Лучше смерть, чем эти муки (по рассказу Кавказ И

«Тёмные аллеи»- это цикл рассказов, в которых Иван Алексеевич Бунин открывает нас многогранность чувств любви.

В «Кавказе» автор изображает любовь как смысл жизни. «Но бог с ним, лучше смерть, чем эти муки». Героиня рассказа готова на смерть, нежели жить и не иметь возможности быть с любимым. К гибели же приходит её муж: «…он лёг на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Но в конце герой погиб лишь физически. Когда он умер на самом деле? «И был тёмный отвратительный вечер…»- погода в природе отражает «погоду» в душах и сознании всех трёх персонажей, когда они оказываеются на вокзале, когда решаются их судьбы. Но для героини и ее возлюбленного этот час- момент переживания : «…я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил её!». Офицер же в этот момент, возможно, уже понимал, что больше не увидится со своей женой. Но надежда умирает последней: «Он искал её в Геленджике, в Гаграх, в Сочи». Не найдя жену ни по одному оставленному ею адресу, герой окончательно убеждается, что у него больше не жены, нет смысла жизни. Здесь он умирает духовно, от пули же погибает лишь только тело героя.

Винит ли автор в это смерти женщину? «Я думаю, что он на всё способен при его жестоком, самолюбивом характере». Этими словами героини Бунин даёт понять, что она никогда не любила мужа, в этой семье никогда не было духовной близости: он говорил: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» 4 она же и не предположила о его любви, так рассуждая о нём. Но мог ли жестокий человек, выбирая между защитой своей чести и унижением, выстрелить не в любовника своей жены, а в свой собственный висок? Герой благородно отступает перед соперником, не принуждая жену к мукам- свойственен ли такой поступок самолюбивому характеру?

Итак, в рассказе «Кавказ» цикла «Тёмные аллеи» Бунин Иван Алексеевич показывает читателю одну из граней чувства любви, любви как смысл жизни.

Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»

Любовь – самое светлое, самое высокое чувство, на которое способен человек. Но первая же фраза, которую произносит о себе герой — он «воровски» приехал в Москву — настораживает: действительно любящий человек не может так поступать.

Поневоле сомневаешься в чистоте этих отношений. Оказывается, его любовница – замужем: а значит – обман, ложь, предательство. Но, конечно же, герои не желают сознаваться, что заняты неблаговидным делом, жена пытается обвинить в своем проступке мужа, который, якобы, обладает жестоким и самолюбивым характером.

Они задумали поездку на море – и только. Если бы герой действительно любил эту женщину, он нашел бы в себе мужество объясниться с ее супругом, но он, видимо, знает, что это увлечение и оно не продлится слишком долго.

Договариваясь о поездке, герой предусмотрительно предупреждает свою даму сердца, что он первым явится на вокзал и укроется в своем купе, чтобы, не дай Бог, не столкнуться с мужем любовницы. Муж же оказался красивым, внимательным и заботливым – он не только разместил уезжающую жену в купе, но и удостоверился, что она действительно хорошо и комфортно устроена.

Страхи жены оказались верными: муж действительно подозревал, что ему изменяют. И эти подозрения заставили его произнести слова о том, что он будет защищать свою честь – и не только как офицер, но и как муж.

Защищают честь обычно на дуэли. Но кого мог вызвать на дуэль обманутый муж – труса, прячущегося в купе и увезшего любовницу в глухую кавказскую деревню на берегу моря, где их вряд ли можно было отыскать… Даже светлые воспоминания юности о днях, проведенных в одиночестве на берегу моря, теперь навсегда осквернены этим прелюбодеянием.

Но они изображают счастье – отдыхают, врозь и вместе, купаются, наслаждаются великолепием природы. И это великолепие, словно грозный голос совести, напоминает изменнице о необходимости вернуться в Москву, к обманутому мужу.

Страх преследует эту пару – каждого в отдельности и обоих вместе, ведь оба знают, что совершают нехорошее дело. И природа словно подтверждала это грозами, когда даже шакалы жались к человеческому жилью. В такие ночи жена радостно плакала – что далеко еще та гроза, которая разразится над нею самой.

Но гроза ударила не в нее. Якобы суровый человек, упорно отвергавший факт того, что жена бросила его и уехала с любовником, искавший ее упорно по всем данным ему ложным адресам, наконец, смирился с очевидностью.

Он принял решение: как мужчина, как офицер, как муж. Как любящий человек. Он избавил свою жену от необходимости бояться, предоставив ей полную возможность прожить дальнейшие годы с тем, кого она полюбила. В оба виска сразу выстрелил, чтобы уж точно не остаться в живых.

Все, что он предлагал ей, она отвергла, ему остался последний дар – вернуть ей свободу.

Она вряд ли достойно воспользуется этим великим даром настоящей любви.

Прочитав краткий пересказ «Кавказа», ознакомьтесь также с другими сочинениями по Бунину:

Урок литературы в 8 классе по рассказу И. Бунина «Кавказ»
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок построен по технологии РКМЧП с применением приема «Чтение с остановками» и проведен в рамках зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области 2014».

Скачать:

Вложение Размер
tehnologicheskaya_karta_kavkaz.doc 92 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: урок изучения нового материала (УМК В.Я. Коровиной)

языка и литературы:

Свечкова Анна Николаевна

Дата проведения: 15.02.2014г.

«… любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ»

(творческая мастерская И. А. Бунина-прозаика)

Цель, учебные задачи:

создание собственного монологического высказывания по теме урока с аргументацией своей точки зрения доказательствами, почерпнутыми из различных источников

Формирование УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) учащихся через включение их в восприятие текста, лингвистический анализ, сопоставление образов и эпизодов рассказа И.А. Бунина «Кавказ»

Задачи: I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения.

1. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

2.Привитие интереса к изучению нравственных ценностей.

3. Нравственное воспитание ответственности перед окружающими людьми.

4. Развитие навыков сотрудничества.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Познавательные : 1.Развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме, делать обобщения и выводы.

Регулятивные: 2. Формирование умения принимать и сохранять поставленную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: 3. Формирование умения работать в группах, умение коротко, ясно и интересно излагать информацию, грамотно строить монологическое высказывание.

III. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения.

1. Освоение доступных способов анализа текста произведения (наблюдение, сравнение, сопоставление, классификация и др.) с получением информации из разных источников.

2. Совершенствование навыков пересказа, обобщения.

Любовь, ответственность, общество, свобода, нравственность, трагизм

Современные образовательные технологии;

Методы и приёмы.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Обучение посредством чтения и письма.

Интерактивный метод обучения; словесные, наглядные методы.

Приёмы: «Карта наблюдений», дискуссия, мозговой штурм.

1. Организационный момент

эмоциональный настрой, включение в деловой ритм.

(слайд 1) Дети входят в класс. Рассаживаются по группам.

— Здравствуйте, ребята, уважаемое жюри! Меня зовут Свечкова Анна Николаевна. Я учитель русского языка и литературы. Сегодня мы вместе проведем урок.

Распределение по группам.

сотрудничества с учителем и

2.Стадия вызова. Актуализация знаний.

формирование познавательной активности.

Выявляет уровень знаний.

— Сначала я предлагаю вам посмотреть видеоролик и самостоятельно определить, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Видео ролик «О любви»

— Да, говорить мы будем о самом сложном, необъяснимом и вечном чувстве – о любви.

— Ребята, скажите, пожалуйста, какого цвета любовь в вашем представлении? Почему?

— Я предлагаю вам сегодня заглянуть в мастерскую Ивана Алексеевича Бунина, писателя 20 века, лауреата Нобелевской премии в области литературы, проведшего 38 лет в эмиграции и много писавшего о любви. И вот какую любовь изобразил Бунин в рассказе, с помощью каких средств воплотил он свой замысел, мы и поговорим сегодня. Тема нашего урока: «… любовь в рассказе И. Бунина «Кавказ». Тема выглядит неполной, с пропущенным словом. Какое слово должно стоять здесь, решать вам. …В конце урока.

способности к учебной

операции и учебные навыки

Воспринимают видеоинформацию, осмысливают увиденное, отвечают на вопрос

Отвечают на вопросы (желтая, п.ч. цвета солнца, счастья; розовая, п.ч. нежная; красная, п.ч. цвет жизни, крови, наполняющей сердце)

Воспринимают и осмысливают цель

формирование личностной мотивации.

3. Стадия осмысления 3.1. Планирующий – подготовительный

активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации.

Постановка учебной задачи.

— Рассказ «Кавказ» написан Буниным в 1937 году. Это второе произведение сборника рассказов о любви «Темные аллеи». Темные не значит тенистые, темные – значит запутанные, трагические лабиринты любви.

— Читать рассказ мы будем, разделив на фрагменты. На столах у вас лежат тексты рассказа, карты наблюдений с вопросами к каждому фрагменту. Прежде чем приступить к чтению, внимательно ознакомьтесь с вопросами. Не бойтесь делать пометки при поиске ответов прямо в текстах.

— Прочтите, пожалуйста, выразительно первые строки рассказа на экране: «Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником — от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно со словами:

— Я только на одну минуту. »

— Что вы можете сказать о характере поведения героев? (они скрываются)

— Какие слова подтверждают это? («воровски остановился», «жил томительно, затворником – от свидания до свидания с ней»)

— Предположите, от кого или от чего могут скрываться герои рассказа?

— Действительно, героиня не свободна, она замужем.

— В течение 2 минут давайте дочитаем первый фрагмент рассказа и проанализируем образы: 1 ряд – героя-рассказчика, 2 ряд – героини, 3 ряд — мужа.

Ставят цели, формулируют

(уточняют) тему урока.

Вспоминают правила работы в группах и распределяют обязанности .

Регулятивные: целеполагание — формирование умения ставить, принимать цель и учебные задачи; планировать свою работу.

Познавательные: ф ормулировать проблему, находить способы решения.

Коммуникативные: находить общий язык с одноклассниками.

3.2. Информационно – операционный

Организует учащихся по

исследованию проблемной ситуации.

Исполняет роль консультанта.

— Чьими глазами мы видим героиню? (рассказчика)

— Какой она предстает перед нами? («она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины»)

— Как вы считаете, герой любит героиню?

— Ребята, а почему героиня скрывается от мужа, почему она просто не оставит его? («на все способен при его жестоком, самолюбивом характере»)

— Как он ведет себя по отношению к жене? («что-то подозревает», «подобрал ключи к моему столу», «следит за каждым моим шагом»)

— Такой человек отпустил бы героиню? Какая фраза помогает нам понять непреклонность его характера? («я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!»)

— Что мы слышим в этих словах? (УГРОЗУ)

— Какую роль играет описание Москвы в тексте?

— Чье душевное состояние отражается в пейзаже?

— Какие эпитеты помогают нам это понять? (Для описания Москвы Бунин использует следующие эпитеты: «холодные, грязно, сумрачно, мокро, черно, дрожащими, темный, отвратительный, тревога, холод».)

— В литературе есть такое понятие, как «параллелизм». Его использует Бунин, чтобы раскрыть свой замысел.

— Продолжаем читать. Фрагмент 2. Время выполнения задания 3 минуты.

— Изменилось ли поведения героя в этом отрывке? (на вокзале он ведет себя по-прежнему – скрывается: приехал, как условились, как можно раньше, ждет; «чуть приоткрыл занавеску и замер», «похолодел от страха», «отшатнулся от окна, упал в угол дивана»)

— Каким предстает перед нами муж в этой сцене? (статный — «высокая фигура», «офицерский картуз, узкая шинель, рука в замшевой перчатке», уверенный в себе — «широко шагая», «хозяйственно вошел в вагон», заботливый — «оглянулся – хорошо ли устроил ее носильщик», «целуясь с ней, крестя ее») Какое впечатление он производит? (ответы детей)

— Любит ли он жену? (несомненно) В чем это выражается?

— А как ведет себя героиня? (волнуется, «войдя, даже не поцеловала, жалостно улыбнулась» — ей тяжело играть роль обманщицы, и это омрачает радость отъезда).

— А как меняется пейзаж? (пространство расширяется, наполняется светом – «степь», «широкие дороги», алые мальвы, подсолнечники, «безграничный простор»).

— Какое настроение передает описание природы? (счастья, радости)

— А герои абсолютно счастливы? Что в природе свидетельствует о том, что счастье далеко не безоблачно? (И все-таки природа словно израненная, иссушенная страданиями, как душа героини: «пыльное небо», «выжженная степь», «сухое солнце», «небо, подобное пыльной туче»).

— О чем нам говорят слова «курганы и могильники, призраки первых гор»? (предвещают несчастье, смерть)

— В каких словах героини слышится та же тема смерти? (Но лучше смерть, чем эти муки… )

— Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? (ответы детей)

Физминутка (звучит музыка «Мой ласковый и нежный зверь»)

— Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и представьте, что вы находитесь в темных аллеях. Посмотрите направо, не открывая глаз, налево. Посмотрите вперед. Представьте там сияющий свет. Это счастье любви, которое зовет к себе. Итак, продолжаем, садитесь.

— Читаем фрагмент 3, выполняя задания по анализу образов.

— С помощью каких глаголов описывает Бунин жизнь героев на Кавказе? (спят, едят, купаются, загорают)

— Какое ощущение возникает у вас? (покоя, умиротворения)

— Почему же тогда героиня плачет? Дважды мы встречаем упоминание об этом. (Иногда закрывает лицо шарфом и плачет: еще две-три недели – и опять Москва. Ее тяготит перспектива возвратиться к нелюбимому мужу, расстаться с любимым человеком, снова лгать. И лишь когда она вместе с любимым «радостно плакала»).

— Как пейзаж помогает создать ощущение покоя, умиротворения? (Он отражается достигнутое влюбленными ощущение счастья, хотя и временное. В описании природы появляется много красок: цветущие кустарники, красное дерево, чернели кипарисы, лазурно светился, белизна гор, цвет фиалки, светили топазовым светом, прозрачная речка, кипел ее блеск; светлые звуки: стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки, глухой стук в барабан и безнадежно-счастливый вопль; запахи: душистый туман; ощущение счастья: сильно, чисто, радостно, часть моря лежала ровно, мирно, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте. Все это создает ощущение покоя, райского блаженства, счастья.)

— Но так ли все безмятежно в жизни героев?

— А какую роль выполняет описание бури в этом фрагменте? (Предвещает смерть — надвигались страшные тучи, шла злобная буря в шумной гробовой черноте лесов, разверзались зеленые бездны)

— Как описаны действия мужа? Прочитаем вслух (Муж, возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов)

— Какое впечатление остается от прочитанного? (смятение, жалость к мужу)

— Будут ли теперь счастливы Он и Она? (Да. Нет.) Почему?

Составляют план достижения

цели и определяют средства:

алгоритм, модель и т.д.,

анализируют текст рассказа, выбирают необходимую информацию, сравнивают, обобщают, создают монологические высказывания, делают выводы, готовят защиту проектов.

Представляют монологические высказывания по заданным вопросам, отвечают на вопросы учителя.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: И. А. Бунин
  • Произведение: Кавказ
  • Это сочинение списано 143 774 раз

Теме любви посвящены многие рассказы И.А. Бунина. В его изображении любовь – это грозная сила, способная перевернуть всю жизнь человека и принести ему великое счастье или огромное горе. Такая история любви показана им в рассказе «Кавказ».

У героя и героини тайный роман. Они должны скрываться ото всех, потому что героиня замужем. Она боится своего мужа, который, как ей кажется, что-то подозревает. Но, несмотря на это, герои счастливы вместе и мечтают о дерзком побеге вдвоем к морю, на кавказское побережье. И этот побег им удается.

С помощью системы антитез Бунин ярко противопоставляет осень в Москве, холодные дожди, страх и тревогу влюбленных – и «нестерпимое сухое» солнце юга, первобытно красивые чащи чинар и магнолий, безмятежное счастье героев.

Но подлинная трагедия происходит не здесь. Это трагедия третьего – обманутого мужа. О нем известно немного. Со слов героини, у него «жестокий, самовлюбленный характер». Он как-то сказал ей: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» Затем герой встречает его на вокзале, где он провожает свою жену. У него высокая фигура, широкий шаг, он заботливо устраивает жену в вагоне. Наконец короткими, бесстрастными словами автор описывает, как он искал жену и, не найдя ее нигде, застрелился в номере гостиницы.

Создается резкий контраст между чувствами счастливых влюбленных, описанием красоты природы, южной ночи – и почти хроникой действий третьего героя, чье страдание только угадывается за скупыми строчками. У него «жестокий, самолюбивый характер»? Но права ли была его легкомысленная жена, видя в нем только помеху своему роману? Он сказал о том, что защитит свою честь – но это характеризует его как решительного и смелого человека. Особенно резкий контраст между уверенным его поведением на вокзале и трусливой осторожностью героя, который прячется в купе. Так за строками рассказа Бунина виден сильный и мужественный человек, страдающий, потому что его обманули, предали. Особенно впечатляет одновременность событий: влюбленные плачут от счастья, а в это время разыгрывается трагедия, в которой они повинны.

И.А. Бунин рисует читателям трагедию любви как неповторимый художник самых тонких чувств и человеческих переживаний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: