Мастерство нтова в создании образа героя на примере любимого персонажа

Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании образа героя на примере любимого персонажа

Всякий раз, когда я беру в руки томик стихов Лермонтова, меня невольно охватывает чувство грусти и нежности, тоски и гордости. В русской литературе есть много прекрасных поэтов, но почему-то именно Лермонтов, его стихи и проза, его судьба воспринимаются как очень личное переживание. Почему же его сочинения вызывают столько чувств? Может, в этом и состоит мастерство художника?

Пятнадцатилетним мальчиком он написал «Монолог», в котором есть такие строки:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете,
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?

Через десять лет после «Монолога» он напишет роман «Герой нашего времени», где объяснит психологию своего поколения и покажет безысходность, на которую обречены его сверстники.

При необычайной сжатости роман отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики — социальной, психологической, нравственно-философской. Но проблема личности — центральная в произведении:

«История души человеческой. едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», — говорит в романе Лермонтов.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость — все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение; богатство проблематики сочетается с единством основной художественной идеи, которая развита в главном герое — Печорине.

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. В нем сконцентрированы особенности последекабрьской эпохи, когда, по словам Герцена, на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа. глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная. «.

В предисловии к роману автор сказал о своем герое: «Герой Нашего Времени, милостливые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Итак, заглянем в творческую лабораторию писателя и попытаемся понять, кто же он, герой лермонтовского времени, Григорий Александрович Печорин?

Образ главного героя объединяет все пять частей, входящих в роман, а впервые мы встречаемся с ним в повести «Бэла» и узнаем о нем из рассказа Максима Максимыча. По его описанию, это был молодой человек лет двадцати пяти, «. такой тоненький, беленький, на нем мундир был новенький. ». Эпитеты, которые использовал в своем повествовании Максим Максимыч, свидетельствуют об особо теплом отношении старого военного к молодому офицеру. Но одновременно он отмечает и противоречия характера Печорина: «Он был славный малый, только немного странен».

Немного времени понадобилось герою, чтобы к нему привязался мальчик-горец; удалось ему приручить и гордую черкешенку Бэлу. Но чем он им ответил? Не задумываясь, пожертвовал и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой.

Повесть небольшая, мы еще почти ничего не знаем о герое, но чувствуем, что встретились со сложным, противоречивым характером.

Противоречивость поведения Печорина, сложность его характера особенно ярко проявляется в «Княжне Мери», где рассказ о событиях ведет сам герой. Сколько ума, знания людей, душевных сил уходит на мелкую интригу: увлечь Мери, отомстить Грушницкому за испытанную однажды минуту зависти. Печорин не считается с чувствами людей, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: «. Первое мое удовольствие — подчинить своей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха. »

С другой стороны, в дневнике героя мы находим его искреннюю исповедь, в которой он открывает свои мысли и чувства, осуждая свои слабости и пороки. И перед нами уже другой человек: совестливый, ранимый и глубоко страдающий. «Я стал нравственным калекой», — признается он княжне.

В «Тамани» Печорин поражает нас своей кипучей энергией, постоянной жаждой деятельности. И снова перед нами сложная и противоречивая натура: эгоизм и чуткость к людям, безрассудные действия и глубокие размышления — все уживается в одном человеке.

В «Фаталисте» его волнуют философские вопросы: свободна ли личность в своих поступках и действиях, в чем ее предназначение. Впервые на страницах романа герой в минуту опасности рискует собой ради других; преодолев веру в предопределение, он обретает внутреннюю свободу. И хотя сам он относится к происшедшему иронически («вздумал испытать судьбу»), повесть выявляет сильные стороны его натуры, показывает возможности его духовного развития.

Писатель всесторонне анализирует личность Печорина, прибегая к сопоставлению его с другими персонажами романа. В отношениях с добрейшим и искренним Максимом Максимычем он проявляет черствость и безразличие; практичности Вернера противопоставлена романтичность его натуры; фальши и трусости Грушницкого — благородство героя. Благодаря раскрытию характерных черт центрального персонажа автор вызывает у читателя определенное эмоциональное к нему отношение — сочувствие или презрение, восторг или негодование.

Работая над образом Печорина, Лермонтов, как мы знаем, ставил перед собой задачу понять « историю души человеческой>>, заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. И все подчинено этой задаче: подбор героев, описания природы, композиция романа. Этой же цели служит портрет Печорина — первый психологический портрет в русской литературе.

Внешность героя как бы соткана из противоречий. С одной стороны, «. стройный стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способность переносить все трудности кочевой жизни. », а с другой — в нем проглядывалась нервическая слабость.

«Его походка была небрежна и ленива, но. он не размахивал руками — верный признак. скрытности характера. «. Небрежность — и сдержанность. Стройность, прямизна стана — и расслабленность. Все в нем противоречиво. Та же странность в лице. Глаза его «не смеялись, когда он смеялся»; взгляд Печорина «мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен».

Но сам о себе герой рассказывает, пожалуй, больше, чем кто-либо: «. во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустой день ото дня. ».

Таким образом, через внешность героя автор показывает его внутреннюю сущность, его нравственные качества. Этот прием нашел продолжение в творчестве многих наших великих классиков: Гоголя, Тургенева, Достоевского.

Полноценному, всестороннему раскрытию образа главного героя служат в произведении и пейзажные зарисовки.

Вспомним, например, как описывается дорога, когда Печорин и Вернер едут на дуэль. Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли. Борьба света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств в душе героя, увидеть лучшие качества его характера.

Своеобразна и композиция романа. Лермонтов изменил хронологию событий; благодаря такой последовательности знакомство с героем происходит постепенно, все глубже раскрывается перед нами душа Печорина.

Сначала о нем рассказывает Максим Максимыч. Во второй части рассказчик меняется, его роль подхватывает проезжий офицер, а далее роман продолжает «Журнал Печорина».

Если в первых двух главах Лермонтов показал героя извне, глазами других людей, то в трех последующих — изнутри, из дневниковых записей самого Печорина. И здесь мастерство писателя проявилось в том, что впервые в русской литературе герой был наделен способностью к глубокому самоанализу. Впоследствии Чернышевский указал на роль этого художественного открытия в формировании психологического анализа в произведениях Л. Толстого.

Самое большое достижение Лермонтова, по мнению критиков и исследователей его творчества, — глубинное раскрытие внутреннего мира натуры сложной, противоречивой. Творческий метод Лермонтова открывал перед литературой новые перспективы в художественном освоении сложной природы человека.

Мастерство писателя, оставившего нам психологический портрет героя своего времени, глубина художественного постижения многотрудного и противоречивого процесса становления личности определили непреходящее общечеловеческое значение этой, по выражению Белинского, «вечно юной книги».

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Мастерство Михаила Лермонтова в создании образа героя

Всякий раз, когда я беру в руки томик стихов Лермонтова, меня невольно охватывает чувство грусти и нежности, тоски и гордости. В русской литературе есть много прекрасных поэтов, но почему-то именно Лермонтов, его стихи и проза, его судьба воспринимаются как очень личное переживание. Почему же его сочинения вызывают столько чувств? Может, в этом и состоит мастерство художника?

Пятнадцатилетним мальчиком он написал «Монолог», в котором есть такие строки:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете,

К чему глубокие

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

Через десять лет после «Монолога» он напишет роман «Герой нашего времени», где объяснит психологию своего поколения и покажет безысходность, на которую обречены его сверстники.

При необычайной сжатости роман отличается исключительной насыщенностью содержания, многообразием проблематики – социальной, психологической, нравственно-философской. Но проблема личности – центральная в произведении:

«История души человеческой… едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», – говорит

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение; богатство проблематики сочетается с единством основной художественной идеи, которая развита в главном герое – Печорине.

Образ Печорина – одно из художественных открытий Лермонтова. В нем сконцентрированы особенности после декабрьской эпохи, когда, по словам Герцена, на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и непрерывная…».

В предисловии к роману автор сказал о своем герое: «Герой Нашего Времени, милостливые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

Итак, заглянем в творческую лабораторию писателя и попытаемся понять, кто же он, герой лермонтовского времени, Григорий Александрович Печорин?

Образ главного героя объединяет все пять частей, входящих в роман, а впервые мы встречаемся с ним в повести «Бэла» и узнаем о нем из рассказа Максима Макси-мыча. По его описанию, это был молодой человек лет двадцати пяти, «…такой тоненький, беленький, на нем мундир был новенький…». Эпитеты, которые использовал в своем повествовании Максим Максимыч, свидетельствуют об особо теплом отношении старого военного к молодому офицеру. Но одновременно он отмечает и противоречия характера Печорина: «Он был славный малый, только немного странен».

Немного времени понадобилось герою, чтобы к нему привязался мальчик-горец; удалось ему приручить и гордую черкешенку Бэлу. Но чем он им ответил? Не задумываясь, пожертвовал и князем, и Азаматом, и Казбичем, и самой Бэлой.

Повесть небольшая, мы еще почти ничего не знаем о герое, но чувствуем, что встретились со сложным, противоречивым характером.

Противоречивость поведения Печорина, сложность его характера особенно ярко проявляется в «Княжне Мери», где рассказ о событиях ведет сам герой. Сколько ума, знания людей, душевных сил уходит на мелкую интригу: увлечь Мери, отомстить Грушницкому за испытанную однажды минуту зависти… Печорин не считается с чувствами людей, он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других: «…Первое мое удовольствие – подчинить своей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха…»

С другой стороны, в дневнике героя мы находим его искреннюю исповедь, в которой он открывает свои мысли и чувства, осуждая свои слабости и пороки. И перед нами уже другой человек: совестливый, ранимый и глубоко страдающий. «Я стал нравственным калекой», – признается он княжне.

В «Тамани» Печорин поражает нас своей кипучей энергией, постоянной жаждой деятельности. И снова перед нами сложная и противоречивая натура: эгоизм и чуткость к людям, безрассудные действия и глубокие размышления – все уживается в одном человеке.

В «Фаталисте» его волнуют философские вопросы: свободна ли личность в своих поступках и действиях, в чем ее предназначение. Впервые на страницах романа герой в минуту опасности рискует собой ради других; преодолев веру в предопределение, он обретает внутреннюю свободу. И хотя сам он относится к происшедшему иронически («вздумал испытать судьбу»), повесть выявляет сильные стороны его натуры, показывает возможности его духовного развития.

Писатель всесторонне анализирует личность Печорина, прибегая к сопоставлению его с другими персонажами романа. В отношениях с добрейшим и искренним Максимом Максимычем он проявляет черствость и безразличие; практичности Вернера противопоставлена романтичность его натуры; фальши и трусости Грушницкого -благородство героя. Благодаря раскрытию характерных черт центрального персонажа автор вызывает у читателя определенное эмоциональное к нему отношение – сочувствие или презрение, восторг или негодование.

Работая над образом Печорина, Лермонтов, как мы знаем, ставил перед собой задачу понять «историю души человеческой», заглянуть в эту душу так глубоко, как никто до него не заглядывал. И все подчинено этой задаче: подбор героев, описания природы, композиция романа. Этой же цели служит портрет Печорина – первый психологический портрет в русской литературе.

Внешность героя как бы соткана из противоречий. С одной стороны, «…стройный стан его и широкие плечи доказывали крепкое телосложение, способность переносить все трудности кочевой жизни… », а с другой – в нем проглядывалась нервическая слабость.

«Его походка была небрежна и ленива, но… он не размахивал руками – верный признак… скрытности характера…». Небрежность – и сдержанность. Стройность, прямизна стана – и расслабленность. Все в нем противоречиво. Та же странность в лице. Глаза его «не смеялись, когда он смеялся»; взгляд Печорина «мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно спокоен».

Но сам о себе герой рассказывает, пожалуй, больше, чем кто-либо: «…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное, мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустой день ото дня…».

Таким образом, через внешность героя автор показывает его внутреннюю сущность, его нравственные качества. Этот прием нашел продолжение в творчестве многих наших великих классиков: Гоголя, Тургенева, Достоевского…

Полноценному, всестороннему раскрытию образа главного героя служат в произведении и пейзажные зарисовки.

Вспомним, например, как описывается дорога, когда Печорин и Вернер едут на дуэль. Сначала это широкий путь, освещенный слабыми лучами утреннего солнца, потом тропа сужается, солнце уже не проникает сквозь деревья. Эта картина победы тьмы над светом как бы предвещает мрачную развязку дуэли. Борьба света и тьмы в природе помогает понять борьбу чувств в душе героя, увидеть лучшие качества его характера.

Своеобразна и композиция романа. Лермонтов изменил хронологию событий; благодаря такой последовательности знакомство с героем происходит постепенно, все глубже раскрывается перед нами душа Печорина.

Сначала о нем рассказывает Максим Максимыч. Во второй части рассказчик меняется, его роль подхватывает проезжий офицер, а далее роман продолжает «Журнал Печорина».

Если в первых двух главах Лермонтов показал героя извне, глазами других людей, то в трех последующих -изнутри, из дневниковых записей самого Печорина. И здесь мастерство писателя проявилось в том, что впервые в русской литературе герой был наделен способностью к глубокому самоанализу. Впоследствии Чернышевский указал на роль этого художественного открытия в формировании психологического анализа в произведениях Л. Толстого.

Самое большое достижение Лермонтова, по мнению критиков и исследователей его творчества, – глубинное раскрытие внутреннего мира натуры сложной, противоречивой. Творческий метод Лермонтова открывал перед литературой новые перспективы в художественном освоении сложной природы человека.

Мастерство писателя, оставившего нам психологический портрет героя своего времени, глубина художественного постижения многотрудного и противоречивого процесса становления личности определили непреходящее общечеловеческое значение этой, по выражению Белинского, «вечно юной книги».

Томик стихов лермонтова

Когда открываешь томик Лермонтова и погружаешься в мир его удивительной, пронизанной безысходной грустью поэзии, то почему-то никогда не можешь представить его улыбающимся или спокойным. В памяти всплывает лицо с мрачными всезнающими темными глазами, в которых застыли одиночество и тоска. В чем же причина этого трагического разлада с жизнью? В несносном характере, в язвительном остроумии, которое он изливал на то, что вызывало его презрение и гнев? В судьбе, которая, рано лишив его родительской ласки, отказалась подарить ему встречу с женщиной, которая бы любила и понимала его, с теми людьми, которые могли бы стать друзьями-единомышленниками? В том времени, когда страх преследования стал нормой отношений между людьми? Не знаю. Может быть, все это причудливо сплелось и соединилось в этом сумрачном гении России.

Но, наверное, лучше всего скажут о душе поэта его стихи. Все нюансы, все оттенки одиночества находим мы в его поэзии. Пожалуй, наиболее конкретное понимание одиночества как заключения в тюрьме отразилось в стихотворении «Узник», которое было написано во время ареста Лермонтова за стихотворение «Смерть Поэта». Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта.

Одинок я &#151 нет отрады;
Стены голые кругом;
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем.

Одиночество в темнице обусловлено внешними обстоятельствами, которые не зависят от человека. Но почему же поэт бесконечно одинок даже среди горячо любимой им природы? Ведь красота ночного пейзажа так волнует и притягивает поэта, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже «пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит».

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Здесь настроение покоя и тишины вдруг резко прерывается, как от ощущения внезапной боли. Почему это происходит? Сам лирический герой задает себе тот же вопрос, пытаясь разобраться в причинах своей отъединенности от мира, своего одиночества. Торжественное величие ночи, в которой все полно гармонии, только обострило разлад в его душе, но в то же время этот слиянный мир красоты дарит ему мечту о соединении с природой и людьми, желание гармонии, стремление преодолеть противоречия в отношениях с окружающим. О чем же теперь мечтает герой, если не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего?

Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе, на новогоднем бале-маскараде, запечатленном в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире «бездушных людей», «приличьем стянутых масок», «давно бестрепетных рук» светских красавиц. Из царства фальши и пустоты он уносится мечтой в незабываемый мир детства. Память рисует ему милые сердцу картины: «сад с разрушенной теплицей», «спящий пруд», «высокий барский дом». Возвращение из мира грез в шумную, веселящуюся толпу делает одиночество героя особенно невыносимым и рождает «железный стих, облитый горечью и злостью». В этом стихотворении слышится гневный протест поэта против всего того, что делает его жизнь нестерпимой, обрекает его на одиночество.

В лирическом монологе «И скучно и грустно» уже нет взрыва эмоций. Как бы отрешившись от всяких чувств, герой смотрит «с холодным вниманьем вокруг», давая трезвую оценку своего нынешнего восприятия жизни. Каждая строфа этой лирической миниатюры называет одну из ценностей жизни, чтобы затем ее опровергнуть.

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят &#151 все лучшие годы!

Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Но в этих двух строчках поэт говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.

Любить. но кого же. на время &#151 не стоит труда,
А вечно любить невозможно.

Страсти тоже рано или поздно утихнут, «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Итак, герой лирического монолога приходит к безотрадному итогу: не остается в жизни вещей, не презираемых им. Значит &#151 опять одиночество, только оно.

Даже в неодушевленных образах природы воплощены мысли Лермонтова об одиночестве: «Белеет парус одинокий», старый утес стоит одиноко «и тихонько плачет. в пустыне», дубовый листок тоже «один и без цели носится по свету». Эти образы овеяны бесконечным одиночеством и тоской о счастье.

Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.

Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова

Приличьем скрашенный порок
Я смело предаю позору —
Неумолим я и жесток.
М. Ю. Лермонтов

Что такое для нас Лермонтов? Как объяснить то ощущение грусти и гордости, которое охватывает, когда открываешь томик его стихов? Почему его стихи, проза, его личная судьба воспринимаются миллионами людей как личное переживание? Я думаю, потому, что в Лермонтове очень много созвучных струн с каждым, кто серьезно относится к жизни и своему собственному достоинству.
Как и Пушкин, Лермонтов очень рано стал осознавать себя как поэт. В ряде своих стихотворений Михаил Лермонтов говорит о себе как о “певце свободы” с пылкой и деятельной душой. “А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой. ” — пишет поэт. Молодая мятежность Лермонтова, необъяснимая зрелость его мысли, точность зрения и вдохновенный талант — это дар свыше, поэтому Лермонтова можно считать избранником. Герцен, почти ровесник Лермонтова, называл свое поколение “отравленным с детства”. Если лицеист Пушкин рос в атмосфере страстных споров о будущем России, а юноши его поколения верили, что это будущее зависит от них, от их ума, таланта, деятельности, то Лермонтов, родившись позже на пятнадцать лет, становится центром внимания передовых людей в самые тяжелые годы реакции. Надежды на конституцию, республику, свободу рухнули. Царь Николай I твердо запомнил уроки 14 декабря 1825 года. Он не только отправил декабристов на виселицу и каторгу, но и принял все меры к тому, чтобы их дело не возродилось. Ровесники Лермонтова не могли мечтать о какой-либо деятельности, потому что любая деятельность в эпоху Николая I сводилась к повиновению. Нужно было быть очень смелым и мужественным человеком, чтобы в лицо кинуть им слова: “Вы, жадною толпой, стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!”
Лермонтов-поэт не побоялся расправы над собой, в один день он стал знаменит, написав стихотворение, посвященное смерти Пушкина. “Смерть поэта” — это гневный протест, самый настоящий обвинительный акт стоящим у трона “Свободы, Гения и Славы палачам”. Гениальное стихотворение Лермонтова перекликается с его стихотворным откликом на смерть другого поэта, близкого Лермонтову по дружеским связям и творчеству — Одоевского. Одоевский был опальный поэт. По мнению большинства, жизнь должна идти тихо, без бурь, но мятежный дух Лермонтова прорвал эту ужасающую “тишину”. Он страстно обращается к своему поколению, упрекая его в бездействии. В стихотворении “Дума” поэт пишет:

Печально я гляжу на нагие поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

“Дума” заканчивается предсказанием о строгом суде грядущих поколений. Идейно стихотворение близко к взглядам декабристов. Как и “Смерть поэта”, оно произвело сильнейшее воздействие на умы и сердца современников. В стихотворении “Поэт” Лермонтов говорит о роли поэта в обществе, он напоминает о том времени, когда могучие слова поэта воспламеняли бойца для битвы и звучали, “как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных”. Печатать Лермонтова было опасно. Редактор Краевский, напечатав ряд его стихотворений, сидел, как на кратере вулкана, ожидая ареста со дня на день. Журнал “Отечественные записки” был самым популярным, потому что он, хотя и с риском, печатал Лермонтова.
Лермонтов четко дал характеристику своему обществу: “Перед опасностью позорно-малодушны, и перед властию — презренные рабы”. Реакционная критика обвинила поэта в том, что он не любит русский народ и клевещет на молодое поколение. Лермонтов ответил своим идейным противникам стихотворениями “Как часто, пестрою толпою окружен. ” и “Родина”. Он писал: “О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. ”
Бабушка Лермонтова, безумно любившая внука, постоянно сокрушалась, зная, что его ждет трагический конец и что он со своим мятежным характером не умрет своей смертью. Она говорила: “Бедный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он так и остался неисправимым чудаком”. Но кто-то же должен говорить правду! Поэт должен будить людей для лучших дел, а не увлекаться призрачной мишурой.
Лермонтов четко знал свой путь, его мятежный дух не мог смириться с унылой действительностью. Он пишет:

Нет, я не Байрон, я другой.
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

В стихотворении “Пророк” звучит протест против непонимания поэта обществом. Лермонтов рассказывает о том, какова оказалась судьба поэта-пророка: его обличительные речи и высокие призывы встретили враждебное отношение со стороны людей, погрязших в “злобе и пороке”. Жажда свободы и недостижимость ее — важная тема лирики Лермонтова. Полемизируя с пушкинским “на свете счастья нет, но есть покой и воля”, Лермонтов утверждает, что нет ни счастья, ни покоя. Поэт, чувствуя себя одиноким в мире, не веря ни в дружбу, ни в любовь, считает жизнь “пустой и глупой шуткой”.
В то же время Лермонтов пишет “Бородино”, которое стало гимном русским богатырям, отдавшим свою жизнь за родину. Позднее Лев Толстой сказал, что без этого произведения не было бы “Войны и мира”. Лермонтов протестует против бесцельной и бездумной жизни, темы его произведений разнообразны и глубоки по внутреннему содержанию. Он был патриотом. В стихотворении “Родина” он писал: “Люблю Отчизну я, но странною любовью. ” Высоко Лермонтова оценил Чехов. Чехов писал: “Я не знаю языка лучшего, чем у Лермонтова. У него я учился писать”. Многие стихи Лермонтова принадлежат к шедеврам мирового искусства.
У поэта трудная судьба. За свои дерзкие стихи М.Ю.Лермонтов не только оказался в опале, но за ним был установлен негласный надзор. Сам граф Бенкендорф внимательно следил за его творчеством. Бабушка Лермонтова очень часто обращалась к Бенкендорфу с просьбой помочь, когда Михаила отправляли в очередную ссылку. “Не дождаться мне, видно, свободы, а тюремные дни, будто годы, и окно высоко над землей, и у двери стоит часовой”, — писал Лермонтов. Высоко творчество Лермонтова оценил Гоголь, восклицая: “Где же истинные люди на Руси? Как горька судьба писателя и поэта, ополчившегося против зла”.
Подводя итог, можно сказать, что каждая мысль Лермонтова бередит душу, каждое слово звучит как набатный звон в мертвой тишине русского царства. Поднять голос в защиту свободы в годы реакции, когда всякая общественная мысль замирала, — это значило проявить большое гражданское мужество и смелость. До конца своей жизни поэт был верен выбранной теме, боролся за свободу личности и свободу своей Родины. В этом сказался мятежный дух Лермонтова.

11149 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Мятежный дух лирики М. Ю. Лермонтова

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector