Лицейские друзья Пушкина

Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
А.С.Пушкин.

Известно, что выпускники первого набора, куда входил и А.С.Пушкин, ежегодно отмечали очередную годовщину лицея. Лицеистов было 29, и с годами их становилось все меньше и меньше. В стихотворении «19 октября» Пушкин напишет:

Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Пушкин написал это стихотворение в 1825 году, будучи в ссылке в Михайловском. Отмечал день лицея он на этот раз один.
Я пью один, и на берегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?

А не досчитались они к тому времени уже троих.
В 1817 году ушел из жизни выпускник лицея, молодой офицер Ржевский Николай Григорьевич.
В 1820 году от туберкулеза умирает двадцатилетний Корсаков Николай Александрович. В лицее он писал стихи, был отличным музыкантом, играл на гитаре. В стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин называет Корсакова «Милый наш певец, любимый Апполоном».
Корсаков в лицее сочинял романсы на стихи Пушкина и Илличевского. Большой популярностью пользовались его романсы «К живописцу», «Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала» Лицеист Пущин впоследствии вспоминал: «Эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где лицей имел право гражданства».
Умер он во Флоренции. Директор лицея Е.А.Энгельгард рассказывал:
«. За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать их на камень»

«Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах, грустно умирать далеко от друзей!»

Пушкин посвятил Корсакову стихотворение «Гроб юноши». Есть строчки о нем и в стихотворении «19 октября»

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Третьим ушел из жизни сын эмигранта Сильверий Францевич Броглио. Сведений о нем мало. Известно, что был он далеко не блестящим учеником, одним «из последних по успехам и первый по шалостям». После лицея уехал на родину в Италию. Погиб в начале 20-х годов в Греции, где шла освободительная борьба против турецкого ига.

Круг друзей продолжал редеть. В 1830 году лицеисты недосчитались Костенского Константина Дмитриевича. Учился он посредственно, ничем особым не выделялся.
«Заслуживает похвалы его большое добродушие и уживчивость», — писал о нем директор лицея Энгельгард. В 1830 году тяжело больной он уже не мог принять участие в праздновании дня лицея. В письме В.Д Вольховскому он извинился перед друзьями за то, что по болезни не может прибыть на встречу и попросил выпить за его здоровье.
Это было его последнее письмо. Через полмесяца Константина Костенского не стало.

В 1830 году еще один воспитанник лицея Петр Саврасов приказал долго жить. Кличка в лицее у него была «Рыжий» за ярко- рыжий цвет волос. Все преподаватели и его товарищи отмечали его скромность, благородство и хорошие способности в учении. Директор лицея Энгельгард в 1816 году писал, что за все время пребывания Саврасова в лицее он ни разу не проштрафился и «вряд ли получил хоть у кого-нибудь выговор» Закончил лицей с аохвальным листом №2 «с правом на серебряную медаль».
Саврасов выбрал стезю военного. Участвовал в войне России с Турцией. В 27 лет получил чин полковника. Болезнь настигла его в расцвете лет и карьеры. Для лечения его вывезли за границу, где он вскоре и скончался. Судьба отпустила ему всего 31 год жизни. Похоронен в Гамбурге.

Очень тяжело переживал Пушкин смерть своего друга Дельвига Антона Антоновича, который скончался годом позже Саврасова (1831 г.). Это был очень одаренный человек. Его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Глинкой, Алябьевым, а его романс «Соловей», который он посвятил Пушкину, и сегодня не сходит со сцены, он присутствует в репертуаре многих выдающихся певиц.

«Вот первая смерть, мною оплаканная … никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетневу. А вот еще выдержка его письма Е.М.Хитрово:
« Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроена голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть».

Дельвиг умер от тифа. Прожил он всего 32 года. Среди почивших лицеистов, он ушел из жизни шестым. В лень лицея, Пушкин в стихотворении «Чем чаще празднует лицей» напишет:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле.
Они разбросанные спят –
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Поэт не намного ошибся, когда писал «И мнится очередь за мной».
Пушкин уйдет из жизни восьмым. Седьмым станет Есаков Семен Семенович. Он покончит жизнь самоубийством в том же 1831 году. Его однокурсник барон М.А.Корф так напишет о Есакове:
«Со светским умом, с большой ловкостью, с благородным и твердым характером, с прекрасной наружностью и со многими любезными качествами, Есаков еще в лицее подавал надежду на блистательную карьеру, но по неразгаданным доныне причинам, сам добровольно расстался с жизнью, которая, по-видимому, столь много ему сулила. Служив с самого начала в конной артиллерии, был уже гвардии полковником, увешанный орденами … он в Польскую компанию (1831 год), после дела, в котором имел несчастие потерять несколько пушек – застрелился, не оставив даже никакой записки в пояснение своего поступка.»
Похоронен в Варшаве.

Да, среди офицеров того времени немало было таких, для которых сохранить честь было важнее, чем сохранить жизнь.
Пушкин тоже, выходя на смертельный поединок, выше жизни поставил свою честь. «Погиб поэт, невольник чести», — писал о нем Лермонтов.
О чести Пушкина говорит хотя бы такой факт из его биографии. После подавления восстания декабристов, царь жестоко расправился с мятежниками. Много было отправлено в Сибирь на каторгу, пятеро были повешены. Среди гонимых были друзья Пушкина. Страх овладел тогда сердцами людей. В салонах Петербурга боялись даже упоминать имена мятежников, дабы не попасть в немилость царю.
В этот период царь вызвал к себе Пушкина из Михайловского, где поэт находился в ссылке, и прямо спросил его: «»Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» И вот ответ человека чести:
«Непременно, Государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!»
Об этом случае рассказала А.Г.Хомутова, которая слышала это от самого Пушкина.

Защищая свою честь, Пушкин бесстрашно встал под дуло пистолета и был убит.
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

Вслед за Пушкиным ушел в «мир теней» сын томского губернатора, лицеист Илличевский Алексей Демьянович. «Олесенька» звали его лицейские товарищи (уменшительно от Алексея) Пушкин увековечил его своим стихотворением «В альбом Илличевскому».

Мой друг! Не славный я поэт,
Хоть христианин православный.
Душа бессмертна, слова нет,
Моим стихам удел неравный.
………………………………….
Ах! Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие моих творений.

Илличевский был способным учеником, хорошо рисовал, особенно карикатуры, писал неплохие стихи. В стихотворстве в лицее соревновался даже с Пушкиным. Сведения о его биографии после лицея скудные. Умер от паралича в Петербурге через восемь месяцев после гибели Пушкина. Ему принадлежит пророческое высказывание: «Лучи славы Пушкина будут отсвечиваться в его товарищах». Коснулись лучи славы Пушкина и Илличевского. Кто бы помнил его, если бы не учился он в лицее с Пушкиным?

В 1841 году круг лицеистов поредел еще на одного талантливого воспитанника лицея, храброго воина, гвардии генерал-майора Вольховского Владимира Дмитриевича. Он был не крепкого телосложения, зато обладал крепкой, спартанской силой воли, которую закалял с малых лет. Имея в виду его твердую волю, Пушкин напишет в первой редакции стихотворения «19 октября»:
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последний я, иль Брольо, иль Данзас…

«Дарований прекрасных и наиболее имеет склонность к наукам, требующим размышления; прилежания примерного и успехов прекрасных», — так отозвался о Вольховском лицейский адьюнкт-профессор исторических наук И.К.Кайданов.

Закончил Вольховский лицей с большой золотой медалью и избрал для себя военную службу. Участвовал во многих сражениях, проявляя «исключительную храбрость». Во время военных действий против Турции в 1828-29 г. «Полковник Вольховский с гренадерами бросился на бастион Юсуф-Паша, овладел им вместе с четырьмя пушками и обратил оные против крепости», — писал в своем очерке «Историия военных действий в Азиатской Турции в 1828-29 г» Н.И.Ушаков.

В «Истории военных действий в Азиатской Турции» Н.И.Ушаков свидетельствует и о Пушкине, который в это время был там же в действующей армии: «Пушкин, одушевленный отвагою, столь свойственной новобранцу-воину, схватил пику одного из убитых казаков и устремился противу неприятельских всадников». Правда, вскоре его вывел из боя майор Н.Н.Семичев, которого специально послал для этого генерал Н.Н.Раевский (сын героя Отечественной войны Н.Н.Раевского), чтобы уберечь от гибели великого поэта. Не трудно представить, какое впечатление, наверное, произвел на турок бешено скачущий на них полунегр с пикой в руках.

Там же Пушкин повстречается с Вольховским.«Здесь увидел я нашего Вольховского, запыленного с ног до головы, обросшего бородой, изнуренного заботами. Он нашел, однако, время побеседовать со мною, как старый товарищ», — напишет позже Пушкин.

За время службы Вольховский принимал участие в шести штурмах, 55 походах и несчетное количество раз в сражениях и перестрелках. Награжден многими орденами и золотой шпагой с надписью «За храбрость»
Похоронен в с. Стратилатов, Изюмского уезда, Харьковской губернии в ограде церкви Софии Премудрости Божьей.

Через четверть века после окончания лицея круг однокурсников Пушкина поредел уже на десять человек.

«Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?»

Лицейские стихи пушкина

Стихотворения, посвященные дружбе, занимают огромное место в творческом наследии Пушкина. Они относятся к интимной лирике. Поэтому неразрывна их связь с обстоятельствами личной жизни поэта, с его счастливыми и беззаботными лицейскими годами. И во вступительной части сочинения следует акцентировать внимание на том, как много значила для Пушкина дружба, назвать нескольких самых близких его друзей.

В сочинении на эту тему можно развить мысль о том, как дружба не раз спасала поэта от одиночества и тоски, как именно она поддерживала его веру в людей, делала окружающий мир щедрее и прекраснее.

Кроме того, в главной части сочинения необходимо сказать о том, что Пушкин понимал дружбу как прочный братский союз не просто симпатичных друг другу людей, но и единомышленников, объединенных общими благородными целями и идеями.

Построить сочинение на эту тему можно по-разному. Например, начать разговор с того, какое представление о дружбе было у Пушкина в лицейские годы, как оно непосредственно и остроумно отразилось в шутливом стихотворении «Пирующие студенты», написанном пятнадцатилетним поэтом. Затем проследить, как постепенно менялось его отношение к дружбе, как оно становилось глубже и серьезнее. В этой связи можно проанализировать стихотворения «Чаадаеву», «19 октября», «И. И. Пущину», «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался».

Завершить сочинение на данную тему можно размышлениями о том, какое воздействие на читателя любого времени оказывают пушкинские стихи о дружбе, как они помогают формировать нравственный облик человека, учат его высоко ценить одно из самых светлых и сильных человеческих чувств.

Читая стихи Пушкина, мы невольно попадаем под обаяние не только его изумительного поэтического дара, но и других высоких и прекрасных талантов, среди которых есть особый &#151 талант дружбы. Вся его поэзия воспринимается как восторженный гимн этому прекрасному чувству.

Истоки такого понимания дружбы берут начало в счастливых лицейских годах, когда он впервые проникся духом братства и товарищества, когда встретил близких по духу людей, дружбу с которыми пронес через всю жизнь. Это И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер и многие другие. С годами круг друзей расширяется. Это поэты, писатели, воины, художники, музыканты и, конечно же, лучшие люди эпохи с трагической и славной судьбой &#151 декабристы.

Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе, &#151 «Пирующие студенты». Когда читаешь эти искрящиеся юмором и весельем строчки, с трудом веришь, что они принадлежат пятнадцатилетнему поэту. С удивительной легкостью набрасывает он шутливые портреты друзей, собравшихся у праздничного стола, акцентируя внимание на смешных черточках их характера. Причем эти подтрунивания далеко не всегда безобидны. Немало огорчений доставляют чувствительному и неуклюжему Кюхле такие строки:

Писатель, за свои грехи
Ты с виду всех трезвее;
Вильгельм, прочти свои стихи,
Чтоб мне заснуть скорее.

Юный поэт явно испытывает наслаждение от собственного поэтического дара, воспринимая дружбу как счастливый, но случайный союз радости и свободы. Значит друзей объединяют здесь веселое застолье, взаимные шутки и освобождение на какое-то время от «холодных мудрецов» и «ученых дураков».

Через год после окончания лицея в стихотворении «Чаадаеву» Пушкин будет с легкой грустью вспоминать об этой беззаботной поре.

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман. Пушкин замечательно передает здесь ощущения, которые испытывает человек в пору взросления, когда приходится расставаться с наивными мечтами и иллюзиями детства. Но эти естественные утраты заменяются новым, широким взглядом на мир, который заставляет поэта почувствовать свою ответственность за то, что происходит с его страной, и обратиться с прекрасным призывом не только к своему другу, но и ко всей свободомыслящей молодежи России.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!

Отзвуки славных лицейских лет мы слышим во многих пушкинских стихотворениях о дружбе. Его поэтический шедевр «19 октября», написанный в 1825 году, посвящен годовщине открытия лицея. Начальные строки стихотворения овеяны грустью. И это естественно. Осень &#151 это пора увядания природы, которую особенно тонко чувствовал поэт. Это настроение усугубляется мрачными личными обстоятельствами: поэт находится в ссылке, он несвободен и даже лишен возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но мыслями, душой он был с ними.

Воображение поэта рисует облик милых и дорогих его сердцу людей, которые сейчас, конечно же, вспоминают о нем. Воспоминания о них наполняют его душу радостью. Поэт больше не одинок. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки, дает ему надежду на будущую встречу с друзьями, веру в то, что их союз ничто не в состоянии разрушить.

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен, &#151
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Последней для Пушкина 25-летней годовщине лицея посвящено стихотворение «Была пора: наш праздник молодой. » Начало стихотворения возвращает поэта к беззаботной лицейской поре, запечатленной им много лет назад в «Пирующих студентах». Но как переменились участники праздничного застолья!

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш;
Меж нами речь не так игриво льется,
Просторнее, грустнее мы сидим,
И реже смех средь песен раздается,
И чаще мы вздыхаем и молчим.

Пушкин сопоставляет здесь начало жизни с ее беспечностью и наивностью и зрелость с ее горьким опытом. Время неумолимо. Оно меняет и чувства, и мысли, и внешний облик человека, но не в состоянии разрушить те узы дружбы, которые четверть века связывают этих уже немолодых людей. Ведь они вместе пережили те грозные события, которые ураганом пронеслись над Россией: Отечественная война 1812 года, декабристское восстание на Сенатской площади. Дружба в этом стихотворении предстает как совместно прожитая жизнь людей одного поколения, сумевших сохранить единство перед лицом истории.

Лицейские годы Пушкина

От администрации сайта

Уважаемые ученики, не списывайте. Почитайте внимательно сочинения и комментарии к ним. Сочинения публикуются без исправления ошибок. Учтите и то, что Интернет есть не только у вас, но и у ваших одноклассников и даже у учителей. Почитайте, подумайте и напишите свое сочинение

Лицейская лирика Пушкина А. С. Анализ и список произведений

Пушкин начал писать стихи довольно рано, и не всеми своими ранними работами он был доволен. Однако лицейская лирика Пушкина представляет большой интерес для исследователей, ведь именно в это время формируется поэтическая манера автора.

Периодизация творчества

Творчество А. С. Пушкина очень сложное и многоплановое. В каждом из периодов своей жизни писатель обращался к тем или иным темам, по-разному относился к жизненным явлениям. Принято классифицировать творчество Пушкина в зависимости от его местонахождения. Например, первым считается лицейский период, за ним следует Петербургский – время, когда молодой писатель работал в Коллегии иностранных дел. Затем поэт был отправлен в Южную ссылку. Здесь, на юге России, начинается третий период его творчества. Далее он селится в родовом имении Михайловском, потом в Болдино, наконец, второй Петербургский завершает разнообразное творчество этого гениального писателя.

Обучение в Царскосельском лицее

Годы, проведенные в лицее, способствовали развитию любви к литературе. Ведь это учебное заведение имело гуманитарную направленность. Основными предметами были история, литература и иностранные языки. На занятиях литературы учащиеся должны были представлять работы собственного сочинения. Безусловно, Пушкин был наиболее успешен в этих упражнениях. Помимо учебных занятий, студенты публиковали свои стихотворения в изданиях «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Регулярно Пушкин участвовал в литературных чтениях, следил за новостями в этой сфере. Одним из любимых развлечений лицеистов было коллективное сочинение сказок, в котором наиболее преуспевали Дельвиг и Кюхельбекер.

Первое стихотворение А. С. Пушкина

Первый серьезный литературный опыт поэта появился в печати в 1814 году. Это было произведение «К другу стихотворцу». Следует сказать, что, как и другие ранние работы поэта, данный стих был подражательным. Пушкин унаследовал манеру Буало. В шутливо-комической манере лирический герой стихотворения обращается к своему другу, который пишет стихи. Он советует ему бросить поэзию, ведь «быть славным – хорошо, спокойным – лучше вдвое». Несмотря на юный возраст, Пушкин трепетно ощущал настоящее предназначение поэта. Это не тот, кто может рифмовать строки, он должен учить, радовать ум, переживать и бесконечно много трудиться, не щадя себя.

Уже в этом раннем поэтическом творении Пушкин проявляет свой легкий стиль, безусловно, поэт хорошо владеет жанром сатиры, кроме того, ситуации, изображенные им, очень правдоподобны. Гений смог сделать то, что не удавалось ни одному из подражателей Буало.

Таким образом, пример его отношения к теме поэта и поэзии предлагает уже лицейская лирика Пушкина. Кратко можно сказать, что для Пушкина писательский труд – это следование музе и вдохновению, это самоотверженная и ответственная работа.

Первый триумф поэта

Истинный успех и благословение на дальнейшее творчество Пушкин получает во время экзамена по русской словесности. В качестве экзаменационной работы Александр Сергеевич предлагает свою оду «Воспоминания в Царском Селе». Главным слушателем и цензором выступал мэтр отечественной литературы — Г. Р. Державин. Впоследствии Пушкин вспоминал, что свои стихи он читал с невероятным трепетным волнением, он с трудом мог контролировать себя. Державин был в полном восторге, он хотел обнять юного поэта.

Лицейская лирика Пушкина (стихи, написанные за первые три года обучения, в частности) показывает его умение работать с разными жанрами. Он одинаково успешен как в сатире, так и в оде, лирике, элегиях. Особенно ярко это умение проявилось в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе». Конечно, Пушкин опирается на традицию русского классицизма, но он привносит в стих свежую струю, добавляя к жанру оды элегическое, медитативное настроение. Когда автор говорит о славе русских героев, он выбирает торжественный одический стиль. После стих становится более плавным и мелодичным, в том моменте, когда лирический герой вспоминает о моменте наступления Наполеона, о том, что он в беспечности и неге проживал все годы, не зная, что нагрянет беда. И, наконец, стихотворение завершается тем же торжественным и громогласным голосом, прославляющим столицу России. В этом произведении воплотилось все изящество, вся сила, которыми облает лицейская лирика Пушкина. Сочинение «Воспоминания в Царском Селе» сделало автора знаменитым. Именно после его прочтения Державин благословил юного гения на будущую работу и объявил, что в России появился великий поэт.

Лицейская лирика Пушкина: стихи, подражающие легкой французской поэзии

Почему стихотворения Пушкина выглядели необычными и новыми? Главным образом из-за языка. Пушкин выбирает особый поэтический стиль. Больше нет тяжеловесных фраз, длинных строк, трудных для восприятия синтаксических конструкций, которые были так характерны для поэтов классицизма. Александр Сергеевич перенимает стиль таких французских поэтов, как Парни и Вольтер, чье творчество принято называть «легким». Однако легкость проявлялась не только на уровне стиля, но и на уровне тематики. Лицейская лирика Пушкина – это утверждение эпикуреизма, свободного отношения к жизни. Этот мотив Пушкин заимствует у своего соратника по перу- Батюшкова. Еще одним известным стихотворением лицейского периода становится послание 1814 г. «К Батюшкову». В этом тексте поэт называет друга «ленивцем», «резвым философом». Пушкин дает дружеские советы Батюшкову: наслаждаться жизнью, любовью, но не забывать муз.

Гражданские мотивы в ранней лирике

Гражданские мотивы то и дело появлялись в стихотворениях поэта на всем протяжении его творческого пути, исключением не была и лицейская лирика Пушкина. Стихи, в которых звучат эти мотивы, отличаются живостью, энергичностью и юношеской бескомпромиссностью. Одна из самых известных работ – «Лицинию» (1815 г.). В данном тексте Александр Сергеевич привлекает обширный пласт античных символов и образов. Автор рассказывает нам о времени римского упадка, когда люди обожествляли своего императора, когда стали снижаться нравственные нормы. Лирический герой – это молодой и пылкий поэт. Он предлагает своему другу Лицинию покинуть Рим, уйти в деревню и там работать с поэзией, словом осуждать низкие нравы их времени. Это произведение хорошо сопоставляется с вольнолюбивой лирикой поэта, созданной им в первый Петербургский период. Однако лицейская лирика отличается полным отрицанием государственной власти, которое продиктовано эпикурейским взглядом на мир.

Перемены в лирике

Уже в последние годы обучения в лицее Пушкин начинает писать стихи, в которых появляются нотки грусти. Эту перемену ознаменовало послание «К Жуковскому» (1816 г.). Больше у Пушкина не будет анакреонтического раздолья, беззаботности. Поэт останется таким же оптимистом, но жизнь ради наслаждения он не приемлет. В послании к Жуковскому Пушкин выражает свое почтение к творчеству этого великого поэта. Элегические стихотворения становятся основным направлением в позднем лицейском периоде. В пример можно привести стихотворения «Разлука», «Желание», «Певец».

Анализ лирики Пушкина невозможен без проведения параллелей между его творчеством и творчеством других поэтов его времени. Александр Сергеевич ведет своеобразный диалог со своими современниками, предметом которого является искусство, а именно — каким оно должно быть, о чем должен писать поэт, как писать.

Лицейская лирика Пушкина: стихи (список)

Наиболее известные стихи Пушкина, написанные им в Царскосельском лицее:

  1. «Воспоминания в Царском Селе».
  2. «Лицинию».
  3. «К Батюшкову».
  4. «К Жуковскому».
  5. «Желание».
  6. «Элегия».
  7. «Наездники».

Выводы

Богатейший материал для исследования представляет собой лицейская лирика Пушкина. Кратко ее можно охарактеризовать как становление поэтической манеры писателя, в которой ярко проявился талант мастера всех жанров, а также умение работать со словом. Ведь уже в этих стихах виден гармоничный стиль, легкость и красота поэзии. Основные темы лирики Пушкина этого периода: поэзия, дружба, любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: