Марина цветаева следующей

Крым в судьбе Марины Цветаевой

Впервые Марина Цветаева побывала в Крыму в 1905 году вместе со своими родителями и сестрой Анастасией после трех лет пребывания за границей из-за болезни Марии Александровны, матери Марины и Анастасии. Решено было пожить в Ялте, где больная туберкулезом Мария Александровна продолжит лечение, а девочки будут учиться в гимназии.

Поездом доезжают до Севастополя, живут несколько дней в гостинице. С отцом, Иваном Владимировичем, Марина и Ася гуляют по приморскому бульвару, Графской пристани, любуются морем. «Море…Мы не видели его с Нерви…Как пахнет морем! Запах родной, и морская звезда, и водоросли, точно тучка сетей. Но цвет моря совсем другой: не зеленое, как Средиземное, а темно-синее». (А. И. Цветаева «Воспоминания»).

Перед отъездом вместе с матерью посещают «Севастопольскую панораму». Пароходом отправляются в Ялту. «Море до Ялты так качало наш пароход, что мы обе измучились. Мама, помнится, не страдала от качки, папа тоже». (А. И. Цветаева «Воспоминания»)

В Ялте Цветаевы остановились на даче врача и писателя С. Я. Елпатьевского. «…Ялта-красавица! Как понятно стало это ходячее слово – как только мы очутились на Дарсановской горке. Вверх, вверх, меж стенок садов, изгибается дорога, мимо аптеки, женской гимназии, мимо дворца эмира Бухарского, пока не упирается в дачу Елпатьевского: белая, двухэтажная, с двухэтажной террасой в полдома шириной, свободна от тени и зелени, открытая ветру и взгляду на море, далеко внизу за домами, сизо-черной чертой…За дачей – округлость горы…Елизавета Федоровна Лужина снимала на даче Елпатьевского весь 2-ой этаж и от себя сдавала жильцам комнаты. Нам она сдала две, смежные: большая была мамина, меньшая – Марусина и моя. Из маминой комнаты была дверь на террасу». (А. И. Цветаева «Воспоминания»)

Весной по соседству с Цветаевыми поселились Пешковы, жена и дети Максима Горького. Сестры успешно сдали экзамены: Марина за три класса, Ася за первый класс гимназии. В жаркий по-летнему день была поездка в Массандру, запомнившаяся Асе: «Массандра? Может быть это рай?». В ослепительный солнечный день поданы лошади – отъезд в Севастополь, оттуда – в Москву.

1909 год, апрель; Ялта, Севастополь

На пасхальные каникулы Марина Цветаева с группой соучениц по гимназии М. Г. Брюхоненко совершила поездку в Крым. До Севастополя из Москвы ехали поездом, в Ялту – морем.

1910 год, Москва

Марина Цветаева в Москве на свои деньги издаёт первый сборник стихов «Вечерний альбом». Одним из рецензентов сборника был Максимилиан Волошин. Он посвящает Цветаевой следующие строки:

К Вам душа так радостно влекома!
О, какая веет благодать
От страниц «Вечернего альбома»!
(Почему «альбом», а не «тетрадь»?)
Ваша книга странно взволновала-
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
И куда возврата не дано.

Из письма Марины Цветаевой
Валерии Ивановне Цветаевой
(единокровной сестры М. И. Цветаевой) Ялта, апрель 1909 г.

Милая Валечка. Если бы ты знала, как хорошо в Ялте! Я ничего не читаю и целый день на воздухе, то у моря, то в горах. Фиалок здесь масса, мы рвем их на каждом шагу. Но переезд морем из Севастополя в Ялту был ужасный: качало и закачивало всех. Приеду верно 3-го или 4-го. Всего лучшего.

Из воспоминаний одноклассницы
М. Цветаевой в гимназии М. Г. Брюхоненко Татьяны Астаповой

«. Мне остается только рассказать о поездке в Крым, которую наша гимназия устроила на пасхальные каникулы для старших классов. Мы были тогда в шестом классе.

. В Ялте повеяло теплом. Каждый день мы совершали экскурсии то на линейках, то пешком. Розовые облака цветущего миндаля на яркой синеве неба показались нам волшебной сказкой. Но погода все еще не установилась. Во время нашей поездки на Ай-Петри вдруг повалили густые хлопья снега.

Но никогда я не видела, чтобы Цветаева зябла и куталась, как остальные. Она предпочитала ездить рядом с возницей, и я помню ее фигуру на козлах с развевающимися волосами, легко одетую, с бусами вокруг шеи.

На обратном пути домой все были веселы и от новых впечатлений, и от предстоящей встречи с родными. Затеяли игру во мнения. О Цветаевой мне запомнилось только одно — мнение преподавателя по естествознанию А. Н. Брюхоненко: «Душа поэта». Сказано это было со снисходительной усмешкой. «

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

«Никто ничего не отнял. » М. Цветаева

«Никто ничего не отнял!…» Марина Цветаева

Никто ничего не отнял!
Мне сладостно, что мы врозь.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих верст.

Я знаю, наш дар — неравен,
Мой голос впервые — тих.
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!

На страшный полет крещу Вас:
Лети, молодой орел!
Ты солнце стерпел, не щурясь,
Юный ли взгляд мой тяжел?

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.

Анализ стихотворения Цветаевой «Никто ничего не отнял!…»

Первая встреча Цветаевой и Мандельштама состоялась в 1915 году в Коктебеле. Тесно общаться они стали несколько позже — в начале 1916-го, когда поэтесса приехала в Петербург. Жажда проводить время вместе у молодых людей была настолько сильной, что Осип Эмильевич последовал в Первопрестольную вслед за Мариной Ивановной. В течение следующих шести месяцев он регулярно навещал Цветаеву. Летом Мандельштам фактически сбежал в Крым, не желая более искать свиданий с поэтессой. Впоследствии им приходилось пересекаться, но во встречах этих не было трепета, взаимного восхищения, влюбленности, как в период с февраля по июнь 1916 года. К тому времени относятся стихотворения, которые литераторы посвятили друг другу: три произведения Мандельштама и десять — цветаевских.

Именно Осипу Эмильевичу адресовано знаменитое «Никто ничего не отнял. ». В нем лирическая героиня уверена в невероятной силе настоящих чувств. Истинная любовь дает человеку возможность преодолеть все преграды, среди которых — расстояние в сотни верст, в сотни лет. Полное погружение в стихию чувств — важнейшая черта личности лирической героини. Ей необходимо буйство страстей, тогда и разлука будет нипочем. В стихотворении Цветаева называет Мандельштама «молодым Державиным». Спустя много лет она немного пояснит это сравнение в статье «Поэт-альпинист», посвященной практически забытому сейчас Николаю Гронскому. По мнению Марины Ивановны, «у Мандельштама Державин именно — традиция, словесная и даже словарная». То есть Осип Эмильевич пишет как Гавриил Романович, но не дышит его воздухом.

«Никто ничего не отнял. » — произведение необыкновенно музыкальное, что вообще характерно для творчества Цветаевой. Сама поэтесса свои стихотворения сравнивала с песнями. Как-то раз она сказала короткую, но очень точную фразу: «Пастернак в стихах видит, а я слышу». Великий композитор Сергей Прокофьев в поэзии Марины Ивановны отмечал присутствие пульсирования ритма, ускоренного биения крови. Кроме того, стиль Цветаевой — воплощение в словах экзальтации, экстаза, надрыва. Поэтому в стихотворении «Никто ничего не отнял. » — обилие восклицательных знаков и тире. Строки получаются энергичными, экспрессивными. Тем не менее, произведение выходит очень женским. Особенно ярко это выражено в заключительной строфе:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед…
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.

Марина цветаева следующей

Святая ль ты, иль нет тебя грешнее,
Вступаешь в жизнь, иль путь твой позади, —
О, лишь люби, люби его нежнее!
Как мальчика баюкай на груди,
Не забывай, что ласки сон нужнее,
И вдруг от сна объятьем не буди.

Будь вечно с ним: пусть верности научат
Тебя печаль его и нежный взор.
Будь вечно с ним: его сомненья мучат,
Коснись его движением сестер.
Но, если сны безгрешностью наскучат,
Сумей зажечь чудовищный костер!

Ни с кем кивком не обменяйся смело,
В себе тоску о прошлом усыпи.
Будь той ему, кем быть я не посмела:
Его мечты боязнью не сгуби!
Будь той ему, кем быть я не сумела:
Люби без мер и до конца люби!

Марина цветаева следующей

Пешеходная экскурсия «Москва детства Марины Цветаевой» с посещением Дома поэтов в Трехпрудном переулке
13 апреля 2019 (сб) 11:00
500 руб.

Дом поэтов в Трехпрудном переулке

Эту экскурсию мы еще будем повторять по выходным. Со временем планируем разработать разные цветаевские маршруты и рассказать о разных периодах жизни поэта. А также вы в любой момент можете посетить Дом поэтов, расположенный на месте отчего дома Марины Цветаевой, просто так.

Маринин дом Часть VII [19 Apr 2018|05:01pm]
vittasim

Продолжаем путешествие по квартире Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке.
«Да, и еще кухня! Знаешь какая? Совсем непохожая! Не кухня! Очень большая, тоже разлатая, в два окна — это все направо, и совсем непонятно, куда эти окна выходят — тоже во двор, должно быть, — но не может же двор обходить все комнаты! Там должен быть другой дом, дом соседей. « (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть VI [28 Feb 2018|05:31pm]
vittasim

Продолжаем путешествие по квартире Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке.
«Выходишь в переднюю, а она неожиданно изгибается — и не резко, не поворот, а какие-то полукруглые стены — и подходишь к лесенке.» (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть V. [18 Feb 2018|07:56pm]
vittasim

«А справа от высоких белых дверей… Такая странная комната — и такая родная… У окна во двор, оно под углом с Алиным, я поставлю свой письменный стол. Больше ничего, собственно. Люстру повешу. Куплю маленькую, не пышную. Да, и диван у стены против двери, справа за спиной, когда за столом буду сидеть. И стена как-то изгибается, непонятно — справа углубление: здесь станет мамин книжный шкаф и на нем — бюст Амазонки. Углубление нарочно для шкафа. Шкаф мамин очень высок… Его можно в Алину залу — вот и все! А на секретер — Амазонку. Окно мое — прямо в голубей, их на наружном подоконнике — тьма… Большая фортка. И такой угол в этой комнате, она маленькая, но в ней дух дома. » (Марина Цветаева)

Маринин дом. Часть III. [03 Feb 2018|06:31pm]
vittasim

Продолжаем прогулку по квартире Марины Цветаевой в Борисоглебском переулке, где она жила с 1914г по 1922г. И снова – Марина: «Проходишь эту потолочную комнату – а там темная, маленькая. Ощупью доходишь до двери – двери двойные, высокие…»

Немного юмора [01 Feb 2018|11:12am]
soamo

Отсюда:
https://www.ozon.ru/context/detail/id/7484688/

4 comments|post comment
Маринин дом. Часть II. [29 Jan 2018|05:18pm]
vittasim

Продолжаем путешествие по Марининому дому. Открываем входную дверь. Внутри дома сохранилась парадная лестница из белого песчаника, с дубовыми перилами на литых чугунных балясинах.
«Входишь — темно, потому что не горит лампочка. Ну, это вставим! Проходишь площадку — есть ли справа квартира, я не заметила, слева — есть! Начинается лестница.» (Марина Цветаева)

Фотография из интернета

Маринин дом. Часть I. [28 Jan 2018|05:24pm]
vittasim

Недалеко от Арбата, в Борисоглебском переулке в 1862 году были построены четыре особняка, объединенные зеленым двором с колодцем, службами и клумбой. В единственном сохранившимся четырехквартирном полуособняке – образце московского классицизма — Марина Цветаева с мужем Сергеем Эфроном и маленькой дочерью Ариадной в сентябре 1914 годе сняла квартиру №3, самую фантастическую в этом доме. Эта квартира пленяет воображение неожиданной сменой объема и освещения, головокружительностью переходов и закоулков.

125-летие Марины Цветаевой отметят сотней мероприятий [12 Feb 2017|04:01pm]
lit_street

Москва. 6 февраля. INTERFAX.RU — В рамках празднования 125-летия со дня рождения поэтессы Марины Цветаевой по всей России пройдет более 100 мероприятий — выставок, поэтических чтений и конференций, сказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, председатель оргкомитета по празднованию юбилея Михаил Сеславинский

«Основной мемориальный вечер пройдет в Центральном доме литераторов ориентировочно 9 октября», — заявил он журналистам в понедельник.

31 августа [31 Aug 2016|10:41am]
soamo

Записка сыну:

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик.»

31 августа 1941 года.

4 comments|post comment
Ариадна Эфрон и Галина Ванечкова [28 Nov 2015|01:31pm]
ext_3014168

Оригинал взят у e11enai в Ариадна Эфрон и Галина Ванечкова

В 3-м номере журнала «Урал» за 2015 г. опубликованы воспоминания Галины Ванечковой о встрече с Ариадной Эфрон, а также адресованные ей письма Ариадны Сергеевны.

Галина Ванечкова. Фото взято у prahatsvetaeva

«Елабуга, отдай Марину». [05 Oct 2015|04:02pm]
m2kozhemyakin

Пьеса о судьбе и трагической гибели Марины Цветаевой.
Сочинение — аффтара и Елены Раскиной. Сыграна творческой лабораторией МГЛИ «Блуждающие звезды» в 2013 году на сцене Музея «Серебряного века» в Москве, повторно — в 2015 г. в Феодосии на фестивале «Алые паруса»(фрагменты).

Марина Цветаева — Надежда Кухальская, Сергей Эфрон — Филипп Добрынин.

Л-т ГБ Петров — аффтар, Валя — Ирина Серанди.

Пролог.
Август 1941 года. Разрушенная церковь Покрова Божией Матери в Елабуге. На руинах — двое. Марина Цветаева и мальчик-подросток, будущий писатель и поэт Станислав Романовский. Они еще не знают друг друга. Марина рассматривает чудом сохранившиеся фрески. На одной из них Св. Николай Мирликийский удерживает руку палача, занесшего над осужденными свой меч.

С т а с и к, (перехватив взгляд Марины): Он спасет их, этот святой. Ведь они ни в чем не виноваты!
М а р и н а: А если виноваты?
С т а с и к: Все равно спасет. Он же — добрый.
М а р и н а: Это Николай Чудотворец. Ты знаешь такого святого?
С т а с и к: Знаю, мне мама рассказывала.
М а р и н а: Ты молись ему. Всегда надо молиться. Ты — за меня, я — за тебя. Так и спасемся вместе. Тебя как зовут?
С т а с и к (важно): Стас Романовский. Я из эвакуированных.
М а р и н а: Я тоже из эвакуированных. Мы здесь с сыном. Он постарше тебя. Его Георгием зовут.
С т а с и к: А вы чем занимаетесь?
М а р и н а: Я — поэт.
Стасик: Поэт. А я думал — поэты другие.
М а р и н а (заинтересованно): Какие же?
С т а с и к: Ну, как Маяковский! Или как Пушкин. Или эта. Ну, на птицу которая похожа! На фотографии она еще с таким носом!! Как ее?
М а р и н а: Анна Андреевна Ахматова. А что, не похожа я на поэта?
С т а с и к: У поэтов лица такие. гордые, светлые! А вы. Какая-то вы несчастная.
М а р и н а: Когда-то у меня тоже было гордое лицо. В другой жизни. В другом месте. В другом городе.
С т а с и к: Это в Москве что ли? А здесь где вы живете?
М а р и н а: Тут рядом, у фонтана.
С т а с и к: А, у ‘фонтала’? Местные его так называют! Там, где из ржавой трубы ржавая вода бьет, и женщины белье стирают?
М а р и н а: Да. Теперь только такие фонтаны остались. Раньше другие были. Красивые.

Ни гремучего фонтана,
Ни горячих звезд.
На груди у Дон Жуана
Православный крест.

Новоселье. Домовый дневник Марины Эфрон [03 Jun 2015|05:24pm]
lit_street

С сентября прошлого года в Доме-музее Марины Цветаевой в Москве проходит серия разножанровых перформансов «Новоселье или Домовый дневник Марины Эфрон», посвященная 100-летию переезда семьи поэта в дом в Борисоглебском переулке.
Авторы рассказывают: «Молодые актеры покажут зрителям въезд семейства одного из самых значимых русских поэтов XX века в новую квартиру — присутствующие смогут побывать на новоселье 100-летней давности. Проект состоит из 9 частей — медиа-перфомансов разных жанров (элементы театра, пантомимы, танца, музыки, поэзии, видео, кино), объединённых одной темой-метафорой «новоселье в доме».

Под катом я собрала видеозаписи всех уже прошедших представлений этого проекта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: