Литературные произведения пушкина

Москва в произведениях русской литературы: Пушкин, Лекрмонтов, Блок, Гиляровский, Мандельштам, Цветаева

Главным летописцем быта и нравов Москвы был Владимир Алексеевич Гиляровский или дядюшка Гиляй, как его любовно называли москвичи.

«Я-москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я -москвич! » Невозможно представить себе Москву конца Х1Х века и начала ХХ векам без Гиляровского, как немыслимо представить ее без Кремля, Третьяковской галереи, Художественного театра.

Он был знатоком московского «дна», знатоком Хитровки- приюта нищих, босяков, отщепенцев — по большей части одаренных простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.
Хитровка любила Гиляровского, как своего защитника, который не гнушался бедностью и понимал всю глубину хитрованского горя и безрадостной жизни. Сколько нужно бесстрашия, доброжелательства к людям и простосердечия, чтобы завоевать любовь и доверие сирых и озлобленных людей.

Один только Гиляровский мог спокойно и безнаказанно приходить в любое время дня и ночи в самые хитрованские притоны и ночлежки. Его никто не посмел бы тронуть пальцем. Лучшей охранной грамотой было его великодушие. Оно смиряло даже самые ожесточенные сердца.
Никто из наших писателей не знал так всесторонне и блестяще Москву, как Гиляровский. Было просто непостижимо, как может память одного человека сохранить столько характерных историй о людях, улицах, окраинах, площадях, садах и парках, да, к примеру, почти о каждом трактире старой Москвы. У каждого трактира было свое лицо и свои завсегдатаи- от аристократического «Трестого» до студенческой «Комаровки» у Петровских ворот и от трактира для холодных сапожников у Савелевского вокзала до знаменитого Гусева у Калужской заставы, где, бряцая литаврами, лучшая в Москве трактирная машина «оркестрион» гремела песню: «Шумел-горел пожар московский».

Каждому времени нужен свой летописец не только в области исторических событий, но и летописец быта. Летописец быта с особой резкостью и зримостью приближает к нам прошлое. Чтобы до конца понять хотя бы Льва Толстого или Чехова, мы должны знать быт того времени.
Даже поэзия Пушкина приобретает свой полный блеск лишь для того, кто знает быт пушкинского времени.
Поэтому так ценны для нас работы такого писателя, как Гиляровский, — летописца быта и комментатора своего времени.
К сожалению, таких писателей у нас почти не было. Да и сейчас нет.

А они делают огромное культурное дело.
О Москве Гиляровский мог с полным правом сказать: «Моя Москва».
Хлебосольный, открытый и шумный дом Гиляровского был средоточием артистической, газетной и художественной Москвы. По существу это был (как и сейчас остался) музей культуры, живописи и быта чеховских времен.
Необходимо сохранить этот дом не только как культурную ценность, как дом, связанный с именем Гиляровского, но и как образчик московского житейского обихода конца Х1Х века.

Есть люди, без которых не может существовать литература. Это люди-своего рода бродильные дрожжи, искристый винный сок. Не важно — много ли они или мало написали. Важно, что они жили, и вокруг них кипела литературная жизнь того времени, а вся современная им история, вся жизнь страны преломлялась в их деятельности. Важно то, что они определяли собой свое время.
Таким был Владимир Алексеевич Гиляровский — поэт, писатель и знаток Москвы.

О Москве писали наши классики. «Москва. как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось, «-восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений — стихотворение «Стансы», «Кавказ» и многие другие. Москва, ее быт, различные моменты ее истории отразились во многих произведениях Пушкина. Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»:

«Края Москвы, края родные,
Где на зоре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед.
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни.
. Все пламень истребил. «

Наиболее широко облик современной поэту Москвы воспроизведен в 7 главе «Евгения Онегина»: здесь есть и картины московских улиц:

«. Вот уж по Тверской Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах»

и ироничные зарисовки московского «света», и исполненные лиризма строки:

«Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! «.

Московские впечатления другого гения российской поэзии- Лермонтова отразились в очерке «Панорама Москвы»: «. Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке. нет! у нее есть своя душа, своя жизнь. » Тема Москвы развивается Лермонтовым в романе «Княгиня Лиговская» и ряде юношеских стихотворений. Поэтические картины Москвы времен Ивана Грозного воспроизведены в поэме»Песня. про купца Калашникова». Тема Москвы раскрывается в стихотворении Лермонтова «Бородино». В поэме «Сашка» поэт писал:

«Москва, Москва. люблю тебя как сын,
Как русский, — сильно, пламенно и нежно! «

Поэты последующих поколений вновь и вновь возвращались в своих произведениях к нашей столице. Романтичный Александр Блок так рисует свои впечатления в стихотворении «Утро в Москве»:

«Упоительно встать в ранний час,
Легкий свет на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.
Я люблю тебя, панна моя,
Беззаботная юность моя,
И прозрачная нежность Кремля
В это утро — как прелесть твоя. «

Осип Мандельштам противопоставил зыбкой и туманной образности общего потока современной ему русской поэзии реалистическую конкретность, точность и изобразительную осязаемость стиха. И даже в тяжелейшие для себя и страны годы он писал о Москве замечательные строки. Поэт ощущает наступление нового дня, неразрывно связанного со столицей: «Москва — опять Москва. Я говорю ей: «Здравствуй! Не обессудь. » Москва становится для поэта средоточием и символом новизны времен, источником новой музыки. Мандельштам пишет стихи о Москве в совершенно счастливой и радостной тональности:

«Река Москва в четырехтрубном дыме
И перед нами весь раскрытый город:
Купальщики-заводы и сады
Замоскворецкие. Не так ли
Откинув палисандровую крышку
Огромного концертного рояля,
Мы проникаем в звучное нутро? »

Мандельштам тонко ощущает природу Москвы:

«Полночь в Москве. Роскошно буддийское лето.
С дроботом мелким расходятся улицы в чоботах узких железных.
В черной оспе блаженствуют кольца бульваров.
Нет на Москву и ночью угомону,
Когда покой бежит из-под копыт.

* * *
Уж я люблю московские законы,
Уж не скучаю по воде Арзни.
В Москве черемухи да телефоны,
И казнями там имениты дни. «

Марина Цветаева-поэт сложный и противоречивый. При всей сложности своего письма и мышления она ощущала необыкновенную нежность к России и Москве:

«Облака — вокруг, Купола — вокруг.
Надо всей Москвой
Сколько хватит рук!
Возношу тебя, бремя лучшее,
Деревцо мое Невесомое!
* * *
У меня в Москве — купола горят,
У меня в Москве — колокола звонят,
И гробницы, в ряд, у меня стоят,
В них царицы спят и цари.
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Легче дышится — чем на всей земле!
И не знаешь ты, что зарей в Кремле
Я молюсь тебе — до зари. «

Москва всегда служила и будет служит неиссякаемым источником вдохновения для многих поколений российских писателей и поэтов. Величие Москвы как символа России с ее сложной и романтической историей, нежное очарование древнего города всегда будет достойной темой лучших произведений поэзии и прозы.

А. С. Пушкин. Произведения о любви

К*** («Я помню чудное мгновенье. »)

Признание («Я вас люблю, — хоть я бешусь. »)

Сожженное письмо («Прощай, письмо любви! прощай: она велела. »)

Элегия («Я думал, что любовь погасла навсегда. »)

Желание («Я слезы лью; мне слезы утешенье. »)

К *** («Зачем безвременную скуку. »)

К *** («Не спрашивай, зачем унылой думой. »)

Рассудок и любовь («Младой Дафнис, гоняясь за Доридой. »)

Черная шаль («Гляжу, как безумный, на черную шаль. »)

К Наталье («Так и мне узнать случилось. »)

К *** («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу. »)

К Наташе («Вянет, вянет лето красно. »)

К ней («В печальной праздности я лиру забывал. »)

К ней («Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку. »)

Мадригал М. ой («О вы, которые любовью не горели. »)

Ночь («Мой голос для тебя и ласковый и томный. »)

Она («„Печален ты; признайся, что с тобой“. »)

Письмо к Лиде («Лишь благосклонный мрак раскинет. »)

Прощание («В последний раз твой образ милый. »)

Сновидение («Недавно, обольщен прелестным сновиденьем. »)

Литературный досуг по произведениям А. С. Пушкина

(старший дошкольный возраст)

29 января день гибели А. С. Пушкина.

Был проведен литературный досуг, посвященный этой дате.

Чтение стихов и сказок А. С. Пушкина.

Рассматривание иллюстраций к этим произведениям.

Народные игры. Посещение библиотеки на которой была организована выставка книг А. С. Пушкина.

Акция «Подари книгу детскому саду»

Образовательные – обобщить знания о великом русском поэте Александре Сергеевиче

Воспитательные – формировать у детей с помощью сказок нравственные качества личности. Вызывать чувство радости от прослушивания стихов и сказок, желание услышать другие произведения поэта.

Развивающие – развивать наглядно-образное мышление, развивать умение обобщать, развивать произвольное восприятие, развивать речь, выразительность, развивать память, творческое воображение.

Принципы проведения досуга:

Воспитывающий и развивающий характер обучения, доступность, последовательность, активность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Решение поставленных задач.

Игровой метод закрепления материала, практика коллективных действий.

Портрет и выставка книг А. С. Пушкина.

Музыкальная шкатулка. Волшебный клубочек.

Иллюстрации к сказкам и стихам А. С. Пушкина.

В группу входит сказочница (воспитатель).

Она в длинном сарафане, на голове кокошник. В руках музыкальный ларец из которого звучит музыка.

— Я сказочница Варвара, у меня для вас есть что-то интересное.

— Хотите узнать что? Тогда садитесь.

— Я приглашаю вас послушать и вспомнить интересные сказки и замечательные стихи, которые написал А. С. Пушкин. Этого великого русского поэта знают и любят и дети и взрослые. Вы узнали его?

Показ портрета А. С. Пушкина (достает из ларца).

А. С. Пушкин создавал свои произведения для взрослых, но он умел писать так просто и интересно, что многое из написанного понятно и близко детям.

В детстве А. С Пушкин тоже любил слушать сказки и сам много читал. Уже в семь лет он сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке.

— А кто чаще всего рассказывал ему сказки?

Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала ему сказки.

Сказочница достает из ларца клубочек. Он поможет путешествовать нам по сказкам. Кладет на золотую тарелочку.

В сказке может все случиться.

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится.

Скажет гостю заходи!

Сказочница катает клубочек по тарелочке и приговаривает, дети закрывают глаза: «Катись, катись клубочек по тарелочке». К кому прикатиться тот и сказку будет отгадывать.

Ребята открывают глаза и отгадывают из какой сказки зачитанный отрывок.

Показ иллюстрации к сказке.

1. «У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том……»

Сказочница после того, как дети отгадали, достает из ларца кота и дарит детям.

2. «Первый раз закинул старик невод,

Пришел невод с одною травою…..»

Сказочница дарит золотую рыбку.

3. «Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом……»

Исполняется «Белка» — фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».

Сказочница достает из ларца и дарит Белку.

4. «Долго царь был неутешен.

Но как быть? И он был грешен.

Год прошел как сон пустой…….»

Сказочница: «А чем заканчивается сказка?»

Дети вспоминают: И с невестою своей обвенчался Елисей.

Я вам предлагаю присоединиться к веселью. Свободная пляска на р. н. мелодию.

Сказочница дарит волшебное зеркальце.

Спрашивает, из какой сказки отрывок.

Зеркальце поможет превращаться вам в сказочных героев.

5. «Вот проходит восемь дней,

А от войска нет вестей…..»

Сказочница дарит золотого петушка.

Если дети не отгадывают из какой сказки отрывок, достает в подарок книгу (со сказкой, которую не отгадали).

«В мире много сказок.

Грустных и смешных.

И прожить на свете,

Нам нельзя без них.»

Игра «Подскажи словечко» (дети отгадывают слово и называют из какой сказки отрывок):

1) Его за руку взяла и в шатер свой (увела)

2) И в глазах у всей столицы петушок спорхнул (со спицы)

3) Весть царевну в глушь лесную.

И связав ее живую под сосной оставить там.

На съедение (волкам)

4) В руки яблочко взяла, к алым губкам (поднесла)

5) Остров на море лежит, град на острове (стоит)

6) Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный (дом)

7) С первого щелчка подпрыгнул поп (до потолка)

А. С. Пушкин долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы, любил он и народные игры. Давайте и мы поиграем.

Игра «Гори, гори ясно» (с подаренными сказочными героями).

После игры дети занимают свои места.

Во многих произведениях А. С. Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение, Александр Сергеевич был патриотом своей Родины.

Вот ветер тучи нагоняя.

Дохнул, завыл и вот сама

Пришла, рассыпалась клоками.

Повисла на суках дубов.

И рады мы проказам матушки-зимы.

Вот так писал о весне:

Гонимые весенними лучами

С окрестных гор снега сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют.

Стада шумят и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Ох лето красное! Любил бы я тебя.

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя нас мучишь.

Любимым временем года была осень:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Ложился на поле туман.

Гусей крикливых караван тянулся к югу,

Приближалась довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора!

Чтение стихов сопровождается показом иллюстраций времен года (на интерактивной доске).

А. С. Пушкин давно умер, а слава его растет день ото дня. Его сказки слушали и ваши мамы и ваши бабушки. А когда вы вырастите, то расскажите его сказки своим детям. Подрастая, вы будете ближе и подробнее знакомиться с творчеством А. С. Пушкина. И с каждым днем Пушкин станет вам понятнее и дороже.

Путешествие по произведениям А. С. Пушкина в страну сказок заканчивается. Пора и мне прощаться с вами. Звучит музыка.

Волшебный ларец, клубочек, зеркальце и сказочные герои остаются у вас в группе. Они помогут вам узнать новые сказки. Ну а потом, я надеюсь, вы их передадите малышам. Ведь они тоже любят сказки.

До свидания, до новых встреч в стране сказок.

После окончания досуга дети рассматривают подарки от сказочницы.

Литературные критики о произведениях А.С. Пушкина

Главная красота этих типов в их правде, правде бесспорной и осязательной, так что отрицать их уже нельзя, они стоят, как изваянные. Еще раз напомню: говорю не как литературный критик, а потому и не стану разъяснять мысль мою особенно подробным литературным обсуждением этих гениальных произведений нашего поэта. О типе русского инока-летописца, например, можно было бы написать целую книгу, чтоб указать всю важность и вс? значение для нас этого величавого русского образа, отысканного Пушкиным в русской земле, им выведенного, им изваянного и поставленного пред нами теперь уже навеки в бесспорной, смиренной и величавой духовной красоте своей, как свидетельство того мощного духа народной жизни, который может выделять из себя образы такой неоспоримой правды. Тип этот дан, есть, его нельзя оспорить, сказать, что он выдумка, что он только фантазия и идеализация поэта. Вы созерцаете сами и соглашаетесь: да, это есть, стало быть, и дух народа, его создавший, есть, стало быть, и жизненная сила этого духа есть, и она велика и необъятна

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: