МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ

Как солнце закатилось,
Умолк шум городской,
Маруся отравилась,
Вернувшися домой.

В каморке полутемной,
Ах, кто бы ожидал,
Цветочек этот скромный
Жизнь грустно покидал.

Измена, буря злая,
Яд в сердце ей влила.
Душа ее младая
Обиды не снесла.

Ее в больницу живо
Решили отвезти,
Врачи там терпеливо
Старалися спасти.

— К чему старанья эти!
Ведь жизнь меня страшит,
Я лишняя на свете,
Пусть смерть свое свершит.

И полный скорби муки
Взор к небу подняла,
Скрестив худые руки,
Маруся умерла.

Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо, 2004. — в разделе: «Из репертуара Саши Давыдова (1849-1911)», без подписи автора. Маловероятно, что это мог петь Давыдов, так как он умер в год рождения песни (1911), причем в последние годы жизни не пел.

Шлягер 1911 года. Песня вышла в том году на пластинке Нины Дулькевич, с авторством Якова Пригожего, пианиста и аранжировщика московского ресторана «Яр» (фирма «Сирена Рекорд», Петербург, 1911, под загл. «Маруся умерла», подпись: Я. Пригожий. См.: Очи черные: Старинный русский романс. М.: Эксмо. 2004. С. 175). Мотив заимствован из песни «Разлука ты, разлука».

Исследователь истории грамзаписи Глеб Скороходов пишет, что в том 1911 г. «Марусю» записали на пластинки сразу несколько фирм, уже через год песня потеряла авторство и на пластиночных этикетках стала указываться как народная (Скороходов Г.А. Тайны граммофона: Все неизвестное о пластинках и звездах грамзаписи. М.: Эксмо; Алгоритм, 2004. С. 262).

Песня сохраняла популярность на протяжении десятилетий. В клоунаде Виталия Лазаренко «Шарманка» (1919) звучат «Маруся отравилась» и «Последний нонешний денечек».

Из книги Сергея Макарова «Клоунада мирового цирка: История и репертуар», М.: РОССПЭН, 2001. С. 69:

Нередко, кроме своего основного выступления, Виталий Лазаренко выходил к зрителям еще раз, исполняя, как он сам называл, «злободневный номер». В 1919 году в программе цирка Никитиных он вторично появился во втором отделении программы с большой сценкой «Шарманка». Приведем выдержки из текста:

Мне прыгать что-то надоело
И, граждане, признаюсь вам,
Я за другое взялся дело:
Хожу с шарманкой по дворам.
Шарманки звуки то тоскливы,
А то бравурны иногда.
Вам всем знакомые мотивы
Она играет хоть куда,

— шарманщик поет песню «Маруся отравилась».

В трамвай я втиснулся насильно.
Там сжали так со всех сторон,
Что пот с меня потек обильно,
Я был в лепешку превращен.
А уж потом я убедился,
В том, что свалял я дурака.
Я золотых часов лишился,
Не досчитался кошелька.

— шарманщик исполняет песню «Последний нонешний денечек».

Куда-то спрятались дровишки,
И десять тысяч стоит воз.
Синеют малые детишки.
В квартирах ветер и мороз.
Сидят и щелкают зубами
Во всех квартирах москвичи.
Обзавестись нельзя дровами,
Хоть караул теперь кричи!*

*ЦГАЛИ. Ф. 2087. Оп. 1. Ед. хр. 80. Л. 143-145.

В 1920-е гг. песня вновь издавалась на пластинках в дореволюционной записи С.П. Садовникова.

Сюжет получил развитие в песенке про безуспешные попытки вылечить Марусю и ее отправку на кладбище — «Маруся» («Вечер вечереет. «) и в пародии конца 1920-х гг. «Шестнадцать столовых ножей» («Жила-была Маруся. «). На основе «Маруся отравилась» не позднее 1921 г. появилась песня об убитом в драке хулигане «Аржак» (она же «Чеснок» — в разных версиях герой носит разное имя).

См. также близкую песню «Гуляли Коля с Манею», где парень бьет девушку за отказ выйти за него, и та умирает в больнице.

Такое же название носит сложенная другим поэтическим размером песня из репертуара Юрия Морфесси (1882-1957) — см. «Маруся отравилась» (Жизнь так несложна, крайне так проста. ). Запись на пластинку — фирма «Зонофон», Петербург, 1912 г., Х-3-62119.

Подробнее об истории и варианты песни см.: Сергей Неклюдов «Почему отравилась Маруся?» (2008).

Исполнение Елизаветы Кушак, телепередача «В нашу гавань заходили корабли», «5 канал», 10.01.2009:

Маруся отравилась

Вот солнце закатилось,
Замолк шум городской,
Маруся отравилась,
Вернувшися домой.

В каморке полутемной,
Ах, годы обитал
Цветочек этот скромный
И грустно погибал.

Измена друга злая
Яд в сердце ей влила,
Душа ее младая
Обиды не снесла.

Ее в больницу живо
Решили отвезти,
Врачи там терпеливо
Старалися спасти.

— К чему страданья эти!
Ведь жизнь меня страшит.
Я лишняя на свете,
Пусть смерть свое свершит.

Вот солнце закатилось,
Замолк шум городской,
Маруся отравилась,
Вернувшися домой.

С фонограммы Киры Смирновой, CD «В нашу гавань заходили корабли 1», «Восток», 2001. Этот же вариант на бумаге: В нашу гавань заходили корабли. Пермь: Книга, 1996.

Группа Американка на сайте «Информационный портал жанра русский шансон»

Группа
Американка

Направление жанра группы определяется по вашим голосованиям.
Вы всегда можете проголосовать за жанр на странице профиля.
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!

Выберите одно из направлений жанра, наиболее подходящее к данной группе Группа Американка
Результат голосования будет виден после обновления страницы.
Голосование с одного IP-адреса возможно только раз в сутки!

Направление жанра группы:
классика русского шансона 12
русский шансон 2
дворовая песня 5
эстрадный шансон 1
русские песни и романсы 1
еврейские песни 3
цыганские песни 1
Всего: 25
Официальный сайт » нет
Фото группы » есть
Биография группы » есть
Альбомы » 19
Песни » (всего) 380
(уникальных песен) 263
Тексты песен » 0
Фотографии » 3
Статьи » 0
Видео » 0
посетители визиты
всего 29790 59298
сутки 7 16

Группа Американка «Маруся отравилась» 2003 (CD)

Название песни Текст
1. Сирота
2. Как на кладбище Митрофановском (Иванов-Запольский)
3. Маруся отравилась
4. Жизнь так несложна (Загадка)
5. Вот вечер вечереет (Загадка)
6. По приютам я с детства скитался
7. У кошки четыре ноги
8. По чуйскому тракту (Последний переулок)
9. Белые туфельки
10. Есть в Италии маленький дом (Последний переулок)
11. Они стояли на корабле у борта
12. Кирпичики
13. Друзья, купите папиросы!
14. Ломы (Последний переулок)
15. Разлука (Последний переулок)
16. Васильки (Загадка)
17. Шутки морские (Последний переулок)
18. Кочегарочка (Последний переулок)
19. Вот поезд мчится по уклону
20. Семнадцать с половиною (Иванов-Запольский)

Серия: Золотая коллекция

1.Сирота «Американка»
2.Как на кладбище Митрофановском Игорь Иванов-Запольский
3.Маруся отравилась «Американка»
4.Жизнь так несложна «Загадка»
5.Вот вечер вечереет «Загадка»
6.По приютам я с детства скитался «Американка»
7.У кошки четыре ноги «Американка»
8.По Чуйскому тракту Последний переулок
9.Белые туфельки «Американка»
10.Есть в Италии маленький дом Последний переулок
11.Они стояли на корабле у борта «Американка»
12.Кирпичики «Американка»
13.Друзья, купите папиросы! «Американка»
14.Ломы Последний переулок
15.Разлука Последний переулок
16.Васильки «Загадка»
17.Шутки морские Последний переулок
18.Качегарочка Последний переулок
19.Вот поезд мчится по уклону «Американка»
20.Семнадцать с половиною Игорь Иванов-Запольский

Вилли Токарев »
(141)
Владимир Высоцкий »
(133)
Михаил Шуфутинский »
(120)
Владимир Асмолов »
(108)
Александр Новиков »
(103)
Валерий Соликамский »
(101)
Александр Розенбаум »
(96)
Группа Лесоповал »
(96)
Юрий Дьяченко »
(93)
Иван Кучин »
(93)
Михаил Круг »
(85)
Виталий Аксенов »
(84)
Родился
Андрей Свищёв
(гр.Арматура) »†
28.02.1972 — 08.07.2018
Родился
Вован Второй (Владимир Воленко) »
р. 28.02.1965
Родился
Сергей Рыбачев »
р. 28.02.1985
Родился
Сергей Славянский »
р. 28.02.1975
Родилась
Людмила Шаронова »
р. 28.02.1977
† Умер
Юрий Маковей »
10.03.1963 — 28.02.2013

«Russianshanson.info» — портал о русском шансоне.
Новости шансона, афиша концертов. Биографии, дискографии и фотогалереи исполнителей и групп. Тексты песен, музыка в mp3. Статьи.

На сайте «Информационный портал шансона» Вы можете найти информацию о группе Группа Американка.
Доступны следующие разделы: «Биография», «Дискография», «Тексты песен», «Статьи», «Фотогалерея».
При наличии в каталоге сайта ссылок на видео с youtube.com Группа Американка автоматически появляется раздел «Видео онлайн».
В разделе «Ссылки» можно найти список сайтов о творчестве группы или добавить самостоятельно сайт с информацией о группе.
Материал для страницы Группа Американка взят из открытых источников или добавлен пользователями сайта «Информационный портал шансона» и является собственностью автора.
За содержание текстов и фото администрация сайта ответственности не несет.
При копировании текстов и фотографий с сайта «Информационный портал шансона» ссылка на russianshanson.info обязательна.

— выделите и скопируйте нужный фрагмент текста на текущей странице, а затем вставьте его в поле «Ошибка в тексте»
— в поле «Правильный вариант» напишите исправленный текст или опишите неточность(поправку), желательно указав источник(адрес сайта)

Юрий Морфесси

Рейтинг: 0

Исполнитель: Юрий Морфесси

Название песни: Маруся отравилась

Продолжительность mp3: 02:50

Дата добавления: 2016-08-16

Текст просмотрен: 382

Текст песни:

Жизнь так несложна, крайне так проста:
У ворот карета «Красного Креста».
Может быть, хотите знать, что там случилось?
Коротко и ясно: Маруся отравилась.

В мастерской бедняжка на машинке шила
И про свое детство вспоминать любила,
Как в далеком поле васильки сбирала,
Из душистых лилий как венки сплетала.

Смолоду Маруся на фабрику попала
И, как птичка, таять понемногу стала.
В Алешку-гармониста, бедная, влюбилась,
За него страдала, на него молилась.

А носил Алешка кудри золотые,
Знал великолепно песни городские.
Как Марусе бедной было не влюбиться,
Ну, как же при измене ей не отравиться!

Разлюбил Алеша бедную Марусю
И завел другую — новенькую Дусю.
А ее, бедняжку, с фабрики прогнали
И потом на Невском часто так встречали

Вот вам и картина дна нашей столицы
Сверху показались испуганные лица.
А Маруся сразу резко изменилась.
Нет уже Маруси, Маруся отравилась.

Маруся отравилась

Все знают, что ММ без конца снималась голышом. Все знают, что изучала для этого систему Станиславского. Все знают, что убили ее братья Кеннеди, чтоб скрыть Страшное: что она им давала.

Никому не втолкуешь, какая это несусветная чушь.

Ни в одном (ни в одном!) своем фильме ММ не появилась голой. Легендарная съемка ню на алом шелке в первый в истории титульный номер «Плейбоя» до такой степени застит людям глаза, что они спорят с очевидным: Мерилин умерла за девять (девять!) лет до первой обнаженки на американском экране (для непосвященных: это была Энн-Маргрет в «Познании плоти»). Вопреки наветам, фарисейская Америка чуралась неодетых дам, как имам свинины. Швеция пробила это табу в 47-м (бергмановская «Музыка в темноте»), Франция — в 57-м («И Бог создал женщину»), Британия и СССР уже в звуковой период — в 65-м («Дорогая» и «Первый учитель»). И только главная кинодержава хранила белизну одежд до самого 70-го, оскоромившись уже после Вудстока, пышного увядания пионерки этого дела Брижит Бардо и почти одновременно с «Эммануэлью». Так что вольности Мерилин не простирались и не могли простираться дальше фотопроб и солдатских календарей.

Станиславского она и впрямь штудировала усердно, терзала себя уроками у главного проводника Учения в США Ли Страсберга, не разумея самой сути метода: перевоплощение через погружение в заданную среду и условия. Монро просто ни разу не предлагали роли, чемто отличной от ее натуры — разбитной наивняшечки с видами на жирный брак. Какие глубины требовались для того, чтобы это играть, к чему были искусственная симуляция, а затем и провокация горя в труде и личной жизни, неясно. Она много ставила на свой последний фильм «Неприкаянные» — нервическую, перверсивную экранизацию пьесы своего уходящего мужа Артура Миллера, но и там, как и везде, играла ранимую доступность. Картина вошла в историю лишь серийной гибелью за месяц до проката всех трех исполнителей главных ролей: Кларка Гейбла, Монтгомери Клифта и самой ММ.

И убили ее не Кеннеди, хотя она совершенно открыто спала с обоими: одно нетрезвое соло в экран «Happy Birthday, Mr. President» убедительнее тысячи компрометирующих пленок. Миллер в мемуарах и объяснял разрыв тем, что барбитуру слонового действия она жрала горстями. Глуша дискомфорт, бессонницу, творческие муки и все прочее, что полагается суперзвезде. Вокруг была целая свита наставников, стилистов и добрых докторов; Миллер предупреждал, что это добром не кончится, — это добром и не кончилось. Любимица казарм и бензоколонок захотела стать Настасьей Филипповной, будучи для того чересчур сдобной, жаркой и обещающей. Роскошное тело превозмогло чуткую душу. Перебор телесности не заглушили бы ни Станиславский, ни Достоевский, ни вся пылкая Польша, вместе взятая. «А у меня душа — она почти из воска, Податлива, тонка, наивна, как березка», — этот романс под гитару в ее исполнении стал бы стенобитным хитом «Старых песен о главном». Рожденный за полтора года до ее гибели и истово влюбленный задним числом К.Л. Эрнст возвел бы и храм ее имени, кабы церковь позволила. Храм нерукотворный остался за нею и так. Именно святая великомученица масскультуры заповедала: красивой девочке должно быть умной, жить голой, умереть молодой. И возьмут ее в рай без билета, и нарядят в белые одежды, и провозгласят символом небесной чистоты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: