Мальчик у Христа на елке

Понравилось? Рекомендуй друзьям!
Рекомендую
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рейтинг книги: 4.5/5 (голосов: 101)

книга проверена 12.08.10, вирусов не найдено

Жанр книги: Классическая проза, Русская классическая проза.

Дианка (25.02.2011 — 13:39:58)

Очень хорошая книга! Впечатляющая, мне понравилась.

«Мальчик у Христа на елке», да еще «Девочка со спичками» трагичные сказки. Мир устроен не так, как хотелось бы.

Лилия (16.06.2011 — 18:40:58)

Такие книги переодически надо всем перечитывать, чтоб не забывались.

наталья (21.07.2011 — 17:17:58)

Этот рассказ предлагают в школе в 5 классе, как внеклассное чтение. На мой взгляд это просто УЖАС.

флуд (12.09.2011 — 19:01:26)

Одно из немногих литературных произведений, поразивших меня до слез. Очень впечатляющее.

анжелика (09.11.2011 — 23:13:08)

Я сейчас в 5 классе и наша учительница литературы дала нам это произведение на лето я когда читала чуть не заплакала.

Алина (05.12.2011 — 20:13:19)

Понравилась, до слёз довела.

/наталья:Этот рассказ предлагают в школе в 5 классе, как внеклассное чтение. На мой взгляд это просто УЖАС. /
Ужас- это когда ребенок в 5ом классе (а это 12 лет!) не способен правильно воспринять данный рассказ. Написано доступным языком о главном в жизни. Дети должны узнавать жизнь не только посредством Шрека. ИМХО.

анна (05.01.2012 — 12:41:17)

Нам тоже задавали в 5 классе, я читала теперь в 6 тоже, задали и опять читаю, но интерес не пропадает потому что написано интересно!

Юлик (10.01.2012 — 18:05:29)

Раньше не читала и вдруг наткнулась. Кажется, раньше меня никакая книга до слез не доводила, а тут расплакалась, как маленькая.

Оксана (04.03.2012 — 09:51:10)

Думаю, надеюсь, что это правда. Всех малышей, несчастных, забытых, забитых, пропитых, Господь забирает к себе. И насколько они чисты, святы, что даже оттуда, пройдя путь мучений из-за матерей своих, они машут мамочкам ручками и не хотят, чтобы те плакали. Дети поражают своей искренне преданной любовью. Спасибо за рассказ!

Женя (15.04.2012 — 15:46:36)

Я думаю учит жизни и направляет человека в нужное русло!

Василий (11.12.2012 — 22:30:47)

Достоевский показал не просто умирающего от ужаса окружающего мира ребенка. На трех страничках он показал то, что происходит от века — гибель детского, от Бога данного, милосердного восприятия ближнего в людях. Такой мальчик жил когда-то внутри каждого из нас. Он мешал жить удобно, как хочется и вот — у кого-то он давно умер, у кого-то еще слабо кричит. Лишь у святых он живет в душе до самой телесной смерти. Достоевский — гений, его рассказ — ответ на вопрос «в чем причина зла и страданий». Этот маленький алмаз русской православной гениальной классики по цене выше полного собрания сочинений Л. Толстого.

заур (13.03.2014 — 16:19:20)

Неожидал такого, долго был под впечатлением, посоветовал прочитать супруге.

Алиночка (09.01.2015 — 12:32:35)

Наша учительница дала нам этот рассказ в 7 классе. Мне очень понравилось.

Вадим (03.03.2015 — 21:53:37)

Очень хорошая книга. Советую всем прочитать. Школьникам и взрослым.

Урок литературы по рассказу Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

  • познакомить учащихся с творчеством Ф.М. Достоевского посредством изучения его рассказа,
  • раскрыть жанрообразующие признаки святочного рассказа,
  • содержанием урока способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся.
  • продолжить работу по изучению литературоведческих терминов и понятий, по формированию надпредметных умений, по формированию системы личностных ценностей учащихся, основанных на вечных духовных ценностях человечества;
  • используя межпредметную координацию, формировать вдумчивого и внимательного читателя.

Эпиграф к уроку:

Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей.
Ф.М. Достоевский

I. Сообщение темы, целей урока.

II. Анализ содержания текста рассказа

– Каждый человек любит праздники. Какие праздники для вас являются самыми любимыми?

– Не случайно многие из вас, ребята, назвали среди любимых праздников Новый год и Рождество. Действительно, эти праздники особенно любимы нами. Вспомните, в ознаменование какого события отмечается Рождество? (Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь ему избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.)

– А как называются праздничные дни в честь Рождества Христова, которые длятся до самого Крещения? (Cвятки.)

– Встречались ли вы с описанием празднования Рождества на страницах произведений русских писателей?

– А сегодня мы обратимся к рассказу Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”

  • Анализ изображенного мира в рассказе Достоевского.

– Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М. Достоевского – одного из самых “трудных” писателей, целиком читаем его, пусть и небольшой, рассказ.

(Обращение к портрету писателя.)

– Каково ваше впечатление от прочитанного?

– Каков мир рассказа Достоевского?

  • Работа над жанрообразующими признаками.

– Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” – так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится и рассматриваемый нами рассказ. С одной стороны это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой – дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он и делал основой своих художественных произведений.

– Рассказ “Мальчик у Христа на елке” принято относить к жанру святочных рассказов. Назовите основные признаки святочного рассказа.

– В течение урока, в ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении.

– Запись каких событий предполагает дневниковая форма? (Достоверных.)

– Прочитайте первый абзац рассказа. Почему автор использует слова “мне мерещится”, “кажется”? Какую установку для читателя он создает? (Все невероятные события в рассказе подлинны.)

– В какое время происходят события, описанные в рассказе? (Отмечаем в таблице.)

– Что мы узнаем в экспозиции рассказа? О каких подробностях жизни ребенка нам становится известно?

– Почему мальчик уходит из этого подвала? (Он почувствовал холод и бесприютность.)

– Каким вы представляете мальчика? Опишите его.

(Обращение к иллюстрациям учащихся.)

– Маленький мальчик совершенно один оказался в огромном холодном городе Петербурге. Назовите отдельные слова, словосочетания, а можно и предложения, характеризующие город.

– Что можно сказать о людях, которые живут в городе, какое настроение царит в Петербурге Достоевского? (Взбалмошное кипение жизни, эгоизм, холодность, разъединение людей.)

– Какими чувствами переполнена душа мальчика? О чем он вспоминает и почему? (Ощущает суету города и толпы, чувство одиночества, страха, голода и холода; вспоминает деревню.)

– Главный герой изображается в рассказе дрожащим от ужасного мороза и холода. Он – “дрожащая тварь”. Каково лексическое значение слова “тварь”? (Подготовленный ученик дает справку о слове из толкового словаря.)

– Значение слова “тварь” предполагает и другое, бранное значение. Отсюда возможно и иное отношение к мальчику. Где это показано в тексте и кто так относится к мальчику? Найдите и зачитайте. (Блюститель порядка = полицейский, дама выталкивает за дверь, толпа напугала до смерти.)

– Что можно сказать о душах этих людей? Почему они не замечают, отталкивают, пугают этого маленького человечка?

Обобщение учителя: Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают – и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным.

В конце декабря 1875 года Достоевский с дочерью посетил елку и детский бал в Петербургском клубе художников. Об этой елке одна из газет сообщила: “В собрании художников назначен большой детский праздник “елка” с бесплатными подарками для детей, акробатами, фокусниками, двумя оркестрами музыки, горками, электрическим освещением. Елки петербургского собрания художников много лет славятся своим прекрасным устройством. По всей вероятности, и нынешняя елка не будет хуже прежних и доставит своим маленьким посетителям немало удовольствий.

Посещение писателем этого праздника нашло отражение в рассказе. Прочитайте описание елки, увиденной мальчиком в одном из домов.

– Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся вокруг светящейся елки. Скажите, принес ли этот праздник радость нашему герою? Что здесь входит в противоречие с праздничным объявлением в газете? (Праздничное радушие соседствует с жестокостью и бездушием, отчего мальчику стало одиноко и страшно.)

– Что разделяет одинокого ребенка и веселящихся детей и их родителей? В каком рассказе мы можем вспомнить подобную картину? (Стекло, рассказ “Чудесный доктор” А. И. Куприна.)

– Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние мальчика, заставить читателя ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведется от 3 лица?

Обобщение учителя: читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться и использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх.

Для чего автор в речи мальчика использует однородные члены предложения и повторяет одни и те же слова? Найдите их в тексте. (Эффект присутствия; писатель хочет достучаться до сердца читателя, он хочет сказать, что холодно мальчику не столько от мороза, сколько от человеческой бессердечности.)

– Как относится автор к мальчику? Из каких фактов языка рассказа это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов.)

– Вспомните, кого еще видит мальчик за стеклом?

– Как вы считаете, зачем после описания детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мертвым душой людям.)

– Где в рассказе “перелом”? Какой момент можно назвать кульминационным?

– Автор описывает сказочную елку у Христа. Найдите этот эпизод. Зачитайте.

– Закройте глаза и представьте себе эту елку. Какие бы цвета вы использовали при ее изображении? Почему? (Выполнение задания можно сопроводить негромкой музыкой.)

(Обращение к иллюстрациям.)

– Мы обращаемся к описанию первой елки. Чем отличаются эти два рождественских праздника друг от друга? (На елке у Христа мальчик попадает в атмосферу любви, участия, он обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят.)

– Кто встречает мальчика на елке у Христа?

– Что мы узнаем о них? (У каждого ребенка своя страшная, поражающая своей будничностью история смерти, которую, как считал автор, невозможно и непростительно забыть не только на земле, но и на небе, где, казалось бы, обретают счастье и покой.)

(Обращение к таблице 1.)

– Происходит ли чудо в рассказе? (Светлое загробное будущее ребенка.)

– Какова развязка рассказа? Почему мы его, несмотря на это, относим к святочным? (Ангельская душа ребенка избавляется от земных мук.)

III. Обобщающая беседа

– В заключительном абзаце рассказа писатель задает вопрос. Найдите его.

– Зачем писатель создает этот рассказ?

Достоевский ощущал душевную боль за судьбы детей и ненависть к равнодушным взрослым. Этот рассказ – упрек им. Если в мире нет сострадания и любви, мучаются и плачут дети. Это признак неблагополучия в мире.

– А как вы считаете, сейчас нам нужно читать рассказ об “испорченной картине” детства? Почему? (Со времен Достоевского она исказилась еще более.)

– Что могло стать с мальчиком, если бы он остался жив? (Фрагмент “Мальчик с ручкой”.)

– Итак, прослеживаются ли все жанрообразующие признаки в рассказе “Мальчик у Христа на елке”? Что позволяет его отнести к святочным рассказам?

IV. Домашнее задание

– Чтобы каждому из нас жилось лучше, каждый должен заглянуть в свою душу, посмотреть, из каких “кирпичиков”– качеств она состоит. Какими же качествами должна обладать душа человека – христианина?

(Дома учащиеся заполняют таблицу 2)

– Каким даром обладал автор, создатель рассказа? (Дар сочувствовать, сострадать, умение любить людей.)

Достоевский мальчики текст

Но я романист, и, кажется, одну “историю” сам сочинил. Почему я пишу: “кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. “Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

— Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь — Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, — и присел за дровами: “Тут не сыщут, да и темно”.

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: “Посижу здесь л пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, — совсем как живые!” И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. — Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!

— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и. и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеется на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. — Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.

— Это Христова ёлка, — отвечают они ему. — У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки. — И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей. А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо. А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму. Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.

Аннотации и рецензии на телепередачи, фильмы, сериалы. Анонсы фильмов

Анализ рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» как способ подготовки обучающихся к части С итоговой аттестации и предметной олимпиаде

Разделы: Литература

Цель: проанализировать рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”, раскрывая жанрообразующие признаки святочного рассказа.

познакомить учащихся с творчеством Ф.М.Достоевского посредством изучения его рассказа;

— ввести понятие “святочного (рождественского) рассказа;

— продолжать развивать умение наблюдать за художественным словом и делать свои выводы;

развивающие — продолжать развивать речь и творческие способности учащихся;

— дать понятие общечеловеческих ценностей через приобщение к классической литературе;

— формировать умение использовать полученные знания в жизненных ситуациях.

Оборудование: компьютер, презентация с иллюстрациями, звуковым эффектом ( )

Предварительная работа: знакомство с содержанием рассказа.

1. Сообщение темы, цели урока. (СЛАЙД 1)

2. Вступительная беседа. (СЛАЙД 2)

— Всего через несколько дней наступит время праздников, особенно любимых. Это Новый год и Рождество.

(Рождение человека-Бога, который был послан человечеству, чтобы помочь избавиться от грехов, помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее). Слова Ч.Диккенса.

— И действительно, в рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время,когда особенную значимость получают христианские ценности:доброта,милосердие,сострадание. Это время совершения добрых дел.

— А как называется время от Рождества до Крещения? (Святки)

— В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни. Следовали этой традиции все — от государя до простых смертных.

— Рождество — праздник ожидания чуда. Как некогда свершилось чудо в Вифлееме (СЛАЙД 3), и родился Спаситель человечества, так оно должно вершиться ежегодно в этот день, поэтому с таким нетерпением ждут этот праздник взрослые и дети. И если даже не случится чуда, то чудесен сам праздник.

— Этому времени посвящён рассказ Ф.М.Достоевского “Мальчик у Христа на ёлке”,который вы прочитали дома. И вы убедились, что не для всех этот праздник несёт радость, ведь в жизни рядом с достатком и весельем соседствуют горе, нужда и одиночество.

— Сегодня мы впервые обращаемся к творчеству Ф.М.Достоевского — одного из самых “трудных”, взрослых писателей, анализируем, пусть и небольшой, рассказ, который был опубликован в журнале “Дневник писателя” в 1876 году, который издавал автор. Несколько слов об этом журнале скажет _________________________________

(Фёдор Михайлович Достоевский с 1873 года издавал “Дневник писателя” — так назывался журнал, в который входили и художественные произведения, к которым относится рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” С одной стороны, это был известный журнал, предназначенный для широкого круга читателей, с другой — дневник для себя, в котором писатель выражал свои мысли, взгляды. Писатель любил собирать правдивые факты из текущей жизни, непосредственно увиденные им самим; именно их он делал основой своих произведений).

— Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке” принято относить к жанру святочного рассказа. С определением этого жанра нас познакомит ____________________________

(Святочный или рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и имеющий свои особенности в сравнении с традиционным жанром рассказа).

— Каковы же жанрообразующие особенности святочного рассказа? Обратимся к следующему слайду. (СЛАЙД 5). Запись в тетрадь.

— В ходе анализа текста мы должны обозначить наличие этих признаков в данном произведении. Для начала обратимся к композиции рассказа и постараемся обозначить сюжет рассказа, т.е. последовательность событий. (СЛАЙД 6)

3. Анализ рассказа.

— Какой эпизод можно считать завязкой сюжета?

(Знакомство с главным героем рассказа)

— С чего начинается знакомство с литературным героем? (С портрета). Зачитайте.

Заметим, что Достоевский очень коротко говорит о внешности мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и “маленький рост”, и возраст “лет семь”, “дует на замёрзшие пальчики”, и одежда — “какой-то халатик”, затем он одевает “картузик” (уменьшительно-ласкательные суффиксы), а главное это безликое существо “хотело кушать”. Имя?

— Как называется в литературном произведении описание помещения, где живёт герой? (Интерьер) Зачитайте.

— С какой целью автор вводит это описание?

— Что вас больше всего поражает?

— Что заставило выйти мальчика на улицу? (Голод)

— На что надеялся он? (“Хоть бы кусочек какой-нибудь”, “копеечку”)

— Чтобы лучше понять состояние героя, автор использует пейзаж — картины живой и неживой природы — на фоне которых происходит событие.

— Как вы думаете, в каком городе происходят события? (Автор не называет конкретного города, но по отдельным признакам можно, догадаться, что это Петербург; и мы с вами впервые сталкиваемся с понятием “Петербург Достоевского”).

— Что видит мальчик?

— Что слышит мальчик?

— Как вы думаете, какие художественные средства использует в этом фрагменте автор, чтобы передать душевное состояние героя, заставить ощутить боль и страдание героя, ведь рассказ ведётся от 3-его лица?

а) читая слова автора, мы слышим голос самого мальчика, как будто находимся рядом с ним, видим и слышим его. Такого эффекта позволяет добиться использование восклицательных и вопросительных предложений, которые передают восхищение, радость, боль и страх;

б) эффект присутствия — использование автором однородных членов, повтор одних и тех же слов.

— Как относится автор к маленькому герою? Из каких фактов языка это видно? (Особая чувствительность повествования, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов). Примеры.

— Прочитаем следующий отрывок — от слов “и вдруг, господи!” до “смешно на куколок”.

(Слайд 9) + музыка

— А теперь попробуем мысленно проникнуть за стекло и побывать на празднике.

— Какой приём и скакой целью использует автор? (Антитеза) Худ. Деталь — стекло.

— Как вы думаете, почему после детского праздника автор изображает кукол? (Они противопоставлены мёртвым душой людям).

— Найдите примеры из текста, подтверждающие эту мысль. (Развитие действия.)

— Какой момент рассказа можно считать кульминацией? (Шёпот, ёлка у Христа — рождественское чудо?)

— Если бы рассказ заканчивался на этом эпизоде, мы могли бы его сравнить со сказкой.

— А можно ли его назвать в полной мере святочным рассказом? (Нет, этому мешает развязка рассказа, т.к. она не представляет счастливого конца (СЛАЙД 11).

— А ведь так хотелось бы, чтобы этот рассказ был по-настоящему святочным и имел счастливый конец. (Проверка творческой работы. 1 вариант)

— Об этом говорит и сам писатель в последнем абзаце. А что стало с мальчиком, если бы он выжил? (Ответ — 1 часть “Мальчик с ручкой”, т. е. попрошайкой, “халатником”, который жил с ним в одном подвале.

— Ф.М.Достоевский высоко ценил этот рассказ, он считал, что (СЛАЙД 10)

— И что “преступное равнодушие взрослых является причиной преступления детей”.

— Считаете вы этот рассказ актуальным в наши дни? Озвучьте свою точку зрения. (Проверка творческих работ. 2 вариант). (СЛАЙД 12)

4. Подведение итогов урока.

Святочный (рождественский) рассказ — это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — счастливый.

Портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, художественные приёмы, синтаксические и лексические средства выразительности — система понятий, помогающая раскрыть замысел писателя.

Вера, милосердие, сострадание — вечные непреходящие человеческие ценности.

5. Домашнее задание. (СЛАЙД 13). Прочитать рождественский рассказ другого писателя.

Рождество — светлый праздник, в который принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки, как частичку моего сердца. Я хочу, чтобы в жизни у вас было всё хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны. (СЛАЙД 14)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: