Маленькие прозы пушкина

Известно, что с раннего детства создается базис воспитания и образования в человеке. Однако некоторые растрачивают это время в прогулках и играх, а другие дети усиленно трудятся над повышением своих знаний и способностей. Именно к последним относился и Александр Сергеевич Пушкин. Родился будущий писатель в 1799 г.
НАЧАЛЬНАЯ ПОРА

Литература и творчество для Александра Сергеевича Пушкина с самого детства стали смыслом существования. Неугомонный мальчик, воспитанию которого практически не уделялось никакого внимания, Пушкин самостоятельно много читал, без принуждения интересовался литературой и поэзией, писал небольшие эпиграммы и стихотворения.

Получив хорошие знания в домашних условиях, которые были в первую очередь заслугой самого мальчика, Александр Пушкин не хотел останавливаться на достигнутом. Его душа требовала все больше знаний и чтения, творчества и литературы, общения с единомышленниками и талантливыми людьми.

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее

Увлекшись в 30-е годы созданием прозаической литературы, Александр Пушкин ищет свой путь в этом виде искусства. Превосходно освоив поэтическое слово, автор заново учится говорить, но только на этот раз, прозой. Эта работа дается ему не просто, ведь нужно не только грамотно рассказать о герое, но и попытаться выразить его чувства, вписать его в действительность. Подробнее

Классическим произведением отечественной литературы, что прочно ассоциируется с именем Пушкина, стал «Евгений Онегин». Работа над этим произведением продолжалась почти всю жизнь поэта.

Действие разворачивается в «одной из отдаленных наших губерний». Барин Берестов, живущий в деревне, утешается хозяйственными делами. Его любят, уважают, хотя и считаю.

ПРОЗА

Александр Пушкин написал большое количество самых разнообразных произведений. В его творчестве много поэтических трудов, есть прозаические рассказы и романы, а также сказки и исторические и литературные статьи. Стоит отметить, что изначально творческая мысль Пушкина больше тяготеет к лирике и стихотворениям. Именно в четкой и многогранной поэзии выражается вся широта его натуры и воображения, личности и эмоциональности. Одной лишь строчкой Пушкин умел рассказать самое важное и ценное для него, раскрыть свое отношение к другу или чувство к женщине.

Лирикой поэт занимался с самого детства, поэтому его поэзия наиболее отработана и отчетлива. Этого нельзя сказать о прозаических произведениях автора. Однозначно для себя он решил, что нужно упражняться и в создании рассказов и романов, написанных не в стихотворной форме. А с 1830 года Пушкин начал приводить это желание в действительность. Первые его попытки в прозе не принесли большого успеха, как это было в поэзии. Пушкин подолгу просиживает над каждым своим творением, чтобы довести его до идеала. Но все равно остается какая-то недосказанность, простота и строгие стилистические рамки. Пушкин при этом не собирается сдаваться, он стремиться достичь в прозе такого же совершенства, как и в лирике.

В своих прозаических произведениях Александр Сергеевич берет за пример французских классиков и старается сделать нечто подобное. Начало художественной прозе автора положил «Арап Петра Великого», который не был закончен. В этом произведении Александр, основываясь на исторических материалах, хотел рассказать о своем прадеде Ганнибале. В Болдино Пушкин пишет знаменитые короткие рассказы, которые назвал «Повести Белкина». Эти повести становятся маленькими историями, которые происходили на глазах рассказчика Белкина. Эти произведения не стали чем-то выдающимся, что могло бы заострить внимание общественности на Пушкине-прозаике.

Выделяется только рассказ «Пиковая дама», где можно проследить определенный конфликт и характеры героев. Социальную тему поднимает Пушкин в романе «Дубровский». Вырисовывая молодого человека, дворянина, который может по праву называться русским Робин Гудом, с одной стороны, и тирана помещика – с другой, Пушкин организовывает конфликт и строит сюжет. Но удачнейшим произведением поэта была признана «Капитанская дочка», где Пушкин проявил себя как прозаик.

Проза Пушкина

Пушкинская проза — огромный материк русской литературы, представленный различными жанрами: повестью, циклом повестей, историческим романом, романом в письмах, многочисленными замыслами. Обращаясь к Вяземскому с призывом образовать русскую прозу еще в начале двадцатых годов, Пушкин сформулировал свое понимание ее законов: «Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей — без них блестящие выражения ничему не служат».

Художественное исследование поведения человека определяет внутреннее единство «Повестей Белкина» (1830). Цикл считается началом нового периода творчества Пушкина. При кажущейся простоте, понятности цикла, событий, происходящих в повестях, «не загадочных», объяснимых чувств персонажей «Повести Белкина» понимаются исследователями по-разному:

  • как противопоставление двух миров — европейского (Маленькие трагедии) и русского;
  • как широкий срез жизни нескольких социальных слоев (провинциальные помещики, офицерская среда, ремесленники, чиновники 14-го класса, русские барышни, крестьяне);
  • как пародия на жанр романтической повести;
  • как ироническое освещение разных сторон русской жизни (реакция Баратынского).

Русская повседневная жизнь изображается изнутри благодаря введению образов рассказчиков (титулярный советник рассказывает «Станционный смотритель»; полковник — «Выстрел»; приказчик — «Гробовщик»; девица — «Метель» и «Барышню -крестьянку»), всех их объединяет Иван Петрович Белкин — главное лицо цикла. Пушкин скупо характеризует Белкина (сосед, ненародовский помещик, образование, служба в армии после 1812 г. и до 1825 г. и т. д.), подчеркивая отношение к писательству и литературе.

Себе Пушкин отводит скромную роль издателя (этого раньше не было). Таким образом, Пушкин создает «целую систему повествовательных опосредовании» (В Виноградов) Повествование ведется на трех уровнях. Первый уровень непосредственный очевидец. Полковник («Выстрел») — сам дуэлянт, но история Сильвио и для него выходит за рамки офицерских дуэлей. Титулярный советник передает историю Вырина как заурядную. Девица старше и опытней героинь «Метели» и «Барышни — крестьянки». Приказчик не может понять сон Адрияна («Гробовщик»).

На втором уровне — белкинская версия и трактовка услышанных историй: «Избрал замечательные анекдоты. и старался украсить истину живостью рассказа, а иногда и цветами собственного воображения».

На третьем уровне — пушкинская концепция жизни. При отсутствии тематического единства жизнь и судьба каждого персонажа определялась обстоятельствами Именно обстоятельства вскрывались на пушкинском уровне повестей.

В «Станционном смотрителе» и «Выстреле» проблема поведения человека рассматривается в условиях социального конфликта. Две повести дают два разных ответа на один и тот же вопрос. Они же начали в русской литературе тему «маленького человека», продолженную Гоголем (Шинель), Достоевским (Бедные люди) и т. д. Новый герой, введенный Пушкиным, свидетельствовал о демократическом и гуманистическом характере русской литературы.

К «Повестям Белкина» примыкает написанная в жанре неоконченной повести «История села Горюхино» (Макргоненко), хотя другие исследователи (В. Кулешов) считает ее завершенным произведением. Обычно значение болдинской прозы Пушкина определяется созданием образа «маленького человека», но «История села Горюхино» также оказала сильное влияние на последующую литературу Пушкин открыл ею новую область реализма, новые способы утверждения идеалов через обличение отрицательного.

Вершиной пушкинской прозы тридцатых годов стал исторический роман «Капитанская дочка». Автор читал его друзьям (у Вяземских в присутствии Жуковского) 1 ноября 1836 г. Эпиграф к роману «Береги честь смолоду» через несколько дней (после получения пасквиля) станет главным ориентиром в оставшиеся три месяца жизни Пушкина.

Пушкинский реализм в этот период сочетает постановку глубоких вопросов и неоднозначность ответов. Художественный прием, к которому обращается Пушкин, — рассказ от чужого лица Именно так в виде семейных записок написана «Капитанская дочка». Используя документальный материал, собранный для «Истории Пугачева», автор создает вымышленный сюжет с вымышленными героями и подлинными историческими лицами. Испытание на человечность оказывается решающим для участников конфликта. В центре повествования не столько пугачевское восстание, сколько судьба простых обыкновенных людей.

Петруша Гринев — по рождению, присяге на стороне дворян, по законам человечности — на стороне Пугачева. Гринев не испытывает к Пугачеву никаких неприязненных чувств — он обязан ему и жизнью, и спасением Маши. В Пугачеве Гринев видит сильного, волевого человека, а из рассказанной «калмыцкой сказки» узнает его философию жизни. Пугачев — самый сложный характер, созданный сложными художественными приемами (двойной смысл главы «Вожатый», где Пугачев выводит путников на дорогу, и где он вожак восстания; сон Гринева о чернобородом мужике с топором; застолье, пение, признания Гриневу о своих товарищах).

Особое место в образной системе принадлежит Маше Мироновой, в ее честь -заглавие » Капитанская дочка». Маша, в отличие от родителей Петруши, не может поверить в его измену и спасает Гринева. Во все войны и восстания самая тяжелая ноша была на плечах женщин, они выживали в нечеловеческих условиях и спасали близких.
Два спорных вопроса в понимании пушкинского произведения: 1) судьба «Пропущенной главы»; и 2) кто стает за словами о » бунте — бессмысленном и беспощадном» — Гринев или автор.

«Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую ступень, что сама действительность кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая, правда но, еще как бы лучше ее» (Гоголь » В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность?»).

Пушкин — художник обращает свой исторический роман к будущему, знание прошлого прогнозирует будущее и оценивает настоящее. Соотнесенность повествования о прошлом с современностью обозначается назидательным обращением Гринева к внуку, которым и заключается повествование. «Капитанская дочка» — последнее из прозаических произведений и вместе с тем «маленькая», но первая народная эпопея (Е. Н. Купреянова). Проблема крестьянского восстания, отношение к нему дворянства, в широком смысле проблема добра и зла не могли получить однозначного решения, но главное — они поставлены Пушкиным.

А.С.Пушкин

Проза Александра Пушкина.

Проза Александра Пушкина

  • Арап Петра Великого (1827)
  • Роман в письмах (1829)
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
    • Выстрел
    • Метель
    • Гробовщик
    • Станционный смотритель
    • Барышня-крестьянка
  • История села Горюхина (1830)
  • Рославлев (1831)
  • Дубровский (1833)
  • Пиковая дама (1834)
  • История Пугачева (1834)
  • Египетские ночи (1835)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
  • Капитанская дочка (1836)

Произведения:

  • Роман в стихах
  • Стихотворения
  • Сказки
  • Поэмы
  • Драмы
  • Проза

  • Поиск

Если Вы заметили опечатку в материалах сайта или же какую-то неточность, убедительно просим сообщить об этом по адресу:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Мини-повествование в болдинской прозе А.С. Пушкина

«Повести Белкина» – маленькие шедевр, первые законченные творения в прозе тридцатилетнего поэта. Демонстрируют завидный лад и стройность. Изнутри им присущий, и это при удивительном разнообразии их тематики, проблематики и стилистики, и при упорядоченности, сгармонизированности их поэтики – потрясающий разнобой мнений и суждений о природе и значимости этих произведений.

Спектр подобных суждений необычайно велик. И велик разнобой определений при выделении доминирующих признаков поэтики и стиля этих повестей. И каждое из них предлагает

Отметим особо свойственное Пушкину наличие в его текстах образований, подобных пословицам, поговоркам, афоризмам, крылатым словам, пересказам, сентенциям. Настораживает их странно завышенное по частотности употребление в «Повестях Белкина». Приведем только некоторые фольклорные, литературные и собственно Пушкинские речения, вроде «Бедность не порок», «Жить не с богатством, а с человеком». Ненароком Пушкин подчеркивает в тексте «Метели» с непринужденной улыбкой, в духе автокомментария, однако относящееся к сути дела: «Нравственные поговорки бывают удивительно полезны в тех случаях, когда мы от себя мало что можем выдумать себе в оправдание».

К этой тенденции может быть отнесено не менее интенсивное использование литературных реминисценций и аллюзий русской и мировой культуры и литературы. Они входят в контекст целого как новый Пушкинский текст, все они образуют содержательно- смысловые поля, графически четко прочерченные повествовательной сюжетологией. Удвоенный текст.

Задержим также взгляд на изобилии предметной эмблематики и символики деталей, признаков времени, эпохального в мимолетностях, модного и неприходящего, возникающего вдруг, но не случайно, если воспользоваться химической терминологией, подобные «мелочи» присутствуют словно в «перенасыщенном растворе» для мгновенной в нем кристаллизации. Содержательные «лапидарности», приметы времени и нравов: вывеска лавки похоронных принадлежностей с Амуром и опрокинутым факелом; черное кольцо с мертвой головой. Содержательный намек: красная шапка Сильвио с золотой кистью – не очень подходящий гусарскому офицеру реквизит, и до сих пор недостаточно проясненная подробность, может быть, отсылка на секретную службу ее владельца.

Назовем, еще спелые вишни, съедаемые оскорбителем Сильвио с поразительным равнодушием под пистолетом противника, или картину оголенного пустынного кладбища под сенью крестов в «Смотрителе». Это такие моменты, на которые может быть указано, но не рассказано, и во многом на них опереться художественный мир Белкинского цикла. Перед нами ударное повествование, когда слово в рассказе – больше чем рассказ, когда один штрих, меткая деталь отменяет целую картину природы и подробное событийное изложение.

Разрозненные эти и многие другие наблюдения исследователей оставались не приведенными в систему и даже не предполагались как определенная совокупность общности. Забегая вперед, скажем, что приведенные особенности, обладая полифункциональными и содержательными, и формальными установками целого, вместе с тем являются универсальными средствами содержательной кристаллизации и пространственной минимализации текста произведения.

Слова и «миниатюрности» и «миниатюре» применительно к пушкинской манере письма могут встретиться исключительно редко, буквально в тех-четырех случаях, притом в метафорически приблизительном значении, хотя определенные характеристики творчества Пушкина, его поэтики и стиля ждут именно в этом направлении достаточно строго терминологического обоснования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: