Литературный ринг о дружбе в 1-2 классе

СОДЕРЖАНИЕ

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе для 1-2 класса

Литературный ринг в начальной школе

Литературный ринг «О дружбе, доброте и отзывчивости»

Цели: на материалах литературных произведений раскрыть значение дружбы, доброты и отзывчивости в жизни людей; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать любовь к художественной литературе.

Оборудование: заготовки отрывков из литературных произведений, таблицы и картинки для оформления кабинета, материал для оформления сказки, ножницы, клей, мячи для игры.

Ход мероприятия

(Звучит песня «Настоящий друг» (муз. Е. Крылатова, сл. М. Пляцковского). Дети заходят и садятся, разделившись на 2 группы.)

Педагог. Добрый день, ребята! Мы сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости, т. е. о тех человеческих качествах, которые помогают людям обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком. А чтобы разговор получился интересным, проведем его в виде литературного ринга между двумя группами.

Итак, литературный ринг начинается! Каждой группе предлагается для чтения текст. Подготовьте чтение этого текста и придумайте вопросы по нему для другой группы.

Конкурс 1. «Тексты»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Примерные вопросы

— Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

— Почему Вова остался один на свете?

— Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

— Что ж ты, Саня. Маленькая Варя больше тебя набрала!

— Еше бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

— Что же ты, Саня. — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать.

И я пошел вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыпет.

Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки — меньше.

— Что ж ты, — говорит, — Саня? Малина-то высоко растет!

— Высоко, — соглашается Санька.

— Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!

— Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься!

Примерные вопросы

— Почему Санька незаметно для маленькой Вари подклады- вал ей в кузовок землянику, грибы, малину?

— Понравилось ли тебе, как Санька относится к своей маленькой сестре? Почему?

Канавка

Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за ветки орешника схватится и канавку бранит.

Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном — чуть не упала.

— А чтоб тебя! — рассердилась она на канавку. — Вот сколько молока пролила!

А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки — платье запачкала.

— Противная канавища! — топнула девочка ногой и убежала.

Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? — думает он. — Из нее птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в ней!»

Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток. сделал переход.

Теперь можно было переходить спокойно.

Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.

И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!

Автор: В. Донникова

Примерные вопросы

— Для кого постарался Витя, когда сделал переход через канавку?

— Важно ли было для Вити, чтобы люди узнали о его хорошем поступке?

До первого дождя

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня — за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаше, а Таня — в одном платье. Девочки побежали.

— Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.

— Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В детском саду воспитательница сказала:

— Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

— У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.

— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Примерные вопросы

— Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

— Почему покраснели Маша и Таня?

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.

— Мы — друзья! Поиграем вместе в пожарных.

Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке машину.

— Пожар! Пожар! — кричит.

Подбежали другие ребята.

— Мы тоже пожарные!

Сережа заслонил машину от ребят.

— Я — Васин друг! И я один буду в его машину играть!

Обиделись ребята и ушли.

Надругое утро Боря принес во двор паровозе вагончиком. Подбежал к нему Сережа.

— Я — твой друг! Мы — друзья! Поиграем вместе в машинистов.

— Давай, — согласился Боря.

Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.

— Не примем, — сказал Сережа.

— Почему? — удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты вчера говорил!

— То вчера, — сказал Сережа. — Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Примерные вопросы

— Почему Сережа сначала назвал своим другом Васю, а потом Борю?

— Можно ли назвать Сережу настоящим другом?

Приглашаю представителей от групп прочитать текст и задать

вопросы, которые они подготовили для соперников. А результаты ответов предлагаю оценивать аплодисментами противоположной команды. Если ответ глубокий, полный, содержательный, хлопаем, высоко подняв руки, если ответ не очень понравился, хлопаем перед собой. Если есть желание дополнить ответ, поднимите руку.

Прослушав и проанализировав рассказы, вы поняли, как важно быть справедливыми, честными, добрыми по отношению к окружающим, вовремя прийти на помощь.

Конкурс 2. «Ты среди друзей»

Поиграем в игру «Передай мяч». Игроки должны передавать мяч своему соседу локтями, при этом постараться не уронить и как можно быстрее передать от первого к последнему участнику и обратно.

Игра «Кто это?». Необходимо выбрать себе партнера из другой команды, не называя его имени, а только перечисляя его человеческие качества и некоторые внешние признаки. Например: «Это мальчик. Он любознательный, очень веселый, большой друг Васи и Коли. У него костюм синего цвета». С этим партнером нужно пронести мяч в другой конец кабинета, зажав его плечами.

Конкурс 3. «Составление сказки»

Это доброе сражение покажет, насколько важно уметь слушать своих товарищей, поддерживать друг друга, работать дружно, сплоченно, какой результат может дать взаимопонимание. Перед вами картинки, которые станут фрагментами сказки, составленной вместе. Надо их вырезать и превратить в детали аппликации — иллюстрации сказки, которая будет на этом листе ватмана. У каждого своя картинка. Вы используете ее тогда, когда посчитаете нужным. Итак, я начну, а вы продолжите.

На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной.

(Педагог прикрепляет на лист ватмана черную тучу. У детей картинки: дерево, дети с велосипедом, с мячом, со скакалкой; радуга, птичка, солнышко и т. п. Продолжение сказки может быть любым, как это захотят сделать дети. Главное, что в составлении сказки участвуют обе команды вместе. Они по очереди выходят к ватману, предлагают свое продолжение и приклеивают свой фрагмент.)

Подведение итогов

Подошел к концу литературный ринг. Подумайте и ответьте на вопросы.

1. Почему сегодня нет победителей и проигравших?

2. Действительно ли важно, чтобы человек обладал добротой, чуткостью, отзывчивостью, умел дружить?

3. В чем это проявилось на сегодняшнем занятии?

Примеры доброты из литературных произведений

Список обработанных произведений

Мелочи: Информация о произведении
Пожары: Информация о произведении
Безцветныя явленiя: Информация о произведении
Дворянинъ: Информация о произведении
Журнальные интересы: Информация о произведении
Князь Серебряный: Информация о произведении
Записки Талейрана: Информация о произведении
Кохановская и ея повiсти: Информация о произведении
Панаев, некрологъ: Информация о произведении
Литературные антикварiи: Информация о произведении
Тарасъ Шевченко: Информация о произведении
У страха глаза велики: Информация о произведении
Письмо к редактору: Информация о произведении
Ристори: Информация о произведении
Не тронь меня: Информация о произведении
Критики-этнографы: Информация о произведении
Литературные воспоминания Панаева ч.1: Информация о произведении
Фельетонъ: Информация о произведении
Литературные воспоминания Панаева ч.2: Информация о произведении
Вопросъ объ университетахъ: Информация о произведении
Жуковскiй и романтизмъ: Информация о произведении
Замѣтка по поводу статьи : Информация о произведении
Казанова: Информация о произведении
Непотребныя буквы: Информация о произведении
Нѣсколько словъ о г. Писемскомъ: Информация о произведении
Разсветъ: Информация о произведении
Самоновѣйшiй отрицатель: Информация о произведении
Сочиненiя Аксакова: Информация о произведении
Учитель: Информация о произведении
Три разсказа Эдгара Поэ: Информация о произведении
Девятнадцатый нумер : Информация о произведении
Литературная истерика: Информация о произведении
Молодое перо: Информация о произведении
Необходимое заявление: Информация о произведении
Одинъ изъ проектовъ чудеснаго обогащенiя Россiи: Информация о произведении
Ответ Свистуну: Информация о произведении
Письмо к издателю «Времени»: Информация о произведении
Подписка на 1863 годъ: Информация о произведении
Рассказы Успенского: Информация о произведении
Ряд статей о русской литературе. Введение: Информация о произведении
Славянофилы, черногорцы и западники: Информация о произведении
Журнальная заметка: Информация о произведении
В редакцiю «Сына Отечества»: Информация о произведении
От создателей журнала «Эпоха»: Информация о произведении
РЕИ И БРАМСЫ: Информация о произведении
Ряд статей о русской литературе. Введение.: Информация о произведении
Ряд статей. Г. -бов и вопрос об искусстве.: Информация о произведении
Книжность и грамотность. Статья первая.: Информация о произведении
Книжность и грамотность. Статья вторая.: Информация о произведении
Последние литературные явления. Газета «День».: Информация о произведении
Вопрос об университетах: Информация о произведении
Девятнадцатый нумер «Дня»: Информация о произведении
Николай Александрович Добролюбов. Некролог.: Информация о произведении
Необходимое литературное объяснение, по поводу ра…: Информация о произведении
Опять «Молодое перо». Отвѣтъ на статью «Современн…: Информация о произведении
Письмо постороннего критика в редакцию нашего жур…: Информация о произведении
Микроскопическiя наблюденiя: Информация о произведении
Чтобы кончить. Послѣднiе объясненiя съ «Современн…: Информация о произведении
Политическое обозрение.: Информация о произведении
Необходимое заявление. : Информация о произведении
Лермонтов и его направление. Статья вторая.: Информация о произведении
Оппозиция застоя. Черты из истории мракобесия.: Информация о произведении
Тарас Шевченко.: Информация о произведении
Наши домашние дела 12.1864: Информация о произведении
Самоновейший отрицатель.: Информация о произведении
Два лагеря теоретиков. (По поводу : Информация о произведении
Гаваньские чиновники в их домашнем быту…: Информация о произведении
Голос за петербургского Дон-Кихота. (По поводу ст…: Информация о произведении
Примечание: Информация о произведении
Рассказы Н. В. Успенского.: Информация о произведении
Щекотливый вопрос. Статья со свистом, с превращен…: Информация о произведении
От редакции: Информация о произведении
Политическое обозрѣнiе. 1860 годъ.: Информация о произведении
Петербургское обозрѣнiе: Информация о произведении
Пожары и зажигатели: Информация о произведении
? ПОЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРѢНIЕ. Общiй обзоръ главнѣйших…: Информация о произведении
? Объявление. Съ января 1861 года будетъ издавать…: Информация о произведении
? Объявление. СЪ ЯНВАРЯ 1861 ГОДА БУДЕТЪ ИЗДАВАТЬ…: Информация о произведении
? Объявление. ОТЪ РЕДАКЦIИ ЖУРНАЛА ВРЕМЯ: Информация о произведении
? ОБЪЯВЛЕНIЕ О ПОДПИСКѢ НА ЖУРНАЛЪ ВРЕМЯ НА 1863 …: Информация о произведении
? Гроза: Информация о произведении
? ЖУКОВСКIЙ И РОМАНТИЗМЪ: Информация о произведении
? НАИВНАЯ И САНТИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗIЯ Статья вторая …: Информация о произведении
? ПОЖАРЫ: Информация о произведении
? Разсказы изъ народнаго русскаго быта Марка Вов…: Информация о произведении
? ПЕТЕРБУРГСКIЙ ТЕЛЕГРАФЪ. СИГНАЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ: Информация о произведении
? ПЕТЕРБУРГСКIЙ ТЕЛЕГРАФЪ. 2 СИГНАЛЫ ЛИТЕРАТУРНЫЕ: Информация о произведении
ДУРНЫЕ ПРИЗНАКИ: Информация о произведении
ЕЩЕ О ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЛИТЕРАТУРѢ: Информация о произведении
? Подводный камень. Романъ М. Авдѣева. Въ двухъ ч…: Информация о произведении
? Пѣсни и думы изъ Гейне, пер. въ стихахъ А. Монт…: Информация о произведении
? Внутреннiя новости. (Обзоръ современныхъ вопрос…: Информация о произведении
? Петербургскiя сновидѣнiя въ стихахъ и прозѣ: Информация о произведении
? Отъ переводчика. Магдалина. Драма въ трехъ дейс…: Информация о произведении
? Процессъ Лассенера. Изъ уголовныхъ делъ Францiи.: Информация о произведении
Стихотворения А. С. Хомякова. М., 1861.: Информация о произведении
?Нечто о полемике: Информация о произведении
?Каламбуры в жизни и в литературе: Информация о произведении
?Журн.заметки ответ свистуну: Информация о произведении
?Князь Серебряный. Повесть времени Иоанна Грозног…: Информация о произведении
?Журнальная заметка о новых литературных органах …: Информация о произведении
?Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском.: Информация о произведении
?Еще о петербургской литературе. Письмо к редакто…: Информация о произведении
?Несколько слов о г. Писемском по поводу его сочи…: Информация о произведении
?Письмо с Васильевского острова в редакцию «Време…: Информация о произведении
?Противоречия и увлечения «Времени»: Информация о произведении
?Славянофилы, черногорцы и западники. Самая после…: Информация о произведении
?Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах: Информация о произведении
?Чтобы кончить, послѣднее объясненiе съ «Современ…: Информация о произведении
?Дворянин, желающий быть крестьянином: Информация о произведении
?Фельетон: Информация о произведении
?Голос за петербургского Дон-Кихота: Информация о произведении
?НАИВНАЯ И САНТЕМЕНТАЛЬНАЯ ПОЭЗIЯ Статья первая: Информация о произведении
?Рассказы из русского народного быта: Информация о произведении
(Д) 1871-й ГОДЪ: Информация о произведении
(Д) Желание: Информация о произведении
(Д) Дневник писателя: Информация о произведении
(Д) ВПЕРЕДЪ ИЛИ НАЗАДЪ: Информация о произведении
(Д) ЕВРОПА ВЪ 1871 ГОДУ: Информация о произведении
(Д) НАШИМЪ ЧИТАТЕЛЯМЪ: Информация о произведении
(Д) Дневник писателя: Информация о произведении
(Д) Свѣжей памяти Ѳ. И. Тютчева: Информация о произведении
Вернуться в начало

Урок доброты по произведениям В.Распутина «Уроки французского»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока.

  • Показать на примере повести В. Распутина какое значение в жизни имеет доброта;
  • развивать умение анализировать художественный текст;
  • развивать устную роль учащихся, навыки исследовательской работы;
  • развивать ассоциативное мышление;
  • развивать функциональную грамотность;

На уроке сочетаются разнообразные виды деятельности: мыслительная, речевая, коммуникативная, исследовательская, художественно-эстетическая, что способствует развитию творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира.

Ход урока

I. Стадия вызова.

В мае этого года мы отмечаем 67 лет со дня окончания Великой Отечественной войны (слайд)

Учитель: Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту (слады 2-4)

Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли своё отражение в народной мудрости.

Проверка домашнего задания (высказывание о добре, доброте)

Учитель:

– Ребята, а как вы понимаете, что такое добро?

– Кто для вас является добрым человеком?

Составить акростих на тему: «Добро».

Учитель: Доброта. Именно это качество, человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Слайд.

И говорить мы сегодня будем именно о доброте, а значит тема сегодняшнего урока «Уроки доброты».

Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку я предлагаю вам выбрать самостоятельно

Чем добрее и умнее, тем больше он замечает добра в людях (Л.Н. Толстой)

Верю я, придет пора.
Силу подлости и злобы одолеет дух добра. (Б. Пастернак)

Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока

(потому что, во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям).

Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он ощутил на себе тяготы военного и послевоенного детства.

1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия.

Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд.

2 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд.

Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи

3 ученик читает стихотворение:

Сидит кусочком хлебушка тарелку молча трет
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уде в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода, герой рассказа никогда не ел яблок, он даже их не видел.

В 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.

Словарь – урока – слайд

И пользуясь положением писателя Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.

Да и нет (блиц-задание на знание биографии)

  1. писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири.
  2. детство провел в небольшой деревне, расположенной в низовьях реки Ангары.
  3. закончил физико-математический факультет и готовился стать учителем, одновременно занимался журналистикой (историко-филологический).
  4. в начале 60-х годов появились его первые рассказы
  5. в 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского».
  6. этот рассказ он посвятил Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери Александра Вампилова.
  7. его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний).
  8. фрагментарность рассказа делает его в чем-то похожим на личный дневник.
  9. этот рассказ помог разыскать учительницу Лидию Михайловну, которая в героине рассказа узнала себя.
  10. Распутин говорил о своем рассказе то, что мне многое пришлось выдумать. (там мне ничего не пришлось выдумывать, все это происходило со мной)

II. Стадия осмысления.

  1. Выявление авторской позиции (персонаж, человек, повествование)
  2. Проблема: персонаж, человек, повествователь.

Компонент мира художественной литературы

– ребята, какие проблемы мы с вами выставили?

– от какого лица ведется повествование? (от первого)

– как вы считаете, автор и герой в рассказе одно и то же лицо? (автор и герой слиты воедино)

– и все же, их что-то разделяет, что? (время, герой – это ученик, мальчишка, он живет, радуется, чувствует здесь и сейчас).

Автор прожил долгую жизнь, он осмыслил оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

Сейчас вам предлагается провести интервью автора с автором. Автор – ребенок – детские голоса, автор – взрослый человек – взрослый голос. (работа в группах)

Детский голос.

  1. Больше на меня не обращали внимания я отошел в сторону и стал наблюдать. Разобраться в игре ничего не стоило
  2. Я вертелся между Вадиком и Птахой. И в отчаянии, добавляя им ярости, упрямо выкрикивал одно и тоже: «Перевернул! Перевернул!». Во мне все как-то затвердело и сомкнулось. Вообще у меня не было сил достать из себя слово. Не было в тот день и не могло быть, во всем белом свете человека несчастнее меня
  3. упал, – брякнул я, почему-то не догадавшись заранее придумать хоть мало-мальски приличного объяснения.

После уроков, замирая от страха, я ждал Лидию Михайловну в коридоре.

Взрослый голос.

  1. Я оставался один, не понимая и не выделял из горького своего положения одиночества откуда мне было знать, что в своем деле он вырвался вперед, и больше всех его ненавидит тот, кто идет по следу.
  2. я говорил искренне, но что поделаешь, если искренность нашу нельзя привязать веревками

– не знаю, как в математике, а в лице жестокости, которая, как я позже заметил с годами становиться чуть ли не профессиональным призраком учителей даже самых добрых и мягких.

Составить синквейн:

  • Автор – мальчик
  • Автор – взрослый

III. Переходим к работе над композицией рассказа.

Ребята, какие проблемы мы выставляем (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

Учитель: Как объяснить такое долгое вступление. Есть эпиграф, история создания, посвящение, предисловие. Зачем все это?

Распутин нас заставляет проникнуться мыслью о серьезности сделанных выводов, он настраивает нас на глубокое осмысление текста. Работа в парах.

Составить кластер. Слайд (композиция рассказа)

  1. Составляет кластер.
  2. Написать эссе (история героя)

IV. Литературная характеристика героев (проблема: портрет, внешний, внутренний, портрет-описание, портрет-впечатление).

Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, что бы достаточно точно описать человека. Слайд.

Прием «Узнавание адресата»

Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками. (слайд)

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам.

Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи.

Учитель: Какой художественный прием использует автор чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика. (антитеза).

Лабораторная работа. (слайд)

Задание: Привести в систему все возникающие в рассказе противопоставления.

Вывод: в произведении отражена борьба добра и зла, именно в период взросления решается на темной или светлой стороне жизни останется человек.

Зачем Распутин вводит эпизод с игрой на деньги.

Сколько игр было на деньги (2).

Как назывались? (чика замеряшка).

Кто оказывается все время рядом с мальчиком? (учительница).

Если говорить о роли учительницы, то сначала она едва заметная, а затем возрастает все больше и больше.

Мозговой штурм.

– почему Лидия Михайловна стала приглашать мальчика не в школу, а домой?

– как герой догадался что посылку отправляла не мать?

– почему он перестал бояться уроков французского?

– зачем учительница стала играть с учеником на деньги?

– как в этих играх описано мастерство и плутовство?

Как играет герой?

Как учительнице удалось, убедить мальчика, что она не подыгрывает ему?

Как повела себя Лидия Михайловна, когда обо всем узнал директор?

Учитель: Из рассказа мы знаем, что учительница потеряла работу, но осталась ее доброта, ее душевная щедрость.

– сколько посылок пришло мальчику?

Почему он отказался от первой и вспоминает о второй? (потому что здесь учительница проявила свое внимание и чуткость, она знала о том, что мальчик никогда не ел яблоки и она их ему прислала).

Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему, естественно ей приходиться идти на хитрость, чтобы помочь не обижая своей жалостью.

Только по-настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.

«Прием пластилиновый герой»

Сейчас, используя пластилин, слепите то, что характеризует учительницу как человека.

– ребята. А ваши учителя добрые?

– а как по-вашему лучше быть добрыми или лучше строгими

Нужно ли современному учителю чувство юмора? (для чего)

Защита своих поделок.

V. Стадия рефлексии.

– Для чего как вы думаете создан этот рассказ?

Исход борьбы добра и зла может решить только добрый человек, который протянет руку помощи, проявить милосердие и любовь, таким человеком оказалась молодая учительница.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать. И если будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял зря время, ты занимаешься этой тайной, значит, ты хочешь быть человеком.

Добро – самая великая тайна на земле, помните об этом.

Почему, на этот вопрос вам ответит Распутин. (слайд)

Пример милосердия в литературе русской и зарубежной. Милосердие в произведениях литературы

Стефан Цвейг в одном из своих произведений выделил два рода сострадания. Одно является малодушным и сентиментальным. Испытывая его, человек стремится скорее избавиться от мыслей, навеянных чужим несчастьем. Подобное чувство австрийский автор назвал «нетерпением сердца». Но есть другое, истинное. Оно является не чем иным, как милосердием. Это чувство наполняет решимостью и желанием действовать. Сделать все, что в человеческих силах и свыше их. Пример милосердия в литературе русских и зарубежных авторов, а также его настоящие и мнимые формы – тема этой статьи.

Что такое милосердие?

Милосердие – это христианское понятие, под которым подразумевается заботливое и доброжелательное отношение к другому человеку. В Новом Завете оно является универсальным условием, которое должен соблюдать каждый христианин. Лишь любовь к ближнему способна приблизить к Богу. «Прежде примирись с братом своим», – говорится в Библии.

Примеры милосердия в художественной литературе встречаются в русском искусстве и произведениях зарубежных авторов. Без них, возможно, проза утратила бы свою ценность. Настоящая литература призвана передавать духовный опыт человечества. Совершить это невозможно без изображения основной христианской добродетели.

Дмитрий Нехлюдов

Пример милосердия в литературе – действия Нехлюдова после встречи с Катюшей Масловой в зале суда и осознание того, что он стал виновником ее нравственной гибели. Сюжетных линий в этом романе несколько. Трактовали произведение Толстого критики в разные времена по-своему. Но действия главного героя после его духовного воскресения подтверждают то, что руководствовался он истинным состраданием к героине – женщине, которая не сразу поверила в его добрые намерения. Способность совершать добро, несмотря на недоверие и насмешки, отличает настоящее милосердие от ложного.

Широко раскрыта тема милосердия в русской литературе. Примеры присутствуют и во многих романах и повестях Льва Толстого, и в произведениях других русских классиков.

Соня Мармеладова

Ярчайший пример милосердия в литературе – образ Сони Мармеладовой. Изображая его, Достоевский создал антипод главному герою романа «Преступление и наказание». Рассматривая этих двух персонажей, можно выявить основное различие между ними.

Мармеладова способна на истинное сострадание. Она идет на жертву ради своей семьи. Затем ради Раскольникова. Сам же Родион Романович умеет сочувствовать. Он помогает обездоленным, униженным и оскорбленным. Но делает это словно по пути к своей цели, которой он, впрочем, так и не достигнет, поскольку не руководствуется в своих действиях важными христианскими законами. И в этом заключается главная идея произведения Достоевского.

Студент

Примеры милосердия в русской литературе – герои рассказов Антона Чехова. В творчестве этого писателя присутствует безграничная вера в человека, в его способность стать лучше. Особенно сильное впечатление производит рассказ «Студент». Встреча главного героя этого произведения с двумя женщинами спасает его от одиночества и отчаяния. Действие происходит в холодный вечер, накануне Пасхи. Мысли о человеческой беззащитности перед суровой всесильной стихией одолевают молодого человека. Но вот он встречает простых женщин и, присаживаясь рядом с ними у костра, выступает в роли рассказчика. Он повествует о том, что произошло девятнадцать веков назад: о предательстве Петра и о том, как Иисус предсказал поступок своего ученика. Одна из женщин начинает плакать.

Библейская история производит на них сильное впечатление. И нет больше в душе студента сомнений. Душевное тепло растопило их. Рассказ Чехова имеет простейший сюжет, но, прочитав его, читатель постигает, насколько важно любить и уважать людей, прощать друг другу ошибки.

Лидия Михайловна

Пример милосердия в литературе – отношения героев рассказа Валентина Распутина «Уроки французского». В своих произведениях этот автор затрагивал извечные темы добра, долга и справедливости. Судьба отдельного человека – основное в его творчестве. Жить нужно не по строгим законам и четким правилам, а основываясь на понимании, любви и сострадании.

И именно этим принципом руководствуется Лидия Михайловна – учительница из рассказа Распутина. В голодное послевоенное время она стремится помочь своему ученику, нарушая все педагогические нормы. Она не только работает над его произношением. Учительница ведет со своим учеником интересные отвлеченные беседы, играет с ним в «чику» на деньги. Она пытается хотя бы в скрытой форме поддержать мальчика материально.

Герой

Тема милосердия в литературе раскрыта по-разному на всех этапах ее развития. Но русские классики о сострадании сказали так проникновенно, как, пожалуй, никто в мировой культуре. Их произведения стали образцом для авторов по всему миру. Тьма и свет везде и всегда дополняют друг друга. Как сказал персонаж Булгакова: «Люди любят деньги, легкомысленны, но в их сердца стучится иногда милосердие». В произведениях литературы последних лет тему добра и зла не так часто поднимали. Автор книги «Черное на белом» все же сделал это так, как никто прежде.

Персонаж Рубена Гальего – это он сам. Парализованный мальчик в советском интернате, которому чудом удалось выжить и рассказать о том, что происходит там. «Если ты сирота и у тебя нет ни рук, ни ног, ты обречен быть героем. Я герой», – говорит Рубен. Там, где живут дети, которые, как никто другой, нуждаются в сострадании, места этому чувству нет. Учителя врут, молодые практиканты не выдерживают «нетерпения сердца». По-настоящему честны лишь нянечки. Не все, конечно, а только настоящие.

Гальего старается в своей книге не делить людей на категории, но это ему не удается. Заботливы и ласковы только верующие нянечки. Таких мало, и их имена автор повести помнит и по сей день.

«Сашка»

Истории знакомы трогательные примеры милосердия на войне. В литературе их тоже много. Но что делать, когда это чувство становится неуместным, и его вытесняют другие – патриотизм и ненависть к врагу? Об этом повествует произведение Кондратьева «Сашка».

Русский солдат не в силах выполнить приказ командира и убить немецкого пленного. Перед ним такой же человек, как и он. Расстрелять его – спасти собственную жизнь, но поступить не по совести. Сюжет разворачивается таким образом, что Сашке не приходится совершать преступление ни против Родины, ни против своей совести. Но читатель ни минуты не сомневается, как именно поступил бы герой повести Кондратьева, если бы советский офицер не изменил своего решения.

«Чучело»

Примеры проявления милосердия в литературе обязательны для развития нравственного мира ребенка. Главная героиня повести Железнякова «Чучело» – изгой среди своих сверстников. Пострадала она в результате предательства своего друга.

Несмотря на этот неблаговидный поступок и жестокость своих одноклассников, сердце девочки не ожесточилось. Она не потеряла самообладания и оказалась выше мести и других низменных человеческих чувств.

Пересмешник

Милосердие в русской литературе связано часто с образом маленького человека. Он слаб и беззащитен. Люди не любят слабость и при виде ее отчего-то еще больше ожесточаются. Эту тему раскрыла в своем романе и американская писательница Харпер Ли.

Пересмешник – безобидная птичка. Она лишь поет людям на радость. Убить ее – большой грех. Пересмешник в произведении Харпер Ли символизирует чернокожего молодого человека, которого безвинно осуждают за тяжкое преступление. Взрослые не замечают того, что участвуют в беззаконии. Как говорит главный герой романа, адвокат осужденного: «Они сделают так еще не раз, и плакать при этом будут только дети».

Нетерпение сердца

Классическая проза формирует и корректирует душевный мир человека. Важным фактором в развитии нравственности является милосердие в произведениях литературы. Примеры, которые составляют ничтожную часть великого наследия русских и зарубежных писателей, представлены в этой статье. Возвращаясь к теме о «нетерпении сердца», которым австрийский автор назвал мнимое сострадание, следует сказать о его персонаже, офицере Антоне Гоффмиллере.

Он добр и склонен к сочувствию. Его трогает судьба девушки-калеки. Но милосердие его – это сочетание слабости, жалости и сентиментальности. Осознав, что девушка влюблена в него, Гоффмиллер предает ее и тем самым убивает. Неизгладимая вина лежит у него на душе всю жизнь и становится решающей в его судьбе. Война для него – спасение от угрызений совести. Он становится героем и получает орден Марии-Терезии. Но только он один знает настоящую цену своему героизму.

С помощью образов романа «Нетерпение сердца» Цвейг выразил свое мнение о лживой чувствительности и жалости – чувствах, которые не имеют ничего общего с истинным милосердием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector