Любовная лирика А

В Михайловский период были написаны лучшие стихи о любви. С отроческих лет душа поэта томилась жаждою любви. Но от «первых сердца снов», от наивной детской влюбленности и «безумных» увлечений юности к могучей страсти был пройден нелегкий путь. Всем прежним увлечениям противостала «могучая страсть», подлинное, высокое, живое, исполненное горечи, страдания и красоты чувство. Стихи Пушкина о любви, написанные на протяжении всей жизни, не нуждаются в биографических комментариях. Пережитое конкретное и реальное чувство Пушкина переплавилось в «благоуханную», по словам Гоголя, поэзию. Высокая страсть личности, с ее счастьем и горем, восторгом вдохновенья и страданиями, благодарностью щедрого сердца и вечной памятью о единственной близкой и нужной, бесконечно дорогой женщине только в стихах и могла полностью выразить себя. Стихотворения, написанные в Михайловском, — «Ненастный день потух. «, «Желание славы», «Сожженное письмо» — полни светлого чувства счастливого человека. И это било счастье любви.

Здесь же в Михайловском происходит переход Пушкина к реализму, который наметился еще в работе над «Цыганами». Главы «Евгения Онегина», трагедия «Борис Годунов» подтверждают это. После поражения декабристов Пушкин по требованию царя отправляется в Москву. На вторую половину 20-х годов приходится расцвет лирической поззии Пушкина. Он создает такие полные глубокого смысла и задушевного чувства произведения, как «Поэт», «Три ключа», «Воспоминание», «На холмах Грузин», «Я вас любил. » и др. Лирика поэта знакомит нас с его философскими раздумья-ми о смысле ЖИЗНИ, о счастье человека, о трагическом в жизни, о нравственном идеале, особенно ярко воплощенном в стихах о любви.

Любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, она — дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец». Любви присуще и трагическое — ревность, разлука, смерть любимой и т.д. Но его лирический герой всегда желает счастья той, которую он любит даже безнадежно:

  • Я вас любил: любовь еще, быть можешь,
  • В душе моей угасла не совсем;
  • Но пусть она вас больше не тревожит;
  • Я не хочу печалить вас ничем.
  • Я вас любил безмолвно, безнадежно,
  • То робостью, то ревностью томим;
  • Я вас любил так искренно, так нежно,
  • Как дай вам Бог любимой быть другим.

В этом удивительном по силе чувства и лаконичности художественного выражения стихотворении воплотились те черты «гуманности и изящества», в которых русский критик Белинский видел отличительные особенности пушкинской лирики. Нередко тема любви в стихотворениях Пушкина сливается с изображением картин природы, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом («Кто знает край, где небо блещет» (1827), «На холмах Грузин лежит ночная мгла»(1829)). В лирике зрелого Пушкина наиболее ярко выражена борьба мотивов грусти и печали с глубокой верой в жизнь, в ее светлые начала, в ее будущее. Оптимистические ноты неизменно побеждают. Элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных «(1829) наполнена печальными раздумьями о смерти, как неутомимом законе и неизбежном конце жизни. Раздумья заканчиваются мотивом победи ЖИЗНИ, успокаивающим душу поэта:

  • И пусть у гробового входа
  • Младая будет жизнь играть,
  • И равнодушная природа
  • Красою вечною сиять.

С этой элегией перекликается написанное в 1830 г. стихотворение «Безумных лет угасшее веселье. «.

Александр Сергеевич Пушкин
1799-1837

Михайловский период (1824 —1826). Лирика.

9 августа 1824 года Пушкин прибыл в село Михайловское — имение своего отца. Попав в глушь северной деревни, поэт первое время живет неостывшими впечатлениями юга, откуда он был так внезапно вырван. Здесь в 1824 году им пишутся стихи, навеянные морем ( «К морю»), крымскими легендами ( «Фонтану Бахчисарайского дворца»), природой ( «Виноград », «Ночной зефир») и настроениями покинутого знойного края ( «О дева — роза, я в оковах»). В их стремлении к необычно яркому, из ряда вон выходящему и загадочному, в их преувеличенно-эмоциональной, красочной изобразительности, в их отвлеченности — последние, прощальные отзвуки романтизма. А «К морю» явно итоговое.

Одним из первых произведений, написанных Пушкиным в сель-ском заточении, явился «Разговор книгопродавца с поэтом». Это новая творческая декларация поэта, в которой он провозглашает принципы реалистической гражданской поэзии. Закономерно, что «Разговор книгопродавца с поэтом» был предпослан в виде предисловия к первой главе «Евгения Онегина», вышедшей в 1825 году отдельным изданием. «Разговор » явился и жизненной программой поэта. Только будучи независимым, утверждал он, поэт способен глубоко и широко обнимать явления жизни и во всю меру развертывать свои художественные возможности.

Живя в Михайловском, Пушкин впервые столь непосредственно соприкоснулся с народом, с крестьянами, их нравами, бытом, поэзией. Это явилось толчком для новых размышлений поэта о положении крепостных, о народе и власти. Именно здесь он назвал Степана Разина «единственным поэтическим лицом русской истории». Слушая на церковных и ярмарочных площадях песни, а дома из уст Арины Родионовны сказки, поэт, по его словам, вознаграждал «недостатки проклятого своего воспитания». Живое приобщение к родной почве, к мудрой простоте своего народа, несомненно, содействовало еще более крутому его повороту к народности, к реализму.

Период Михайловского уединения — пора расцвета пушкинской лирики. В эти годы деревенской ссылки поэт развивает лирические мотивы предшествующих периодов, воплощая их р совершенной реалистической форме. Шутливые ( «Прозерпина », 1824) и бесцеремонно-эротические ( «Анне Н. Вульф», 1825) стихотворения становятся в его творчестве случайными и мимолетными. Пушкин окончательно приходит к мысли, что «Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво“ ( “19 октября», 1925). Его любовная лирика, отражая сложные перипетии переживаний, радостных и горестных, даже трагических, приобретает вершинную искренность и задушевность. Ее ставят в ряд величайших достижений мировой поэзии.

Среди жемчужин любовной лирики, поднявшейся до общечеловеческого смысла, какими являются «Ненастный день потух» (1824 ), «Сожженное письмо» (1825 ), «Желание славы» (1825 ), наиболее ярко выделяется послание «К К***» (1825 ). Многие исследователи, начиная с А. И. Незеленова и Н. Ф. Сумцова, явно упрощая, вульгаризируя его текст, видят в нем выражение отношений Пушкина к А. П. Керн. Но увлечение А. П. Керн послужило лишь толчком, поводом для создания произведения, в котором поэт обобщил свои взгляды на любовь. Это стихотворение — гимн мощи и красоте чувства любви, непременного элемента полноценного человеческого бытия. Любовь не только обогащает, но и обновляет, преображает человека. Пожалуй, впервые в русской поэзии Пушкин так прямо связывает глубоко интимные переживания со всем духовным обликом человека.

В пору пребывания в Михайловском вакхические мотивы сказались лишь в нескольких стихотворениях. Кроме некоторых отзвуков в шутливых посланиях ( «Из письма к Вульфу», 1824), на всех них лежит печать глубоких социальных раздумий. Это хвала разуму ( «Вакхическая песня“, 1825), гимн дружбе, красоте, искусству ( “19 октября», 1825), жалоба на изгнанничество и одиночество ( «Зимний вечер», 1825).

Среди них самое жизнерадостное, мудрое, глубочайше обобщенное и поэтически совершенное — «Вакхическая песня». Это апология жизни и разума, страстный призыв к бодрствованию, убеждение в необходимости самоотверженной борьбы против всех проявлений зла и бескрайняя вера в правоту и победу света над тьмой. «Великолепный гимн радости» — так определил М. Горький эту песню. В поэзии Пушкина Михайловского периода нашли свое отражение и его философские раздумья ( «Сцена из Фауста», 1825), и его пристальный интерес к народному творчеству ( «Жених », 1825).

Но при всей пестроте откликов ведущей темой Пушкина в Михайловском заточении остается свобода, неизбывная о ней мечта. Эта тема в самых разных вариациях проявляется в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову» ( «Издревле сладостный союз», 1824), «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», «Второе послание цензору», «Заступники кнута и плети» (1825 ) и иных. Стремление к свободе, как подтекст, ощутимо и в тех стихотворениях, в которых само слово «свобода » не упоминается. Тема одиночества, изгнанничества, настойчиво звучащая в лирике этих лет ( «Храни меня, мой талисман», 1825; «Зимний вечер“), особенно в стихотворении “19 октября», служит выражением страстного желания свободы. Но еще более отчетливо эта тема проявилась в стихотворении «Андрей Шенье» (1825 ).

Внутренняя сосредоточенность поэта в невольном Михайловском уединении не ограничилась созданием лирических шедевров мирового значения. Он продолжал здесь работу над крупными произведениями, начатыми в Одессе, — над поэмой «Цыганы » и романом «Евгений Онегин». У него возникали и новые замыслы, из которых окончательную отделку приобрела трагедия «Борис Годунов».

Михайловская лирика пушкина

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил. » поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил. «, а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии. » лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье. «, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

Пушкин. Лирика михайловского периода

Кроме программного стихотворения «Разговор Книгопродавца с Поэтом», Пушкин создал в Михайловском множество прекрасных стихотворений («К морю», «Ненастный день потух. », цикл «Подражания Корану», состоящий из девяти стихотворений, послание «Чаадаеву» («К чему холодные сомненья?»), «Аквилон», «Второе послание цензору», «Клеопатра», «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман. », элегия «Андрей Шенье», гимн «Вакхическая песня», «Все в жертву памяти твоей. », «Зимний вечер», «В крови горит огонь желанья. », «Песни о Стеньке Разине», «Признание» и др.). С Михайловским непосредственно связаны стихотворения «Зимняя дорога», «Няне». Все это — значительные лирические признания.

Лирика Пушкина в Михайловском приобретает новые черты. Стиль становится проще, содержит по сравнению с лицейской, петербургской лирикой, поэзией южного периода меньше картинных сравнений и смелых метафор. Это произошло потому, что в Михайловском Пушкин по-новому увидел жизнь — в ее «нагой простоте», в неброском, совсем неярком облике.

Вместо пышного юга и мощи морской стихии перед ним открылись равнины и холмы, чистые и тихие реки среднерусского пейзажа, а зимой — бесконечные снега. Вокруг — безлюдье, только в Тригорском сквозь окна виден свет свечей, как у него, в небольшом барском доме. Но именно красота тихой, не бросающейся в глаза благородной и умиротворенной, спокойной простоты влечет поэта. Лирика его становится все более глубокой и гармоничной. В каждой строке стихотворений запечатлелась душа Пушкина.

В целом ряде стихотворений («К***» («Я помню чудное мгновенье. »), «Подражания Корану», «Пророк») выразился один из важных содержательных и структурно-композиционных принципов лирики Пушкина: освобождение души от сомнений, колебаний, от тягостных настроений означает преображение души и часто совмещается с приходом вдохновения и вспышкой любовного чувства. Примером может служить мадригал (стихотворение, обычно послание к женщине, содержащее лестное, комплиментарное обращение к ней) «К***» («Я помню чудное мгновенье. »). Оно дает возможность понять очень важные черты Пушкина-художника.

Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества бедна, однообразна и тускла. В эти тяжкие минуты мир для поэта сужен, лишен звуков и красок. Но вот приходит чудо духовного преображения и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается миру, готовая ему внимать, отвечать поэтическим словом. Мир беспредельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с миром. Приобщение к бытию происходит чудесным, необъяснимым образом благодаря прекрасному мгновению. Оно возможно вследствие того, что образ гармонии хранится в душе поэта и появляется оттуда силой воспоминания, принимая облик прекрасной женщины. Духовное развитие проходит несколько стадий — от чистого, светлого состояния души к душевным тревогам и мраку, когда гармоническое равновесие с миром и внутреннее спокойствие нарушено, исчезло, затем к возрождению души, которое мыслится как возвращение к изначальной гармонии. Признак гармонии — свобода душевных сил, способных творить совершенные произведения. Гармония у Пушкина непременно сочетается с красотой.

По канве собственной биографии Пушкин вышивает поэтический узор земного и божественного преображения души, возрождения человека и поэта к жизни, приобщения его к божеству, к земной и небесной красоте, к творчеству, любви, к радостному приятию мира и к наслаждению богатством бытия и духовным богатством личности. От света через преодоленный мрак к свету — такова содержательная композиция послания.

В кругу радостных, наполненных жизнелюбием, светом, приятием бытия лирических признаний было и стихотворение «Если жизнь тебя обманет. », записанное в альбом Евпраксии Вульф, дочери П. А. Осиповой. Одно из главных свойств жизни — движение, а не застой и косность. Жизнь может обмануть, и этого нельзя избежать, но обман не вечен, как не вечно уныние, непременно сменяемое весельем. Пушкин знает, что «настоящее уныло», но у человека есть будущее, есть надежды, упования, мечты, есть, наконец, вера в грядущее, и это не дает ему права погрузиться в грех уныния и застыть в нем. Спорить с судьбой, посылающей испытания, бунтовать против нее безрассудно и не под силу человеку. Поэтому надо смириться со своей временной участью, достойно встретить невзгоды и знать, что они рано или поздно минуют. Эпизоды человеческой жизни — мгновения в историческом бытии природы и человечества. В ходе поступательного движения жизни происходят неожиданные преобразования: то, что казалось или было «унылым», по прошествии времени становится «милым». Эти перемены и метаморфозы, превращения «дня уныния» в «день веселья», унылого и тягостного настоящего в милое прошлое тоже закон жизни, в которой унылые и веселые дни идут чередой. В коротком стихотворении с помощью антитез («день уныния» — «день веселья»), подхватов («. всё пройдет; Что пройдет. ») Пушкин сказал о прошлом, настоящем и будущем, из чего складывается жизнь и без чего ее не бывает.

Один из непременных составляющих признаков пробуждения души — творческое вдохновение. Пушкин испытал его в Михайловском в полной мере. Духовно-творческий подъем он запечатлел также в цикле «Подражания Корану».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: