СОДЕРЖАНИЕ
Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы.
Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и приятельство занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения.
С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь.
Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в тот самый срок появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как «19 октября» (1825), «Бог помочь вам, друзья мои» (1827), «Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину» (1831), «Была пора: наш праздник молодой» (1836).
Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: «К Чаадаеву» (1818), «Чаадаеву» (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления:
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором.
Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, «Во глубине сибирских руд. » (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что «скорбный труд и дум высокое стремленье» не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении «Арион» (1827): «Я гимны прежние пою». Он останется верен идеалу дружбы и свободы до конца своей жизни.
Одним из первостепенных источников вдохновения у Пушкина постоянно была любовь — чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы.
Любовь для лирического героя — чувство светлое, прекрасное, припоминать о нем «грустно и легко». Ведь более того несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следующие строки:
И сердце ещё горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Любовь у Пушкина — это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет постоянно восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение «Я помню чудное мгновенье» (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты.
В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания:
В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Любовь и слезы — вот что заставляет Пушкина существовать и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая саммит «пробуждает» душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора («бурь порыв мятежный»), сравнения («как мимолетное виденье», «как гений чистой красоты») — все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств.
В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как «Храни меня, мой талисман» (1825), «Сожженное письмо» (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это «письмо любви», но и с ним надо проститься: «она велела». И поэт предает огню «все радости свои». Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная «перстнем верным», превратилась в «растопленный сургуч», а «пепел милый» остался «на горестной груди» как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение.
Любовь и приятельство, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
Все поэты так или иначе обращаются к теме любви. И для каждого поэта эта тема имеет особое, личное значение. Античные поэты считали чувство любви самым главным: в нем они черпали вдохновение, любовь обогащала их духовно. На священных чувствах любви и дружбы полностью основывается такое литературное направление, как сентиментализм. Большое место тема любви занимает в творчестве поэтов-романтиков.
Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении «Гроб Анакреона» поэт призывает «страстью пылкой утомляться» и провозглашает формулу всей своей лирики того периода:
Жизнью дайте ж насладиться;
Жизнь, увы, не вечный дар!
В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином.
Очень скоро легкая, жизнеутверждающая поэзия, понимание любви как веселого развлечения сменится гражданскими мотивами, воспеванием гражданских доблестей. Пушкин переосмысливает основные темы своей поэзии, и любовь получает у него совсем иное освещение. В послании «К Чаадаеву» Пушкин как бы пытается примирить два совершенно разных направления: сентиментализм и классицизм. Поэт соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями:
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это, прежде всего, любовь к Родине. В стихотворении «К Чаадаеву» соединяются несовместимые раньше понятия любви к женщине и любви к родине.
У Пушкина создается новая философия чувства любви. В послании «К Каверину» мы читаем:
Молись и Вакху, и любви
И черни презирай ревнивое роптанье.
Здесь любовь — это способ ухода от окружающего мира, от толпы. Об этом же Пушкин говорит и в стихотворении «К Плюсковой»:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.
Чувство любви ставится на одну линию с внутренней свободой. Любовь помогает поэту уйти от мира в глубину своих чувств, где он полностью свободен и ни от кого не зависим. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не «шалость юных лет», не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения «Сожженное письмо», горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. Этот горький финал заставляет Пушкина разочароваться в романтической любви. Нужна ли поэту такая свободная, но разрушительная, опустошающая любовь, которая, кроме горя и боли, ничего не оставляет в душе? Такая любовь уничтожает сам источник вдохновения.
Великий поэт отказывается от романтической любви. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти.
В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении «Я вас любил. » поэт провозглашает бескорыстную любовь:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Это одно из самых загадочных и проникновенных произведений пушкинской лирики. Загадочность этих строк — в их простоте, безыскусности, но в тоже время в емкости и глубине выраженного чувства. Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. Огромную роль играет трехкратное повторение «я вас любил. «, а также повторы однотипных словесных конструкций: «безмолвно, безнадежно», «так искренно, так нежно». Эти повторы придают поэтическому монологу элегическое настроение. Последняя строка звучит как бы на выдохе, — как страстное и прощальное пожелание.
В стихотворении «На холмах Грузии. » лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его «светла», потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение.
Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье. «, посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение:
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье.
И жизнь, и слезы, и любовь.
Мы видим, что тема любви в лирике Пушкина в разные периоды его творчества раскрывается им по-разному. В лицейский период — это легкое, несерьезное чувство, одно из наслаждений жизни. В петербургский период любовь связана с патриотическими стремлениями поэта: это любовь к Родине. В период южной ссылки Пушкин изображает любовь как романтическую, опустошающую cтpacть. И только в Михайловском Пушкин приходит к пониманию любви как высшей ценности человека. Любовь теперь связана у него с внутренней свободой, способной пробуждать в поэте вдохновение и самые лучшие человеческие чувства.
Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. «Как женщину, ты родину любил», — говорит он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Также это свойственно Блоку («Россия») и Маяковскому («Письмо Татьяне Яковлевой»). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками Гончаровым, Тургеневым, Толстым.
14916 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Готовые школьные сочинения
Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.
Тема любви и дружбы в лирике Пушкина
Любовь и дружба, как высокие, идеальные чувства, воспевались многими поэтами во все века и времена, начиная с лириков античности. Однако у Пушкина эти чувства получили совершенно новое освещение. В русской поэзии до Пушкина любовь и дружба служили предметом вдохновения для поэта, но не всегда как самые высокие ценности человека (достаточно вспомнить «Разговор с Анакреоном» Ломоносова: «…хоть нежности сердечной в любви, я не лишен, героев славой вечной я больше восхищен»).
Впервые среди центральных поэтических тем тема любви и дружбы стала главной в поэзии русских сентименталистов: Карамзина, Жуковского. Эти поэты видели в дружбе и любви такие же ценности, как в общении с природой, чтении любимых книг, семейных заботах и радостях. Любовь и дружба как скромные, мирные наслаждения противопоставлялись высоким поэтическим идеалам поэтов-классицистов. Совсем другое звучание этой теме придал в своих стихах Пушкин.
Он как бы примирил классицистов с сентименталистами, поднял воспетые ими ценности, казалось бы, столь разные, на одну высоту. Пушкин учел трактовку этих тем в поэзии декабристов, их представления о назначении современного человека. Поэты-декабристы здесь во многом сближались с классицистами. Но Пушкин в своей философской лирике пошел дальше, соединив разные трактовки тем любви и дружбы в своих стихотворениях.
Это наглядно просматривается уже в одном из первых стихотворений поэта на тему дружбы «К Чаадаеву». В этом стихотворении любовь и дружба в «минуты вольности святой» примиряются, сливаются в единое целое. До Пушкина это были несовместимые в поэзии понятия: интимное, личное и общественное, гражданское. Ожидание свободы сравнивается с ожиданием любовного свидания.
Свободу надо любить, как любимую девушку, и именно дружба объединяет сердца людей, стремящихся к свободе, объединяет «души прекрасные порывы». Любовь и дружба, по мнению Пушкина, свободные чувства, человек свободен в своем выборе и счастлив этим. Вся короткая, но бурная жизнь Пушкина насыщена этими двумя чувствами, которые он ставил превыше всего. На вопрос Николая I, где бы он был, если бы оказался в Петербурге 14 декабря 1825 года, поэт ответил, что был бы на Сенатской площади вместе с друзьями.
Пушкин не разделял, их методы борьбы, но политические заговорщики, декабристы, были для него, прежде всего друзьями: «Бог помочь вам, друзья мои, в заботах жизни, царской службы… и в мрачных пропастях земли». («19 октября», 1827 г.) Где бы они ни были, в немилости у царя или, наоборот, на государственной службе, — они, прежде всего его друзья и он обязан поддерживать их как друг: «…
любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы, как в ваши каторжные норы доходит мой свободный глас». («Во глубине сибирских руд…», 1827 г.) Любовь и дружба — священные чувства для Пушкина, состояние души поэта, из этих чувств он черпает вдохновение, из них рождается творчество поэта. Об этом Пушкин говорит в стихотворении «Я помню чудное мгновенье…», посвященном А. П. Керн.
Явление возлюбленной — это момент, когда «и сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь, и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Даже в неподдельной грусти неразделенной любви Пушкин видит счастье жизни: «Я Вас любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Я Вас любил так искренне, так нежно, как дай Вам Бог любимой быть другим».
В любви Пушкин видит идеальное творческое, гармоническое состояние души. Дружба и любовь облагораживают душу, вдохновляют поэта, освобождают его от низменных проявлений жизни, ведут его к высокой, свободной цели: «Давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю трудов и чистых нег». («Пора, мой друг, пора…», 1834 г.) В этом стихотворении «неги» — это дружба и любовь, «труды» — это творчество, в других сферах жизни человек не может считать себя свободным, он «усталый раб». Вообще у Пушкина мотивы свободы пронизывают все творчество, а любовь и дружба — это чувства, которые позволяют душе «излиться, наконец, свободным проявленьем». («Осень», 1833 г.) В одном из посланий (к Н. Я. Плюсковой, 1818 г.) Пушкин так говорит о значении темы любви и свободы в своем творчестве: Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа.
А. С. Пушкин развил и принципиально обогатил живым содержанием тему интимных чувств. Особенно дороги нам в его творчестве культ дружбы, рыцарское понимание любви, гармония чувств (даже неразделенных). В русской поэзии после copyright
Любовь и дружба в лирике А. С. Пушкина
Александра Сергеевича Пушкина по праву можно считать величайшим русским поэтом, который открыл золотую страницу в истории русской литературы.
Его лирика многотемна и многогранна, но любовь и дружба занимают особое место в ней, поскольку эти чувства сопутствовали поэту на протяжении всей его жизни; они были основными источниками его вдохновения.
С течением времени взгляд поэта и отношение к ним менялись, но верность этим идеалам он пронес через всю жизнь.
Дружеские послания лицейских лет в большинстве своем описывают юношеские пиры и веселья, прославляют жизнь ради жизни. Уже в этот период появляется мотив братства, который пройдет через все творчество поэта. Даже через много лет после окончания Лицея Пушкин помнит всех тех, с кем он учился, и посвящает им такие стихотворения, как “19 октября” (1825), “Бог помочь вам, друзья мои” (1827), “Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину” (1831), “Была пора: наш праздник молодой” (1836).
Своему другу П. Я. Чаадаеву Пушкин адресует несколько стихотворений: “К Чаадаеву” (1818), “Чаадаеву” (1821). В произведении 1821 года автор, обращаясь к товарищу, благодарит его за поддержку и наставления:
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором.
Особое место в творчестве Пушкина занимает послание, адресованное друзьям-декабристам, “Во глубине сибирских руд. ” (1827), в котором автор хочет морально поддержать сосланных на каторгу борцов. Поэт выражает уверенность в том, что “скорбный труд и дум высокое стремленье” не пропадут. Заканчивается стихотворение на оптимистической ноте:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Верность идеалам декабризма поэт провозглашает и в стихотворении “Арион” (1827): “Я гимны прежние пою”. Он останется верен идеалу дружбы и свободы до конца своей жизни.
Одним из главных источников вдохновения у Пушкина всегда была любовь — чувство, захватывающее все его существо, занимающее все помыслы.
Любовь для лирического героя — чувство светлое, прекрасное, вспоминать о нем “грустно и легко”. Ведь даже несостоявшаяся и безответная, она была для Пушкина источником вдохновения, что подтверждают следую
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Любовь у Пушкина — это любовь к своей избраннице, а не к своему чувству, поэтому поэт будет всегда восторженно относится в женщине, которую он когда-то любил, пусть и безответно:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
Одним из прекрасных произведений любовной лирики поэта является стихотворение “Я помню чудное мгновенье” (1825), обращенное к А. П. Керн, с которой поэт встречался в Петербурге, но жизнь разлучила их:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты.
В жизни Пушкина наступили тяжелые годы изгнания:
В глуши, во мраке заточенья,
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Любовь и слезы — вот что заставляет Пушкина жить и творить, несмотря ни на какие невзгоды. А поэтому новая встреча “пробуждает” душу, вдохновляет на написание этого стихотворения. Метафора (“бурь порыв мятежный”), сравнения (“как мимолетное виденье”, “как гений чистой красоты”) — все это способствует усилению образности и выразительности. Стихотворение написано любимым пушкинским размером — четырехстопным ямбом. Последние строки повторяют первое четверостишие (кольцевая композиция), что свидетельствует о возврате чувств.
В Одессе Пушкин увлекся Е. К. Воронцовой. Любовь к женщине, которая не принадлежала ему, привела к созданию таких стихотворений, как “Храни меня, мой талисман” (1825), “Сожженное письмо” (1825). Эти стихотворения проникнуты грустью. Единственное, что осталось в память о чувстве, — это “письмо любви”, но и с ним надо проститься: “она велела”. И поэт предает огню “все радости свои”. Жадное пламя отняло последнее утешение, а печать, оставленная “перстнем верным”, превратилась в “растопленный сургуч”, а “пепел милый” остался “на горестной груди” как напоминание о несостоявшемся счастье. Обилие пауз, многоточий придает произведению тревожное настроение.
Любовь и дружба, как два величайших чувства, проходят через всю жизнь и творчество поэта. Именно они были тем источником вдохновения, благодаря которому родились подлинные шедевры пушкинской поэзии.