Любовь и дружба в лирике А

Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы.

Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и приятельство занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения.
С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь.

Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в тот самый срок появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как «19 октября» (1825), «Бог помочь вам, друзья мои» (1827), «Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину» (1831), «Была пора: наш праздник молодой» (1836).

Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: «К Чаадаеву» (1818), «Чаадаеву» (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления:

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором.

Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, «Во глубине сибирских руд. » (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что «скорбный труд и дум высокое стремленье» не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении «Арион» (1827): «Я гимны прежние пою». Он останется верен идеалу дружбы и свободы до конца своей жизни.

Одним из первостепенных источников вдохновения у Пушкина постоянно была любовь — чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы.

Любовь для лирического героя — чувство светлое, прекрасное, припоминать о нем «грустно и легко». Ведь более того несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки:

И сердце ещё горит и любит оттого,

Что не любить оно не может.

Любовь у Пушкина — это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет постоянно восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их:

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты.

В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания:

В глуши, во мраке заточенья,

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Любовь и слезы — вот что заставляет Пушкина существовать и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая саммит «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора («бурь порыв мятежный»), сравнения («как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты») — все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств.

В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825), «Сожженное письмо» (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение.

Любовь и приятельство, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.

Дружба в лирике Пушкина

Категория: Иностранные языки
Тип: Сочинение
Размер: 10.6кб.
скачать

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый – талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, где он впервые проникся духом братства и товарищества, где он встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширялся. Это были и поэты, и писатели, и музыканты, и, конечно же, лучшие люди этой эпохи с трагической, но славной судьбой – декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, — «Пирующие студенты». Кгда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи … Ты с виду всех трезвее; … Вильгельм, прочти свои стихи, … Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит, друзей объединяет здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».

Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с грустью вспоминать об этой беззаботной поре:

Любви, надежды, тихой славы … Недолго нежил нас обман, … Исчезли юные забавы, … Как сон, как утренний туман.

Пушкин замечательно передает здесь настроения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с мечтами и иллюзиями детства. Естественные утраты заменяются новым широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России:

Пока свободою горим, … Пока сердца для чести живы, … Мой друг, отчизне посвятим … Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим и во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень – это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить:

Друзья мои, прекрасен наш союз! … Он, как душа, неразделим и вечен…

Последней для Пушкина двадцатилетней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой…». Начало стихотворения возвращает поэта к счастливой лицейской поре, запечатленной много лет назад в «Пирующих студентах». Как переменились участники праздничного застолья! «Просторнее, грустнее мы сидим,» — сожалеет поэт.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творчестве Пушкина. Их связь неразрывна с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. Дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, делала окружающий мир прекраснее и щедрее.

Пушкинские стихи о дружбе даровали его поколению бессмертие, создали идеал, к которому мы невольно стремимся, может быть, впервые в жизни задумавшись о том, как много значит в жизни человека дружба, каким щедрым и терпимым ты должен быть, чтобы и твою жизнь озарило тол сильное и прекрасное чувство.

Тема дружбы в лирике Александра Пушкина

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Тема дружбы в поэзии А. С. Пушкина

Обращаясь к теме дружбы в поэзии Александра Сергеевича Пушкина, нельзя не отметить, что истоки понимания поэтом этого чувства берут начало в его счастливых лицейских годах. Именно во время учебы в Царскосельском лицее поэт проникся духом товарищества и братства. В эти годы Пушкин встретил близких ему по духу людей — Пущина, Дельвига, Кюхельбекера и многих других. Это были лучшие люди своей эпохи, «рыцари свободы».

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте, Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нем набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме веселого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков». Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи! Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее. Спустя год после окончания лицея Пушкин с грустью вспоминает о времени, проведенном им с друзьями-лицеистами в Царском Селе. В стихотворении «К Чаадаеву» он пишет такие прекрасные строки:

Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман. Тоска от расставания с иллюзиями детства и наивными мечтами юности, так живо переданная поэтом в этих строках, заменяется новым, широким взглядом на мир. У Пушкина зарождается чувство ответственности за то, что происходит с его страной. Поселившись после окончания лицея в Петербурге, Пушкин посещает кружок «Зеленая Лампа». Там он общается с Карениным, Грибоедовым, Чаадаевым. Эти люди обсуждают судьбы России. Поэт не может оставаться в стороне. Он обращается со свободолюбивым призывом не только к своему другу, но и ко всем свободомыслящим людям страны: Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные тюрывы! Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной неблагоприятными обстоятельствами личной жизни. В это время Пушкин находился в ссылке и был лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительнос ть ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Двадцатипятилетней годовщине лицея, последней для. Пушкина, посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. » Его начало снова возвращает нас к беззаботной лицейской поре, которую поэт когда-то описал в «Пирующих студентах». Но участники праздничного застолья уже не те. Здесь Пушкин значительно глубже, чем в стихотворении «К Чаадаеву», развивает мысль о прошедших с лицейских времен переменах: .

Теперь не то: разгульный праздник наш С приходом лет, как мы, перебесился, Он присмирел, утих, остепенился, Стал глуше звон его заздравных чаш; Меж нами речь не так игриво льется, Просторнее, грустнее мы сидим, И резке смех средь песен раздается, И чаще мы вздыхаем и молчим. Если в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин оценивал ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, то здесь поэт сопоставляет начало жизни с ее беспечностью и зрелость с присущим ей жизненным опытом. Время многое изменяет. Но такие ценности, как дружба, остаются непреложными — в этом нас убеждает поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Узы, связывающие поэта с его друзьями уже четверть века, ничто не может разрушить. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые пронеслись над Россией в начале XIX столетия: Отечественную войну 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади.

Поэтому неудивительно, что тема дружбы в творчестве Пушкина тесно переплетается с темами чести, долга и свободы. Идеи его друзей-декабристов были близки Пушкину. Многие современники воспринимали его вольнолюбивые стихотворения как манифесты восстания декабристов.

Стихи Александра Сергеевича Пушкина о дружбе вошли особой темой в русскую классическую литературу, они создали тот неповторимый идеал братских чувств, к которому должно было стремиться не одно поколение:

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector