Мастерство Крылова-баснописца

Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это выразилось не только в оригинальной трактовке традиционных сюжетов, но прежде всего в том языке, которым написаны басни. В языке крыловских басен ослепительно проявилась живая народная речь. Именно благодаря басням Крылова она стала осознаваться как один из необходимых источников русского литературного языка.

Басня согласно определению из словаря — это «краткий рассказ, имеющий иносказательный смысл». В целях иносказания баснописцы разных времен использовали образы зверей и более того предметов. По художественным, а изредка и по цензурным соображениям на смену людям в басне приходят животные, наделенные отдельными человеческими чертами: трусостью, храбростью, добротой, мужеством и др. Такие образы животных, олицетворяющих какую-то одну черту человеческого характера, обширно использовали в своих баснях Эзоп, Федр, Лафонтен, Лессинг. Крылов наследовал эту традицию у своих предшественников. Чтобы понять, что нового привнес И. А. Крылов в басенный жанр, обратимся сначала к тому, что использовал он из опыта своих предшественников.
Аллегория пришла в литературу из фольклора, притчи, сказки, особенно сказок о животных, где действовали традиционные персонажи, — такие как лиса, медведь, заяц, волк. Каждый из них был заведомо наделен определенной чертой характера. Прием аллегории использовали классицисты, например, в одах. Крылов соединил опыт использования этого приема разными литературными жанрами в одно целое. Басенный муравей — олицетворение трудолюбия («Стрекоза и муравей»), свинья — невежества («Свинья под дубом»), ягненок — кротости, как «Агнец Божий» («Волк и ягненок»).

Иван Андреевич Крылов считал, что искоренить пороки человечества можно через их осмеяние. В его баснях высмеиваются жадность, невежество, чушь. Но Крылов по сравнению с Эзопом и Лафонтеном не ограничивается только простыми аллегориями. Образы животных у Крылова играют бо^Лее важную роль — они несут в себе не только отдельные черты, но и целые характеры. Басни Крылова имеют не только бытовой характер, чисто бытовыми можно назвать лишь некоторые из них.

У Крылова есть исторические и социальные басни, в которых образы животных получают совсем другое назначение. Прежде всего эти басни также высмеивают людские пороки через аллегорические образы животных Но во многих исторических баснях в персонажах животных угадывается уже целый характер, дается намек на определенного человека. Например, в басне «Воспитание Льва» Лев-отец — не только воплощение силы, мужества. Он ещё и царь зверей, это создает в басне определенный подтекст (имеется в виду воспитание Александра I швейцарцем Лагарпом). Лев-отец выступает в этом месте не только как мрачный царь, но и как заботливый, но недалекий отец, который поручил воспитание своего сына птице, забыв о том, что царствовать-то сын будет над зверями. В образе льва-отца обрисован целый характер, со всеми его достоинствами и недостатками, а не одно лишь какое-нибудь свойство человеческой натуры.

В баснях «Волк на псарне» и «Щука и кот» уже можно вещать не столько об аллегории, сколько о метафоре. В этих двух баснях под образами волка и щуки подразумевается Наполеон. Можно продолжительно вещать, что Наполеон был хитер, ловок, умен, умел быстро и ловко приспосабливаться к ситуации. Но он не рассчитал своих возможностей и попал «на псарню» вместо «овчарни». Соотнеся образ волка со всем аллегорическим смыслом басни, мы сразу угадываем в нем завоевателя Наполеона. Но при этом образ волка никак не сужается до изображения конкретного человека, он настолько широк и всеобъемлющ, что басня не теряет своей ценности и за пределами контекста эпохи.

Образы животных у Крылова можно сравнить с образами животных в сказках Салтыкова-Щедрина, где подчас, не зная исторической подоплеки, трудно угадать назначение этого образа в произведении.

Теперь можно сделать вывод, что человек не отделим от своего социального положения, поэтому образы животных можно классифицировать как метафоры определенных социальных уровней. Цари, вельможи, чиновники, «маленькие люди» также нашли свое метафорическое отражение в образах животных у Крылова. Например, в басне «Лев и барс», где лев и барс — выходцы из высших слоев общества, лиса и кот — из чиновничества. Сюда же можно отнести басню «Волк и ягненок». «Усильного вечно бессильный виноват», — гласит мораль этой басни. Образ ягненка использован не только как «Агнец Божий» — аллегория слабости и беззащитности. Этот образ ещё и предстает как метафора определенного социального уровня, быть может, мелких чиновников.

Иногда Крылов иронизирует не только над социальными пороками (басня «Две собаки»), но и над самой опорой социальной лестницы — государственными институтами, и для этого также используются образы животных. Примером может служить басня «Квартет», где пародируется государственный совет, созданный в 1801 году, и его четыре департамента, возглавляемые «Проказницей мартышкой, Ослом, Козлом И косолапым мишкой». Что же ожидает такой квартет-совет в будущем, если в его главу поставлена более того не свора собак, а как раз разные животные?

Итак, обширно используемые Крыловым образы животных с разными характерами указывают на реалистическую основу крыловской басни. Реализм Крылова, связь его басен с народной основой придает его басням русский, национальный дух. Образы животных, которые подчас на иллюстрациях бывают изображены в русских национальных костюмах, несут в себе сатирическую типизацию черт русского национального характера.

Крылов использует прием индивидуализации речи персонажа. Баснописец вкладывает в уста животных отдельные элементы разговорной речи разных сословий того времени, например, в басне «Стрекоза и муравей» муравей говорит: «Кумушка, мне странно это», «Так поди же, попляши». Стоит обратить чуткость и на ритмику этой басни. Образ попрыгуньи-стрекозы создается особым «прыгучим» размером — хореем. Крылов также обширно применяет звукопись для создания «звукового» образа животного. Например, в басне «Змея» инструментовка на шипящие звуки и «з», в басне «Мор зверей» повторение звуков «м», «у», «ы».

Ориентация Крылова на русскую разговорную речь наглядно проявилась в его баснях благодаря введению в них образа рассказчика. Повествование о действиях персонажей ведется в определенной манере, ясно различим личностный тон рассказчика с присущими ему формами и оборотами речи.

Вот «Лебедь, Рак да Щука», взявшись за дело, «из кожи лезут вон», вот «Механик пуще рвется», чтобы открыть Ларец, вот лягушка, захотевшая сравняться с Волом, первоначально стала «топорщиться, пыхтеть», а далее «С натуги лопнула и — околела». Бедняк, увидев Смерть, «оторопел». Моська появляется «отколе ни возьмись».

Встречаются баснях такие обороты: «зима катит в глаза», «с ним была плутовка такова». Язык рассказчика басен — просторечно-фамильярный. Рассказчик как бы пребывает среди своих персонажей, говорит о них, как о знакомых, дает им прозвища: «попрыгунья-Стрекоза», «проказница Мартышка» , «Повар-грамотей», «механик-мудрец». Иногда в самих обращениях уже выражено отношение рассказчика: «мой бедный соловей», «бедный Фока мой», «мой хитрец» («Волк на псарне»).

Но приближение к персонажам не мешает одаривать им справедливую опенку: «Избави, Бог, и нас от этаких судей», «Кто про свои дела кричит всем без умолку, В том, верно, мало толку». Бывает, что рассказчик принимает позу хитрого простачка: «Кто виноват из них, кто прав — судить не нам, Да только воз и ныне там». Это как раз и есть то «веселое лукавство ума», о котором писал Пушкин.

Народные начала речи, звучащие в баснях Крылова, убедительно подтверждаются использованием в них пословиц и поговорок: «Запели молодцы, кто в лес, кто по дрова». («Музыканты»).

То, что в языке басен Крылова растворились народные выражения, составляет одну его особенность. Другую представляет обратное явление. Многие выражения из басен стали восприниматься как пословицы. «А Васька слушает, да ест»; «А ларчик просто открывался»; «Слона-то я и не приметил»; «Соседушка, я сыт по горло», — отпирается Фока. Мы проворно представляем себе людей среднего сословия, их настроения и чувства.

Приемом речевых характеристик Крылов пользуется постоянно. Яркие примеры находим в баснях «Любопытный», «Кошка и Соловей», «Кот и Повар». Особенно мастерски передал Крылов слова Лисицы, выражающие тонкую лесть Вороне. Если сравнить разработку этого сюжета у Тре-дьяковского, Лафонтена, то последний пример наглядно продемонстрирует, что совершенствование басни шло как раз по языковой, стилистической линии. В комплиментах Лисицы сквозит ирония. Иронией проникнуто авторское повествование. Это добавляет жизненности, создает условия для более трезвого вывода. Язык, речь героев действует на усложнение сюжета басни, это приводит к углублению ее смысла.

Часто встречающиеся в басне интонации устной речи ни в коей мере не выводят ее из области письменности, словесного искусства. Басни Крылова — стихотворные произведения, на которые распространяются законы поэзии.

Разговорный язык басни способствует тому, что ее можно представить как маленькую комедию. Комизм ситуации часто дополняется комизмом языка. Непременное условие басни — действо подчеркивается частыми глагольными рифмами. Рифма у Крылова несет смысловую нагрузку.

Две Бочки ехали, одна с вином,

Здесь рифма соединяет как раз те слова, которые определяют предмет рассмотрения в басне. На ее примере покажем средства художественной выразительности языка Крылова. Рассказ представляет нам фантастическую картину: по городу едут сами по себе две бочки, одна — плавно, другая — несется и гремит. Если принять условность ситуации, то все выглядит полностью натурально: пыль столбом, прохожий жмется к стороне. Но во второй части басни прямо пишется о людях, которые «про свои дела кричат». Затем четко формулируется .мораль: «Кто делов истинно — тих часто на словах». И

дальше: «Великий человек. думает свою он крепку думу Без шуму». Это

«без шуму» точно повторяет слова из характеристики движения полной бочки, что устанавливает не только идейную, но и образную связь между ней и человеком деловым. Возвращаясь к началу рассказа, мы осмысляем его уже на другом уровне. Бочки оказываются условными предметами, обозначающими человеческие качества. Но это аллегорическое высказывание содержит добавочный метафорический компонент, который мы осознаем после прочтения всей басни. Метафорическое важность пустой бочки в данном контексте осмысляется применительно к пустому человеку, болтуну. Вся басня построена на сопоставлениях.

В басне «Слон на воеводстве» метафора оказывается главным выразительным средством рассказа. Реализация ее буквального смысла создает движение и комизм басни.

На примере басни «Две Бочки видна роль разностопного ямба, которым пользовался Крылов во всех своих баснях. В данном случае это выделение существенных моментов рассказа. С той же функцией мы встречаемся в баснях «Волк и Ягненок», «Крестьянин и Смерть», «Крестьяне и Река». Другими его функциями являются передача интонаций активный речи («Кот и Повар», «Обоз») и стремительного развития действия («Волк на псарне»).

Вольный ямб Крылова отражал жизненное разнообразие, представшее в его баснях. Оно сказалось ещё в расширении жанровых границ басни. Так, в басне Осел и Соловей» описание пения соловья дано языком, свойственным идиллии. Жуковский находил у Крылова «два стиха, которые не испортили бы никакого описания. в эпической поэме». Он же с восхищением отмечал его искусство изображения различных предметов. При описании мухи стихи «летают совместно с мухой». Стихи о медведе как бы тянутся, длинные слова передают медлительность и тяжесть медведя.

В своих баснях не забывал Крылов и звуковую сторону стихов. Возьмем, например, басню «Листы и Корни». Две части басни, соответствующие монологам Листов и Корней, подчеркиваются различным подбором звуков. Из восемнадцати стихов первой части только четыре не содержат звука «л», а в пяти стихах тот самый звук повторяется не по одному разу. Во второй части выделяются звуки «к», «р», «н», «п», «т». Противопоставление Листов и Корней дополнительно подчеркивается на фонетическом уровне. Так у Крылова и звуковой состав слова может нести смысловое важность.

Встречаются у Крылова, правда, не очень часто, такие речевые приемы, как сравнение и синекдоха. Например, в басне «Ворона и Курица»:

Тогда все обитатели, и малый и большой.

И вон из стен московских поднялися,

Как из улья пчелиный рой.

Для характеристики языка басен Крылова можно ещё указать факт употребления необычного названия обычных предметов. Так, в нескольких баснях Крылов вместо «Ворона» говорит «вещунья»

Все вышесказанное позволяет заключить, что великий баснописец решил задачу сочетания народных элементов со структурой поэтической речи, благодаря чему привнес существенный вклад в формирование русского литературного языка и поднял русскую басню на небывалую высоту.

В то же пора Крылов обогатил русскую басню новыми реалистическими образами животных. Русский баснописец разработал принципы реалистической типизации, без которых невозможны были бы емкие сатирические образы животных у Салтыкова-Щедрина и вообще все дальнейшее движение русской литературы по пути изображения русского национального характера.

Квартет

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет! —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

«Квартет»

Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16-17 веках и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

Квартет

1) В сценическом искусстве гармоническое сочетание всех компонентов спектакля, подчиненных единому замыслу.

2) Группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.

Басня

Самцы весят до 60-65 кг, матки — около 40 кг. Плодовитость 1-2, иногда до 5 козлят. Удои до 550 кг молока в год, настриг шерсти до 6 кг, начес пуха до 0,5 кг. Количество пород коз сравнительно невелико.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

И сели на лужок под липки —

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Мартышки обитают в тропических лесах Африки к югу от Сахары. Длина их тела 32-87 см, длина хвоста 36-87 см. Сложение мартышек изящное, туловище удлиненное. У большинства очень большие защечные мешки, в которых обезьяны могут прятать разные съедобные и несъедобные вещи. Самцы обычно крупнее самок и нередко ярче окрашены. В целом окраска мартышек яркая: черных, рыжих, белых и зеленых тонов. Волосяной покров без подшерстка, почти полностью покрывает тело и хвост, более редкий на груди и животе. Лицо, ладони, подошвы, седалищная область оголены. При передвижении по деревьям пользуются всеми четырьмя конечностями. Всеядны.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдёт уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он всё-таки на лад нейдёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет, —

1) Домашний осел или ишак одомашнен в верхнем неолите, 5–6 тысяч лет назад в Египте и Эфиопии задолго до лошади и долгое время был основным транспортным животным. Его используют для перевозки грузов под вьюком и в упряжи в странах с сухим жарким летом и короткой зимой, в Африке, Азии и Америке. Эти копытные плохо переносят холод и затяжные дожди. Осел вынослив, неприхотлив к кормам, меньше подвержен заболеваниям и живет дольше, чем лошадь. В образовании домашней формы участвовали, очевидно, оба подвида дикого осла. Ишак довольно изменчив по окраске и размерам. Встречаются белые, черные, коричневые и серые ослы всех оттенков. Могут быть гладкошерстные, длинношерстные и курчавые. С давних времен известны помеси осла и лошади — мул и лошак.

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А всё-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

1) Графические знаки для записи музыкальных звуков.

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей. —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)

И чуть ниже оставьте комментарий.

Вступайте в группы, чтобы не пропустить новости:

Найти ещё что-нибудь интересное:

Есть что сказать, дополнить или заметили ошибку? Поделитесь!
Когда-нибудь Ваши дети [en] -внуки зайдут сюда и увидят знакомое имя.

Спам, оскорбления, сквернословие, SEO-ссылки, реклама, неуважительное обращение, и т.п. запрещены. Нарушители банятся.

Квартет

(либретто комической мини-оперы по мотивам басни Ивана Андреевича Крылова)

Продолжительность спектакля: 15-20 минут; количество актеров: от 5 до 15.

Ноты и миди-файлы для этого спектакля вы можете прочесть, прослушать и скачать здесь: Ноты для мини-оперы «Квартет».

Мартышка
Осёл
Козел
Медведь
Соловей
Хор зверей и птиц

На первом плане слева дерево, справа куст, посередине пенек-сцена. На втором плане поле и лес вдалеке. Сумерки. На пенек садится Соловей. Во время его песни на поляну выходят послушать звери и птицы с ними Мартышка, Козе, Медведь и Осел, но вместе с хором они не поют, только слушают.

Светят безмятежно звезды. А-а-а!
Где ты, ангел нежный, грез моих звезда?
Одинокой ночью грустно Соловью.
Нет тебя, но хочет сердце петь: «Люблю!»
В сумерках рассвета. А-а-а-а-а!
Не томи с ответом, прошепчи мне «Да!»
Распахни сердечко нежное свое
И тогда мы вечно будем петь вдвоем!
А с тобой в разлуке сердце рвет тоска –
Я умру от муки! А-а-а-а-а!

Хор зверей и птиц

Соловей! Соловей!
Спой нам песенку с ветвей!
Соловей-соловушка –
Звонкая головушка!
Голосок хрустальный
Нежный и печальный
Лейся-лейся звонко,
Широко и тонко,
Тьму, как лучик рассекай,
Пой всю ночь, не умолкай!

Спят у речки ивы. А-а-а-а-а!
Льнет неторопливо к берегу вода.
А-а-а! … но эхо спит – ответа нет,
Лишь печальный месяц сторожит рассвет.
Что ж ему грустится? А-а-а-а-а!
В думах серебрится девица-луна.
Чувствам потаенным сердце отдано,
Но двоим влюбленным встречи не дано.
Так и я ночами без тебя грущу
В темноте очами глаз твоих ищу.
Неба край алеет. О, моя звезда,
Прилетай скорее. А-а-а-а-а!

Хор зверей и птиц

Соловей! Соловей!
От опушки до полей,
От реки до озерца
Нет прекраснее певца!
Голоса нет звонче,
Чище нет и тоньше.
Соловей! Соловей!
Спой нам песенку с ветвей!

Хоть просьбой я польщен, друзья,
Но слишком долго петь нельзя.
Концерт продолжу на закате,
А на сегодня песен хватит.

Соловей раскланивается и улетает со сцены. Звери и птицы расходятся. На поляне остаются только Мартышка, Козел, Медведь и Осел.

Зазнайка! Просто нету сил!

Мог спеть бы, раз весь лес просил!

Вот если б петь могла бы я,
То пела б лучше соловья!

И я бы пел, когда б умел!
Пел от восхода до зари!
Но слуха нету, хоть умри!

Но слуха нету, хоть умри!

Но слуха нету, хоть умри!

Медведь, Козел и Осел (хором)

Но слуха нету, хоть умри!

Не огорчайтесь, господа –
Нет слуха – это не беда!

Мартышка начинает танцевать.

Скучно в мире сложном
Истин непреложных,
Где все смотрят строго,
Где так правил много,
Где зимой и летом
Лишь одни запреты:

Медведь, Осел и Козел (хором)

Не умеешь – не берись!
Не сарделька – не варись!
Кашу не клади в компот!
Не влезай, а то убьет!

Я хочу жить в мире,
Где границы шире,
Где нет слова «сложно»,
«Поздно», «невозможно»,
Где меж чудесами
Выбираем сами:

Медведь, Осел и Козел (хором)

Хочешь взяться – так берись!
Быть сарделькой – так варись!
Кашу положи в компот!
Залезай и пусть убьет!
Хоть безногий, хоть глухой
Всё равно танцуй и пой!
Танцуй и пой!
Танцуй и пой!
Танцуй и пой!

Мартышка, Козел, Медведь и Осел весело пляшут на поляне.

Козел и Мартышка

Мартышка, Козел и Медведь

Козел, Мартышка и Медведь!

Мартышка, Осел и Медведь

Осел, Мартышка и Медведь!

Мартышка, Козел и Медведь

Козел, Мартышка и Медведь!

На это стоит посмотреть!

Мартышка, Осел, Козел и Медведь

Мы будем петь! Мы будем петь!

Такой составился квартет,
Что в целом мире лучше нет!
И нам дебют необходим.

Осел, Козел и Медведь

Концерт дадим! Концерт дадим!

С нами на поляне вместе веселиться.

Будут днем и ночью песенки вам петь

Мартышка, Осел, Козел и Медведь

Ослик и Мартышка, Козлик и Медведь!

На поляну выходят звери и птицы.

Я вам обещаю, милые друзья,
Что споем мы песни лучше соловья!

Мартышка раздает участникам квартета музыкальные инструменты. И они рассаживаются на сцене.

Сбежался слушать нас весь лес!

Я так волнуюсь, аж облез!

Ну, хватит вам, друзья, стенать –
Пора концерт наш начинать!

Во время концерта Мартышка, Осел, Козел и Медведь ужасно фальшивят.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: