М ю лермонтов пророк стих

Настоящий большой поэт не может создавать произведения просто ради самого процесса стихосложения. Он невольно задумывается о том, в чем смысл и назначение его творчества, о чем он хочет поведать людям, какова вообще роль поэзии в жизни общества. Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. Взгляды его на поэта и поэзию постепенно менялись, приобретая зрелость и глубину. Юный поэт-романтик, ощущая свой могучий поэтический дар, возвышающий его над людьми, прежде всего ценит собственную свободу, презирая мнения «насмешливого, безумного света».

Я сам собою жил доныне,
Свободно мчится песнь моя,
Как птица дикая в пустыне,
Как вдаль по озеру ладья.

Но уже тогда поэта одолевают сомнения: можно ли желать славы и бессмертия, если его народ влачит жалкое, ничтожное существование.

Безумец я! вы правы, правы!
Смешно бессмертье на земли.
Как смел желать я громкой славы,
Когда вы счастливы в пыли?

Здесь слышится раскаянье поэта в своем гордом высокомерии, в отторженности от земной, обыденной жизни. Нет. Поэт нужен людям, он должен быть с ними и в горе, и в радости. Лермонтов пришел к пониманию того, что литература, поэзия является могучим средством воздействия на сердца и умы людей. Особую актуальность приобретали эти мысли в 30-е годы XIX века, когда именно литературная деятельность давала возможность протестовать против ненавистного уклада жизни. Лермонтов видит назначение поэзии в том, чтобы она пробуждала в людях любовь к родине, стремление к свободе. Поэт — это человек, который ни перед кем не склоняет «гордого чела». Но Лермонтов понимал также, что поэзия может превратиться в средство развлечения толпы, если она замкнется в кругу сугубо личных, камерных тем, отгородившись от актуальных вопросов жизни, от политической борьбы. Эти мысли Лермонтова с особой силой прозвучали в стихотворении «Поэт». Он неожиданно и оригинально сближает два образа — кинжала и поэта. Казалось бы, какая может существовать связь между неодушевленным предметом и человеком, наделенным даром слагать стихи? Однако она есть. Это доказывает история кинжала, рассказанная в первой части стихотворения. Автор вспоминает славную боевую службу кинжала, который верой и правдой служил «наезднику в горах», не на одной груди оставив страшный след «и не одну прорвав кольчугу». Но после гибели своего хозяина кинжал перестал быть грозным боевым оружием и долго пролежал заброшенным «в походной лавке армянина».

Теперь родных ножон, избитых на войне,
Лишен героя спутник бедный;
Игрушкой золотой он блещет на стене —
Увы, бесславный и безвредный!

Смысл истории кинжала в том, что он из страшного оружия превратился в безвредную блестящую игрушку, украшающую ковер. Теперь сравнение кинжала с поэтом принимает понятный и глубокий смысл. Ведь и поэзия может служить забавой, средством увеселения светской знати, если поэт откажется от своего высокого назначения, от своей гуманной миссии.

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?

В следующих строфах этого стихотворения Лермонтов высказывает свой взгляд на роль и назначение поэзии. Нужность, необходимость поэзии людям подчеркивается здесь выразительными сравнениями: «как чаша для пиров», «как фимиам в часы молитвы», «как божий дух» и, наконец, «как колокол на башне вечевой». Цель поэзии — «воспламенять бойца для битвы». Значит, поэт — это не только человек, обладающий поэтическим даром. Для Лермонтова, как и для Пушкина, это пророк, стоящий выше других людей, способный вести их за собой. Поэт должен обладать смелостью, независимостью, неподкупностью, энергией и неутомимостью. Но «простой и гордый» поэт не сразу находит отклик в душах людей, которые тешатся «блестками и обманом». Таким образом, Лермонтов прямо говорит о тех многочисленных трудностях, опасностях, людской неблагодарности, которые будут сопровождать путь поэта, отважившегося стать пророком. Но все-таки Лермонтов, обращаясь к поэту, призывает его быть верным своему высокому назначению:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?

В стихотворении «Поэт» возникает мотив взаимоотношения поэта и общества, который становится ведущим в стихотворениях «Смерть Поэта» и «Пророк». В «Пророке» Лермонтов рисует идеал, созданный его воображением, а в стихотворении «Смерть Поэта» он воплощает его в образе реально живущего человека — великого Пушкина. В нем счастливо соединились и «свободный, смелый дар», и гордость, и честь, и удивительная способность постижения людей. Именно эти качества Пушкина ненавистны светской черни, «жадною толпой стоящею у трона», которую Лермонтов прямо обвиняет в убийстве великого поэта России. Он клеймит позором этих высокородных негодяев, бросая им в лицо хлесткие, как пощечина, обвинения: «Свободы, Гения и Славы палачи», «наперсники разврата», «надменные потомки известной подлостью прославленных отцов». Лермонтов грозит им божьим судом, который «недоступен звону злата, и мысли и дела он знает наперед».

Продолжая тему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение «Пророк», в котором развивает мысли одноименного пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой в начале стихотворения уже обладает «всеведеньем», которое дает ему право провозглашать людям «любви и правды чистые ученья». Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от «злобы и порока». Но его гуманные искренние слова не вызывают отклика в обществе, погрязшем в грехе и разврате.

В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

В своей благородной миссии пророку приходится терпеть насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Пророк чувствует себя свободным только в прекрасном мире природы, полном гармонии, но он вновь возвращается к людям, ибо не может отказаться от своего назначения, трудной и благородной миссии. Значит, пророк не покорился судьбе, не отказался в угоду «могущественным старцам» от идеалов любви и справедливости. Таким должен быть истинный поэт, не отступающий перед трудностями и гонениями.

Продолжив лучшие пушкинские традиции в определении роли поэта и поэзии в обществе, Лермонтов оказал огромное влияние на многих великих русских поэтов, которые развили его мысли в своей гражданственной, свободной поэзии.

Лермонтов М. Ю. «Пророк»

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Творчество Лермонтова кратко. Произведения М. Ю. Лермонтова

Один из самых известных русских поэтов, «пророк» первой половины девятнадцатого века, который прожил всего лишь двадцать семь лет. Но за этот короткий промежуток времени он смог передать в стихах все то, что бурлило у него в душе.

В данной статье мы рассмотрим творчество Лермонтова. Кратко коснемся периодизации развития автора, а также поговорим об основных мотивах его произведений.

М. Ю. Лермонтов

Сложно говорить про творчество Лермонтова кратко. Это гигант, наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным.

Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: «Что делать?»

В литературе данная тенденция выражается в усилении реалистических мотивов, утверждении неприемлемости происходящих событий. Однако совершенно другим путем пошел Михаил Юрьевич Лермонтов (фото его автопортрета представлено чуть ниже).

Поэт до конца жизни оказался верным романтизму, но смог мастерски совместить его с реализмом в своих стихах, драматургии и прозе.

Далее мы поговорим о двух периодах творчества этого великого человека. Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы.

Юношеское творчество

Исследователи и литературоведы делят на два периода творчество Лермонтова. Кратко говоря, это лирический этап становления, который продолжался с 1828 по 1836 год, и зрелость. Границей между ними стала гибель Александра Сергеевича Пушкина и произведение «Смерть поэта».

Итак, первые попытки мальчика излагать мысли в виде стихов относятся к четырнадцати годам. В это время у него в семье разразилась «война» между отцом, который видел талант сына и всячески его поддерживал, и бабушкой, стремившейся сделать из ребенка няньку для себя.

Первые стихотворения пронизаны отчаянием, юношеским максимализмом, героическими мотивами борьбы. Сюда относятся наброски «Демона» и «Монолог», позднее оформившийся в «Думу».

Кроме проблем на семейном фронте, на настроения юного поэта сильно влияет поражение декабристов и угнетенная атмосфера, сложившаяся в обществе.

В течение лирического периода молодой человек знакомится с западноевропейской литературой, особенно увлекаясь творчеством Байрона. Поэтому в стихах Лермонтова рождаются образы романтических героев с мятущейся душой. Они независимы, жаждут свободы, презирают окружение и пребывают в состоянии вечной борьбы с собой.

Зрелый этап

Переломным моментом становится смерть Пушкина. Именно это событие кардинально меняет творчество Лермонтова. Кратко выразить это можно одним словом – пробудился.

Теперь Михаил Юрьевич осознает свое предназначение как пророка и поэта. Жечь сердца людей глаголом. Показывать обществу реальную ситуацию, которая сложилась на всей территории Российской империи.

С этой целью Лермонтов уезжает на Кавказ, подальше от императора и его «прислужников». Свободный и бунтующий дух поэта противится сложившейся обстановке. Свои переживания он вкладывает в стихи «Пророка», «Смерть поэта», «Бородино», «Родина» и остальные.

Именно в конце жизни рождается «гражданский» Лермонтов. Фото поэта на Кавказе демонстрирует его разочарование, одиночество, отображает глубокие думы и принятую миссию.

До самой смерти поэт развивает общественно-политические идеи Пушкина, Белинского, Чаадаева. В творчестве зрелого периода ставит вопросы о судьбе поколения, трагичности любви, старается осмыслить место поэзии в истории человечества.

Мотив борьбы

Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь.

Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта.

Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях – «Пленный рыцарь», «Узник» и «Парус».

В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в «Парусе» мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка.

Стихотворение «Узник» отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной «Смерти поэта». В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме.

Данная тема продолжается и в «Пленном рыцаре». Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума.

Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей.

Судьба поколения

Согласно отзывам современников, поэзия Лермонтова выражает самые глубокие устремления интеллигенции, о которых большинство боится даже просто подумать.

Главным произведением, которое в полной мере пронизано мотивом неопределенности и возмущением от общественного бездействия и трусости, является сатира-элегия «Дума». По своему жанру она напоминает стих «Смерть поэта». Но, в отличие от первого, здесь клеймится вся интеллигенция, а не придворная знать.

Михаил Юрьевич в строках стихотворения порицает современников за малодушие и побег от политической борьбы за лучшее будущее. Вместе с этим, поэт зовет их к моральному и духовному обновлению. Идеи Лермонтова полностью перекликаются с мыслями Рылеева в «Гражданине».

Критики того времени, Герцен и Белинский, очень положительно восприняли появление данного произведения. В нем они увидели наиболее глубокое выражение причины ощущения безразличия и апатии, поразивших общество в тридцатых годах девятнадцатого века.

Разочарование

Как и многие другие стихотворения М. Ю. Лермонтова, относящиеся к последним годам жизни, произведения «В минуту жизни трудную…», «Выхожу один я на дорогу…» и «И скучно и грустно» пронизаны спокойствием и грустью.

Поэт устал от бесконечной и бессмысленной битвы с современниками, которые не желают услышать его голос и проснуться от смертельного забытья. Мечущаяся и деятельная натура молодого человека постепенно успокаивается в путах лживого и трусливого общества.

Каждая строчка вышеназванных стихотворений сквозит стремлением вырваться из клетки, которой Лермонтов считал свою жизнь. Он, как и в ранние юношеские годы, все еще пребывает в рассеянности, будто родился совершенно не в свое время.

Как и многие другие поэмы Лермонтова, эти стихи связывают пейзажи и внутренние ощущения автора. В трех вышеназванных произведениях мы видим грусть и бесконечное одиночество человека, который положил жизнь на то, чтобы пробудить поколение, но остался неуслышанным.

Это высокое искусство

Не только поэмы Лермонтова отображают отношение к застойным событиям тридцатых годов. Мастер мог выразить глубочайшие мысли всего лишь в паре слов. Любая строчка может быть полна скрытого смысла.

Если постараться проанализировать два его произведения («Пророк» и «Поэт»), мы увидим ту бесконечную боль, которую ощущал Михаил Юрьевич. Первое из них было написано за считанные недели до гибели гения. В нем двадцатисемилетний человек изображает героя в образе всеми покинутого и непонятого пророка. Тот вынужден жить в пустыне и терпеть насмешки от недалеких мещан.

Второе произведение характеризуется потрясающим сравнительным рядом. В нем автор сопоставляет деятельность сильного поэта с сутью существования боевого кинжала как такового. Вначале, когда была в нем нужда, он рвал кольчуги и выполнял свое предназначение. После — он всего лишь пустая золотая игрушка, пылящаяся на полке.

Гражданская позиция

Поздние произведения М. Ю. Лермонтова больше выражают отношения реалиста к событиям в обществе, а не противопоставляют бунтаря толпе.

Так, наиболее ярко гражданская позиция поэта показана в таких стихах, как «Прощай, немытая Россия», «Смерть поэта» и «Как часто, пестрою толпою окружен. ».

В них мы видим подавленную горечь и злобу на душевную пустоту общества. Особенно сильным является последнее произведение из вышеназванных. В нем Лермонтов демонстрирует черствую личину императора и его свиты под масками, сравнивая их с мечтами о деревенском утре из детства. Данное стихотворение было написано после посещения новогоднего карнавала в Петербурге, зимой 1840 года.

Бежавший и погибший в Кавказских горах герой на фоне своей короткой и бурной жизни показывает застой современников. Позже критики сокрушались о том, сколько потеряла литература. Лермонтов успел за двадцать семь лет заронить в душу общественности зерно бунтарства, поднять его с колен после поражения декабристов.

Любовь

Произведения М. Ю. Лермонтова не только отражают борьбу гордого одиночки с обществом, штормящим морем или маскарадной толпой. В некоторых его творениях мы встречаем и любовные переживания. Однако и там нас не покидает вечное чувство обреченности и трагизма, которое испытывал поэт.

Таким образом, в данной статье мы с вами познакомились с этапами и основными идеями, выраженными в творчестве великого русского поэта.

М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Одним из величайших поэтов XIX века мы можем смело назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Его стихи многие учат наизусть, для кого-то он — любимый поэт. Казалось бы, мы все о нем знаем: жизнь, творчество, идеалы, принципы. А так ли это на самом деле? Кого-то стихи Лермонтова не трогают, для кого-то он — гений, великий творец слова. Кто-то не может ни строчки понять из его стихотворений, кто-то с ним просто не согласен. Одни им восхищаются, другие учатся у него жизни, реалистическому отношению к миру.

А я просто люблю его стихи. Люблю их читать, изучать, понимать. Мне нравится, обращаясь заново к его творениям «Выхожу один я на дорогу. » и «Родина», находить в них новый для меня смысл. Стихи этого поэта не дарят успокоение или чувство умиротворения. Нет! Они заставляют думать о жизни и смерти, о любви и ненависти, счастье и горе, о назначении человека, о предназначении поэта и поэзии.

Как и у многих других поэтов, последняя тема становится у Лермонтова одной из ведущих. Она была раскрыта и А. С. Пушкиным, и, впоследствии, А. Блоком, А. Ахматовой. М. Ю. Лермонтов говорил о назначении поэта и поэзии своими словами: грустными и жестокими, правдивыми и справедливыми. Его стихи «Поэт», «Смерть поэта», «Пророк», «1831-го июня 11 дня» , наверное, лучше всего помогают нам понять взгляд Лермонтова на назначение поэта и поэзии, понять его самого.

С самого начала своего творческого пути, уже в четырнадцать лет, Михаил Юрьевич задумывался о своем предназначении в этой жизни, о предназначении каждого поэта. Именно тогда он и пишет свое стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный»). Сравнивая поэта с художником Рафаэлем, сравнивая свои стихи с картинами живописца, а его Музу — со своей, Лермонтов наполняет стихотворение яркой образностью, контрастностью. Перед нами возникает живая картинка, воплощенные в слова представления и мечты:

Когда Рафаэль вдохновенный

Пречистой девы лик священный

Живою кистью окончал,

Своим искусством восхищенный,

Он пред картиною упал!

Он забывал порыв небесный. И далее:

Таков поэт: чуть мысль блеснет,

Как он пером своим прольет

Но долго, долго ум хранит

Оптимизм, упоение своим даром врываются в эти строки. Мы видим, что для М. Ю. Лермонтова счастье — творить. С каким восторгом он описывает свое вдохновение, нисходящее на него. Так и льется радость из строк стихотворения. И нам самим неожиданно хочется сесть и, следуя примеру Лермонтова, покориться Музе и выразить свои чувства поэтическими образами.

Сколько оптимизма, сколько здесь надежды на будущее! Но вдруг:

Холодной буквой трудно объяснить

Боренье дум. Нет звуков у людей

Довольно сильных, чтоб изобразить

Что это? Где упоение своей силой, стремление сделать мир прекраснее с помощью своей поэзии?

Реальность настигла поэта. Он внезапно понял, прозрел: не все можно сказать словами, не все чувства можно выразить. А самое главное — не все тебя поймут!

И я влачу мучительные дни Без цели оклеветан, одинок.

Говорил ли Лермонтов только о себе? Не кажется ли вам, что здесь звучат отголоски еще чьей-то судьбы?

Погиб поэт! — невольник чести

Пал, оклеветанный молвой.

В своем стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов грозно и непреклонно выносит приговор своим современникам, обществу, в котором он творил. Не смогли они уберечь поэта, не смогли его понять. Они не услышали его призывов и воззваний, не приняли его правды. Теперь носить ему [Пушкину] венок терновый, что язвит его чело, «приют певца» теперь «угрюм и тесен», да «на устах его печать». Сколько горечи и боли, обиды в словах Лермонтова:

Не мог щадить он нашей славы,

Не мог понять в сей миг кровавый,

На что он руку поднимал!

Не может Лермонтов простить своим современникам смерти дивного гения, светоча русской поэзии. Черными, темными красками описывает Лермонтов свои чувства; его слова наполняют и нас болью и обидой, гневом и унижением:

А вы, надменные потомки!

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Где светлый поэт с мечтами и устремлениями? Он «потерялся» в реальности, он увидел мир, какой он есть. Он увидел «пророков» своего времени:

В наш век изнеженный, не так ли, ты, поэт

Свое утратил назначенье.

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?

Лермонтов видит, что поэты — певцы правды и справедливости — променяли свое предназначение на злато и серебро. Он возмущен и поражен. Он не хочет их понять. Как можно, встав на путь служения народу, забыть о нем. Как истинный поэт, наследник Ломоносова и Державина, Жуковского и Пушкина, Лермонтов всегда остается верен своему предназначению. Он уверен в том, что нашел свой смысл в жизни. И как бы ни было тяжело, главное — чтобы его услышали и поняли.

Поняли ли его? Услышали ли? Сомневаюсь! Люди боятся слышать правду, боятся верить грозному слову. Горькая правда или сладкая ложь?

Лермонтов выбрал первое! Он пророк, служитель народа; словом он приносит в толпу смирение, поэтической строкой помогает людям увидеть свет и понять самих себя, но:

С тех пор, как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В глазах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

В этом стихотворении («Пророк») Лермонтов выразил свое понимание предназначения поэта и поэзии. И не только: он показал всю суть его несчастий и уготованную ему судьбу. Природа ласково его встречает, тварь земная покорна ему, звезды, лучами играя, слушают его. А в городе, где шум и гам «гуляют», там старики лишь детям говорят, что горд он был и с миром не ужился, угрюм и худ пророк:

Смотрите, как он наг и беден,

Как презирают все его!

А он идет вперед, он ведь пророк, и жизнь его бессмысленна без слова. Ему судьбой назначено нести в толпу свет, а изгонять оттуда тьму. И всю свою жизнь, все лучшие годы своей жизни поэт-пророк, не останавливаясь, будет идти к своей цели. Так шел Лермонтов, а до него — Пушкин, а потом — Есенин, Цветаева, Ахматова.

Читая стихи Лермонтова о назначении поэта и поэзии, не говорите, что они пессимистичны, что от светлого понимания своего предназначения он пришел к тому, что стал тяготиться своим даром. Нет! Это не так! Вчитывайтесь, вдумывайтесь! Вы увидите свет, вы увидите любовь к народу, желание творить и дарить людям радость. Не это ли главное предназначение поэта и поэзии?

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: