Литературная викторина с ответами по сказкам Пушкина для школьников начальных классов

Сайт «Занимательные и методические материалы из книг Игоря Сухина: от литературных затей до шахмат»

Избранные викторины из книги И.Г.Сухина «Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников»

(М.: Новая школа, 1996. – 176 с.)

Пособие призвано дать занимательный литературный материал работникам системы дошкольного воспитания и обучения, учителям начальных классов всем, кто работает с детьми. Книга составлена из литературных викторин, способных разбудить фантазию ребёнка, ненавязчиво пригласить его к сотрудничеству заставить призадуматься, проанализировать ситуацию, полюбить чтение.

Для учителей, воспитателей детских садов, логопедов, библиотекарей, вожатых, родителей, детей.

“Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие” — наш третий сборник литературных затей. В отличие от книг “Незнайка, Хоттабыч. Карлсон и все-все-все” и “Хоббиты, добывайки, гномы, и прочие” он состоит из стихотворных литературных викторин.

Если первые сборники были призваны дать занимательный литературный материал учащимся начальных классов, то более половины настоящей книги занимают викторины, доступные для дошкольников.

Викторины составлены и по одному произведению (например, по стихотворению С. Маршака “Сказка о глупом мышонке”), и по двум и более произведениям. Много викторин типа “Доскажи словечко”, особо любимых дошкольниками (ряд этих викторин тематические — например, “Стихи о шахматах”).

Учителя начальной школы найдут в книге викторины, составленные по произведениям одного писателя. Так, хорошим подспорьем для уроков внеклассного чтения, на которых дети знакомятся со сказками А. Пушкина, со стихотворениями Б. Заходера, с поэзией В. Маяковского, с творениями Д. Родари, будут викторины “Царь недолго собирался”, “Жалостная песенка про кошечек и собачечек”. “Тучкины штучки”, “С машинистом, кондуктором и кочегаром” и т.п.

Тематика викторин разнообразна: они посвящены буквам, числам, шахматам, профессиям, собакам, грибам. А викторина “Серебрится река, серебрится ручей” — о “золотых” и “серебряных” словах в поэзии С. Есенина. Проводя с детьми викторины типа “Доскажи словечко”, поощряйте не только точный ответ, когда ребёнок вспомнит или угадает рифму (это не всегда легко), но и если он подберёт свою оригинальную рифму. К примеру, в викторине по стихотворениям А. Барто (“Мы с Тамарой”) рифма — имя героини. И если вместо авторского “Лелю” (п. ЗЗ) будет сказано “Олю” — это хорошо. Даже если ребёнок недостаточно хорошо знает литературное произведение, его может выручить смекалка. Так, чтобы в викторине “По фамилии Степанов” определить, какие строчки о дяде Стёпе, а какие — о его сыне, достаточно вспомнить, что дядя Стёпа — высокий, а Егор — сильный.

Примечание от 25 июля 2006 года: Один из персонажей этой книги – гном Путалка впервые появился на страницах моих книг именно здесь — в сборнике «Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: Литературные викторины для дошкольников и младших школьников» (М.: Новая школа, 1996). В 1998 году гномы Путалка, Забывалка и Загадалка встретились в книге «Литературные викторины, тесты и сказки-загадки для дошкольников и младших школьников» (М.: Новая школа, 1998. – 176 с.; http://suhin.narod.ru/zag2.htm ). В 2000 – 2002 гг. три весёлых гнома перебрались на страницы журнала «Мурзилка» (там они предлагают ребятам решить математические задания). В конце мая 2001 года вышла в свет ещё одна книга приключений Путалки, Забывалки и Загадалки – «800 новых логических и математических головоломок» (СПб., Союз, 2001; фрагменты — http://suhin.narod.ru/mat1.htm и http://suhin.narod.ru/mat2.htm ).

А здесь — в пособии «Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие» — как бы состоялся дебют Путалки — на с. 15, 17, 20. В викторинах «Всё равно его не брошу» (с.15-17; эта викторина будет приведена ниже), «О детках в клетке» (с.17-20) и «Первая буква» (с.20-33).

ТЫ МНЕ НЯНЬКУ ПОИЩИ!

Какие няньки баюкали мышонка в таких фрагментах из стихотворения С.Маршака “Сказка о глупом мышонке”.


    — Спи, мой серенький, — хрю-хрю,

Я морковку подарю!

— Мяу-мяу, спи, мой крошка!

Мяу-мяу, ляжем спать,

Мяу-мяу, на кровать.

— Куд-куда! Не бойся, детка.

Забирайся под крыло, —

Там и тихо и тепло.

— Ква-ква-ква, не надо плакать!

Спи, мышонок, до утра,

Дам тебе я комара.

— Га-га-га, усни, малютка!

После дождика в саду

Червяка тебе найду.

— Спи, мышонок, сладко-сладко,

Повернись на правый бок,

Дам овса тебе мешок!

А не слышно, что поёт.

Какую няньку маме-мышке не следовало приглашать?

ТЫ МНЕ НЯНЬКУ ПОИЩИ!

Свинка. 2. Кошка. 3. Курица. 4. Жаба. 5. Утка. 6. Лошадка. 7. Щука. Не следовало приглашать кошку.

ВЫБЕЖАЛ ИЗ МОРЯ КИТ

Вспомни, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К.Чуковского.

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

Свечка — в печку!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

Не ходи за ворота:

Кто на улицу попал —

Рюмки да бутылки,

Мама по саду пойдёт,

Мама с дерева сорвёт

И такая дребедень

То тюлень позвонит, то .

На чёрной Лимпопо,

Ни за что на свете

Не ходите в Африку,

В Африку гулять!

В Африке гориллы,

В Африке большие

Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре …

Дали Мурочке тетрадь,

Не боятся бою-драки;

Хоть и пятятся назад,

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже .

По углам, по щелям

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало,

Глянул заинька в окно,

Села бы баба за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы баба щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

А на дереве ерши

Строят гнёзда из .

Я — Великий Умывальник,

ВЫБЕЖАЛ ИЗ МОРЯ КИТ

1. Воробей. “Тараканище”. 2. Грибами. “Путаница”. 3. Кровать. “Мойдодыр”. 4. Золотые. “Муха-Цокотуха”. 5. Пропал. “Краденое солнце”. 6. Дорожке. “Федорино горе”. 7. Калошки. “Чудо-дерево”. 8. Олень. “Телефон”. 9. Гиппопо. “Айболит”. 10. Крокодилы. “Бармалей”. 11. Осетра. “Обжора”. 12. Рисовать. “Закаляка”. 13. Шевелят. “Тараканище”. 14. Посадили. “Путаница”. 15. Брюки. “Мойдодыр”. 16. Лавочки. “Муха-Цокотуха”. 17. Темно. “Краденое солнце”. 18. Тараканы. “Федорино горе”. 19. Лапши. “Чудо-дерево”. 20. Командир. “Мойдодыр”.

ВСЁ РАВНО ЕГО НЕ БРОШУ

Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи А.Барто. И вот что у него получилось.

Литературная викторина с ответами по сказкам Пушкина для школьников начальных классов

Для того, чтобы сделать изучение литературных произведений более интересными и запоминающимися, можно воспользоваться таким познавательно-развлекательным методом, как викторина. В рамки данной методики можно поместить любую прочитанную книгу, будь то викторина по Пушкину или же викторина по произведениям Родари.

Подобное тестирование полученных знаний схоже с игровой формой, а всем известно, что во время игры информация усваивается наиболее хорошо. При этом можно совместить не только литературные знания, но и другие. Например, викторина по произведениям Пушкина может содержать такие вопросы:

— Какое произведение Пушкина воодушевило П. Чайковского на создание одноименной оперы? («Пир по время чумы», «Мазепа», «Руслан и Людмила»).

На лицо одновременная проверка знаний по литературе и музыке.

— На картине какого известного живописца «Пушкин на лицейском экзамене» изображен Пушкин и Державин? (Н. Ге, В. Тропинин, И. Репин).

Вот так литература тесно пересекается с изобразительным искусством.

Произведения Пушкина столь многочисленны, чтовикторина по сказкам для детей и дошкольников может быть составлена как по прозе, так и по стихам.

Грядущие зимние праздники прекрасно укладываются в рамки викторины к Новому году, где вопросы по стихам Пушкина сочетаются с другими произведениями известных поэтов. Вариации на тему викторин безграничны и зависят лишь от фантазии родителей или педагогов и количества прочитанных ребенком книг.

Литературная игра для 3 класса

Игра викторина «В мире любимых книг» с ответами

Цели:

— расширять кругозор, способствовать развитию интеллекта;

— обучать коммуникативным навыкам общения.

Ход игры

Игра аналогична телевизионной передаче «Кто хочет стать миллионером». Если игрок отвечает правильно на 5 вопросов, он получает ручку, если на все 10, получает блокнот или какой- либо другой приз.

Можно воспользоваться 3 подсказками: «50×50», «Помощь зала» путем голосования и «Помощь друга».

Вступление

— Если вы хотите стать миллионером, узнать сто тысяч «почему?», ответить на вопросы «что? где? когда?», приглашаем вас принять участие в нашей игре.

Уверяю вас, вы получите миллион знаний, станете обладателями всесторонней информации. А тот, кто владеет информацией, как известно, владеет миром. А это богатство бесценно! Не забывайте про 3 подсказки.

I тур

Загадка. Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы.)

1. Какой литературный жанр начинается со слов «Жили- были»?

2. Кто в половодье спас зайцев?

Ответ: дед Мазай.

3. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове?

в) Робинзон Крузо;

б) Питер Пен; Ответ: Робинзон Крузо.

г) барон Мюнхгаузен.

4. Кто автор басни «Мартышка и очки»?

5. О ком идет речь:

А сама-то величава?

Выступает, будто пава,

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит?

в) Спящая красавица;

б) царевна Лебедь;

г) Красная Шапочка.

Ответ: царевна Лебедь.

6. Кто написал сказку «Кот в сапогах»?

а) Г. X. Андерсен; в) Л. Н. Толстой;

б) А. С. Пушкин; г) Ш. Перро.

7. Чем угощала Мальвина Буратино?

8. Как звали соломенное чучело из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города»?

а) Страшила; в) Дурило;

б) Мочило; г) Парило.

9. Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?

а) в пещере; в) на дереве;

б) на берегу; г) под корягой.

Ответ: на дереве.

10. Что предложила жаба в качестве лекарства для Буратино?

а) сироп; в) таблетки;

б) касторку; г) настойку.

II тур

Загадка. С бородой родится, никто не дивится. (Козел.)

1. Как звали девочку из сказки Г. X. Андерсена?

2. Какая из сказок не является сказкой А. С. Пушкина?

а) «Сказка о попе и работнике его Балде»;

б) «Сказка о золотом петушке;

г) «Сказка о золотой рыбке».

3. Кто из героев четвертым увидел теремок?

а) медведь; в) заяц;

4. Старик порядка, который вернул зайцу недвижимость, отнятую незаконным путем: обманом и хитростью?

а) петух; в) собака;

б) волк; г) сторож.

5. Какое из произведений написал С. Михалков?

а) «Муха-Цокотуха»; в) «Дядя Степа»;

б) «Тараканище»; г) «Аленький цветочек».

Ответ: «Дядя Степа».

6. О ком идет речь:

Ростом только три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

7. Из какой сказки эти слова: «Дети мои любезные! Кто из вас сможет поймать в моем саду Жар-птицу? Кто изловит ее живую, тому еще при жизни моей отдам половину царства»?

б) «Иван-царевич и серый волк»;

в) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;

Ответ: «Иван-царевич и серый волк».

8. Наследник трех толстяков.

б) Бетси; г) Артур.

9. В какой сказке девочка зимой отправляется за цветами?

а) «Морозко»; в) «Двенадцать месяцев»;

б) «Снежная королева»; г) «Дюймовочка».

Ответ: «Двенадцать месяцев».

10. Какое дерево лишило Карабаса Барабаса драгоценной бороды?

Презентация Викторина по сказкам Пушкина

Презентация представляет собой демонстрационный материал к уроку литературного чтения. Для обобщающего занятия по теме выбрана форма викторины. Организация учебного материала стимулирует мыслительную деятельность школьников, развивает образную память, воспитывает интерес к творчеству русского поэта и любовь к чтению. Вопросы и задания викторины позволяют обобщить знания учеников и провести скрытый контроль владения материалом.

На экран выводится текст задания и необходимая иллюстрация к нему. Верный вариант ответа появляется на экране с помощью эффекта анимации, что дополнительно привлекает детей. Материалом к презентации послужили шесть сказок Пушкина. Сложность заданий соответствует уровню школьников начальной школы. Формулировка вопросов побуждает к размышлениям, рассуждениям.

Разработка к занятию содержит четырнадцать слайдов. На экран выводятся следующие виды заданий:

— определить название произведения по строкам;

— вспомнить слова персонажей в определенной ситуации;

— озаглавить иллюстрацию и вспомнить название сказки;

— прочитать строки с указание чисел (7, 3, 30, 33);

— составить кроссворд, чтобы получилась фамилия поэта.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector