Любовная лирика Тютчева сочинение

2020 Copyright. All Rights Reserved.

The Sponsored Listings displayed above are served automatically by a third party. Neither the service provider nor the domain owner maintain any relationship with the advertisers. In case of trademark issues please contact the domain owner directly (contact information can be found in whois).

Любовная лирика в поэзии Тютчева и Фета

Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда по-разному. Любовная лирика занимает большое место в поэзии и Тютчева, и Фета, при этом существенно отличаясь как раскрытием темы любви в целом, так и отдельными акцентами, настроениями, нюансами. У Тютчева тема любви полностью раскрывается в лирическом цикле, посвященном Е. А. Денисьевой. В поэзии Тютчева до 50-х годов прошлого века образы женщин появлялись редко и на втором плане.

Женская тема в этих стихах была побочной и второстепенной. Теперь же в лирику Тютчева входит женский образ, многосторонний, сложный женский характер. Тютчев одним из первых поэтов попытался в своих стихах встать на позицию женщины, попытался изобразить ее внутренний мир. Пушкин и Лермонтов в любовной лирике описывали только свои переживания и чувства, не уделяя особого внимания тому, что происходило в душе женщины. Тютчев продолжает традицию Некрасова и создает цикл стихотворений с одной героиней, чей образ имеет даже большее значение, чем образ самого героя. Для понимания стихотворений этого цикла важно знать реальную историю любви Тютчева и Денисьевой.

Будучи женатым, в 1849 году Тютчев познакомился с Денисьевой и влюбился в нее. Тютчев не делал тайны из своего увлечения, не скрывал его от петербургского света. И поэтому жизнь его возлюбленной, оказавшейся в таком сложном поло-женин, превратилась в настоящий ад. Перед Денисьевой закрылись двери многих петербургских салонов и домов, ее перестали принимать, игнорировали ее существование. Однако Тютчев не считался с мнением света и продолжал жить в двух семьях (от Тютчева у Денисьевой рождались дети, которых поэт потом усыновлял). Тютчев вытерпел немало косых взглядов и не мог чувствовать себя совершенно свободным в столичном обществе. Еще тяжелее были его переживания за свою возлюбленную, положение которой было невыносимым (Тютчев это сознавал). Отсюда в любовной лирике Тютчева основной является тема вины лирического героя за страдания, принесенные своей возлюбленной. Эта тема звучит почти в каждом любовном стихотворении Тютчева:

  • О, как убийственно мы любим.
  • Как в буйной слепоте страстей
  • Мы то всего вернее губим,
  • Что сердцу нашему милей.
  • Судьбы ужасным приговором
  • Твоя любовь для ней была,
  • И незаслуженным укором
  • На жизнь ее она легла!

Образ толпы — частый спутник любовных стихотворений Тютчева. Толпа, свет попрали самые заветные, ценные чувства женщины:

  • Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
  • То, что в душе ее цвело.
  • Чему молилась ты с любовью,
  • Что, как святыню, берегла.
  • Судьба людскому суесловью
  • На поруганье предала.

Любовь для Тютчева — это роковой поединок, всепоглощающая роковая страсть, слепая, разрушительная стихия. Во многих стихотворениях любовь — это не радость и счастье, а муки, горести, страдания, прежде всего, для героини.

  • О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
  • Хоть вижу, нож в руке его дрожит.
  • Я стражду, не живу. им, им одним живу я.
  • Но эта жизнь. О, как горька она!

пишет Тютчев от лица своей героини. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи. » Тютчев описывает последствия той роковой страсти, показывает, как опустошает и убивает любовь душу женщины:

  • Любила ты, и так, как ты, любить
  • Нет, никому еще не удавалось!
  • О господи. И это пережить.
  • И сердце на клочки не разорвалось.

Денисьевский цикл — это художественный дневник. От стихотворения к стихотворению нам раскрывается история любви Тютчева и Денисьевой. Однако цикл лишен сюжетности. В стихах описываются лишь некоторые, самые важные моменты отношений двух влюбленных. В цикле мало сведений и о динамике любви, о ее возникновении, развитии. Поэтика денисьевского цикла отличается от поэтики других произведений Тютчева. В любовных стихотворениях возникают психологизм и детализация чувств, ранее не характерные для поэзии Тютчева.

Читая стихи денисьевского цикла, читатель представляет образ его героини. Тютчев всегда подчеркивает, что его героиня выше, чище, чем герой, она нравственно превосходит героя, так как страдает больше, чем он. Тютчев поэтизирует, идеализирует женщину, она становится центром всего лучшего, светлого в этом цикле. Большой трагедией для Тютчева стала смерть Денисьевой.

  • Жизнь, как подстреленная птица.
  • Подняться хочет и не может.
  • Нет ни полета, ни размаху
  • Висят поломанные крылья.
  • И вся она, прижавшись к праху.
  • Дрожит от боли и бессилья.

Жизнь в такой тяжелой обстановке, постоянные переживания подорвали ее здоровье, она умерла. После ее смерти Тютчев не перестает писать стихи, посвященные ей. Однако Тютчеву невыносимее всего, страшнее всего было ощущать, как в его душе умирают все лучшие воспоминания, связанные с его возлюбленной:

  • Минувшее не веет легкой тенью,
  • А под землей, как труп, лежит оно.

Тютчев просит Бога не дать забыть ему о своей любимой, просит, чтобы память о ней навсегда осталась с ним:

  • О, господи, дай жгучего страданья
  • И мертвенность души моей рассей:
  • Ты взял ее, но муку вспоминанья.
  • Живую муку мне оставь о ней.

В жизни Фета тоже была огромная потеря. Трагически погибла его возлюбленная Мария Лазич. После ее смерти Фет очень меняется, меняются его взгляды на жизнь и на искусство. Фет разделяет свою жизнь на две сферы: реальную и идеальную. И только идеальную сферу он переносит в свою поэзию. Теперь в Фете стали жить как будто бы два человека: один — жестокий, прагматичный помещик, другой — мелодичный поэт, певец любви и природы. Фет стал поэтом и идеологом «чистого» искусства. Он был твердо уверен, что действительность и поэзия — диаметрально противоположные, несовместимые вещи и что никакие отголоски реальной жизни не должны проникать в поэзию. Выше всего Фет ценил красоту, преклонялся перед ней. Красотой для него является природа, любовь и музыка. Все стихотворения Фета в основном посвящены этим трем идеалам, среди которых любовь занимает главное место.

Любовь, по Фету, — это сладостные моменты сближения и соединения душ. Фет не описывает целиком любовное чувство, как Тютчев, любовь у Фета распадается на отдельные впечатления, переживания, поэт передает момент чувства, мимолетное движение человеческой души. Показательно в этом отношении стихотворение «Шепот. Робкое дыханье. ». Мир природы и мир человеческого чувства оказываются неразрывно связанными в этом стихотворении. В этих «мирах» поэт выделяет еле заметные переходные состояния, трудноуловимые изменения. И чувство, и природа показаны в стихотворении в отрывочных деталях, отдельных штрихах. Однако у читателя они складываются в единый образ свидания, создают единое впечатление. Стихотворение лишено глаголов, оно состоит из одних имен (прилагательных и существительных). Это придает ему особую мелодичность, напевность. Вообще музыкальность — это неотъемлемое качество всех любовных стихов Фета и поэзии Фета в целом. Музыка, любовь и природа слиты в поэтическом мире Фета, они неотделимы друг от друга.

«На заре ты ее не буди. » — один из ярких примеров музыкальности лирики Фета. Жанр этого стихотворения можно определить как романс. Стихотворение лишено сюжета, читатель ничего не знает о его героине, потому что Фет не рассказывает о ней и о ее внутреннем мире, а как бы рисует картину. Но это картина не статичная, она не лишена движения. Фет описывает едва уловимые оттенки душевных переживаний героини. Именно эти штрихи и составляют, по Фету, существо человека.

В стихотворении «Сияла ночь. » героиня именно через музыку, пение выражает все свои чувства, любовь:

Ты пела до зари, от слез изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

У Фета нет конкретного цикла любовных стихотворений, посвященных Марии Лазич. Однако Фет не мог забыть свою первую, самую большую любовь. Образ Марии Лазич, память об их отношениях не переставали возникать в поэзии Фета на протяжении всей его жизни, причем более всего и проникновеннее всего1 Фет писал о своей первой любви в стихотворениях, вошедших в цикл «Вечерние огни», в период, наиболее удаленный от драматического романа с М. Лазич:

Та трава, что вдали на могиле твоей. Здесь, на сердце, чем ста ре оно, тем свежей, И я знаю, взглянувши на звезды порой, Что взирали на них мы, как боги, с тобой.

Любовная лирика Тютчева сочинение

Урок литературы в 10 классе Тема: Любовная лирика Ф.И.Тютчева

Цели: в центре внимания – образ женщины, которая была «гением чистой красоты» для поэтов в разные периоды его жизни и творчества, наша задача раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной лирического героя, проследить динамику переживаний, эмоций лирических персонажей, пробудить интерес к лирическим стихотворениям.
Эпиграф:
Жизни блаженство в одной лишь любви…
Ф.И.Тютчев
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя
«Жизнь сердца» у Ф.И.Тютчева, по утверждению биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к своей дочери Дарье он писал, что несет в своей крови, это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…» «Жизни блаженство в одной лишь любви» — эта строка из стихотворения Тютчева может стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Стихотворение, из которого взята эта строка, представляет собой перевод лирической миниатюры Гете. Тютчеву в момент его написания было 67 лет. И это фраза в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, звучит как откровение.
Действительно, Тютчев не был однолюбом. Он мог страстно обожать двух женщин сразу и не кривил душой. Женщины же, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самозабвенным чувством «Жизни блаженство в одной лишь любви…»

2. Первой сердечной привязанностью Ф.И.Тютчева была Амалия Лерхенвельд, в замужестве баронесса Крюденер. Она поняла и оценила любовь поэта, но не связала с ним жизнь (сообщение учащихся «Тютчев и Амалия Крюденер»). Чтение стихотворения наизусть: «Я помню время золотое»
— Как часто бывает в искусстве, гениальные стихи нашли отзвук в музыке, и родился шедевр русской культуры (звучит романс «Я встретил вас – и все былое…»)
Слово учителя: Последняя их встреча произошла в марте 1873г, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова. А на следующий день дрожащей рукой он напишет дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения, вследствие свидания… с моей доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете.… В ее лице прошлое лучших моих лет явилось дать мне прощальный поцелуй». Амалия пережила Тютчева на 15 лет.
Задание: сопоставительный анализ более раннего стихотворения «Я помню время золотое…» 1836г. и «Я встретил вас – и все былое…»(1870г.)
— Каковы ключевые образы этих стихотворений? Как они связаны?
— Какое время года и суток изображается в 1 стихотворении? Какой поэтический смысл при этом выявляется?
— Важно ли время года во 2 стихотворении?
— Какое из стихотворений исполнено большего философского смысла?
Таким образом, Тютчев предстает перед нами как тонкий лирик, способный к талантливому изображению глубинных человеческих переживаний.

3. Слово учителя.
Были в жизни Тютчева встречи и с другими любившими и любимыми им женщинами. В 1826г. поэт обвенчался с молодой вдовой русского дипломата Элеонорой Петерсон, урожденной графиней Ботлир. Сообщение «Тютчев и Элеонора Петерсон» (чтение стихотворения наизусть «Еще томлюсь тоской желаний» 1848г.)
Задание: анализируем стихотворение «Еще томлюсь тоской желаний» (стр.52)
— Какое настроение вызывает это стихотворение?
— Ключевые образы текста?
— Какую роль в 1 строфе играет прием анафоры?
— Но воспоминания о ней в «сумраке». О чем это говорит?
— В чем упрекает себя лирический герой во 2 строфе?
Вывод: Глубина чувства в стихотворении создается высокой искренностью переживаний, обобщенностью лирического настроения. Человек, способный много лет искать на небе неизменную звезду, несомненно, способен на настоящее, высокое чувство
— О любви Элеоноры Тютчев впоследствии писал родителям: «…я хочу, чтобы вы, любящие меня, знали, что никогда ни один человек не любил другого так, как она меня. Я могу сказать, что в течение 11 лет не было ни одного дня в ее жизни, когда она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня?

4. Слово учителя
После смерти Элеоноры Федоровны Тютчев женился вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дернберг
(сообщение «Тютчев и Эрнестина Дернберг»)
— Стихотворение «Она сидела на полу…» имеет в основе жизненный факт. Эрнестина, разбирая письма, уничтожила часть своей семейной переписки. Письма, как одно из главных средств общения в 19в, порой запечатлевали целую человеческую жизнь с ее утратами и радостями. Письма хранили, берегли, перечитывали. Поэтому уничтожение переписки казалось Тютчеву неким таинством, связанным с утратой частички своей жизни и своей души. Так бытовую ситуацию Тютчев превратил в лирический шедевр. Давайте представим эту картину: «Она сидела на полу…»
(инсценировка стихотворения)
5. Слово учителя.
Когда возраст Ф.И.Тютчева приближался к полувековой отметке, в его сердце вновь пришла Весна. Последняя любовь. Какой была она в жизни поэта? ( чтение стихотворения «Последняя любовь» под музыку или романс «Последняя любовь»). Эти строки посвящены последнему сердечному увлечению Тютчева Елене Денисьевой, Леле, как называл ее поэт. Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта, Федор Федорович писал: «Это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на нем глубокий след. Слушаем сообщение «Тютчев и Елена Денисьева»
— Поэт пережил свою «последнюю любовь» на 9 лет. Смерть любимой была ударом, от которого поэт так и не смог оправиться. 8 августа 1864г. он в письме другу напишет: «Все кончено – вчера мы ее хоронили… Во мне все убито: мысль, чувство, память – все… Пустота, страшная пустота…»
Горе, раскаяние, поздние сожаления – все вылилось в предельно откровенных стихах, составивших знаменитый «Денисьевский цикл» «Не раз ты слышала признанье…», «Предопределение…», «Я очи знал…», «О, не тревожь меня укорой справедливой», «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи…» (прослушивание стихотворения «Весь день она лежала в забытьи…» на фоне сонаты Бетховена «К элизе»)
Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи» — последнее из произведений «денисьевского цикла». Мы можем почувствовать, как велико, поистине безмерно человеческое горе в момент прощания с близким, подарившим поэту «блаженство» «последней любви»

Слово учителя:
Тютчев был уверен, что без любви немыслима жизнь вообще. Поэтому любовь он считал неотъемлемым признаком подлинной человеческих отношений, любовь по Тютчеву, это почти всегда трагедия, ведущая к безнадежности и смерти, по именно любовь дает человеку величайший душевный взлет, ощущение счастья «Жизни блаженство в одной лишь любви»

Домашнее задание:
1) Мое отношение к любовной лирике Ф.И.Тютчева
2) Письменный сравнительный анализ стихотворения Тютчева «Я встретил вас…» и стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье»

Любовная лирика Тютчева сочинение

В 1850–1860‑х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл стихов, посвященных Е. А. Денисьевой. Любовь поэта была драматична. Возлюбленные не могли быть вместе, и поэтому любовь воспринимается Тютчевым не как счастье, а как роковая страсть, несущая горе. Тютчев не певец идеальной любви – он, как и Некрасов, пишет о ее «прозе» и о своих чувствах: любовь к самому дорогому неожиданно оборачивается мучительством. Но он утверждает, что важно понимать любимого, смотреть на себя его глазами, бояться совершить опрометчивые поступки в отношениях с любимым:

О, не тревожь меня укорой справедливой!

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

В этом стихотворении можно увидеть терзания поэта из‑за этой «незаконной» любви. Поэта мучает опустошенность собственной души. Тютчев считал эгоизм болезнью века, он боялся его проявлений. В этом стихотворении женщина любит «искренно и пламенно», а мужчина признает себя лишь «безжизненным кумиром» ее души:

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей и ты невольно постыдилась

И тайн и жертв, доступных ей…

В интимной лирике Тютчева рождается мучительное признание несовместимости красоты со злом бытия.

Вместе с любовью поэт переживал тоску, безысходность положения, предчувствие смерти.

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Следуя пушкинским традициям, Тютчев передавал простые, правдивые чувства, проникнутые напевностью и мелодичностью стиха:

Я знал ее еще тогда,

В те баснословные года,

Как перед утренним лучом

Первоначальных дней звезда

Уж тонет в небе голубом…

Любовь у Тютчева очень похожа на его природу, на весь особенный мир его поэзии. Любовь для него – борьба, мучение, безнадежность.

Тютчева больше всего интересует не проявление любви, а ее тайна: «Как неразгаданная тайна, живая прелесть дышит в ней – мы смотрим с трепетом тревожным на тихий свет ее очей…»

Он изображает любовь как стихию, ведь недаром у его героини «сердце, жаждущее бурь». В любовной лирике Тютчев придает большое значение ночи. Ночь для него – это время открытия правды, признания в любви:

В толпе людей, в нескромном шуме дня

Порой мой взор, движенья, чувства, речи

Твоей не смеют радоваться встрече

Душа моя! О, не вини меня.

Смотри, как днем туманисто-бело

Чуть брезжит в небе месяц светозарный,

Наступит ночь – и в чистое стекло

Вольет елей, душистый и янтарный.

На склоне лет Тютчев испытал, быть может, самое большое в своей жизни чувство – любовь к Е. А. Денисьевой. Именно с этой «последней любовью» связаны стихи, такие как: «Не говори: меня он, как и прежде, любит. », «Весь день она лежала в забытьи. », «Утихла бриза. легче дышит. » и др. Взятые все вместе, эти стихи образуют так называемый денисьевский цикл, которые по своему трагизму, передаче чувств не имеют аналогов не только в русской, но и в мировой любовной лирике.

Одно из самых лучших стихотворений «денисьевского цикла» – «Последняя любовь». Это настоящий шедевр русской лирики:

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней.

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

В нем чувствуется волнение живой души, ощущается «нарушенное дыхание», неудержимое чувство. Само слово «безнадежность» звучит как беда, как боль. Тютчев глубоко переживал болезнь своей любимой женщины. Его скорбь, горькая безнадежность, разлука нашли отражение в стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…»:

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому не удавалось!

О Господи. и это пережить…

И сердце на клочки не разорвалось…

Любовная лирика Тютчева замечательна тем, что в ней поэт отражает свои пережитые чувства. Каждый раз, читая стихи Тютчева, мы открываем для себя что‑то свое. Его лирика рождает напряжение чувств и мысли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector