Маша Миронова- нравственный идеал на Честь- хорошая, незапятнанная репутация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmou-schrkar.ucoz.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие.» — Транскрипт:

2 Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина

3 Честь- хорошая, незапятнанная репутация. Репутация- общественная оценка. Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе. Совесть- чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми

4 Расскажите о своём первом знакомстве с Машей Мироновой. Какое впечатление она на вас произвела? А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне? Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

6 Права ли Василиса Егоровна в оценке своей дочери? Наша задача проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

8 Почему Маша отказывается выйти замуж за Петра Гринёва без благословления родителей? Любит, но отказывается. Как это её характеризует? Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

9 А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день.По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке- Емельян Пугачёв и Пётр Гринёв. Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачёвым? Чего он боялся? Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

11 Озлобленный и униженный Швабрин выдал Машу самозванцу, а Гринёва обвинил в том, что тот солгал Пугачёву. Сейчас должно всё решиться: либо Гринёв с Машей погибнут, либо… Что же спасает Гринёва и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачёв усомнился было в прямодушии молодого офицера? Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

12 В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачёв- относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринёв.

13 Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба- блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…» А как же повёл себя Пугачёв в отношении П.Гринёва и М.Мироновой?

14 Отнёсся серьёзно к их чувству: «Возьми себе свою красавицу, вези её куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь» Прочитайте эпиграф к 12 главе. Как он соотносится с Машей? Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачёва?(«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь»

15 Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в её любви к Гринёву? Какой мы её увидели в начале повести и в конце ( в гл.14)?

17 Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод её поездки в Царское Село и встречи с Екатериной ?

18 Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

19 Маша Миронова- нравственный идеал автора (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота). Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идёт не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство

20 Почему произведение о далёких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?

21 Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекс чести

22 Домашнее задание: Отрывок наизусть Ответить письменно на вопрос: «Что есть нравственная красота в вашем понимании?»

Календарно-тематическое планирование по литературе 8 класс учебник ВЯКоровиной

№ урока

Тема урока

Основные виды деятельности

Формы контроля

Дата проведения

Примечание

по плану

фактически

1 четверть – 18 часов

Введение. Литература и история.

Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа, составление тезисов лекции, плана статьи

Тезисы лекции, план статьи учебника

Устное народное творчество.

Отражение жизни народа в народных песнях.

Лирические песни «В темном лесе…», «Уж ты ночка, ночка темна…», «Вдоль по улице метелица метет…».

Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика.

Особенности художественной формы фольклорных произведений.

Беседа, выразительное чтение, комментирование художественного текста

Предания как исторический жанр русской народной прозы.

«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».

Особенности содержания и художественной формы народных преданий.

Чтение, ответы на вопросы, сопоставление преданий и сказок

Выразительное чтение наизусть

Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты).

Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

Особенности содержания и формы воинской повести и жития.

Чтение по ролям, комментирование текста

Составить словарик устаревших слов

«Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения.

Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Урок внеклассного чтения

Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены).

Слово о писателе.

Сатирическая направленность комедии.

Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

Чтение, ответы на вопросы, инсценирование

Ответы на вопросы учебника (письменно)

Анализ эпизода комедии

Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя).

Особенности анализа эпизода драматического произведения.

Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Комментирование текста, подбор реплик, характеризующих главных персонажей комедии

Письменная речевая характеристика Простаковой, Митрофана, Скотинина

Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века»

(на примере 1—2 произведений).

Урок развития речи

И. А. Крылов. Слово о баснописце.

Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков

Беседа, выразительное чтение

Выразительное чтение басни наизусть

И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа.

Урок внеклассного чтения

К. Ф. Рылеев. Слово о поэте.

Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей.

Тема расширения русских земель.

Образ Ермака Тимофеевича.

Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ.

Понятие о думе. Характерные особенности жанра.

Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева.

Практикум. Анализ стихотворения

Выразительнее чтение стихотворения наизусть

А. С. Пушкин. Слово о поэте.

Его отношение к истории и исторической теме в литературе.

Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября».

Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворений

Выразительное чтение 1 стихотворения наизусть

А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах).

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, сжатый пересказ

Ответы на вопросы

А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки).

История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.

Беседа, выразительное чтение, комментирование текста художественного произведения

Ответы на вопросы

А. С. Пушкин; «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

Беседа, пересказ статьи

Гринев: путь духовного становления героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

Комментирование произведения, анализ художественного текста в сопоставлении с произведением Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Ответы на вопросы

Семья капитана Миронова.

Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина.

Чтение глав повести, комментирование художественного текста, анализ текста, сопоставление сцен

Ответы на вопросы

Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.

Пересказ, близкий к тексту. «Калмыцкой сказки», выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения

Ответы на вопросы

2 четверть – 14 часов

Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Урок развития речи

А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система обрезов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

Комментирование художественного произведения

Слушание отрывков из оперы

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте.

Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова

(с обобщением изученного в 6-7 классах).

Чтение статьи учебника

Составить план поэмы

М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой; Воспитание в монастыре.

Романтически-условный историзм поэмы.

Выразительное чтение поэмы и комментирование текста

Составить план характеристики героя

Особенности композиции поэмы «Мцыри».

Роль описаний природы в поэме.

Анализ эпизода из поэмы «Мцыри».

Развитие представлений о жанре романтической поэмы.

Пересказ эпизода, анализ эпизода (устный)

Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)».

Мцыри как романтический герой.

Природа и человек в поэме «Мцыри».

Н. В. Гоголь. Слово о писателе.

Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве.

Исторические произведения в творчестве Гоголя

(с обобщением изученного в 5—7 классах).

Чтение статьи, заочная экскурсия

Ответы на вопросы

Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки «Ревизор» в оценке современников

Чтение статьи, заочная экскурсия

Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

Чтение замечаний для господ актеров, ответы на вопросы, анализ текста пьесы

Ответы на вопросы

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге».

Хлестаковщина как нравственное явление.

Пересказ, устное словесное рисование

Особенности композиционной структуры комедии.

Специфика завязки развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

(на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»).

Связный рассказ о городничем, комментирование художественного текста

Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного).

Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

Беседа, устное словесное рисование, заочная экскурсия

Мечта и реальность в повести «Шинель».

Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.

Практикум, комментирование художественного текста

Ответы на вопросы

3 четверть – 21 час

Урок литературы в 8 классе по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
план-конспект урока на тему

Урок литературы в 8-м классе (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

Тема : Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Тип урока: систематизация и обобщение материала.
Вид урока: урок-размышление.
Цели урока:

  • Обучающая: формировать умения понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия смысла названия повести.
  • Развивающая: развивать навыки анализа текста, развивать умение обобщать и систематизировать материал.
  • Воспитательная: приобщать ребят к урокам нравственности, находя их в поступках героев; формировать умение видеть честь и бесчестие в людях.

Методы и приемы: слово учителя, аналитическая беседа, индивидуальная работа учащихся, метод комментированного чтения, метод изучения проблематики литературного произведения, метод определения авторской позиции, расширение словарного запаса учащихся, описание иллюстраций.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, записи на доске, иллюстративный материал, карточки для индивидуальной работы на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема урока: «Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина ».
Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению и систематизации материала.

  • Раздать карточки для индивидуальной работы.

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».
Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.

  • Проверка индивидуального задания (по словарю В.И.Даля).

(Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:

1. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

2. Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

  • Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?
  • Работа с записями на доске :

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

  • Вопрос учителя классу.

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести? ( в первом значении).

2) Беседа по вопросам (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести) соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
  • Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

4. Работа по теме урока.

1) Пересказ отрывка : «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».

Почему? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу?

2) Работа с текстом.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, — так же ли смела, как и вы. )

  • Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери?
  • Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

3) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина?

(Маша проявила силу характера. Эта простая и скромная девушка, внешне ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

4) Вопрос классу.

  • С чего начинается любовь Гринева к Маше?

(Он пожалел девушку-бесприданницу).

  • Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

А теперь представьте себе бескрайнюю дорогу в зимний морозный день. По ней мчится тройка с бубенцами, в кибитке – Емельян Пугачев и П.Гринев.

5) Проверка индивидуальной работы (по карточке, выданной в начале урока).

  • Что же чувствовал рассказчик, садясь в кибитку с Пугачевым? Чего он боялся?

(Гринев страшно боялся за жизнь, так как она дочь капитана Миронова. Но Пугачев об этом не знал. Швабрин или кто-то еще мог рассказать об этом).

  • Как может поступить самозванец с дочерью своего врага?

5) Слово учителя.

Итак, то, чего Гринев боялся, произошло. Швабрин, озлобленный и униженный, выдал Машу самозванцу, а Гринева обвинил в том, что тот солгал Пугачеву. Создается взрывоопасная ситуация.

6) Работа с текстом.

  • Сейчас должно все решиться. Либо Гринев с Машей погибнут, либо…
  • Что же спасает Гринева и его возлюбленную в тот страшный момент, когда Пугачев усомнился было в прямодушии молодого офицера?

(Искренность, отвага, чувство собственного достоинства, честь).

  • Найдите подтверждение всего сказанного в тексте.

(«- Швабрин сказал тебе правду, — ответил я с твердостью… — Можно ли было при твоих людях объяснить, что дочь Миронова жива? Да они бы ее загрызли…
— И то правда, — сказал, смеясь, Пугачев. – Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку…
«…Моя искренность поразила Пугачева.
— Так и быть, — сказал он, ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать…»)

8) Слово учителя.

  • В русской литературе писатели часто своих героев проводили через испытания любовью. И Пушкин не исключение. Давайте вспомним, как герои: Швабрин, Зурин, Пугачев — относятся к любовному чувству Маши Мироновой и Петра Гринева.

(Эгоизм, ревность, зависть, бесчестие Швабрина. Легкомыслие Зурина, который говорит: «Женитьба – блажь…», «…развяжись ты с капитанской дочкой…»)

  • А как же повел себя Пугачев в отношении П.Гринева и М.Мироновой?

(Отнесся серьезно к их чувству.
«Возьми себе свою красавицу, вези ее куда хочешь, и дай вам Бог совет да любовь!»)

9) Работа с текстом. (Глава 12)

  • Вспомним эпиграф к этой главе.

Как он соотносится с Машей?

  • Какова была причина обморока Марии Ивановны после милостивых слов Пугачева?

Прочитайте эти слова.
«Выходи, красна девица, дарую тебе волю, я государь».
( Она поняла, что ее освобождает убийца ее родителей.)

  • Подумайте, какие черты характера Маши раскрываются в ее любви к Гриневу?
  • Подберите определения, характеризующие М.Миронову.

Какой мы ее увидели в начале повести и в конце (в гл. 14)

(Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.)

10) Беседа с классом

  • Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?
  • Вывод: она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.
  • Рассмотреть иллюстрации к повести: С.В.Герасимов «Белогорская крепость», Р.Штейн «Марья Ивановна у Императрицы».
  • Где происходит встреча Маши с императрицей? Почему? Ведь автор волен был устроить эту встречу в иной обстановке.
  • Иллюстрация В.Л. Боровиковского «Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке»

(У Пушкина с этим парком связаны самые светлые воспоминания. Прекрасное несовместимо с бессердечностью. Если бы эта встреча состоялась бы в официальной обстановке, вряд ли Маша смогла бы так убедительно и непосредственно рассказать о сути дела).

  • Пушкин наделяет царицу спасительным милосердием , которое императрица связывает, прежде всего с Марией Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол. «…я в долгу перед дочерью капитана Миронова.»)
  • Вывод: все закончилось благополучно. Маша отправляется в деревню, надеясь на благоприятный исход.

5. Подведение итогов урока.

  • Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?
  • Маша Миронова — нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Заключительное слово учителя.

Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?
(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

6. Домашнее задание.

  • На «5» — Ответить письменно на вопросы:
  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?
  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?
  • На «4» — Составить кроссворд по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
  • На «3» — Разгадать кроссворд.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 50 702 раз

Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова.

Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, честных и преданных своему долгу, как они его понимали.

Все это оказало решающее влияние на формирование характера девушки.

Первое впечатление от Марьи Ивановны ― впечатление о посредственности. В ее внешности сразу подчеркивается и обыкновенность: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, со светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши». Рассказчик замечает: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». В манере Марьи Ивановны держаться проявляются скромность и застенчивость. Она сидит в стороне, шьет, краснеет, когда о ней говорят за столом. Постепенно за этой простотой, обыденностью вступает что‑то в высшей степени привлекательное. «Марья Ивановна скоро перестала меня дичиться. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку», ─ говорит рассказчик. Она привязывается к молодому офицеру, верно оценив его как честного и доброго человека, а перед этим она отвергла гвардейского офицера Швабрина, хотя тот был образованнее и, казалось бы, мог произвести впечатление на провинциальную девушку. Полюбив Гринева, Марья Ивановна просто отвечает на его объяснение. «Она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности». Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу ― доказательство глубины ее натуры, способности к большому, настоящему чувству. После того как отец Гринева отказал сыну в разрешении на женитьбу, а Марья Ивановна решила, что ей «не судьба» быть за Гриневым, что следует покориться «воле божьей», она не перестает его любить. В тяжелых испытаниях и превратностях судьбы ее бескорыстная любовь крепнет. Пережитое ею развивает и закаляет ее стойкость.

Привлекательность, простота и искренность девушки, доброе отношение к людям действуют на окружающих. Мы видим, что ее любят и крепостная девушка Палаша, и Савельич. Попадья готова сделать для нее все, подвергая себя немалому риску, скрыв от Пугачева, что Маша ― дочь коменданта. Вполне понятно, что родители Гринева, познакомившись с ней, «вскоре к ней искренне привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить».

В испытаниях, которые пришлось перенести Марье Ивановне, проявились ее душевная сила и стойкость. Ее решение ехать в Петербург показывает, что в этой скромной девушке заложена большая сила характера. «Она непрестанно думает о средствах, как бы меня спасти», ― замечает рассказчик. При этом Марья Ивановна совершенно самостоятельно составляет целый план действий, требующий энергии и смелости. Судьба ей покровительствует, но ведь и то обстоятельство, что «жена смотрителя тот час же с нею разговорилась», объявила, что она «племянница придворного истопника», свидетельствует о способности Марьи Ивановны очень быстро располагать к себе людей, самых различных и по характеру, и по положению. Добившись счастливого решения, Марья Ивановна в тот же день, «не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню».

Несомненно, что автора привлекает Марья Ивановна. Одним из средств поэтизации образа героини служит привлечение в качестве эпиграфов, относящихся к Марье Ивановне, прекрасных народных песен, по содержанию своему отвечающих той или иной ситуации повести. Таков, например, эпиграф к главе XII «Сирота»:

Ни верхушки нет, ни отросточка;

Как у нашей княгинюшки

Ни отца нету, ни матери…

Тихая, робкая капитанская дочка преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра Андреевича Гринева, его честь, его семью.

Марья Ивановна ― женский образ, с любовью созданный А. С. Пушкиным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: