Любовная лирика А

Творчество Пушкина настолько же гениально, насколько неисчерпаемо. Его поэзия несет светлую радость вот уже многим поколениям, пробуждает наши чувства, мысли, пе­чалит и веселит, не дает уснуть по ночам. Удивительный мастер слова, Александр Сергеевич напоил нашу жизнь своей живительной поэзией, и она стала ярче, свежее, рас­пустилась благоухающим цветком.

Невозможно представить творчество Пушкина без люб­ви. Это чувство помогало ему бороться и надеяться, меч­тать и печалиться, восхищаться и страдать. Не только поэзия, вся жизнь поэта была проникнута любовью: к дру­зьям, родине и, конечно же, женщине.

Постигая науку жизни, поэт учился и любить. Он еще молод, полон надежд и желаний; воспоминания о люби­мой вызывают у него контрастные, противоречивые чувства:

Маленький лучик внимания, улыбка, добрый взгляд способны развеять печаль и уныние, вселить в сердце счастье и восторженное вдохновение:

Юноша только открывает для себя блистающий новиз­ной яркий мир чувств и переживаний. Его любовь пылкая, бурная, неукротимая. Это живое яркое чувство молодой поэт не в силах удержать в горячем сердце, даже если оно не разделяется его избранницей:

Певец гармонии и красоты, Пушкин отчетливо понима­ет, что болен неизлечимо. Имя его болезни — Любовь, и все признаки ее налицо:

В своем эссе «Мой Пушкин» М. Цветаева написала: «Пушкин меня заразил любовью. Словом — Любовь».

Но не только в гармоничных отношениях с женщиной ищет счастья великий поэт, ведь в безответном чувстве тоже есть особая прелесть. Нежной и трогательной мечта­тельностью наполняет сердце Пушкина разлука с возлюб­ленной, воспоминания о ней, надежды на встречу:

Прекрасно понимая, что у любви есть и трагическая сторона — ревность, угасание, разлука, Пушкин не переста­ет с трепетом относиться к этому чувству. Ведь конечны лишь отношения между людьми, само же чувство — веч­но. И, что бы ни произошло, великий мудрец сердца жела­ет объекту своего обожания только счастья в настоящем и будущем: Материал с сайта //iEssay.ru

Восхищая нас благородством и самоотверженностью, поэт раскрывает переживания своего сердца, даря чистую и светлую любовь прекрасной половине человечества. Свое чувство он приносит на алтарь вдохновения и всегда го­тов:

Конспект урока литературы в 11 классе на тему “Любовная лирика Сергея Есенина”

Цель урока: пробудить интерес к лирическим стихотворениям, раскрыть красоту и искренность чувств, преклонение перед женщиной, показать динамику развития любовной лирики С. Есенина, динамику развития чувств и переживаний лирического героя, совершенствовать навыки выразительного чтения, воспитывать интерес к произведениям русской литературы.

Оборудование: выставка, посвященная С. Есенину, фильм о любимых женщинах поэта.

Любовь всегда остается зерном и центром,

на который навивается вся поэтическая нить.

Работа по теме урока.

Чтение под музыку стихотворения » Руки милой. «.

— Так красиво, проникновенно мог сказать человек, чувствующий сердцем.

» Я сердцем никогда не лгу», — сказал о себе Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, » ходит по мукам» сама русская душа. Предметом нашего разговора станет лирика. Но не просто лирика, а стихотворения Есенина о любви.( записать число, тему сообщить цели урока).

А эпиграфом нашего урока будет являться высказывание А. Фета.

— Как вы понимаете строчку Фета, написанную им в письме к Я. Полонскому?

— Давайте представим себе, что мы читаем книгу под названием «Любовная лирика Есенина». В нашей книге несколько глав, мы очень кратко познакомимся с ними. Каждая глава имеет название, которое соответствует определенному периоду в жизни писателя. ( доска).

3. Итак, откроем 1 главу » Не надо рая, дайте Родину мою».

На фоне музыки слово учителя. В 1924 году Есенин написал поэму » Анна Снегина». В ней отразились впечатления от поездок в родное село Константиново в летние месяцы 17-18 годов. А в образе главной героини воплотились черты помещицы Л. Кашиной, которой поэт был увлечен, дружбой с которой дорожил. Л. Кашина была молодой, образованной женщиной, владевшей несколькими иностранными языками, с широкими духовными интересами, ей было посвящено стихотворение » Зеленая прическа». ( чтение стихотворения).

4. Беседа по вопросам.

— В ранней лирике какой видится любимая поэту?

— Почему именно в образе березки?

— А лирический герой, каков он?

— Задание: какие черты характера характеризуют лирического героя Есенина в данном стихотворении, подчеркните те, которые вы считаете наиболее подходящими.

( Работа в парах по карточкам). Докажите текстом. Делаем вывод.

5. Откроем следующую главу » Куда несет нас рок событий».

На фоне портрета и музыки звучит выступление о З. Райх.

Чтение стихотворения » Письмо к женщине».

— Что искал в буре событий лирический герой?

— Нашел? Нет. Через мучения пришел к иному мироощущению.

— Каков здесь лирический герой?

Итак, здесь герой иной, он вовлечен в » бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.

7. Познакомимся с третьей главой нашей книги » Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего».

Чтение стихотворения » Пой же, пой».

— Каков теперь лирический герой?

— Из чего складывается такое впечатление?

— Почему произошла переоценка ценностей? ( Изменились взгляды на жизнь).

— М. Горький считал, это стихотворение отражает взаимоотношения Есенина с А. Дункан. На фоне портрета сообщение и сценка.

8. Откроем главу № 4. Она называется » В первый раз отрекаюсь скандалить». Попытаемся выяснить, почему поэт так сказал?

На фоне портрета сообщение о Миклошевской. Ранняя золотая осень 1923 года подарила Есенину встречу с женщиной, которой поэт посвятил прекрасные лирические стихотворения: » Заметался пожар голубой», » Дорогая. Сядем рядом»,

» Мне грустно на тебя смотреть» и другие, включенные в сборник » Любовь хулигана». » Милой Августе Леонидовне со всеми нежными чувствами, которые выражены в этой книге».

Чтение стихотворения » Заметался пожар голубой».

— Каков основной мотив стихотворения?

— В чем видит смысл своего существования герой?

Вывод: здесь мы видим отрекающегося от скандалов хулигана, которому нужно немного.

9. Познакомимся с последней главой нашей книги «В этих строчках — песня».

Сообщение о Шаганэ, прослушивание песни на фоне портрета.

— Какова тема стихотворения?

— О чем хочет лирический герой рассказать героине?

— Дайте характеристику лирическому герою, опираясь на перечень черт характера.

» Персидские мотивы» — это попытка обрести согласие с самим собой и с миром.

10. Итак, мы прочитали главы из книги » Любовная лирика Есенина».

— Что характерно для любовной лирики поэта?( В женщине видит друга, тема любви сближается с темой Родины).

— Какой смысл тогда вкладывал поэт, произнося фразу: » У меня стихов про любовь нету». ( В есенинской поэзии любовь — неотъемлемая часть эстетического идеала поэта.) Л.+ Р.+Нрав. Здоровье= Основа полноценной духовной жизни.

Все должно быть в гармонии, и к ней хотелось прийти герою С. Есенина.

Домашнее задание: Написать эссе «Мое отношение к поэзии Есенина».

Любовь в лирике А. С. Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин — великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ослепительно эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.

Одно из первых произведений, посвященных теме любви, — послание «К Наталье». Оно относится к любовной лирике лицейского периода и написано в традициях классицизма: в нем часто встречаются образы Амура, Купидона и других персонажей античной мифологии. Пушкин использует распространенную форму любовного послания. Оно обращено к крепостной актрисе домашнего театра графа В. В. Толстого в Царском Селе. Автор признается в любви прекрасной девушке: «Признаюсь — и я влюблен!» До встречи с Натальей лирический герой был подобен «легкому зефиру», смеялся «во зло Амуру», и напрасно: «. сам попался, сам, увы! с ума сошел». Он не просто влюблен, он влюблен впервые:
В первый раз ещё, стыжуся,

В женски прелести влюблен.

Что бы юноша ни делал, где бы ни пребывал, образ девушки не выходит у него из головы. Однако автор ещё слишком молод, он преклоняется лишь перед физической красотой женщины, он влюблен в «женски прелести», приводящие его в экстаз. О внутреннем мире Натальи практически ничего не пишется.

«Желание» — тоже одно из ранних стихотворений Александра Сергеевича, написанное в 1816 году. Но это произведение уже более зрелое, чем «К Наталье». Лирический герой тоскует, его волнуют «горести несчастливой любви», ему тяжело. Однако слезы поэта — это слезы любви, и они — его утешение, «горькое наслаждение». Ему плохо, но все же он говорит:

Мне дорого любви моей мученье —

Пускай умру, но пусть умру любя!

Любовь в этом стихотворении предстает как одухотворяющее страдание. И пускай дни «медлительно влекутся», а личность болит. Все равно единственное охота героя — умереть с любовью в сердце.

Поэт касается темы любви и в элегии «Погасло дневное светило», созданной в 1820 году в срок южной ссылки. Описываемые романтические картины природы — «угрюмый океан», «берег отдаленный» — вызывают воспоминания о родине, которые неразрывно связаны с воспоминаниями о потерянной молодости, о «безумной любви»:

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман.

От этих мыслей «душа кипит и замирает», «в очах родились слезы». Они несут лишь страдание, и лирический герой бежит от всего этого, он покидает «отечески края», он стремится позабыть все то, что наполняет сердце тоской. Но «раны сердца неизлечимы», и «земли полуденной волшебные края», в которых поэт желает оказаться, не избавят от тяжких воспоминаний. «Но прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило. » Несчастная любовь заставляет сердце мучиться, но она приносит и поэтическое вдохновение, благодаря которому рождаются прекрасные стихотворения.

Стихотворение «Сожженное письмо» также посвящено теме любви. «Письмо любви» должно быть сожжено, так велела дама, его написавшая, но у героя продолжительно не поднимается рука «предать огню все радости». Трудное решение принято, «ничему личность. не внемлет». Постепенно «пламя жадное» поглотило милые сердцу листы, но остался пепел, и эти останки любовного письма дороги герою; он готов всю жизнь носить их на «горестной груди» как «отраду». Письмо сгорело, но любви не страшен ни огонь, ни какие-либо жизненные испытания.

В стихотворении «К ***» («Я помню чудное мгновенье») поэт рисует безукоризненный, небесный образ женщины, чуждый всему земному. Лирический герой называет ее «гением чистой красоты», «божеством», восхищаясь ее милыми небесными чертами. Но это не просто любовное послание, в котором автор выражает упоение хорошенькой женщиной. Это своего рода поэтическая биография: «душе настало пробужденье» после духовного кризиса, и явилась любовь — неизменный спутник поэзии. Безжизненность, одиночество ссылки, «мрак заточенья», казалось, убили «прежние мечты», уничтожили любовь, но она снова пришла, принесла с собой ещё более сильные чувства, чем прежние. Взамен «томленья грусти безнадежной» к поэту приходит «упоение» силой любви, полнотой жизни, Так хрупкая красот^ способна победить «бурь порыв мятежный», а лишь одно «чудное мгновенье» сильнее долгих лет «заточенья». Это настоящее чудо любви, благодаря которому воскресли «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы «. Для Пушкина любить — значит существовать и творить, любовь — великий источник вдохновения.

Теме любви посвящено и стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла. » Это размышление поэта о необычности и противоречивости его чувств. В начале произведения — слегка намеченные поэтические образы южной природы, гармонирующие с настроением автора:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Любовь сопровождается унынием, но унынием легким, печалью «светлой». Это не новая, а прежняя любовь разгорелась в сердце пушкинского героя — его сердце «вновь горит и любит». Сердце человека, по словам автора, любит «оттого, что не любить оно не может». Любовь, по мысли Пушкина, — это неотъемлемая стихия человеческого сердца, это то чувство, без которого человек не может существовать полноценной жизнью.

Не только грузинская природа, но и «песни Грузии печальной» пробуждают у поэта мысли о любви. В стихотворении «Не пой, красавица, при мне. » автор признается, что эти жестокие напевы напоминают ему о былом чувстве, о некогда любимой женщине. Воспоминания у героя ассоциируются с лирической картиной природы:

И степь, и ночь — и при луне

Черты далекой, бедной девы.

Память об этом «милом», но в то же час «роковом призраке» тяжела для поэта, он стремится уйти от этих мыслей. Увидев другую женщину, он забывает «другую жизнь и берег дальний», но все же песня возвращает воспоминания. Поэтому он просит:

Не пой, красавица, при мне

Ты песен Грузии печальной.

Так, в стихотворениях «Не пой, красавица, при мне. «, «На холмах Грузии. » тема любви сливается с лирическим пейзажем, гармонирующим с тем чувством, которое владеет поэтом.

«Я вас любил. » — стихотворение-воспоминание о прежней любви, ещё не совсем угасшей в душе поэта. Он не хочет огорчать и тревожить предмет своей былой любви, не хочет причинять боль воспоминаниями о прошедшем чувстве:

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Лирический герой желает любимой женщине такой же искренней, нежной любви, какую испытывает сам:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Стихотворение «Я вас любил» повествует о высоком чувстве, о способности к самопожертвованию, об уважении к чувствам другого человека.

Еще одно произведение о любви — сонет «Мадонна», посвященный Наталье Гончаровой. В «своей обители» поэт не хочет видеть роскошные картины работы старинных мастеров. Ему не нужны упоение посетителей и «важное сужденье знатоков». Дороже всего лирическому герою образ «Пречистой» мадонны. И его охота исполнилось. Всевышний ниспослал ему «чистейшей прелести чистейший образец». Именно так называет Александр Сергеевич свой идеал, свою любимую женщину, которая стала его женой, за честь которой поэт отдал свою жизнь.

Таким образом, любовь в поэзии Пушкина — это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь — это дар жизни. Любовь в жизни поэта значила очень многое, ведь для него любить — это значило существовать и, главное, творить.

План-конспект открытого урока литературы в 10 классе «Любовная лирика »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Открытого урока литературы в 10 классе

(с использованием технологий проблемного обучения,

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 10 классе (с использованием технологии проблемного обучения, методики )

Тема: «Любовная лирика »

Да, наша жизнь текла мятежно,

полна тревог, полна утрат…

Обучающие: знакомство с любовной лирикой , с «панаевским»циклом; познакомить с любовными романами его жизни; отметить особенности любовной лирики поэта.
— развивающие: развить навыки монологической речи, умение анализировать лирическое произведение с элементами сопоставления, выразительно читать его.
— воспитательные: воспитывать интерес к поэзии, инициативность, уверенность в своих знаниях.

Вступ. Слово учителя: — Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов…(слайд№1-портрет). Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать».

Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, всей душой сочувствующий положению русского народа. Поэт, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

И не многие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви (слайд№2-тема урока – эпиграф). Любовные признания поэта были посвящены Авдотье Яковлевне Панаевой и вошли в так называемый «Панаевский цикл»(записываем тему урока, эпиграф). Я не случайно выбрала именно эти слова так как, на мой взгляд, в них нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Некрасова. (слайд№3 – цели урока)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из этих стихотворений. Очень хочется, чтобы вы поняли, что любовная лирика Некрасова – это не просто дань, которую поэт отдал традиционной, «вечной» теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. Высокую оценку этим произведениям давали Чернышевский, Тургенев, Белинский.

-Кто же такая ? Когда и где состоялась их первая встреча и знакомство?

Сообщения учащихся-(слайд№4 – портрет Панаевой)

родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала. Она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за писателя . была красива. Современники говорили, что она из самых красивых женщин Петербурга.

(Слайд№5 – , группа литераторов).

Однажды студеным зимним вечером 1840 г. в блистающий огнями дом уже известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как – то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых. Он читал свой очерк «Петербургские углы».

Давайте предположим, о чем могла думать, слушая это произведение, молодая красавица, хозяйка роскошной петербургской квартиры?

( О том, по – видимому, что подобная участь ожидает и этого изнуренного, с охрипшим голосом случайного гостя.)

— О, как ошиблась она в своих прогнозах! «Я поклялся не умереть на чердаке!» — скажет он впоследствии.

А потом было стихотворение «В дороге». «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!» — воскликнет чуть ли не со слезами на глаза Белинский.

То был перелом. Отныне литературного подмастерья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчелами и даже умудряющегося, ни слова не зная по – французски, переводить французские мелодрамы – отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском дома как равного.

Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем – он и не заметил. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Целых 6 лет он добивался любви этой женщины.

Но несмотря на то, что муж ее Иван Панаев, неисправимый кутила, фанфарон, человек, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами», нахваставшись перед приятелями красавицей – женой, потерял к ней интерес, она держалась стойко. Супружеские узы были для нее священны. Священны, хотя поклонник и умолял, и посвящал стихи.

пронять стихами, даже самыми пылкими, было не так – то просто: и комплиментам привыкла, и к стихам(вот и Фет тоже посвятил ей три десятка строк), и к постоянному мужскому вниманию. Панаева красноречивому поклоннику не верила. «Нет!»-было сказано поэту. От отчаяния он чуть было не кинулся в Волгу. Но одумавшись и засучив рукава взялся за дело.

Он возродил из небытия пушкинский «Современник», который в его руках стал лучшим отечественным журналом. Недавний обитатель петербургских углов сделался законодателем художественного вкуса. К нему пришел успех.

И Панаева не устояла. В 1846 г. Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак. Тот день, когда она стала его женой, он назвал «праздником из праздников»:

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

Но большого и долгого счастья у них не было. Хотя брак продлится 15 лет, счастливых и мучительных. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой мрачной ревности делали повседневную их жизнь тягостной. А в середине пятидесятых годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверное, можно только пожалеть и того, и другого. Несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта. Недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».

«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды жизни, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.

Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»(слайд №7 – текст стихотворения)

(Чтение и анализ стихотворения).

— Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским».

Какой показана любовь героини?

( любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная)

— А сама героиня какая?

(она не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна).

Именно такой и была молодая Панаева.

-А каким вы увидели литературного героя?

(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, у него есть враги. Ему трудно порой преодолевать жизненные невзгоды. Он ищет опору в любимой женщине)

-Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?

( Она укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало выпало на долю Некрасова. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта.

…с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море

Без обычного страха гляжу.

-Каков идеал любимой для Некрасова?

-Какой должна быть любовь как считает поэт?

Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова. Запишем их в тетрадь. (слайд №8 — особенности любовной лирики Некрасова)

Особенности любовной лирики Некрасова.

1. Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.

2. Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.

3. Идеал любимой – это женщина – друг, опора в жизни.

4. Некрасова о любви искренни и достоверны.

В 1848 г. цензура запретила публиковать почти все произведения, предназначавшиеся для «Современника». Журналу грозил полный крах. Но помогла спасти журнал Панаева.

-Как? Что еще мы не знаем об этой женщине?

(она была прекрасным писателем. У нее был мужской псевдоним Н. Ставицкий. В соавторстве с Некрасовым она написала роман «Три стороны света», а потом и «Мертвое озеро». Журнал был спасен.

В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком.

Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди» и др. – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.

— Давайте полистаем страницы этого романа. Послушаем стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди».

Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.

— В 1849 г. Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все 9 месяцев писали совместный роман. Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок. И она отправилась на лечение за границу.

Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно – равнодушные ответы страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. Но на непродолжительное время.

-Послушаем стихотворение «О письма женщины, нам милой»

Переписка Некрасова с Панаевой не сохранилась. Она была уничтожена ими самими. Еще задолго до окончательного разрыва, Панаева, во время очередной ссоры как – то сожгла свои письма к поэту. Некрасов написал тогда стихотворение «Горящие письма».

(Чтение и сравнительный анализ со стих. «Сожженное письмо»)

Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит.

— Послушаем стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю».

(умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.)

Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по – настоящему никто. После расставания с Некрасовым, Панаева вышла замуж за публициста ёва. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.

Сейчас вы услышите еще одно стихотворение, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять о чем оно? Какие чувства в нем выражены? С какой стороны раскрылся поэт?

Звучит стихотворение «Прости». (Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней «ревности угроз», а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем. Поэт умел сильно чувствовать, страстно любить. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека. Что дано далеко не всем.

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».

Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

«Ты всегда хороша несравненно».

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый насмешливый ум.

То хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки,

Так голубят и гладят меня, —

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море

Без обычного страха гляжу

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,

Благослови и не забудь!

-О чем стихотворение Некрасова?

-Какие чувства в нем выражены?

— С какой стороны раскрылся поэт?

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что общего между этими стихотворениями?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: