Реферат на тему: Лирика Лермонтова

Реферат на тему: Лирика Лермонтова

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее. Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Л. огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников — образованных людей — нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви . Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений: Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа. Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Какая ирония звучит в словах! Мы жалко бережем в груди остаток чувства. Мы иссушили ум наукою бесплодной. К добру и злу послушно равнодушны. «Дума» — это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла. Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность: Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, — это контраст природы и внутреннего состояния человека: В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом. Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Л. явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: «Я поэт другой эпохи». При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта

Он соединил поэзию с философией. Пышность фетовского пантеизма является для Соловьева покровом, под которым лермонтовский трагизм, очищенный посредством религии, являет ряды всемирно-исторических символов. Борьба двух начал, борющихся в душе человека, оказывается символом мировой борьбы. Освещая лирику Лермонтова вселенским сознанием, Соловьев неминуемо должен сорвать полумаску с лица Незнакомой Подруги, явившейся Лермонтову. Эту маску он срывает. Перед ним является Она в пустынях священного Египта лицом к лицу. Что есть, что было, что грядет вовеки, Все обнял тут один недвижный взор. Это Все оказалось Единым образом Женской красоты Невестой Агнца. Сорванная полумаска оказалась серым облаком пыли. Исчезло обаяние лермонтовского демонизма; оказалось, что «это черт своим хвостом туман намахивает» («Три разговора»). Согласно Мережковскому, черт этот с насморком, а хвост его будто хвост датской собаки. Лермонтовский демонизм через Некрасова воплотился отныне в пушкинское русло. Это русло завершилось поэзией Брюсова, в которой поднимается Великая Блудница, восседающая на багряном звере

Лирика любви Блока и Ахматовой

Из стихов о любви, пронизывающих века, можно составить своеобразную энциклопедию человеческого сердца. Значительной частью в нее войдет русская любовная лирика. Чаще всего она рождалась из непосредственно пережитого чувства, в результате глубоко интимных переживаний, когда личная драма становилась предметом высокого искусства. Адресаты лирики русских поэтов стали для нас неотделимы от их творчества, они заслужили нашу благодарность за то, что были вдохновительницами великих строк любви. Приобщаясь к высокой культуре чувств

В своем сочинении я расскажу о моих любимых стихах о любви двух поэтов XX столетия: Александра Блока и Анны Ахматовой. Каждый из них вписал золотые страницы в любовную лирику, рассказав о сердечной боли, о страданиях любви отвергнутой, разрушенной предрассудками, а также и о любви счастливой, преодолевшей многие преграды на своем пути.

Любовь поэта… У Блока она была целомудренно-прекрасна, светла и трагична, озарена надеждой, родниковой чистотой и верой.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

Незнакомка, загадочная, таинственная, – это мечта, желание вырваться из суеты и серой однообразности, но беспомощность, невозможность выйти из замкнутого круга бесполезного существования побеждают. Лирический герой «пригвожден к трактирной стойке», так же, как героиня стихотворения «На железной дороге» раздавлена «любовью, грязью иль колесами», он раздавлен бездуховной реальностью жизни.

Вершиной мировой поэзии является блоковское «О доблестях, о подвигах, о славе…» Произведение привлекает рыцарским отношением к женщине, оно исполнено муками сердца. В нем показана трагическая любовь:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

В этом стихотворении нет ни одного резкого слова. Оно звучит плавно, как песня, как шелест листьев, как может звучать голос действительно любящего человека.

Любовь в лирике Блока открывается как стихия движения, всесокрушающего, всевластного, пусть гибельного, но крылатого. Любовь для Блока – стихия преображений. Не случайно, лучшие его циклы посвящены актрисам: Наталье Николаевне Волоховой – «Снежная маска», певице Любови Александровне Дельмас – «Кармен». В этих циклах восторженную любовь к Прекрасной Даме сменяет губительная страсть. Лирический герой этих циклов полностью отдается стихийному «метельному» чувству. «Настигнутый метелью», он погружается в «вихри снежные» и «снежный мрак очей» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». Темы «цыганской стихии», любви, музыки, искусства, «печали и радости» получили отражение в цикле «Кармен». В ее образе воплощена, с одной стороны, стихия сжигающей страсти, с другой – стихия творческая, дающая надежду на просветление.

Сама себе закон – летишь, летишь ты мимо,

К созвездиям иным, не ведая орбит…

Всё – музыка и свет: нет счастья, нет измен…

Мелодией одной звучат печаль и радость…

Но я люблю тебя: я сам такой, Кармен.

Любовь стала одной из ведущих тем в лирике выдающейся поэтессы XX века Анны Ахматовой. В ранних стихах («Я не твоей любви прошу…», «Смятение», «Проводила друга до передней…») ее любовь чаще безответная, неразделенная, трагическая. Душевная буря, смятение чувств когда падает сердце и холодеет в груди, когда каждое малое расстояние растягивается на мили, когда ждешь и желаешь лишь смерти, передаются Ахматовой скупой чередой еле заметных, скрытых от чужого, постороннего глаза деталей:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!»

Самые откровенные «любовные» стихи Ахматовой – тайные и о тайном, это не крик, даже не слово, обращенное к возлюбленному, это скорее образ, чувство, возникшее при встрече с любимым. Ее любовь, как тайная болезнь – неотвязная и скрываемая, изнуряющая и не приносящая утоления, Одиночество в любви – основное в стихотворениях Ахматовой. Любовь в ее лирике предстает как пытка, страдание:

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

– Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,

Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка

Всё, что было. Уйдешь, я умру.»

Улыбнулся спокойно и жутко

И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ахматова беззащитна перед властью любви. В стихотворении «Смятение» беспомощность перед любовью звучит уже несколько иначе. Перед нами повзрослевшая Ахматова. Оскорбленность рождает величие и сознание своей избранности:

Я не любви твоей прошу,

Она теперь в надежном месте…

Поверь, что я твоей невесте

Ревнивых писем не пишу…

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.

И чем могла б тебе помочь?

От счастья я не исцелю.

Новое развитие тема любви получает в «Стихах о Петербурге». Ахматова мечтает, чтобы любовь летела сквозь времена, она готова принять муки, но не расставаться с любимым:

Всем, кто любим, простим вину любить,

Любовь дала мне радости такие,

Что, видишь, ни покинуть, ни забыть…

«Великая, земная любовь» – вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Только женщина с ее умением не просто чувствовать, но и предчувствовать, не просто мыслить, но и ощущать, не просто страдать самой, но и воплотить в собственных муках и переживаниях многих людей могла создать такую ни на что не похожую любовную лирику. И в этом – величайшая загадка творчества Ахматовой.

Шедевры любовной лирики русских поэтов XIX и XX века сохранили свое значение в наше время. Приобщаясь к высокой культуре чувств через творчество наших великих поэтов, познавая примеры их сердечных переживаний, мы учимся душевной тонкости и чуткости, способности сопереживать. Так как правда о земной любви несет в себе высокую нравственность, пронизанную самоотвержением и духовностью.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: Н. А. Некрасов
  • Произведение: Кому на Руси жить хорошо
  • Это сочинение списано 9 114 раз

Свою знаменитую поэму «Кому на Руси жить хорошо?» Н.А.Некрасов написал через два года после проведения реформы, дарующей крестьянам долгожданную свободу. Казалось бы, вот наступило счастье – пришла долгожданная свобода. Но нет, как был крестьянин бесправным, так и остался. Манифест Александра 11 не давал крепостным крестьянам полного освобождения, они должны были платить бывшему владельцу «выкупные» в течение 49 лет, а кроме того за пользованье помещичьей землей крестьянину также необходимо было вносить арендную плату. Цена аренды за землю чаще всего была неподъемной для простого крестьянина. В результате после долгожданного манифеста в Российской империи вспыхивали жестокие бунты и восстания, так как тяжелый труд и бесправие вызывали протест и возмущение народных масс.

Многие просвещенные люди того времени считали данную реформу ущербной и несправедливой. К таким людям относился и поэт Николай Александрович Некрасов.

Именно положению крестьян в пореформенной России и посвящена поэма «Кому на Руси жить хорошо?», недописанная из-за преждевременной кончины автора. Все образы поэмы, даже и эпизодические, создают полную, яркую и самобытную картину, отражающую жизнь всех сословий в конце 19 века.

Герои поэмы простые крестьяне, именно их выбрал автор для далекого путешествия искать ответ на вопрос, который постоянно волнует народ: «Кому живется весело, вольготно на Руси?»

И кто же хорошо живет в государстве Российском? Это — землевладелец, чиновник, священник, купец, боярин, государев министр или царь. Сами крестьяне – это вовсе не те люди, кто живет счастливо и вольготно. Они знают только изнурительный труд и тягостную нужду.

Кроме этого Некрасов показывает грубость, невежеством, суеверие и поголовное пьянство в быту у крестьян. Тяжелое положение народа можно представить, опираясь на названия мест их обитания: уезд Терпигорев, Пустопорожняя волость, Дырявино, Горелово, Неелово, Неурожайка.

Большинство людей понимают счастье по – своему. Кто-то видит его в богатстве, кто во власти, в завидном положении в обществе, кто-то в любимом деле. Некоторые видят счастье в том, чтобы приносить счастье другим, жить для людей, для общества.
Именно таким героем поэмы является Григорий Добросклонов – свое счастье он видит в борьбе за счастье народное.

Поэт уверен, что именно Гриша достоин счастья, так как он в первую очередь думает о благе народа. Его бескорыстие, верность своим идеалам не останутся незамеченными. В конце своей поэмы автор подводит своих правдоискателей и нас вместе с ними к мысли, что смысл жизни можно найти только в служении обществу и народу. Сам поэт видел суть своей жизни в бескорыстном служении правде. Трудна дорога того, кто борется за народ!

В любом веке, в любое время и при любом политическом строе человек хочет счастья, хочет понять, в чем оно заключается. На мой взгляд, понятие о счастье складывается из многих составляющих – это умение найти себя в жизни, заниматься именно тем делом, к которому чувствуешь призвание, жить насыщенной жизнью, приносить пользу обществу, найти любовь и уважение окружающих.
Именно это пытается сказать нам Николай Александрович своим произведением, он твердо уверен, что счастливый человек – это тот, кто твердо знает, что «надо жить для счастия убогого и темного родного уголка».

Любовная лирика Некрасова — отражение личных сердечных привязанностей автора

У нас проблема. Публикация не найдена , но она была здесь ранее!

Причины: публикация перенесена в архив (скорее всего) ИЛИ она была удалена автором.

СОВЕТ: воспользуйтесь поиском и уточните ее наличие!
. или напишите в Отдел поддержки пользователей с проблемой. Должны помочь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: