Марина цветаева записная книжка

Феодосия Марины Цветаевой
Елена Скрябина, сентябрь 2004 года
страницы::01::02:: 03

25 февраля 1914 года сестры Цветаевы и Волошин гуляли по Караимской слободке, поднимались к Музею древностей на вершине горы Митридат. «Караимская слободка – совершеннейшая Италия. Узкие крутые улички, полуразрушенные дома из грубого пористого камня, арки… Ася снимала. Мы дошли до Митридата, — белого здания с колоннами – в греческом стиле. У входа в помещающийся в нем Музей древностей – два старинных огромных кудрявых итальянских льва…» Волошин, Марина и Анастасия расписались в «Книге для занесения подписей господ посетителей Феодосийского музея древностей», здание которого было построено Айвазовским в 1871 году.

26 февраля Волошин, Анастасия и Марина ходили по Карантину. Генуэзские стены средневековой крепости, несколько церквей на Карантинной площади, низкие дома с красной черепицей на крышах, фиалки под самыми окнами… Все живо и сейчас, все так же волнует. Можно увидеть все, что девяносто лет назад, в феврале 1914 года, навеяло Цветаевой бессмертные строки: » Иду вдоль генуэзских стен, / Встречая ветра поцелуи, / И платья шелковые струи / Колеблются вокруг колен » .

В записных книжках Цветаевой упоминаются два магазина игрушек на Итальянской. Один из них принадлежал Моисею Цвибаку. Именно там была куплена шарманка для Ариадны, перевезенная позднее в Москву. Шарманка с множеством мелодий стала для семьи Цветаевой очень дорогим воспоминанием о счастливых месяцах жизни в Феодосии.

Дочь Ариадну Цветаева вводила в несколько фотоателье – «Moderne», ателье Стамболи, ателье Гольдштейна на Суворовской улице. Два первых располагались, вероятно, в центре города, а Суворовская улица находилась недалеко от Анненской, на Форштадте. Это старинная слободка, приютившаяся на склоне горы и у ее подножия. Когда-то пригород с армянской, татарской слободками, теперь – это часть города. Многие дома на Форштадте сохранились с конца девятнадцатого века. Живы наружные деревянные лестницы, кованые узоры крыльца, лепные потолки с крюками для канделябров в парадных комнатах, черепица-марселька на крышах.

Интересно описание весенней Феодосии в дневнике Цветаевой: «Как чудно в Феодосии! Сколько солнца и зелени! Сколько праздника! Золотой дождь акаций осыпается… Каждая улица – большая, теплая, душистая волна… В низких пышных акациях что-то совсем сливающееся с белыми стенами домов, крытых черепицей, — со всем духом Феодосии».

В 1863 году на Итальянской открыли кондитерскую Ресслера – трехэтажный дом, прекрасно сохранившийся и поныне. Сейчас в этом здании на улице Горького – знакомый всем магазин «Альбатрос». У Цветаевой в дневниках мы не раз встречаем упоминание кондитерской Ресслера как места встреч.

Каждый вечер в феврале 1914 года Марина и Анастасия проходили по Екатерининскому проспекту мимо накануне (в 1911-1914 годах) построенных дач богатых феодосийцев – Хаджи, Стамболи, Крыма. Цветаева пишет в Москву: «Целый ряд довольно безобразных и громадных вилл почти на самом берегу, отдаленном от улицы узкой полосой железной дороги».

Часть дач вместе с мраморными скульптурами античных богов пострадали во время бомбежек последней войны. Некоторые виллы полностью исчезли, но несколько из них сохранились. Это дача «Милос» в древнегреческом стиле – с кариатидами, круглой беседкой и копией Венеры Милосской, дачи «Вилла», «Флора», «Аида», ставшие корпусами детского санатория «Волна». Вероятно, вкус Цветаевой был более строгим и изысканным, чем у наших современников, любующихся дачами «Милос» и «Виктория».

И сегодня цветаевские адреса и маршруты передают колорит ушедшего от нас времени, хранят следы великого поэта и ждут своих ценителей, поклонников и исследователей.

Широкий мол феодосийского порта

Музей Древностей на горе Митридат

Развалины генуэзской крепости

Атланты бывшего Азово-Донского банка
(современная фотография)

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

РАЗМЫШЛЕНИЕ М.Цветаевой из «Записных Книжек» (1918)

Ж енщине, если она человек, МУЖЧИНА НУЖЕН, КАК РОСКОШЬ, — очень, очень иногда. Книги, дом, забота о детях, радости от детей, одинокие прогулки, часы горечи, часы восторга, — что тут делать мужчине? У женщины, вне мужчины, целых два моря: БЫТ и СОБСТВЕННАЯ ДУША.

Марина Цветаева – этапы творчества гениальной поэтессы

Начать изучение творчества по истине великой поэтессы равносильно путешествию по огромному и бесконечному океану. Такое путешествие вызывает самые глубокие чувства человека, даже до слез.

Все творчество Марины Цветаевой можно разделить на три этапа. Первый, начальный этап творчества Марины, можно охарактеризовать как юношеский, полон чувствами, переживаниями, любви и разочарований. Большинство окружающих отмечали в девушке большой талант, но тогда в ее произведениях нехватало какого-то эмоционального совершенства и законченности. Речь идет о ее “Вечернем альбоме”. Он состоял из одинадцати стихотворений, специально отобранных для этого собрания. Тогда первоначальный дебют поэтессы, по мнению критиков, удался. Труд был оценен ими по достоинству. Начальный период Марины Цветаевой заключался в том, что она описывала свое чарующее детство, первые любовные переживания и утрату целостности личности.

Следующий, второй этап, связан с Первой мировой войной и ее событиями. У Марины появляется еще одно направление ее творчества – это драматургия. Поэзия становится все более серьезной и осмысленной, в отличие от первоначальных стихов о беззаботном детстве.

Последний, третий этап – это трагический и горький период в судьбе великой поэтессы. Он связан с Великой Октябрьской революцией, гражданской войной в России и дальнейшей эмиграцией. Творчество этого периода характеризуется явно выраженной тоской по любимой родине, и впоследствии ее потери, которую она так хорошо знала и любила. Эта вся горечь выразительно чувствуется в ее произведениях, написанных в 20-30-е годы 20 века. Но чувство искреннего патриотизма и откровенной, чистой любви к своей родине оказалось не востребованным у эмигрантов и жителей Западной Европы.

Последние дни Марины Цветаевой

Домик в Елабуге, в котором Марина Ивановна Цветаева жила с 21 по 31 августа 1941 года, по елабужским меркам мил и светел.

Слева — кухня-столовая с обязательным самоваром, русской печью и рукомойником.

Кухня-столовая За печкой у окна рукомойник

У окна — фикус, символ мещанского благополучия,

Уголок кухни в Елабуге, в доме, где погибла Цветаева

за печкой — сундук, «спаленка» хозяйки. Ещё на одном сундуке — прялка, работа и развлечение для зимних вечеров.

Слева — сундук за печкой на кухне, справа — вход в «залу» Ещё на одном сундуке — прялка

В правой части дома горница — «зала», самая большая и светлая комната домика в Елабуге.
Через проём видна комната, которую хозяева выделили Марине Цветаевой и ее сыну.

Центр сельского дома — круглый стол для дорогих гостей

На этой фотографии вход в комнату Цветаевой отражается в зеркале.

Швейная машинка занимает в зале почетное место между окон

Межкомнатных дверей в домике нет, пройти в комнату Цветаевой можно только через залу.
Все всё видят и все всё слышат.

Пройти в комнату Цветаевой можно только через «залу»

В комнате Марины Ивановны кровать, диван, комод, стулья.

Последняя комната Марины Цветаевой

Хозяйка домика вспоминала, что Марина Ивановна спала на кровати, её сын — на диване. Анастасия Цветаева пишет, что кровать Марина уступила сыну, а сама ютилась на диванчике.

Диван в комнате Цветаевой, Елабуга Кровать в комнате Цветаевой, Елабуга

А это сени, где 31 августа 1941 года повесилась Марина Цветаева.
Через эти сени — вход в дом, слева будет кухня, справа — зала, за ней —комната Марины Ивановны.

Место самоубийства Марины Цветаевой

Справа из сеней был вход в чулан. Сейчас чулан превращён в пристрой дома, и в нём создан маленький музей последних дней Марины Цветаевой.

Предсмертное письмо сыну Календарь с датой смерти Цветаевой

Цветаеву похоронили. Мур уехал. Жизнь в доме продолжалась своим чередом. Через пространство, в котором оборвалась жизнь Марины Ивановны, за эти годы прошли тысячи людей.

Место захоронения Цветаевой на местном кладбище было потеряно, сошлись на том, что зафиксировали разные версии и отметили ещё одно место — символическое.

Место захоронения Цветаевой

Недалеко от домика возвели мемориальный комплекс, поставили памятные доски.

А в самом домике в Елабуге висит портрет Марины Цветаевой 1939 года.

Марина Ивановна Цветаева, портрет 1939 года

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector