Марина цветаева сценарий в библиотеке

8 октября 2012 года исполняется 120 лет со дня рождения русской писательницы

Марины Ивановны Цветаевой.

Сценарии:

Макарова Б.А. «Мне имя – Марина, я – бренная пена морская»: Литературный вечер для учащихся 7-11 классов / Игровая библиотека. – 2012. — № 3. – С. 50-62.

Карнизова Н.В. «В певучем моём граде…»: Сценарий вечера, посвящённого образу Москвы в лирике М.И. Цветаевой / Н.В. Карнизова // Игровая библиотека. – 2011. — № 3. – С. 16-27.

Деноткина О.А. «Легко обо мне подумай…»: Литературно-музыкальная композиция по творчеству М. Цветаевой, для учащихся 11 классов / О.А. Деноткина // Читаем, учимся, играем. – 2010. – Вып. № 11. – С. 43-49.

Зеленцов И.А. Читаем Цветаеву: Урок для учащихся 11 классов // Творческий опыт работы с книгой: Библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбал.r. – Волгоград: Учитель, 2010. – С. 109-121.

Ляшок Н.В. Болью и счастьем, пронзённая жизнь: Литературный вечер для учащихся старших классов / Н.В. Ляшок // Читаем, учимся, играем. – 2009. – Вып. № 9. – С. 100-105.

Вираховская Т.И. «… Я – бренная пена морская»: Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой, для учащихся 8-9 классов / Т.И. Вираховская // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. № 7. – С. 25-30.

Марина Ивановна Цветаева: Выставка в школьной библиотеке. К 115-летю со дня рождения. – М: Школьная библиотека, 2007.

Бурова Г.В. Урок судьбы: Драматические сцены по очерку М. Цветаевой «Мой Пушкин» / Г.В. Бурова // Театр круглый год. – 2006. – Вып. № 1. – С. 81-82.

Юрьева Н.Ю. Марина, Ася и Серёжа: Драматические страницы из жизни русского поэта Марины Цветаевой / Н.Ю. Юрьева // Театр круглый год. – 2005. – Вып. № 2. – С. 39-46.

Амфилохиева М. Это – двух соловьёв поединок: Сценарий по стихам и письмам М. Цветаевой и Б. Пастернака / М. Амфилохиева // Библиотека в школе. – 2002. — № 4. – 16-28 февраля. – С. 14-15.

Курамжина И.А. «Мы дети цепи таинственной звенья»: Дополнительный материал к беседе / И.А. Курамкина // Читаем, учимся, играем. — 2001. – Вып. № 5. – С. 31-36

Третьякова В. «Ты лети, мой конь ретивый…»: Литературно-музыкальный вечер, посвящённый творчеству Марины Цветаевой / В. Третьякова // Школьная библиотека. 2001. — № 3. – С. 46-53.

Побединская Л.А. Безмерность в мире мер: Сценарий о жизни и творчестве Марины Цветаевой // Побединская Л.А. Слово и судьба. – М., 2000. – С. 70-84.

Валеева Н.Л. Быт и бытие Марины Цветаевой: Беседа о творческой биографии для старших школьников / Н.Л. Валеева // Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. № 8. – С. 30-34.

Валеева Н. Гибель Марины Цветаевой: Премьера книги И.В. Кудровой / Н. Л. Валеева // Читаем, учимся, играем. – 1997. – Вып. № 3. – С. 110-112.

Данилина Т.М. Москва Марины Цветаевой: Литературная композиция / Т.М. Данилина // Литература в школе. – 1997. — № 5. – С. 154-160.

«Равенство дара души и глагола – вот поэт»

Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества М. Цветаевой

У ваятеля может остановиться рука (резец).

У художника может остановиться рука (кисть).

У музыканта может остановиться рука (смычок).

У поэта может остановиться только сердце.

Кроме того: поэт видит неизваянную статую,

ненаписанную картину, слышит неигранную музыку…

Абелюк, Е.С. Поэтический дневник Марины Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Барковский, С.Д. Марина Ивановна Цветаева: Док. программа из цикла «Женщины в русской истории» [Видео] // YouTube – Россия

Бондаренко, В. Марина Цветаева. Возвращение в СССР: Док. программа из цикла «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Бондаренко, В. Марина Цветаева. «С этой безмерностью в мире мер»: Док. программа из цикла «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Бондаренко, В. Марина Цветаева. «Стихи – драгоценные вина»: Док. программа из цикла «Поэты и музы Серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Будник, Л. Травести на роль Марины Цветаевой. Рильке, Цветаева и Пастернак: Док. фильм из цикла «Больше, чем любовь» [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Марина Цветаева: Лекция из цикла «Прямая речь» [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Цветаева «Повесть о Сонечке»: Лекция из цикла «Прямая речь» [Видео] // YouTube – Россия

Велехов, Л. Марина Цветаева. 75 лет после самоубийства: Док. программа из цикла «Культ Личности» [Видео] // YouTube – Россия

Воденникова, Д. Марина Цветаева: Док. программа из цикла «Поэтический минимум» [Видео] // YouTube – Россия

Гаврилов, А. Марина Цветаева: Док. программа из цикла «ЖЗЛ» [Видео] // YouTube – Россия

Грунтовский, А.В. Марина Цветаева: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Данилова, Н.И. Художественный мир поэзии Цветаевой: Урок литература, 11 класс [Видео] // YouTube – Россия

Данильева, Г.А. Марина Цветаева: путь комет: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Иванова, Н. Марина Цветаева. Жизнь и творчество: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Иванова, Н. Марина Цветаева. «Поэма Горы», «Поэма Конца»: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Козлова, А. Марина Цветаева: Лекция из цикла «Серебряный век. Далеко ли до Неба?» в проекте «Личности» [Видео] // YouTube – Россия

Крижевский, В.Г. Осип Мандельштам и Марина Цветаева: Лекция в рамках рубрики «Экспонат PRO » [Видео] // YouTube – Россия

Кудрова, И.В. О гибели Марины Цветаевой: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Ларцева, Н. О Марине Цветаевой и Цветаевских кострах: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Малофеев, Ю. М.И. Цветаева: радиоочерк из цикла «Русские поэты» [Видео] // YouTube – Россия

Мачинский, Д.А. Марина Цветаева: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Менделеев, Д.В. Марина Цветаева. «Грешница»: Док. программа из цикла «Библейский сюжет» [Видео] // YouTube – Россия

Мирецкая, Е.В. Творчество М.И. Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Николаев, Л. Марина Цветаева и Сергей Эфрон: Док. программа из цикла «Гении и злодеи уходящей эпохи» [Видео] // YouTube – Россия

Осипов, А. Страсти по Марине: Док. фильм из цикла «Легенды серебряного века» [Видео] // YouTube – Россия

Проскурина, В. Не похороните живой!: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Пулина, Г.А. Марина Цветаева: модернизм в литературе: Семинар по литературе [Видео] // YouTube – Россия

Радомская, Т. Несостоявшаяся встреча: Ахматова – Цветаева: Лекция из цикла «Неузнанное в русской культуре» [Видео] // YouTube – Россия

Радомская, Т. Потеря и обретение Дома: судьбы русской культуры в XX веке. Марина Цветаева: Лекция из цикла «Русская культура» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2; Ч.3; Ч.4.

Сванидзе, Н. Марина Цветаева: Док. программа из цикла «Исторические Хроники» [Видео] // YouTube – Россия

Свинина, А. Парижская элегия. Марина Цветаева: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Скурат, С.И. Ахматова и Цветаева: В чем сходство таких непохожих?: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Смирнов, В. Поэтический мир Марины Цветаевой: Лекция из цикла «Мир русской поэзии». [Видео] // YouTube – Россия. – Ч. 1; Ч. 2.

Смирнова, С.А. Марина Цветаева Биография и творчество: Урок литературы [Видео] // YouTube – Россия

Сологуб, Ф. Марина Цветаева: Телеальманах из цикла «Поэты России ХХ век» [Видео] // YouTube – Россия. – Ч.1; Ч.2.

Творчество М.И. Цветаевой 30-х годов: Урок литературы, 11 класс [Видео] // YouTube – Россия

Творчество М.И. Цветаевой: Урок литературы, 11 класс [Видео] // YouTube – Россия

Чернявская, Ю. Марина Цветаева: путь в петлю: Док. программа из цикла «Круги на воде» [Видео] // YouTube – Россия

Шатин, Ю.В. «Если душа родилась крылатой. » : Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Авдеева, Г.А. Лингвостилистический анализ поэтического текста: М.И. Цветаева «Психея» / Г.А. Авдеева // Филологический класс. – 2013. – № 4 (34). – С. 61-67.

Ажикенова, Л.В. Марина Цветаева – заложница у своего времени…: Урок литературы, 11-й класс / Л.В. Ажикенова // Инфоурок

Алимова, Ю.Р. Анализ стихотворения М. Цветаевой «Не думаю, не жалуюсь, не спорю, не сплю. »: Урок литературы, 11-й класс / Ю.Р. Алимова // Социальная сеть работников образования

Анисимова, Н.А. «Если душа родилась крылатой»: Литературная гостиная по творчеству М. Цветаевой / Н.А. Анисимова // Учительский портал

Аннинский, Л. Марина Цветаева: «Мы коронованы. Одну с тобой мы землю топчем. » // Серебро и чернь. – М., 1997. – С. 149-170.

Антропова, Г.А. Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой / Г.А. Антропова, И.Г. Тойгильдина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Асланова, Е.А. Знакомьтесь, Марина Цветаева!: Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Асланова // Инфоурок

Астапова, Е.П. Анна Ахматова и Марина Цветаева. Гармоничность и безмерность: Урок литературы, 11-й класс / Е.П. Астапова // Инфоурок

Бабкина, Т. «Тоска по родине. » : Анализ стихотворения М.И. Цветаевой // Литература – Первое сентября. – 2003. – № 2.

Бабушкина, С.В. Мотивация и тактика комплексного анализа стихотворения Марины Цветаевой «Мой письменный верный стол!. . » (1933) в старших классах / С.В. Бабушкина // Филологический класс. – 2016. – № 1 (43). – С. 60-66.

Багаева, А.М. Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс / А.М. Багаева // Слово

Байракова, Л.В. М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы: Урок литературы, 9-й класс / Л.В. Байракова // Инфоурок

Байрацкая, А.Е. «Два поэта – две судьбы» :. А. Ахматова и М. Цветаева : Урок литературы в 9-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Балобанова, О. «Какой огромный странноприимный дом!» : Материал для подготовки интегрированного урока (история + литература) на тему «Москва Марины Цветаевой» в 11 классе / О. Балобанова, О. Маевская // История – Первое сентября. – 2009. – № 2.

Банюшевич, Л.Н. «Моим стихам… настанет свой черед» (сложная судьба Марины Цветаевой) : Информационно-поисковый проект // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Барилло, Л.К. Исследование стихотворения М. Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»: Урок литературы, 11-й класс / Л.К. Барилло // Социальная сеть работников образования

Батраева, Л.Р. Литературно-музыкальная композиция по лирике М. Цветаевой / Л.Р. Батраева // Сайт Батраевой Л.Р.

Бачаева, Г.Н. «Если душа родилась крылатой…»: Урок литературы по поэзии Марины Цветаевой, 11-й класс / Г.Н. Бачаева // Инфоурок

Безродных, Г.И. «Моим стихам настанет свой черёд» : Вечер в литературной гостиной // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Белякова, М.М. М.И. Цветаева. Судьба поэта в фотографиях: Урок литературы, 11-й класс / М.М. Белякова // Инфоурок

Борискина, Г.Г. Лингвистический анализ стихотворения М. Цветаевой «Август-астры…»: Урок литературы, 11-й класс / Г.Г. Борискина // Копилка уроков

Борисова, И.Н. Поэтический мир Марины Цветаевой: Урок литературы, 11-й класс / И.Н. Борисова // Инфоурок

Борщевская, М. «Прохожий, остановись!» : Материалы к изучению творчества Марины Цветаевой в 11 кл. // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 6.

Бродский, И. Поэт и проза : О М. Цветаевой // Чужая мудрость

Бубнова, С.В. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества: Сценарий литературно-музыкальной гостиной / С.В. Бубнова // Инфоурок

Буркова, Т.В. «Если душа родилась крылатой. » (жизнь и творчество М. Цветаевой) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ваджипова, Т.Н. «. мне имя – Марина»: Литературный салон к 120-летию со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой / Т.Н. Ваджипова // Инфоурок

Валеева, Н.Л. Быт и бытие Марины Цветаевой: Беседа о творческой биографии для старших школьников / Н.Л. Валеева // Читаем, учимся, играем. – 1998. – Вып. № 8. – С. 30-34.

Вальчук, М.К. Открывая Марину Цветаеву: Урок литературы, 9-й класс / М.К. Вальчук // Библиотечный урок. – 2013. – № 12 (12). – С. 30-35.

Вертелецкая, Е.Б. «Одна – из всех – за всех – против всех!» (страницы жизни и творчества М. Цветаевой) : Урок-литературное кафе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вершинина, О.В. «Одноколыбельники» : Литературный вечер, посвященный творчеству М.И. Цветаевой // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Виноградова, А.Е. «Свободная стихия» оказалась стихами : Творческий портрет Марины Цветаевой для нач. шк. // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вираховская, Т.И. «… Я – бренная пена морская»: Литературный вечер, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой, для учащихся 8-9 классов / Т.И. Вираховская // Читаем, учимся, играем. – 2007. – Вып. № 7. – С. 25-30.

Программа элективного курса «Основные мотивы творчества Марины Цветаевой».
элективный курс по литературе (11 класс) по теме

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины Цветаевой, однако её произведения (причём не только поэзия, но и проза) представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.

Скачать:

Вложение Размер
programma_elektivnogo_kursa_Osnovnye_motivy_tvorchestva_Mariny_Cvetaevoy..doc 69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

городского округа — город Камышин

Программа элективного курса

по литературе для 11 класса

«Основные темы творчества

Разработчик Шихова Галина Васильевна,

учитель русского языка и литературы

5.Требования к умениям и навыкам.

Авторская программа элективного курса «Основные темы творчества Марины Цветаевой» предназначена для учащихся 11 класса.

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины Цветаевой, однако её произведения (причём не только поэзия, но и проза) представляют собой совершенно уникальное явление русской литературы и необходимы для изучения в школе.

Содержание программы позволяет расширить представление учащихся о творчестве поэтессы.

Данная программа поддерживает базовый школьный курс истории русской литературы. Программа насыщена историческими, биографическими сведениями, что способствует повышению интереса учащихся к личности Цветаевой, а следовательно, и к её творчеству.

Программа «Основные темы творчества М. Цветаевой» применима при организации занятий, ориентированных на подготовку одиннадцатиклассников не только к выпускному экзамену по литературе, но и к вступительному экзамену в вуз. Она имеет практическую направленность и предназначена не столько для формирования знаний учащихся творчества М. Цветаевой, сколько для развития их умений и навыков анализа художественного произведения. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения данного курса, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений и других письменных работ по литературе.

Изучение данного курса рекомендуется после темы «Серебряный век русской поэзии».

В качестве основной формы организации учебных занятий предусмотрены лекция и практикум (урок анализа произведения), на которых учащиеся осваивают творчество Марины Цветаевой: читают и анализируют стихи и прозу, обобщают информацию о литературном процессе Серебряного века – времени, связанном с основными вехами жизни и творчества М. Цветаевой.

Место предмета в базисном учебном плане: Авторская программа рассчитана на 13 часов (1 час в неделю).

  • познакомить учащихся с той частью единого литературного процесса, которая до недавнего времени отсутствовала в школьной программе и сегодня представлена крайне скупо;
  • сформировать представление об уникальности творчества
  • развить у старшеклассников навыки филологического прочтения отдельных произведений и в целом творчества поэтессы;
  • повысить общую культуру учащихся, развить у них художественный вкус, пробудить стремление к вдумчивому чтению.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении для спецкурса «Основные темы творчества Марины Цветаевой» приоритетами являются:

  • сравнение, сопоставление;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом и развёрнутом виде;
  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста;
  • владение диалогической и монологической речью, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Тематическое планирование по элективному курсу

«Основные темы творчества Марины Цветаевой»

«Через Летейски воды…» О Марине Цветаевой

Литературный салон
«ЧЕРЕЗ ЛЕТЕЙСКИ ВОДЫ…»
Жизнь и судьба
Марины Цветаевой
8. 09.1892 — 31.08.1941
К 115-летию со дня рождения поэта Марины Цветаевой
Эпиграф: «Поэт в России — больше, чем поэт!» — Е. Евтушенко
План сценария:
1. .Музыкальное вступление: Песня на стихи М.Цветаевой «О, сколько их упало в эту бездну…» в исполнении Пугачевой»
2. Вступительное слово Ведущих. (По ходу — демонстрация слайдов).
4. Чтение стихотворений из раннего цикла стихов Цветаевой «Вечерний альбом».
5. Слово Ведущих.
Инсценирование:
6. Встреча Марины Цветаевой с Сергеем Эфроном
Влюбленность (сценка из «Ромео и Джульетты» — «Объяснение в любви»).
7. Слово Ведущих о разлуке с мужем
8. Чтение «Вчера еще в глаза глядел…»
9. Ведущие о заграничной жизни Цветаевой.
Исполнение песни на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…».
10. Зарубежный цикл жизни и творчества.
11. Слово Ведущих о возвращении Марины Цветаевой в Россию.
Выступление ставропольских поэтов: Елены Гончаровой и группы клуба «Экспромт», юных поэтов Дворца: Заключительное слово Ведущих на фоне песни «О, сколько их…»

ХОД СЦЕНАРИЯ:
Портрет Цветаевой, цветы, букет из рябиновых гроздьев, калины, свечи, афиша на слайде. Звучит песня в записи «О СЛАЙД 1. сколько их…»
Ведущая:
Красною кистью Рябина зажглась.
Падали листья, Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний: Иоанн Богослов.
СЛАЙД 2
Царица русской поэзии – Марина Цветаева!
Одинокий дух поэзии серебряного века!
Крупнейший поэт одной из крупнейших поэтических эпох,
Женщина трагической жизни с трагическим концом.
Ведущий: СЛАЙД 3 -Род Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева родилась 8 октября в 1892 году в Москве, в высококультурной семье. Отец, Иван Владимирович, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (сейчас это Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина).
Мать — Мария Мейн — происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи. В 1906 году она умерла, когда Марине было только 14 лет.
Ведущая:
Пианистка, ученица Рубинштейна, мать как чувствовала раннюю смерть и спешила дать дочерям, Марине и Асе, лучшее образование, привила любовь к музыке, к языкам и литературе. «После такой матери мне оставалось одно — стать поэтом», — скажет Марина Цветаева после.
Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься — с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою «работу». Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, «сделать это сама». Только в данном случае «это» было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем — дневники и письма.
Слайд -4
Ведущий:
В 1910 году еще не сняв гимназической формы, тайком от семьи, она выпускает довольно объемный сборник под названием «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как поэты Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин.
Каковы же были первые поэтические шаги Марины Цветаевой?
СЛАЙД 5
Выступление детского театра-студии «Подснежник» Ранние стихи Цветаевой.
Ведущий:
Марина в детстве и юности подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 слушала курс французской литературы в Сорбонне.
Ведущая:
Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург заметил: «Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок».
«Гордость и робость – мой союз», — скажет она о себе, но до того времени, как встретит и полюбит Сергея Эфрона – будущего мужа.
(звучит песня «С первого взгляда…» На ее фоне — диалог пары:
С.Эфрона и М.Цветаевой в Коктебеле.
Выступление молодой пары — артистов-чтецов)
СЛАЙД -Любовь и замужество
Актер и актриса выходят на сцену из разных сторон и идут навстречу друг другу.
Актриса:
Юный прелестный ХХ век! Период 10-х годов в жизни Цветаевой был освещен праздничной шумной атмосферой дома Максимилиана Волошина в Крыму, в Коктебеле. Именно здесь Она знакомится со своим будущим мужем – Сергеем Эфроном. Это была любовь с первого взгляда…
Актер:
Это была любовь с первого взгляда. Она была юна, стройна, кудри лежали кольцами, милая открытая улыбка. Но больше всего поражали глаза – широкие, цвета моря, бездонные, они уводили за собой будто на дно морское. Особенно, когда Марина читала свои стихи. Ее духовный мир был также безбрежен, как и бескрайнее море.
(берет актрису за руку): В январе 1912 года состоялось венчание Эфрона и Цветаевой.
Актриса:
Я с вызовом ношу его кольцо!
-Да, в Вечности – жена, не на бумаге.-
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза — прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
— Всем вам, кто жил и умирал без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
Актер:
Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе
Насторожусь – прельщусь – смущусь – рванусь,
О милая! Ни в гробовом сугробе,
Ни в облачном — с тобою не прощусь!
И если все ж – плеча, крыла, колена
Сжав – на погост дала себя увезть, —
То лишь затем, чтобы, смеясь над тленом,
Стихом восстать – иль розаном расцвесть!

Ведущая:
Сергей Эфрон стал не только ее мужем, но и самым близким другом.
Прошло пять лет безоблачного счастья, родились две дочери и грянули годы лихолетия, ставшими для Цветаевой непоправимо трагичными. Муж вступает в армию Корнилова и уезжает на фронт, потом в Турцию. Четыре года разлуки с ним, безденежье, голодный быт, студеные зимы и бесконечное стояние в очереди за хлебом. Отеческий дом заселяют чужие люди, но это горе не горе по сравнению с потерей младшей дочери, которая умирает от малярии в приюте (куда сдала ее Марина, чтобы как-то спасти от голода), малышка снится ей ночами.
Чтение актрисы:
«Я совсем потеряна, я страшно живу. Мне стыдно, что я жива», — напишет она в письме подруге. Чувствуя себя детоубийцей, она винится перед мужем и от отчаяния напишет в год разлуки — в 1920 году — такие строки:
«Вчера еще в глаза глядел… (и т. д. до конца)
Слайд – В годы лихолетья
Ведущий:
Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем не только вынужденной разлуки с мужем, но и стремительного творческого роста Цветаевой. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. В литературном мире М.Цветаева по-прежнему держалась особняком, ее талант признавался всеми, но, как сама себе напророчила Марина, ее «стихам, как драгоценным винам, наступит свой черед».
Ведущая:
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго живет в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебирается в Париж. Жизнь эмигрантская была трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.
СЛАЙД – Вдали от родины
Ведущий:
Иногда в поисках дешевых продуктов она бродила по рынкам, подбирая остатки овощей или по лесу, собирая вязанки дров. «Я разучилась просто гулять в лесу», — писала она на Родину подруге.
Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: наступил расцвет поэтического творчества.
Ведущая:
СЛАЙД – Расцвет творчества
В 23-м году в Берлине вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году напишет поэмы: «Поэма Горы», «Поэма Конца». В 1926 заканчивает поэму «Крысолов», работает над поэмами «С моря», «Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и другие многочисленные стихи-откровения, полные страсти и глубокого смысла. Стихи настолько музыкальны и ярки, неповторимы, что ложатся на музыку. Они – вне времени.
Пение под гитару «Мне нравится, что вы больны не мной…»
СЛАЙД – Жизнь в Чехии
Трехлетнее пребывание Цветаевой в
Чехии — это затяжная борьба с полунищим бытом,
необходимость постоянно отвоевывать себе место и время для творчества. Все считают ее сильной, выносливой, да и сама она называет себя семижильной. Но кто бы знал, как нелегко дается ей эта сила!
Ведущая:
Как хочется иногда почувствовать себя слабой, беззащитной — все тем же ребенком, который мечтает укрыться от земных забот под ласковым материнским крылом.
Чтение актрисы стихотворения Цветаевой «В огромном городе моем ночь»
СЛАЙД – Возвращение на родину
Ведущая:
Безоглядная любовь к Родине, тоска по ней, а также ненависть к фашистам, оккупировавшим Чехию, начало второй мировой войны и бесконечная бедность привели ее к возвращению в СССР летом 1939года.
На родине оказалась вновь одинока («Не за кого держаться. «- напишет она). Места в родительском доме не нашлось для нее, заслуги ее отца перед Отечеством не брались в счет. Бесполезны были хождения по чиновничьим кабинетам.
Мало того, были арестованы ее муж, дочь, сестра. Отправленная в эвакуацию в г. Елабугу на Каме, где Цветаева не могла получить работу даже посудомойки в столовой Дома литераторов. На печатание стихов был наложен запрет.
Ведущий:
Не выдержав нищеты, унижений, не видя смысла дальнейшего существования, она напишет в отчаянии:

Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей .
Отказываюсь — жить.
С волками площадей
Отказываюсь — выть.
Трагедия, произошедшая с семьей Марины Цветаевой в Советском Союзе, хорошо известна. Осенью тридцать девятого арестована дочь Аля, потом муж… Оставшись вдвоем с сыном, Марина Ивановна тщетно ищет работу. Печатать ее никто не решается. Жилья своего тоже нет. С огромным трудом удается найти какую-то жилплощадь. Да и то на время… Цветаева возмущена. Почему Москва «не вмещает ее»? Почему «вышвыривает»? Ведь их род — Цветаевых — буквально задарил Москву. Отец, Иван Владимирович, создал прекрасный Музей изящных искусств. Три огромные цветаевские библиотеки подарены Румянцевскому музею (будущей Ленинке). А сколько стихов, подлинных поэтических шедевров посвящены Москве!…
СЛАЙД – « Отверженная»
Ведущие:
Письма-жалобы, письма-просьбы разлетаются во все концы — в Союз писателей, в правительство, наконец, лично Сталину… Ни к кому не достучаться. Ведь она для них — жена врага народа, а значит, белогвардейская поэтесса. Она писала письма, а на Лубянке из ее мужа выбивали показания в том, что он французский шпион… Рано поседевшая и постаревшая, Цветаева пишет горькие строки:
«Меня жизнь за этот год — добила».
«Исхода не вижу… Взываю о помощи…»
И, наконец, самая страшная:
«Никто не видит — не знает, — что я
Год ищу крюк, чтобы умереть.
31 августа в 1941 году Цветаевой не стало, она покончила с собой в сенях деревянного дома в Елабуге, когда сын и хозяйка ушли на расчистку аэродрома. Вскоре после ее гибели был расстрелян Сергей Эфрон, а в июле сорок четвертого погиб на войне Георгий — сын Марины Ивановны.
Могила Марины Цветаевой долгое время считалась утернной, обозначено лишь условное место на елабужском кладбище, где поставлен памятник поэту. Но остались поэзия и прозаические произведения Марины Цветаевой, в том числе письма и дневники.
СЛАЙДЫ: «Публицистика», «Фотогалерея», а так же воспоминания и критические работы по творчеству Цветаевой.
СЛАЙДЫ – «Путешествие по домам-музеям Марины Цветаевой».
Сайты из Интернета о Цветаевой.
Чтецы поочередно читают:

Поэт и чернь.
Поэт и власть. –
Трагичности извечная дилемма
Бездарности, живущей всласть,
И гения – вместилища Вселенной.
Без жалости эпохи жернова
О, скольких жертв перемололи, судеб!
И без разбору образом врага
Клеймили тех, кто неподсуден!

Распята ты любовью к Родине,
Чуть слышен вздох из-под статей:
«Ах, если б меж поэтом и народом
Ввек не стояло бы властей!»

Марина, ты была права!
Настал черед твоим стихам, как винам,
Чья драгоценность терпкая, пьяня,
Тем драгоценней, чем старинней!

А зарябит печальный листопад,
И гроздья алые засветятся рябины.
Тебе, через Летейский водопад, —
Аплодисменты все! – Виват, Марина!
Завершение.
Выступление поэтов с чтением авторских стихотворений и поэзии Цветаевой. Выступление молодых поэтов из клуба «Экспромт».
В финале – «О, сколько их упало в эту бездну…» — песня на стихи Цветаевой.
Автографы у поэтов. Общее фотографирование на память.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: