, поэта, публициста, критика. Характерные черты и манеры его произведений. Перечень наиболее широко известных произведений писателя.

10 слов, которые придумал Маяковский

К юбилею великого поэта мы составили свой список из 10 самых экстравагантных плодов словотворчества Маяковского.

«Голоштанный» — такую характеристику наряду с «голодным» получил в поэме «Владимир Ильич Ленин» народ, которому предстояло сделать выбор между Советами и буржуем.

За «Дрыгоножество» получает дом фаворитка Николая II балерина Кшесинская — в той же поэме о вожде мирового пролетариата.

«Сердцелюдый» — так называет поэт подобие человека, говоря о возможных жителях Красной планеты в другой поэме «Про это» («Если Марс, и на нём хоть один сердцелюдый, то и он сейчас скрипит про то ж»).

«Испавлиниться» в каждом окошке должны были цветы в строках трагедии «Владимир Маяковский».

«Молоткастым» и «серпастым» паспортом, извлечённым из широких штанин, гордился на зависть миру поэт в знаменитых стихах об этом документе.

Эпитет «задолицая» применил Маяковский в «Ленине»: «Вокруг, с лицом, что равно годится быть и лицом и ягодицей, задолицая полиция».

«Мясомясой» и «быкомордой» оравой называл поэт толпу в ранних стихотворениях. Венец всего — «верблюдокорабледраконьи» эскадры в «Пятом Интернационале».

Конечно, этот список можно было бы расширить до нескольких десятков или сотен потрясающих лексических единиц, благо что литературное наследие юбиляра огромно и поражает своим разнообразием любого читателя.

Словотворчество Владимира Маяковского

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося советского поэта Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930 г.г.), родившегося 19 июля 1893 года в селе Багдады, недалеко от Кутаиси, в Грузии.
В 1910 году Маяковский становится студентом Строгановского училища живописи, ваяния и зодчества и сближается с футуристами. Футуристическая эстетика поэзии, полная бравады, откровенного эпатажа, нарочитых экспериментов со словотворчеством и игрой с рифмой отразилась в стихотворном творчестве молодого поэта.

Маяковский был в числе авторов первых футуристических манифестов — «Пощёчина общественному вкусу», «Садок судей П», «Идите к чёрту». Однако нигилистическое бунтарство футуристов не удовлетворяло поэта.

Первое знакомство В.В. Маяковского с Крымом состоялось в 1913 году, когда он вместе с группой футуристами, в числе которой был Игорь Северянин, совершил тур по Крыму с выступлениями перед публикой с лекциями и чтением стихов.

В лирике Маяковского предреволюционной поры слышны негодующе-сатирические интонации, осмеивающие уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагические интонации его стихов, связаны с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира».
В 1919 -1922 годах Маяковский активно работает в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), выпускает более 3000 агитплакатов для «окон» РОСТА и пишет поэму «150 000 000».

В 1922 году состоялась поездка Маяковского в Америку, поэт пишет цикл стихов об Америке.
В 1924 году пишет поэму «Владимир Ильич Ленин» и работает в газетах «Известия», «Комсомольская правда».
В 1924 году Маяковский снова приезжает в Крым, но не на отдых, а на «вторую работу», как он называет её в главе «1926-й год» поэмы «Я сам»: «…продолжаю прерванную традицию трубадуров и менестрелей. Езжу по городам и читаю: Новочеркасск…, Париж, Ростов. Ялта, Евпатория… и т.д.».

В Крыму Владимир Маяковский не только выступает перед публикой со своими новыми стихами, но и создаёт сценарии «Дети», «Слон и спичка» для Ялтинской кинофабрики.
Сопровождавший Владимира Маяковского Павел Лавут рассказал об одном из выступлений поэта на страницах евпаторийской городской газеты:
«Евпатория, клуб «Первое Мая». Открытая площадка заполнена целиком. Обладателям входных билетов некуда втиснуться. Курортники настроены шумно и весело. Маяковский в ударе: «Евпатория — это вещь!». Конечно, отдых на курорте в Евпатории для российских туристов более доступный и привычный, не только потому, что не так далёк, как Паттайя, но и потому, что Крым русскому человеку всегда был родным и близким по духу и по общей истории, веками связывающей русских людей с Крымом и Чёрным морем.
На следующий день Владимир Маяковский выступал в санатории «Таласса» для лежачих больных костным туберкулёзом. Эстрадой для выступления поэта служила терраса главного корпуса, а перед ней расположились больные на кроватях или на шезлонгах. Собрался весь медицинский персонал санатория, всего собралось человек 300.

Побывал Маяковский и в евпаторийской гимназии, и выразил своё удивление, как можно удержать детей за партами, как можно учиться, когда в окна классов гимназии заглядывает море и солнце! Всем жителям Евпатории известно стихотворение В.В. Маяковского, посвящённое Евпатории.

ЕВПАТОРИЯ
Чуть вздыхает волна,
и, вторя ей,
Ветерок
над Евпаторией.
Ветерки эти самые
рыскают,
Гладят
щеку евпаторийскую.
Ляжем
пляжем
в песочке рыться мы
бронзовыми
евпаторийцами.
Скрип уключин,
всплески
и крики —
развлекаются
евпаторийки.
В дым черны,
в тюбетейках ярких
караимы —
евпаторьяки.
И, сравнясь,
загорают рьяней
москвичи —
евпаторьяне.
Всюду розы
на ножках тонких.
Радуются
евпаторёнки.
Все болезни
выжмут
горячие
грязи
евпаторячьи.
Пуд за лето
с любого толстого
соскребет
евпаторство.

Очень жаль мне
тех,
которые
не бывали
в Евпатории.
3 августа 1928 г. Евпатория

Хожу,
гляжу в окно ли я —
цветы
да небо синее,
то в нос тебе
магнолия,
то в глаз тебе
глициния.

Под страшной
стражей
волн-борцов
глубины вод гноят
повыброшенных
из дворцов
тритонов и наяд.

Пылают горы-горны,
и море синеблузится.
Людей
ремонт ускоренный
в огромной
крымской кузнице.

Художник: Кондратенко Гавриил Павлович (1854 — 1924). Крым. Вид на море.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector