Заучивание наизусть

1. Прочитай стихотворение или прозаический отрывок «про себя».

2. Прочитай вслух.

3. Раздели текст на смысловые части (можно использовать деление на строфы).

4. Заучивай по одной части, повторяя вместе каждый раз ранее выученное и новую заученную часть.

5. Расскажи стихотворение или отрывок наизусть.

6. Повтори выученное перед сном и утром.

Как разучивать скороговорку

1. Прочитай медленно скороговорку.

2. Подумай, о чём в ней говорится.

3. Проговори медленно (два-три раза) трудные слова.

4. Какой звук повторяется в скороговорке?

5. Проговори скороговорку несколько раз тихо и медленно.

6. Проговори скороговорку быстрее.

7. Проговори ещё быстрее, увеличивая силу голоса, но не кричи.

Проект «А я знаю наизусть!»

Проект «А я знаю наизусть!»

Автор проекта: Лисаневич Ольга Николаевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 6» г. Перми

Проблемно – ориентированный анализ

Спросите себя – много ли вы сумеете сразу, без подготовки, прочесть стихов наизусть!
Оказывается, не больше 3-4, в лучшем случае это строчки А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», а в худшем – «Села муха на варенье…»
И педагоги, и большинство родителей знают и понимают, что стихи учить надо, это один из наиболее действенных методов развития детей. Детская память очень восприимчива, то, что выучил хорошо в детстве, запоминается на всю жизнь.

«Расскажи стихотворение наизусть…», — попросили мы детей своей группы. «Идет бычок качается…», «Наша Таня громко плачет» и еще отдельные строчки из сценария прошлого праздника. Некоторые ребята не смогли вспомнить ничего, а ведь этим ребятам уже 5 лет. Это проблема и ее необходимо решать. Так возникла идея проекта «А знаю наизусть!».

Заучивание стихотворных строк расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, совершенствует устную речь, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти.
Современные дети стихов учат мало, редко встретишь ребенка, который знает много стихов. Потом сетуют учителя и родители, что у детей плохая память.
В 5 лет дети уже могут выучить по 3-4 четверостишия. В детском саду, обычно к праздникам, поручают выучить несколько строк, но не все дети могут читать стихи наизусть при скопление людей. Поэтому надо заниматься с детьми в привычной и уютной для них обстановке: в группе и дома.
В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данном проекте объем для заучивания гораздо увеличивается, но с учетом возрастных особенностей детей.
Стихи вызывают интерес и быстро запоминаются. Заучивание стихов наизусть, это лучший способ развить память, а, следовательно, и способность ребенка к обучению, в целом. И когда у детей в дошкольном возрасте создан хороший запас выученного наизусть, в школе намного легче заучивать не только объемные стихи, но и разные правила, формулы.

Содействовать развитию произвольной памяти у детей 5-ти лет, на основе заучивания стихотворений.

Задачи:

— формировать интерес к художественной литературе.
— учить детей различным видам запоминания.
— знакомит детей со стихами русских и зарубежных писателей.
— создать благоприятную развивающую среду для заучивания стихотворений наизусть.
— развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь.
— формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное.

Художественная литература для реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» по программе «От рождения до школы». Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
учебно-методический материал (развитие речи, подготовительная группа) по теме

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть», «»Для чтения в лицах».

Скачать:

Вложение Размер
literatura_6-7_let.rar 86.85 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный список текстов для заучивания наизусть для детей

6-7 лет по программе «От рождения до школы»

(по выбору воспитателя)

  1. Я. Аким. «Апрель»; ……………………………………………………….….1
  2. П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака………. 2
  3. Е. Благинина «Шинель»……………………………………………………. 2
  4. Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»………………….….3
  5. С. Есенин. «Берёза»;……………………………………………………….….3
  6. С. Маршак. «Тает месяц молодой…»; ………………………………….….4
  7. Э. Мошковская. «Добежали до вечера»;……………………………………..5
  8. В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка»;……………………………………. 5
  9. А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»);.6
  10. Н. Рубцов. «Про зайца»;………………………………………………………6
  11. И. Суриков. «Зима»;……………………………………….…………………..7
  12. П. Соловьева «Подснежник»;…………………………………………………8
  13. Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»…………………………………………..8

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

«Скоро, скоро быть теплу!» — Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

П. Воронько «Лучше нет родного края », пер. с укр. С. Маршака

Облетел он сто земель.

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

— Почему ты шинель

Я у папы спросила, —

Почему не порвешь,

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

На спине, вон какая дыра,

— Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, —

Потому не порву, не сожгу, —

Отвечает мне папа, —

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

Н. Гарнет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел).

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

С. Есенин «Береза»

На пушистых ветках

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки

С. Маршак «Вот тает месяц молодой…»

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

Э. Мошковская «Добежали до вечера»

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

Видим: дальше бегать нечего:

В небе звездочка зажглась,

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… (из «Евгения Онегина»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень с печальным шумом

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

И под утро снегом

Темный лес что шапкой

И заснул под нею

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, —

Вот пришли морозцы –

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

Скажите, ведь, правда, что

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

  1. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей /Сост. В.В. Гербова и др. – М.: «Оникс», 2008. – 352с.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание « 2003г., №11, 100-104 стр.
  3. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. /Составители Рез З.Я., Гурович Л.М., Береговая Л.Б.- М., «Просвещение», 1990 – 431с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале представлены тексты художественных произведений для детей 6-7 лет по разделу «Дополнительная литература» ((сказки, поэзия, проза, литературные сказки) для реализации образовате.

Формирование коммуникативных и творческих способностей у дошкольников, через театральную деятельность и художественно-эстетическое развитие (аппликацию).

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение.

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

Планирование художественной литературы на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Непосредственно-образовательная деятельность по реализации образовательной области художественно-эстетическое развитие на тему «Волшебный витраж» с детьми подготовительной к шк.

Статья о том, как в наше время увлечь детей художественной литературой, не просто увлечь, а так чтобы это было с пользой.

Приёмы успешного запоминания стихов обучающимися с интеллектуальной недостаточностью

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Приёмы успешного запоминания стихов обучающимися с интеллектуальной недостаточностью.

Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка

Татарова Нина Владимировна, учитель русского языка

Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского

слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть

поэзия действует на них так же, как и музыка».

В детстве практически все вынуждены учить наизусть стихотворения. Такая практика – хорошая тренировка для мозга, ведь произвольное запоминание любого текста как нельзя лучше стимулирует память, дисциплинирует обучающихся. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Для детей с речевыми нарушениями, отличающихся низкими уровнем внимания, трудностями припоминания, сниженными вербальной памятью и продуктивностью запоминания, слабым развитием наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь, заучивание наизусть особенно актуально.

Заучивание стихотворений для школьников с нарушением интеллекта представляет большие трудности, но приносит огромную пользу: расширяется кругозор, рифма даёт возможность обрести внутреннюю гармонию, развивает память, формирует культурный уровень. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребёнка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание, овладение орфоэпией. Заучивание наизусть развивает речевой слух, формирует отчётливое произношение звуков и слов, интонационную выразительность, умение определять смысл логических ударений. Стихотворная речь лучше запоминается. Поэтические образы открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяют его кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение.

Заучивание стихов наизусть – один из испытанных приёмов развития речи, но легко запоминать стихи могут только дети с хорошей памятью. В это понятие входят объём запоминаемой информации, быстрота и точность запоминания, а также время хранения информации. В силу психофизических особенностей восприятия, внимания, памяти, речи, мыслительной деятельности умственно отсталые школьники испытывают сложности при заучивании стихов, запоминают их неточно, времени на их заучивание уходит очень много, а забываются они очень быстро.

Для облегчения запоминания предлагаемого материала можно использовать дополнительные приёмы, т.е. учить стихи с опорой на наглядно-иллюстративный материал и так называемый ассоциативный метод. Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживать последовательность действий и событий. Необходимо перевести словесную информацию в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому сделать это не очень трудно. Метод может применяться одновременно с иллюстративным или без него. В обоих случаях предлагается во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе её смысл в виде образов, как при просмотре мультфильма или картинки. Чтобы образы были максимально яркими и конкретными, можно использовать какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Можно предложить поэкспериментировать с образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т. п. Неизменной должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое упражнение является очень интересным, эмоционально насыщенным и полезным, способствует развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения. Содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения можно обозначить определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Чтобы речь ребёнка была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал. Через зрительные опоры-картинки материализуется содержание стихотворения. Данный подход помогает вспоминать сюжет и не путать в нём порядок событий, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его продуктивность.

На этапе заучивания стихотворения используется серия картинок – единый ряд зрительных образов, отражающих его содержание. На последующих этапах работы с целью усложнения иллюстрацию можно разрезать на отдельные картинки – фрагменты, позволяющие детям самостоятельно воспроизводить эту последовательность. Можно изменить порядок следования картинок с тем, чтобы дети самостоятельно восстановили последовательность событий в произведении. Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки-иллюстрации, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Более быстрому заучиванию стихов помогает предварительная подготовка к их восприятию (объяснение непонятных слов, рассматривание картинок, экскурсии, наблюдения в природе, зарисовки, кодировки стихов и др.). Вначале необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрой, музыкой. Можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, учитель называет жанр, автора, заголовок. После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.

После чтения детям даётся возможность пережить минуты эмоционального сопереживания, проводится анализ произведения. Это беседа о стихотворении, которая ведётся с опорой на текст: система вопросов, помогающая углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности). В ходе беседы у ребёнка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность ещё раз их послушать.

Повторно произведение читается с установкой на запоминание. После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и сам изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, учитель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи, разрешает в случаях забывания заглянуть в текст. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачной. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

Правила заучивания стихотворений наизусть.

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребёнка, нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, быть эмоционально насыщенным, позитивно окрашенным, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать ещё раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать всё стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Хороший эффект даёт прослушивание стихотворений в записи профессиональных актёров.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), визуалы (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приёмов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шёпотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для визуалов обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную на доске, бумаге. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чём будет идти речь дальше в стихотворении.

Не нужно требовать, чтобы ребёнок сразу запомнил и повторил всё стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объёму произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям, чтобы тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» памяти ребёнка. Хорошо в конце каждой четверти устраивать «театр», «концерт», инсценирование ранее заученных стихотворений, предварительно дав детям время для того, чтобы они вспомнили их, порепетировали дома.

Для заучивания стихов можно использовать такие приёмы:

— образец выразительного чтения наизусть учителя или исполнение актёра (как основной приём);

— подсказывание нужной интонации;

— напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;

— анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию.

— досказывание рифмующегося слова;

— чтение по ролям стихов, написанных в форме диалога;

— частичное воспроизведение текста всеми, если речь идёт от лица коллектива. Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четырёхстишие.

— драматизация с использованием масок, предметов, игрушек;

— сочинение коротких стишков по данным рифмам с тем, чтобы дети поняли и прочувствовали природу стихов: как они пишутся, какие бывают рифмы и т. д.

Способы заучивания наизусть:

1. Читаем вместе:

* кричим стихотворением друг на друга;

* начинаем громко и с каждой строчкой понижаем эту громкость, и наоборот;

* читаем по очереди по одной строчке (учитель-класс, ученик-класс, ученик-ученик).

Потом книжку можно закрыть, и всё то же самое проделать наизусть.

2. Всё стихотворение записывается на доске. Дети читают его вслух несколько раз. С каждым повтором одно из написанных слов стирается. Сюда же можно отнести способ заучивания стихотворения по первоначальным буквам каждой строки.

3. Игра с упорядочением слов

а) Готовится несколько комплектов карточек со словами заучиваемого стихотворения. На каждой карточке пишется одно из слов или знаков препинания, которые содержит этот стих. В каждом комплекте должны быть все слова и знаки препинания.

б) Можно заготовить отдельные комплекты карточек, если в игре принимают участие несколько групп. Поделить класс на две или более групп. Каждой группе вручается комплект карточек со словами разучиваемого стиха, предварительно их перемешав. Задача детей – расположить слова стихотворения по порядку. Выигрывает команда или группа, которая первой восстановит стихотворение в первоначальном виде. После того, как все группы расположат слова в правильном порядке, дети должны прочитать его вслух.

в) Готовится комплект карточек, которые перепутываются. Затем детям предлагается расположить по порядку слова стихов.

4. Как вариант визуализации текста стихотворения можно использовать «меловой рисунок» или «солетерапию»: выложить рисунок солью на столе, рассказать, что имелось в виду при рисовании, а затем по рисунку воспроизвести, о чём говорится в стихотворении.

5. Чтобы выучить стихи быстро, можно написать их, спеть, промаршировать.

6. Несколько раз переписать стихотворение на бумагу.

7. Изобразить, как бы происходило действие, описанное в стихотворении, в реальной жизни.

8. Во время заучивания отображать ритмический рисунок стихов при помощи хлопков, притопов, качания головой, дирижирования.

9. Методика тактильно-двигательного восприятия. Если ребёнок будет не только слушать и смотреть, но и всё трогать руками, то процесс заучивания пойдёт более продуктивно. Для лучшего восприятия информации можно предложить блюдце с бусинками или моток ниток. Читая стихи, ребёнок должен сматывать нитки в клубок или перекладывать бусины из одного блюдца в другое: одна строка — одна бусинка или оборот ниток. Затем необходимо предложить ребёнку повторить стихотворение, мысленно представляя, как наматывается клубок или перекладываются бусинки.

Желательно обучить ребёнка всем методам, способам и приёмам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. Необходимо отметить, что дети, использующие данные способы заучивания стихотворений, гораздо быстрее справляются с поставленной задачей.

«Если …. хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку… Призовите к участию осязание, обоняние, вкус. При таком дружном содействии всех органов вы победите самую ленивую память». (К. Д. Ушинский)

Житникова Л. М. Учите детей запоминать. М., 2000.

2. Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности. М, Дрофа, 2000.

3. Пунский В. О. Азбука учебного труда. М: Просвещение, 1988.

4. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. С. 102-115.

5. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2001.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: