Особенности мироощущения Ахматовой и Цветаевой

С именами А. Ахматовой и М. Цветаевой связана целая страница в истории русской поэзии. Две поэтессы стали первыми женщинами, которые за весь литературный процесс обрели свое право на голос.

Благодаря творчеству этих поэтесс, женщина из предмета, на которого было направлено поэтическое чувство, обрела статус самостоятельного лирического героя, вместе со своими переживаниями, мыслями и мироощущением. Несмотря на то, что Ахматова и Цветаева творили в одной эпохи, творческая манера каждой из них кардинально отличались.

Каким мы видим творчество Ахматовой? В первую очередь, это строгая манера изложения мыслей, даже в лирических произведениях. Ахматова – литературный боец, который в каждом своем стихе поднимает эпохальные вечные темы. Именно за это Анну Андреевну называют не иначе как женщина – поэт.

В отличие от нее, Марина Цветаева все же больше констатировала факты и выражала свои чувства в лирических произведениях. Поэтесса не стремилась изменить мир и пойти наперекор действительности, о чем ярко свидетельствуют даже обстоятельства ее смерти.

А. Ахматова «Смятение»

Стихотворение А. А. Ахматовой «Смятение» ярко показывает то, что даже в любовных отношениях автор боится быть покоренной кем-то. В своем возлюбленном она чувствует опасность, которую могут повлечь любовные отношения с ним.

Мы видим, что лирическая героиня все же была права: после расставания с любимым человеком она почувствовала себя свободной и счастливой. Читая стихотворения, мы понимаем, героиня вступает в борьбу с собственными чувствами, боится оставить ситуацию без контроля и тем самым обрести свою духовную погибель.

А. Ахматова «Мне голос был»

В своем произведении «Мне голос был» А. Ахматова описывает свои собственные размышления о революционных событиях в России. Поэт понимает, что для сохранения душевного спокойствия ей лучше всего покинуть свою родину навсегда, таким образом, освободивши себя от наблюдения падения некогда могущественного государства.

Однако, словно, вступая в спор с самой собой, Ахматова решает остаться в России, несмотря ни на что. Для избегания соблазна она закрывает уши, чтобы не слышать голоса, который уговаривает ее бросить страну.

Стихотворение открывает читателю всю сущность Ахматовой – борца, ее неспособность сдаваться перед препятствиями.

А. Ахматова «Вижу выцветший флаг над таможней. »

В данном стихотворении А. Ахматова передает читателю свою ностальгию по юности. Она мечтает опять вернуться в озаренное романтикой и верой в будущее детство.

Однако создание простого лирического текста не свойственно Ахматовой, в конце стиха мы видим всю суть произведения: поэт разочарована в гнилых личностях, с которыми она столкнулась во взрослой жизни и мечтает вернуть свою юность, чтобы вселить в свою душу веру в честных людей.

М. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано. »

Главной темой стихотворения «Моим стихам, написанным так рано. » является тема творчества поэтессы. Цветаева рассказывает читателю, что все стихи, которые были созданы ею, по сути, никому не нужны, однако придет момент, когда они станут востребованными для общества.

В произведении ярко прослеживается особенность мироощущения поэтессы: она отождествляет свое творчество с собой. Даже понимая то, что из-за своей духовной слепоты, люди отторгаю т ее саму, и ее стихи, Цветаева не жалуется на судьбу, и не принимает радикальных и смелых решений, чтобы ее каким-то образом изменить.

М. Цветаева «Вчера еще…»

В своем стихотворении поэтессы описывает расставание лирической героини со своим любимым человеком. Мы видим, как она пытается выяснить у него, что именно послужило причиной расставания. Героиня корит себя в том, что случилось, просит прошения за грехи, которых не совершала.

Сравнивая два лирических произведения – «Смятение» Ахматовой и «Еще вчера» Цветаевой, мы можем уловить разницу в мироощущении поэтесс. Ахматовой свойственно воспринимать отношения как двухстороннее взаимодействие, Цветаева рассматривает их более субъективно.

Так Марина Игоревна в своем произведении перекладывает всю вину в расставании на себя, Ахматова наделяет статусом «виновных» обстоятельства.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Ахматова и Цветаева: великие поэтессы России и их судьбы
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspАвтобиография Твардовского и история поэмы «Василий Теркин»

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Уважение, отражённое в творчестве

В своём творчестве Ахматова и Цветаева отдали дань глубокого уважения друг другу. Цветаева увлеклась поэзией Анны Андреевны, а также личностью, стоявшей за стихами. Стихотворение Цветаевой «Анне Ахматовой» заканчивается строками (см. Приложение №3). Это стихотворение написано в феврале 1915 года, а летом 1916 г. Марина Цветаева пишет цикл » Стихи к Ахматовой » — тринадцать стихотворений к «царскосельской музе», одно из них заканчивалось такими словами (см. Приложение №4). Цветаева посвящает Ахматовой и сборник «Версты» (1922).

Через много лет, в 1940 году, Анна Ахматова даст ей «Поздний ответ», в котором назовёт Марину Цветаеву «двойником, пересмешником» и неизменной своей спутницей. Что касается процесса творчества, то он у них проходил у них совершенно по-разному. Цветаева подчиняла свое вдохновение деловому, четкому режиму. Она исписывала десятки страниц в поисках нужной строки, или даже слова. И рождались стихи (см. Приложение №5).

Ахматова же сначала, закрыв глаза, что-то невнятно бормотала, или просто шевелила губами, а потом записывала то, что ей услышалось. Она писала: «Человеком чувствую себя только с пером в руке». Они встречались в начале июня 1941 года. Ахматова приезжала в Москву хлопотать за арестованного сына. О содержании их разговора известно мало. Известно лишь, что они читали друг другу свои стихи. По-видимому, внешне они не особенно понравились друг другу. «Просто — дама», — равнодушно отозвалась Цветаева в ответ на чей-то взволнованный вопрос. Два больших поэта не поняли друг друга. Каждая из них была личностью, творческой, неординарной…

И Цветаева, и Ахматова очень уважительно относились к читателю. М. И. Цветаева, например, считала, что чтение стихов – это акт творчества, большой труд души. «Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, — значит, хорошо и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошённая, а творческая», — писала она в одном из писем. Анна Ахматова в цикле «Тайны ремесла» писала (см. Приложение №6).

Марина Ивановна и Анна Андреевна были большими почитателями творчества А. С. Пушкина, внесли значительный вклад в исследование его поэзии. У каждой из них есть свой Пушкин. Интересен тот факт, что среди своих современников и Ахматова, и Цветаева высоко ценили творчество Александра Блока. Стихи, посвящённые ему, — вершина в поэтическом наследии Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

Уникален поэтический язык каждой из них. Основные черты поэтического языка А. Ахматовой – классическая ясность и точность слова, его прозрачность, сдержанность и лаконичность стиля высказывания, строгость поэтической структуры. Языку Ахматовой присуще чувство меры, отсутствие лишних слов (см. Приложение №7).

Поэзия М. Цветаевой сочетает в себе традиционный поэтический язык с небывалой новизной. Своеобразие ритма Цветаевой и уникальность ее интонации основаны на удивительном контрасте: музыкальность сочетается в ее стихах с повышенной обособленностью слова. Отсюда пристрастие к знаку тире. Ещё — обилие повторов.

Для неё характерны сопоставления и противопоставления, повторы морфем. Повторения префиксов подчеркивают значение этой морфемы, так что она приобретает самостоятельный смысловой вес. Очень показательно в этом смысле стихотворение, посвященное Б. Пастернаку (см. Приложение №8).

И, конечно, одной из главных тем в их творчестве была тема любви. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, часто, страдая и мучаясь, горюя и печалясь (см. Приложение №9). Сколько искренности, чувственности и восторга! Любовь является движущим началом всей лирики и для Ахматовой (см. Приложение №10).

Здесь все просто, строго, благородно и лаконично. Духовный мир лирической героини отличается внутренней гармонией, душевной стойкостью, уравновешенностью. Ещё одна общая и очень значимая тема и для Марины Ивановны, и для Анны Андреевны – тема Родины… Это — летопись России, Родины, ХХ века. Цветаевой пришлось испытать тяжелейшее чувство разлуки с родной землёй, подчас она стремилась заглушить в себе эту боль (см. Приложение №11).

Но чувства невозможно вместить в какие-то рамки, тем более чувства Марины Цветаевой (см. Приложение №12). В этой недосказанности – вся Цветаева! У Ахматовой любовь к Родине представляется так, если будет Родина, значит будет жизнь, дети, стихи. Себя без Родины не мыслила:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда…»

Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

Новости музея по теме статьи:
28 июня 2014 года — Литературно-музыкальный вечер к 125-летию со дня рождения Анны Ахматовой.
16 июля 2014 года — В читальном зале библиотеки им. А. С. Грина, повторное выступление сотрудников музея.

. В утренний сонный час,
— Кажется, четверть пятого, —
Я полюбила Вас,
Анна Ахматова.

…В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
И я дарю тебе свой колокольный град, — Ахматова! — и сердце своё в придачу.

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота — ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы —
Один ответ: «Откуда мне сие. «

…А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад.
……………………………..
Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен –
Поэта невидимый друг.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной…

Расстояние: версты, мили.
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Расстояние: версты, дали.
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что – это сплав…

Вы столь забывчивы, сколь незабвенны.
— Ах, Вы похожи на улыбку Вашу! –
Сказать еще? – Златого утра краше!
Сказать еще? – Один во всей вселенной!
Самой Любви младой военнопленный,
Рукой Челлини ваянная чаша…

Есть в близости людей заветная черта,
Ее не перейти влюбленности и страсти, —
Пусть в жуткой тишине сливаются уста
И сердце рвется от любви на части.

И дружба здесь бессильна, и года
Высокого и огненного счастья,
Когда душа свободна и чужда
Медлительной истоме сладострастья.

Стремящиеся к ней безумны, а ее
Достигшие – поражены тоскою…
Теперь ты понял, отчего мое
Не бьется сердце под твоей рукою.

Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно —
Где совершенно одинокой…

…Всяк дом мне чужд,
всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно — рябина.

Экскурсия по залам музея Уголки цветаевского Крыма Гости цветаевского дома
—Феодосия Цветаевых
—Коктебельские вечера
—Гостиная Цветаевых
—Марина Цветаева
—Анастасия Цветаева
— «Я жила на Бульварной» (АЦ)
—Дом-музей М. и А. Цветаевых
—Феодосия Марины Цветаевой
—Крым в судьбе М. Цветаевой
—Максимилиан Волошин
—Василий Дембовецкий
— —Константин Богаевский
—Литературная гостиная
—Гостевая книга музея
Жизнь и творчество сестёр Литературный мир Цветаевых Музей открытых дверей
—Хронология М. Цветаевой
—Хронология А. Цветаевой
—Биография М. Цветаевой
—Биография А. Цветаевой
—Исследования и публикации
—Воспоминания А. Цветаевой
—Документальные фильмы
—Цветаевские фестивали
—Адрес музея и контакты
—Лента новостей музея
—Открытые фонды музея
—Музейная педагогика
—Ссылки на другие музеи

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)

Музей Марины и Анастасии Цветаевых входит в структуру Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М. А. Волошина»

Лучшие стихи ахматовой и цветаевой

Автор приглашает к творческому сотрудничеству, на взаимовыгодной основе, профессиональных! Композиторов, вокалистов, продюсеров и продюсерские центры. Давайте вместе создавать красивые песни. Написание текстов песен на Вашу музыку, «Рыбу». Есть готовые тексты песен, много потенциальных хитов! Разные стили и направления. По вопросам сотрудничества, приобретения или заказа, текстов песен, пишите на эл. почту: lensk.sk@mail.ru

Ахматова, Есенин, Блок, Рождественский, Евтушенко, Доризо.

Стихи лучших п оэт ов России и Мира.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Для размещения рекламы на сайте Вы можете связаться с нами: : lensk.sk@mail.ru

Сергей Есенин стихи и биография.

Русская и мировая поэзия

Стихи лучших п оэт ов России и Мира. Есенин, Ахматова, Цветаева, Блок,Рождественский, Северянин, Вознесенский, Маяковский, Евтушенко, Доризо, Шекспир, Рэмбо, Гете, Японские танка. Cтепан Кадашников поэт песенник. г. Ленск. Республика Саха(Якутия)Официальный сайт Российского поэта, автора книги стихов «Рисуя Русь». На сайте стихи о любви и войне скандальные стихи, тексты песен, юмористические стихи, фотоальбом и биография автора. Наводнение в г.Ленске. Фото г.Ленск.

Стихи лучших п оэт ов России и Мира. Есенин, Ахматова, Цветаева, Блок,Рождественский, Северянин, Вознесенский, Маяковский, Евтушенко, Доризо, Шекспир, Рэмбо, Гете, Японские танка. Cтепан Кадашников поэт песенник. г. Ленск. Республика Саха(Якутия)Официальный сайт Российского поэта, автора книги стихов «Рисуя Русь». На сайте стихи о любви и войне скандальные стихи, тексты песен, юмористические стихи, фотоальбом и биография автора.Наводнение в г.Ленске. Фото г.Ленск.
Продолжить.

Русская поэзия. Сергей Есенин биография. Марина Цветаева. Ана Ахматова. Роберт Рождественский .

НОВОСТИ САЙТА

1 9 марта 07г . На сайте

14 февраля 2007г. Интервью С. Кадашникова для программы телерадиокомпании «Лена» посвященной дню святого Валентина.

12 февраля 2007г. Статья о С. Кадашникове в газете «Спасатель Якутии» .

11 февраля 2007г. Размещено стихотворение «День святого Валентина» . Читать >>> 5 февраля 07г. Публикация в газете «Дальневосточный вестник». 24 января 07г. Выступление С. Кадашникова в школе №4 перед учениками 9-11 классов.

03 декабря 06г. Полностью обновлен дизайн сайта.

14 ноября 06г . ( NEW . ) На сайте

2 5 .1 2 .05 . Размещен текст песни С.Кадашникова «Не пускай» Муз. И. Иванов г.Москва. » Infinitiv Promotion » для Д.Просковьина «Фабрика звезд-2» Скачать Демо >>>

10.10.05. На студии АК «Алроса» Записана песня на стихи С.Кадашникова «ВсеЛенский потоп «

14.12.04. По просьбе читателей на сайте размещен файл с плакатом для распечатки Скачать >>>

Copyright © 2004-2007 Дизайн студии SK — NATALI

Ахматова и Цветаева — каноны женской лирики

О женской поэзии сказано и написано много. От банального «какая же девушка не пишет стихи» до серьезного и вдумчивого анализа лучших образцов. Женскую поэзию отличает тонкость ощущений, гибкая музыкальность и раскрытие глубинных душевных переживаний. Пожалуй, без женской поэзии понять всю эмоциональную суть женщины просто невозможно. Но гораздо интересней примеры, когда женская лирика выходит на такой качественный уровень, что ее уже не отделяют от лирики так таковой.

В определениях женской поэзии Серебряного Века имена Анны Ахматовой и Марины Цветаевой идут всегда рядом. Но спутать между собой стихи этих поэтесс может разве что человек, далекий от мира искусства и не способный чувствовать явные различия. Кстати, само слово «поэтесса» они обе не любили и старались избегать, потому что чувствовали себя наравне с самыми именитыми коллегами по цеху мужского пола. Серебряный Век впервые в истории русской поэзии допустил и согласился с таким эмансипированным раскладом.

Ахматова и Цветаева, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя.

Женская поэзия всегда включает много любовной лирики. Именно с нее началось творчество Анны Ахматовой. Но с самых первых сборников стихов ее лирика звучала по-своему, с уникальной интонацией. Все женские черты: внимательный взор, трепетная память о милых вещах, грациозность и нотки капризов — находим мы в ранних стихах Ахматовой, и это придает им истинную лиричность.

В первых стихотворных опытах Цветаевой тоже много традиционных любовных сюжетов, более того, мастерски используется классическая, строгая форма сонета, позволяющая судить о высоком мастерстве юного автора. Но звучание, интонации, накал страстей у Марины Цветаевой — совсем другие. В ее стихах всегда есть и порыв, и надрыв, и в то же время совершенно несвойственная женской лирике резкость, даже жесткость. Здесь нет внешнего спокойного созерцания — все пережито изнутри, каждая строка как будто рождена с болью, даже когда темы светлы и мажорны. И если в стихах Ахматовой строгость форм и ритмичность, как правило, сохраняется, то Цветаева вскоре уходит от строгости сонетов в мир собственной поэтической музыкальности, порой далекий от любых традиций, с рваными строками и обилием восклицательных знаков.

И Ахматова, и Цветаева жили и творили на стыке эпох, в непростой и трагичный период российской истории. Эта сумятица и боль проникают и в стихи, ведь женщины очень остро чувствуют все происходящее. И постепенно любовная лирика выходит за рамки отношений между двумя людьми: в ней слышатся ноты перемен, ломки стереотипов, суровые ветра времени.

У Ахматовой это ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой — кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели. У Ахматовой все чаще слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны. У Цветаевой, особенно в период эмиграции, слышна ненависть ко всему, что так перевернуло эпоху, и в то же время невыносимая боль от разлуки с любимой землей.

Что же объединяет творчество Ахматовой и Цветаевой? Через свой внутренний мир, через свои эмоции и переживания обе они раскрыли нам духовную сторону своего времени. Раскрыли по-женски ярко и тонко, подарив читателю множество незабываемых мгновений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: