Лицей Пушкина

«Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя поэтом» Ю.Лотман «Пушкин».

Да и сам Александр Сергеевич потом напишет, что стихи начал писать с 13 лет, и тогда же появились первые напечатанные произведения.

В те дни в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.

Но в те годы явным «поэтическим лидером» в Лицее был Илличевский, в существующих рукописных журналах этого учебного заведения – «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» Пушкин принимал активное участие, доказывая свое поэтическую «состоятельность», однако мнение однокурсников не было для молодого Александра основополагающим. Да и близкими друзьями в Лицее Пушкин мог называть лишь троих – А.Дельвига, И.Пущина, В.Кюхельбекера. В число «близких» входил и директор Лицея – В.Ф.Малиновский, а впоследствии, когда Александр Сергеевич уже «заработал себе литературное реноме», к нему приезжали лучшие литераторы столицы, среди которых был В.Жуковский, сыгравший значительную роль в становлении и жизни поэта.

С И.Пущиным Александр Сергеевич жил в соседстве – номера их комнат были соответственно 13 и 14. По воспоминаниям Иван Ивановича, они частенько переговаривались с Пушкиным вечерами через перегородку комнат, как правило, о событиях прошедшего дня. Иван Пущин останется в числе близких друзей Пушкина на всю жизнь. А с Вильгельмом Кюхельбекером Пушкина свяжет также первая в Лицее дуэль. Поводом к ней послужит опрометчивая пушкинская эпиграмма, которая заканчивалась словами — «и кюхельбекерно и тошно».

Тогда Вильгельм Карлович «не оценит» игру слов Пушкина и дело разрешится пистолетными выстрелами. Кюхля, разозленный словами Пушкина – «Дельвиг! Стань на мое место, здесь безопаснее», прострелит фуражку своего секунданта А.Дельвига, а Пушкин и вовсе выбросит пистолет. Надо сказать, что и своих старших товарищей, к дружбе с которыми Александр Сергеевич активно стремился в юношеские годы (П.Я.Чаадаев, П.П.Каверин, Н.М.Карамзин, Ф.Н.Глинка, А.И.Тургенев), молодой поэт нередко подводил к ситуации сатисфакции своими репликами. Известно, например, что герою войны 1812 года, получившему ключи от Парижа, императорскому любимчику, будущему декабристу М.Орлову Александр Сергеевич однажды отвесит фразу – «Вы рассуждаете, генерал, как старая баба». На что получит – «Пушкин, вы мне говорите дерзости, берегитесь».

Но это будет позже. А в Лицее, куда 12-летнего Пушкина приведет его дядя Василий Львович и который Пушкин закончит 24-м по списку из 29 учащихся, Александр Сергеевич будет получать высшее образование и жить в атмосфере неповторимого «лицейского духа». Лицей откроют в 1811 году как новую придворную школу, которую назовут в греческой манере – Лицеем (В Древней Греции в Ликейской роще находился храм Аполлона, где в свое время учил наукам Аристотель). Это учебное заведение – детище М.М.Сперанского, подвижника Александра I – должно было готовить высших чинов для гражданской службы.

«Вы будете иметь влияние на благо целого общества» — звучало 19 октября в день открытия Лицея. У Александра Сергеевича потом появится несколько стихотворений в честь этой даты, а у всех лицеистов 19 октября навсегда останется днем, связанным с понятием и чувством настоящей дружбы. И хотя специальных учебных программ для Лицея выработано не было, отсутствовали даже учебники, лекции профессоров, в частности, А.П.Куницына, А.И.Галича, Н.Ф.Кошанского, без сомнения, много значили в формировании и становлении интеллектуальных и нравственных оснований лицеистов.

Кроме того, Лицей изначально был задуман как изолированное заведение. Здесь предполагалось даже обучение великих князей. Если бы задумка Сперанского полностью воплотилась, то в числе «однокашников» поэта был бы и будущий император Николай I. Но князья остались дома, а родные лицеистов могли навещать своих детей лишь по выходным дням. Обычные же дни учащихся были расписаны полностью, занятия начинались с 7 утра и продолжались по 7 часов.

Учеба чередовалась с отдыхом – занятиями гимнастикой и изящными искусствами, а также непременными прогулками, продолжающимися в любую погоду.

Интересно, что сам Александр Сергеевич в годы пребывания в Лицее воспринимал его как «монастырь» — учащихся не отпускали из Лицея, лишь в особых случаях – и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием обучения. (К тому же училось будущее «солнце русской поэзии» весьма посредственно с отсутствием должного прилежания. Интересно, что страстью поэта в то время являлся французский язык, русский же был вторым, и грамота родной речи давалась не просто. И в любимчиках у педагогов Александр Сергеевич не числился, они смотрели на него весьма настороженно).

Лишь позже Пушкин станет вспоминать и относиться к Лицею — как к родному дому, к лицеистам — как братьям, а к учителям — как к старшим товарищам. «Когда в дальнейшем Пушкин хотел оглянуться на начало своей жизни, он неизменно вспоминал только Лицей – детство он вычеркнул из своей жизни. Он был человек без детства», — писал Ю.Лотман в книге «Пушкин». Исследователи творчества и жизни поэта пришли к выводу, что Александр Сергеевич был нелюбимым сыном в своей семье, что повлекло за собой множество «проблем» в судьбе поэта. Так свой родной дом Пушкин покидает без особой печали и сожаления, матери и отца в его стихах нет, а «родственную нежность» он расходует на брата Левушку (оплачивает его долги) и сестру Ольгу. Впрочем, к своим родителям он «проявляет больше внимания, чем они к нему» (Ю.Лотман).

В 1815 году состоялись переводные экзамены, где Пушкин покорил самого Державина своими стихами, а в 1817 году состоялся первый выпуск Александровского императорского Лицея. А стало быть, у великого поэта России «прошло детство. Началась жизнь» (Ю.Лотман):

В 1974 году во флигеле Екатерининского дворца в городе Пушкин (Царское Село) в том самом здании Лицея открывают мемориальный музей, где воссоздана обстановка пушкинской поры – его самого блестящего первого выпуска.

О рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина»


От автора (из предисловия к печатному изданию текстов радиопередачи):

Собрание текстов радиопередач готовилось к широкому выпуску, как материалы к диссертации, итог уникальной совместной работы Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина, Краснодарской юношеской библиотеки (ныне КЮБ имени Ивана Вараввы) и кубанской FM-радиостанции «Новое радио». В основе рубрики — произведения Александра Сергеевича Пушкина и творчество людей, создавших свои произведения (романсы, песни, оперы) на стихи великого поэта.

Вступление к рубрике «200 лучших записей на стихи Александра Сергеевича Пушкина», опубликованное на этой странице сайта «РЕТРОпортал.ру», было написано в 1999 году и стало оригинальной, нигде ранее неопубликованной страницей истории FM-радиовещания Краснодарского края. Спустя десяток лет текст Вступления приводится практически в неизмененном виде.

«Появление в России негосударственного музыкального радиовещания – радиостанций, работающих в диапазоне FM (88 – 108 МГц), привело к формированию принципиально нового информационного пространства, ставшего к настоящему моменту явлением привычным, обыденным, можно даже сказать, неотъемлемой частью жизни россиян.

В течение более полувека в стране интенсивно развивалось сетевое (проводное) вещание. Именно оно (а не эфирное, как многие десятилетия в других странах мира) являлось приоритетным. До апреля 1990 года в эфирном пространстве Советского Союза FM диапазон вообще не был задействован. Лишь с появлением негосударственного радиовещания началось его повсеместное освоение.

Музыкальное FM-вещание, как явление, не могло не появиться и, уже изначально, оно было запрограммировано на успех, на большую популярность. Ведь государственное радиовещание, к началу девяностых насчитывавшее только четыре радиоканала на всю страну, конечно же, не могло удовлетворить интересы всех слушателей, особенно музыкальной составляющей эфира.

Десятки FM радиостанций открыли отечественному слушателю свободный доступ ко всей современной зарубежной музыкальной культуре. Тем не менее, музыка народная, классическая, все многообразие джаза, записи выдающихся отечественных исполнителей (составляющие базис современной, прежде всего – отечественной культуры) коммерческим радио остается невостребованным или, проще говоря, не окупаемым с коммерческой точки зрения. А продуманной государственной альтернативы в FM-диапазоне этому нет, хотя необходимость очевидна. *

Такая ситуация существовала в начале 90-х во всех без исключения регионах СССР, а затем и России. В Краснодарском крае ситуация была следующей.

Краснодарский край в начале 1990-х годов был лидером по количеству действующих средств массовой информации. В том числе электронных, к коим относятся и FM-радиостанции. Появление их в эфирном пространстве города Краснодара относится к сентябрю 1993 года (1 сентября 1993 года в эфир вышла первая кубанская музыкальная негосударственная радиостанция «Фермата» . К концу года станций было уже две – началась трансляция московского музыкального радиоканала «Рокс»).

А в начале 1999 года, то есть спустя пять с половиной лет, в FM-диапазоне краевого центра осуществляли вещание девять радиостанций. Почти все они были столичными спутниковыми каналами. Но у каждого был свой региональный филиал, занимающийся распространением в эфире местной рекламы и подготовкой собственных небольших передач и рубрик. Тематика этих передач, как правило, не выходила за рамки ежедневных концертов по заявкам радиослушателей, сводок местных новостей и прогнозов погоды. Причем, такая тенденция сохранялась и сохраняется до сих пор, в любом регионе, имеющем развитый FM-диапазон.

А вот количество местных радиостанций в сложный период конца девяностых постепенно сокращалось. Это было связано с тем, что бюджет региональной радиостанции был и остается на порядок выше бюджета регионального филиала столичных каналов.

Такая ситуация привела к тому, что к 1999-му году в FM-эфире краевого центра работала лишь одна местная круглосуточная станция – «Новое радио» (106,0 МГц), пришедшая на смену станциям «Фермата» («Пионер»), «Радио ИКС», «Зодиак», «Радио 5», «Вольная Кубань» (эта радиостанция была создана при одноименной газете. В конце 1998 года вещание станции было временно приостановлено и возобновлено с 1 июня 1999 года). **

Популярность радио в то время во многом превосходило телевидение. Ди-джеи становились людьми, которым доверяли, которые по роду своей деятельности могли формировать вкус, интересы и музыкальные пристрастия молодежи. В зависимости от того, каким был столичный партнер региональной станции, а также кто руководил региональным радиоканалом без станции-партнера, составлялся плей-лист, формировался контент передач. За редким исключением передачи носили образовательный и просветительский характер. Однако конкуренция со столичными радиостанциями привела региональных радиовещателей к тому, что они стали обращаться именно к практике вкрапления в эфир программ не только развлекательного характера.

К 1999 году в Краснодарском крае был накоплен четырехлетний опыт взаимодействия (интеграции) региональных библиотек и радиостанций FM-диапазона по подготовке и проведению рубрик и программ различной тематики, учитывающий специфику современного музыкального молодежного радиовещания. Опыт уникальный.

Крупные региональные библиотеки имеют богатейшие книжные фонды буквально по всем отраслям знаний, а также большие собрания некнижных носителей информации. К примеру, фонды аудиоматериалов в библиотеках (формировавшиеся десятилетиями) – это собрания интереснейших записей, по сути, всех жанров музыки, фонограммы выдающихся вокалистов и актеров, знаменитых музыкантов. Именно взаимодействие, тесное сотрудничество региональных библиотек и радиостанций позволяло в сжатые сроки обогатить радиоэфир тематическими рубриками и передачами, рассчитанными на слушателей самых широких интересов. Кроме того, для библиотек это была не просто новая форма деятельности. Спонсорство рубрик и программ, практикуемое в средствах массовой информации, являлось дополнительным источником финансирования библиотек, задействованных в подготовке тематического вещания.

Накопленный на Кубани опыт был подвергнут всестороннему изучению и лег в основу диссертационных работ научных сотрудников Информационно-библиотечного факультета Краснодарского государственного университета культуры и искусств с целью рекомендации (выработанных форм и методов подачи разнообразных материалов в FM-эфире) другим регионам страны.

Новым этапом интеграционного взаимодействия библиотек и FM-радиостанций стало осуществление в эфире краснодарского «Нового радио» тематической рубрики, посвященной 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.

Анализируя подобные «пушкинские» рубрики, предлагаемые в 1999 году самыми разными радиостанциями и телеканалами, мы пришли к выводу, что практически ни одно электронное средство массовой информации (в том числе центральные, московские СМИ) не использует в ежедневном эфире богатейшее наследие, аккумулированное в государственных фондах. При этом следует учесть, что все основные фонды страны сосредоточены в Москве. Это Гостелерадиофонд, Российский государственный архив кинофотодокументов, фоноотделы ведущих музеев страны, фонотека Союза писателей и т.д. В эфире радио и телевидения в основном проводятся викторины, конкурсы и другие игровые рубрики по творчеству и биографии Пушкина.

Только радиостанция «Маяк» с начала 2000-го года методично предлагала слушателям записи стихотворений поэта в чтении актеров театра и кино – ежедневная, четырехкратно повторяющаяся рубрика, основанная на фондовых литературных записях. Архивные записи, звучащие в эфире, сопровождались небольшими пояснениями ведущего о создании Пушкиным каждого из включенных в рубрику стихотворений. Великолепное начинание, которое, при этом, оставило совершенно невостребованными музыкальные записи на стихи поэта – вокальную пушкиниану. А ведь только романсов и песен на стихи Александра Сергеевича Пушкина создано около шестисот! Но еще существуют и прекрасные оперы, поставленные на сюжеты его произведений и по сей день не сходящие со сцен ведущих театров мира!

Поэтому и было решено к 200-летию Александра Сергеевича Пушкина в эфире краснодарского «Нового радио» предложить слушателям лучшие из лучших записей великого поэта, и, прежде всего записей музыкальных. То есть, «Новое радио» восполнило досадный пробел .

В фондах краевых библиотек было обнаружено более пятисот фонограмм (включая записи художественного чтения произведений поэта). К формированию радиорубрики были привлечены и кубанские филофонисты – коллекционеры аудиозаписей. Благодаря этому десятки редчайших записей (иные из которых более полувека вообще не звучали в эфире) пополнили содержание рубрики. Это записи звезд русской оперы начала века и известных отечественных вокалистов 1920-х – 1930-х годов, сохранившиеся лишь на граммофонных и патефонных дисках и не переиздававшиеся на долгоиграющих грампластинках.

Фонды кубанских библиотек не содержат патефонные пластинки, равно как и ни одна библиотека Краснодарского края не хранит номера известного и популярного в 1960-е — 1990-е годы звукового журнала «Кругозор». Только благодаря частным коллекционерам удалось включить в рубрику многие записи на стихи Пушкина со звуковых страниц (гибких пластинок) этого журнала. Ведь нередко записи для «Кругозора» осуществлялись специально или же переписывались из собрания Гостелерадиофонда и на обычных долгоиграющих пластинках никогда не издавались.

Коллективом «Нового радио», сотрудниками Отдела нот и звукозаписей Краевой универсальной научной библиотеки имени Александра Сергеевича Пушкина и Отдела искусств Краевой юношеской библиотеки из общего количества фонограмм (584 грамзаписи) были отобраны 200. Авторы стремились по возможности избежать повторов вокальных произведений и записей стихов и прозы А.С.Пушкина; представить в эфире произведения всех периодов творчество поэта; включить в рубрику максимальное количество записей наиболее именитых вокалистов, хоровых коллективов, мастеров художественного чтения.

Для того, чтобы рубрику услышала наибольшая аудитория, на «Новом радио» было решено транслировать выпуски ежедневно в течение ста дней (с 27 февраля по 6 июня 1999 года) по два в день с повтором каждого выпуска (в 11.15, 14.15, 17.15 и 21 час 15 минут). При таком оптимальном распределении выпусков рубрики в эфире, их слушала не только постоянная аудитория радиостанции, но и те радиослушатели, кто настраивался на волну «Нового радио» периодически.

Практика юбилейного года показала, многие средства массовой информации пушкинские проекты приберегли к самому юбилею поэта. В итоге, в первых числах июня чуть ли не все программы электронных СМИ были посвящены творчеству и биографии Пушкина. В короткое время произошло перенасыщение эфира информацией одного порядка. Многие, несомненно, интересные, любопытные программы в общем потоке информации зрителями и слушателями просто не были замечены.

В случае с «Новым радио», рубрика методично звучала в эфире в течение более трех месяцев – ежедневно в молодежном эфире присутствовала великая поэзия Пушкина, причем, в лучших литературных и вокальных записях. Практика показала верность выбранного способа формирования и ведения тематических рубрик».

Виталий Гапоненко, 1999 год

* С начала 2000-х годов поменялось многое, в том числе и то, что в 1990-е казалось несбыточным. Работают круглосуточные радиостанции с классическим, джазовым, народным (фольклорным) контентом. Государственное радиовещание освоило FM-диапазон и во многом не уступает чисто коммерческим проектам. Правда, не все такие радиостанции имеют сетевое вещание по России и сосредоточены в основном в Москве и Санкт-Петербурге.

** Радиостанция «Вольная Кубань», открытая одноименным газетно-издательским комплексом, позже была переименована в «Радио 107 и 7».

Сегодня материалы «пушкинской рубрики» 1999 года стали архивами радио и библиотек. Печатный вариант пополнил фонды неопубликованных документов Краснодарской краевой научной библиотеки имени Александра Пушкина и Краснодарской краевой юношеской библиотеки, а также архива Краснодарского государственного университета культуры и искусств. С 2010 года ознакомиться с ними можно и на сайте «РЕТРОпортал.ру».

В 2010 году крупнейшая библиотека Кубани — Краснодарская краевая универсальная библиотека имени Александра Сергеевича Пушкина отмечает свое 110-летие. Опыт совместной работы библиотеки с FM-радиостанциями будет отражен в истории учреждения, как уникальный, требующий повторения уже в современных условиях.

Предлагаем разместить на сайте баннер или текстовую ссылку.
Музыкальные сайты для всех, кто любит ретро. К обмену принимаются кнопочки и баннеры разных размеров и тематические ссылки

Архив текстов старинных романсов, русских и украинских народных песен.

Обмен баннерами и текстовыми ссылками с сайтом «РЕТРОпортал.ру».
Содружество музыкальных сайтов о популярных или почти забытых песнях и мелодиях прошлых лет. Приглашаем к сотрудничеству любителей музыки ретро

Стихи пушкина ивана

Иван Иванович Пущин – (1798, Москва –1859, имение Марьино, Бронницкий уезд Московской губернии (сейчас Раменский район Московской области), похоронен в Бронницах, около городского собора) – декабрист, коллежский асессор. Товарищ Пушкина по Лицею, ближайший его друг.
Сразу же после окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. Он являлся одним из основателей «Северного общества», принадлежал к наиболее революционному его крылу.
В 1823 году Пущин вышел из гвардии, демонстративно оставив блестящую военную карьеру, которая открывалась перед ним, и поступил в надворные судьи петербургской уголовной палаты. В этой скромной должности он энергично боролся против взяточничества и неправосудия.
14 декабря 1825 года Пущин находился среди восставших, действовал энергично и хладнокровно. На следующий день после восстания лицейский товарищ его А.М.Горчаков предлагал ему устроить побег за границу, но Пущин отказался: он хотел разделить участь товарищей.
Дружба Пушкина и Пущина началась с первых лицейских дней. Многие лицейские стихи (или строки в стихах) Пушкина посвящены Пущину («К Пущину», «Воспоминание», «Мое завещание», «Пирующие студенты», «В альбом Пущину» и др.).
Друзья часто виделись и после окончания Лицея, до южной ссылки Пушкина.
В январе 1825 года Пущин посетил ссыльного Пушкина в Михайловском.

Стихи пушкина ивана

Русская классическая литература

Александр Сергеевич Пушкин

Значение Пушкина неизмеримо велико.

Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих.

Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела.

…О сколько нам открытий чудных

Готовят просвещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель…

Сколько люди не будут говорить об этом поэте, но так до конца и не откроется тайна, вдохновлявшая автора на столь удивительные произведения. Ведь роль Александра Сергеевича Пушкина в русской литературе совершенно уникальна. Он стал ее подлинным средоточием, обозначив высшие достижения традиций XVIII века и начало литературного процесса IXX века.

Пушкин создал канон русского литературного языка, соединив его устный и письменный варианты. Он ознакомил Россию со всеми европейскими литературными жанрами и многими западноевропейскими писателями, достигнув, таким образом, приобщения русской литературы к европейской и европейской литературы – к русской.

Жизнь Пушкина была такой же интересной, как и его поэзия. Необыкновенным было само происхождение поэта. У этого русского человека и русского писателя – Александра Сергеевича Пушкина – прадед был абиссинец, уроженец Африки, по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.

Ибрагим (или, иначе, Абрам) маленьким мальчиком был украден у отца, попал в Турцию, а оттуда был привезен в подарок царю Петру Первому. Он получил фамилию Ганнибал (Аннибал), сделался военным инженером и умер девяносто двух лет в чине генерала. Пушкин рассказывает, что »до глубокой старости Аннибал помнил еще Африку, роскошную жизнь отца, девятнадцать братьев, из которых он был меньшой.

Помнил, как их водили к отцу, с руками, связанными за спину, между тем как он один был свободен и плавал под фонтанами отеческого дома; помнил также любимую сестру свою Лагань, плывшую издали за кораблем, на котором он удалялся».

Мать Пушкина, Надежда Осиповна Ганнибал, была внучкой этого »арапа Петра Великого» (так называется роман, посвященный прадеду Пушкина). В наружности Пушкина сказались черты его африканского прадеда: у него были курчавые волосы (хотя не черные, а темно-русые), крупные губы. Характера он был горячего, вспыльчивого.

Пушкин родился в Москве 6 июня (а по старому стилю – 26 мая) 1799 года. Он был сыном небогатого помещика Сергея Львовича Пушкина. Детство его было нерадостное. Отец и мать мало любили своего сына Сашу и мало уделяли ему внимания; все заботы и ласки отдавались его младшему брату Левешке.

Пушкин очень дружил со своей сестрой Ольгой, она была старше его на полтора года; они всегда играли вместе. Пушкин в детстве был очень нервного характера: то он был молчалив, ленив, вял, то, наоборот, шалил и резвился, не слушался родителей, упрямился, за что его строго наказывали.

Пушкин горячо любил свою бабушку Марью Алексеевну, которая заботилась о нем, заступалась за него. Бабушка будущего поэта, человек чисто русского облика, языка и ума. Чуткий Дельвиг недаром будет восхищаться складом русской речи пушкинской бабушки в ее письмах внуку, когда тот станет лицеистом. Кстати, именно бабушка первоначально научила поэта русскому чтению и русскому письму.

О лирике Пушкина говорить и трудно и легко. Трудно, потому что это

разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

“Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум”.

Пушкин уже к семнадцати годам был вполне сложившимся поэтом, способным соперничать с такими маститыми светилами, как Державин, Капнист.

Поэтические строки Пушкина в отличие от громоздких строф Державина обрели ясность, изящество и красоту. Обновление русского языка, столь методично начатое Ломоносовым и Карамзиным, завершил Пушкин. Его новаторство нам потому и кажется незаметным, что мы сами говорим на этом языке. Бывают поэты «от ума».

Их творчество холодно и тенденциозно. Другие слишком много внимания уделяют форме. А вот лирике Пушкина присуща гармоничность. Там все в норме: ритм, форма, содержание.

Пушкин, как никто, умел радоваться красоте и гармонии мира, природы, человеческих отношений.

Тема дружбы — одна из ведущих в лирике поэта. Через всю свою жизнь он пронес дружбу с Дельвигом, Пущиным, Кюхельбекером, зародившуюся еще в лицее.

Одно из первых стихотворений Пушкина, в котором отражена тема дружбы, было написано поэтом в пятнадцатилетнем возрасте. Это шутливое стихотворение «Пирующие студенты». В нём набросаны легкие поэтические портреты друзей, собравшихся у праздничного стола. Кроме весёлого застолья друзей объединяют здесь взаимные шутки и освобождение на некоторое время от «холодных мудрецов» и «учёных дураков».

Такими шутливыми, хотя и не лишенными иронии, строками обращается в «Пирующих студентах» молодой Пушкин к Кюхельбекеру, одному из своих лицейских приятелей:

Писатель за свои грехи!

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее.

Тема дружбы с особой полнотой раскрывается Пушкиным в его поэтическом шедевре «19 октября», написанном в 1825 году. Это стихотворение поэт посвятил годовщине открытия лицея. Его начальные строки овеяны грустью, вызванной обстоятельствами личной жизни.

В это время Пушкин находился в ссылке и был лишён возможности встретиться с друзьями в знаменательный день их жизни. Но душой он был рядом с ними.

Горечь одиночества смягчается, когда в воображении поэта возникают образы милых его сердцу людей. Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает преодолеть мучительность ссылки и дарит ему надежду на встречу в будущем

Спустя год после окончания лицея у Пушкина появляются новые взгляды. Поэт начинает шире смотреть на мир, который заставляет его почувствовать свою ответственность за то, что происходит с родной страной. Поэтому многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям, единомышленникам. Таким является стихотворение «К Чаадаеву». Пушкин призывает своего старшего по возрасту приятеля посвятить отчизне души прекрасные порывы:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Что касается дружбы, то она была не идеальной, а со спорами, с разногласиями. Впрочем, как всякая настоящая дружба. Несмотря на то, что поэт не один раз высказывал Чаадаеву своё несогласие с его уничижительными оценками прошлого и настоящего в России, дружба не прерывалась, так, как основана, была на уважении и человеческом взаимопонимании.

Столь же недвусмысленный призыв к восстанию содержится и в знаменитой оде Пушкина «Вольность». Главная мысль оды в том, что «вольность» возможна и в монархическом государстве, если монарх и народ строго следуют законам, в том числе и моральным. Пушкин призывает, но вместе с тем звучит предупреждение тиранам:

«Тираны мира! трепещите!»

Такой видит свою миссию Пушкин. Он не пытается исправить людей, научить их, как нужно поступать, но, будучи поэтом, обращается к нашим сердцам.

Поэзия апеллирует не к разуму, а к душе. То есть, можно сказать, что Пушкин раскрывает в этом стихотворении роль поэзии как чего-то возвышенного, стоящего над людьми, но не назидательного. Поэзия – это часть духовной жизни человека. А роль поэта – пробуждать в человеке то лучшее, что есть в нём.

В 1836 году Пушкин написал стихотворение «Памятник», где он говорит о своей роли поэта. Мысленно подводя черту под своим творчеством, Пушкин выражает уверенность в том, что воздвигнутый им «памятник нерукотворный» даёт ему бессмертие. Великий поэт считает, что справился со своей ответственной миссией:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Быть с друзьями в беде — священный долг каждого человека. Высокие чувства любви и дружбы неизменно сопутствуют Пушкину, не дают ему впасть в отчаянье. Любовь для Пушкина — высочайшее напряжение всех душевных сил.

Как бы ни был человек подавлен и разочарован, какой бы мрачной ни казалась ему действительность, приходит любовь — и мир озаряется новым светом. Самым изумительным стихотворением о любви, на мой взгляд, является стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Пушкин умеет найти удивительные слова, чтобы описать волшебное воздействие любви на человека:

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Женский образ дан лишь в самых общих чертах: «голос нежный», «милые черты». Но даже эти общие контуры женского образа создают впечатление возвышенного, необычайно прекрасного. Главное, что хотел донести автор этим стихотворением – светлую память о любви, радость от неожиданной, и от этого более сладостной, встречи с тем, что казалось утраченным навсегда.

В стихотворении «Я вас любил» показано, что настоящая любовь не эгоистическая. Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой. Пушкин находит удивительные строки, хотя слова совершенно простые, повседневные.

Лишь одну метафору использует автор: «Любовь угасла не совсем». Наверно, именно в этой простоте и повседневности проявляется красота чувств и нравственная чистота:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

Пушкинская поэзия особенно романтична во второй период его творчества-южный период. В этот период и были написаны Пушкиным южные поэмы.

В поэме «ЦЫГАНЕ» два необычайных героя-Алеко-человек, который испорчен цивилизацией. Он из города устремляется к цыганам, потому что цыгане-дети природы. Доверчивые, бесхитростные они принимают Алеко к себе. Алеко влюбляется в Земфиру. У Земфиры появляется возлюбленный — молодой цыган. Алеко убивает их обоих. Героя изгоняют из цыганского племени. По мнению Пушкина, в любви нельзя быть эгоистом. Пушкин проповедует самоотречение в любви. Любовь-это забота о том человеке, которого любишь, даже если ради этой заботы нужно отречься от любви. Пушкин осуждает Алеко за его ревность к Земфире.

Поэт говорит, что нельзя лишать жизни другого человека. . Оставь нас добрый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Не нужно крови нам и стонов. Но жить с убийцей не хотим. В «Бахчисарайском фонтане» Пушкин тоже выражает свое отношение к любви. Поэт осуждает Зарему за то, за что осуждает и Алеко: за ревностную любовь к хану. Кроме южных поэм Пушкин написал очень много небольших стихотворений на тему любви и дружбы. Поэзия Пушкина-это разгул на пиру жизни. Любовь у Пушкина-это животворящая сила. Пушкин проповедует самоотречение от любви ради счастья любимого человека.

Созданные Александром Сергеевичем стихотворения, были обращены к народу. И в тоже время Пушкин полагал, что писать надо, слушаясь только веления божьего и только для себя. Их объединяет одна тема — тема поэта и поэзии. Поэзия — очень мудрое, трудное дело, оно непосильно непосвященному в тайны поэтического искусства. Поэт — это не порок, которому дано видеть, слышать, понимать то, чего не видит, не слышит и не понимает обычный человек. Назначение поэзии «глаголом жечь сердца людей», то есть поэзия существует не для избранных; она имеет высокое общественное назначение; слово поэта должно воспламенять сердца людей, нести им правду, справедливость, любовь.

Шли и шли тридцатые годы девятнадцатого века. Умер дядя Пушкина. Пушкин написал «Медного всадника» — повесть в стихах о наводнении 1824 года. Умерла мать Пушкина, внучка негра. Пушкин написал «Повести Белкина» — короткие рассказы о разных забавных жизненных случаях. Жена поэта Наталья Николаевна рожала детей. Иногда случались выкидыши. Пушкин написал «Дубровского» и «Историю Пугачева». Денег не было решительно.

Пушкин написал аппликацию и получил от царя грант. Он приступил к собиранию материалов для «Истории Петра», сидел в архивах, делал выписки, но писать не писал. Все уже по этому поводу начали посмеиваться.

Чтоб заработать денег, Пушкин придумал издавать журнал «Современник», получил разрешение и приступил к делу. Журнал был хороший, там печатался Гоголь, которому Пушкин подсказывал сюжеты для произведений. Но публика не торопилась раскупать журнал, и он терпел убытки.

Зимой 1837 возник конфликт Пушкина с Ж. Дантесом, принятым на службу в русскую гвардию благодаря покровительству усыновившего его голландского посланника барона Л. Геккерена. Ссора привела к дуэли.

— Кончена жизнь. — произнес Пушкин внятно. — Теснит дыхание.

Это были последние слова Пушкина. Часы показывали два часа сорок пять минут ночи. Дыхание прервалось.

Прекрасная голова поэта склонилась. Руки опустились. Всех поразило величавое и торжественное выражение его лица. Доктор Андреевский закрыл ему глаза.

Подводя итог, можно сказать, что Александр Сергеевич Пушкин не только раскрыл в своей поэзии тему роли поэта, но и всем своим творчеством доказал, что поэт действительно может быть пророком. Многое из того, о чём мечтал Пушкин, к чему призывал в своих стихах, сбылось. А самое главное – его поэзия до сих пор служит пробуждению в нас самых высоких и светлых чувств.

СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ МЕМУАРОВ

Издательство «Художественная литература», 1985 г.

«A. C. ПУШКИН В ВОСПОМИНАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ В ДВУХ ТОМАХ»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector