Дружба и любовь в лирике Пушкина

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 13.3кб.
скачать

Дружба и любовь в лирике Пушкина

Чем дальше от нас те тридцать семь лет, что были отмерены Пушкину, тем пристальнее всматриваемся мы в его жизнь. Что ищем в ней? Почему хотим знать подробности? Откуда эта ностальгия по пушкинскому времени? Этот интерес не удивителен. Пушкин неисчерпаем, и каждое новое поколение ищет в нем свой мотив и себя измеряет его «пространством».

В светлые дни осени и я возвращаюсь к Пушкину. Его мир лишен очертаний — во всем видна рука гения: небеса светлы и высоки, душа легка и полна, сквозь прозрачный воздух и свет тонко прорисован смысл бытия. Невозможно войти в пушкинский мир: человеческая душа рождается вместе с ним. Она не отличает себя от этого мира. Тяжесть плоти покидает ее. И тогда душа замирает и парит.

Мир Пушкина. Он необычайно разнообразен и многогранен. Но он целен и неделим. «Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Н. В. Гоголь и восторженно отвечал: «Все стало его предметом. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов». «Все волновало нежный ум», — сказал поэт о себе. Трудно представить себе Пушкина без Любви и Дружбы. Он всю свою недолгую жизнь, как и любой человек, учился дружить и любить.

«В начале жизни школу помню я», — так напишет Поэт. Его внутренней, самой близкой отчизной, отчизной его души, был лицей в Царском Селе. Лицейское братство — самая светлая глава биографии Пушкина. Куда бы ни бросила судьбина лицеистов первого выпуска (их было всего 30, среди них И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. Кюхельбекер), куда бы их «счастие не повело», они всегда обращались мыслию и сердцем к своему царскосельскому Отечеству, к тем шести годам, когда в учении и чтении, в шалостях и забавах, в дружбе и ссорах создавалась Личность каждого из них, рождался дух свободы, достоинства и чести. Лицейское содружество было тем главным, что заменило ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущение Дома. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину собственными стихами. В 1825 году в стихотворении «19 октября» он скажет о том, что жило в его сердце:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими были Дельвиг, Кюхельбекер, Пущин. Пущин вспоминал, как зарождалась их дружба в стенах лицея: «Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с полным благорасположением, которое знает все неровности его характера, мирится с ними, полюбит их. Между нами это как-то скоро устроилось…» Такое же глубокое чувство испытывал и поэт. «Товарищ милый, друг прямой», — называет Пушкин Пущина в стихотворении «Пирующие студенты» (1814). А перед самым выпуском написал в альбом другу:

Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,

Исписанный когда-то мною,

На время улети в лицейский уголок

Всесильной, сладостной мечтою…

Но с первыми друзьями

Не резвою мечтой союз твой заключен;

Пред грозным временем, пред грозными судьбами,

О милый, вечен он!

После окончания лицея трудно сложится судьба обоих друзей. Пущин вступит в тайное общество, будет осужден в 1828 г. и вывезен в Читу. Пушкина отправят в Южную ссылку, а затем в Михайловское, где поэт будет томиться от одиночества. И все же друзья находили возможность поддержать друг друга: Пущин первым, тайно, посещает опального поэта в Михайловском; Пушкин, узнав о случившемся с другом, посылает в Читу стихотворение:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

(Псков, 13 декабря 1826 г.)

«Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его в изгнании », — так написал Пущин. И уже не смог больше обнять никогда: в 1837 г. он узнал о дуэли и смерти друга. Дружба для Пушкина всегда была точкой отсчета, на которой он строил свою жизнь. Среди друзей Пушкина в лицейские годы были гвардейские офицеры: П. Я. Чаадаев, Н. Н. Раевский, П. П. Каверин. В Петербурге, после окончания лицея, он сходится с М. Луниным, К. Рылеевым, с поэтом-партизаном Д. Давыдовым, дружит с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым (старшие соратники по арзамасскому братству). И, наверное, о многих дружеских связях Пушкина можно было сказать:

Меж ими все рождало споры

И к размышлению влекло:

И предрассудки вековые,

И гроба тайны роковые,

Судьба и жизнь в свою чреду,

Все подвергалось их суду.

«Пушкин меня заразил любовью. Словом — Любовь», — так написала М. Цветаева в своем эссе «Мой Пушкин». Вся его поэзия — это любовь: любовь к Отечеству, любовь к близким, любовь к друзьям. Но особое место занимает любовь к женщине. Он умел любить изысканно, восторженно, страстно. Екатерина Бакунина, Елизавета Воронцова, Евпраксия Вульф, Елена Раевская, Анна Керн, Анна Оленина, Наталья Гончарова. Они взволновали чувства поэта. Они разбудили в нем мечтательность и светлую радость. Они вдохнули в него те слова, которые входят теперь в нас потоком целостного бытия: Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты…

Любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем…

В представлении Пушкина любовь — это возвышенное чувство, это непередаваемая радость. Она не может быть вечна. Во всяком чувстве Поэта есть что-то благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное…

Я возвращаюсь к Пушкину в светлые дни осени. В одно мгновение я проживаю с ним целую жизнь. В такие дни я обретаю собственную свободу.

Любовь к родине в лирике пушкина

Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.

Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:

Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!

В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него &#151 это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.

Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта &#151 это,0 прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.

У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:

Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.

Здесь любовь &#151 это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:

Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.

Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина &#151 это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.

Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.

В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил. » поэт провозглашает бескорыстную любовь:

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк &#151 в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, &#151 уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил. «, а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, &#151 как страстное и прощальное пожелание.

В стихотворении «На холмах Грузии. » лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.

Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит &#151 оттого,
Что не любить оно не может.

Великий русский поэт показал, что любовь &#151 это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье. «, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.

Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период &#151 это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.

«Как отразилась любовь к родине в лирике Пушкина?»

«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте,» — писал Н. В. Гоголь. И это действительно так.
Читая стихотворения Пушкина, невольно ощущаешь, с какой теплотой, любовью, радостью и гордостью поэт отзывается о своей стране. Чист и ясен слог, самобытен и богат язык: русские нравы, родная природа и история Отечества предстают перед нами во всем их величии и могучей красоте. Волшебны и поэтичны пушкинские картины русской природы. «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Кавказ» погружают нас в ее загадочный мир. Пушкин любит сочную и терпкую красоту юга – Кавказа и Крыма, Украины и Молдавии. Но особенно ему близки и любы неброские пейзажи среднерусской полосы. Под воздействием пушкинского пера ощущаешь прилив гордости и восхищения русскими лесами и лугами, реками и озерами, нашими необъятными просторами.
А пушкинские зарисовки времен года!… Несколькими мастерскими штрихами поэт живописует свою любимую пору:
Унылая пора! Очей очарованье! … Приятна мне твоя прощальная краса … Люблю я пышное природы увяданье, … В багрец и золото одетые леса.
А вот русская зима:
Под голубыми небесами … Великолепными коврами, … Блестя на солнце, снег лежит; … Прозрачный лес один чернеет, … И ель сквозь иней зеленеет, … И речка подо льдом блестит.
Эти строчки, искрящиеся свежим зимним холодом, снегом, пахнущие чистым прозрачным воздухом и хвоей, мог написать лишь человек, искренне влюбленный в Россию.
Любовь Пушкина к родине – это не только воспевание природы. Это и глубокие социально-политические мотивы, озвученные в его стихах. «Гроза двенадцатого года» дала мощный импульс патриотическому свободомыслию поэта. Подвиг русского народа, отстоявшего свою независимость и освободившего народы Европы, на всю жизнь запечатлелся в сердце и разуме Пушкина. Именно в Пушкине нашла своего великого выразителя эпоха, начавшаяся славой 1812-1815 годов и завершившаяся трагедией 14 декабря 1825 года.
… Российское крепостничество.
Чтобы сильнее его заострить, поэт в стихотворении «Деревня» применяет антитезу. Сначала читатель попадает в «приют спокойствия, трудов и вдохновения». На первый взгляд там все прекрасно, жизнь течет своим чередом, иногда прерываясь «роскошными пирами» и «забавами». «Везде следы довольства и труда». Но, оказывается, это лишь первое впечатление, которое очень обманчиво. Внезапно «мысль ужасная душу омрачает»:
Здесь Барство дикое без чувства, без закона, … Присвоило себе насильственно лозой … И труд, и собственность, и время земледельца, —
Возмущается поэт отношением помещиков к крестьянам-труженикам. И все-таки поэт надеется, что рабство падет, и «взойдет прекрасная заря».
Пушкин, выступавший с прямым призывом к борьбе против самодержавия во имя родины, близок идеалам декабристов. Он не отступает от них даже после того, как его друзей ссылают на каторгу. Поэт обращается к ним с пламенным воззванием:
Во глубине сибирских руд … Храните гордое терпенье, … Не пропадет ваш скорбный труд … И дум высокое стремленье.
Эти же идеи Пушкин воспевает в таких произведениях, как ода «Вольность», стихотворениях «К Чаадаеву», «Анчар», «Арион», написанных после декабрьских событий.
В творчестве Пушкина слились воедино свободолюбие и патриотизм, вера в будущее своей родины и переживание за судьбу русского народа. Вот почему Пушкин, по словам Гоголя, «есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа».

Реферат на тему: Родина в творчестве Лермонтова

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль за нами» Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. «Бородино» было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, поэта окружают люди, не способные отстоять даже собственное «я». И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, увидеть в народном характере такие элементы, которые свидетельствуют о жизнеспособности России. Стихотворение «Родина» (1841 год) стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение тупика, в который зашла жизнь, породило трагическое мироощущение. Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. Если стихотворение «Бородино» наполнено чувством патриотизма, разбуженным эпизодами военной истории России, то в «Родине» появляется иной, до той поры, может быть, не встречавшийся в русской поэзии оттенок. Лирическое переживание вызвано простым пейзажем, неброским, но по-своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с первых же строк говорит о «странной» любви к отчизне. У Лермонтова несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: «Люблю Отчизну я, но странною любовью», «но я люблю — за что, не знаю сам», «с отрадой, многим незнакомой». Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение — предвестник тютчевской и блоковской России. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о себе: соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, которую он высказал в «Апологии» сумасшедшего»: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее. Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд. этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который приспосабливается, все видит в розовом свете и носится со своими иллюзиями.» В стихотворении «Прощай, немытая Россия» слышится горький упрек в адрес терпеливого народа, покорившегося «мундирам голубым».

Бальмонт «Горные вершины», кн. I (М., 1904); П. Кропоткин «Идеалы и действительность в русской литературе» (СПб., 1907); Е. Соловьев (Андреевич) «Очерки по истории русской литературы XIX века»; Ю. Айхенвальд «Силуэты русских писателей» (выпуск I, М., 1906, 2-е издание, 1912); А. Волынский «Книга великого гнева» (СПб., 1904); И. Иванов «Новая культурная сила. Русские писатели XIX века» (СПб., 1901); Н.И. Коробка «Личность в русском обществе и литературе» (СПб., 1903); Д.Н. Овсянико-Куликовский «История русской интеллигенции», часть I — Из юбилейной литературы 1914 г.: Овсянико-Куликовский «М.Ю. Лермонтов», Родзевич «Лермонтов как романтик» (Киев, 1914); Нейман «Влияние Пушкина на творчество Лермонтова» (Киев, 1914); Л. Семенов «Лермонтов и Толстой» (М., 1914); Г.Ю. Феддерс «Эволюция типа «странного человека» у Лермонтова» (Нежин, 1914); А.В. Семека «М.Ю. Лермонтов» (СПб., 1914, там же — библиография за 1814 -1914 годы); «Венок Лермонтову» (Юбилейный сборник, куда вошли статьи П. Сакулина, Н. Бродского, Н. Мендельсона, М.И. Розанова и других, М., 1914); А

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: