Лицейские друзья А

«Лицейские друзья Пушкина»

Ученицы 9Б класса

1. Лицейские годы

1.1 Открытие лицея

1.2 Первые впечатления и новая жизнь

1.3 Окончание лицея

2. Лицейские друзья. Друзья навеки…

2.1 Мой первый друг, мой друг бесценный

2.3 В.К. Кюхельбекер

Список используемой литературы

Имя А.С.Пушкина — имя великого русского гения. Его творения бессмертны. Разве можно представить русскую и мировую литературу без его произведений. Его титанический труд не постижим и гениален. Мы начинаем своё знакомство с А.С.Пушкиным уже с самого детства. Мамы и бабушки читают нам пушкинские сказки. И уже с самого детства мы влюбляемся в него. Взрослея, мы знакомимся с его более серьёзными произведениями и понимаем насколько не возможна мысль о том, что мир может прожить без этих творений. В поэмах, стихотворениях, сказках, прозе А.С.Пушкина чувствуется его любовь к России, его душа, его мировоззрение, его личность…Мир А.С.Пушкина необыкновенен! Как интересна эта личность. Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой красоте и чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Такая яркая личность уже в своё время не оставила никого равнодушным. У Пушкина, как и у всех талантливых людей, были завистники и враги. В стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта” об этом сказано:

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Но Пушкина всегда поддерживали его друзья. Друзья- лицеисты: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер. Их верность, любовь, преданность были всецело отданы А.С.Пушкину. Ещё со времён лицея они были преданными друзьями. Я думаю, будет интересно узнать о них …

1. Лицейские годы

Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей.

1.1 Открытие лицея

Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» ( 1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына — скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей… В своей речи Куницын призывал — и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” — превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие.

1.2 Первые впечатления и новая жизнь

Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященными этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения Дома. Лицей, лицейские друзья, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее. В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало. Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и — что не менее важно — приобщение всем дружеским кругом, вместе. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими — на всю жизнь дорогими — стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина — и он сам прежде всего — были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь. Они были близки не только в лицее, но и после его окончания…Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга…Искренность и теплота остались с ними навсегда.

1.3 Окончание лицея

Весной 1817 года закончился лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Грозные времена и грозные судьбы ждали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы…

2. Лицейские друзья. Друзья навеки…

2.1 Мой первый друг, мой друг бесценный

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! «И. И. Пущину», 1826 Иван Иванович Пущин в первый раз встретился с Пушкиным при поступлении в Лицей, на приемном экзамене, 12 августа 1811 года.

Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчётную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда.

Иван Иванович Пущин — «Жанно», как его называли товарищи, был на год старше Пушкина .

Родился И.И .Пущин 4 мая 1798 года. Отцом его был И.П.Пущин , генерал-лейтенант, генерал-интендант и сенатор, а матерью — Александра Михайловна , урождённая Рябинина. В Лицей его привёз его дед адмирал П.И.Пущин.

Главным его свойством была рассудительность. В отчёте о поведении воспитанников за 1812 год о нём говорилось: «С весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведёт себя благоразумно; благородство, воспитанность, добродушие и скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность суть отличные его свойства».

Среди товарищей Пущин всегда пользовался общей любовью. Юный Пушкин , с его пылкой, любящей душой, привязался к Пущину. Прямой и открытый характер Пущина ,его спокойная рассудительность внушали его другу-поэту не только любовь но и уважение. У Пушкина было много друзей, но дружба с Пущиным выделялась среди всех этих дружеских отношений выделялась особой серьёзностью . В Пущине с ранних лет чувствовался уже будущей общественный деятель. Его ровный характер и благоразумие давали ему возможность играть роль старшего, и юный поэт часто поверял ему в ночных беседах через перегородку, разделявшую их комнатки, свои огорчения, тайны, а тот понимал и успокаивал своего впечатлительного друга. Однако не подумайте, что Пущин был этакой молодой старичок . Нет, это был живой мальчик, который умел и повеселиться и пошалить. Сколько проделок стоит за спинами лицейских друзей. Пущин со смехом вспоминает историю с гогелем-могелем. Пущин, Пушкин и Малиновский, затеяли выпить этого чудного напитку. Достали всё необходимое, и началась работа у самовара…Конечно, в этом участвовали не только они, но Тырков, на которого чересчур подействовал ром, и стал причиной их разоблачения. Слишком веселым и резвым показался он гувернёру, и тот доложил инспектору. Тут же начались спросы, розыски…Но трио, явившись, объявило, что это их дело и что они одни виноваты. Конечно, последовали наказания, но этот случай навсегда остался в памяти Пущина.

Иногда друзья ссорились, но взаимная любовь не нарушалась этими кратковременными «размолвками».

Но вот наступила весна 1817 года — момент окончания Лицея. Пути друзей разошлись: Пушкин поступил в Коллегию иностранных дел, а Пущин — в гвардию, в конную артиллерию.

Лицейские друзья Пушкина. Судьбы

Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
А.С.Пушкин.

Известно, что выпускники первого набора, куда входил и А.С.Пушкин, ежегодно отмечали очередную годовщину лицея. Лицеистов было 29, и с годами их становилось все меньше и меньше. В стихотворении «19 октября» Пушкин напишет:

Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальний, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?

Пушкин написал это стихотворение в 1825 году, будучи в ссылке в Михайловском. Отмечал день лицея он на этот раз один.
Я пью один, и на берегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?

А не досчитались они к тому времени уже троих.
В 1817 году ушел из жизни выпускник лицея, молодой офицер Ржевский Николай Григорьевич.
В 1820 году от туберкулеза умирает двадцатилетний Корсаков Николай Александрович. В лицее он писал стихи, был отличным музыкантом, играл на гитаре. В стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин называет Корсакова «Милый наш певец, любимый Апполоном».
Корсаков в лицее сочинял романсы на стихи Пушкина и Илличевского. Большой популярностью пользовались его романсы «К живописцу», «Делия драгая», «Вчера мне Маша приказала» Лицеист Пущин впоследствии вспоминал: «Эти стансы пелись тогда юными девицами почти во всех домах, где лицей имел право гражданства».
Умер он во Флоренции. Директор лицея Е.А.Энгельгард рассказывал:
«. За час до смерти он сочинил следующую надпись для своего памятника, и когда ему сказали, что во Флоренции не сумеют вырезать русские буквы, он сам начертал ее крупными буквами и велел скопировать их на камень»

«Прохожий, поспеши к стране родной своей!
Ах, грустно умирать далеко от друзей!»

Пушкин посвятил Корсакову стихотворение «Гроб юноши». Есть строчки о нем и в стихотворении «19 октября»

Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Третьим ушел из жизни сын эмигранта Сильверий Францевич Броглио. Сведений о нем мало. Известно, что был он далеко не блестящим учеником, одним «из последних по успехам и первый по шалостям». После лицея уехал на родину в Италию. Погиб в начале 20-х годов в Греции, где шла освободительная борьба против турецкого ига.

Круг друзей продолжал редеть. В 1830 году лицеисты недосчитались Костенского Константина Дмитриевича. Учился он посредственно, ничем особым не выделялся.
«Заслуживает похвалы его большое добродушие и уживчивость», — писал о нем директор лицея Энгельгард. В 1830 году тяжело больной он уже не мог принять участие в праздновании дня лицея. В письме В.Д Вольховскому он извинился перед друзьями за то, что по болезни не может прибыть на встречу и попросил выпить за его здоровье.
Это было его последнее письмо. Через полмесяца Константина Костенского не стало.

В 1830 году еще один воспитанник лицея Петр Саврасов приказал долго жить. Кличка в лицее у него была «Рыжий» за ярко- рыжий цвет волос. Все преподаватели и его товарищи отмечали его скромность, благородство и хорошие способности в учении. Директор лицея Энгельгард в 1816 году писал, что за все время пребывания Саврасова в лицее он ни разу не проштрафился и «вряд ли получил хоть у кого-нибудь выговор» Закончил лицей с аохвальным листом №2 «с правом на серебряную медаль».
Саврасов выбрал стезю военного. Участвовал в войне России с Турцией. В 27 лет получил чин полковника. Болезнь настигла его в расцвете лет и карьеры. Для лечения его вывезли за границу, где он вскоре и скончался. Судьба отпустила ему всего 31 год жизни. Похоронен в Гамбурге.

Очень тяжело переживал Пушкин смерть своего друга Дельвига Антона Антоновича, который скончался годом позже Саврасова (1831 г.). Это был очень одаренный человек. Его стихи перелагались на музыку Даргомыжским, Глинкой, Алябьевым, а его романс «Соловей», который он посвятил Пушкину, и сегодня не сходит со сцены, он присутствует в репертуаре многих выдающихся певиц.

«Вот первая смерть, мною оплаканная … никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин Плетневу. А вот еще выдержка его письма Е.М.Хитрово:
« Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроена голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть».

Дельвиг умер от тифа. Прожил он всего 32 года. Среди почивших лицеистов, он ушел из жизни шестым. В лень лицея, Пушкин в стихотворении «Чем чаще празднует лицей» напишет:
Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле.
Они разбросанные спят –
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.
И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Поэт не намного ошибся, когда писал «И мнится очередь за мной».
Пушкин уйдет из жизни восьмым. Седьмым станет Есаков Семен Семенович. Он покончит жизнь самоубийством в том же 1831 году. Его однокурсник барон М.А.Корф так напишет о Есакове:
«Со светским умом, с большой ловкостью, с благородным и твердым характером, с прекрасной наружностью и со многими любезными качествами, Есаков еще в лицее подавал надежду на блистательную карьеру, но по неразгаданным доныне причинам, сам добровольно расстался с жизнью, которая, по-видимому, столь много ему сулила. Служив с самого начала в конной артиллерии, был уже гвардии полковником, увешанный орденами … он в Польскую компанию (1831 год), после дела, в котором имел несчастие потерять несколько пушек – застрелился, не оставив даже никакой записки в пояснение своего поступка.»
Похоронен в Варшаве.

Да, среди офицеров того времени немало было таких, для которых сохранить честь было важнее, чем сохранить жизнь.
Пушкин тоже, выходя на смертельный поединок, выше жизни поставил свою честь. «Погиб поэт, невольник чести», — писал о нем Лермонтов.
О чести Пушкина говорит хотя бы такой факт из его биографии. После подавления восстания декабристов, царь жестоко расправился с мятежниками. Много было отправлено в Сибирь на каторгу, пятеро были повешены. Среди гонимых были друзья Пушкина. Страх овладел тогда сердцами людей. В салонах Петербурга боялись даже упоминать имена мятежников, дабы не попасть в немилость царю.
В этот период царь вызвал к себе Пушкина из Михайловского, где поэт находился в ссылке, и прямо спросил его: «»Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» И вот ответ человека чести:
«Непременно, Государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!»
Об этом случае рассказала А.Г.Хомутова, которая слышала это от самого Пушкина.

Защищая свою честь, Пушкин бесстрашно встал под дуло пистолета и был убит.
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

Вслед за Пушкиным ушел в «мир теней» сын томского губернатора, лицеист Илличевский Алексей Демьянович. «Олесенька» звали его лицейские товарищи (уменшительно от Алексея) Пушкин увековечил его своим стихотворением «В альбом Илличевскому».

Мой друг! Не славный я поэт,
Хоть христианин православный.
Душа бессмертна, слова нет,
Моим стихам удел неравный.
………………………………….
Ах! Ведает мой добрый гений,
Что предпочел бы я скорей
Бессмертию души моей
Бессмертие моих творений.

Илличевский был способным учеником, хорошо рисовал, особенно карикатуры, писал неплохие стихи. В стихотворстве в лицее соревновался даже с Пушкиным. Сведения о его биографии после лицея скудные. Умер от паралича в Петербурге через восемь месяцев после гибели Пушкина. Ему принадлежит пророческое высказывание: «Лучи славы Пушкина будут отсвечиваться в его товарищах». Коснулись лучи славы Пушкина и Илличевского. Кто бы помнил его, если бы не учился он в лицее с Пушкиным?

В 1841 году круг лицеистов поредел еще на одного талантливого воспитанника лицея, храброго воина, гвардии генерал-майора Вольховского Владимира Дмитриевича. Он был не крепкого телосложения, зато обладал крепкой, спартанской силой воли, которую закалял с малых лет. Имея в виду его твердую волю, Пушкин напишет в первой редакции стихотворения «19 октября»:
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последний я, иль Брольо, иль Данзас…

«Дарований прекрасных и наиболее имеет склонность к наукам, требующим размышления; прилежания примерного и успехов прекрасных», — так отозвался о Вольховском лицейский адьюнкт-профессор исторических наук И.К.Кайданов.

Закончил Вольховский лицей с большой золотой медалью и избрал для себя военную службу. Участвовал во многих сражениях, проявляя «исключительную храбрость». Во время военных действий против Турции в 1828-29 г. «Полковник Вольховский с гренадерами бросился на бастион Юсуф-Паша, овладел им вместе с четырьмя пушками и обратил оные против крепости», — писал в своем очерке «Историия военных действий в Азиатской Турции в 1828-29 г» Н.И.Ушаков.

В «Истории военных действий в Азиатской Турции» Н.И.Ушаков свидетельствует и о Пушкине, который в это время был там же в действующей армии: «Пушкин, одушевленный отвагою, столь свойственной новобранцу-воину, схватил пику одного из убитых казаков и устремился противу неприятельских всадников». Правда, вскоре его вывел из боя майор Н.Н.Семичев, которого специально послал для этого генерал Н.Н.Раевский (сын героя Отечественной войны Н.Н.Раевского), чтобы уберечь от гибели великого поэта. Не трудно представить, какое впечатление, наверное, произвел на турок бешено скачущий на них полунегр с пикой в руках.

Там же Пушкин повстречается с Вольховским.«Здесь увидел я нашего Вольховского, запыленного с ног до головы, обросшего бородой, изнуренного заботами. Он нашел, однако, время побеседовать со мною, как старый товарищ», — напишет позже Пушкин.

За время службы Вольховский принимал участие в шести штурмах, 55 походах и несчетное количество раз в сражениях и перестрелках. Награжден многими орденами и золотой шпагой с надписью «За храбрость»
Похоронен в с. Стратилатов, Изюмского уезда, Харьковской губернии в ограде церкви Софии Премудрости Божьей.

Через четверть века после окончания лицея круг однокурсников Пушкина поредел уже на десять человек.

«Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?»

Лицейские друзья Пушкина

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Лицейские друзья А.С. Пушкина

Реферат по литературе на тему «Лицейские друзья Пушкина» Ученицы 9Б класса Бугровской СОШ Чавдар Яны. Преподаватель Тарасова Е. А. ПланВведение 1. Лицейские годы Открытие лицея Первые впечатления и новая жизнь Окончание лицея 2. Лицейские друзья. Друзья навеки Мой первый друг, мой друг бесценный А.А. Дельвиг В.К. Кюхельбекер Заключение Список используемой литературы Введение Имя А.С.Пушкина — имя великого русского гения. Его творения бессмертны. Разве можно представить русскую и мировую литературу без его произведений. Его титанический труд не постижим и гениален. Мы начинаем своё знакомство с А.С.Пушкиным уже с самого детства. Мамы и бабушки читают нам пушкинские сказки. И уже с самого детства мы влюбляемся в него. Взрослея, мы знакомимся с его более серьёзными произведениями и понимаем насколько не возможна мысль о том, что мир может прожить без этих творений. В поэмах, стихотворениях, сказках, прозе А.С.Пушкина чувствуется его любовь к России, его душа, его мировоззрение, его личность Мир А.С.Пушкина необыкновенен! Как интересна эта личность. Он всегда с нами и в нас. Как небо, как воздух, как земля. В нём русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой красоте и чистоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла. Такая яркая личность уже в своё время не оставила никого равнодушным. У Пушкина, как и у всех талантливых людей, были завистники и враги. В стихотворении М.Ю.Лермонтова “Смерть поэта” об этом сказано: Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Но Пушкина всегда поддерживали его друзья. Друзья- лицеисты: И.И.Пущин, А.А.Дельвиг, В.К.Кюхельбекер. Их верность, любовь, преданность были всецело отданы А.С.Пушкину. Ещё со времён лицея они были преданными друзьями. Я думаю, будет интересно узнать о них 1. Лицейские годы Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души Пушкина, был лицей, Царское Село. О них он вспоминал часто. Пушкина привезли в Царское Село 12 августа 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. По своим литературным взглядам Василий Львович был убежденный карамзинист и враг всех литературных «староверов» во главе с Шишковым. Из Москвы в Петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических литературных посланий Шишкову. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил всё то время, пока готовился к экзаменам в лицей. 1.1 Открытие лицея Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. Задуманному им учебному заведению Александром I придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. Позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. Программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук.

Среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя: А.П. Куницын, А.И. Галич и другие. Интересно, что в 1816 году в Петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «Союза спасения»: Пестель, Муравьевы, Ф. Глинка, И. Долгоруков. В числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя: Куницын и Галич. На праздновании торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. Однако самым памятным для Пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь Куницына. В своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора .» ( 1836 году), Пушкин скажет о речи Куницына — скажет, потому что всегда о ней помнил: Вы помните, когда возник Лицей, И царь для нас открыл чертог царицын, И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием царственных гостей В своей речи Куницын призывал – и этого Пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “Вольность” – превыше всего чтить законы и соблюдать их: “Приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Свою речь Куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». Большие надежды, которые на него возлагались, лицей, безусловно, оправдал. Но не так и не в этом смысле, в каком думал император Александр I. В историю России лицей вошел как одно из самых замечательных явлений русской культуры. Но не потому, конечно, что он готовил «просвещенных слуг государства», а потому, что он был колыбелью Пушкина, а значит, и всей русской поэзии, потому, что из его стен вышли такие великие патриоты и мученики свободы, как Кухельбекер, Пущин и другие. 1.2 Первые впечатления и новая жизнь Для Пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. В лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию лицеистов их тесный дружеский круг. Его значение для Пушкина было неизмеримо велико. Пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященными этой дате стихами. И это были стихи о дружбе. Лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения Дома. Лицей, лицейские друзья, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, не только в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности Пушкина. Это то, на что Пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее. В лицее, в атмосфере лицея, все хорошо воспитывало.

Дружеские беседы изощряли ум и приучали к умственной и духовной открытости (к той открытости, без которой не может быть истинного поэта); прогулки по садам лицея заставляли вспоминать и приобщаться мыслью к прошлому человечества и к его культуре (что нашло потом сильное отражение в поэзии Пушкина). Лицей заложил культурные и человеческие основы пушкинской поэзии в значительной степени, нежели это могли сделать домашнее чтение в детстве и те уроки, которые давались Пушкину его многочисленными домашними хорошими и плохими учителями. В лицее были возможности свободного и естественно-непринужденного приобщения к культуре и – что не менее важно – приобщение всем дружеским кругом, вместе. Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кухельбекер. Двое из них были поэтами. Все лицейский друзья Пушкина — и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. В лицее, как вспоминал позднее Пущин, Пушкин «постоянно и деятельно участвовал во всех литературных журналах, импровизировал так называемые народные песни, точил на всех эпиграммы и пр.» Эта лицейская дружба скрепила их своим союзом на всю жизнь. Они были близки не только в лицее, но и после его окончания Их союз только ещё сильнее укрепился. В течение всей жизни они помогали и поддерживали друг друга Искренность и теплота остались с ними навсегда. 1.3 Окончание лицея Весной 1817 года закончился лицейский курс. Наступило время прощания с местами, которые сделались дороги, прощание с друзьями. Грозные времена и грозные судьбы ждали впереди и Пущина, и Кюхельбекера, и Дельвига, и самого Пушкина. И всегда, как бы тяжело ни складывалась их жизнь, голосом радости и утешения был для них голос верной лицейской дружбы 2. Лицейские друзья. Друзья навеки 2.1 Мой первый друг, мой друг бесценный Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! &quo ;И. И. Пущину&quo ;, 1826 Иван Иванович Пущин в первый раз встретился с Пушкиным при поступлении в Лицей, на приемном экзамене, 12 августа 1811 года. Оба уже при первом знакомстве почувствовали друг к другу какую-то безотчётную симпатию. Завязавшаяся между ними вскоре дружба укрепилась за время совместного пребывания в Лицее и сохранилась навсегда. Иван Иванович Пущин – «Жанно», как его называли товарищи, был на год старше Пушкина . Родился И.И .Пущин 4 мая 1798 года. Отцом его был И.П.Пущин , генерал-лейтенант, генерал-интендант и сенатор, а матерью – Александра Михайловна , урождённая Рябинина. В Лицей его привёз его дед адмирал П.И.Пущин. Главным его свойством была рассудительность. В отчёте о поведении воспитанников за 1812 год о нём говорилось: «С весьма хорошими дарованиями, всегда прилежен и ведёт себя благоразумно; благородство, воспитанность, добродушие и скромность, чувствительность с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность суть отличные его свойства».

С ней мимоходом, не придавая этому значения, разлучил его грубый парень Шкловский. И она горевала об этом до самой смерти, а вечный мальчик Тынянов попросту был убит. Это бывает, бывает. Юрий Николаевич был особенным, редким существом. Измена, даже мимолетная, случайная, от досады, имела для него такое значение, которое взрослому Шкловскому и не снилось. Когда я Юрия Николаевича видел в последний раз, он все так же по-прежнему походил на лицейский портрет Пушкина, был строен, как мальчик, но здоровье ушло навеки, безнадежная болезнь победила, притушила победительный, праздничный блеск его ума, его единственного, трогательного собственного знания. И больше я о нем не буду писать. Не хочется рассказывать о нем трезво. Не тот человек. В начале двадцатых годов молодые писатели, мои друзья, почти все были холосты, Веня Каверин женился едва ли не первым. Я увидел Лидочку на одном из серапионовских вечеров, бледную, темноволосую, маленькую, похожую и не похожую на брата. Очень тихая, она ничем не выдавала своей силы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: