Марина цветаева птица феникс

Долго и трудно пробивалась к читателям поэзия Марины Цветаевой. Сквозь годы забвения, непризнания, враждебного молчания доходили ее редкие сборники, публикации в журналах, обрывки воспоминаний о ней. Ее имя обрастало легендами, небылицами.

Наверное, ни о ком из поэтов Серебряного века так много не спорили, не домысливали, не говорили. Она превратилась в поэта-сфинкса XX века. Ее отсутствие на Родине в течение 17 лет, ее трагическая судьба вызвали различные толки.

Марина Ивановна была не просто человеком с трудным характером и судьбой, она была, в первую очередь, большим поэтом, гением. Кто-то из философов говорил, что «талант рождается вовремя, гений раньше, чем ожидали».

Цветаева очень рано ощутила свое предназначение, свой рок, почувствовала на себе «клеймо поэта». Ей изначально было дано знание того, что поэт — это гражданин Вселенной, космический провидец. Она не раз приводила строки русской поэтессы XIX века Каролины Павловой, слегка изменив их: «Я – вселенной гость, Мне повсюду пир, И мне дан в удел Весь подлунный мир!»

И прибавляла: «И не только подлунный!» Во власти поэта, считала Цветаева, во власти его беспредельного творческого духа – весь мир: мир, не только видимый, осязаемый, но и невидимый, воображаемый.

«К чему сводится роль поэта?» — спрашивала она себя — и отвечала: «К толкованию. Это цель. И к выбору – говорю о средствах. Дело поэта – вскрывать умыслы, доискиваться интонации, заставить достоверно сказанное слово звучать так, как ему, может быть, и в жизни не удалось звучать. Проследить реку от устья к истоку. Дело поэта – дело вспять идущих рек».

Илья Эренбург сказал кратко: «Ее поэзия- поэзия открытий». Поэзия была воздухом, которым она дышала, воздухом, разряженным горными вершинами. Вне поэзии она задыхалась, потому что реальная жизнь, быт тяготили ее, отвлекали от главного дела. Однако она продолжала упорно, подвижнически трудиться. Быт побеждался бытием.

Десятки лирических стихотворений, две трагедии, более десяти поэм. И около полусотни произведений в прозе: воспоминаний о детстве, о семье, о современниках-поэтах, трактатов о поэзии. Можно только поражаться неугасимости творческого горения Марины Цветаевой: «Птица — Феникс я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю — и горю дотла! И да будет вам ночь — светла!»

Биография
Цветаевой
Марины Ивановны

Анна Саакянц
1991

Русской ржи от меня поклон,
Полю, где баба застится.
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце.

Ты в погудке дождей и бед —
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку — на весь тот свет!
Здесь мои — обе заняты.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Лирика Марины Цветаевой

Марина Цветаева — ослепительный и важный поэт первой половины XX века.

Все в ее личности и поэзии (для нее это нерасторжимое единство) резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствоваших литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, а сообща с тем и досадная обреченность существовать не в основном потоке своего времени, а где-то рядом с ним, за пределами самых насущных запросов и требований эпохи. Со страстной убежденностью провозглашенный ею в ранней юности злободневный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды — обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.
Характер Марины вечно был трудным и изменчивым. «Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок»,— говорил Илья Эренбург, хорошо ее знавший. Поступками Цветаевой с дет ства и до самой смерти правило фантазерство, воспитанное на книгах.

Стихи Цветаева начала писать с шести лет, не только по-русски, но с той же легкостью по-французски и по-немецки. В 1910 году она тайком от семьи выпустила довольно объемный сборник стихов «Вечерний альбом». Его заметили и одобрили самые взыскательные критики: В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев, М. А. Волошин. Стихи юной Цветаевой подкупали своей талантливостью, своеобразием и непосредственностью, а некоторые из них уже предвещали будущего великого поэта, и в первую очередь безудержная и страстная «Молитва», написанная в день семнадцатилетия:

Христос и Бог! Я жажду чуда

Теперь, в данный момент, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Нет, она совсем не хотела умирать в тот самый момент. Напротив, в стихотворении звучит скрытое обещание существовать и творить: «Я жажду всех дорог!» Цветаева вообще с жадностью любила жизнь и, как свойственно поэту-романтику, предъявляла ей непомерные требования.

Вслед за «Вечерним альбомом» появились ещё два стихотворных сборника Цветаевой: «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913), выпущенных на средства издательства у

презентация по теме «Жизнь и творчество Марины Цветаевой»
презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме

Данный материал представляет собой презентацию, посвященную жизни и творчеству поэта серебряного века Марине Цветаевой.

Скачать:

Вложение Размер
cvetaeva.ppt 2.96 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

« Поэт – редкий гость на этой земле. И потому каждый его день должен быть праздником. А я только и слышу вокруг: «Ваши стихи не нужны, ваши стихи не понятны, ваши стихи – формализм». Но ведь человек, назвавший мои стихи формализмом – просто бессовестный. Это я вам говорю из будущего. А будущее свое я очень хорошо вижу. Ах, как я хорошо вижу, как будут любить меня через сто лет! Как придут слушать меня через сто лет!» М.Цветаева Марина Цветаева

26 сентября (8 октября) 1892 год а в Москве, в семье профессора Московского университета (позже основателя Музея изобразительных искусств) Ивана Владимировича Цветаева и его жены, Марии Александровны, урожденной Мейн, родилась дочь Марина, а спустя два года — Анастасия.

Красною кистью Красною кистью Рябина зажглась . Падали листья, Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иван Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть

В 1910 г Москве вышла первая книга стихов Марины Цветаевой « Вечерний альбом », получившая одобрительную рецензию М. А. Волошина. В первом альбоме М. Цветаевой появляется лирическая героиня — молодая девушка, мечтающая о любви. Она облекает свои переживания в лирические стихотворения о невозвратности минувшего и о верности любящей. 1912год – второй сборник стихотворений «Волшебный фонарь». 1 913год – третий сборник стихов «Из двух книг». В это время Цветаева — «великолепная и победоносная» — жила уже очень напряженной душевной жизнью. Она уже хорошо знала цену себе как поэту.

Сергей Эфрон и Марина Цветаева встретились 5 мая 1911 года на пустынном коктебельском берегу. В Коктебеле по всему пляжу было рассеяно много драгоценных камней: сердолики, хризолиты, агаты. Марина шла по берегу, собирала камни и вдруг заметила бледного темноволосого юношу, который лежал в шезлонге и грелся на солнце. -Будьте добры, найдите мне, пожалуйста, камешек, — почему-то сказала Марина, а сама загадала, что если этот юноша найдет ей розовый сердолик, то она выйдет за него замуж. Юноша, не отрывая своих огромных глаз от глаз девушки, на ощупь нашел камень и зажал его в ладони. А когда раскрыл ладонь, то Марина увидела розовый сердолик. Это была судьба. Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Сергей подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

1917-1921 Во время революции н аписано множество лирических, а также гражданских стихотворений, которые войдут впоследствии в книгу « Лебединый Стан » (при жизни М. Цветаевой издана не была). Поэтессе пришлось одной воспитывать двух дочерей и вести домашнее хозяйство, к чему она совсем не была готова. Чтобы спасти девочек от голодной смерти, она решилась на отчаянный шаг: отдала их в приют. Но вскоре они заболели, и Марина забрала старшую домой. Спустя два месяца младшая умерла в приюте. Как писала сама Марина: «Старшую у тьмы выхватывая – Младшей не уберегла». Для Цветаевой такой поворот судьбы стал тяжелым испытанием. Стихи поэтессы сразу потеряли свою звучность, мелодику, от которой так и веяло жизнью

В 1922 году Марина Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает вместе с дочерью за границу к Сергею, оказавшемуся в рядах белой эмиграции. Чехия – центр русской эмиграции начала 20-х, родина всех, кто без страны. Здесь написаны лучшие её стихи, здесь вся семья была вместе, здесь появился на свет её сын – Георгий (Мур. ) .

Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но затем все изменилось. Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. Вокруг все теснее смыкалась глухая стена одиночества. «Мой читатель остается в России, куда мои стихи: не доходят. » — писала Марина Цветаева. Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно думала о Родине.

В эмиграции Сергей Эфрон в эмиграции начал заниматься прокоммунистической деятельностью. Одним из условий благополучного переезда в Россию было обязательное участие в деятельности НКВД. Тень осуждения пала и на поэтессу. Цветаеву перестали навещать друзья, и постепенно она начала осознавать, к чему может привести поспешное решение мужа. Повзрослевшая Аля разделяла взгляды отца. Один за другим уезжали члены семьи: сначала Аля, а затем и Сергей, привлеченный ее восторженными письмами.

19 июня 1939 года М.И. Цветаева с сыном приехали в Москву. 27 августа. Арестована Ариадна Эфрон. 10 октября. Арестован С. Я. Эфрон. 23 декабря. Марина пишет письмо Л. П. Берии — о муже и дочери, просит разобраться. Ответа не получила. Август 1941: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы еще хуже… Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе, Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик». Мур не смог ничего передать: Аля отбывала срок, отец вскоре будет расстрелян, сам Мур Эфрон погибнет на фронте

Ушла из жизни 31августа 1941 года. Могила Марины Цветаевой не будет найдена никогда. Но разве это важно? Важно то, что сказала она сама: Птица-Феникс – я, только в огне пою! Поддержите высокую жизнь мою! Высоко горю – и горю дотла! И да будет вам ночь – светла! г.Елабуга 31 августа 1941г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Творчество Марины Цветаевой» (всего 3 часа). Школьная программа не даёт возможности подробно изучить творчество Марины .

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и.

11 класс. Уроки литературы. Литературно-музыкальная композиция.

Урок обобщения изученного материала.

на сайте размеще конспект к уроку. Презентацию к нему можно найти на моей странице на proshkola.ru.

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель: привлечь внимание учащихся к поэтической судьбе МариныЦв.

Презентация к уроку литературы в 11 классе «Биография и творчество Марины Цветаевой».

«Имя твое — птица в руке…» М. Цветаева

«Имя твое — птица в руке…» Марина Цветаева

Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! —
Имя твое — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.

Анализ стихотворения Цветаевой «Имя твое — птица в руке…»

Марина Цветаева весьма скептически относилась к творчеству знакомых ей поэтов Единственным человеком, которого она боготворила в прямом смысле этого слова, являлся Александр Блок. Цветаева признавалась, что его стихи не имеют ничего общего с земным и обыденным, они написаны не человеком, а неким возвышенным и мифическим существом.

Цветаева не была близко знакома с Блоком, хотя часто бывала на его литературных вечерах и каждый раз не переставала удивляться силе обаяния этого незаурядного человека. Неудивительно, что в него были влюблены многие женщины, среди которых оказались даже близкие подруги поэтессы. Тем не менее, о своих чувствах к Блоку Цветаева никогда не говорила, считая, что в данном случае и речи не может быть о любви. Ведь для нее поэт был недосягаем, и ничто не могло принизить этот образ, созданный в воображении женщины, так любящей мечтать.

Марина Цветаева посвятила этому поэту довольно много стихов, которые позже были оформлены в цикл «К Блоку». Часть из них поэтесса написала еще при жизни кумира, включая произведение под названием «Имя твое – птица в руке…», которое увидело свет в 1916 году. Это стихотворение в полной мере отражает то искреннее восхищение, которое Цветаева испытывает к Блоку, утверждая, что это чувство – одно из самых сильных, которое она испытывала когда-либо в своей жизни.

Имя Блока ассоциируется у поэтессы с птицей в руке и льдинкой на языке. «Одно-единственное движенье губ. Имя твое – пять букв», — утверждает автор. Здесь следует внести некоторую ясность, так как фамилия Блока действительно до революции писалась с ятью на конце, поэтому состояла из пяти букв. И произносилась на одном дыхании, что не преминула отметить поэтесса. Считая себя недостойной того, чтобы даже развивать тему возможных взаимоотношений с этим удивительным человеком, Цветаева словно бы пробует на язык его имя и записывает те ассоциации, которые у нее рождаются. «Мячик, пойманный на лету, серебряный бубенец во рту» — вот далеко не все эпитеты, которыми автор награждает своего героя. Его имя – это звук брошенного в воду камня, женский всхлип, цокот копыт и раскаты грома. «И назовет нам его в висок звонко щелкающий курок», — отмечает поэтесса.

Несмотря на свое трепетное отношение к Блоку Цветаева все же позволяет себе небольшую вольность и заявляет: «Имя твое – поцелуй в глаза». Но от него веет холодом потустороннего мира, ведь поэтесса до сих пор не верит в то, что такой человек может существовать в природе. Уже после смерти Блока она напишет о том, что ее удивляет не его трагическая картина, а то, что он вообще жил среди обычных людей, создавая при этом неземные стихи, глубокие и наполненные сокровенным смыслом. Для Цветаевой Блок так и остался поэтом-загадкой, в творчестве которого было очень много мистического. И именно это возводило его в ранг некоего божества, с которым Цветаева просто не решала себя сравнивать, считая, что недостойна даже находится рядом с этим необыкновенным человеком.

Обращаясь к нему, поэтесса подчеркивает: «С именем твоим – сон глубок». И в этой фразе нет наигранности, так как Цветаева действительно засыпает с томиком стихов Блока в руках. Ей грезятся удивительные миры и страны, а образ поэта становится настолько навязчивым, что автор даже ловит себя на мысли о некой духовной связи с этим человеком. Однако проверить, так ли это на самом деле, ей не удается. Цветаева живет в Москве, а Блок – в Санкт-Петербурге, их встречи носят редкий и случайный характер, в них нет романтики и высоких отношений. Но это не смущает Цветаеву, для которой стихи поэта являются лучшим доказательством бессмертия души.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector